В 1-м номере новой серии во вступительной статье главного редактора была сформулирована главная цель журнала - напомнить современному верующему «забытый путь опытного богопознания», которой принципиально отличен от «схоластического, оторванного от корней христинской аскетики богословия», во многом тождественного научному богословию, как дореволюционному, так и современному. Для движения вперед по заданной линии, с одной стороны, была предпринята попытка резюмировать наследие дореволюционной академической периодики, выполненная преподавателем основного богословия и еврейского языка свящ. Афанасием Гумеровым. Статья В. Гагатика (ныне игум. Симеон) «Обожение как сущность спасения» наиболее отвечала поставленной цели. В следующем номере, вышедшем с дополнительным подзаголовком «Сборник научных трудов» (1998 г.), стали публиковаться, по признанию второго главного редактора Н. К. Гаврюшина, статьи «членов профессорско-преподавательской корпорации МДА, ее учащихся и бывших воспитанников». «Написанные в различных временных интервалах они не могут также в отдельных случаях не диссонировать с мнениями, вкусами и пристрастиями самых последних дней» 58 . Тем самым, ставилась задача - «показать реальное многообразие мнений и подходов - при единстве веры и духа...» 59 . Несомненно, что в этом многообразии должно было найтись место и для православной науки, которой подобало постепенно возродиться в Духовной Академии. В 1-м выпуске были опубликованы статьи, посвященные Вифанской Семинарии, русской миссии в Америке, философско-богословским взглядам русского историка А. Н. Попова (1820-1877) и пр. Во 2-м выпуск вошли статьи, посвященные синодальному изданию русского перевода Библии, значению и месту науки в системе академического богословия, проблемам русской агиографии. Историк Духовной Академии протодиакон Сергий Голубцов опубликовал новые данные о священномученике архиеп. Иларионе (Троицком). И, наконец, в 3-м выпуске, вышедшем в 1999 (2000) г., были опубликованы воспоминания проф. К. Е. Скурата, статьи по истории культурных связей Сербии и России, времени и месте крещения св. равноап. кн. Владимира и киевлян, о западном «традиционализме» и т. д.

http://bogoslov.ru/bv/bv.html

Медаль в память о сооружении Владимирского собора в Киеве. Аверс с изображением равноап. кн. Владимира. 1895 г. Худож. А. Прахов (ГИМ) Важнейшей заботой В. С. в христ. период его княжения летопись представляет организацию устойчивой обороны юж. подступов к Киеву от печенежских набегов. В. С. предпринял строительство по берегам притоков Днепра на правобережье (по Стугне) и на вост. берегу (по Десне, Суле, Трубежу, Остру и др.) грандиозной фортификационной системы, к-рая состояла из крепостей («градов»), соединенных сплошными земляными валами с деревянным тыном и населявшихся людьми, выведенными со всех концов Руси. Эту «крепчайшую и длиннейшую ограду» с воротами в ней видел в 1008 г. зап. архиеп. Бруно Кверфуртский на пути из Киева в Печенежскую степь (List Brunona. S. 98-99); ее следы сохраняются до сих пор. Обновлялись и расширялись крепостные укрепления в крупных городах вокруг Киева - в Белгороде, Переяславле; основывались новые - Василев, Городец Остерский, Воинь и др. В русле этой же политики была сильно расширена площадь Киева внутри новых городских стен (город Владимира). Молитва кн. Владимира в Десятинной ц. и принесение им клятвы о выделении для Церкви десятины. Раздача милостыни по случаю этого события. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 69 об.) Молитва кн. Владимира в Десятинной ц. и принесение им клятвы о выделении для Церкви десятины. Раздача милостыни по случаю этого события. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 69 об.) Попытки замирения с печенегами, предпринимавшиеся В. С., не имели сколько-нибудь длительного успеха. Неизвестно, сколь долго просуществовал русско-печенежский мир, заключенный В. С. с помощью Бруно в 1008 г. и сопровождавшийся даже посылкой к печенегам в качестве заложника одного из Владимировичей, а также созданием эфемерной Печенежской епископии, к-рая находилась в каких-то не совсем ясных отношениях к Киевской митрополии. Так или иначе, «рать велика без перестани» с печенегами длилась до самой кончины В. С. и об ее интенсивности говорит, в частности, тот факт, что уже в ПВЛ, не более чем через столетие, воспоминания о ней приобретают эпические формы; таковы рассказ под 992 г. об отроке усмошвеце, победителе печенегов под Переяславлем, или повествование о «белгородском киселе» под 997 г., предвосхищающие позднейшие былинные сказания о «Владимире Красне Солнышке».

http://pravenc.ru/text/159104.html

Совет кн. Владимира с Добрыней. Заключение Владимиром мира с волжскими булгарами в 985 (или 986) г. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 48) Дружественный в целом характер отношений В. С. с зап. соседями подчеркивается летописцем: В. С. «бе живя с князи околними миром, с Болеславом Лядьскым, и с Стефаном Угрьскым, и с Андрихом Чешьскым» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 126; Т. 2. Стб. 111), т. е. помимо Болеслава Польского с венг. кор. Стефаном I (Иштваном) (997-1038) и чеш. кн. Олдржихом (Удальрихом) (1012-1034) (видимо, именно он скрывается под летописным именем Андрих). Эти мирные отношения, включавшие в себя нейтралитет почти в постоянной польско-нем. войне, начавшейся вскоре после вступления на престол герм. кор. Генриха II, В. С. скрепил браком Святополка, в удел к-рого входило русско-польск. пограничье в р-не Берестья, с дочерью Болеслава (скорее всего ок. 1005/10). Военный конфликт с Болеславом в 1013 г., о к-ром, как и о женитьбе Святополка, знает только Титмар (Thietm. IV 58; VI 92; VII 72. Р. 198, 382, 486; Назаренко. Немецкие латинояз. источники. С. 134-135, 139-141), был вызван, вероятнее всего, упоминавшимся выше выступлением Святополка против В. С., а не поворотом в зап. политике самого В. С., как можно было бы предполагать, руководствуясь неосновательной догадкой Н. А. фон Баумгартена, к-рая получила известное хождение в науке,- о том, будто 2-й христ. женой В. С., после смерти в 1011/12 г. Анны, стала родственница герм. королевского дома. Что в конце жизни В. С. женился вторично, вряд ли подлежит сомнению (по Титмару, в 1018 в Киеве в плен к Болеславу попали не только супруга Ярослава Мудрого и его сестры, но и его мачеха (noverca): Thietm. VIII 32. P. 530; Назаренко. Немецкие латинояз. источники. С. 137, 142; именно на дочери В. С. от этого брака Марии женился ок. 1040 польск. кн. Казимир I), но идентификация Баумгартеном этой новой супруги В. С. крайне уязвима. Медаль в память о сооружении Владимирского собора в Киеве. Аверс с изображением равноап. кн. Владимира. 1895 г. Худож. А. Прахов (ГИМ)

http://pravenc.ru/text/159104.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОДИЧ Вера Владимировна (18.12.1905, Москва - 14.10.1978, г. Пушкино Московской обл.), исследователь и преподаватель церковнослав. языка. Род. в семье служащих. Окончила 3 класса гимназии, среднюю школу, фак-т языкознания Ленинградского гос. ун-та, аспирантуру. В 1936-1940 гг. преподавала рус. язык в Московском механико-машиностроительном ин-те, затем во Всесоюзном ин-те хозяйства НКВ. В 1943-1944 гг. работала старшим научным редактором Изд-ва иностранных и национальных словарей. В 1944-1967 гг. преподавала на филологическом фак-те МГУ. В 1954 г. защитила докт. дис. «Видовые отношения старославянского глагола». В 1957-1967 гг. профессор МГУ по кафедре юж. и зап. славян (с 1967 на пенсии). С 1970 г. работала в МДА, занималась церковнослав. языком с преподавателями МДАиС, преподавала историю церковнослав. языка на 3-м курсе МДА. В 1974 г. утверждена профессором МДА по кафедре церковнослав. языка. С 1975 г. преподавала историю церковнослав. языка в МДА и церковнослав. язык в МДС. В качестве учебных пособий для студентов московских духовных школ Б. подготовила конспект и словарь церковнослав. языка. В процессе преподавания особое внимание студентов обращала на богослужебные тексты. По мнению Б., знание церковнослав. языка является ключом к пониманию правосл. богослужения. Она считала недопустимым и практически невозможным перевод на рус. язык богослужебных текстов, к-рые предлагала исправить по греч. оригиналам с обязательным сохранением всех особенностей церковнослав. языка. Была награждена Патриаршей грамотой (1971) и орденом св. равноап. кн. Владимира 3-й степени (1975). Похоронена на кладбище в дер. Рахманово Московской обл. Арх.: МДА. Личное дело В. В. Бородич. Соч.: Словарь церковнославянского языка. 1975. Ркп. [Б-ка МДА]; Церковнославянский язык: Конспект. Ркп. [Б-ка МДА]. Лит.: Кучерявый В. , прот. В. В. Бородич: [Некролог]//ЖМП. 1979. 10. С. 32. В. В. Бурега Рубрики: Ключевые слова: ГРИЛИХЕС Леонид Ефимович (род. 1961), прот., доцент МДА, библеист, преподаватель семит. языков, переводчик АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт

http://pravenc.ru/text/153225.html

2018. С. 63–88). Постепенно упоминания о словенах исчезали из источников, а население Новгорода и Новгородской земли стали обозначать политонимом «новгородцы». Под 947 г. в начальной летописи говорится об установлении блгв. кнг. Ольгой (Еленой) в ходе ее поездки в Новгород погостов по р. Мсте для сбора дани (НПЛ. C. 113; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 60). Новгород показан здесь как центр княжеского властвования над прилегающими территориями. Примерно этим же временем датируются и первые мостовые в Новгороде, свидетельствующие о формировании в нем городской структуры. Последние исследования показали, что, возможно, тогда же были возведены и древнейшие стены Новгородского кремля (Детинца) (Олейников О. М. Вел. Новгород. Детинец//Города, поселения, некрополи: Раскопки 2016. М., 2017. С. 126–131; Олейников О. М., Долгих А. В. Новые данные по датированию оборонительных укреплений у Пречистенской башни Новгородского детинца//Новгород и Новгородская земля. СПб., 2018. Вып. 31. С. 176–181; вопрос о времени возведения первых укреплений в новгородском Детинце спорен, см.: Родионова М. А., Антипов И. В. Новгородский детинец и Владычный двор в XI–XV вв.: (По данным археол. исслед.)//Новгородский детинец и Владычный двор в XI–XV вв. СПб., 2017. С. 226–236). В 1-й пол. X в. Киевские князья начали сажать на княжение в Новгородской земле своих сыновей. Первое свидетельство об этом имеется в сочинении визант. имп. Константина VII Багрянородного «Об управлении империей», согласно к-рому в «Немогарде» (Новгороде) сидел кн. Святослав Игоревич (Константин Багрянородный. Об управлении империей: (Текст, пер., коммент.). М., 1989. С. 44–45). Под 970 г. в летописи говорится об определенной политической активности новгородцев (НПЛ. C. 121; ПСРЛ. T. 2. Стб. 57). Возможно, уже в это время новгородцы начали собираться на вече: ко времени новгородского княжения св. равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича сканд. сага об Олаве I Трюггвасоне относит созыв «тинга» — народного собрания (Saga Tryggvasonar aff Oddr Snorrason munk.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

В Синодальном отделе прошел Учебно-методический сбор военного духовенства Росгвардии Московского региона Москва, 7 ноября 2018 г.      Учебно-методический сбор духовенства, осуществляющего пастырское окормление сотрудников Росгвардии г. Москвы и Московской области, прошел 6 ноября на базе Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Это первое мероприятие подобного рода в истории взаимодействия Отдела и Росгвардии. Цель сбора – изучение новых подходов к организации работы с верующими сотрудниками ФСВНГ РФ, формы и методы работы военного духовенства по духовному просвещению военнослужащих Росгвардии. В рамках сбора перед участниками выступили: председатель Синодального отдела протоиерей Сергий Привалов, начальник группы по взаимодействию с общественными и религиозными организациями Главного управления по работе с личным составом войск национальной гвардии РФ полковник Виктор Константинович Иноземцев, помощник председателя Синодального отдела Борис Михайлович Лукичев. Заведующий сектором по взаимодействию с Росгвардией Синодального отдела иерей Роман Богдасаров провел презентацию интернет-ресурса «Служу с верой», посвященного работе сектора. Сайт знакомит посетителей с деятельностью священников в храмах при Росгвардии, в образовательных учреждениях ФСВНГ РФ и включает в себя интерактивную карту храмов, в которых ведется окормление военнослужащих и членов их семей. Отдельный раздел сайта посвящен подписанию соглашений между епархиями Русской Православной Церкви и подразделениями Росгвардии. Участники поделились опытом пастырского служения в войсках, наметили пути дальнейшего взаимодействия. Среди прочих участников на мероприятии присутствовал настоятель храма св. равноап. кн. Владимира при Московском президентском кадетском училище им. М.А. Шолохова, войсковой священник Центрального казачьего войска иерей Марк Кравченко. По материалам сайта Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами . 7 ноября 2018 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/117086.html

С 2001 г. М. расширил сферу исследований, включив в нее Северо-Восточную Русь - государствообразующее ядро России, с тем, чтобы археологически прояснить глубинные исторические процессы, обусловившие неожиданное возвышение Ростово-Суздальской Руси при князьях Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском. Развитый методический и аналитический инструментарий, создание детальной археологической карты сельских поселений, повторное исследование уже раскопанных курганов специально созданной Суздальской экспедицией ИА РАН сделали Суздальское ополье одной из наиболее изученных в археологическом отношении территорий Восточно-Европейской (Русской) равнины (выявлено и обследовано более 300 средневек. памятников). Один из главных итогов работ в Суздальском ополье - выделение «больших поселений» X-XI вв.- особой категории археологических памятников размером 6-10 га. Сеть таких селищ наряду с укрепленными пунктами (городами) в наст. время считается базовой структурой расселения и хозяйства на северо-востоке Руси в X-XI вв. В XII-XIII вв. среди селищ выделяются поселения с высокой концентрацией и разнообразием находок, близких по составу к городским: вислые свинцовые печати от офиц. документов; книжные застежки; стили для письма; украшения из драгоценных металлов; оружие и детали парадного конского снаряжения; кресты-энколпионы и амулеты-змеевики. Выявление на 25 селищах таких предметов показало присутствие здесь дворов знати. Перспективными стали и повторные исследования курганных могильников, раскопанных гр. А. С. Уваровым: у с. Шекшова под Суздалем им были обнаружены новые захоронения X - 1-й пол. XI в. и открыты ранее неизвестные здесь остатки погребений, собраны выдающиеся по значению находки (парадный боевой топор с серебряной инкрустацией, изображающей крест и трезубец - родовой знак великих князей равноап. Владимира (ок. 960-1015) и Ярослава Мудрого (ок. 978-1054)). В 2007-2009 гг. у с. Б. Давыдовского Гаврилово-Посадского р-на Ивановской обл. М. открыл самый сев.-зап. могильник финнов (исторических предшественников славян в Волго-Окском междуречье) 1-й пол. I тыс. по Р. Х.

http://pravenc.ru/text/2561478.html

Града; вероятно, не последнюю роль здесь сыграло традиционное для Византии восприятие пространства храмов-крещален и баптистериев как образа Нового Иерусалима. Утвердившаяся в литературе мысль о раннем времени создания корсунской парадигмы вызывает серьезные сомнения. Можно говорить достоверно о ее существовании лишь во 2-й пол. XV - нач. XVI в. в новгородских источниках ( Poppe A. On the So-called Chersonian Antiquities//Medieval Russian Culture. Berkeley; L., 1984. [Vol. 1]. P. 71-104). Мысль о том, что именно Новгород (а не Москва) после Царьграда и Корсуни становится по праву преемником их священного наследия, закономерно получает развитие в памятниках письменности после потери городом своей независимости и в связи со стремлением отстоять свой духовный приоритет. Тогда же складывается представление о происхождении ряда священных предметов и икон из древней Корсуни, доставшихся новгородцам как часть трофеев после похода 989 г. Их появление в Новгороде связывают с известным по летописям 1-м епископом города свт. Иоакимом Корсунянином , приглашенным кн. равноап. Владимиром из Херсонеса и занимавшим Новгородскую кафедру до 1030 г. Появление «корсунской легенды», как и топонима «корсунский», скорее всего приходится на годы пребывания на Новгородской кафедре свт. Евфимия II (1434-1458), к-рый в противопоставление столице представил собственную историческую концепцию, основывавшуюся на идеализации исторического прошлого Новгорода. К. и. (Иерусалимская, Гефсиманская, Грузинская) в Новгороде К. и. (Иерусалимская, Гефсиманская, Грузинская) в Новгороде впервые упоминается в «Сказании о видении Софийского пономаря Аарона», герой которого наблюдал ночью в новгородском Софийском соборе шествие «преждеотшедших» архиепископов: они вышли из алтаря, стали «пред иконою пречистыя Богоматере пред Корсунскою, и начаша пети на мног час» (Новгородская 3-я летопись, под 1439 - НовгорЛет. С. 271; Новгородская 4-я летопись по списку Дубровского, под 1438 - ПСРЛ. 1925. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

А пока аборты приносят жуткие страдания подавляющему большинству женщин (нравственные, психические и физические) и лишь немногим мужчинам, которые выступают против них. Большинство же мужчин оказывают сильное психологическое, моральное, а порой и физическое давление на своих жен и сожительниц и даже с течением времени не раскаиваются. Очень печальное, горькое и тягостное время сейчас на Земле. Помоги Господи, это пережить и найти в себе силы прекратить смертоубийства нерожденных детей! Татьяна 17 марта 2015, 22:46 Если бы аборты были запрещены то я , да и многие другие женщины в этом мире не проливали бы столько слез в рассканиии за совершённый грех детоубийства .... И просвещения молодых людей и введение в школах и в семьях христианского образования остановили бы многих от этого . Самое страшное что нельзя вернуть жизнь ... Я осознала это только когда мой ребенок заболел и единственное что мне пришло в голову , когда я покаялась в грехе детоубийства - это что я же собственными руками убила. Двоих детей !!! Это тоже самое что я своими руками у ила бы сейчас своего ребенка .. Давайте остановим это !!! анна полтава 23 ноября 2014, 03:48 Спаси вас Господи! Статья понятная и емкая! Соборянин 16 ноября 2014, 13:00 Еще и еще раз; законодательный запрет абортов сродни отмены у нас смертной казни. Было время,когда она воспринималась как вынужденная необходимость даже иерархами Церкви,которые настаивали на необходимости исполнения государственного долга св.равноап.князем Владимиром,когда он стал страшиться нарушать заповедь Господню. Сейчас этот запрет-мораторий поддерживается Церковью и нек.политическими лидерами,но большинство народа продолжают считать ее необходимой. Таков общий нравственный уровень. Хочется думать,как Елена(11.11.2014),что пора пришла,народ дозрел. Необходим максимально исчерпывающий мониторинг общественного мнения,мнения ответственных специалистов и политиков. Делать это надо быстро и четко. Необходимо задаться вопросом,а что с социальными проблемами(изнасилования бытовые и уличные)? Готовы мы рожать в таких условиях? Пусть каждый борец за гос.запрет поставит себя на подобное место! И мужчины пусть представят,что их жен изнасиловали преступники и она беременна. И если вы внутренно примиритесь и готовы растить,тогда вперед к жертвенному освящению Руси!

http://pravoslavie.ru/74881.html

При этом у Церкви и государства есть масса возможных точек соприкосновения, которые могли бы принести, и часто приносят, большую пользу нашему обществу. Например – осуществление совместных социальных, просветительских, культурных, исторических проектов, совместная организация образовательно-воспитательных учреждений, служение в пенитенциарной системе, медицине и т.п. Всё возможно при доброй воле сторон. Лучшим рецептом для объединения нашего народа была бы свобода в разнообразии – Крещение Руси св. равноап. кн. Владимиром объединило народы, княжества и государства в единой вере во Христа. Что всем нам, гражданам страны, нужно делать, чтоб общество объединялось, а не разделялось? – Думаю, что рецепт объединения для современного украинского общества, к сожалению, уже не может лежать в религиозной плоскости, как это было при святом князе Владимире. Хотя наш народ по преимуществу идентифицирует себя с Православием, но реально общество поликонфессионально, полиэтнично, с разными, зачастую противоположными мировоззренческими позициями. В такой ситуации любое искусственное «причесывание под одну гребёнку», будь то в религиозной сфере или любой другой, вызовет у многих непонимание и отторжение. Поэтому лучшим рецептом для объединения нашего многоликого народа, мне кажется, была бы свобода в разнообразии. В одном из своих интервью Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий предложил образ украинского общества, как букета полевых цветов, где каждый цветок уникален в своеобразии: своего размера, цвета, формы и аромата. Все вместе – прекрасный букет. Не нужно пытаться разорить букет, сделать его однотонным: из ромашки скроить фиалку, а из василька гвоздику. Пусть все живут и развиваются свободно и спокойно, и тогда нам всем будет мирно и хорошо в общем букете, в общем доме. Считаю, что только таким путём можно прийти к единству. При этом нашему народу не следует забывать о своих корнях и той вере, которая сформировала народный менталитет, традиции, взгляд на себя и на мир.

http://pravoslavie.ru/114318.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010