Гродно. Рождество-Богородичный женский монастырь. манастыр Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Рождество-Богородичный монастырь (Гродно) - женский православный монастырь в Гродно. Некогда на этом месте стояла Пречистенская церковь, сначала деревянная, с XII века каменная. Е. Ф. Орловский на основании «Актов Западной России» утверждает, что Пречистенский храм стоял уже в 1506 и его фундатором был князь Михаил Глинский. В 1506 году он как душеприказчик киевского воеводы Дмитрия Путяты передал церкви 10 коп литовских грошей. Тогда же при храме существовала богадельня, которой по распоряжению Сигизмунда II Августа периодически отчислялись деньги с королевских имений. Также церковь владела землями в Ольшанском урочище. В 1614 году Пречистенская соборная церковь упоминается в связи с завещанием ей хорунжим Кунцевичем «большого плаца» в Гродно. В XVII веке собор превращён в униатский храм. В 1633 году при нём поселились четыре монахини во главе с Василисой Сапегой из Вильно - и в 1642 году униатский митрополит Антоний Селява передал базилианкам территорию к западу от Пречистенской церкви. Пожары 1647 и 1654 годов уничтожили древний Пречистенский собор. Чуть позже базилианки построили деревянный храм Рождества Богородицы и жилые помещения, которые несколько раз погибали от пожаров и заново восстанавливались (1720, 1728 годах). В 1843 году монастырь базилианок был преобразован в православный Рождество-Богородичный женский монастырь 2 класса. Из Оршанского монастыря сюда переехали игуменья Афанасия, шесть монахинь и четыре послушницы. Осенью 1864 года в монастыре организован приют для воспитания сирот лиц духовного ведомства и дочерей бедных чиновников. В 1866 года в монастыре выстроена церковь Сергия Радонежского. Вскоре после постройки церкви монастырь посетил император Александр II. 7 (20) октября 1877 года в обители зафиксировано мироточение чудотворного списка Владимирской иконы Божией Матери, которое продолжалось полгода. Миро было собрано в крестообразный ковчежец, который до наших дней хранится в монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=40973

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРОНШТАДТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО С.-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) епархии, существовало в 1907-1933 гг., восстановлено в 2013 г. Резиденция епископов в 1915-1916, 1920-1922 гг. и в наст. время - Александро-Невская лавра в С.-Петербурге. 28 июля 1907 г. имп. мч. Николай II Александрович утвердил доклад Синода о возведении настоятеля посольской церкви в Риме архим. Владимира (Путяты) (см. Путята В.) «в сан епископа Кронштадтского, с наименованием его четвертым викарием С.-Петербургской епархии, для заведования русскими православными заграничными церквами в Европе, за исключением находящихся в Константинополе и в Афинах, в зависимости от С.-Петербургского митрополита, с оставлением в должности настоятеля церкви при императорском посольстве в Риме». Содержаться новый викарий должен был на «специальные средства». Права Кронштадтского епископа «по отношению к заведоваемому им духовенству и к С.-Петербургскому митрополиту» должны были определяться «особою инструкциею от Святейшего Синода», к-рая не публиковалась. Хиротония архим. Владимира была совершена в Троицком соборе Александро-Невской лавры 6 авг. 1907 г. В окт. 1907 г., по пути в Рим, Кронштадтский епископ обозрел вверенные ему церкви в Праге, Вене, Дрездене, в нояб. посетил Ривьеру. В кон. нояб. он отпел в Баден-Бадене прот. Николая Апраксина († 22 нояб. 1907), трудами к-рого был построен рус. Петропавловский храм в Карлсбаде (ныне Карлови-Вари, Чехия), 29-30 нояб. совершил первые (за 41 год существования храма) архиерейские богослужения в Крестовоздвиженской ц. Женевы. 4 авг. следующего года освятил домовую ц. св. Марии Магдалины в Брюккенау (ныне Бад-Брюккенау, Германия); в нояб. 1909 г. командирован на освящение русской посольской ц. свт. Николая в Бухаресте (Румыния). С 6 февр. 1909 г. 3-й викарий С.-Петербургской епархии, с 30 дек. 2-й викарий. 18 февр. 1911 г. Владимир (Путята) получил назначение на Омскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2462047.html

Владимир (Путята Всеволод) б. архп. Пензенский и Саранский Бывший архиепископ Владимир Путята происходил из древней родовитой фамилии Киевского тысяцкого Путяты, прославившегося при св. князе Владимире насаждением христианства в Новгороде. Память об этом сохранилась в народе в известной пословице: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». В дальнейшем эта древняя родовитая фамилия отметила уже в XIX столетии выдвинувшегося деда его генерал-адъютанта Димитрия Васильевича Путяту, б.полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Внук его Всеволод Путята родился 2 октября 1869 года в Смоленской губ. Мать его была еврейка. По своему времени он получил блестящее воспитание и всестороннее образование. Еще, будучи молодым человеком, он превосходно владел французским, английским и немецким языками; имея большие способности к языкам, он в ближайшие годы изучил итальянский язык и превосходно владел древними языками греческим и латинским. Всеволод Путята обладал редкой красотой и выдающейся завидной внешностью, словно он был создан для блеска и поклонения. Особенно громадным успехом он пользовался в дамском обществе, в котором он был лихим танцором и ухажером. Я нарочно остановился на этих подробностях и штрихах его характера, сыгравших впоследствии роковую роль в его архиерейской жизни. Получив блестящее общее домашнее образование, окруженный воспитателями, иностранцами, гувернерами и учителями, он в 1891 году с похвалою закончил Демидовский юридический Лицей и Военную юридическую академию, затем по фамильной традиции поступил офицером лейб-гвардии Преображенского полка и быстро выслужился и выдвинулся. В те годы Всеволод Путята был близок к полковнику Преображенского полка императору Николаю II, бывал у него как близкий человек и этим впоследствии кичился. В правящих духовных сферах с его близостью к царю очень считались и опасались его. Мы сейчас не располагаем его послужным списком, который слегка мог бы объяснить, приоткрыть завесу с первых шагов его самостоятельной жизни. В 1897 году окончил он Военно-юридическую академию и произведен в штабс-капитана.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Соколов Григорий Степанович; 17.01.1843, с. Ивакино Ростовского у. Ярославской губ.- после 1926), еп. Краснослободский. Из семьи причетника. Окончил Борисоглебское ДУ (1858), Ярославскую ДС (1864) и МДА (1868). Служил в Пензенской ДС преподавателем церковной истории и практического руководства для пастырей, с июня 1869 г. преподаватель греч. языка. В февр. 1871 г. получил степень магистра богословия. 30 апр. 1872 г. рукоположен во иерея к ц. Воскресения Христова в Пензе. В 1872-1875 гг. инспектор классов Пензенского епархиального жен. уч-ща и настоятель училищного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Благочинный пензенских городских церквей (1873-1882). Законоучитель 2-й пензенской муж. гимназии (1875-1894). С авг. 1875 г. настоятель пензенской ц. во имя свт. Николая. 15 июня 1885 г. возведен в сан протоиерея. С февр. 1900 г. настоятель пензенского кафедрального собора во имя Всемилостивого Спаса. 11 июня 1910 г. Высочайшим повелением по определению Святейшего Синода назначен викарием Пензенской епархии. Пострижен в монашество 26 июня в Крестовой ц. пензенского архиерейского дома, на следующий день возведен в сан архимандрита в кафедральном Спасском соборе. 11 июля хиротонисан в Троицком соборе в С.-Петербурге во епископа Краснослободского, викария Пензенской епархии; хиротонию возглавил Киевский митр. Флавиан (Городецкий) . Для пребывания Г. определили пензенский Спасо-Преображенский муж. мон-рь, где он был утвержден настоятелем. С 30 окт. 1910 г. председатель Пензенского епархиального училищного совета. Награждался набедренником (1872), скуфьей (1876), камилавкой (1879), наперсным крестом (1882), палицей (1903), митрой (1910); орденами св. Анны 3-й (1888), 2-й (1892) и 1-й (1907) степени, св. Владимира 4-й (1895), 3-й (1898) и 2-й (1912) степени. Участвовал в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Исполнял обязанности управляющего Пензенской епархией после 10 марта 1918 г. и до приезда 30 апр. того же года нового Пензенского архиеп. сщмч. Иоанна (Поммера ; впосл. архиепископ Рижский). В это время кафедральный Спасский собор оказался захвачен сторонниками отстраненного от управления епархией бывш. архиеп. Владимира Путяты , к-рый организовал в Пензе т. н. народную церковь. 14 янв. 1922 г. Г. был уволен на покой, проживал в пензенском Спасо-Преображенском мон-ре. Позднее упоминался в числе епископов-обновленцев. Точная дата и обстоятельства смерти неизвестны.

http://pravenc.ru/text/166679.html

Иоанн (Поммер) Иоанн (Поммер Иван), архп. Рижский и Митавский. Родился в 1876 году в Лифляндской губернии (Латвия) в семье бедных родителей. Годы своего детства и юности провёл он на полях, пася стадо домашних животных своего отца. С кровью предков, с молоком и первыми наставлениями своей матери воспринял он святое иго послушания. Он любил церковь , церковные службы и частые беседы с приходским священником. Последний обратил на него внимание и убедил его оставить бессловестное стадо и готовиться к пастырству. Слушаясь своего первого духовного отца – сельского пастыря, он поступает в Рижскую духовную семинарию, которую и окончил в 1897 году. С этого момента он трудится при церкви в качестве псаломщика. В 1900 году он поступил в Киевскую духовную академию. В 1903 году, будучи студентом академии, по совету о. Иоанна Кронштадтского , пострижен в монашество. В 1904 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия, рукоположен в иеромонаха и назначен преподавателем Черниговской духовной семинарии. С 1906 года – инспектор Вологодской духовной семинарии. В 1907 году возведён в сан архимандрита и назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. 11 февраля 1912 года хиротонисан в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры во епископа Слуцкого, вик. Минской епархии. 4 апр. 1913 года – епископ Таганрогский и Приазовский, вик. Екатеринославской епархии. С 7 сент. 1917 года – епископ Старицкий, вик. Тверской епархии. 9/22 апр. 1918 года – епископ Пензенский и Саранский. В Пензе вёл борьбу с «народной» церковью, организованной архиепископом Владимиром (Путятой), за что один иподиакон Путяты покушался на епископа Иоанна и ранил его в ногу. В 1921 году возведён в сан архиепископа и назначен из Пензы на Рижско-Митавскую кафедру. Перевод в Латвию соответствовал горячему желанию архиепископа Иоанна жертвовать свои силы горячо любимой им Родине. До него в Латвийской Церкви больше года не было архипастыря, и она находилась в бедственном положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Устами государя-псалмопевца. Князь Владимир Мономах «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра» 17 сентября, 2009 «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра» Князь Владимир Мономах — чем он знаменит? Биографию великого православного монарха Вы сможете прочитать в нашей статье! Князь Владимир Мономах «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Князь Владимир Мономах Вступление переяславского князя Владимира в наследование престола его знаменитых предков, Ярослава Мудрого и Великого князя Всеволода, было для него уроком смирения. Двадцать лет ожидания и борьбы, двадцать лет напряжения душевных и умственных сил, пока, князь Владимир Всеволодович не приобрел подобающего зрелости спокойного рассуждения с полным преданием себя в волю Божию! И вот тогда, когда улеглись страсти, бушевавшие в душе князя, когда лучшие качества его души настоялись, как благородное вино, и он уже стоял на пороге умудренной старости, в его руках оказалось послание киевских бояр — всего несколько строк, открывавших ему дорогу в столицу русских земель: «Князь! Приезжай в Киев! Если ты не приедешь, то знай, что произойдут большие несчастья: тогда не только Путятин двор или дворы сотских и дворы ростовщиков будут разгромлены народом, но пойдут и на всех бояр, и на монастыри. Ты, князь, будешь в ответе, если народ разграбит монастыри!». В Киеве, охваченном восстанием народа, разгромившего двор крупнейшего боярина, тысяцкого Путяты Вышатича, ожидали того, кто мог бы умирить крестьян-закупов, доведенных до отчаяния кабальными условиями займов, и заимодавцев-вотчинников. Доставленная в Переяславль гонцом грамота была не только призывом о помощи, а приглашением на великое княжение. Решение о выборе князя «смысленные» люди из числа киевской знати и духовенства принимали в главном Соборе, перед образом Святой Софии — Премудрости Божией, с надеждой на то, что Господь просветит их и подаст им мудрое решение. Из письма видно, что князь Владимир представлялся составителям послания человеком, способным разрешить сложнейшие задачи правления.

http://pravmir.ru/ustami-gosudarya-psalm...

Arhiva Pentru prima dat au fost editate documentele Adunrii episcopilor a Sfinitului Sobor al Bisericii Ortodoxe Ruse din anii 1917-1918 27 noiembrie 2015 18:54 В издательстве Новоспасского ставропигиального монастыря выпущен 4-й том научно-академического издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. В него вошли журналы Совещания епископов, Судной комиссии при нем, а также документы, приложенные к этим журналам или приобщенные к делам Совещания. Документы отразили судьбы многих представителей российской иерархии в предреволюционный и революционный период, а также решения Собора по возбужденным ими делам. Совещение епископов — соборный орган, в котором проверялись на соответствие догматам, канонам и преданию Церкви все принятые Собором законодательные и основополагающие постановления. При этом постановления Собора либо утверждались Совещанием, либо отклонялись. Публикуемые журналы помогут читателю проследить внутреннюю работу закрытых для остальных членов Собора и для общества заседаний Совещания епископов, рассматриваемые вопросы как коллективных, так и индивидуальных заявителей, ход полемики и направление мыслей Собора. Всего в издании публикуется 49 журналов заседаний Совещания епископов, значительная часть которых приходится на заключительную, третью сессию Собора. В первый же дни заседания Совещания епископов по его постановлению была создана Судная комиссия, в которой должны были рассматриваться дела о епископах. Судная комиссия под председательством митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) состояла из 12-ти членов и 6-ти кандидатов (члены комиссии и их заместители отбирались по жребию) и в процессе работы Собора собиралась как минимум 6 раз. В издании публикуется 6 журналов Комиссии, а также журнал судебного заседания Собора епископов. Заседания Судной комиссии были посвящены рассмотрению дел архиепископа Владимира (Путяты), епископа Макария (Гневушева), архиепископа Алексия (Дородницына), митрополита Макария (Невского) и архиепископа Василия (Богоявленского).

http://patriarchia.ru/md/db/text/4282604...

Путята обратился к съезду с просьбой о восстановлении его в сане и приеме в члены группы, утверждая при этом, чтоон является первым вождем церковной революции в стране . Съезд ему в просьбе отказал, сочтя мотивы «дела» Путяты ничего общего с целями и задачами нового движения не имеющими, тем самым указав на отсутствие политического подтекста в конфликте Путяты с Православной Российской Тем временем, правящим (по линии Московской Патриархии) Пензенским архиереем продолжал оставаться бывший член IV Государственной думы и бывший пензенский кафедральный протоиерей Владимир Лентовский (1857 г. – 2 сентября 1923 г.), назначенный на местную кафедру летом 1921 г. вместо архиепископа Иоанна (уехавшего 8 июня) и рукоположенный во епископа Пензенского и Саранского В этих условиях обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) постановило: «Предложить группе пензенского духовенства, рукоположение коих не вызывает сомнение в хиротонии, избрать себе епископа и представить его на утверждение ВЦУ». Так как никаких кандидатур не поступило, обновленческое руководство в июле 1922 г. направило в Пензу архиепископа Леонида Приехав в город, тот заявил, что «никаких новшеств, никаких элементов “народной церкви” он не признает и что все должно пойти по-настоящему и древнецерковному». Вслед за этим, пользуясь мандатом от ВЦУ, Леонид сумел закрепить за собой несколько городских храмов, в том числе Покровскую В том же 1922 г. Леонид (Скобеев) попытался сформировать обновленческое Епархиальное управление. В его основу был положен состав бывшего путятинского Епархиального совета: председатель – сам Леонид (Скобеев), секретарь – Иоанникий Смирнов. Члены: Иевский – спившийся дворянин; соборный звонарь Коля; иподиакон Путяты Ваня Шагаев; «священник» Чукаловский, в свое время лишенный сана за незаконное сожительство и восстановленный Леонидом в священническом звании; «священник» П. Вилкин, правая рука Иоанникия Смирнова. Позднее в Епархиальный совет дополнительно были введены: Н. Г. Соколов (назначенный от ВЦУ местный преподаватель истории, окончивший в свое время Санкт-Петербургскую духовную академию) и «священник» Шмонькин, принявший фамилию Архангелов (весной 1923 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

В числе молящихся этого прихода было много тех, кто колебался, тяготился формализмом синодальной церковности и потому симпатизировал Владимиру Путяте. И вот теперь, слушая эти живые, дышащие верой и любовью слова отца Иоанна, толпа молящихся словно ожила. Когда проповедь была окончена, в толпе послышался восторженный шепот. Это была явная идеологическая победа на духовном фронте Пензы. Противостояние Естественно, что сильный и авторитетный архипастырь был опасен как для Путяты, так и для местных властей. В Комиссариат по отделению Церкви от государства поступали доносы на епископа от владимировцев с требованием удалить из пределов Пензенской епархии неугодного архиерея. Началось открытое и ожесточенное противостояние канонической Церкви в лице епископа Иоанна и раскольнической во главе с Путятой. Раскольники, пользуясь поддержкой власти, не гнушались никакими средствами. 9 мая в Пензенском Спасо-Преображенском монастыре по указанию Путяты Н.М. Рудаковым и Г.Я. Дубровиным на епископа Иоанна было совершено покушение. Однако архипастыря это не остановило: «Убийцы просчитались, но они должны были знать, что я мертвый был бы для них еще страшнее, чем живой». 27 сентября 1918 года, после того как владимировцы сделали попытку захватить Петропавловскую церковь во время совершения там службы епископом Иоанном, произошло столкновение между верующими, принадлежащими к разным партиям. Местные гражданские власти арестовали обоих архиереев и около месяца продержали их в одной камере. Вот как описывает кровавые события сентября сам епископ Иоанн: «В Пензе комиссары по своему усмотрению хватали сотни заложников из числа мирного населения. Началась страшная резня. День за днем комиссар Власов во дворе тюрьмы на глазах у всех заключенных уничтожал заложников. Без суда и следствия, по порядку нумерации камер, людей выгоняли во двор, где их убивали. Во время всей операции трупы не убирались. Вместе с убитыми во дворе лежали раненные, стоны которых разрывали души. Все заложники не были расстреляны только потому, что власовская " операция " была приостановлена. Убийцы строго придерживались шестичасового рабочего дня. Указ из Москвы о прекращении расстрелов Власов принял с видимым неудовольствием. Освобождая заключенных, он цинично добавил: " До скорого свидания " . Среди оставшихся в живых был и я. Это было очень болезненно для Власова. Через несколько дней он вновь арестовал меня с видимым намерением уничтожить. Но воля Божия была иной. Сам усердный комиссар был посажен ко мне в камеру. Он был обвинен в ряде таких преступлений, которые были нетерпимы даже у комиссаров, и в конце октября был расстрелян...»

http://e-vestnik.ru/history/ioann_pommer...

Намечены издатель и редактор, первый из них – лишенный сана оппозиционно настроенный поп, второй – Владимир Путята. С обоими соглашение достигнуто, причем, оба они полагают что инициатива создания журнала принадлежит группе верующих, от имени которой к ним делегирован свой человек (осведомитель), организующий одновременно технику издательства журнала (помещение, типография, бумага и т.д.). Всем сменовеховцам-попам в Москве предложено написать статьи… Копия проекта издателя Владимира Путяты, копия сметы… при сем прилагаются… Программа печатного церковного органа применительно к “программе деятельности” в духе создания надлежащих прочных добрососедских отношений между церковными [и] государственными организациями, основанных на взаимном доверии и уважении, предполагает разделить материал на нижеследующие отделы: 1) Научно-богословско-канонический; 2) Историко-юридический; 3) Культурно-просветительный; 4) Хроника 5) Корреспонденция и объявления. Главное внимание будет обращено на 2-й отдел, по которому будут печататься статьи, выясняющие возможность и необходимость, с юридической, канонической и исторической точек зрения, приспособить церковную жизнь к новым формам жизни государственной и общественной. Предполагается также издание брошюр, листовок и т.д., разъясняющих в общедоступной форме сущность мероприятий рабоче-крестьянской власти в области церковной (точнее смежной, или смешанной), особенно касающихся разъяснения целесообразного и проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от 16 июня 1922 г. А. В. Луначарский предложил услуги бывшего архиепископа Владимира (Путяты) заместителю председателя Центральной комиссии помощи голодающим при ВЦИК А. Н. Винокурову, отправив в его адрес соответствующую Впрочем, судя по всему, ни одно из предложений Путятой своих услуг государственным структурам в новых изменившихся исторических и общественных условиях практических последствий не имели. С 6 по 17 августа 1922 г. в Москве работал Первый Всероссийский съезд группы «Живая церковь».

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010