И пусть православная вера, господствуя таким образом во всем нашем существе, будет в то же время верой исповеднической, да знают все, что она есть для нас самая главная сила, есть наша победа, победившая мир. 243 В данном случае наши предки должны опять быть для нас примером. Всем своим религиозным бытом они открыто исповедовали свою православную, царствующую в них веру и свидетельствовали, что она для них дороже всего в мире. Они не стыдились быть православными, и в своей личной, общественной и государственной жизни и деятельности показывали, что вера православная составляет сущность их жизни и к ней направлены всецело их сердца. К несчастью для России, уже при Петре, как видели мы, наши предки под влиянием протестантизма и западного просвещения начали стыдиться своей веры, стали прятать ее. Этот стыд своей веры, исходящий из тщеславного опасения показаться отсталыми пред либерально и атеистически настроенными образованными людьми, в последнее время, пред гибелью нашей родины, достиг высшей своей степени. Не вера православная, а этот пагубный стыд стал господствующей силой в России, в особенности для интеллигентного русского общества. Движимое ложным стыдом множество русских людей становилось в ряды безбожной и революционной интеллигенции, хотя их разум и совесть были против этого малодушия. К великому сожалению, и до сих пор большая часть русских людей, по крайней мере, проживающих за границей, не может расстаться с этим позорным и гибельным стыдом, и хотя имеет православную веру, но ее не исповедует как свою господствующую силу. Поэтому к ним относятся слова Христа: А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. 244 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами. 245 Приведенные слова Христа показывают, что недостаточно только веровать православно: надо еще нашу веру исповедовать, если мы не хотим быть отверженными от Бога за наш ложный стыд, который, конечно, исходит из нашего тщеславия. А грех тщеславия так велик, что при нем нельзя даже иметь истинной спасительной веры во Христа, почему Он и сказал: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу. 246

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Идумеяне были народ воинственный; живя в неприступных скалах, укрепленных еще более искусством человеческими, они делали разбойнические нападения на соседей, особенно на иудейское царство, и за это были в презрении у народов. Разграбив ту или другую область, они спешили укрыться в своих скалах и оставались безнаказанными. Это возбудило в них гордость и надменность, с которыми они говорили; «кто нас свержет на землю» (1–3). Но пророк говорит: «вот он получил откровение от Бога, что уже дано поведение народам языческим, чтобы они шли войной против Идумеи, которую не спасет их твердыня» (ст. 4). С 5-го стиха пророк как бы видит уже картину полного опустошения Идомеи от ее же союзников (язычников), причем искусные в военном деле и всегда храбрые Идумеяне потеряют всякий смысл и упадут духом (5 – 9). Это пророчество исполнилось при Навуходоносоре, в 5-й год по разрушению Иерусалима разрушившими Идумею ( Иер. 49, 7 ). С 10-го стиха пророк указывает причину погибели Идумеи. «За притеснение брата твоего Иакова покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда; за то, что ты, Едом, принимали участие в опустошение Иерусалима филистимлянами (10 –11). Тебе не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день погибели их, не следовало бы входить в ворота Иерусалима в день погибели их, не следовало бы входить в ворота Иерусалима в день несчастия его, грабить и убивать бежавших иудеев (12–14). Ибо близок день суда Божия на все народы и как ты поступал с Иудеями, так будет поступлено и с тобой; как ты губил других, так погубит и тебя» (15–16). Пророчество о спасении от Сиона и об открытии царства Господня Ст. 17 –21. «Между теми как Идумеяне будут наказаны, жители Сиона спасутся и будут святы, дом Иакова наследует свои наследия (17), как огонь солому, Иуда сожжет дом Исава (18), южные (иже в Нагеве). т.е. иудеи, овладеют горой Исава». Это исполнилось за 130 до Р. X. через Иоанна Гиркана, который покорил Идумею, несколько оправившуюся после халдейского погрома (Мал, 1 гл.), заставил Идумеян принять обрезание, и с этого времени они слились с Евреями и потеряли свою национальность (Иосиф Флавий Ant.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Иегова, сказавши выше (21–24 ст.), что Ему не угодны всесожжения и приношения, что Он хочет правды, спрашивает: Одному ли Мне вы приносили жертвы в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев, а не вместе ли и другим 6огам? 27 стих служит ответом: вы носили, как и в настоящее время носите, скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана; Молох – Аммонитский бог, тоже, что Вааль, бог солнца; Ремфан – название Сатурна – злое божество, звезду бога вашего с еврейск. подножие идолов ваших. «За это переселю вас далее Дамаска». Глава 8-я. Суд Божий над Израилем Cm. 1. Пророк увидел корзину со спелыми плодами, 70 – клетку, наполненную птицами. Ст. 2 Это видение означало, что приспел конец Израилю. «Корыстолюбие, жестокость и угнетение бедных, обманы в купле и продаже колеблют землю и навлекают тяжкие наказания, которые как бурный поток разольются по земле, как мрак покроют ее и будет плачь по всей земле (3–10). В те дни наступит голод, но не вещественный, а духовный – глад слышания слова Божия, сыны Израиля будут скитаться от моря до моря, от севера к востоку, ища слова Господня и не найдут его (2 Пар., 15: 3). Истаевая от этой жажды, они падут и уже не встанут» (11–14). Эта угроза исполнилась частию во время плена Ассирийского, но главным образом во времена Мессианские, когда Евреи за отвержение Христа, потеряли всю свою святыню, лишились откровений и разорялись по всей земле навсегда. Глава 9 -я. Пророчество о восстановлении Скинии Давидовой Пророк увидел Господа стоящим над жертвенником Вефильским и услышал голос, повелевавший разрушить этот жертвенник. Cm. 2. Народ нигде не найдет себе спасение Ст. 3. На горе Кармилъ стоял идол Ваала, который также не спасет от погибели. Ст. 4. И в плену они не спасутся. С 11 cm. меняется тон речи и предсказывается о мессианском времени. Выражение «в той день» (тоже, что «в последние дни») указывает на время Мессии. Скиния Давидова падшая, царский род Давидов, который претерпел погибель и плен. Падшая – трещины. Дни ежа – древние дни (при Давиде и Соломоне).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Ин.15:16 ). Апостол сам указывает на существенное требование для принятия апостольства: – призвание не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых – υ π νϑρπων υδ δ νϑρπου, λλ δι Ιησου Χριστου α Θεου Πατρς του γεραντος Ατν νερν ( Гал.1:1 ). И мог ли апостол чрез простое субъективное видение быть уверен, что он получил такое служение? При самом же начале его обширной и многотрудной деятельности полились на него потоки страданий ( 2Кор.11:23–28 ), которые в состоянии были поколебать самое твердое сознание; между тем, мы нигде не находим и намека на такое колебание в Павле. Если бы его апостольство было следствием его субъективного видения, то неужели его ясный, проникающий до последнего основания вещей, ум не узнал бы впоследствии, что первым толчком к его перевороту, к его служению было свидетельство христиан? И ужели это самообольщение? Если я благовествую, говорит он в одном из своих посланий, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо если я делаю это добровольно, то буду иметь награду, а если не добровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда ( 1Кор.9:16–18 )? Это ли голос самообольщения? Это ли голос сознательной лжи? Нужда ми належит: это голос ясного и глубокого сознания не добровольного, но возложенного служения, возложенного Тем, Которому не повиноваться он не может, ибо горе, если он не исполнит вверенного ему. Это голос непреодолимого внутреннего побуждения, вытекающего из величия самого служения, которое по тому самому не может быть не исполнено. Апостол до того уверен в правоте своего дела и в истинности и единственности своего Евангелия, что смело говорит: если и ангел с неба благовестит вам не то, что мы благовествовали, анафема да будет ( Гал.1:8 ). Таким образом, в Павле никак не могло произойти мечтательное видение, и, тем более, не могло оно иметь такие следствия. Здесь между причиною и действием нет логических отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры . Гл.XIV), потому что повреждение природы грехом оказывается в таком случае чем-то вроде кармы, или роком. Ср.: «…между грехом и гибелью от греха определена непосредственная причинная зависимость» (прот. Петр Гнедич. Гл.V). Кем (или чем) эта «причинная зависимость» может быть «определена», если не Богом? На что и указывают представители «юридической» теории: “В чем же, в каких словах выразилось Божие осуждение прародителей? Не в чем ином, как в райской заповеди: в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь ( Быт 2, 17 ). Осуждение Божие на смерть, проклятие Божие implicite, но условно было в приведенных словах Творца Промыслителя” [митр. Елевферий (Богоявленский). Об искуплении.]. “Эти грозные слова, – рассуждает и архимандрит Серафим, – Божественного правосудия содержали в себе проклятие для людей в случае нарушения ими данного для них Божественного закона” [архим. Серафим (Соболев) . Искажение православной истины…]» (прот. Петр Гнедич. Гл.V). 53 Очевидный характер теодицеи, который носит противоюридическая теория, берущаяся «оправдать Бога» (словно сама не нуждаясь в оправдании), отвести от Него недостойные, как ей кажется, Его сущности «свойства», напоминает один евангельский эпизод: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( Мф 16:21–23 ). 55 Ср.: «Снова подвергни исследованию кровь и очистилище. Кровь кропилась, очистилище принимало ее и происходило очищение. Что такое очистилище? Опять послушай, что говорит Павел в послании к Римлянам: “потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, кровью Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его” (3:23–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Иоанна гл. 5) вместе с речью о духовном воскрешении верующих в Него соединяет речь и о всеобщем воскресении; поэтому и в типологической речи пророка нельзя не видеть указания и на это последнее воскресение мертвых, которым завершатся все прежние воскресения и оживления. Тела по смерти превращаются в прах, разносимый во все концы Мира, входящий в состав и жизнь бесчисленных существ, преемственно и потомственно переходящие в многие иные существа. Все части тела, превращаясь в простейшие стихи, до такой степени перемешиваются в общей массе, что ни какая сила органическая не может различить и разграничить их. Естественный разум не допускал возможности органического соединения этих рассеянных по миру частиц, но Евангелие открыло нам, что пред вторым пришествием Спасителя умершие услышат глас Сына Божия и восстанут, соберутся со всех концов земли в один неисчислимый собор пред лицом Судьи живых и мертвых.– С 15-го стиха до конца главы к этому символическому видению пророк присоединяет речь о Мессии, как Пастыре, имеющем собрать рассеянную паству Свою в одно стадо. Господь повелел пророку взять два жезла, на одном написать Иуду, на другом Иосифа, и соединить вместе (15–17). И когда спросят тебя сыны людей твоих, что это значит, ты скажи: так говорит Адонаи-Господь, вот Я соберу из рассеяния оба царства и соединю в одно, и они будут жить в своей земле, и князь один у них будет царем, и более они не разделятся на два царства (ст. 18 – 21). Это пророчество исполнилось после Вавилонского плена, как видно из 1-й книги Ездры: возвратившись из плена, Евреи составили одно царство, которое и существовало до самого разрушения Иерусалима Римлянами. С 23 ст. пророчество переходит в Мессианское. И не будут они более почитать идолов и предаваться нечестию, Я очищу их, буду их Богом, а они будут Моим народом, и Раб Мой Давид будет Князь и Пастырь един у всех во век ( Дан. 9, 24 ), и Я заключу с ними завет мира вечный и дам освящение Мое им на веки (вечность церкви освящающей) и будут святая Моя среди их в век (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Как много их было в Ее жизни и как рано они у Нея начались! Еще не родился Господь, а сердце Пречистой Девы Марии было поражено страшной скорбью, когда Она зачала нашего Спасителя от Св. Духа. Праведный Иосиф стал помышлять, что Дева Мария непраздна от соединения с кем-либо из людей, и, не желая причинять Ей какое бы то ни было зло, хотел тайно удалить Ее из своего дома. Трудно было самой Пречистой Деве Марии свидетельствовать о Своей невинности и Своей ангельской божественной чистоте. И Она несомненно тяжко страдала от этого подозрения своего обручника. Потребовалось особое божественное вмешательство, чтобы освободить Пречистую Деву от этого весьма тяжкого скорбного бремени. Ангел Божий явился во сне Иосифу и сказал ему: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь имя Ему Исисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф. 1,20–21 ). Как только родился Господь, у Пречистой Девы Марии появилась новая тяжкая скорбь. Ирод послал в Вифлеем убийц, чтобы погубить родившегося Христа. Деве Марии с Божественным Младенцем и праведным Иосифом пришлось бежать в Египет. Как свидетельствует церковное предание, во время этого бегства на святую семью напали разбойники и она чуть не погибла. Скорбна была жизнь Пречистой Девы Марии при воспитании Христа, ибо Ей приходилось все Самой делать по домашнему хозяйству и даже зарабатывать Себе насущный хлеб для пропитания и Себя и Своего Божественного Младенца. Церковное предание говорит, что Она весьма искусно ткала золотом по шерстяной материи и шила церковные одежды. (При распятии Христа воины не разодрали Его верхней одежды, слишком художественно она была выткана пречистыми руками Девы Марии.) Но особенно тяжелые скорби начались для Нее, когда Господь выступил на общественное служение, когда книжники и фарисеи не раз пытались в своей ужасной злобе убить его. Эти скорби Божией Матери дошли до самых крайних пределов на Голгофе у подножия Креста Господня, когда исполнилось во всей силе над Нею пророчество праведного Симеона о прохождении оружия через Ее сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Книга пророка Аггея состоит из четырех кратких речей, произнесенных в 6, 7 и 9 месяцах второго года царствования Дария. В первой своей речи (1, 1–11), пророк обличает своих соотечественников в том, что они, обстроивши свои дома, оставляют Храм Божий в запустении и уверяет, что неплодородием и скудостью во всем они наказываются за этот грех . Плодом увещаний пророка было возобновление работ по построению храма (12–15). Через месяц после того обращая внимание на бедность Нового храма в сравнении с великолепием прежнего, пророк увещевает народ не унывать и предсказывает, что слава второго храма превзойдет славу первого тем, что в него войдет Ожидаемый всеми народами (Мессия) и на месте сем Иегова даст мир (2,1–9). В третьей речи, произнесенной спустя два месяца, пророк для поддержания ревности строителей храма, указывает на то, что без храма, в котором одном совершается очищение и освящение людей, все они были нечисты, а потому и сами жертвы их были неугодны Богу, но когда построен, будет храм и люди освятятся в нем, то Господь пошлет им свое благословение (2, 10–19). В последней речи пророк обращается к Зоровавелю и говорит, что Иегова ниспровергнет престолы и царства языческие, но его примет под свое особенное покровительство (20–23). Глава 1-я. Обличение Иудеев в нерадении о построении храма и угроза Божьим наказаниям Ст. 1-й. Во 2-й год царствования Дария пророк Аггей обратился с обличительной речью к Зоровавелю, правителю Иудеи, первосвященнику Иисусу и всему народу. Ст. 2-й. «Так говорит Господь: народ этот говорит: не пришло еще время строить храм. Ст. 3–4. А вам, обличает пророк от лица Божия народ, пришло время жить в домах украшенных, тогда как дом Мой в запустении? Ст. 5–6. Оттого у вас недостаток во всем. Обратите внимание на вашу жизнь. Вы сеете много, а получаете мало, собираете и как будто кладете в дырявый мешок. Ст. 7–8. Исправьте вашу жизнь: идите на гору, носите деревья и стройте храм, и Я буду благоволить к нему и прославлюсь, говорит Господь. Ст. 9–11. За такое нерадение ваше о храме небо заключится и не даст вам росы, и земля не даст вам своих произведений. Ст. 12–15. И послушались Заровавель, Иисус и народ гласа Господа Бога своего и слов пророка Аггея и стали они производить работы в доме Божьем». Глава 2-я. Пророчество о славе второго храма

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Море представлялось в древности царством злато духа ( Иов. 40–41 гл.). Следовательно, четыре зверя, вышедшие из моря, суть враги царства света (ст. 1 – 3). Первый зверь был подобен львице, но имел крылья, как у орла, я смотрел, пока вырваны у него были крылья, и он стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано было ему (ст. 4). Второй зверь был подобен медведице и имел три клыка во рту между зубами, ему сказано было: встань, ешь мясо много (ст. 5). Зверь третий был подобен барсу, на спине у него было четыре птичьих крыла и четыре головы было у него и власть дана была ему (ст. 6). После сего я увидел: вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный, у него были большие железные зубы, он все пожирал и сокрушал, остатки же попирал ногами и десять рогов было у него (ст. 7). Когда я смотрел на эти рога, вот вышел между ними еще небольшой рог и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и в этом роге были глаза, как у человека, и уста, говорящие высокомерно (ст. 8). Видел я, наконец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями в белых одеждах и с белыми волосами; престол Его, как пламя огня, и река огненная перед Ним; тысячи тысяч ангелов служили Ему и тьмы тем их предстояли пред Ним; судьи сели и раскрылись книги (ст. 9–10). Видел я тогда, что за высокомерные слова, которые говорил этот рог, он был убит и тело его предано было на сожжение огню (ст. 11). И у прочих зверей отнята была власть и жить дано было им до определенного времени (ст. 12). Потом на облаках пришел к Ветхому днями (Первое Лицо Св. Троицы, Которое на основании этого видения и изображается в виде старца в белых одеждах, что служит символом вечности и святости) Сын Человеческий (Мессия), Которому и дана была власть над всем миром на веки (ст. 13–14). Увидевши такое видение, пророк пришел в трепет и, недоумевая о значении его, обратился к одному из ангелов, стоящих около престола, прося его объяснить смысл виденного (ст. 15–16). И сказал ангел: четыре зверя – это четыре царства восстанут на земле, которые потом уничтожатся и царство примут святые Вышнего (последователи Мессии), которые будут владеть им вечно (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Мы утешались утешением вашим» ( 2Кор.7:12–13 ). В самом деле, мы видели в Вас всегда искренне доброжелательного товарища, сочувствовавшего нашим горестям и радостям. Мы видели Вас всегда при всяких горестных и радостных обстоятельствах, совершавшихся в нашем преподавательском кружке, хотя Вы и не жили в стенах семинарии. Не говоря никогда ни слова о своих собственных заслугах и достоинствах, Вы умели находить и ценить достоинства Ваших сослуживцев, и никогда не позволяли себе обсуждать поступки со-товарища, не сказали ни о ком никакого слова, которое равнялось бы осуждению. В этом случае, Вы свято исполняли завет древнего мудреца, который столько лет сами изъясняли своим слушателям: «не будь мудрецом в глазах твоих» (Пр.3:7); «скудоумный (человек) высказывает презрение к ближнему своему, а разумный молчит» (Пр.11:12). «Ваша мудрость была всегда чиста, мирна, скромна» ( Иак.3:17 ). Когда случались какие-либо перемены в нашей жизни или слыша­лись тревожные слухи о готовящихся переменах, Вы отно­сились к ним спокойно, как истинный мудрец. В этом случае Вашему уму, конечно, предносилось великое наставление Екклесиаста: «не говори: отчего это прежние дни были лучше нынешних? Потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом» ( Ек.7:10 ). Это спокойствие Ваше часто умиряющим образом действовало и на нас, и мы сами спокойнее относились к разного рода тревожным вестям, со­знавая, что все эти тревоги не иное что, как «суета и напрасное томление духа, что все это было уже в веках, бывших прежде нас» ( Ек.1:14–10 ). Правда, Вы не прочь были поделиться с нами своими мыслями по поводу разных, касавшихся Вас и нас обстоятельств, но слово Ваше было всегда обдуманно, растворено солью и потому, доставляло благодать слышавшим ( Еф.4:29 ). Притом Вы говорили с нами всегда прямо и открыто, да Вам и не нужно было что-либо скрывать, потому что мысли и чувства Ваши, как в этом мы уверены, были всегда добрые. В общих преподавательских занятиях наших на экзаменах, мы всегда пленялись Вашей особенной деликатностью и Вашим светлым настроением, какое не покидало Вас и в эти тя­желые для преподавателя часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010