Иванов Н. П. Указ. соч. 1998. 8. С. 82–83. Там же. 1999. 1. С. 118–123. Там же. 1999. 3. С. 90–92. Там же. 1999. 1. С. 132. Левитин А., Шавров В. Указ. соч. С. 49, 238–242. Акты Святейшего Тихона… С. 716–721 (примеч. составителя). Иванов Н. П. Указ. соч. 1998. 8. С. 84; 1999. 1. С. 140. Приложение 1   «Епископ» Иоанникий (Смирнов) и «Свободная трудовая церковь» (1922-1925 гг.)   5 июня 1921 г. общее собрание членов православной Свободной Народной церкви постановило: «Просить своего духовного вождя любимого архипастыря Владимира принять немедленно меры к созданию собственной Иерархии, которая отвечала бы требованиям и заданиям Свободной народной церкви» Однако епископская хиротония Иоанникия, находившегося на тот момент в брачном состоянии по воспоминания современников, была осуществлена не ранее первых чисел мая 1922 г. Эта «хиротония» вопреки каноническим правилам была произведена Путятой единолично Новый «епископ» почему-то именовался «Инсарским, Пензенской епархии», хотя ни в Инсарском уезде, ни в самом городе Инсаре никаких приходов у путятинцев не было. Важно подчеркнуть, что Путята рукоположил своего главного сподвижника во «епископа» с большой неохотой, лишь уступая требованиям большинства своих приверженцев. Опасения Путяты оказались вполне обоснованными: через несколько месяцев он, окончательно потеряв власть в общине, был уволен «на покой» собранием своих бывших сторонников и вынужден был уехать из Пензы Очевидцы событий, происходивших в Пензе в начале 1920-х гг., первоначально полагали, что раздор руководителей «пензенского раскола», Путяты и Иоанникия, был обусловлен борьбой за власть. Но затем стало складываться впечатление, что причины внутреннего конфликта более глубокие: «Иоанникий, должно быть… действительно мечтал о каких-то коренных преобразованиях в Церкви, причем уже не о реформах, а об явной ломке» 17 мая 1922 г. в Пензу в качестве временно управляющего епархией приехал назначенный канонической церковной властью епископ Краснослободский Леонтий (Устинов). Вновь «поставленный» епископ Иоанникий предложил епископу Леонтию «работать в контакте с временным епархиальным управлением». Последний в ответ выдвинул ряд условий, которые Иоанникий не выполнил, после чего епископ Леонтий предпринял попытку единолично управлять епархией, насколько это ему позволяли действия обновленцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

сщмч. Иоанном. 16 дек. 1919 г. по доносу Путяты были арестованы 14 преданных каноническому Пензенскому архиерею священнослужителей и мирян -членов Братства православных христиан (в т. ч. протоиереи М. Архангельский и В. Лентовский, а также А. А. Беляев). Деятельность совета братства была признана контрреволюционной, после чего формально братство было ликвидировано. К кон. 1919 г. путятинцы контролировали 3 церкви в Пензе и 2 церкви в уездах. 25 янв. 1920 г. в пензенской Покровской ц. состоялось собрание приходских советов 13 городских храмов, постановившее ходатайствовать перед властями об освобождении еп. сщмч. Иоанна. 23 февр. того же года Собор Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ) избрал еп. сщмч. Иоанна своим предстоятелем. В марте архиерея освободили из-под стражи, не позднее 23 марта патриарх свт. Тихон возвел его в сан архиепископа, после чего направил в Пензу для искоренения путятинской смуты. В апр. 1920 г. с патриаршей Церковью воссоединился приход пензенской Воскресенской ц., после чего под контролем сторонников Путяты в Пензе остались лишь Спасский кафедральный собор и Богоявленская ц. 25 апр. путятинцы попытались захватить Успенскую ц. на пензенском Мироносицком кладбище, однако архиеп. сщмч. Иоанну удалось ее отстоять и предотвратить беспорядки. В нач. 1921 г. Путята ходатайствовал об освобождении из московской Бутырской тюрьмы Владимирского митр. Сергия ( Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси). Митр. Сергия освободили в апр. 1921 г., после чего он единолично, не докладывая патриарху, на Валаамском подворье принял Путяту в церковное общение как монаха. 27 апр. 1921 г. патриарх назначил архиеп. сщмч. Иоанна на Рижскую кафедру. Вероятно, чтобы ускорить отъезд архиеп. сщмч. Иоанна из Пензы, 30 апр. Путята явился к Ямбургскому еп. Алексию (впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) ), сообщил ему о решении патриарха и Синода перевести архиеп. сщмч. Иоанна в Ригу и назначить на его место еп. Алексия, а также уговаривал последнего занять Пензенскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

(Там же, л. 105. Окончание текста дается по л. 108–108 об.). См. также: Из текста Проекта обращения Президиума народного Епархиального совета к председателю Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов товарищу Каменеву (копии председателю СНК Ленину, наркому внутренних дел и председателю ВЧК Дзержинскому, председателю ВЦИК Калинину: «Считая… архиепископа Владимира жертвою означенных злоупотреблений и преступной деятельности представителей духовной бюрократии, мы, уполномоченные народом, от имени его просим нашу центральную народную власть объявить во всеуслышание, что он — избранный наш архипастырь — должен быть признан невиновным и оправданным, а следовательно сохранившим то принадлежащее ему по праву положение Пензенского епархиального архиерея, которого он был лишен целым рядом противозаконных, противоканонических и преступных мероприятий. Естественным следствием такого восстановления является совершившиеся ныне, во исполнение неоднократно выраженной воли народа, вступление его, по согласию с исполнительницей этой воли — Народною властью (см. мандат ВЧК), в управление Пензенскою епархиею… Мы, нижеподписавшиеся уполномоченные от рабочих и крестьян, явились в Исполком, но удовлетворения в виде обещанной ликвидации обличенного в контр-революцинной деятельности бюрократического Епархиального управления и на этот раз не получили, а потому решили прямо обратиться к своей народной центральной власти с просьбою предписать местным властям немедленно привести в исполнение вышеупомянутые ее директивы, совпадающие с многократно выраженною и изложенною в настоящем заявлении на основании резолюций нескольких общих собраний волею народа». Без даты (после 21 мая 1920 г.) (ГА РФ, ф. А–53, оп. 2, д. 711, л. 17–19). 35 Письмо Путяты А. Р. Свиклину, 15 марта 1920 г. (ЦА ФСБ России, д. Р–33149, л. 91–94 об.). 36 В начале мая 1918 г. на страницах «Известий Пензенского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» были помещены выдержки из письма на тот момент еще священника Михаила Галкина, члена «комиссии по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства», на имя Путяты, в котором речь шла том, что «в среде самого же духовенства назревает движение против руководителей церковной политики».

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в церкви святого Михаила, которую он сам построил. Княгиня же (жена) его щедро разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим, так что дивились люди, ибо такой щедрой милостыни никто не может сотворить. После того на десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру (Мономаху), говоря: «Пойди, князь, на стол отчий и дедов». Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир пошел в Киев. Начало княженья Владимира, сына Всеволодова. Владимир Мономах сел в Киеве в воскресенье. Встречали же его митрополит Нифонт с епископами и со всеми киевлянами с честью великой. Сел он на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж утих. Когда же услышали половцы о смерти Святополка, собрались они и пришли к Выру. Владимир же, собрав сыновей своих и племянников, пошел к Выру и соединился с Олегом, половцы же бежали. В том же году посадил (Владимир) сына своего Святослава в Переяславле, а Вячеслава в Смоленске. В тот же год скончалась игуменья Лазарева монастыря, святой жизни, сентября 14, прожив шестьдесят лет в чернечестве, а всего от рожденья девяносто два. В этот же год взял Владимир замуж за сына своего Романа дочь Володаря сентября 11. В этот же год Мстислав заложил церковь каменную святого Николы на княжом дворе, у Торговища в Новгороде.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

После того наступил праздник Пасхи, и праздновали, и после праздника разболелся князь. А преставился благоверный князь Михаил, именуемый Святополк, месяца апреля в 16-й день за Вышгородом. И привезли его в ладье в Киев, и, убрав тело его, возложили на сани. И оплакивали его бояре и дружина его вся, пев над ним положенные песни, и положили в церкви святого Михаила, которую он сам и создал. Княгиня же его много богатства раздала монастырям и попам, и убогим, так что дивились все люди, ибо такой милости никто не может сотворить. Наутра же 17-го посоветовались киевляне и послали к Владимиру сказать: «Пойди, княже, на стол отца и деда». Услышав это, Владимир заплакал горько и не пошел, печалясь о брате. Киевляне же разграбили двор тысяцкого Путяты, пошли и на евреев и их пограбили. И снова послали киевляне к Владимиру, говоря: «Приходи, княже, в Киев; если не придешь, то знай, что много бед произойдет, не только Путятин двор, не только сотских и евреев пограбят, но нападут и на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, княже, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир пошел в Киев. Начало княжения Владимира, сына Всеволодова. Владимир Мономах сел в Киеве в воскресенье. Встретили же его митрополит Никифор с епископами и со всеми киевлянами с честью великой. Сел он на столе отца своего и дедов своих, и все люди рады были, и мятеж улегся. Когда же узнали половцы о смерти Святополка, то собрались и пришли к Выру. Владимир же, собрав сыновей своих и племянников, пошел к Выру и соединился с Олегом, половцы же бежали. В том же году посадил сына своего Святослава в Переяславле, а Вячеслава в Смоленске. В тот же год скончалась игуменья Лазарева монастыря, жившая как святая, месяца сентября в 14-й день, прожив шестьдесят лет в чернечьстве, а всего от рождения 92 года. В том же году взял Владимир за сына своего Романа дочь Володаря месяца сентября в 11 день. В том же году Мстислав заложил каменную церковь святого Николы на княжеском дворе у торговища в Новгороде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Красиков знал, что писал. Суть конфликта Владимира Путяты с церковными властями не имела никакого принципиального основания. Дело в том, что в конце 1914 года под натиском противника Владимир вместе с епархиальными учреждениями был эвакуирован из Полоцкой губернии, где был правящим архиереем, в Пензу. На новом месте служения от одной молодой особы поступило письмо с обличением его безнравственных поступков. Началось формальное следствие с привлечением судебно-медицинской экспертизы. Судная комиссия под председательством митрополита Владимира (Богоявленского) в декабре 1917 года вынесла оправдательное заключение, но оно не было принято Синодом. Он постановил освободить архиепископа от управления Пензенской епархией и в целях «умиротворения» местного церковного общества указал Владимиру дальнейшее место жительства во Флорищевой пустыни во Владимирской епархии, известной в качестве монастырской тюрьмы. Владимир не подчинился решениям Синода, и против него было начато новое дело, теперь уже в обвинении в «попрании канонических норм» или, как тогда говорили, – в «церковном большевизме». Церковный суд лишил его архиерейского сана, «извергнув в первобытное состояние» – то есть монаха Владимира. В 1919 году Владимир объявил о создании в Пензенской епархии Народной церкви, противостоящей патриарху Тихону. На тот момент по-прежнему верх взяла «чекистская линия», она довлела над государством, а в какой-то мере и над большевистской партией. Православная церковь оставалась под неусыпным наблюдением ВЧК. О характере и мерах этого «наблюдения» дает представление один из секретных докладов ВЧК, относящийся к 1921 году. В нем предлагается: максимально «расшевелить» осведомительную и агентурную работу среди православного духовенства, используя при этом шантаж, запугивание, подкуп, провокации, инспирирование слухов, стравливание. Ставилась задача готовиться к такой работе после «знакомства с духовным миром и выяснением подробных черт характера по каждому служителю культа», добывая необходимые материалы любыми легальными и нелегальными путями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Но когда умер Святополк, негодование, при его жизни таившееся, вспыхнуло. Жадный и жестокий князь успел составить партию. Это были боляре и дружина, жившие под крылом его на счет народа, Иудеи – торгаши и ростовщики, а также и между духовными и монахами были сторонники его: он строил церкви, основывал монастыри, построил один из важнейших монастырей – Михаила, названный потом Златоверхим. Тогда, по духу времени, растолковано и затмение, бывшее за месяц до его смерти, предзнаменованием великого несчастия – кончины князя: говорили, что это знамение не на добро. На погребении его плакали бояре и дружина; было чего им плакать, когда они лишились своего благодетеля и покровителя, и видели мрачные лица народа, чувствовавшего, что пришла пора расплаты. Вдова князя думала умилостивить Господа Бога о душе грешного супруга, раздавая милостыню монастырям, попам и убогим. Была до такой степени эта милость щедра и обильна, яко дивитися всем человеком, яко такои милости никтоже можеть створити. В порыве благочестия, княгиня хотела зле собранное добре расточить, облегчая между прочим и судьбу тех нищих, которые повергнуты были в нищету корыстолюбием правителя, которому, на награбленные у них деньги, думала купить теперь спасение души. На другой день 17-го апреля 1113 года, собрались Киевляне на вече и приговорили звать Владимира на княжение. Желание иметь его князем оправдывалось тем, что он имел родовое право на стол отен и деден, ибо его отец был князем киевским. Но Святополк имел сына, и его сын мог также придти на стол отен и деден. Таким образом, здесь наследственное достоинство служило только освящением народному праву, и последнее употребляло его различно. Владимир сначала отказывался. Тут, кажется, была та причина, что Владимир хотел уклониться от суда над теми, которые были обречены уже на кару народом: как князь, он должен был судить их; он рассчел, что он или наживет тогда себе врагов, или неугодит народу, если станет охранять тех, которых народ невзлюбил, и лучше предоставил народу расправиться с нелюбыми себе по своему желанию, прежде чем он, Владимир, прибудет. По русскому обычаю, те, которые были виновны против народа, отдавались на поток, то есть на разграбление: таким образом ограбили жидов, ограбили двор Путяты, тысячского и сотских. Тут, чтоб предотвратить дальнейшие сцены народной мести, некоторые Киевляне послали снова просить Владимира прибыть поскорее, потому что иначе, – писали к нему простодушно, – пойдуть на ятровь твою и на боярь и на манастыре, и будеши ответ имел, княже, – оже ти манастыре розграбять.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Описание времен Святополковых заключим известием, что Нестор при сем Князе кончил свою летопись, сказав нам в 1106 году о смерти доброго девяностолетнего старца Яня, славного Воеводы, жизнию подобного древним Христианским праведникам и сообщившего ему многие сведения для его исторического творения. Отселе путеводителями нашими будут другие, также современные Летописцы. Глава VII. Владимир Мономах, названный в крещении Василием. Г. 1113–1125 Грабят Жидов в Киеве. Мономах усмиряет мятеж. Новое пренесение мощей Бориса и Глеба. Закон о ростах. Победы в Ливонии, в Финляндии, в Болгарии, на Дону. Черные Клобуки. Беловежцы. Дела с Греками. Мономахова шапка. Царевич Леон. Усмирение Минского Князя и Новогородцев. Изгнание и бедствие Князя Владимирского. Венгры, Богемцы и Поляки в России. Их неудача. Плен Володаря. Смерть трех Князей знаменитых. Кончина Мономахова. Свойства его. Поучение. Основание Владимира Залесского. Гида, супруга Мономахова. Ее дети. Сочинение Митрополита Никифора. По смерти Святополка-Михаила граждане Киевские, определив в торжественном совете, что достойнейший из Князей Российских должен быть Великим Князем, отправили Послов к Мономаху и звали его властвовать в столице. Добродушный Владимир давно уже забыл несправедливость и вражду Святополкову: искренно оплакивал его кончину и в сердечной горести отказался от предложенной ему чести. Вероятно, что он боялся оскорбить Святославичей, которые, будучи детьми старшего Ярославова сына, по тогдашнему обыкновению долженствовали наследовать престол Великокняжеский. Сей отказ имел несчастные следствия: Киевляне не хотели слышать о другом Государе; а мятежники, пользуясь безначалием, ограбили дом Тысячского, именем Путяты, и всех Жидов, бывших в столице под особенным покровительством корыстолюбивого Святополка. Спокойные граждане, приведенные в ужас таким беспорядком, вторично звали Мономаха. «Спаси нас, говорили их Послы, от неистовства черни; спаси от грабителей дом печальной супруги Святополковой, собственные наши домы и святыню монастырей». Владимир приехал в столицу: народ изъявил необычайную радость, и мятежники усмирились, видя Князя великодушного на главном престоле Российском.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

22 апр. 1918 г. на Пензенскую кафедру был назначен Старицкий еп. сщмч. Иоанн (Поммер) . Он прибыл в Пензу 30 апр., встретившие его на вокзале сотрудники ВЧК обыскали и допросили архиерея. Путятинцы потребовали от еп. сщмч. Иоанна немедленно покинуть Пензу. 1 мая состоялось собрание духовенства, на к-ром обсуждалось предотвращение захвата храмов путятинцами, в частности пензенской Петропавловской ц. (нек-рые ее прихожане симпатизировали бывш. архиеп. Владимиру). Вечером 2 мая в этом храме еп. сщмч. Иоанн произнес проповедь, укрепившую решимость прихожан оставаться в канонической Церкви. За короткое время благодаря проповедническому дару и организаторским способностям еп. сщмч. Иоанну удалось объединить духовенство и прихожан для противостояния путятинцам. 8 мая 1918 г. еп. сщмч. Иоанн был вызван в Комиссариат по отделению церкви от гос-ва, где подвергся оскорблениям, его угрожали выселить за пределы Пензенской губ. Также 8 мая во Введенской ц. состоялось собрание представителей 13 пензенских приходов; участники собрания выразили готовность защищать законного архиерея, а также создали Союз православных приходов г. Пензы (именовался также Пензенским братством православных христиан). 9 мая в пензенском Преображенском монастыре сторонники Владимира (Путяты) (по нек-рым данным, сотрудники ВЧК) совершили покушение на еп. сщмч. Иоанна. Благоволившие путятинцам местные власти продолжали оказывать давление на представителей канонического духовенства. 16 мая 1918 г. Комиссариат по отделению церкви от гос-ва потребовал у председателя бывш. объединенного присутствия епархиального совета и консистории прот. Владимира (впосл. еп. Борис (Лентовский) ) вернуть денежные средства, к-рые объединенное присутствие выплатило служащим епархии в янв.-февр. 1918 г. 22 мая Комиссариат обратился в военный ревтрибунал для возбуждения уголовного преследования членов бывш. объединенного присутствия, обвиняя их в злоупотреблениях по службе и в неподчинении комиссариату. В мае 1918 г. в ходе боев с частями Чехословацкого корпуса красноармейцы открыли артиллерийский огонь по Преображенскому мон-рю, где пребывал еп. сщмч. Иоанн, несколько снарядов попало в кельи, смежные с кельей архиерея.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

А-353, оп. 2, д. 711, л. 14–16). РГАСПИ, ф. 89, оп. 4, д. 164, л. 8. Безбожник. 1923. 7 марта. В 1930-х гг. собор был взорван. ГА РФ, ф. А-353, оп. 6, д. 27, л. 41. И. Д. Глухов, по сведениям на 17 октября 1921 г. заведующий Отделом управления Пензенского губисполкома, по сведениям на 18 апреля 1923 г. заместитель заведующего тем же отделом. ГА РФ, ф. А-353, оп. 4, д. 393, л. 50–51 об.; оп. 6, д. 27, л. 34–35, 36–37 об., 38–41 об., 43–43 об. и др. После 1923 г. церковь была переоборудована под клуб, впоследствии получивший название Дворец культуры им. Дзержинского ( Иванов Н. П. Указ. соч. 1998. 8. С. 99). Митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский; 1854–1928 гг.). «Во время Поместного Всероссийского собора 1917 г., я был членом Судной комиссии по архиерейским делам, каковая состояла из 12 архиереев, согласно известным каноническим определениям. Комиссия разобрала со всею беспристрастной строгостью дело Пензенского архиепископа Владимира (Путяты) и, за полною недоказанностью обвинений, постановила… считать его оправданным и вполне правомощным занять немедленно же первую освободившуюся кафедру епископскую (только не Пензенскую). Комиссия не нашла даже мыслимым послать Преосвященного Владимира в какой-либо монастырь, хотя бы даже и временно. Митрополит Одесский и Херсонский Евдоким. 3 апреля 1923 г.» (Научно-исторический архив Государственного музея истории религии (далее —НИА ГМИР), ф. 4, оп. 2, д. 12, л. 1). НИА ГМИР, ф. 4, оп. 2, д. 12, л. 2–2 об. ГА РФ, ф. А-353, оп. 6, д. 27, л. 38–41 об. Следственное дело Патриарха Тихона: Сборник документов по материалам ЦА ФСБ РФ. М., 2000. С. 879, 902. Митрополит Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий; 1862–1936 гг.). Безбожник. 1923. 35. В соответствии с п. 3. Определения I обновленческого Собора («II Всероссийского Поместного собора православной Церкви») от 3 мая 1923 г., коим «все меры прещения, примененные к деятелям, разорвавшим с к[онтр]р[еволюцией]», объявлялись «не имеющими силы»» (РГИА, ф. 831, оп. 1, д. 247, л. 67–68 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010