Возглас: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Тропарь, глас 2: Моление теплое и стена необоримая, милости источнике, мирови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари и от бед избави нас, едина вскоре предстательствующая. Канон, песни 4–6. По 6-й песни: Спаси от бед: Призри благосердием: Ектения малая. Возглас. По возгласе, кондак, глас 6: Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко Благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно Богородице, чтущих Тя. Прокимен: Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Стих: Слыши Дщи и виждь, и приклони ухо Твое. И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия, Господа Бога молим. Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия, мир всем. От Луки Святаго Евангелия чтение: По прочтении Евангелия, тропари водоосвящения: Еже радуйся: и т. д. По водоосвящении 7, 8 и 9 песни канона. Достойно есть, яко воистину: Трисвятое. Отче наш: Тропарь. Ектения: Помилуй нас, Боже: Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Алексии и о господине нашем высокопреосвященнейшем архиепископе Онисиме и о всей во Христе братии нашей. Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Еще молимся о милости жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении, благопоспешении рабов Божии (имя рек) и о еже умножити им лета живота. Возглас: Услыши ны, Боже, Спасителю наш: Молитва. Отпуст. Последование молебного пения в праздник св. равноап. кн. Владимира. Воспоминания крещения Руси Протодиакон:  Благослови Владыко. Предстоятель :  Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Хор:  Аминь. Протодиакон:  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Хор :  Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По отзывам участников, плодами монашеских форумов являются важные положительные изменения в жизни обителей. Работа Отдела в 2015 году включает в себя подготовку монашеского направления XXIV Международных образовательных Рождественских чтений, посвященных 1000-летию пребывания русских на Афоне; международной богословской научно-практической конференции, приуроченной к 1000-летию преставления св. равноап. кн. Владимира, а также участие членов коллегии в мероприятиях, посвященных монашеству, проведение которых запланировано в Белоруссии, Молдавии, а также в Пятигорской и Черкасской, Смоленской и Вяземской епархиях. Было предложено уделять внимание практической жизни монастырей и проводить собрания игуменов и игумений в епархиях с участием председателя Отдела и членов коллегии. Об организации работы по оказанию содействия в сохранении объектов культурного наследия архитектурных комплексов, находящихся в собственности или пользовании монастырей, участникам заседания коллегии сообщила С.А. Анохина, консультант Синодального отдела по монастырям и монашеству по вопросам реставрации и сохранения объектов культурного наследия. Консультант обратила внимание собравшихся на необходимость тесного взаимодействия монастырей с государственными органами по охране памятников и специалистами по реставрационным работам; рассказала о том, что в настоящее время организованы курсы по обучению специалистов в области реставрации, готовится к выходу справочное печатное издание с практическими рекомендациями по реставрации и сохранению памятников. С.А. Анохина также напомнила, что производится формирование единой заявки по реставрационным мероприятиям в федеральную целевую программу «Культура России 2012-2018гг.» и в программы регионального и муниципального уровней; организовано оказание консультативной юридической помощи в решении текущих вопросов законодательства в области охраны культурного наследия. Об основных направлениях работы информационной службы Синодального отдела по монастырям и монашеству в предстоящем году рассказал пресс-секретарь Отдела, настоятель подворья Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

http://patriarchia.ru/db/text/4011715.ht...

Совет кн. Игоря с дружиной. Возвращение кн. Игоря за данью к древлянам. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 27) Совет кн. Игоря с дружиной. Возвращение кн. Игоря за данью к древлянам. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 27) Зимой 944/5 или 945/6 г. И. отправился за данью к древлянам, с к-рых ранее уже собрал дань его воевода Свенельд. Получив требуемое, И. с небольшой дружиной вскоре вернулся и в нарушение договора потребовал новых выплат. Тогда древляне восстали, отряд И. был перебит, князь попал в плен и был казнен. По сообщению Льва Диакона , древляне привязали И. к верхушкам 2 деревьев, наклоненных к земле; распрямившиеся деревья разорвали тело князя. Деятельность И. приходится на период складывания Древнерусского гос-ва. По данным, изложенным в трактате имп. Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (ок. 948-952), при И. непосредственная власть киевского князя распространялась на узкую полосу территории с юга на север Восточно-Европейской равнины с городами Киевом, Новгородом, Смоленском, Черниговом, Любечем и Витичевом. К западу и к востоку от этой территории располагались «склавинии» - восточнослав. догос. общности, обязанные киевскому князю данью и союзом: древляне, дреговичи, кривичи, северяне, лендзяне, уличи. Сбор дани с них осуществлялся во время полюдья - объезда «склавиний» отрядами киевских дружинников. Супругой И. была кнг. Ольга. Согласно ПВЛ, брак был заключен в 903 г., что не представляется достоверным, т. к. ко времени смерти И. его сын Святослав был ребенком. В русско-византийском договоре 944 г. и в сочинении имп. Константина VII названы 2 племянника («нетии») И.- князья Игорь и Акун, а также др. лица, интерпретируемые в историографии как члены семьи правителя. Все позднейшие русские князья Рюриковичи были потомками И. Как дед равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича И. упоминается в «Слове о законе и благодати» митр. св. Илариона (2-я треть XI в.): «Похвалимъ… нашего учителя и наставника великааго кагана нашеа земли Володимера, вънука старааго Игоря, сына же славнааго Святослава, иже въ своа лета владычествующее, мужествомъ же и храборъствомъ прослуша въ странахъ многах, и победами и крепостию поминаются ныне и словуть. Не въ худе бо и неведоме земли владычьствоваша, нъ въ Руське, иже ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли» (БЛДР. 1997. Т. 1. С. 42).

http://pravenc.ru/text/293517.html

Страшно подумать, сколько зла внесло и вносит с собою в христианский мир лжеучение непризнанных преобразователей веры о мнимой неспособности христиан к исполнению христианских обязанностей. Многие и без того не любили и не любят подвигов христианской жизни, а теперь эту леность покушаются возвести уже на степень правды, и между обыкновенными предлогами жить, как живется, день за день, представляют тот, якобы «подвиги христианской жизни, требуемые св. верою, не соразмерены с силами нашими!» Но не говоря уже о том, что Бог лучше нас всех знает меру силам нашим, следоват. не может отяготить нас несоразмерными требованиями, предписываемыми от Его имени нам св. верою для исполнения, можно ли забыть, что вся нам, по выражению св. ап. Петра, Божественныя силы, Его, яже к животу и благочестию, подана ( 2Пет. 1:3 )? Мы слабы – это правда, но всесильная благодать Божия всегда готова для нас. А при ее содействии слабость сил наших не препятствует не только начинать дело спасения, но и достигать самых высоких степеней совершенства. Чтобы узнать, трудно ли служить господину, надобно испытать службу, или спросить о ней у тех, которые знают ее по опыту. А из тех, кои отказались от страстей своих и ведут жизнь, согласно правилам св. веры, из тех каждый нам скажет с Апостолом, что заповеди Его тяжки не суть ( 1Ин. 5:3 ), что иго Господа нашего благо и бремя Его легко есть ( Мф. 11:30 ). Все лучшие в христианстве ясно свидетельствовали это делами. Нет сомнения, что даже и среди нас найдутся такие, кои, с Божиею помощию, подвизаются для добра, не лгут и не обманывают, не жадны до денег, не гоняются за призраком ложной славы, обиженные переносят обиды ради Христа терпеливо, не пламенея гневом, не закипая местью и, не взирая на окружающие их, как и нас, соблазны и искушения, твердо хранят чистоту души своей. От чего же и нам не быть такими? Мы слабы! Нет, мы не так слабы. Сколько иной из нас переносит трудов для выполнения греховных желаний своих! Каких тревог, каких иногда мучений не переносят искатели почестей и славы! Каких усилий не употребляют желающие обогатиться! Для иного тяжело пробыть два-три часа на молитве, а не тяжело провести ночь среди забав, оставляющих пустоту в душе и утомление в теле. На то, чтобы удерживать в себе порывы гнева, волнения нечистоты, не достает у многих из нас ни ума, ни силы воли, а в делах греха сколько является хитрости, решимости, упорства!

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Как христиане, мы, обыкновенно, называем себя верными и в сем наименований полагаем надежду спасения, а наименование неверного представляем себе поносным и гибельным даже. И справедливо: кая частъ верну с неверным? говорит апостол Павел ( 2Кор. 16:15 ). И как часть верного есть спасение, по слову Самого Иисуса Христа: иже веру имет и крестится спасен будет ( Мк. 16:16 ), то участью неверного, очевидно, должна быть погибель. Но что нам дает право называться верными? То ли только одно, что мы верим учению христианскому о Боге? Но этому и беси веруют и трепещут (1Иак. 2:19), однако их никто не назвывает верными. И так явно, что наша вера тогда только может быть для нас вполне спасительна, когда она чужда всякого сомнения, колебания, непостоянства, измены, словом, когда она возрасла в нас до непоколебимой верности Богу и Христу в неизменном исповедании православно-кафолической веры, когда сопровождается в нас неослабным исполнением заповедей Божиих и тщательным употреблением таинств, дарований, служений по слову Божию. Праведный, говорит ап. Павел, от веры жив будет и, аще обинется, не благоволит душа моя о нем ( Евр. 10:38 ). Верный в мале, и во мнозе верен есть, и неправедный в мале, и во мнозе неправеден есть ( Лк.16:10 ) говорит Сам Спаситель. Все это показывает, что неоспоримое право на спасительное наименование верных, не столь приобретается легко, как это многие, обыкновенно, себе представляют. Истинные последователи Христовы должны не только без всякой пытливости разума, с доверенностью принимать неизъяснимые таинства веры, но должны быть преданы сей вере всей душой, преданы так, чтобы вся жизнь их была выражением сей веры; должны при этом быть верными до смерти Царю небесному, Его повелениям, дарованиям и талантам, которые он вверяет каждому по его силе ( Мф. 25:15 ). Только при этом условии св. вера может обещать нам награду за подвиги наши, это спасение. Земные почести и воздаяния не долго утешают и тех, которые пристрастны к земному, а еще менее тех, которые беспристрастно полагают цену вещам. Блажен, кто не так располагает жизнь и дела свои, чтобы только на земле и от человеков восприятъ мзду свою ( Мф. 4:2 ). Блажен, кто под руководством св. веры, стремится к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе ( Флп. 3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

“Вопрос об уважении власти к народу — ключевой для нашей страны”. О законах о фейках и оскорблении власти “Откуда вы набрались такого духу? откуда вы мыслей таких набрались?” 20 марта, 2019 “Откуда вы набрались такого духу? откуда вы мыслей таких набрались?” Президент России Владимир Путин подписал законы, устанавливающие ответственность за распространение ложных сведений, имеющих важное общественное значение, а также о наказании за оскорбление государственной власти и государственной символики. Почему принятие законов не вызывает оптимизма, рассказал протоиерей Андрей Кордочкин, ключарь собора св. равноап. Марии Магдалины в Мадриде. Священник Андрей Кордочкин Принятие обоих законов не вызывает у меня оптимизма, и я постараюсь объяснить, почему. Недостоверные, или фейковые новости — это, безусловно, плохо. Тем не менее, здесь все не так просто. Во-первых, ситуация, когда прокуратура решает, какая информация достоверна, а какая — нет, потенциально опасна. В уголовном кодексе РСФСР была статья 190, которая предполагала уголовную ответственность за “систематическое распространение … заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй”. Но те люди, которые были осуждены по этой статье, не были лгунами. Они были преследуемы за свои убеждения. Для государства, которое видело своё устройство совершенным, “порочащий” и означало “ложный”. Поэтому любая критика советского общественного строя была уголовно наказуема.   Вспомним дело тех, кто вышел на Красную Площадь 25 августа 1968 г., протестуя против ввода советских войск в Прагу. Когда одна из подсудимых на суде произносит слово “оккупация”, судья её перебивает, говоря: “Был ввод войск, но не было оккупации”. Жонглирование словами. Правда не важна. Правда — это то, что, с точки зрения власти, полезно для государства. И у меня есть опасения, что, согласно новому закону, любая информация, которая, по мнению власти, “подрывает общественный порядок и безопасность” (а это может быть любая информация, компрометирующая власть), может стать “недостоверной”. И я рад буду ошибиться.

http://pravmir.ru/vopros-ob-uvazhenii-vl...

из женской общины, основанной в 1906 г. при Васильевском храме, в г. Овруче. Этот город, первоначально имевший название Обруч (объясняемое, по местному преданию, тем, что на верху окружавших этот город земляных укреплений были деревянные брусья, имевшие вид обручей), с 946 г. служил столицею Древлянского княжества, сменившею разоренный и сожженный вел. кн. Ольгою г. Коростень (ныне м. Искоресть). С глубокой древности г. Овруч украшался воздвигнутым в нем в честь св. Василия Великого храмом византийского стиля. Этот храм был построен в 997 г. св. равноап. кн. Владимиром и ревностно был украшаем его потомками. Восточная его часть расположена в виде трех полукружий, или абсид, из которых среднее большее по размеру, было занято алтарем, а меньшие, боковые, служили местом для жертвенника и ризницы. Стены храма устроены из тонкого кирпича (в состав которого входят камень, стекло и песок) в виде лепешек, с перемежающимися рядами весьма красивого камня ярко-красного цвета; прорезывающие стены окна этого храма – греческие, узкие, вверху овальные; своды храма были выведены из глиняных горшков или, так называемых, голосников – для усиления звуков. Все здание, имевшее 24 арш. в длину и 14 арш. в ширину, было увенчано пятью изящными куполами с десятьюгранными главами с сиявшими на них крестами. Не только купола и главы, но, по-видимому, и вся крыша храма была вызолочена, почему он и назывался «Златоверхим». Внутри весь храм был богато украшен фресковою живописью. Как по архитектуре, так по живописи и благолепию, храм этот представлял собою высокий образец церковного зодчества и художественного искусства того времени и вполне заслуженно считался его современниками одною из великолепнейших и величественнейших церковных построек. В 1240 и 1299 г. Златоверхий храм подвергался ограблению и разорению от татар, но каждый раз был снова восстановляем благочестивыми овручанами, как глубоко чтимая ими их национальная святыня, как дорогая для них память и гордость их предков. В 1321 г. Васильевский храм снова подвергся разорению от литовского князя, язычника Гедемина, и с тех пор до нашего времени не восставал в прежнем блеске и великолепии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

København, 1932. Kap. 8). Тем не менее и в это время высшая власть в Новгороде принадлежала Киевскому князю, который управлял Новгородом через назначаемых им должностных лиц - посадников, в их роли могли выступать не только князья и бояре, но и его родственники. Так, после вокняжения в Киеве Владимир Святославич назначил посадником в Новгороде своего дядю по материнской линии Добрыню (НПЛ. C. 128; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 79). Позднее князь отправлял в Новгород своих старших сыновей: сначала Вышеслава, потом, после смерти последнего,- Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. Следов., хотя во 2-й пол. X в. новгородцы могли в каких-то случаях проявлять политическую инициативу, Новгород оставался под властью князей. В летописи сохранились упоминания о даннической зависимости Новгородской земли от Киева еще со времен первых Киевских князей (согласно последнему исследованию, соответствующее известие попало в начальное летописание не позднее XI в.) (НПЛ. C. 107; ПСРЛ. T. 1. Стб. 23-24; см.: Стефанович П. С. Загадочное известие летописи: Древнейшая дань из Новгорода в Киев//НИС. 2011. Вып. 12(22). С. 3-33). Впоследствии дань, которую собирали новгородские князья с подвластной им территории, составляла 3 тыс. гривен, ее отправляли в Киев на содержание войска («гридей»). В кон. X в. состоялось крещение новгородцев, произошло искоренение языческих культов и была учреждена Новгородская епископия, что подтверждают новгородские летописи, вероятно восходящие ко 2-й пол. XI в. (НПЛ. C. 159-160; ПСРЛ. T. 4. Ч. 1. С. 90-91; Т. 42. C. 55). В новгородское княжение Ярослава Владимировича Мудрого делается попытка начать чеканку в Новгороде собственной серебряной монеты ( Янин. 2008. С. 35-36). Правление блгв. кн. Мстислава Владимировича в Новгороде. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 132) Правление блгв. кн. Мстислава Владимировича в Новгороде. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 132) После кончины св. равноап. кн. Владимира Святославича († 15 июля 1015) между его сыновьями началась кровавая междоусобица, в к-рой активное участие принял и Ярослав Владимирович, стремившийся овладеть киевским столом.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Особый разряд документов договорного вида составляют частно-публичные А.- соглашения частных лиц с гос-вом, оформленные обычно как односторонние обязательства частных лиц по отношению к гос-ву. Таковы «укрепленные» крестоцеловальные грамоты бояр о верной службе государю и неотъезде. Наиболее ранняя из них была дана кн. Д. Д. Холмским московскому вел. кн. Иоанну III Васильевичу в 1474 г. Подобные документы составлялись и в XVI в. В них обычно отмечается посредничество церковных иерархов - митрополита, епископов и архимандритов московских мон-рей - в снятии «нелюбья» с опального боярина. Грамоту подписывал митрополит. «Поручные кабалы» одних бояр по другим известны с того же времени. Здесь обещание верной службы боярина государю формулировалось от имени третьего лица - «порутчика» - и подкреплялось его обязательством заплатить большой штраф в случае отъезда или бегства «вырученного» им вельможи. «Поручные кабалы» могли быть и коллективными. С сер. XVI в. появляются крестоцеловальные записи губных и земских старост, фиксирующие их обязательства верно исполнять порученную им службу. К частно-публичным договорам можно отнести, вероятно, А. откупа и подряда XVIII-XIX вв. В XVII-XVIII вв. преимущественно на севере России составлялись договоры подряда между сельской общиной и приходским священником. Эти корпоративные А. закрепляли взаимные обязательства сторон: содержание священника общиной и отправление богослужения священником. К А. относят не только договоры, но и документы договорно-законодательного вида: специальные и частные законы. Церковные уставы князей равноап. Владимира (Василия) Святославича и Ярослава (Геогрия) Владимировича Мудрого , будучи по существу специальными законами, имели форму договора (Владимир как бы заключал соглашение с кнг. Анной, Ярослав - с митр. Иларионом ). Великокняжеские духовные грамоты XIV-XVI вв. носили смешанный договорно-законодательный характер. С одной стороны, они определяли гос. устройство страны и в этом смысле являлись специальными законами, с др.- духовные представляли собой «ряд» между князем и его наследниками.

http://pravenc.ru/text/63956.html

послов, прибывших в Киев. Свидетельством усиления позиций христианства на Руси в сер. X в. может служить факт крещения св. равноап. кнг. Ольги (не ранее 944 - ок. 961/2), которая после смерти супруга, кн. Игоря, а также пока был малолетним их сын Святослав Игоревич , управляла Древнерусским гос-вом. Согласно ПВЛ, Ольга приняла крещение в К-поле, к-рый посетила в период царствования «Константина, сына Льва», т. е. имп. Константина VII. Летописный рассказ о сватовстве императора к Ольге является фольклорной легендой, однако о поездке правительницы Руси в К-поль и о ее крещении сообщают и независимые от рус. летописания источники. Согласно визант. хронисту Иоанну Скилице (посл. треть XI в.), «жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта (Игоря.- Ю. А.), по имени Эльга, когда умер ее муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой» ( Бибиков. 2004. С. 77). О крещении Ольги, «королевы ругов», в К-поле сообщается также в анонимном «Продолжении хроники Регинона Прюмского» (посл. треть X в.). Такое единодушие источников ставит под сомнение гипотезу о том, что Ольга крестилась в Киеве и прибыла в столицу Византии уже христианкой (Голубинский, Г. А. Острогорский, Лихачёв, Мюллер, Г. Подскальски). Вопреки мнению ряда исследователей, что Ольга посетила К-поль дважды (Г. Г. Литаврин, В. Водов, А. В. Поппе ), источники сообщают только об одной ее поездке. Поэтому есть основания полагать, что во время этого визита она и приняла христианство (Назаренко, А. Ю. Карпов). ПВЛ относит пребывание Ольги в К-поле к 6463 (955) г., та же дата высчитывается на основании свидетельства Иакова Мниха в «Памяти и похвале князю Владимиру» (2-я пол. XI в.), что после крещения Ольга прожила 15 лет и скончалась 11 июля 6477 (969) г. ( Зимин. 1963. С. 70). Константин VII в трактате «О церемониях византийского двора» (De ceremoniis Aulae Byzantinae), описывая офиц. приемы Ольги во дворце, писал, что первый из них имел место 9 сент., в среду, а второй - 18 окт., в воскресенье (год не приводится).

http://pravenc.ru/text/2459053.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010