Насколько Павел был возмущен отнятием у Церкви имущества и как велика была его ревность о Боге, об этом свидетельствует тот факт, что его, приехавшего из Москвы в Петербург, несколько раз требовала к себе императрица, и он не поехал. Императрица прислала в дар ему 10 рублей, но он не принял их, находя несправедливым обогащаться ему – служителю Церкви – из рук императрицы в то время, когда Церковь была ею лишена имущества. 217 Великим уважением и любовью был окружен митрополит Павел в Киеве благочестивыми русскими людьми как бесстрашный борец за права Церкви. К тому же Павел проводил время своей жизни в строгих иноческих подвигах и, несмотря на свое болезненное состояние, часто служил и в лавре и в киевских городских церквах, утешая верующих. Через два года своего пребывания на покое Павел в 1770 году 4 ноября скончался, а через 57 лет после смерти тело его в склепе под великой лаврской церковью было обретено Киевским митрополитом Евгением Болховитиновым в поразительном нетлении. 218 Несомненно, своею праведною жизнью, своим исповедническим подвигом митрополит Павел угодил Богу, так как от его мощей до самого последнего времени источалось много чудесных исцелений. Хотя он еще не причислен к лику святых русской Церкви, но все верующие русские люди чтут его как скорого своего заступника. Прославление мощей митрополита Павла должно было быть одним из первых очередных дел русской Церкви пред войной с Германией. Конечно, протесты великих святителей русской земли – Арсения и Павла – не могли остановить отобрания церковных имуществ. Как люди весьма умные и просвещенные, они сами хорошо понимали это. Своим 303 протестом они показывают, что в борьбе за Церковь и истинное благо русского народа надо жертвовать своим временным благополучием и даже не щадить своей жизни. Вместе с тем этот протест есть ни что иное, как оставленное потомству непререкаемое свидетельство о великом значении церковных имуществ для всей России. Если бы эти имущества были в руках Церкви, то в ее распоряжении осталось бы и просвещение всего русского народа, и он, как воспитанный и просвещенный на началах православной веры, был бы непоколебим гибельными ветрами западных лжеучений, воплощая в себе слова Христа: Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. 219

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Не запретили ли мы вам, говорил первосвященник от лица Синедриона Апостолам, – учить о имени сем? И вот вы наполнили Иерусалим учением вашим, и хотите навести на нас кровь того человека ( Деян.5:28 ). Так вот где и в чем выражение Божественного суда! Еще не пришло то время, когда небесный Судия воззовет мертвых к оправданию и суду: где брат твой Авель? Еще не пришло то время, когда при виде грозного Судии и обличителя беззакония содрогнутся Анны и Каиафы и в отчаянии и ужасе скажут: горы, падите на нас, холмы, покройте нас ( Лк.23:30 ). Но при всем том и теперь совесть беззаконных в виду чуда воскресения Иисуса Христа начала уже чувствовать всю неправоту своего дела и всю тяжесть своего беззаконного суда над чрезвычайным посланником Божиим, и отсюда естественно объялась ужасом и страхом в ожидании суда над своим беззаконием. И вот ее обнаружение: хотите навести на нас кровь человека того ( Деян.5:28 ). Вы проповедуете, что этот осужденный нами, как злодей, был чрезвычайный посланник Божий, которого поэтому Бог воскресил из мертвых. Чрез это вы признаете нас виновниками в пролитии невинной и притом бесконечно – великой крови, за которую мы должны подвергнуться страшному осуждению. Если мы неправедно осуждаем этого человека, говорили они еще прежде Пилату, то кровь этого человека на нас и на чадах наших. И вот теперь воскресение этого осужденного ими обнаруживает неправедность их суда, и чрез это они пред своею совестью и пред другими являются тяжко–виновными, имеющими неизбежно подвергнуться тяжкому осуждению. Которого вы убили, Сего Бог воскресил из мертвых, – и отсюда кровь Его на вас и на чадах ваших. Вот одно основание в пользу необходимо имевшего последовать за смертью Иисуса Христа Его воскресения из мертвых. Но есть еще другое, указанное также Самим Иисусом Христом, и более наглядное и убедительное доказательство в пользу необходимости и отсюда действительности чуда воскресения Иисуса Христа. Это доказательство или основание необходимо вытекает из признания, что Иисус есть Христос – Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Несомненно, слово «Радуйтеся» включает в себя и то блаженство райское, которое во всей полноте мы будем испытывать в будущей жизни, после всеобщего воскресения и страшного суда Христова. Сейчас этого блаженства мы себе не можем даже представить, «...не у явися, что будем: – говорит св. Иоанн Богослов, – вемы же, яко, егда явится, подобии Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть» ( 1Ин. 3:2 ). Вот почему прп. Серафим Саровский , предвкушая по своему собственному опыту сие будущее райское блаженство, сказал: «Если бы нам предстояли самые страшные и весьма длительные страдания, то мы должны со всякой готовностью согласиться их терпеть, лишь бы не лишиться той великой неизреченной радости и блаженства, что уготовал Господь всем любящим Его». Как же может быть иначе, когда св. ап. Павел, испытавший блаженство райских обителей, постоянно терпевший всевозможные и тяжкие скорби на земле, сказал: «...нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим. 8:18 ). Вот о каких христианских радостях или райских блаженствах говорит нам божественное слово «Радуйся». Это слово вместе с тем говорит нам, что все эти радости являются нашим достоянием, ибо они дарованы нам Воскресением Христовым. Св. ап. Павел сказал, что «если Христос не воскрес..., то мы несчастнее всех человеков» ( 1Кор. 15,17–19 ). Ясно, что в силу Воскресения Христова мы являемся самыми счастливыми людьми в мире. Да, мы испытываем много, очень много скорбей. Но пусть никакие скорби не омрачают наших христианских радостей, проистекающих от Воскресения Христова. Господь воскресший знал, в каких великих скорбях жили и будут жить св. мироносицы, св. апостолы и все истинные Его последователи. И несмотря на это сказал им всем: «Радуйтеся». Никогда не будем забывать, что Пасха есть избавление от скорби. В силу Своего Воскресения Господь даровал нам свойство радоваться даже и при скорбях, даже в самых скорбях полагать источник нашего утешения, нашей радости. Вот почему св. ап. Павел сказал: «...по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор. 1:5 ). Будем только любить Христа, как любили св. мироносицы, ученики и все Его истинные последователи. Ведь за любовь ко Христу Он явился им, так радовал и утешал их Своими явлениями. Будем и мы любить Христа, т.е. свято исполнять Его волю. Его божественные заповеди. Тогда Господь Воскресший, согласно Своему обетованию, и нам явится или явит нам Свои неизреченные милости. Тогда Он будет пребывать с нами всеми радостями Своего светлого Воскресения, ибо непреложны Его Божественные слова: «Се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века» ( Мф. 28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Несравненно более происходит от святителя Николая явлений целительной благодати. Невозможно исчислить этих явлений. Они такие многочисленные, как звезды небесные, как песок морской. Да и кто из нас не испытал в своей жизни молитвенно заступления святителя Николая?! Кто из нас остался неуслышанным им, когда мы умоляли его в своих молитвах к нему во время болезней и всяких бедствий в нашей жизни?! Будем всегда с непреложным упованием и впредь молиться ему, и он никогда не оставит нас без своего утешения в наших скорбях. Но вот что мы должны больше всего помнить в своих молитвах к святителю Николаю. Великую благодать в ее дивных проявлениях он стяжал своим смирением. «Стяжая еси смирением высокая, нищетою богатая», – говорится в тропаре в честь сего угодника Божиего. Причем Николай Чудотворец имел самое истинное, самое высокое смирение. Св. отцы Церкви свидетельствуют, что не велика заслуга иметь первоначальное смирение, т.е. сознавать свои грехи. Надо сначала утратить всякий стыд и потерять свою совесть, чтобы не иметь сознания своих грехов. Слишком они очевидны. Но велика будет заслуга в очах Божиих, если мы все свои добрые дела будем приписывать не себе, а Богу, Его божественной благодати, и при этом будем стремиться совершать их тайно. Такое смирение является высшим и совершенным его видом, ибо здесь оно сопровождается совершенной любовью к Богу: мы не хотим, чтобы слава наших добрых дел приписывалась нам, мы хотим здесь лишь одного: быть незамеченными, и чтобы вся слава наших дел ни в какой мере не относилась бы к нам, а к Одному только Богу. Таким образом мы самым делом осуществляем здесь слова Божественного писания: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» ( Пс. 63:9 ). Этим тайным смирением мы больше всего угождаем Богу, больше всего выражаем здесь любви к Нему. Вот почему Господь так много учил о тайном доброделании в Своей Нагорной проповеди: «Смотрите, – говорил он, – не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя был втайне; и Отец твой видящий тайно воздаст тебе явно. И когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, остановившись, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они же получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу Твоему, Который втайне: и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6,1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Нет нужды говорить, каким ужасным «прикосновением» к помазаннику Божиему является низвержение подданными своего царя. Здесь нарушение данной Божественной заповеди достигает в своей преступности высочайшей степени, почему и влечет за собою разрушение самого государства. 305 Все это произошло в жизни нашего отечества. И мы по горькому своему опыту и во всей полноте знаем всю гибельность и для себя, и для России отвержения людьми сей Божественной заповеди. Что касается положительной заповеди, определяющей наше отношение к царю и повелевающей нам почитать царскую власть, то она дана Самим Господом нашим Иисусом Христом в Его словах: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. 306 Весьма сходственным этим Божественным словам является изречение св. Ап. Петра, сказавшего: Бога бойтесь, царя чтите. 307 Удивительно, что эта Божественная заповедь о почитании царя была дана в то время, когда цари были язычниками и даже гонителями христианства. В частности, при Ап. Петре в Иудее царствовал Ирод, о котором Деяния Апостольские говорят: царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра... и, задержав его, посадил в темницу. 308 Как видно из Деяний, Петр был бы казнен Иродом, если бы Ангел Господень чудесно не избавил его из темницы и от рук Иродовых. Кроме того, Петр был предуведомлен от Самого Христа о предстоящей ему мученической смерти от римских властей, и, несмотря на все это, Ап. Петр проповедует почтение к царю. Еще более удивительным может нам показаться увещание Ап. Павла молиться за современных ему царей, в чем прежде всего и должно выражаться почтение к ним со стороны верующих. В своем послании епископу ефесской Церкви Тимофею он пишет: прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте. 309 Таким образом, св. Ап. Павел не только увещевает христиан творить молитвы за царей-язычников, но и благодарить за них Бога. Для решения этих недоумений обратимся к словам того же митрополита Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Но жестоковыйные приставники, схватив слуг его, иного прибили, другого убили, а иного побили камнями. После опять послал он других слуг больше прежнего, и с ними поступили также. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но приставники, увидев сына, сказали друг другу: это наследник, пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И схватив его, убили (Мф21:33–39). Это – представители Израиля ( Лк.20:19 ). Они не приняли посланников Божиих и поступили с ними, как хотели. Но вот явился с неба чрезвычайный посланник, Сам Сын Божий, – и что же? Предсташа царие земстии и князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Расторгнем узы их и свержем с нас иго их ( Пс.2:2–3 ). Что сотворим, говорят они, яко человек сей (Иисус) многа знамения творит? Аще оставим Его тако, вси уверуют в Него: и приидут Римляне и возмут место и язык наш ( Ин.11:47–48 ). И вот суд беззаконных совершился. – На этот беззаконный суд и отвечено воскрешением Иисуса, чем доказано, что их суд не праведен, что осужденный ими есть Господь и Христос. Без этого воскрешения ничто другое, никакое тяжкое наказание убийц не могло бы быть столь явным и решительным обнаружением неправедности их суда и выражением суда Божия над ними. Все другое они могли бы, по ослеплению или другим причинам, истолковать иначе и не признать судом Божиим над собою, подобно тому, как после в разрушении Иерусалима они не признали кары Божией; но теперь, по крайней мере, в совести своей, они не могли не чувствовать и не узнать Божественного суда. Иисуса, Которого вы убили, Сего Бог воскресил из мертвых ( Деян.2:23–24; 3:15; 4:10; 5:30 ). Вы не признали Его Мессией – посланником Божиим и осудили, как беззаконного: но Он не был таким, Он есть истинный Мессия, – и вот вам доказательство: Бог воскресил Его из мертвых. Что действительно в этом было явное и решительное обнаружение беззакония людей и выражение суда Божия над ними, это ясно высказали они сами, когда говорили Апостолам, проповедовавшим о воскресении Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Но зачем этот символический образ снова повторен пред учениками? Чрез этот факт ученики получили новое и сильное ручательство и укрепление, и наставление в деле прохождения своего служения. С одной стороны, этим указано им, что их деятельность при Господнем содействии будет иметь полнейший успех, что они пойдут, и плод мног принесут. А с другой стороны, этим показывалось, что они получат за свою деятельность великую награду от пославшего их Господа. Как Отец завещал Ему царство; так и Он обещал Своим ученикам: сядет Он на престоле, и они на двенадцати ( Лк.22:29,30 ). В самом деле, для чего явившийся Воскресший спрашивает учеников: дети, есть ли у вас пища, и когда они сказали Ему: нет, – Сам дает совет, как найти то, чего спрашивает? Между тем, когда ученики вышли на берег, они нашли здесь разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Но Иисус спрашивает у них той рыбы, которую они теперь поймали, и затем говорит им: приидите, обедайте. Чт о значит это ловление рыб и принесение их к Господу, и что за пища, которую Он Сам предложил им? Ловление рыб учениками – это уловление людей Апостолами, принесение рыб к Господу – введение людей в царство Христово. Пища, предложенная ученикам Спасителем – это награда за совершенное ими служение. Призвание учеников к трапезе после того, как они принесли Христу требуемое, указывает на то, что эта награда ожидает их тогда, когда они выполнят возложенное на них служение. Прекрасно эту истину еще при Своей жизни под образом притчи о рабе и господине раскрыл Сам Господь. Пришедшему с поля рабу не скажет господин: пойди, скорее садись за стол; напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить ( Лк.17:7–8 )? Но зато, когда этот раб беспрекословно выполнит все, что повелел господин его, тогда господин сам препояшется и посадит раба, и, подходя, станет служить ему ( Лк.12:37 ). Итак, ученики беспрекословно должны выполнить возложенное на них служение; подобно рабу, должны потрудиться на ниве Божией, без ропота перенести все нужды и бедствия, – и за все это сами не должны считать себя достойными награды, но, и исполнив все повеленное им, должны говорить: мы рабы ничего не стоящие; потому что сделали то, что должны были сделать ( Лк.17:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Но Мессия указал другой способ выполнения Своей деятельности, другой способ для уничтожения власти диавола и искупления людей. Ныне суд миру сему, говорил Он пред Своими страданиями, ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я буду вознесен от земли, всех привлеку к Себе ( Ин.12:31–32 ). Когда же совершится это, и кто же это осудит мир, отнимет власть у князя мира сего и привлечет к Богу людей? Это совершится тогда, говорил Мессия, когда Я вознесусь к Отцу Моему, от Которого пошлю на землю Духа Утешителя. И Он, пришедши, обличит мир о грехе и о правде, и о суде, ( Ин.16:7–8 ). Итак, Мессии нужно было вознестись от земли, т. е. пострадать и умереть на кресте ( Ин.12:33 ); нужно было далее вознестись на небо ( Ин.20:17 ). И только тогда, когда Он прославился, Он мог явиться вполне царем, мог принять на Себя господство, власть, силою которой Он и может побеждать врагов Своих и вести людей к цели их назначения. Если бы Он Сам не прославился, если бы не воцарился с Отцом, то и не открыл бы людям выхода из царства диавола и смерти, Сам, оставив часть Своего существа в плену смерти. Если бы Он не прославился, то и не мог бы послать обещанного Духа Святого ( Ин.7:39 ), Который бы, пришедши, обличил мир и дал верующим в Мессию возможность и средства очиститься от греха и возродиться в новую жизнь ( Ин.3:3–6 ). Наконец, если бы Христос не прославился, то мы не могли бы вступить в общение с Ним в таинстве Его плоти, а без этого общения не имели бы залога нашего воскресения. Спаситель говорил: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный! Аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе ( Ин.6:53–54 ). Этими словами Спаситель прямо указал на то, что человеческое тело, зараженное грехом и оттого подлежащее тлению и смерти, могло соделаться бессмертным только чрез приобщение к нетленному телу Христа, какое Он преподает нам в таинстве Евхаристии. Если дикое дерево не будет привито, по необходимому закону природы навсегда остается диким: точно так и греховное человеческое тело навсегда осталось бы тленным и смертным, если бы не приобщилось к бессмертному телу Христа в таинстве Его плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Но не следует и таким присутствием накладывать даже малейшего пятна на великую нашу Русскую церковь , ибо присутствие ее представителей в еретическом и масонском обществе, хотя бы в качестве наблюдателей, будет в известной мере, иметь характер общения с таким обществом. Между тем и к нашей Русской церкви вполне применимы слова апостола Павла: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее... чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:25–27 ). Поэтому не будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением. Будем в данном случае руководствоваться словами Священного Писания : «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверными?» ( 2Кор.6:14–15 ). «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» ( Пс.1:1 ). 2 УМСА (Young Men’s Christian Assosiation) – надконфессиональная молодежная организация, возникшая в XIX в. с целью внедрения надконфессиональной экуменической идеологии среди христианской молодежи. Для осуществления своей деятельности она пользуется финансовой и политической поддержкой масонства, широко пропагандируя его принципы: 1) равноценность всех вероисповеданий; 2) отрицание Божественного естества Спасителя и объявление Его обыкновенным человеком; 3) объединение всех людей в единую религию; 4) осуществление «царства Божия» на земле, в искаженном светском смысле, т. е. установление царства антихриста – прим. ред. 13 Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной. Часть I. СПб., 1840. Ответ на вопрос 105, с. 80. 14 Митрополит Makapiй. Догматическое богословие. Т. II. СПб., 1868, с. 348–352; Митрополит Филарет. Пространный xpucmuahckiй катихизис, с. 54; Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904, с. 248; Св. Маркъ Подвижник и св. иноки Каллист и Urhamiй. М., 1889, с. 336.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Но это не все, что мы хотели бы сказать о православной вере. Св. Симеон Новый Богослов говорит, что истинная вера заключается не только в чистоте православного учения, чуждого всякой ереси, но и в твердой уверенности, что Господь никогда не оставит нас в скорбях без Своей дивной помощи. Как следовало бы нам, возлюбленные, всегда помнить великого вождя и пророка когда-то избранного народа, Моисея. Ему пришлось пережить страшное испытание, когда он с своим безоружным народом подошел к Чермному морю, а сзади его настигал фараон с своим воинством. Но Моисей верил в помощь Божию, и вера его не осталась постыженной: он перешел море, как по суху, со всем своим народом, а фараон со всем египетским воинством погиб в волнах Чермного моря. Так верил в помощь Божию и Иосиф прекрасный. Ему, оклеветанному, угрожала смертная казнь и он был брошен в темницу. Но Иосиф верил в милосердие и всемогущество Божие и был с Богом. Поэтому и Господь был с ним. Он вывел его из темницы и поставил его над всею землею Египетской, первым лицом после фараона. Такою же славою исполнил Господь и великого пророка Даниила. Его также оклеветали и даже бросили в ров на съедение львам. Но пророк Даниил не поколебался в своей вере в помощь Божию, и львы его не тронули. А царь сделал его первым после себя лицом по управлению всем своим царством. Так верили в Бога, как своего Божественного помощника и Утешителя в скорбях, и св. Апостолы. Дивное явление наблюдалось в их жизни: чем больше было у них скорбей, тем бóльшую радость Господь посылал им. Вот почему Ап. Павел сказал: «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор. 1:5 ). Такую истинную веру имели и все святые. И чем больше у них было скорбей, тем более в их жизни блистала благодать Святого Духа в ее дивных и разнообразных проявлениях, превращая все их скорби в радости и покрывая их неувядаемою славою. Будем, возлюбленные, и мы стараться иметь такую же веру. И не будем унывать от скорбей. Они заповеданы нам Господом и являются отличительным признаком Его истинных учеников, ибо Ему угодно было сказать: «В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир» ( Ин. 16:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010