Следовательно, если вы живете в забвении Бога, то так же будут жить и воспитавшиеся у вас ученики ваши, а некоторые из них, без сомнения, пойдут еще дальше. На вас будет лежать значительная доля ответственности за это в день Страшного Суда. Если у вас были в ходу и фальшь, и обман, то не лучше будет и у них. Если у вас замолкала молитва и забывалось о славе имени Божия, то так же будет и у них. Если вы насмешники и сквернословы, то, конечно, этому научатся от вас и они. Помните, что за всех, кто воспитывается под сенью вашего дома, вы должны будете дать строгий отчет пред Богом. А вы, юноши, крепче помните и храните в душе своей образ прекрасного Иосифа! О, если бы этот образ сделался вашим образом! Перед его глазами твердо стоял Господь и честная будущность, хотя он и не знал, к чему он готовится. Мы жалуемся, что у нас нет сейчас людей сильных духом и волею, жалуемся, что ныне нет людей, на верность коих можно было бы положиться, что слова и обещания у всех как трость, колеблемая ветром; жалуемся, что наше поколение колеблется от всякого ветра общественного мнения, что нет у нас людей, которые готовы были бы на всякое самоотвержение или подвиг ради своих ближних. – Затихнут эти жалобы, если слово Божие воздействует в сердцах нашего подрастающего юношества при большем усердии к их нравственному воспитанию со стороны тех, под руководством коих они находятся. Тогда сердце их будет крепко и вера сильна. Тогда явятся и мужи силы, ибо только Господь делает мужа. О, Господи Иисусе! Пройди через нашу пустыню, подыми израненных разбойниками и исцели их!.. Даруй, чтобы наши юноши сделались мужами по сердцу Твоему! О христианском подвиге 124 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей ( 1Тим.4:7–8 ) Вот слова Священного Писания, на которых я, по долгу своего архипастырского служения, желал бы при настоящем первом свидании с вами, боголюбивые юноши, остановить ваше внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Так и Древнейшая Церковь обетование, данное через Петра Церкви, не воспринимала как непогрешимость Петра, как признание Петра мистическим камнем, на котором зиждется Церковь , каковой камень продолжает будто бы таинственно жить в преемнике Петра – папе, являющемся видимым главою Церкви (ведь к этому сводится учение Римско-католической церкви о папе и его власти). Предварительно укажем еще, что, согласно Евангелию (на что ссылаются и отцы), власть ключей дана не только Петру (и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах 74 и т. д. ), но была дана и прочим апостолам и через них Церкви. Об этом читаем в том же Евангелии от Матфея двумя главами дальше ( Мф.18:18 ): Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. А в Евангелии от Иоанна повествуется о явлении Христа по Воскресении ученикам: Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ). Остановимся немного на древнейших толкованиях этих слов о камне в церковной традиции. Самое раннее толкование имеем у Тертуллиана , который считает, что слова Господа относились к Петру лично, а никак не к его преемникам. Иначе, но также отлично от римской точки зрения, толкует это место Ориген : слово, сказанное Петру, относится ко всякому, исповедующему Христа, Сына Божия. Мы все, истинно верующие и исповедующие Христа, Сына Божия, становимся живыми камнями, на которых зиждется Церковь . Другими словами: исповедание Петрово (и наше), вера в Сына Божия есть камень, на котором зиждется Церковь . Приведем это место Оригена : «Если и мы скажем, как Петр: Ты ecu Христос, Сын Бога Живаго, причем не плоть, не кровь открыли нам сие, но свет воссиял в нашем сердце от Отца, Который на небесах, то мы становимся Петром и нам тогда может быть сказано Словом Божиим: ты – Петр... и далее. Ибо камнем является всякий ученик Христов... Если же ты думаешь, что на едином том Петре обоснована Богом вся Церковь , то что ты скажешь об Иоанне, сыне громовом, или о каждом из апостолов? Или неужели мы осмелимся сказать, что только Петра одного не преодолеют врата адовы, а других апостолов и святых преодолеют?..» (Commentariorum in Matthaeum tomus XII, caput 10–11). Ориген видит в словах Христа обетование, данное всем христианам, истинно верующим в Сына Божия. Обычно отцы видят в этих словах обетование, данное Церкви в ее совокупности и единстве – Церкви, олицетворенной в Петре, к которому обращены слова. Так толкуют это место, например, Киприан и Августин.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Такой пастырь проповедует слово Божие своей пастве не толь­ко по сознанию своего долга, но и по требованию своего сердца, которое не может не отозваться живым словом на духовные нуж­ды своих духовных детей, подобно тому, как этого не может [не] сделать любящая мать, не могущая быть равнодушной к жизни чад своих, ибо „от избытка сердца (как бы невольно) говорят уста...“ Доброму пастырю памятно и понятно то сильное слово, какое некогда святой апостол Павел сказал своему ученику: „Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием“ (2 Тим. 4, 1–2). Понятно ему и то увещание апостола сего, чтобы пастыри терпеливо переносили скорби за дело благовестия от тех, которые не пожелают слушать их здравого христианского учения, „но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням“ (2 Тим. 4, 3–4). Но зато доброму пастырю понятна и та великая радость, с какой такой пастырь-подвижник ожидает своей смерти, даже мученической, в надежде получить заслуженную награду от Подвигоположника и Пастыреначальника – Христа, когда он сможет дерзновенно сказать вместе с великим апостолом-подвижником и мучеником: „Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, тече­ние совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец прав­ды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его“ (2 Тим. 4, 6–8). С дерзновением предстанет он тогда Престолу грозного Су­дии со своими послушными чадами духовными и воскликнет ра­достно: „вот я и дети, которых дал мне Бог“ (Евр. 2, 13)». 27 февраля 1909 года владыка Амвросий был назначен епископом Балтским, викарием Подольской епархии и настоятелем Каменец­кого Свято-Троицкого монастыря. 8 марта он служил литургию в кафедральном соборе города Балты, по окончании которой напра­вился в духовную семинарию, где собрались воспитанники, препо­даватели и духовенство города. Епископ обратился к юношам, при­зывая их усердно готовить себя к пастырской деятельности, «указав как на живой пример этого служения на приснопамятного Иоанна Кронштадтского». На следующий день, вечером, в кафедральном соборе собралось духовенство города и множество народа. Молебен служил прибывший в этот день в Житомир епископ Владимиро-Волынский Фаддей (Успенский) [e] .

http://fond.ru/kalendar/585/amvrosiy/

Там не было ни нужд, ни лишений, ни голода, ни болезни, не было там ни ссор, ни распрей, но все любили друг друга; там никогда никто не умирал, но всегда все были молоды, свежи и здоровы. Город этот стоял на горе, с которой можно было видеть другой город, расположенный внизу, под горою. Но, ах, как не похож был этот город на первый! Стены, коими обнесен был он, были разрушены, так что дикие звери, ютившиеся вблизи его, могли забегать в город и наводили страх на его обитателей. И в самом городе жили бедные, несчастные люди, которые часто болели и подолгу ничего не ели и не пили и нередко замерзали, если наступала стужа. И к тому же эти люди не имели мира и любви между собою, но часто ссорились, враждовали и дрались, даже и убивал и друг друга. Царевич нередко подолгу стоял за воротами своего города и смотрел вниз на бедных людей. И когда он своими глазами увидел весь ужас, все бедствие этих людей, то ему стало очень жаль их. Он заплакал, побежал к отцу и сказал: «Отец, нельзя ли помочь этим бедным людям?» Но отец сказал: «Милый сын! Как часто я приглашал этих людей, чтобы они шли к нам в наш город, но они не пожелали!» Тогда сказал сын: «Позволь мне пойти к этим жалким людям: я скажу им, как ты добр и как хорошо здесь, у нас, и в последний раз приглашу их придти к нам, – может быть, они послушают меня». При этих словах отцу стало очень грустно, и он ответил: «Дорогой сын, они далеко не все послушают тебя. Большая часть из них сочтут тебя за обманщика, нападут на тебя и убьют». Сын же возразил: «Отец, все-таки дозволь мне пойти это сделать! И если я не в состоянии буду спасти всех, то спасу, по крайней мере, некоторых, но и за это я охотно отдам жизнь свою». – «Ну, хорошо, сын мой, иди». И царь еще раз обнял его и поцеловал и затем повелел ему спуститься в несчастный город. Милые дети, не знаете ли вы этой истории и не знаете ли, как она продолжается? Да, я думаю, что вы все знаете ее. Тот прекрасный город, о котором я здесь рассказал вам, это – небо, царь его – это Сам любящий нас Бог, а Сын Его – это Господь наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Теперь спросите, други, себя, насколько образ ваших действий согласен в этом отношении с примером Христа. Оказываете ли и вы послушание вашим родителям, учителям и начальникам, как Он? Было ли это послушание всегда истинно христианским, добровольным, по внушению сердца, а не по принуждению? Не забывали ли вы той истины, что всякий, противящийся власти, противится Божиему повелению? А если вы никогда не обнаруживали сопротивления, но всегда оказывали послушание, то для того ли, чтобы исполнить чрез это заповедь Бога и заслужить Его милость и благоволение? О, как было бы хорошо, если бы наши дети, юноши и девицы дорожили этой добродетелью послушания! Сколько доброго полезного и великого достигалось бы во многих семействах, во многих союзах, обществах и государствах, если бы каждый в своем положении держал себя в границах послушания и покорности! Сколько скорби и печали сбросили бы со скрижалей сердец своих многие из родителей и начальников! Скольких несчастий, позора и смертей избежали бы многие из наших юношей! Какое было бы счастье для семейств, какая радость для родителей и начальников, какое благо для детей, для Церкви, для государства и какая была бы радость на небе, если бы все люди, а в особенности наше юношество, всегда и во всем были послушны и покорны! Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин.13:15 ), – взывает к нам снова наш Спаситель, указывая на Свой пример. A Апостол подтверждает это изречение увещанием: Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу ( Кол.3:20 ). Почитай отца твоего и мать твою, говорит Он в пятой заповеди Своего закона, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе ( Исх.20:12 ). О, идите же, дети, по стопам Иисуса, Который был послушен Своим родителям. Послушание для вас есть сумма всех других добродетелей. Тогда только будете вы преуспевать в любви пред Богом и человеками, когда будете послушны. В заключение же пусть каждый из вас из глубины сердца воззовет сейчас: помоги мне, о Иисусе, отныне следовать Твоему примеру и быть во всем послушным родителям и от Бога поставленным начальникам. И хотя бы мне было и очень трудно, хотя бы при исполнении начальственной воли мне пришлось бы испытать много горького и неприятного, но я буду молиться вместе с Тобою: «Отче, не якоже аз хощу, но якоже Ты, да будет Твоя святая воля!» ( Лк.22:42 ). Аминь. 5. Кротость и смирение

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Только чтоб Он ... не умножал себе жён, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно. Но когда Он сядет на престоле Царства своего, должен списать для себя список Закона сего с книги, у священников левитов, и пусть он будет у Него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова Закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от Закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребывал на Царстве своём он и сыновья его...» ( Втор.17:15–20 ). С той поры судьба каждого народа неразрывно связана с его верой. Если народ творит волю Божию, то Бог благословляет и укрепляет этот народ. Если народ отступает от богоугодной и благочестивой жизни, Господь наказывает его для вразумления: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» ( Откр. 3:39 ). Новый Завет также учит нас любить свою родину ( Мф.10:5–6 ; Лк.19:40–44; 23:34 ; Мф. 27:25), и заповедует нам всеобщее человеколюбие, по которому каждый христианин, живя и действуя в своём Отечестве среди своего народа, делами правды и любви к своему народу ( 1Тим.5:4 ; 2Пет.1:7 ) свидетельствует истину своей любви к любому народу, не питая ненависти и ни к какой стране, но, подобно благодетельному самарянину, когда открывается случай и возможность, на деле проявляет свою любовь и к другим людям, без различия их происхождения, звания, состояния, религии. Всё человечество вопринимается как единый организм, где каждому народу, как органам единого тела, изначально отведена своя роль, своё призвание. Согласованное их действие свидетельствует о духовном, душевном и физическом здоровье всего организма. Что касается равенства сословий или состояний, то до 19 Февраля 1861 года крепостной крестьянин-великоросс у себя на родине не имел права даже принять монашества, не получив вольной грамоты от своего барина, не говоря уже о невозможности получить высшего образования, тогда как этим правом могли пользоваться инородцы и даже иноверцы. Поэтому слишком примитивно понимать слова: «во Христе несть эллин, несть иудей, несть раб, несть свободен, несть мужеска пола, несть женска» в том смысле, что с Воплощением Христа упразднились и нации и даже разделение полов: – ведь понятно, что говорится о равенстве перед Христом каждого, но отнюдь не об упразднении наций, сословий, состояний и различий по половым признакам.– Ред. Читать далее Источник: Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета : обозрение Четвероевангелия, Книги деяний апостольских, апостольских посланий и Апокалипсиса/сост. инспектор Владимирской духовной семинарии А. В. Иванов. – Изд. 8-е, испр. и дополн. – Санкт-Петербург : Воскресение, 2002. – 911 с./Часть 1. Обозрение книги Деяний апостольских. 367-438 с.; Часть 2. Обозрение апостольских Посланий. 439-868 с. ISBN 5–85325–023-Х Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Христе Иисусе! Научи меня исполнять волю Отца моего, как исполнял ее Ты. В особенности же научи меня добре проводить время юности, быть трудолюбивым и деятельным, как Ты, дабы и я мог приготовить себя к счастливой жизни на земле и к вечному блаженству на небе. Аминь. Поучение детям пред причащением Святых Таин 112 Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме ( Лк.19:5 ) Милые дети! Итак, наступил тот счастливый час, к которому вы так старательно приготовлялись и которому так сердечно радовались, – тот час, в который Иисус, наш любвеобильный Спаситель, хочет войти в ваше сердце и исполнить его миром и благословением. И вы, без сомнения, ныне утром уже сказали вместе с Давидом: Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень» ( Пс.121:1 ); Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! ( Пс.117:24 ). Да, вы имеете все причины радоваться сегодня, ибо Спаситель, Сын Божий, приходит сегодня к вам, как Он некогда приходил к Закхею; Он приходит не только в ваш дом, но в ваше сердце. Господь, Который дал вам жизнь, Который возлюбил и отечески заботился о вас с первой минуты вашей жизни, хочет войти в ваше детское сердце и устроить там Свое жилище. Он уже очистил вас от скверны греха в Таинстве Покаяния, а теперь хочет преподать вам еще большую благодать – Он хочет соединиться с вами в святейшем Таинстве Причащения и чрез то напитать и укрепить ваши души для вечной жизни. Как же должны вы принять Его? И что Он принесет вам? Думаю, что этому вы можете поучиться у Закхея, о котором вы знаете, вероятно, из библейской истории. Рассмотрим это поближе. А ты, о Господи, Всеблагий и Всемилостивый, даруй мне такую благодать, чтобы мои слова пали на плодоносную и восприимчивую почву. О Закхее и Священное Писание рассказывает, что он искал видеть Иисуса. Он был начальник мытарей и человек богатый, но все его богатство, как оно ни было велико, не могло утолить жажды его сердца. Он не имел душевного мира, его мучило сознание грехов своих. Вот слышит он, что близко Иисус и употребляет все усилия, чтобы увидеть Его, надеясь, что Он успокоит его сердце и даст мир душе его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Церковь , слагающаяся из нас всех, как из живых камней (сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный; мы в этом смысле все до известной степени «Петры» 67 ), строится, однако, на основании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу. Апостолы и пророки – так сказать, первый ряд, фундамент Церкви, историческое ее основание, и первое место в этом историческом ее основании, в этом ряде принадлежит, по воле Господа, первому исповеднику Божества Его от имени всех апостолов, пламенно любившему Его апостолу Петру, первому среди живых камней. Церковь до известной степени зародилась в тот момент, когда апостол Петр от имени апостолов исповедал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго 68 . В этом великая роль апостола Петра; и великое достоинство, великая честь усвоены ему. Апостолы и пророки – первый ряд камней в духовном здании Церкви, и в этом первом, основоположном ряду первое историческое место принадлежит Петру. Но он не есть основание истины для Церкви, и непоколебимости ее в истине, и непреодолимости ее вратами ада, ибо он не источник истины; он даже заблуждался и падал. Ибо Сам Источник Истины дан Церкви, и она питается Им (кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой 69 ); и Церковь твердо стоит на своем непоколебимом основании, которое есть Христос, вечно пребывающий в ней (се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века 70 ), ибо она живет жизнью Его (из Которого все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим 71 ). Никакой, даже верховный, апостол не может быть для Церкви мистическим началом жизни и истины, основой ее непоколебимости, непогрешимости (Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали... Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа... вы же – Христовы 72 ). Тем более что непогрешимость, непреодолимость обещаны не Петру (Петр даже временно пал, отрекшись от Христа, после этого обетования), а Церкви: врата адовы не одолеют ее (а не «тебя»). Скажем даже, что следует понимать так: ты – камень 73 не в мистическом основоположном значении, а в историческом: как первый в ряду апостолов – живых камней, на котором Я построю Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее. Но не из-за Петра не одолеют, а потому что эта Церковь , которую Господь называет Моя Церковь, есть живое Тело, Главой и вдохновляющим началом и живым краеугольным камнем которого является Господь, из Него же все тело составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим. Принцип непогрешимости Церкви – Дух Божий, основа жизни Церкви – воплощенный Сын Божий, камень краеугольный, в который она укоренена, так что не преодолеют ее врата ада, ибо основание ее есть Сам Победитель ада, Глава, из Которого и Которым она живет.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Церковь становится церковным государством – вот подходящая адекватная формула, раскрывающая внутренний смысл римского учения. Недаром из уст одного просвещенного германского католика мне пришлось слышать следующие слова по поводу изложенного ему мною православного учения о Церкви: «У вас учение о Церкви – мистическое, а у нас, – тут он приостановился на одного мгновение, – юридическое». Но адекватны ли законнические, человеческие представления тайнам Божиим, совершающимся в Церкви? Это юридическое понимание Церкви не соответствует ни опыту жизни церковной, ни учению апостольскому, ни преданию отцов. Совсем другие тона звучат нам, например, из Послания апостола Павла к Ефесянам и из толкования к нему Златоуста. Тело Церкви созидает себя самого в любви, при действии в меру каждого члена (ср.: Еф.4:16 ). И далее апостол говорит:... все покорил Бог под ноги Его (Христа), и поставил Его выше всего, Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем ( Еф.1:22–23 ). Церковь есть Полнота Его, Наполняющего все, то есть Главы своей – Христа. Другими словами: в безмерном снисхождении Своей любви Он сделал так, что мы, члены Тела Его, Ему, самодовлеющему, Ему, Владыке и Господу, не имеющему ни в чем нужды или потребности, но все наполняющему Собой, становимся нужны для полноты Тела Его, которое есть Церковь. «Таким образом, – заключает Златоуст, – только тогда достигает Глава совершенной полноты, только тогда получится совершенное в полноте Тело, когда мы все будем объединены и теснейшим образом связаны друг с другом» (Слово 3 на Послание к Ефесянам). Итак, все мы, члены Тела Христова, призваны к живому, органическому участию в жизни Церкви, дабы держась единой Главы – Христа, все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, росло возрастом Божиим (ср.: Кол.2:19 ). Вот это – церковное учение! Впрочем, учение о Церкви как о великом организме, как о мистическом Теле Христовом не умерло всецело – как ни противоречит оно монополизации со стороны папы жизненных функций Церкви – и в католицизме.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Чем же вы должны отплатить теперь Ему и выразить за это свою благодарность? О, если благодарность ваша должна быть равна благодеянию, то вам необходимо при этом придется с грустью сказать: чем же я воздам Господу за все то, что Он сделал для меня? Денег, драгоценностей, богатства у меня нет – что же я могу дать Господу? Но успокойтесь: Господь не желает от вас ни богатства, ни денег; Он желает и требует от вас только одного – чтобы вы любили, боялись и слушались Его, чтобы Вы отдали Ему ваше сердце. Сын мой! говорит Он в Священном Писании, отдай сердце твое Мне ( Притч.23:26 ). Да, вашего сердца требует Он; в чистом, невинном детском сердце находит Он особенное для Себя удовольствие: оно драгоценное для Него и дороже всего, что вы помимо сего могли бы предложить Ему; в чистом, не запятнанном никаким тяжким грехом сердце Он желал бы всегда иметь Свое жилище. И придем, говорит Он в Святом Евангелии, и обитель у него сотворим. И в другом месте говорит: Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят ( Мф.5:8 ). Отдайте же Ему то, что для Него особенно дорого, – отдайте ваше сердце, обещайте отселе любить Его и исполнять заповеди Его во все дни вашей жизни. Скажите сейчас Ему: «О, Иисусе Господи, да будет во всем Твоя святая воля! Тебе отдаю я себя, точно так же как и Ты отдал мне Себя в Таинстве святого Причастия. Прими благосклонно эту приносимую мною Тебе жертву. Все, что у меня есть, всего себя я отдаю Тебе: мое тело, которое теперь, с принятием Святых Таин, сделалось Твоим храмом; мой язык, данный мне для прославления Твоего имени; мои глаза, мои уши, все мои чувства – все это я буду теперь употреблять для Твоей славы и чести. Отдаю я тебе и мой ум, и мою память, и мою волю, чтобы Тебя более и более познавать, искренне и глубже любить и ревностнее служить Тебе. Отселе я буду любить тебя и исполнять Твои заповеди; я буду сохранять мою невинность и чистоту моего сердца и возрастать по Твоему примеру как в летах, так и в мудрости и благоволении у Бога и людей!» Благо вам, если вы дадите и соблюдете такое обещание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010