Лит.: Кондаков Н. П. Изображения рус. княжеской семьи в миниатюрах XI в. СПб., 1906. С. 45-48; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312, 1970р. С. 54, 16, 44, 62; Голышенко В. С. К вопросу об изображении князя в Чудовской рукописи XII-XIII вв.//Проблемы источниковедения. М., 1959. Вып. 7. С. 391-415; Божков А. Миниатюри от Мадридския ръкопис на Йоан Скилица. София, 1972; Томов Е. Български възражденски щампи. София, 1975; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная кн. Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV вв. М., 1980. С. 15-17. Кат. 1, 2; Джурова А. 1000 години българска ръкописна книга: Орнамент и миниатюра. София, 1981. С. 26; Босилков С. Гравюри от 18 и 19 в. с образи на първоучителите: Иконографски наблюдения//Междунар. симп. в чест на 1100 години от смъртта на св. Методий. София, 1989. Т. 2. С. 168-170. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла ОЛЬГА (Елена) (ок. 920 - 11.07.969), равноап. (пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.)

http://pravenc.ru/text/153131.html

Константина; Явление св. Константину апостолов Петра и Павла; Крещение св. Константина и Е. папой Сильвестром; Крещение народа; Е. отправляется на Св. землю; Обретение места Распятия; Обретение 3 крестов и воскрешение умершей девицы Животворящим Крестом Господним; Крещение Иуды-Кириака; Поставление Кириака в епископы; Обретение гвоздей и дощечки с надписью; Перенесение честных древ Креста Господня в К-поль. Лит.: RBK. Bd. 2. S. 1084-1087; Alf ö ldi M. R. Helena nobilissima femina: Zur Deutung der Trierer Deckengemälde//Jb. f. Numismatik u. Geldgeschichte. Münch., 1959/1960. Bd. 10. S. 79-90; Lauer H.-H. Kaiserin Helena: Leben und Legenden. Münch., 1967; Никитенко Н. Н. Программа однофигурных фресок Софийского собора в Киеве и ее идейные истоки//ВВ. 1988. Вып. 49. С. 173-180; Stylianou A., Stylianou J. The Painmed Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. P. 198, 200; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода: кон. XI - 1-я четв. XII в. СПб., 2004. С. 254; Lavin I. An Ancient Statue of the Empress Helen Re-identified//Art Bull. N. Y., 1967. Vol. 49. N 1. P. 58. Fig. 1; Konstantin der Grosse: Ausstellungskatalog/Hrsg. A. Demandt, I. Engemann. Trier, 2007. Il. 16. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла ОЛЬГА (Елена) (ок. 920 - 11.07.969), равноап. (пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/189737.html

Звезда ордена равноап. кн. Владимира со скрещенными мечами. XIX в. (ГИМ) Звезда ордена равноап. кн. Владимира со скрещенными мечами. XIX в. (ГИМ) При учреждении награды ее знаки 1-й степени возложила на себя имп. Екатерина II, с ними она изображена на полотне Д. Г. Левицкого «Екатерина II в храме богини Правосудия» (1783). Левицкий создал галерею портретов владимирских кавалеров. Орденом 1-й степени, по чинам и заслугам, минуя младшие степени, были первыми удостоены в 1782 г. И. А. Ганнибал, герой Чесменского сражения, гр. П. А. Румянцев-Задунайский, гр. И. И. Шувалов, кн. Г. А. Потёмкин и др. В 1783 г. его знаки получил А. В. Суворов . Первыми кавалерами ордена 4-й степени с бантом в 1789 г. стали выдающийся флотоводец, тогда капитан-лейтенант Д. Н. Сенявин и буд. генерал-фельдмаршал, тогда капитан М. Б. Барклай-де-Толли. За победу в сражении при Фидониси в 1788 г. орденом 3-й степени (а также одновременно и орденом св. Георгия 4-й степени - уникальный случай) был награжден прав. Феодор Ушаков . За отличия в Отечественной войне 1812 г. и за участие в заграничном походе 1813-1814 гг. орден 1-й степени был выдан 21 раз, 2-й степени - 95, 3-й степени - сотни, а 4-й степени - тысячи раз. Единственным иереем, награжденным В. о. 4-й степени с мечами и бантом (знаком исключительно офицерского отличия), стал свящ. 6-го Кубанского пластунского батальона Анатолий Лебедев, явивший личное мужество в боях (награжден в 1915). На владимирской ленте носились мн. медали Российской империи. Кавалер ордена никогда не должен был снимать его знаки на мундире, а при получении следующих степеней он менял их на высшие. Звезда ордена равноап. кн. Владимира 1-й степени Звезда ордена равноап. кн. Владимира 1-й степени Орденский праздник - 22 сент. Орденским храмом первоначально являлась ц. Св. Софии в Царском Селе, с 1845 г.- ц. равноап. кн. Владимира на Петербургской стороне в С.-Петербурге. Местом сбора кавалеров ордена в 1782-1794 гг. был Воронцовский дворец в С.-Петербурге. После Октябрьской революции 1917 г. орден был упразднен. В. о. как награда РПЦ

http://pravenc.ru/text/159090.html

серебро: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2018. С. 25, 95. Кат. 33. О. А. Зверева Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля)

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Успения Пресв. Богородицы Троянского мон-ря (Болгария; 1848; мастер Захария Зограф). Служащими у престола братьев изобразил С. Доспевский (напр., на иконе 1866 г.; музейное собрание г. Елена) - в руках М. держит чашу со Св. Дарами. С появлением в изображении св. просветителей креста, подчеркивающего их апостольскую миссию, нередко только М. держит его за высокое древко, а в др. руке у него может быть чаша с Дарами (напр., литография по рис. М. О. Микешина, 1884). Чаще в парных изображениях в руках М. раскрытое Евангелие с текстом из Ин 1. 1 (напр., на иконе худож. В. В. Васильева, 1885, Музей русской иконы, Москва) или, как у его брата, развернутый свиток с начертанным в нем зачалом Евангелия от Иоанна. На памятнике равноапостольным Кириллу и М. чеш. скульптора Э. Макса (в 1842-1845; установлен в Риме; в 1847 перенесен и поставлен у ц. Девы Марии перед Тыном в Праге) в руках М. икона «Страшный Суд», что, видимо, отражает предание о том, как кн. Борис, креститель болгар, повелел некоему худож. Мефодию Монаху изобразить Страшный Суд. Сцена представления кн. Борису иконы входит как заключительная в состав клейм единственной известной житийной иконы равноапостольных Кирилла и М. (рубеж XIX и XX вв.; ГМИР); содержание 12 клейм вокруг средника (М. в полиставрии, правой рукой благословляет, в левой держит открытое Евангелие) основано на тексте Пространного жития святых и отличается подробностью. Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) ОЛЬГА (Елена) (ок. 920 - 11.07.969), равноап. (пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНГЕЛАРИЙ ОХРИДСКИЙ (1-я пол. IX в. - после 885 г. ), ученик и сподвижник святых равноапостальных Кирилла и Мефодия, св. равноап. (пам. 27 июля)

http://pravenc.ru/text/2563094.html

В результате революции 1917 г. имп. ордена были упразднены, в Советском гос-ве учреждались новые ордена, к-рыми духовные лица до Великой Отечественной войны на практике не награждались, а после нее если и награждались, то не за церковные заслуги. В наст. время широко применяется практика награждения духовных лиц гос. орденами за их общественные заслуги. В 1958 г. в РПЦ был учрежден орден, приуроченный к 40-летию восстановления Патриаршества (юбилей этот праздновался с опозданием на один год - не в 1957, а в 1958). Это был орден св. кн. Владимира 3 степеней. Первоначально он, однако, назывался не орденом, но «нагрудным знаком в честь святого равноапостольного великого князя Владимира» и предназначался в основном для награждения представителей братских православных, а также инославных Церквей. Определением Синода от 10 окт. 1978 г. был учрежден орден прп. Сергия Радонежского, также 3 степеней. 10 лет спустя определением Синода от 27-28 дек. 1988 г. были учреждены церковные ордена св. ап. Андрея Первозванного с алмазной звездой, св. равноап. кнг. Ольги 3 степеней и св. блгв. кн. Даниила Московского, также 3 степеней. Позже, в 90-х гг. XX в. и в 2000-х гг., появился еще ряд церковных орденов. Последним по времени учреждения является орден св. равноап. Николая, архиеп. Японского (6 сент. 2012). В наст. время в РПЦ имеются следующие ордена: св. ап. Андрея Первозванного; св. равноап. кн. Владимира; орден Славы и Чести (как правило, им награждаются за заслуги перед Православной Церковью миряне, а также лица, не принадлежащие к Церкви, в т. ч. иноверцы); свт. Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси; прп. Сергия Радонежского; св. блгв. кн. Даниила Московского; св. равноап. кнг. Ольги 3 степеней; прп. Серафима Саровского; свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского; св. блгв. кн. Димитрия Донского; свт. Макария, митр. Московского; прп. Евфросинии, вел. кнг. Московской; св. равноап. Николая, архиеп. Японского; прп. Андрея Иконописца; св. мч. Трифона; св. блгв. царевича Димитрия.

http://pravenc.ru/text/2564592.html

в Херсонесе св. равноап. Великого князя Владимира и в ознаменование начала крещения Руси. Первоначально имел статус общежительной киновии. В 1853 г. был освящен храм во имя св. равноап. Великой княгини Ольги. В ходе Крымской войны и осады Севастополя киновию заняли французские войска. В результате боевых действийее разрушили до основания. В 1857 г. вновь открыта с освящением храмаво имя Семи священномучеников, епископов Херсонесских. Определением Св. Синода от 18.03.1861 г. во внимание к историческому значению местности киновию перевели на степень первоклассного монастыря с назначением штата и оклада. 02.04.1861 г. освящен новый храм во имя Семи священномучеников Херсонесских, сооруженный на месте прежнего. 23.08.1861 г. состоялась торжественная закладка собора при участии Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны. 14.07.1863 г. освящен домовый храм Покрова Богородицы при настоятельских келиях. 14.08.1867 г. при закладке верхнего храма собора Великий князь Владимир Александрович принял насебя звание ктитора собора. Свято-Владимирский собор был сооружен по проекту архитектора Д.И. Гримма в 1877 г. Освящение престола нижнего храма во имя Рождества Богородицы состоялось 13.07.1888 г. Под руководством академика Н.М. Чагина к осени 1891 г. закончилась внутренняя отделка собора, в которой приняли участие художники и архитекторы А.И. Корзухин, П.Ф. Тихобразов, В.И. Нефф и др., а также мастера-литейщики И.Т. Сафронов и И.А. Морозов. 17.10.1891 г. архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский) совершил освящение главного престола верхнего храма во имя равноап. Великого кн. Владимира. Позднее освятили приделы во имя блгв. кн. Александра Невского и ап. Андрея Первозванного. С 1858 г., по Высочайшему повелению, ежегодно 15 июля совершался крестный ход из Севастополя в монастырь в память крещения св. равноап. Великого кн. Владимира. В 1859 г. Император Александр II передал монастырю частицу мощей св. равноап. Владимира. С 1874 г. на территории монастыря начались раскопки Херсонеса, которые с 1888 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В. С. изображен в пророческом ряду на кайме плащаницы 1561 г. из Успенского собора Московского Кремля, вышитой в мастерской кнг. Евдокии (Евфросинии) Старицкой (впосл. эта плащаница стала образцом для мн. памятников рус. шитья, см.: Маясова. С. 52. Прим. 32). Над могилой Владимира Ивановича Воротынского, участника взятия Казани, погребенного в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре , в 1554 г. на средства его вдовы была построена ц. во имя В. С., ставшая впосл. фамильной усыпальницей Воротынских. Равноап. Князь Владимир. Гравюра из «Анфологиона». К., 1619. Л. 1032 (РГБ) Равноап. Князь Владимир. Гравюра из «Анфологиона». К., 1619. Л. 1032 (РГБ) В XVI - нач. XVIII в. храмов и престолов во имя В. С. было освящено не много: в 1536 г. «на полатех» новгородской ц. во имя св. князей Бориса и Глеба в Плотниках, построенной в 1377 г., существовал придел во имя В. С., возможно освященный раньше ( Макарий (Миролюбов). Ч. 1. С. 342); в 1644 г. во имя Крестителя Руси был освящен престол ярославского Успенского собора, построенного вместо сгоревшего в 1504 г. (храм снесен в 1937); в 1704 г. В. С. был посвящен верхний храм московской ц. во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине (в 1989 в храме возобновлены богослужения). Равноап. кн. Владимир (в 1-м ряду в центре). Фрагмент иконы «Походная церковь». 70-е гг. XVI в. (ТОКГ) Равноап. кн. Владимир (в 1-м ряду в центре). Фрагмент иконы «Походная церковь». 70-е гг. XVI в. (ТОКГ) В эпоху Российской империи почитание В. С. приобрело подчеркнуто гос. характер. 1 окт. 1789 г. в С.-Петербурге во имя В. С. освящен главный престол нового храма, построенного на месте ц. во имя свт. Николая «на Мокруше». В 1825 г., во время посещения Севастополя имп. Александром I, по докладу главнокомандующего Черноморским флотом А. С. Грейга было принято решение о сооружении в Херсонесе храма в память о Крещении Руси. В 1842 г. по инициативе адм. М. П. Лазарева было решено возвести собор во имя В. С. не в Херсонесе, а на центральном холме Севастополя.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Учреждение такого «ордена» имело бы значение и для Русской Православной Церкви, поощряя ревностные труды на пользу Св[ятой] Православной Церкви, как ее служителей, так и всех тех, кто содействовал бы ее преуспеянию. Исходя из изложенных соображений, имею честь представить на воззрение Вашего Святейшества и Священного Синода проект учреждения такого ордена с наименованием его орденом СВ. РАВНОАП. КН. ВЛАДИМИРА. Рисунок этого ордена, его описание и положение о нем прилагаются. «20 » января 1947 г. г.Ленинград. Вашего Святейшества покорный слуга и богомолец М.Г. ПОЛОЖЕНИЕ об ордене СВ. РАВНОАП. КНЯЗЯ Владимира Для поощрения ревностных трудов на пользу Св[ятой]Православной Церкви и в награду за содействие ее преуспеянию, с разрешения Правительства учреждается Московской Патриархией орден Святого Равноапостольного Князя Владимира. Награждение этим орденом производится Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, как духовных, так и гражданских лиц, оказавших заслуги пред Св[ятой] Православной Церковью (или: Орденом Св. Равноап. Кн. Владимира награждаются Святейшим Патриархом Московским и всея Руси лица духовного (и гражданского) состояния за выдающиеся труды на пользу Святой Православной Церкви. – Редакция 1948 г.). Орден Св. Равноап.Кн. Владимира имеет 4 степени: 1-я степень – Звезда, Лента и на ней Крест. (Лента носится гражд[анскими] чинами через правое плечо, духовными – на шее. Звезда на левой стороне груди). 2-я степень – Звезда и Крест на шее. 3-я степень – Крест на шее. 4-я степень – Крест на груди (в петлице у гражданских чинов). Из духовных лиц орденом 4-й степени награждаются протоиереи, прослужившие по получении палицы не менее 3-х лет. Орденом 3-й степени из духовных лиц награждаются прослужившие по получении наперсного креста с украшениями не менее 5 лет. Орденом 2-й и 1-й степени награждаются лица за особо-выдающиеся заслуги по усмотрению Святейшего Патриарха (лица протоиерейского сана – лишь после получения 2-х младших, 4-й и 3-й степени ордена, и митры – спустя 5 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЬГА Киевская кнг. Ольга на приеме у имп. Константина Багрянородного. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. Сер. XII в. (Matrit. gr. 2. Л. 135) Киевская кнг. Ольга на приеме у имп. Константина Багрянородного. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. Сер. XII в. (Matrit. gr. 2. Л. 135) (Елена) [древнерус. Ольга, греч. Ελγα; древнесканд. Helga] (ок. 920 - 11.07.969), равноап. (пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.). Жена кн. Киевского Игоря , мать кн. Киевского Святослава Игоревича , бабушка кн. Киевского Ярополка Святославича и крестителя Руси равноап. кн. Киевского Владимира (Василия) Святославича . Биография Основные вехи жизни и деятельности О. содержатся в древнерус. предании, отразившемся в летописании и Житии, а также в византийских и немецких источниках. Летописная дата брака О. с кн. Игорем - 6411 (903/4) г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 29) - неправдоподобна; брак следует относить к 30-м гг. X в., скорее всего ближе к концу десятилетия. В упомянутом в том же источнике происхождении О. «от Плескова» («родомь пльсковытыни»: Лосева. 2009. С. 421) сомневаться нет причин: судя по имени, О. принадлежала к одному из скандинавских (по древнерус. терминологии, «варяжских») родов, доминировавших в ранних торговых центрах Руси. Равноап. кнг. Ольга. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца (ц. Николы Надеина). 1640 г., под записью 1882 г. Равноап. кнг. Ольга. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца (ц. Николы Надеина). 1640 г., под записью 1882 г. После убийства древлянами кн. Игоря (не ранее зимы 944/5) О. возглавила управление гос-вом, проявив себя деятельным, решительным и дальновидным политиком. К главным событиям ее правления относятся усмирение древлян и последовавшие затем адм. преобразования, личное крещение и усилия по христианизации Руси. Пространное летописное повествование о войне с древлянами (о т.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010