Примечание. На литии перед славником равноап. Владимира, глас 6-й: «Приидите, стецемся вси верно...», может быть спета хвалитная стихира равноап. Владимира (глас 4-й), которая в стихирах на хвалитех будет опускаться (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»), а также славник равноап. Владимира со стиховных стихир великой вечерни, глас 8-й: «Начальника благочестия...». На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – отцов, глас тот же: «Молебную память днесь...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь равноап. Владимира, глас 4-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (единожды), тропарь отцов, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь равноап. Владимира, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные. Полиелей. Величание равноап. Владимира : «Величаем тя, святый равноапостольный [великий] княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго» и избранный псалом (например, «Блажен муж, бояйся Господа...», см. в Ирмологии 29 августа) . «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален равноап. Владимира по 1-м стихословии, глас 1-й: «Яко начальнику...», седален равноап. Владимира по 2-м стихословии, глас 8-й: «Научився неизреченною...», седален равноап. Владимира по полиелее, глас 4-й: «Скорое и твердое...». «Слава» – ин седален равноап. Владимира по полиелее, глас тот же: «Скоро предвари...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Слово Отчее...». Степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), равноап. Владимира на 4 и отцов на 6. Примечание. Учитывая богослужебный статус праздника равноап. Владимира, допустимо каноны петь следующим образом: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), равноап. Владимира на 6 и отцов на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-28/

Примечание. На литии перед славником равноап. Владимира, глас 6-й: «Приидите, стецемся вси верно…», может быть спета хвалитная стихира равноап. Владимира (глас 4-й), которая в стихирах на хвалитех будет опускаться (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»), а также славник равноап. Владимира со стиховных стихир великой вечерни, глас 8-й: «Начальника благочестия…». На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – отцов, глас тот же: «Молебную память днесь…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления…». По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь равноап. Владимира, глас 4-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (единожды), тропарь отцов, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь равноап. Владимира, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные. Полиелей. Величание равноап. Владимира : «Величаем тя, святый равноапостольный [великий] княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго» и избранный псалом (например, «Блажен муж, бояйся Господа…», см. в Ирмологии 29 августа) . «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален равноап. Владимира по 1-м стихословии, глас 1-й: «Яко начальнику…», седален равноап. Владимира по 2-м стихословии, глас 8-й: «Научився неизреченною…», седален равноап. Владимира по полиелее, глас 4-й: «Скорое и твердое…». «Слава» – ин седален равноап. Владимира по полиелее, глас тот же: «Скоро предвари…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Слово Отчее…». Степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), равноап. Владимира на 4 и отцов на 6. Примечание. Учитывая богослужебный статус праздника равноап. Владимира, допустимо каноны петь следующим образом: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), равноап. Владимира на 6 и отцов на 4.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь отцов, тропарь равноап. Владимира; кондак воскресный, кондак отцов. «Слава» – кондак равноап. Владимира, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь отцов, тропарь равноап. Владимира; кондак воскресный, кондак отцов. «Слава» – кондак равноап. Владимира, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен и аллилуиарий – отцов и равноап. Владимира. Апостол и Евангелие – дня, отцов (под зачало) и равноап. Владимира. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа...», и равноап. Владимира: «В память вечную...». После Литургии совершается молебен по особому чину. Примечание. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в праздник святого равноапостольного князя Владимира надлежит ежегодно по окончании Литургии совершать в честь воспоминания Крещения Руси молебен по особому чину (см. в приложении «Богослужебных указаний»). Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, отцов, глас 6-й – 3, Крещения Руси, глас 5-й – 2, и равноап. Владимира, глас 4-й – 2. «Слава» – равноап. Владимира, глас 8-й: «Приидите, стецемся вси...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3 и службы Крещения Руси – 3 . На литии стихира отцов, глас 3-й: «Апостольских преданий...», стихира Крещения Руси, глас 1-й, и стихиры равноап. Владимира, глас 2-й. «Слава» – равноап. Владимира, глас 6-й: «Приидите, стецемся вси верно...», «И ныне» – Крещения Руси, глас 1-й : «О, дивное чудо! Водою Крещения...». На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – отцов, глас тот же: «Молебную память днесь...», «И ныне» – Богородичен службы Крещения Руси, глас 8-й: «О преславнаго чудесе! Небесе и земли Царица...». По Трисвятом – тропарь Крещения Руси, глас 8-й (дважды) и тропарь равноап. Владимира, глас 4-й (единожды). Примечание. Допустимо тропари по Трисвятом петь следующим образом: «Богородице Дево...» (единожды), тропарь Крещения Руси, глас 8-й (единожды) и тропарь равноап. Владимира, глас 4-й (единожды).

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-28/

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь отцов, тропарь равноап. Владимира; кондак воскресный, кондак отцов. «Слава» – кондак равноап. Владимира, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь отцов, тропарь равноап. Владимира; кондак воскресный, кондак отцов. «Слава» – кондак равноап. Владимира, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен и аллилуиарий – отцов и равноап. Владимира. Апостол и Евангелие – дня, отцов (под зачало) и равноап. Владимира. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа…», и равноап. Владимира: «В память вечную…». После Литургии совершается молебен по особому чину. Примечание. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в праздник святого равноапостольного князя Владимира надлежит ежегодно по окончании Литургии совершать в честь воспоминания Крещения Руси молебен по особому чину (см. в приложении «Богослужебных указаний»). Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, отцов, глас 6-й – 3, Крещения Руси, глас 5-й – 2, и равноап. Владимира, глас 4-й – 2. «Слава» – равноап. Владимира, глас 8-й: «Приидите, стецемся вси…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…». Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3 и службы Крещения Руси – 3 . На литии стихира отцов, глас 3-й: «Апостольских преданий…», стихира Крещения Руси, глас 1-й, и стихиры равноап. Владимира, глас 2-й. «Слава» – равноап. Владимира, глас 6-й: «Приидите, стецемся вси верно…», «И ныне» – Крещения Руси, глас 1-й : «О, дивное чудо! Водою Крещения…». На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – отцов, глас тот же: «Молебную память днесь…», «И ныне» – Богородичен службы Крещения Руси, глас 8-й: «О преславнаго чудесе! Небесе и земли Царица…». По Трисвятом – тропарь Крещения Руси, глас 8-й (дважды) и тропарь равноап. Владимира, глас 4-й (единожды). Примечание. Допустимо тропари по Трисвятом петь следующим образом: «Богородице Дево…» (единожды), тропарь Крещения Руси, глас 8-й (единожды) и тропарь равноап. Владимира, глас 4-й (единожды).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

15. Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия. Мчч. Кирика и Иулитты (службу зри 14 июля) . Блгвв. кн. Владимира и кн. Агриппины Ржевских (службу зри 14 июля) . Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой равноап. вел. кн. Владимира (см. в Минее 15 июля) и службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля ) (А) , а также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой в память Крещения Руси и в честь равноап. вел. кн. Владимира (см. особое издание) и службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля ) (Б) . Богослужение совершается по уставу великого праздника . При совершении богослужения можно руководствоваться 7-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец...», и главой Типикона под 25 мая, 1-е «зри»: «Вестно буди, аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец» . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, отцов, глас 6-й – 4 (первая стихира – дважды), и равноап. Владимира, глас 4-й – 3. «Слава» – отцов, глас 6-й: «Тайныя днесь Духа трубы...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Примечание. Учитывая богослужебный статус праздника равноап. Владимира, допустимо стихиры на «Господи, воззвах» петь следующим образом: воскресные, глас 4-й – 3, отцов, глас 6-й – 3, и равноап. Владимира, глас 4-й – 4; «Слава» – отцов, глас 6-й: «Тайныя днесь Духа трубы...», или равноап. Владимира, глас 8-й: «Приидите, стецемся вси...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3 и равноап. Владимира – 3. На литии стихира отцов, глас 3-й: «Апостольских преданий...», и равноап. Владимира, глас 2-й. «Слава» – равноап. Владимира, глас 6-й: «Приидите, стецемся вси верно...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-28/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 28 июля 2024 года 15. Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия. Мчч. Кирика и Иулитты (службу зри 14 июля) . Блгвв. кн. Владимира и кн. Агриппины Ржевских (службу зри 14 июля) . Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой равноап. вел. кн. Владимира (см. в Минее 15 июля) и службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля ) (А) , а также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой в память Крещения Руси и в честь равноап. вел. кн. Владимира (см. особое издание) и службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля ) (Б) . Богослужение совершается по уставу великого праздника . При совершении богослужения можно руководствоваться 7-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец…», и главой Типикона под 25 мая, 1-е «зри»: «Вестно буди, аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец» . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, отцов, глас 6-й – 4 (первая стихира – дважды), и равноап. Владимира, глас 4-й – 3. «Слава» – отцов, глас 6-й: «Тайныя днесь Духа трубы…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…». Примечание. Учитывая богослужебный статус праздника равноап. Владимира, допустимо стихиры на «Господи, воззвах» петь следующим образом: воскресные, глас 4-й – 3, отцов, глас 6-й – 3, и равноап. Владимира, глас 4-й – 4; «Слава» – отцов, глас 6-й: «Тайныя днесь Духа трубы…», или равноап. Владимира, глас 8-й: «Приидите, стецемся вси…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…». Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3 и равноап. Владимира – 3. На литии стихира отцов, глас 3-й: «Апостольских преданий…», и равноап. Владимира, глас 2-й. «Слава» – равноап. Владимира, глас 6-й: «Приидите, стецемся вси верно…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (единожды), тропарь отцов, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь равноап. Владимира, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Крещения Руси, глас 8-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величания службы Крещения Руси и равноап. Владимира и избранный псалом: «Блажен муж, бояйся Господа...». «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален равноап. Владимира по 1-м стихословии, глас 1-й: «Яко начальнику...», седален равноап. Владимира по 2-м стихословии, глас 8-й: «Научився неизреченною...», седален Крещения Руси по полиелее, глас 6-й: «Кто убо возможет...». «Слава» – ин седален Крещения Руси по полиелее, глас 8-й: «Равноапостольнии Владимире и Ольго...», «И ныне» – Богородичен, глас 4-й: «Яко необоримую стену...». Степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крещения Руси на 2, равноап. Владимира на 4 и отцов на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й, кондак и икос Крещения Руси, глас 3-й, кондак и икос равноап. Владимира, глас 8-й; седален отцов, глас 4-й, седален Крещения Руси, глас 5-й. «Слава» – седален равноап. Владимира, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице Безневестная...». Примечание. Типикон умалчивает о кондаке равноап. Владимира, глас 8-й: «Изрядному воеводе...», и о кондаке и икосе, глас 4-й: «Отеческу прелесть...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 145 об.) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос отцов, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й, светилен отцов. «Слава» – светилен равноап. Владимира, «И ныне» – светилен Крещения Руси. Примечание. Типикон умалчивает о светильне равноап. Владимира: «В Руси днесь...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 150) этот светилен также отсутствует.

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-28/

В 861 г. равноап. Кирилл (Константин) Философ, к-рый оказался в Херсоне на пути в Хазарию, по собственной инициативе (видимо, благодаря знакомству с Мученичеством или «Чудом»)) и после долгих поисков открыл мощи К., о существовании к-рых горожанам не было известно. Подробности этих событий сообщаются, помимо Жития равноап. Кирилла, в слав. «Корсунской легенде», основывающейся на несохранившихся греч. сочинениях равноап. Кирилла - «Краткой истории» и «Похвальном слове» (изд.: Die Korsuner Legende von der Überführung der Reliquien des heiligen Clemens/Hrsg. J. Vašica. Münch., 1965. (Slav. Propyläen; 8)), в службе на перенесение мощей К., к-рая, возможно, также является переводом греч. сочинения равноап. Кирилла ( Верещагин. 2001. С. 94-148; Мурьянов. 2003) и в ряде лат. источников: в «Итальянской легенде» (BHL, N 2073; изд.: MMFH. 1967. T. 2. S. 120-132), основанной на выполненном Анастасием Библиотекарем переводе греч. сочинений равноап. Кирилла, и в письме Анастасия еп. Веллетри Гаудериху (BHL, N 2072; изд.: MMFH. 1969. T. 3. S. 177-181). Прибыв в Херсон, равноап. Кирилл при содействии еп. Георгия и стратига фемы Никифора организовал церемонию обретения мощей К., к-рая состоялась 30 янв. В ходе экспедиции на остров были поэтапно обнаружены мощи К. и якорь; рака с мощами была на корабле доставлена в Херсон. Мощи были помещены в пригородной ц. св. Созонта, затем перенесены в городскую ц. св. Леонтия и, наконец,- в соборный храм (локализация ц. св. Апостолов в Херсоне, предложенная С. Б. Сорочаном на основании слав. Проложного сказания о перенесении мощей К. ( Лавров. 1911. С. 126; ВМЧ. Нояб. 23-25. Стб. 3310), безосновательна ( Сорочан. 2005. С. 786), так же как безосновательны поиски исторической основы др. сообщений этого краткого текста: Уханова. 2000; о нем также см.: Карпов. 2007. С. 20, 44-47). Равноап. Кирилл доставил часть мощей в К-поль, а в 867 или 868 г. перевез их в Рим. После этого почитание К. в Херсоне не прекратилось. В кон. X в. равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич вывез в Киев мощи К. и его ученика св. Фива (ПСРЛ. T. 1. Стб. 116 [Лаврентьевская летопись]; Т. 2. Стб. 101 [Ипатьевская летопись]) - это подтверждает, что они были весьма почитаемы в городе. В Синаксаре Великой ц. ( Hofmann. 1992; изд.: SynCP. Col. 256) под 25 нояб. говорится о ежегодном отступлении моря (в соответствии с финалом Мученичества или началом «Чуда»). В Минологии Василия II (PG. 117 Col. 177) контаминированы К. и сщмч. Климент, епископ Анкирский ; местом мученичества К. названа Анкира, где был казнен Климент, еп. Анкирский (именно этот вариант получил распространение в слав. Прологе; изд.: Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сентябрь-февраль. М., 2010. Т. 1. C. 396-397; см. также: Карпов. 2007. С. 20, 36-37; Творогов. 2008), что может указывать на отсутствие в К-поле информации о почитании К. в Херсоне на рубеже X и XI вв.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

По сторонам Н. за его плечами изображены: слева - гора, справа - храм. Вокруг медальона подпись на русском и японском языках: «Св. равн. Николай, архиеп. Японский». Образ Н. привлекает внимание совр. художников. Крупный (выше человеческого роста) ростовой портрет Н. на фоне япон. пейзажа был выполнен Ф. А. Москвитиным (2010). Кисти этого же автора принадлежит картина «Николай Японский благословляет первого русского дзюдоиста Василия Ощепкова» (2014). К событиям из жизни Н. обращаются художники-графики (напр., иллюстрация Р. Трофименко «Обращение Савабэ Такумы в христианскую веру»). Памятник Н. установлен в 2013 г. в г. Белом Тверской обл. у стен бывш. ДУ, где учился святой. Лит.: «На память об архиепископе Николае»: Альбом фотогр. снимков. Токио, 1912; История Японской Православной Церкви. Просветитель Японии равноап. св. Николай/Сост.: свящ. Павел Ойкава Син; Св. Автономная Япон. Правосл. Церковь, Зап.-Япон. епархия. [Киото], 2010; Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 215; Серафим (Цудзиэ), архиеп. Св. равноап. Николай, архиеп. Японский/Под ред. Канцелярии Вост.-япон. еп. Япон. Правосл. Церкви; пер. на рус.: А. Потапов. Токио, 2013; Свт. Николай Японский в воспоминаниях современников/Сост.: Г. Е. Бесстремянная; ТСЛ. Серг. П., 20132. Свящ. Дионисий Гордеев, А. А. Климкова Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап.

http://pravenc.ru/text/2565636.html

Второстепенные слав. и греч. источники сведений о К. О. содержат упоминания отдельных фактов его биографии (в т. ч. явно легендарные), подтверждая в основном свидетельства Житий. Самый древний из них - греч. перечень болг. архиепископов, т. н. список (или каталог) Ш. Дюканжа (сер. XII в.). К. О. упоминается в Житиях равноап. Наума Охридского и службах ему, в т. н. Успении равноап. Кирилла Философа, в Житии кн. Сербского св. Иоанна Владимира и в текстах, посвященных св. Седмочисленникам. Жизнь Биографию К. О. можно выстроить с периода после смерти его учителя, равноап. Мефодия; ранний этап реконструируется на основе косвенных данных. Из слов Феофилакта, что К. О. знал жизнь св. Мефодия, «как никто другой, ведь он сопровождал его с младых ногтей и собственными глазами видел все дела учителя» ( Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 200-201), можно предположить, что К. О. был уроженцем архонтии или «княжения» (церковной области под управлением) Мефодия, скорее всего Стримонской фемы в Сев. Греции, или, что менее вероятно, сблизился с ним в Вифинии (о гипотезе «княжения» Мефодия в М. Азии см.: Тахиаос. 1971. С. 292). О слав. происхождении К. О. свидетельствует его обращение в Похвальном слове к равноап. Кириллу: «Славлю многогласный твой язык, возсиявший на мой народ», и сообщение Димитрия Хоматиана о его происхождении «от европейских мисян, которых многие люди знают также под именем болгар» ( Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 269). Возможно, он участвовал в Хазарской миссии буд. слав. первоучителей, при монашеском постриге получил имя в честь сщмч. Климента Римского, мощи которого были обретены равноап. Кириллом, и с самого начала просветительской деятельности сопровождал своих учителей в Вел. Моравию. Исследователи предполагают, что К. О. был в числе учеников слав. просветителей, к-рые в 867 г. в Риме по благословению Римского папы Адриана II были поставлены во пресвитеры. После смерти равноап. Кирилла К. О. вместе с Мефодием вернулся в Моравию, но, по всей видимости, в отличие от него избежал заключения и до 873 г. (когда Мефодий был освобожден из герм. плена) продолжал его дело в епархии.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010