Но ясно для нас должно быть и то, что мы русские православные люди должны делать теперь, чтобы возродить Россию. Её прошлое и настоящее повелевают нам положить в основу её будущего строительства православную веру и власть самодержавного царя. В этом должна состоять идеология каждого русского человека и, следовательно, Русского Трудового Христианского Движения. Поэтому оно должно, во-первых, поставить своею целью проповедь православной веры. Пусть православная вера будет самою первою исходною точкой отправления во всей его деятельности. Пусть Движение никогда не забывает, какое значение имела вера в жизни израильского народа. Свидетельство об этом мы находим в следующих словах Ап. Павла: Верою совершил он (Моисей) Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Верою перешли они Чермное море, как по суше; на что покусившись, Египтяне потонули. Верою пали стены Иерихонские… Верою Раав блудница с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путём), не погибла с неверными. И что ещё скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иефате, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста льва, угашали силу огня, избегали острия меча, укрепляли от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих 959 . В Библии мы находим много свидетельства, которые показывают нам, как Господь хранил и прославлял этот народ, когда он руководствовался в своих деяниях православною верою. Но та же Библия свидетельствует которая показывают нам, как господь хранил и прославлял этот народ, когда он руководствовался в своих деяниях православною верою. Но та же Библия свидетельствует, как Господь за отступление от веры карал народ израильский всевозможными болезнями и бедствиями, отдавал в пленение врагам, подвергал рассеянию среди язычников и до тех пор его наказывал, пока он не смирялся перед Ним и не возвращался к истинной вере 960 . Во-вторых, пусть Русское Трудовое Христианское Движение поставит своею целью и проповедь о необходимости для будущей России царской самодержавной власти, как одной из основ её возрождения и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Новая сторона Апостольского служения раскрыта в последующей беседе Спасителя. Несправедливо эту беседу (с 15 ст. 21-й гл.) считают за новое явление. Если замечание Евангелиста: это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении (ст. 14), по-видимому, указывает конец явления, то дальнейшее выражение: когда же они обедали (ст. 15), дает прямое и сильное доказательство в пользу строгой связи повествования и единства явления. Какой же характер и какое значение этой беседы? Нельзя отрицать того, что эта беседа служила к восстановлению Петра в прежнее положение. Троекратный вопрос Спасителя имеет отношение к троекратному отречению Петра. Но нельзя остановиться на одном этом. 103 Контекст дает другое значение этой беседы, которое мы узнаем лишь тогда, когда будем смотреть на это отделение, как на продолжение предшествующего. Как там, так и здесь имеется в виду Апостольское служение вообще, но только указываются различные его стороны, и вот различие образов. В рассматриваемом отделении содержится наставление относительно прохождения Апостольского служения. Чтобы проходить такое служение, для этого нужно иметь истинную и крепкую любовь к Господу, и вот смысл вопроса: любишь ли ты Меня? (ст. 15). Как мы знаем из предречений самого Иисуса Христа о будущей деятельности Апостолов, при своей проповеди они имели подвергнуться многим лишениям и бедствиям, и особенно, ап. Петр, – и вот речь обращается к нему: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, чем они? Паче сих: не только это было намеком на его прежнее обещание (Мф.26:33), не только напоминало о поступке ревности его в саду Гефсиманском, который выделил его от всех других, но оно указывало и на то, что имеющему подвергнуться особенно сильным страданиям внутренним и внешним должно иметь и любовь больше других, чтобы перенести все. Какие же эти страдания? Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел, а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь (ст. 18). Это – пророчество Иисуса Христа о мученической смерти Петра, замечает Евангелист (ст. 19). Таким образом, вся эта речь, как и пророчество о мученической кончине Петра, имела целью наставление и укрепление учеников в деле прохождения их трудного Апостольского служения. И это пророчество о мученической смерти не простое сообщение, но важное для цели. Если ты хочешь пребыть Моим, любящим Меня учеником, то вот что тебе предстоит. Так и апостолу Павлу непосредственно по призванию Господь открыл, что он много должен пострадать за имя Его ( Деян.9:16 ). Апостол не сомневался, что он чрез страдания и смерть идет к прославлению. Подобное относилось и к другим Апостолам, но не ко всем, и вот далее выделяется Иоанн (20–23). Итак, и это явление имело важное значение для учеников, и было необходимо, как приготовление учеников к прохождению трудного служения Апостольского.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

О происхождении царской власти от Бога мы имеем прекрасное, основанное на Св. Писании учение Московского митрополита Филарета. Имея в виду слова Ап. Павла: нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены, 286 он говорит: «В семействе должно искать начатков и первого образца власти и подчинения, раскрывшихся потом в большем семействе – государстве. Именно: отец есть... первый властитель... но как власть отца не сотворена самим отцом и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека: то и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой власти, а следственно и всякой последующей между человеками власти, есть в Боге – Творце человека, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле цари царствуют ( Еф. 3:13 ); потом, когда сыны сынов разродились в народ и народы, и из семейства возросло Государство, необъятное для естественной власти отца, – Бог дал этой власти новый искусственный образ и новое имя в лице Царя, и таким образом Его Премудростию цари царствуют ( Притч. 8:13 ). Во времена неведения, когда люди забыли Творца своего... Бог – вместе с другими тайнами Своими – и тайну происхождения предержащей власти даже чувственным образом представил пред очами мира в избранном для сего народе еврейском; именно: в патриархе Аврааме чудесно вновь сотворил он качество отца и постепенно произвел от него племя, народ и царство; Сам руководил патриархов сего племени; Сам воздвигал судей и вождей сему народу; Сам царствовал над сим царством ( 1Цар. 8:7 ); наконец, Сам воцарил над ним царей, продолжая и над царями чудесное знамение Своей верховной власти. Посему Бог и называется царь царствующих и Господь господствующих, ибо Господне есть царство, и Он – Владыка над народами ( Пс. 21:29 ). В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней ( Сир. 10:4 ). 287 Говоря о происхождении от Бога царской власти в ветхозаветные времена, митрополит Филарет дополнительно указывает, что и в новозаветный период времени царская, уже христианская, власть, начиная с Константина, произошла тоже от Бога. Это случилось после того, как Господь Сам обратил Константина в христианскую веру перед битвой его с Максентием чудесным явлением ему в солнце креста с надписью «Сим побеждай». Вслед за тем Господь явился Константину во сне и повелел ему сделать знамя, подобное виденному на небе и употреблять его для защиты от врагов. Св. Константин исполнил повеленное ему от Бога, победил Максентия, сделался единовластным государем Римской империи и крестился. 288

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Он уже и сказал это: и прославих, и паки прославлю ( Ин.12:28 ). Но это лишь одна сторона дела. Этот Иисус из Назарета не был только обыкновенный человек, но Сам Бог Слово, Единородный Сын Божий. Если же так, то не тем ли более слава и любовь Отца должны были необходимо увенчать славою этого Единородного, Который, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку, – Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной? Вот почему Иисус Христос Сам указывал славу и любовь Отца, как основание Своей надежды на прославление. Как Он в продолжение всего Своего земного бытия признавал и исповедовал Свою зависимость от Отца по человечеству, как Он всегда говорил, что Он послан Отцом для совершения возложенного на Него служения; так Он и ожидал за совершение этого дела прославления от Отца. Посему Он просит Отца Своего пред Своими страданиями: Отче, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. Я совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня ты, Отче, славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин.17:1,4–5 ), т. е. и в человеческой моей природе прояви полное единение с Тобою. И как ранее Он выражал полную надежду Свою на прославление: Бог прославит Его в Себе и вскоре прославит; так Он и умирает со словами полной надежды: Отче, в руце Твои предаю дух Мой. Вот почему Иисус Христос и Своим ученикам всегда указывал на любовь Отца, на которую они должны возлагать все свои надежды: веруйте в Бога ( Ин.14:1 ). И когда совершилось чудо воскресения, ученики изъяснили это явлением славы Божией, как доказательство любви, которую Бог явил Своему Сыну, по которой это не могло быть иначе. Бог воскресил Его (Иисуса), расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его ( Деян.2:24 ), – так говорил Апостол Петр иудеям. Невозможно было (ο ν δνατον): Бог не мог этого допустить, или Он был бы не Бог и не Отец Своего Сына. Но еще яснее выражает эту мысль другой Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Очевидно, что принцип " построения Тела Христова " противоречит православному учению о Церкви, так как Тело Христово не нуждается в построении, им является Святая Православная Церковь : " И вы – – тело Христово, а порознь – – члены " . (1Кор.12:27) Мы не считаем оправдание факта экуменической деятельности возможностью проповеди среди инославных. Это не соответствует действительности и противоречит Священному Писанию: " Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся " . (Тит.3:10) " Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию , которое приняли от нас " . (2Фесс.3:6) " Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей " . (Пс.1:1) " Возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду " . (Пс.25:5) Об этом же писал Свт. Серафим (Соболев): " Присутствуя на еретическом собрании, которое экуменисты называют " Всецерковной конференцией " , " собранием всех христианских церквей " и " единою святою Христовой церковью " , православные представители тем самым фактически утверждают бытие этой " единой святой церкви Христовой " со всеми ее еретическими заблуждениями. Следовательно, без слов, без всякого писания православные представители-экуменисты одним своим присутствием на экуменической конференции будут содействовать ниспровержению нашей веры в догмат о Церкви " . Мы выражаем свое несогласие с тем, что от имени Русской Православной Церкви, членами которой мы являемся, а, следовательно, и от нашего имени, проводится экуменическая деятельность, приводящая к попранию святоотеческого духа и канонического учения Святой Православной Церкви. В результате экуменической деятельности происходит великий соблазн среди верующих, понимающих и чувствующих всю ложь экуменизма. Одновременно в сознании " малых сих " размываются границы между Православием и ересью, что приводит к гибели бессмертной души и вносится разделение в Тело Христово которое есть Церковь.

http://religare.ru/2_42695.html

Последнее Он всегда поставлял в такую тесную связь с первыми, что оно необходимо должно последовать после Его страданий и смерти. Так Он говорил ученикам Своим, что Ему должно (δε) идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и быть убиту и в третий день воскреснуть (Мф.16:21). Но с особенною ясностью Иисус Христос раскрыл это ученикам Своим после Своего воскресения. Не так ли, говорил Он, надлежало (δει) пострадать Христу и войти в славу Свою ( Лк.24:26 )? Но почему же это должно было произойти? И начав от Моисея, замечает Евангелист, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем писании (ст. 27). Итак, Ему должно было воскреснуть, как и умереть, по предвечному определенно Божию, как Мессии. – Но не одно это основание в пользу необходимости Своего воскресения указал Иисус Христос. Еще пред Своими страданиями Он указывал на славу и любовь Своего Отца, которые как были причиною самого Его послания в мир, так необходимо должны быть и основанием для будущего Его прославления или воскресения. Отче, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так молил Он Отца Своего пред Своими страданиями, и далее продолжал: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче ( Ин.17:1,4–5 ). Что в этих словах под прославлением разумеется необходимо и воскресение, это ясно раскрыл Сам Иисус Христос после воскресения, когда Он Свое воскресение назвал вступлением в славу Свою ( Лк.24:26 ), т. е. в ту славу, которую Он имел у Отца прежде бытия мира (срав. Мф.16:21; Лк.24:26 ). Итак, Иисус Христос за совершение того дела, которое Ему заповедано было исполнить, ожидал Своего прославления. Таким образом, вот два основания, указанные самим Христом, в пользу необходимо имевшего последовать Его воскресения из мертвых. Он должен был воскреснуть, как Мессия, и как Сын Божий, исполнивший волю Божию. Раскроем эти основания. Остановимся сначала на последнем. Цель творения мира и, особенно, человека, есть слава Божия и отсюда блаженство самого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Поэтому ап. Павел учит, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14:22 ). Поэтому перед Вторым пришествием отнюдь не будет торжества веры и Евангелия в мире, но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле ( Лк. 18:8 )? Безотрадно описание нравственного состояния человечества в это время: В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей ( 1Тим. 4:1–2 ). В другом послании ап. Павел говорит об этом в еще более мрачных красках: В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся ( 2Тим. 3:1–5 ). Современная нам действительность подтверждает эту всеобщую нравственную деградацию, которой соответствует и увеличение социальных и природных катаклизмов. Свт. Серафим (Соболев) сравнивает эти слова с современной ему действительностью и находит их вполне исполняющимися: «Господь стал часто вразумлять людей землетрясениями, наводнениями, небывалым холодом, страшным солнечным зноем и всевозможными болезнями и мором. Несомненно, эти явления природы суть следствия религиозно-нравственного падения людей. В этом падении люди сильно прогрессируют. Грехи наши более и более увеличиваются. Люди в страстях своих перестают уже быть подобными бессловесным тварям: они уподобляются демонам. Мы говорим это, имея в виду повсеместные нестроения и, в особенности, страшные по жестокости кровопролитные войны, уничтожающие не только целые армии, но и мирное беззащитное население… Человечество в конце своего существования увидит неслыханные в истории ужасы людской злобы и жестокости. Уже и теперь в современных войнах орудия истребления в воде, на земле и над землею подготовляют наше сознание к уразумению этой жестокости.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Поэтому будем, возлюбленные о Христе чада мои, смиряться пред Богом и людьми, т.е. будем слушать своего Господа и соблюдать все Его спасительные заповеди. Тогда благодать Св. Духа навеки соединит нас со Христом и будет для нас источником вечного спасения с его несказанным и бесконечным райским блаженством. Впрочем, за смертию Господь не оставит нас и благами временной нашей жизни. Св. Библия свидетельствует, что за смирение или послушание Богу в Его Божественных и спасительных для нас заповедях Господь устраняет от нас всякие бедствия и посылает нам все блага земли, а за гордость ввергает нас в море всевозможных несчастий. «Если вы, – говорит Господь словами одной из богооткровенных Моисеевых книг, – заповеди Мои будете хранить и исполнять их, Ядам дожди в свое время, и земля даст произрастания свои и... пошлю мир на землю... И буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом... Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей Моих..., то Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чалость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их., и будут господствовать над вами неприятели ваши и побежите, когда никто не гонится за вами. Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши и сломлю гордое упорство ваше» ( Лев. 26,3. 4. 6. 12. 14–19 ). Так, в строгом соответствии с этим богооткровенным свидетельством учат и св. отцы Церкви, и в частности великий из них св. Марк Подвижник . Он говорит, что все несчастья Господь посылает нам за нашу гордость. За эту страсть Господь предает нас даже самому сатане и всем его демонам попирать нас всевозможными бедствиями, пока мы не смиримся». Будем, возлюбленные, умолять Господа о ниспослании нам благодатных сил для того, чтобы смиряться пред Богом и людьми и неуклонно соблюдать все Божественные заповеди. И Господь никогда не лишит нас земных наших благ. Наипаче же за наше смирение Господь дарует нам благодать Свою, а вместе с нею все блаженства рая в Небесном Своем Царстве, чего да удостоит Он каждого из нас молитв ради и заступления Пречистой Своей Матери, Девы Марии. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Поэтому, ниспровергая это учение, о. Тарасий тем самым ниспровергает и эти свидетельства и, таким образом, идет против Свящ. Писания и св. отцов Церкви. Так ошибается он в своем отрицании учения о Христе, как Пророке, Первосвященнике и Царе. Впрочем, ошибается о. Тарасий и тогда, когда высказывается против предпочтения указанных трех наименований прочим наименованиям Христа 816 . Он не хочет знать, что эти три наименования обнимают собой все служение Христа на земле в целях нашего спасения. Знаменательно, что наименование Христос означает помазанник. А это имя в ветхозаветной Церкви давалось тем лицам, которые помазывались от Духа Святого, каковыми были: пророки 817 , первосвященники 818 и цари 819 . По свидетельству Догматического Богословия М. Макария, имя Христос–помазанник было усвоено Спасителю в преимущественном смысле, ибо над Ним во всей полноте осуществились, по Его человечеству, слова Божественного Писания: «Престол Твой, Боже, в век века; жезл правости, жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие; сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой, елеем радости, паче причастник Твоих» 820 . Господь в высшей степени совместил в Своем Лице все три вида помазания: пророческого, первосвященнического и царского. «Он спас нас, говорит М. Макарий: а) как пророк, дав «нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем во истинем Сыне Его Иисусе Христе» ( 1Ин.5:20 ); б) как первосвященник, принеся Самого Себя в жертву за грехи мира, и таким образом удовлетворив за нас Правде Божией; в) как царь, разрушив державу смерти и ада, и приняв от Отца «всяку власть на небеси и на земли» ( Мф.28:18 ), «да даст нам живот вечный» ( Ин.17:2 ). To есть Господь Иисус совершил наше спасение через тройственное Свое служение человеческому роду: пророческое, первосвященническое и царское» 821 . Мы не можем не обратить внимания на крайне отрицательное отношение о. Тарасия к царской Богоустановленной власти, о чем он говорит в связи со своими суждениями о царском служении Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Поэтому они наследуют мученические венцы, как и святые мученики.    Правда, эти святоотеческие слова сказаны были инокам. Но мученическая борьба со страстями, по мысли апостола Павла, неизбежна в жизни всех, которые стремятся быть Христовыми. Да и как может быть иначе, когда Господь заповедал всем Своим последователям узкий и тернистый путь, говоря: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10:38). Таким образом, чтобы жить со Христом, надо сначала умереть с Ним, то есть умертвить свои страсти.    Что же значит: жить со Христом? — Жить со Христом значит находиться с Ним в единении. А единение со Христом есть не что иное, как наша любовь к Нему, стремление нашего сердца всегда помышлять о Нем, всегда молитвенно беседовать с Ним и творить одно только Ему угодное. Любовь ко Христу, как учит Сам Господь, есть, в своей сущности, исполнение нами Его Божественных заповедей: если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). Поэтому мы будем исполнять Его заповеди.    Мы будем жить со Христом, если в пашей жизни будет проявляться плод исполнения нами всех Его заповедей, то есть Божественная радость Христа, о которой Он говорит: если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей... радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна (Ин. 15:10—11).     Архиепископ Серафим (Соболев) Христос Воскресе!     Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.      «Христос воскрес из мертвых, поправ смертью смерть и даровав жизнь умершим».        Тропарь праздника     Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу. «Слово Пасха, — говорит святой Амвросий Медиоланский, — означает прехождение. Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви — в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной — в знамение того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, пришел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, свободив и нас вечныя смерти и работы вражия и даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010