РГАСПИ, ф. 5, оп. 2, д. 48, л. 12; Политбюро и церковь… Кн. 1. С. 122–123; Кн. 2. С. 45–49, 129; ЦА ФСБ России, ф. 1, оп. 6, д. 410а, л. 3–5. Политбюро и церковь… Кн. 1. С. 134, 136, 146; Кн. 2. С. 535. РГАСПИ, ф. 17, оп. 60, д. 158, л. 2–2 об., 3–4, 12. Комиссия по антирелигиозной пропаганде при Агитпропотделе ЦК РКП(б), согласно ее протоколам, свою работу начала со времени развертывания кампании по учету и сосредоточению ценностей и продолжала ее до марта 1922 г., до создания Центральной комиссии по изъятию церковных ценностей; вновь возобновила свою деятельность в сентябре – октябре 1922 г. и существовала вплоть до роспуска ЦКИЦЦ в связи с окончанием конфискационной кампании. ГА РФ, ф. Р–1235, оп. 140, д. 59, л. 89–90. РГАСПИ, ф. 17, оп. 60, д. 158, л. 13–13 об. ГА РФ, ф. Р–1235, оп. 140, д. 60, л. 797. Горев М. Церковные ценности//Известия ВЦИК. 1922. 287. 19 декабря. С. 3. Аргументы Галкина не получили единодушной поддержки участников конфикационной кампании: «Как бы ни были велики хищения и утайка, все же надо признать, что агитация наша оперировала с чрезвычайно преувеличенными цифрами» (Цит. по: Ингулов С. Агитационная кампания Помгол//Итоги борьбы с голодом в 1921–22 гг.: Сборник статей и отчетов. М., 1922. С. 155). За несколько лет до описываемых событий М. Горев (М. В. Галкин) имел отношение (правда, весьма косвенное) к делу бывшего архиепископа Пензенского и Саранского Владимира (Путяты) (см. публикацию, документы 11, 16). Политбюро и церковь… Кн. 2. С. 40. Там же. С. 42. Иннокентий Николаевич Стуков (1887–1936 гг.), член РСДРП с 1905 г. С 1918 г. служил в рядах РККА: член Реввоенсовета 5-й армии; в 1919 г. председатель Уфимского ревкома, в 1920 г. председатель Уфимского губкома РКП(б). Редактор газеты «Советская Сибирь». В начале 1921 г. постановлением Оргбюро ЦК РКП(б) прикомандирован к Секретному отделу ВЧК в качестве референта на правах совместительства с партийно-журналистской работой. После 28 марта 1921 г. назначен начальником Информационного отдела (ИНФО) Секретно-оперативного управления ВЧК. 27 апреля 1921 г. возглавил при ИНФО литературное отделение, 12 августа 1921 г. направлен в распоряжение в ЦК РКП(б). В 1921–1922 гг. заведующий отделом Московского комитета РКП(б), редактор газеты «Московский рабочий», журнала «Безбожник у станка», издательства «Красная новь». В 1922 г. член Московской комиссии по изъятию церковных ценностей.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

1926–18(31).08.1926: Гервасий Малинин 1926–09(22).03.1927: Павел Масленников 17(30).03.1927–06.1928: Арсений Покровский 06 .1928–1929: Николай Федотов, в. у. 1929–09.1929: Василий Виноградов 12 .1929–1930: Софония Яскевич 19 .06(02.07).1931–10(23).11.1932: Пётр Рождественский 1932–1936: 1936–1936: Софония Яскевич, паки 14(27).05.1936–23.07(05.08).1936: Павел Раевский в. у. 23 .07(05.08).1936–14(27).06.1938: Павел Раевский Константин Смирнов –1942: 04(17).09.1942–19.10(01.11).1942: Димитрий Лобанов 1942–21.11(04.12).1943: Корнилий Попов, паки Ярославский викарий 1919–: Василий Бирюков Условные наименования раскольничьих и других самочинных объединений БЕЛОР. – Белорусские «автокефальные» и «автономные» течения. ГРИГ. – Григорианский раскол или «ВВЦС», т. е. «Временный Высший Церковный Совет» архиепископа Григория Яцковского и др. ЗАРУБ. – Зарубежные самочинные объединения, не признающие священноначалия Православной Русской Церкви. ИЛИОД. – Самочинное объединение «Патриарха Царицынского и всея южныя России» Илиодора Труфанова (бывшего иеромонаха). ИОС. – «Иосифлянская» оппозиция; митр. Иосиф Петровых и др. ОБН. – Обновленческий раскол («Живая Церковь », «Союз Древле-Апостольской Церкви» или «СОДАЦ», обновленческий «Синод», обновленческие «Первоиерархи» и пр.) ОКК. – Кафедры, самочинно возникшие во время немецко-фашистской оккупации. ПЕНЗ. – Пензенская «Трудовая Церковь » бывшего архиепископа Владимира Путяты. САМОЗВ. – Самозванцы, вымышленные лица, лже-епископы. СЦВ – «Союз Церковного Возрождения» епископа Антонина Грановского. УКР. – Украинские самочинные объединения: «автокефалисты», «самосвяты» и пр. сепаратистские и националистические течения. Читать далее Источник: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти (1917-1943 г.): Сб. в 2 ч./Сост. М.Е. Губонин. - Москва: Изд-во Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-та, 1994. - 1063 с.: ил. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

63 Преосвященный Лаврентий из Курска переведен на Тульскую кафедру на место епископа Питирима, переведенного на его место того же года в Курск. 64 Имение Владимира Карловича Саблера, сельцо Тетерки, после построения в нем храма во имя св. ап. Иоанна Богослова переименовалось в Богословское. За последние два года там, при вновь устроенном храме, возникли одно за другим учебные учреждения. Первоначально построена 6ыла простая церковно-приходская школа, в которую принято сразу 120 чел. детей обоего пола. Потом построили каменное двухэтажное здание для женской второклассной школы. На другой год это здание вдвое увеличили, сделали третий этаж, где образовалась учительская семинария, открывать которую и был приглашен преосвященный Лаврентий. На следующий 1905 год в Богословском было большое торжество – встреча одежды препод. Серафима Саровского . Сенатор, Владимир Карлович Саблер, в сопровождении архимандрита Владимира (Путяты), прибывшего к нему из Рима, привез эту святыню по железной дороге. На вокзале встреченный своей школой, а также школой монастырской со множеством народа, он прибыл в собор, затем в монастырский храм, где была отслужена всенощная; на утро святыню проводили за город в Богословское. 65 В праздничные и воскресные дни, воспитанницы школы всегда бывают в храме, кроме певчих, и, становясь в ряд прядь игуменским местом, благоговейно стоят, слушая пение и чтение; часть же детей-певчих, человек 40, идут на хоры и там участвуют в пении, деля его пополам с сестрами. 66 Монастырь приготовил на Всемерную Парижскую выставку превосходной, тонкой работы, вышитую по бархату тончайшими узорами из чистого золота вместе с шелками и синелью, пелену в 3 ½ арш. длины. Работа эта игуменью лично была представлена великой княгине; она одобрила ее и сказала, что с выставки работа вернется в ее придворную церковь . За это с выставки монастырь получил диплом «Grandprix», который хранится в обители. 67 Ответная телеграмма игуменьи Тихоны была следующая: Москва. Ее Императорскому Высочеству, великой княгине Елизавете Федоровне. Несказанно счастливы, что работы наши благосклонно приняты Вашим Высочеством. Игуменья Тихона с сестрами».

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРОНШТАДТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО С.-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) епархии, существовало в 1907-1933 гг., восстановлено в 2013 г. Резиденция епископов в 1915-1916, 1920-1922 гг. и в наст. время - Александро-Невская лавра в С.-Петербурге. 28 июля 1907 г. имп. мч. Николай II Александрович утвердил доклад Синода о возведении настоятеля посольской церкви в Риме архим. Владимира (Путяты) (см. Путята В.) «в сан епископа Кронштадтского, с наименованием его четвертым викарием С.-Петербургской епархии, для заведования русскими православными заграничными церквами в Европе, за исключением находящихся в Константинополе и в Афинах, в зависимости от С.-Петербургского митрополита, с оставлением в должности настоятеля церкви при императорском посольстве в Риме». Содержаться новый викарий должен был на «специальные средства». Права Кронштадтского епископа «по отношению к заведоваемому им духовенству и к С.-Петербургскому митрополиту» должны были определяться «особою инструкциею от Святейшего Синода», к-рая не публиковалась. Хиротония архим. Владимира была совершена в Троицком соборе Александро-Невской лавры 6 авг. 1907 г. В окт. 1907 г., по пути в Рим, Кронштадтский епископ обозрел вверенные ему церкви в Праге, Вене, Дрездене, в нояб. посетил Ривьеру. В кон. нояб. он отпел в Баден-Бадене прот. Николая Апраксина († 22 нояб. 1907), трудами к-рого был построен рус. Петропавловский храм в Карлсбаде (ныне Карлови-Вари, Чехия), 29-30 нояб. совершил первые (за 41 год существования храма) архиерейские богослужения в Крестовоздвиженской ц. Женевы. 4 авг. следующего года освятил домовую ц. св. Марии Магдалины в Брюккенау (ныне Бад-Брюккенау, Германия); в нояб. 1909 г. командирован на освящение русской посольской ц. свт. Николая в Бухаресте (Румыния). С 6 февр. 1909 г. 3-й викарий С.-Петербургской епархии, с 30 дек. 2-й викарий. 18 февр. 1911 г. Владимир (Путята) получил назначение на Омскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2462047.html

Владикавказские епарх. ведомости. Владикавказ, 1917. 9. Неофиц. часть. С. 248249. 128. Из послания пастырям и мирянам епархии архиепископа Пензенского и Саранского Владимира (Путяты) Март-апрель 1917 г. Мы живем с вами, отцы и братия, в счастливую пору, когда над дорогой Родиной нашей взошла заря возрождения и обновления. Верим, недолго осталось ждать нам светлых дней, когда солнце жизни русской взойдет во всей красе своей. Но на нас возложено вместе с тем тяжелое и ответственное перед историей бремя переустройства государственной и общественной жизни на новых началах. Да поможет нам Господь в мирной и дружной работе строительства нашей жизни! Мы живем радостными надеждами на то, что при общем коренном переустройстве государственной жизни на началах свободы, равенства и братства, которое придавало особенную нравственную мощь христианской Церкви первых веков, и наша Российская Православная Церковь освободится от гнета, не будет служить целям и задачам, ей не свойственным, и получит возможность свободного развития на твердом незыблемом основании Евангельской истины. Пензенские епарх. ведомости. Пенза, 1917. 78. Часть офиц. С. 7778. 129. Из совместного обращения викария Саратовской епархии епископа Вольского Досифея (Протопопова) и духовенства г. Вольска Саратовской губернии к гражданам Март-апрель 1917 г. По неисповедимой воле Божией в нашем дорогом Отечестве совершилось чрезвычайное событие. Самодержавный царь в страшную годину грозной войны отрекся от царской власти и царской присяги 274 на служение России. Своим отречением царь освободил от данной ему присяги и всех своих подданных; отныне же, 275 за последовавшим отречением царя и его прямых наследников, вся полнота власти всецело и безраздельно перешла в руки самого народа русского в лице законно избранной им Государственной Думы, которая в настоящее время установила Временное правительство. Это Новое Правительство несет нам свободу, равенство и братство, а что важнее – верную защиту от врагов. Все слои русского народа давным-давно всей душой и всем сердцем были на стороне Государственной Думы, которая вступила в героическую борьбу с безответственными темными силами старого правительства, с его бесправием, угнетением и коварной изменой русскому народу и русскому делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М., а тем более до следующего этапа – замены м[итрополита] Сергия на посту главы православной Церкви. Лояльные иерархи – сторонники последнего уже выражают свое опасение и нежелание такого нашествия “зубров” во главе с обер-зубром… Как расшифровать, назвать настоящим именем и оценить по достоинству допущение до какой бы то ни было работы, особенно активной, главы и надежды всех “зубров, фашистов и вредителей” как в СССР, так и за его пределами, где еще недавно была сделана согласованная с пребывающими на территории Союза приверженцами м[итрополита] Кирилла попытка, объявить его Патриархом “даже без собора”, что явилось бы грубым нарушением и церковного закона: этой “попытки” не могут не помнить те, “кому о сем ведать надлежит[”], а если забыли, то революционный и служебный долг велит вспомнить… и, вспомнив, своевременно предупредить готовящееся аналогичное, а м. б. и более широкое антисоветское выступление. Справка: м[итрополи]т Кирилл Смирнов теперь в Енисейске, откуда пишет, что находится “на полпути в К письму на имя П. А. Красикова Путята приложил текст «Справки о “церковном большевизме”» (без даты, не позднее 9 июля 1929 г.), подготовленной, по его словам, одним из лояльных сторонников митрополита Сергия. Процитирую главное: «В протоколе совещания епископов при I-м Поместном соборе от 6/19 апреля 1918 г. делает в виде мотивировки присуждения архиепископа Владимира (Путяты) к “лишению сана с оставлением в монашестве”, прямая ссылка на общее соборное определение “большевизм в Церкви должен быть искореняем всеми средствами”. Эту квалификацию и теперь повторяет в возражении на первый мой доклад и митрополит Серафим (Чичагов.– М. К.), тогда епископ, редактировавший в качестве секретаря протокол 6/19 апреля, подтвердая спустя 10 с лишком лет, что таков именно мотив осуждения и констатируя тот же самый факт, хотя и в форме весьма неудачной и с более, чем странным перефразированием: “А[рхиепископ] Владимир осужден не за гражданский, а за церковный большевизм, а это большая разница”… Не к тому ли практически сводится “большая разница” между различными видами большевизма, что он – синоним основы современного гос[ударственного] строя не может быть иным, как только государственным, или “гражданским” (выражение менее точное)...

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Письмо Путяты П. Г. Смидовичу 1929 г. (РГАСПИ, ф. 142, оп. 1, д. 644, л. 38–39. Сохранился интересный текст, к сожалению, не датированный и без указания на то, идет ли речь о проекте решения или о решении уже состоявшемся: «Настоящим Патриарший Синод Православной Российской Церкви уполномочивает гр[ажданина] В. В. Путяту (он же б[ывший] архиепископ Пензенский Владимир), как своего юрисконсульта, представительствовать в подлежаш. (так в тексте. – М. К.) инстанциях по всем делам, касающимся православной Церкви в пределах Союза ССР, действуя во всех случаях от имени представляющего ее исполнительного органа, т.е. вышеупомянутого Синода, в качестве его полномочного представителя» (Там же, л. 47). Цит. по: Иванов Н. П. Указ. соч. 1999. 3. C. 85. Александр Иванович Введенский (1889–1946 гг.), протоиерей, настоятель церкви святых Захария и Елизаветы в Петрограде. С 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, один из его лидеров. Участник обновленческого Поместного собора 1923 г., 4 мая на соборе был избран (в брачном состоянии) «архиепископом» Крутицким, первым викарием Московской епархии, рукоположен 6(19) мая. С 6 мая 1923 г. член Высшего церковного совета (ВЦС), с 1924 г. «архиепископ» Лондонский и всея Европы, в 1924 г. возведен в сан митрополита («митрополит-апологет-благовестник Христовой правды») и назначен управляющим Московской епархией. Постоянный член, заместитель председателя обновленческого Синода. Цит. по: Иванов Н. П. Указ. соч. 1999. 3. С. 85–87. РГАСПИ, ф. 142, оп. 1, д. 644, л. 1. Сергей Васильевич Дмитриевский ( 1893– 1964 гг.), российский революционер. В 1919 г. вступил в РКП(б), находился на дипломатической службе; в 1923 г. генеральный секретарь советского торгпредства в Берлине; в 1924 г. первый секретарь советского посольства в Афинах, в том же году назначен на должность управляющего делами Народного комиссариата иностранных дел; с 1927 г. советник советского посольства в Стокгольме, откуда в 1930 г. бежал и стал невозвращенцем. РГАСПИ, ф. 142, оп. 1, д. 644, л. 2–2 об.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Иоасаф и Чебоксарский еп. Афанасий в июне 1921 г. совершили хиротонию 76-летнего настоятеля Седмиезерной Богородицкой пустыни архим. Андроника (Богословского) во епископа Спасского с местопребыванием в казанском во имя святого Иоанна Предтечи мужском монастыре . В июне 1921 г. еп. Иоасаф сумел предотвратить попытку захвата кафедры бывш. архиепископом Пензенским Владимиром Путятой . Узнав, что в Казани нет митрополита, этот лишенный сана «архиерей» неожиданно приехал в епархию и получил в ГубЧК ордер на помещение в Богородицком мон-ре, где занял квартиру митр. Кирилла и объявил себя архиепископом Казанским. Православные не приняли самозваного «владыку». При этом удалось избежать возможных в связи с провокационным поведением Путяты волнений верующих (а значит, и арестов по обвинениям в организации беспорядков и участии в них). Спустя полгода после закрытия КазДА совместными усилиями академической корпорации и еп. Иоасафа удалось добиться офиц. разрешения властей на возобновление деятельности высшей духовной школы в Казани в форме Богословского института. Его первое организационное собрание прошло 20 нояб. 1921 г. под председательством Мамадышского архиерея. Еп. Иоасаф временно управлял епархией до 18 янв. 1922 г., когда после освобождения из заключения в Казань возвратился митр. Кирилл. Вышедший на свободу в это же время Чистопольский еп. Анатолий (Грисюк) на свою кафедру не вернулся, т. к. 28 февр. того же года получил назначение в Самару. В связи с этим 12 апр. 1922 г. еп. Иоасаф был назначен на Чистопольскую кафедру и стал 1-м викарием Казанской епархии. Тогда же на Мамадышскую кафедру был перемещен викарный Спасский еп. Андроник (Богословский) с сохранением местопребывания в казанском Иоанно-Предтеченском мон-ре. (В нек-рых изданиях указывается ошибочная дата перевода еп. Андроника на М. в.- 3 сент. 1923.) Еп. Андроник сыграл важную роль в противодействии обновленческому расколу (см. Обновленчество ) в Казанской епархии. Мамадышский архиерей вместе с др. епископами в апр.

http://pravenc.ru/text/2561768.html

Гродно. Рождество-Богородичный женский монастырь. манастыр Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Рождество-Богородичный монастырь (Гродно) - женский православный монастырь в Гродно. Некогда на этом месте стояла Пречистенская церковь, сначала деревянная, с XII века каменная. Е. Ф. Орловский на основании «Актов Западной России» утверждает, что Пречистенский храм стоял уже в 1506 и его фундатором был князь Михаил Глинский. В 1506 году он как душеприказчик киевского воеводы Дмитрия Путяты передал церкви 10 коп литовских грошей. Тогда же при храме существовала богадельня, которой по распоряжению Сигизмунда II Августа периодически отчислялись деньги с королевских имений. Также церковь владела землями в Ольшанском урочище. В 1614 году Пречистенская соборная церковь упоминается в связи с завещанием ей хорунжим Кунцевичем «большого плаца» в Гродно. В XVII веке собор превращён в униатский храм. В 1633 году при нём поселились четыре монахини во главе с Василисой Сапегой из Вильно - и в 1642 году униатский митрополит Антоний Селява передал базилианкам территорию к западу от Пречистенской церкви. Пожары 1647 и 1654 годов уничтожили древний Пречистенский собор. Чуть позже базилианки построили деревянный храм Рождества Богородицы и жилые помещения, которые несколько раз погибали от пожаров и заново восстанавливались (1720, 1728 годах). В 1843 году монастырь базилианок был преобразован в православный Рождество-Богородичный женский монастырь 2 класса. Из Оршанского монастыря сюда переехали игуменья Афанасия, шесть монахинь и четыре послушницы. Осенью 1864 года в монастыре организован приют для воспитания сирот лиц духовного ведомства и дочерей бедных чиновников. В 1866 года в монастыре выстроена церковь Сергия Радонежского. Вскоре после постройки церкви монастырь посетил император Александр II. 7 (20) октября 1877 года в обители зафиксировано мироточение чудотворного списка Владимирской иконы Божией Матери, которое продолжалось полгода. Миро было собрано в крестообразный ковчежец, который до наших дней хранится в монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=40973

Последнее сообщение окутано тайной и дает повод к самым разнообразным толкованиям. Несомненно одно, что Святейший Патриарх лишен возможности управлять Церковью, что он, по одним известиям, подвергнут домашнему аресту, по другим – переведен на жительство в Московский Донской монастырь и что Церковью правит кучка революционных священников, возглавляемых епископом Антонином, известным еще с 1905 года своей явно революционной деятельностью. Передают о предстоящем будто бы в августе сего года созыве церковного собора для выбора нового патриарха. Епископ Антонин начал свою деятельность с торжественного признания Именем Божиим “рабоче-крестьянского” правительства и требует суда над Патриархом Тихоном. Цель советского правительства ясна: нанести последний удар Церкви, разрушив ее священноначалие, и внести смуту и разложение в церковный строй чрез посредство неверующих революционных отбросов самого духовенства. Высокий личный и духовный авторитет Патриарха являлся до сих пор оплотом церковного единства и помехой их богоборческих стремлений. Теперь, когда Патриарх отстранен, за Антонинами пойдут отлученные от Церкви Владимиры Путяты, Илиодоры и отсюда уже недалеко до приписываемого Троцкому намерения упразднить православную церковную иерархию и устроить самоуправляющуюся прихожанами церковь.” (22 мая 1922 г., “Официальные данные советской статистики говорят, что стоимость “изъятых” из церквей драгоценностей к маю достигла 200 миллионов золотых рублей. Сумма эта почти удвоилась к 1 июля. В то же время из всей этой суммы истрачено на помощь голодающему населению России один (!) миллион рублей золотом.” (31 июля 1922 г., Невольно, скажем мы от себя, напрашивается вопрос, куда же пошли остальные награбленные жидами миллионы? Совершенно ясно и безусловно несомненно, что пошли в их собственные карманы, что изъятие церковных драгоценностей и систематическое ограбление православных церквей, якобы для помощи голодающему населению, явилось лишь способом обогащения жидов, и в этом мы убеждаемся не только по вывозу и распродаже этих ценностей за границей, но и по банковым счетам советских комиссаров… Так, совсем еще недавно сообщалось в газетах, что Апфельбаум (Зиновьев) является обладателем “собственного” капитала в 11 миллионов швейцарских франков, спрятанных в заграничных банках, а Лейба Бронштейн имеет будто бы в Америке капитал в 800 миллионов золотых рублей.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010