Наречения в епископы архимандритов Иннокентия (Яковлева) и Игнатия (Депутатова) состоялось накануне праздника Преображения 19 августа, 2011. Новостная служба Нарекаемые священнослужители обратились к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архиереям со ставленническими словами. 19 августа. ПРАВМИР. 18 августа 2011 года, по совершении всенощного бдения в нижней Спасо-Преображенской церкви Храма Христа Спасителя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Тронном зале Патриарших покоев кафедрального храма г. Москвы возглавил чин наречения архимандрита Иннокентия (Яковлева), наместника Александровского монастыря г. Суздаля и благочинного монастырей Суздальского округа Владимирской епархии, во епископа Нижнетагильского и Серовского, а также архимандрита Игнатия (Депутатова), проректора Рязанской духовной семинарии, во епископа Шахтинского и Миллеровского, сообщает Патриархия.ру. Чин наречения был совершен в соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 г. (журнал 70). Нарекаемые священнослужители обратились к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архиереям со ставленническими словами. Архимандрит Игнатий сказал в частности о том, что современный мир требует от нас незамедлительных и конкретных действий, и чтобы противостоять врагу рода человеческого и лжемиссионерам, необходимо использовать каждый момент для проповеди Евангелия. «Но прежде всего мы должны заботиться о воспитании молодого поколения, создавать для них такие условия, при которых они чувствовали бы себя нужными, востребованными и через это, постепенно, естественным образом, сами тянулись ко Христу и Его Святой Церкви. Мы должны стать всем для всех, как говорит апостол Павел: «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 20-22).

http://pravmir.ru/narecheniya-v-episkopy...

Но поскольку он просил волшебницу вызвать ему Самуила, то и не колеблется в появившейся тени признать пророка. Очевидно, что Саул верил в силу магии. Это видно еще более из того, что слова представленной волшебницей тени – привели его в ужас и обморок 355 . Ст. 15. …И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне, [ни в видении]; потому я вызвал тебя… Какое заключение можно вывести из этих слов, якобы Самуиловых, о сущности явления, вызванного волшебницей? Из них видна ошибочность того мнения, будто бы, сам Самуил, по повелению Божию, являлся из загробного мира к Саулу. Посланник Божий мог ли негодовать, зачем тревожат? Притом, если сам Саул говорит в сем стихе о себе, что Бог перестал отвечать ему через пророков, во сне и в сновидениях; то непонятно и невероятно, чтобы Бог стал после этого отвечать своему отверженцу, при посредстве волшебницы, и отвечать о том, о чем уже сказано было Саулу еще при жизни Самуила, и через этого, именно, пророка 356 . И аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры обличаемые нечестивцы, – сказал Авраам злому богачу, мучившемуся во аде 357 . Ст. 21. …И подошла женщина та к Саулу, и увидела, что он очень испугался... Присутствовала ли женщина при разговоре тени Самуиловой с Саулом? Очевидно, нет; ибо она тогда только увидела ужас Саула и его беспомощное положение, когда подошла к нему, – как говорится в сем стихе, – привлеченная, может быть, стуком рухнувшего на землю тела Саулова. Значит, при начале разговора она или была в отдалении, или совсем выходила вон, по собственному ли то соображению, чтобы не стеснять своим присутствием, – или, может быть, по повелению самого Саула. Ст. 25. …и предложила Саулу и слугам его, и они поели, и встали, и ушли в ту же ночь… Почему изнеможенный и потрясенный Саул, подкрепившись пищей у женщины Аэндорской, поспешил уйти от нее в ту же ночь и не хотел подкрепить себя сном? От того, что ему нужно было спешить к войску, которое могло заметить отсутствие царя, и тайна его путешествия могла таким образом огласиться. Между тем, в одну ночь до рассвета Саул мог вернуться в стан, ибо он был недалеко от Аэндора. Читать далее Источник: Обозрение исторических книг Ветхого завета, составленное ректором Владимирской духовной семинарии, протоиереем Михаилом Херасковым и одобренное Святейшим синодом для употребления в духовных семинариях в качестве учебного руководства. – 3-е изд. – Владимир-губернский: типо-лит. В.А. Паркова, 1897. – XIV, 432 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но этот Отец Небесный разве желает, чтобы и мы работали? О, без сомнения. Труд и работа обязательны для всех. Каждый человек создан для работы, как птица для летания, говорится в книге Иова. Это подтверждают многие из неразумных животных. Подтверждает даже сама бесчувственная природа. К ней, как бы в школу, отсылает ленивца Сам Бог, когда Он говорит в Книге Притчей: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою... Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? ( Притч.6:6–9 ). И как муравьи и другие животные, так и вся природа призывает нас к труду, как бы так говоря: работай и трудись, о человек, как работаю я. Земля не имеет покоя и отдыха даже и осенью: она засыпает только на время зимы. Дерево растет постоянно и приносит дрова и плоды. Ручей никогда не стоит на одном месте, даже само море приходит в ежедневное движение. Солнце, луна, звезды и земля – все и всегда находится в движении и в деятельности. Ужели один человек может ничего не делать и праздно стоять среди повседневной и кипучей деятельности природы? В таком случае он был бы презреннейшим из всех существ ее. Итак, мы должны работать. Такова решительная воля Господня. Человек подобен дереву, которое десница Божия насадила, чтобы оно принесло плоды. Если же он не исполняет этой Божественной воли, то его постигнет судьба бесплодной смоковницы, которая будет срублена и брошена в огонь. Мы – те рабы, коим Господь вверил, как таланты, силы и способности души и тела. На что они даны нам, как не для употребления в дело? Если мы не пользуемся ими, не пускаем, так сказать, в оборот эти таланты, то дадим за это некогда строгий ответ и, как непотребные рабы, выброшены будем во тьму кромешную. Один из самых драгоценных талантов есть время, доброе и правильное употребление которого приносит великую прибыль и пользу, а неправильное – великий вред и убыток, в котором мы также должны будем дать строгий отчет своему Господину.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

О, вы уже из собственного опыта знаете, что сердце человека с юности склонно к злу и охотнее делает злое, чем доброе. Вы знаете, что живете среди многих опасностей и искушений, в которые очень легко можете впасть по своей слабости и беспечности, а потому нуждаетесь в высшей помощи, чтобы преодолеть все опасности и препятствия на пути к спасению. Вот эту-то помощь и хочет нам подать ныне любвеобильный Спаситель. Он хочет Сам соединиться с вами и чрез это даровать вам Свою силу, так чтобы вы в состоянии были сохранять ваше сердце от соблазна и совершать добродетель. Вот почему Он говорит: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ). Да, соединившись с Ним, вы будете побеждать все искушения и восходить от добродетели к добродетели, ибо, говорит Апостол, если Бог за нас, кто против нас? ( Рим.8:31 ). Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ( Флп.4:13 ). Теперь видите вы, милые дети, с какою жаждою, верою, смирением и покаянием должны вы встретить Спасителя, Который сегодня хочет войти в наше сердце, с какою радостью должны вы принять Его и какой дар Он хочет принести вам. О, так приготовьте же ваши сердца, чтобы так принять Его, и просите Его, чтобы Он даровал вам Свою благодать, Свой мир и Свое спасение! Войди же в эти души, Ты, вечный Пастырь и Спаситель наш, и останься там, куда войдешь Ты! Останься у них, когда наступит он, час искушений, и сотвори победу! Пребудь с ними, когда придут дни креста и испытаний, и открой Себя в Своей славе! Пребудь с ними, не отступи от них и тогда, когда настанет ночь смерти и пробьет последний час, и дай им тогда блаженную кончину! Прииде, о Иисусе, прииде! Сжалься над всеми, сжалься над нами! Аминь. Поучение детям после причащения Святых Таин 113 Что же теперь должны сделать вы, дорогие дети, удостоившиеся большего счастия и несравненно большей милости от Господа, чем Закхей? Последний принял Господа только в дом свой, а вы, причастившись Тела и Крови Христа, приняли Его не только в дом, но и в свою душу, в свое сердце, и Он теперь теснейшим образом внутренно соединился с вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Патриаршее поздравление с престольным праздником Санкт-Петербургских духовных школ 9 октября 2008 г. 12:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира , преподавателей и учащихся Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии с престольным праздником духовных школ. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Владимиру, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, профессорско-преподавательской корпорации, сотрудникам и студентам СПБДАиС Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую Вас в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова — престольный праздник Петербургских духовных школ. Апостол Иоанн Богослов, именуемый в православной традиции апостолом любви, был самовидцем и служителем воплощенного Спасителя мира и явил людям таинственное ведение судеб Божиих через приобщение к неизреченной Премудрости Бога-Слова. Посему и ныне все, кто трудится на ниве богословского образования, неизменно ощущают благодатную помощь, ниспосылаемую от Господа Вседержителя по молитвам его возлюбленного ученика и наперсника Его на Тайной Вечери. Богообщение, которое мы достигаем в молитве и участии в Таинствах церковных, во все времена является главным средоточием жизни каждого истинного последователя Христова. Посему призываю всех вас, дорогие мои, быть ревностными молитвенниками, стремясь предстоять престолу Божию с кротостью и благоговением, дабы исполнились слова апостола языков, говорящего: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8). Петербургские Духовные школы традиционно отличались высоким уровнем духовного образования и богословским дерзновением, свойственным христианам, прочно укорененным в святоотеческой традиции богомыслия и не боящимся отвечать на самые сложные вопросы современности. Желаю вам, Высокопреосвященнейший владыка митрополит, досточтимые отцы, уважаемые преподаватели, дорогие воспитанники и студенты, неоскудевающей помощи Божией в трудах на ниве духовного просвещения. «Да укрепит Вас Господь и Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа (2 Фес. 1:11-12)». +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/471232.htm...

Переданное слово было принято от Господа: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал ( 1Кор.11:23 ), и лишь живое и действенное слово Божие ведёт человека к спасению. Потому для человека важно не пренебрегать этим Преданием слова Божия, чтобы не уклониться от истины. К этому и призывает апостол: Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас ( 2Фес.3:6 ), – и хвалит тех, кто этого Предания держится: Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ). Протоиерей Александр Сорокин о важности следования апостольскому Благовестию, переданному Господом, пишет так: «Важно держаться „здравого учения“, каким является первоначальное апостольское Благовестие, не превращая его в мёртвую букву, но актуализируя всегда новое звучание его духа» 198 . Через Священное Предание открывается наилучшее понимание Истины: никто не может назвать (познать) Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ). В данном контексте, по словам Владимира Лосского , Священное Предание объясняется как «жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому верующему способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем Ей Свете, а не в естественном свете человеческого разума» 199 . Вот ещё одно место, где апостол Павел восклицает в Послании к Тимофею о хранении Предания: О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания ( 1Тим.6:20 ). Здесь подчёркивается то, что, оставив Священное Предание, человек продолжит свою жизнь, предавая её пагубному человеческому преданию. Это важная мысль: те, кто отрицает Священное Предание, уклонились в огромное количество различных сект, каждая из которых трактует ту или иную цитату Священного Писания на свой лад, вплоть до противоречий внутри и вне своей секты, пренебрегая опытом Церкви, которая дышит и живёт Духом Святым уже более двух тысяч лет (речь идёт о Новозаветной Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пр.13:5–9, 22:1–2, 16 или Иер.17:11 ) или нагорная проповедь Иисуса Христа. Не сии ли суть, ихже ублажая, Христос Господь братиями нарицает? – Братьями своими Христос называл своих учеников и последователей, см. Мф.12:49–50 : «И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мой брат, и сестра, и матерь». Не сии ли продают елей, имже во сретение Владычне возжигается светилник? – Возникновение обычая возжигать светильник (свечи) в праздник Сретения Господня (на 40-й день после Рождества) связывают со словами Симеона Богоприимца: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:29–32 ). «Гряди, Творче и Владыко, яко да с горящими светильники чистоты изыдем на сретение Твое» (Акафист Сретению Господню, икос 11). ..мамоною неправды... – Лк.16:9 . 167 ...якоже в Житии святыя благоверныя великия княгини Анны, супруги святаго, написано обретохом. – Макарий ссылается на запрещенное в его время Житие благоверной княгини Анны Кашинской (см. вступ. статью). 169 Между же тем умре ордынский царь ...по согласию с турками прием... – В 1313 г. после смерти хана Тохты во главе Орды стал хан Узбек, первый ордынский хан, принявший мусульманство. Сарацины – один из народов, живших на территории Аравии. Первоначально сарацинами называли кочующие разбойничьи племена, в Средние века христианские писатели называли сарацинами арабов, а впоследствии – мусульман. 170 ...Кончину царевну, сестру свою, даде в жену... – Сестру хана Узбека, ставшую женой Юрия Даниловича Московского, звали Кончака. 177 ...великий князь Михаил... прииде во отечество свое... – В действительности, в это время великие владимирские князья, как правило, не жили во Владимире, а, имея титул великого владимирского князя, оставались в своем княжестве. Так, Михаилу не нужно было уходить из Владимира, поскольку, будучи великим князем Владимирским, он жил в Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Про Дионисия, епископа Коринфского (вторая половина II века), мы знаем, что он написал ряд посланий различным Поместным Церквам, увещая и одобряя их в связи с различными смущениями и опасностями, которые они переживали, особенно в связи с еретической опасностью. «Он свою ревность по Боге, – говорит Евсевий, – распространял не только на паству, но в обильной мере на верных и других Церквей». И так далее! Примеры радения о делах Церкви вообще или близкого участия в делах другой Поместной Церкви со стороны предстоятелей отдельных церковных общин могут быть умножены до бесконечности. Следует ли напоминать о том, как в эпоху великих догматических споров отдельные Поместные Церкви принимают живейшее участие в догматической жизни всей Церкви вообще и других частей Церкви – других Поместных Церквей – в частности, особенно в лице представителей своих, которые боролись с ересями, поддерживали, одобряли, увещали или обличали братьев по служению во исполнение слова апостольского: страждет ли один член, с ним страждут все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены 90 . Таким образом, роль вселенского учительства выпала на долю великих отцов – Афанасия, Василия, Григориев, Илария, Кирилла и других, учительская деятельность которых, распространяясь на всю Церковь , далеко за пределы собственных их Поместных Церквей, касалась непосредственнейшим образом всей Церкви. Это были светильники, поставленные высоко на подсвечнике и светящие всем в доме 91 . Но не только великие носители пастырского служения Церкви – и великие подвижники жизни христианской, не облеченные пастырским служением, являлись учителями жизни и веры для всей Церкви христианской – так, отцы египетские и сирийские, к которым стекались за словом поучения со всех концов христианского мира. Сознание ответственности за судьбы Церкви вообще, это сознание, которое горело в апостоле Павле (кроме посторонних обстоятельств, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? 92 ), – оно жило и горело во всех этих великих светочах Церкви – борцах за чистоту и неповрежденность веры во всем теле церковном. Это не было привилегией Римских епископов (хотя в лучших из них это сознание было развито очень сильно), это было действием Духа Божия, живущего в Церкви и направляющего судьбы Церкви через избранные Свои сосуды путем соборности, в соборном единении всех частей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей ( Пс.50:4,12 ). И Закхей был грешник, однако Господь вошел в дом его, потому что увидел его смирение и его раскаяние. Когда Спаситель сказал: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня подобно Мне быть у тебя в доме, – как принял Его тогда Закхей? Он принял Его с радостью. Чтобы Господь, Которого он хотел только видеть, зашел в дом его, он этого не ожидал. Вот почему необычайная радость овладела им, его сердцем, когда он услышал слова Господа: сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Милые дети! Я не сомневаюсь, что сегодня и ваше сердце исполнено святой радости, так как Иисус, Сын Божий, хочет войти в него; не сомневаюсь, что и вы примете Его с радостью. И как не принять? На вашу долю выпадает самое большое счастье, какого только может достигать бедный человек, – счастье внутренне, таинственно соединиться со Христом, Сыном Божиим. Если бы царь или какой-нибудь высокопоставленный человек вошел в дом ваш, то вы, конечно, приняли бы его с великой радостью. Не более ли того должны вы радоваться, когда Царь царствующих и Господь господствующих удостаивает вас не только посещения вашего дома, но и хочет устроить в ваших сердцах постоянное жилище? Да, радуйтесь, скажу я с Апостолом, и еще говорю: радуйтесь ( Флп.4:4 ). Но ваша радость будет еще большей, если вы представите себе, какое благословение, какую великую милость приносит с собою Этот Гость, Которого вы сегодня примете. Когда Спаситель вошел в дом Закхея, тогда принес Он ему отпущение грехов и усыновление Богу. Посему и сказал Он: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Лк.19:9–10 ). Что же принесет Спаситель нам, дети? Он уже очистил вас от грехов в Таинстве Покаяния, но Он хочет дать вам еще большего: Он хочет сообщить вам благодать Свою, предохранить вас от зла, дать вам силу в борьбе с искушением, помочь вам исполнять Его заповеди и идти вперед по пути добродетели; Он хочет утешить вас в скорби, сообщить вам Свой мир и указать путь к вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжкую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа Моисею, и мне придется говорить ко Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка… Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня» ( Числ. 11:11–14 ). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим кто доволен, даже и из крепльших мене! Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня, и даже помимо человеков, по жребию Божию». Интронизация патриарха состоялась 21 ноября (4 декабря) в праздник Введения в Успенском соборе Кремля. Для торжества настолования из Оружейной палаты были взяты жезл святителя Петра, ряса священномученика патриарха Ермогена, а также мантия, митра и клобук патриарха Никона . 29 ноября на Соборе была оглашена выписка из определения Священного Синода о возведении в сан митрополита архиепископов Харьковского Антония, Новгородского Арсения, Ярославского Агафангела, Владимирского Сергия и Казанского Иакова. 4. Биография святителя Тихона Святейший патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) родился 19 января 1865 г. в деревне Клин Торопецкого уезда Псковской епархии в семье священника, который вскоре после рождения сына был переведен в уездный город. С ранних лет душа мальчика, которого отец постоянно брал с собой на службу, горела тихой любовью к храму. Образование он получил в духовном училище родного города, в Псковской семинарии и Петербургской академии. Скромный, благодушный юноша, всегда готовый помочь друзьям, он снискал привязанность товарищей по учению. Семинаристы называли его в шутку архиереем, а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его за серьезность и степенность нрава патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010