Очень ценны богатые библиографические примечания, помещённые после каждой главы. Иногда в труде просвечивается публицистическая точка зрения. – В значительной мере удовлетворяют научным требованиям также некоторые из курсов по истории русской литературы, предназначенных для учебных целей. Таковы, напр., курсы Караулова, Стоюнина, Незеленова, Смирновского, Евстафьева, Попова, К. Петрова. Кроме того, я пользовался богатейшими по своему содержанию литографированными университетскими курсами лекций профессоров – Жданова, Петрина и Шляпкина. В частности, отдел народной словесности разработан и в общих курсах, и во множестве специальных трудов довольно обстоятельно. Накопление материалов, собиравшихся Рыбниковым, Киреевским, Гильфердингом, Барсовым, Штейном, Бессоновым и мн. др., шло рука об руку с целым рядом исследований, по своему общему направлению группирующихся вокруг двух школ: мифологической —57— (Буслаев, Афанасьев, Котляревский, О. Миллер) и исторической (Л. Майков, Соловьев, Бестужев-Рюмин, Костомаров). Нужно отметить здесь также гипотезу Стасова о восточном происхождении былин, заставившую исследователей строже оглянуться на прежние толкования нашего древнего эпоса. В последнее время в изучении народной словесности богатые результаты принесла школа акад. Веселовского и его последователей, между которыми отметим Всев. Миллера („Экскурсы в область русского народного эпоса“ I–VIII. М. 1892 и др.) и покойного проф. Жданова („Русский былевой эпос“ I–V. 1895). Общее направление этой школы – сравнительное; основное положение её: „народный эпос всякого исторического народа по необходимости международный“... С методологией изучения памятников народного творчества я знакомился главным образом по трудам акад. Веселовского („ Сравнительная мифология и её метод“. Вестн. Евр. 1872 ; „Разыскания в области рус. дух. стихов“. Сборн. А. Н. т. XXI и мн. др.). Общий очерк народной словесности заключается в книге П. В. Владимирова „Введение в историю русской словесности“ (Киев, 1896); критико-библиографический обзор трудов по богатырскому эпосу – в статье Лободы „Русский богатырский эпос в последовательном выяснении его характера и происхождения“ (К.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4 июня 1846 года Н.И. Костомаров был избран адъюнктом русской истории в Киевском университете; занятия в гимназии и иных пансионах он теперь покинул. С ним в Киеве поселилась и его мать, продавшая доставшуюся ей часть Юрасовки. Профессором Киевского университета Костомаров был менее года, но студенты, с которыми он держал себя просто, очень его любили и увлекались его лекциями. Костомаров читал несколько курсов, в том числе славянскую мифологию, которую напечатал церковно-славянским шрифтом, что отчасти было поводом к ее запрещению. Только в 1870-х годах пущены были в продажу отпечатанные 30 лет назад ее экземпляры. Работал Костомаров и над Хмельницким, пользуясь материалами, имевшимися в Киеве и у известного археолога Гр. Свидзинского, а также был избран членом Киевской комиссии для разбора древних актов и готовил к печати летопись С. Величка. В начале 1847 года Костомаров обручился с Анной Леонтьевной Крагельской, своей ученицей из пансиона де-Мельяна. Свадьба была назначена на 30 марта. Костомаров активно готовился к семейной жизни: присмотрел для себя и невесты домик на Большой Владимирской, поближе к университету, выписал для Алины рояль из самой Вены. Ведь невеста историка была прекрасной исполнительницей – её игрой восхищался сам Ференц Лист. Но… свадьба не состоялась. По доносу студента А. Петрова, который подслушал разговор Костомарова с несколькими членами Кирилло-Мефодиевского общества, Костомаров был арестован, допрошен и отправлен под охраной жандармов в Подольскую часть. Затем, спустя два дня, его привезли для прощания на квартиру его матери, где ждала вся в слезах невеста Алина Крагельская. «Сцена была раздирающая, – писал Костомаров в своей «Автобиографии». – Затем меня посадили на перекладную и повезли в Петербург… Состояние моего духа было до того убийственно, что у меня явилась мысль во время дороги заморить себя голодом. Я отказывался от всякой пищи и питья и имел твердость проехать таким образом 5 дней… Мой провожатый квартальный понял, что у меня на уме, и начал советовать оставить намерение. «Вы, – говорил он, – смерти себе не причините, я вас успею довезти, но вы себе повредите: вас начнут допрашивать, а с вами от истощения сделается бред и вы наговорите лишнего и на себя, и на других». Костомаров прислушался к совету.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

 В России после ХХ века, обездомившего и осиротившего миллионы наших соплеменников, тема дома, сиротства, временности и краткости земного нашего бытования имеет особенно острое звучание. Для Владимира Синкевича эта тема стала доминантной. Возможно, поэтому он прежде всего нашел место, где находился дом, в котором Ксения проживала в замужестве. Затем он стал искать адреса домов, где происходили описанные в ее Житии чудотворения. И нашел их. Место нахождения дома Блаженной было установлено с точностью до одной сажени. «Если встать спиной к Большому проспекту и пойти по левой стороне Лахтинской улицы, через 14 саженей начнется участок протяженностью в 26 саженей, принадлежавший мужу блаженной Ксении Андрею Федоровичу». И Лахтинская улица в ту пору называлась улицей Андрея Петрова по имени мужа Блаженной. Дом, стоявший на нем, после смерти мужа достался Ксении, но она отдала его Параскеве Антоновой с условием «даром пускать жить бедным». Этой бездетной Параскеве она подарила еще и сына. Эпизод этот отмечен в ее житии. Ксения сказала Параскеве: « Ты тут сидишь и не знаешь, что Бог тебе сыночка послал». Этот усыновленный ребенок впоследствии стал действительным статским советником, а стало быть, потомственным дворянином. Он трогательно заботился о Параскеве Антоновой до конца ее дней. Удивительным образом он оказался похороненным неподалеку от часовни Блаженной Ксении – той, кто не дала ему испытать горечь сиротства. Сам же дом Блаженной Ксении промыслом Божиим сделался местом особого притяжения сердобольных душ, желавших помочь беднякам. За два века, прошедших после смерти Блаженной Ксении вокруг него образовалось более двадцати приютов. Сама Ксения, добровольно принявшая тяготы бездомного жития дала приют сотням сирот, вдовиц и одиноких стариков. И хотя, в обычном понимании, она не явилась начинательницей благотворительных дел в Петербурге, она, вне всякого сомнения, является небесной покровительницей всех, кто занимается делами призрения и помощи обездоленным. Она бывала в своем бывшем доме у Антоновой, у благочестивых прихожанок Матфеевского храма Беляевой и Голубевой. Но в основном проводила ночи под открытым небом. Ее видели на паперти Матфеевского храма. Она часто уходила за городскую черту и проводила ночи в молитвенных бдениях на пустыре, который находился там, где сейчас проходит Чкаловский проспект.

http://radonezh.ru/analytics/o-blazhenno...

В начале 1910–х годов до религиозных устремлений было еще далеко, его влекли иные интересы. Петербургский университет, имевший почти вековую историю, несомненно, переживал пору наивысшего своего расцвета. Здесь преподавали люди, составившие — уже тогда или чуть позже — славу русской науки и культуры: А. А. Шахматов, Ф. Ф. Зелинский, С. Ф. Платонов, И. А. Бодуэн де Куртене, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский… — вряд ли возможно перечислить всех достойных. Романо–германское отделение филологического факультета, на котором учился Мочульский, занимало особое место в жизни университета. Георгий Адамович, многолетний товарищ мочульского, вспоминал об этом полвека спустя: «Здесь иногда можно было услышать доклад о Рихарде Вагнере, как поэте, — правда, к некоторому удивлению проф. Брауна, — или, под руководством проф. Петрова, анализ новейших течений французской прозы, здесь устраивались литературные выступления, на одном из которых я впервые увидел Анну Ахматову, здесь была штаб–квартира недавно возникшего акмеизма, здесь же постоянно бывали первые русские формалисты, впоследствии люди с крупными именами, тогда еще только намечавшие путь и склад своих изысканий . Иначе говоря, здесь не воспитывались «ученые сухари» — ни профессора, ни слушатели не напоминали ученых педантов. У Мочульского же тяга к академическим занятиям сочеталась с ощущением филологии как «веселой науки». Как вспоминал его товарищ по университету, а потом — в Париже — товарищ по «роду занятий» Владимир Вейдле, Мочульский «на втором уже курсе прославился шуточной новой песнью «Ада», написанной в дантовской манере на безупречном итальянском языке дантовского времени, и где были выведены в пародийном духе все его «романо–германские» товарищи и учителя» . Испытывая острый интерес к современной литературе, Мочульский сближается с молодыми писателями. К петербургскому периоду его жизни относятся и первые пробы пера, он сотрудничает с журналами «Северные записки» и «Любовь к трем апельсинам». В 1914 по окончании курса он оставлен при университете. Казалось, будущее уже определилось: кафедра, студенты, лекции… Но исторический излом, который разделил Россию на разные лагеря, переопределил все по–своему. В 1918 году

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Геннадий 10 июня 2014, 08:40 Спаси, Господи! Вячеслав 10 июня 2014, 05:36 Спасибо за статью. Я прожил в Европе 6 лет. В то время был не крещен, молод и слаб. Слава Богу что Он устроил так, что я был возвращен из этой устроенной и комфортной пустоты домой, где был приобщен к Церкви. Не отправляйте своих детей учиться за границу. Они духовно слабы. Отпуская их в тот мир вы потеряете их. Daria 10 июня 2014, 00:47 Батюшка, спасибо! Как всё точно и правильно. Спаси и сохрани вас Господи! Артем 9 июня 2014, 23:38 Много хороших мыслей в статье. Но вот следовало бы справедливости ради уравновесить ее. А то получается они, запад, такие сякие, а мы то уж... у Христа за пазухой, благодати куры не клюют, нам то все нипочем. Фарисейством попахивает. Иудеи тоже во время оно думали, что они самые-самые... Забыли, что Бог из камней сих может сотворить детей Аврааму. У православных тоже своих Соддома и Гомморы хватает. И в гражданской, внешней жизни и в этой самой " духовности " пресловутой. Старую историю о сучках и бревнах никто не отменял. Кажется мне болезни западного христианства и у нас в не меньшей степени присутствуют, и преступно бы было замазывать их речами про свою каноничность и благодатность. Может я не прав, это мое мнение. Не подумайте, что это я со зла так говорю. Спаси Бог. Trololo 9 июня 2014, 22:27 Спасибо батюшке Димитрию за актуальную статью, полностью с ним согласна!Благодарю портал за интересные встречи и статьи! Владимир 9 июня 2014, 22:06 Замечательная статья!!! Дай Бог, им петрова покаяния и обращения. Галина 9 июня 2014, 22:02 какие у нас замечательные батюшки! " зрят в корень " и учат нас неразумных.Как нам повезло что живем в России! Галина К 9 июня 2014, 18:06 Однобоко. В вопросе безблагодатности католической церкви сомнений нет, но не все на западе " пьют чашу порока " . Хотелось бы, чтоб авторы не искали песчинку в глазу соседа, а повнимательней присматривались к нашим " местным " бревнам. Ну ладно, когда из зомбоящика нам ура- агитируют. У них выхода нет, вопрос жизни и смерти. Зачем батюшкам поддерживать эту вакханалию? Давайте напишем о наших больницах, школах, вузах о жизни стариков и инвалидов, о тюрьмах, законах и законности. О глубочайшей не православности творящегося у нас дома. Или это тоже " гнилой гуманизм " ?

http://pravoslavie.ru/60015.html

407 Обращаем внимание на это место у св. Киприана, где, под первенством Ап. Петра, разумеется только первенство по времени призвания к апостольству. Тогда первенства Петрова иначе не понимали. 411 Блаж. Августин О крещении против Донатистов кн. III гл. 4, 5, 6; кн. VII, гл. 1. Соб. Карааг. седьмого по тв. Кипр. по Зонору Collect. canonic. и по Лаббе Collmcm. сапс. 420 Св. Григорий Назиан. Бес. 18. Только св. Григорий в своем похвальном слове поместил некоторые события, относящиеся к другому св. Киприану Никомидийскому. 422 Это те же слова, какие произносятся доныне в литургии восточной пред освящением даров и в литургии верных, которая начинается в Миссе латинской при дароприношении. Это важно как доказательство, что литургия на Востоке и на Западе была почти одинакова, тому встретим еще и другие доказательства. 423 Эти слова предшествуют молитве, оканчивающейся ангельской песней Свят! Свят! Свят! и проч. сохранены в литургиях восточной и западной. 443 Некоторые из писателей худо оценили написанное им о крещении еретиков и утверждали, будто Киприан от того отрекся. Бл. Иероним утверждал, что епископы африканские, сотоварищи Киприана, изменили свое мнение и издали определение, отвергающее принятое ими прежде (Dial. cont. LUCIferianos, § 23). «Denique illi episcopi, qui rebaptizandos haerelicos cum eo slatuerant, ad antiquam consueludinem revoluti, novum emisere Decrelum». Иероним не подтвердил этого ничем. Августин, епископ Иппонский, близь Карфагена, и современник Иеронима знал его мнение и, быть может, на него намекает, говоря в своем творении Против Донатистов, что не знал о том факте, о котором говорилось. Сказав, что Киприан, по своему миролюбию, конечно, отказался бы от своего мнения, если бы имел перед собой определение Полнейшего Собора, и добавляет: «быть может, что это так и было, но мы этого не знаем, потому что все, что тогда делалось среди епископов, не могло быть записано и передано потомству, а нам даже не известно все написанное об этом...» «et forlasse factum est, sed nescimus; neque enim omnia quae illo tempore inter episcopos gesta sunt, memoriae litlerisque mandari poluerunt, aut omnia quae mandata sunt novimus». (Aug. П. Сопт. Donalist. Cap. IV, § 5. Edim. Bened.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Ну да ладно, пусть будет у Батюшки иномарка, но зачем же ему иномарка, которая стоит больше квартиры, когда сплошь и рядом много людей, не имеющих жилья? И все почему-то стараются оправдать таких Батюшек, что только не придумают в оправдание? Есть факт, не уходя от темы и не переводя все в русло зависти, соломинки и бревна и т.п., отбросьте все причины возникновения вопроса и объясните, зачем Батюшке очень дорогой автомобиль? Димитрий 18 декабря 2015, 22:06 Автомобиль не роскошь,а средство передвижения!!!Помните ильфа и Петрова?! А теперь серьезно---Батюшка за рулем--это такой же участник дорожног движения,как и любой другой,только вот действительно ответственность на нём больше,чем на нас--обычных людях(не важно банкир ты,или депутат или рабочий завода)! На нём Благодать Святаго Духа!!!Ездить Священнику можно или нельзя?!Вопрос риторический,а нам можно? Получил права--езди!!!Дело не на чём ездить,а как ездить!!!Хотя на чём тут все опалчаются на тех.кому дорогие чужие авто глаз щемют!!!Подарили положим настоятелю московского храма хорошенький джип,тут некоторые не воцерковленные люди со злобой скажут: Смотри Паша как попы жить умеют! А другие: Батюшка у нас крутой,правда?!Ну,а третьи смиренно порадуются!!!Не судите не тех ,не других!!! НЕ СУДИТЕ,ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ!!! Валерий 17 декабря 2015, 13:17 по-моему никто не написал о том, что принимая крупные пожертвования будь то наличкой или презентом в виде мерседеса, священник может принять украденное, что потом обязательно нанесет вред ему же... Только вот вряд ли кто откажется... Владимир 16 декабря 2015, 10:37 Несоответсвие между образом христианской мысли и реальностью христианской жизни. Это несоответствие и вызывает претензии более чем само Христианское учение но в последствии переходящее и на само учение. Кто то ищет компромис между ними, а есть ли компромис? Каждый для мебя сам отвечает в силу своих знаний, опыта и совести. Ирина 10 декабря 2015, 18:10 Уважаемый Антоний, Вы - молодец! Спаси Вас Господь. Ксения 9 декабря 2015, 18:23 когда оправдывают, что священник МОЖЕТ ездить и дорогих авто, чем он хуже, чем все остальные, прошу заметить одно отличие - деньги на авто священник тратит прихожан, которые жертвовали их на храм.

http://pravoslavie.ru/51485.html

В Выборгской епархии состоялся первый межъепархиальный футбольный турнир 21 мая 2016 г. 10:03 По благословению председателя Синодального отдела по делам молоджи епископа Выборгского и Приозерского Игнатия 19 мая 2016 года состоялся первый межъепархиальный турнир по мини-футбол среди команд благочиний Выборгской , Гатчинской , Новгородской и Санкт-Петербургской епархий. В нем приняли участие 7 команд со смешанными составами из представителей молодежи и священнослужителей. Одна из команд была организована межрегиональной общественной организацией «Содействие». В составе этой команды — молодые люди, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, которым особенно нужна моральная и духовная поддержка. Турнир организован Координационным центром молодежного служения по Северо-Западному федеральному округу и отделом по делам молодежи Выборгской епархии совместно со спортивным клубом «Фаворит». Специальным гостем турнира стал бывший игрок российской сборной по футболу, тренер ФК «Зенит» (Санкт-Петербург), пятикратный чемпион России по футболу в составе трех команд, бронзовый призер чемпионата Европы по футболу 2008 года Сергей Семак. По итогам турнира первое место заняла команда Санкт-Петербургской епархии, второе место — команда Приозерского благочиния Выборгской епархии, третье — команда из Гатчины. Награды победителям вручили епископ Выборгский и Приозерский Игнатий и С.Б. Семак. Правящий архиерей Выборгской епархии и известный футболист вместе передали победителям кубок турнира, дипломы, грамоты и медали. Все участники турнира получили благословение Его Преосвященства. Каждая из команд получила флаги «Зенита» с подписью Сергея Семака. На добрую память о турнире владыка Игнатий преподнес прославленному спортсмену складень с образом Спасителя и Казанской иконой Божией Матери. Председатель общественной организации СК «Фаворит» Александр Петров вручил тройке команд-лидеров большие подарочные издания книги о жизненном пути спортивной легенды Выборга, первого российского гонщика «Формулы-1» Виталия Петрова. Сергей Семак вручил участникам футбольные мячи с автографами игроков футбольной команды «Зенит». Призы игрокам передал также директор по развитию группы компаний «Приоритет» Владимир Атласов. Футбольные турниры в Выборгской епархии — часть епархиального молодежного служения. Эту инициатива активно поддержал епископ Выборгский и Приозерский Игнатий. В епархиальном турнире по мини-футболу в Сертолово зимой этого года приняли участие пять благочиний Выборгской епархии. Теперь это начинание получило продолжение на межъепархиальном уровне. Епархии, принявшие участие в турнире, расположены на территории Северо-Западного федерального округа. Координационный центр по молодежному служению в  СЗФО, возглавляемый священником Артемием Литвиновым, находится в Выборгской епархии. Пресс-служба Выборгской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4471569.ht...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Духовная культура и духовность в культуре " , в программе принимает участие преосвященный Ефрем, архиепископ Биробиджанский и Кульдурский 20.02.2020 20:00 Архиепископ Ефрем (Просянок) В течение полугода в нашем эфире звучал радиоцикл, в котором по приглашению кандидата искусствоведения М.В. Петровой приняли участие известные ученые и деятели культуры: доктора филологических наук А.Н. Ужанков и Т.Л. Миронова, доктора искусствоведения И.Н. Геращенкова и профессор Московской консерватории В.В. Медушевский, народная певица России Т. Петрова и протоиерей Н. Германский, заслуженный работник культуры России, многолетняя хранительница Владимирской иконы Божией Матери в Третьяковской галерее Н.Г. Бекенева, недавно отошедшая ко Господу. Все они размышляли о роли культуры и искусства в духовном возрастании человека. И сегодня, в заключительной передаче цикла, посвященной взаимосвязи культуры и Церкви, участвует преосвященный Ефрем, архиепископ Биробиджанский и Кульдурский. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2020/02/20/20-0...

В 1929 году власти предприняли очередную попытку закрыть храмы в России. Были приняты новые законы, еще более ограни­чивающие права Русской Православной Церкви в безбожном го­сударстве, среди прочего был запрещен и колокольный звон; на­чались массовые аресты священнослужителей и мирян. «Основанием» к началу преследования в Суздале духовенства и мирян послужило заявление некоего гражданина Петрова, кото­рый, перечислив более двух десятков имен православных священ­нослужителей и мирян, в том числе и архимандрита Леонтия, на­писал далее, что просит ОГПУ принять соответствующие меры к указанным лицам, которые при благоприятном моменте могут вы­ступить против советской власти. «Архимандрит Стасевич, – писал доноситель, – раньше был бело-тихоновской группировки, теперь же какой-то особой; бывает у него массовое стечение в церкви народа, в особенности монашек, – и вообще суздальской интеллигенции; своими выступлениями в церкви он подрывает авторитет советской власти. Вообще все духовенство, за исключе­нием священника Знаменской церкви (он... принадлежит к обновленческой группировке), принадлежит к бело-тихоновской груп­пировке. Указанную группу часто приходится видеть всех вместе. Необходимо разоблачение таковой» . 2 февраля 1930 года дело было принято к производству, и 3 фе­враля архимандрит Леонтий был арестован и заключен в тюрьму в городе Владимире. «Звон тогда был запрещен, – рассказывал впо­следствии отец Леонтий. – А мне… так захотелось Господа просла­вить звоном. Залез на колокольню и давай звонить. Долго звонил. Спускаюсь с колокольни, а меня уже встречают с наручниками». 13 февраля следователь допросил священника. Отвечая на вопросы, архимандрит Леонтий сказал: «В предъявленном мне об­винении виновным себя не признаю и поясняю, что ни в какие антисоветские группировки не входил и о существовании таких группировок не слыхал. Перечисленных мне в постановлении мо­их сопроцессников знал, но близкого знакомства с ними не вел. Я сторонюсь от всяких знакомств и живу замкнуто. Ориентации в церковных вопросах я придерживаюсь сергиевской» .

http://fond.ru/kalendar/99/leontiy/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010