Напротив, первой заботой митрополита Филарета при этом было, чтобы преподавание до конца учебного года не потерпело ущерба (см. напр. 77. – от 1830 г.). Автор письма – Ив. Ив. Петров, бакалавр, французского языка в Московской академии в 1822–1827 гг. У историка академии, С. К. Смирнова, о нём сообщается, что он в 1827 г. выбыл в Москву в священники и в 1838 г. умер при церкви Никиты мученика в Татарской (История Московской духовной академии до её преобразования (1814–1870 гг.), М. 1879 г.). Но, оказывается, Петрову пришлось ранее рукоположения выдержать долговременный искус человека без места, но с семьёй на руках. Адресат письма – протоиерей Нижегородского Архангельского собора В.Г. Владимиров, бывший питомец Московской —7— академии. В ту пору, когда Петров оканчивал семинарию нижегородскую (1818 г.), он был там экономом в сане священника того же собора. См. Тихонов И.И. Нижегородская духовная семинария в 1818–1840 гг. (Н.-Новгород, 1905 г.), 22. 125). Был ли он учителем семинарии – из истории её не видно. Но из других писем Петрова к о. Владимирову, писем, отправленных из лавры по приезде туда и поступлении в академию, причём под одним из них значатся подписи и других товарищей Петрова, высланных вместе с ним из Нижегородской семинарии (Ефима Лебедева и Ив. Благообразова), открывается, что к питомцам последней у о. Владимирова были более близкие и идейные отношения, чем те, которые обусловливаются отправлением экономической должности. Все упоминаемые письма, как и приводимое ниже в интересах освещения личности митрополита Филарета, находятся в «теке» бумаг прот. Владимирова, принадлежащей его родному внуку К.В. Лаврскому и представленной в наше распоряжение с его позволения М.И. Лопаткиным. К. Харлампович Ваше Высокоблагословение Милостивый Государь Василий Григорьевич! Всепокорнейше Вас благодарю за благосклонное посещение меня в странническом жилище моём. Крайне жалею о том, что не могу оказать почтеннейшему отцу протоиерею должной услуги, не жительствуя уже при св. обители, Вам и мне приснопамятной. Воля здешнего Владыки, относительно служащих при Академии и семинариях с намерением поступить в белое духовенство, такова, чтоб они оставили училищную службу прежде, нежели явятся пред лице его святейшества с прошением об определении на какое-либо место священническое. По таковому издавна, – то есть, с самого вступления преосв. Филарета в управление Московской Епархией – постановленному закону словесному, вопреки писанным и высочайшим подписанием утверждённым правилам для духовных училищ, –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

 В обязательной и в вариативной частях будет обязательно присутствовать «Духовно-нравственная культура». Две недели отводится на то, чтобы провести широкое обсуждение этого документа, в частности, в регионах. Татьяна Петрова призвала участников форума принимать активное участие в обсуждении образовательного госстандарта. «Министерство не собирается кулуарно утверждать такой неведомый общественности документ», - подчеркнула она. Однако это только первый шаг, сказала она далее, потому что «за стандартом» последует разработка, экспертиза, утверждение базисных учебных планов для всех ступеней нашей школы. «Необходимы ваши предложения, как должна выглядеть духовно-нравственная культура в обязательной и вариативной частях базисного плана», - сказала она. Но и этого недостаточно – за каждой «цифрой плана» должно стоять содержание, т.е. должны появиться проекты программ по духовно-нравственной культуре для всех ступеней школы.   С 2004 года министерство выделяет средства для разработки учебно-методического обеспечения изучения «Духовно-нравственной культуры». Последние несколько лет министерство официально уведомляет представителей РПЦ в рабочей группе, что надо подавать заявки на освоение этих средств. «К сожалению, пока ни разу такой заявки я не видела», -- сообщила она. В этом году будет объявлен конкурс на получение финансирования разработки программ для средней школы, также в этом году будет объявлен конкурс на заключение контракта по проблемам подготовки учителей по предмету «Духовно-нравственная культура». «Мы создаем условия для вашего участия, хочется, чтобы участников этого процесса было как можно больше», -- сказала Татьяна Петрова. Участники пленарного заседания высказали мнение, что двух недель, отведенных на обсуждение проекта Федерального госстандарта, будет явно недостаточно. Протоиерей Борис Даниленко высказал предложение обратиться к министру образования продлить срок для обсуждения документа. Владимир Попков, член президиума Российской академии образования, выступивший с докладом «Об итогах церковно-общественного обсуждения проектов государственных образовательных стандартов общего образования», сообщил, что в настоящее время разработаны два проекта госстандарта – проект Российской академии образования  и института «Эврика» (проект Адамского).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

После серьезного ранения Людмила Павличенко была отозвана с фронта и в сентябре 1942 года в составе делегации советской молодёжи вместе со снайпером Владимиром Пчелинцевым выехала на Международный студенческий конгресс в США (вероятно, поездка была связана с форсированием открытия союзниками Второго фронта). Перед многотысячной толпой на митинге в Чикаго она произносит ставшие легендарными слова: «Мне 25 лет. На фронте я успела уничтожить 309 солдат и офицеров противника. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?». Из 6 женщин-снайперов, Героев Советского Союза, Людмила Павличенко – единственная, кто получил это высокое звание при жизни. Трагическим образом сложилась судьба снайпера Нины Павловны Петровой. Пройдя еще до войны курс обучения инструктора-снайпера в школе Осоавиахима, в возрасте 48 лет Нина Павловна добровольно ушла на фронт, вступив в ряды народного ополчения. На фронте Н.П. Петрова подготовила более 500 снайперов, а ее собственный личный счет составил более 100 солдат противника. К сожалению, 1 мая 1945 года возле города Штеттин Нина Петрова погибла: грузовик, на котором она ехала с боевыми товарищами, упал в обрыв. Нина Петрова стала одной из четырех женщин – полных кавалеров ордена Славы. Еще один яркий пример мужества и самопожертвования – Герои Советского Союза Наталья Ковшова и Мария Поливанова. Общий боевой счет их снайперской пары – более 300 солдат и офицеров противника. Они погибли 14 августа 1942 года на новгородской земле, подорвав себя и окружавших их врагов последними двумя гранатами. Чему учили в снайперской школе Отправной точкой в системе профессиональной снайперской подготовки стал декабрь 1942 года, когда при Центральной школе инструкторов снайперского дела (мужской) были сформированы трехмесячные женские курсы. 21 мая 1943 года на их базе была создана Центральная женская школа снайперской подготовки – единственная в мировой военной истории. Первоначально школа располагалась в поселке Вешняки под Москвой, летом 1943 года она была перебазирована в поселок Амерево (Щелковский район, Московская область), а с сентября 1943 года переехала «на зимние квартиры» в поселок Цементного завода (ст. Силикатная, Подольский район, Московская область), где и просуществовала до окончания войны.

http://pravmir.ru/ya-v-pritsel-videla-ch...

«Я вам не мамочка!» Почему нас раздражает нежность 14 июня, 2017 Почему нас раздражает нежность «Сладкие» слова могут быть неуместными, но они не оскорбительны. Стоит ли так остро на них реагировать – ведь есть люди, которые в них нуждаются. Размышляет Анна Уткина. «Я вам не мамочка Павлика» «Мамочка Павлика Петрова! – позвала медсестра из кабинета, – мамочка Петрова! Возьмите, пожалуйста, карту». – Слышь, ты! Я вам не «мамочка Павлика», а мать Павла Ивановича, – накинулась на нее женщина с младенцем на руках. Этого следовало ожидать. Мамы младенцев стабильно делятся на два лагеря, чтобы обсудить животрепещущий вопрос – сюсюкать ли с детьми? У одних при виде малыша голос мгновенно поднимается на два тона выше, лицо приобретает выражение херувимов с картин эпохи Возрождения, а сладкие речи льются сами собой. Другие говорят как со взрослыми. Периодически я тревожно оглядываюсь в поликлинике, пытаясь найти человека, у которого вопрошают что-то вроде «и где же, Федор Владимирович, наши штаны?». И те и другие, конечно, правы. И те и другие периодически вступают в споры «как правильно». Но если у двухмесячного младенца трудно выяснить, обижен ли он на обращение «сахарная печенька», то взрослый человек молчать не станет. И мать Павла Ивановича не смолчала, разразившись ругательствами в адрес медсестры. История про трогательную старушку , которая была по-настоящему беззащитным, нуждающимся в любви человеком, тоже вызвала споры и разногласия. Не оскорбительно ли называть «милочкой» и «зайчиком» взрослого дееспособного человека? Когда другому взрослому больно и страшно В общении с людьми нет ничего более безопасного, чем вежливый нейтралитет. Нельзя ошибиться, утешив словами «просим вас сохранять спокойствие, так как наш анестезиолог достаточно квалифицирован, а хирург имеет высшее образование». Это, конечно не «Успокойтесь, дорогая вы наша! Все будет хорошо». Никто не вскочит с каталки со словами «Какая я вам “дорогая”?!» И все-таки что-то грустное и неправильное есть в ответе злобой и раздражением на, пускай непрошенное, но все-таки добро.

http://pravmir.ru/ya-vam-ne-mamochka/

Всеволода Петрова забрали в армию из института. Парень учился на историческом, хорошо знал английский язык – его мама работала старшим преподавателем кафедры английского языка в Новгородском пединституте, была заместителем декана, читала студентам лекции по страноведению.   Севу с другими ребятами-срочниками отправили в Афганистан – «мирить дехкан». В декабре 1984-го 19-летний Всеволод Петров пропал, а спустя четыре года Нелли Константиновна получила уведомление 1073 «об отсутствии состава преступления в действиях рядового Петрова В.К.». Комиссия пришла к выводу, что он не оставлял пост самовольно. – Это единственный официальный документ, доказывающий, что вины за сыном нет, – уточняет мать. Фото: газета «Благовест» «Наши меня не бросят» – О Севе Петрове я услышал в ноябре 1991 года. Очень давно, – вздыхает генерал-майор в отставке Владимир Прытков, – надо было раньше разыскать его маму, но я передоверил это ветеранам-десантникам. А они подвели. В 1991-м я был военным советником. Мы с офицерами находились в местечке Майданшахр, примерно в 70 километрах от Кабула, где располагался командный пункт афганской нацгвардии. Однажды ко мне подошел их начальник связи, полковник армии Афганистана, и рассказал, как в 1986-1988 годах он воевал на границе с Пакистаном, под Гардезом. Их группа попала в окружение, под обстрел. Полковник выжил, его спас родственник – спрятал у себя в кишлаке. Сам родственник был в банде душманов. Якобы у него не было выбора – забрали силой. И та же банда под Кабулом захватила в плен русского десантника. Солдат зашел в духан (лавку) за продуктами, на него напали, ударили по голове и уволокли в горы. Пленник был совсем молоденьким, но отчаянным. Когда пришел в себя, стал брыкаться, ругаться. Душманы ему говорили: «Не дергайся. Ты сам в духан пришел». Тот в ответ: «Не сам, меня послали». Мальчишку избивали. Предлагали ему вступить в банду – им нужен был грамотный человек, советовали принять ислам. Снова избивали. А он ни в какую: «Наши за мной придут, наши меня не бросят». Дважды попытался сбежать – поймали, посадили на цепь. И через некоторое время, когда душманы добрались до границы с Пакистаном, пленника публично расстреляли.

http://pravmir.ru/mama-tebe-ne-budet-za-...

Затем — пожилой о. Николай, человек трагической судьбы. И вот потом к нам прислали новопоставленного иерея, тоже Владимира — человека совсем уж экзотического. Писать о нем подробно я не буду, упомяну только пару эпизодов. На Троицу он вдруг наотрез отказался служить вечерню с коленопреклоненными молитвами. И как я, будучи псаломщиком, с ним ни препирался, доказывая невозможность неслужения Троицкой вечерни и уверяя, что я все ему покажу и подскажу, он категорически не соглашался. Тогда я применил хитрость — без возгласа начал чтение вечерни на клиросе, так что просто взять, да и уйти о. Владимир уже не смог. Пришлось ему “поддержать” службу, да так и втянулся… Однако в качестве протеста против совершенного над ним насилия батюшка все священнические возглашения, ектении и молитвы произносил шепотом, так что только по ритму службы можно было догадаться о том, что сейчас происходит. И на шелестящую тишину из алтаря мы отвечали: “Господи, помилуй!” Впрочем, одно прошение Великой ектении батюшка произнес громогласно и даже торжественно: “О тех, кто стоит на этом клиросе и мешает мне вести службу, Господу помолимся!” — и мы восторженно подхватили: “Господи, помилуй!!!”. Еще о. Владимир произвел на всех неизгладимое впечатление, когда в начале Петрова поста произнес длиннющую проповедь о том, что православные не умеют правильно поститься, умеют же только индийские йоги. И объяснил, как это нужно делать в соответствии с учением йоги. Кроме всего прочего, о. Владимиру ужасно не нравилась и сама Богдановка. Ему не нравилось все — село, храм, приход и, главное, отсутствие существенного дохода. Он постоянно на это роптал, жаловался, просил и ожидал перевода. Кстати, с о. Владимиром-йогом связана и весьма поучительная для меня история. Приехал я как-то домой к отцу Борису Рубановичу (тогда он уже служил в городе) и стал эмоционально жаловаться на о. Владимира. Когда же о. Борис попросил привести пример того, как же чудит о. Владимир, я в качестве такового привел только то, что он отказывается служить литургию, если просфоры испечены небрежно, и на их крышечках не видно положенных букв имени Господа — ИС ХС НИ КА (Иисус Христос Победитель).

http://azbyka.ru/fiction/moj-anabasis-il...

Интернет-ресурс " Древнерусская литература в рукописях " представлен в РНБ Санкт-Петербург, 25 мая 2016 г.      В главном здании Российской национальной библиотеки 24 мая состоялась презентация интернет-ресурса " Древнерусская литература в рукописях " , приуроченная к Дню славянской письменности и культуры, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии . Теперь любой читатель в открытом доступе сможет ознакомиться с уникальными древними манускриптами, среди которых – Киево-Печерский патерик, " Слово о полку Игореве " , " Повесть о Петре и Февронии Муромских " , " Повесть о посаднике Щиле " , Лицевой летописный свод и другие. Ресурс предназначен для широкого круга читателей: исследователей, преподавателей и студентов, учителей и школьников, художников и любителей старины. Интернет-ресурс " Древнерусская литература в рукописях " подготовлен специалистами отдела рукописей и управления автоматизированных технологий Российской национальной библиотеки. Ресурс позволяет виртуально " листать " рукописные книги, рассматривать письмо, орнаментальный декор и миниатюры. Ресурс подготовлен на основе созданной в РНБ информационно-поисковой системы " Депозитарий " . Заместитель генерального директора по научной работе РНБ Владимир Фирсов. Фото Андрея Петрова. Презентацию открыл заместитель генерального директора по научной работе РНБ Владимир Фирсов. Он отметил, что в последнее время вновь усилился интерес к традиционной русской культуре. " Наша библиотека в течение ряда лет делает очень яркие шаги на пути сохранения нашей духовной культуры и литературы, в том числе и памятников древнерусской письменности. Одним из таких шагов по раскрытию нашего национального достояния является создание интернет-ресурса " Древнерусская литература в рукописях " . Раньше древние манускрипты были доступны для изучения только ограниченному числу исследователей. Современные технологии позволили нам сделать памятники древнерусской письменности не только более доступными, но и максимально удобными для ознакомления и исследовательской работы " , – сказал Владимир Руфинович.

http://pravoslavie.ru/93613.html

Радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» выделены дополнительные помещения 3 июня 2009 г. 11:33 Дополнительные помещения для радиовещания обрела официальная радиостанция Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров». 2 июня в митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры состоялось их освящение. Водосвятный молебен и чин освящения трех комнат возглавил главный редактор радиостанции протоиерей Александр Степанов. Ему сослужил парижский коллега, заместитель главного редактора радиостанции «Голос Православия» протопресвитер Владимир Ягелло. На богослужении присутствовали сотрудники обеих дружественных радиостанций России и Франции. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир поздравил сотрудников «Града Петрова» с тем, что теперь они стали ближе и к святыням Лавры, и к священникам, которым отныне будет значительно проще добраться до радиостанции для записи программ. «Мое детство прошло в Казахстане, где не было никаких источников информации. Появление радио явилось огромной радостью. С тех пор я сохранил благоговейное отношение к тем, кто несет информацию людям», — рассказал владыка. К сотрудникам «Голоса Православия» митрополит обратился по-французски, поблагодарив их за добросовестный совместный труд. Далее в Доме журналистов состоялась пресс-конференция, посвященная 30-летию «Голоса Православия». Радиостанция появилась в Париже по инициативе русских эмигрантов — супругов Гвоздеевых, посвятивших себя служению России и Церкви. Духовно-просветительское вещание велось с радиоточек Франции, Африки, Португалии. Радиоохват «Голоса Православия» остается очень широким. «Нам приходят письма от благодарных слушателей даже из Австралии и Японии. Такой отклик подтверждает целесообразность нашей деятельности», — подчеркнул отец Владимир Ягелло. Радиостанция «Град Петров» создана в 2000 году при поддержке «Голоса Православия». Радиовещание ведется 17 часов в сутки на частоте 1323 кГц в диапазоне средних волн. Главный редактор выразил надежду, что в ближайшем будущем станет возможным вещание и в УКВ-диапазоне. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/665493.htm...

– Да, «Моя любовь» – это его новая работа невероятной красоты. Она о чистой юношеской влюбленности, которую можно воспитать только в церковной, духовной среде. Это великолепный ответ тем, кто занимается мерзопакостным «секспросветом». Когда смотришь «Мою любовь», он для тебя как глоток чистейшего воздуха. Мы уже предложили этот фильм Святейшему Патриарху, но пока не знаю, каково будет его решение. Но мы свой выбор уже сделали. И у нас на фестивале – премьерный показ «Моей любви» в присутствии самого автора, Александра Петрова. – Каких еще авторов, участников фестиваля вы бы хотели отметить? –  Кшиштоф Занусси снял удивительный фильм о раннем христианстве. Также на нашем фестивале представляют свои работы Никита Михалков, Владимир Хотиненко, Ираклий Квирикадзе и другие серьезные авторы. Есть и много талантливой молодежи. На фестивале каждый год совершаются новые открытия, что для нас очень  радостно. – Кто в этом году в жюри фестиваля? – Председатель жюри – писатель Владимир Крупин. Среди других членов жюри: начальник Службы документальных фильмов телеканала «Россия» Сергей Алексеев, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Александр Крутов, ответственный редактор Большой российской энциклопедии и Православной энциклопедии Сергей Кравец, руководитель пресс-службы Московской Патриархии протоиерей Владимир Вигилянский, проректор ВГИКа Алла Золотухина, советник Федерального агенства по печати и массовым коммуникациям Александр Гагаркин, главный редактор журнала «Православная беседа» Валентин Лебедев  и другие. Мы разделили конкурсы для регионов и для центральных каналов, потому что их работа несоизмерима по финансированию. Хотя по впечатлению, которые фильмы и передачи производят  на зрителей и жюри, регионы зачастую не только не уступают, но и превосходят столицу. – А как обстоит дело с прокатом фильмов-победителей? Для православной журналистики это обычно большая проблема. – Это как раз то новое, что мы вносим в работу фестиваля, начиная с 2007 года. Мы начали больше внимания уделять выполнению миссионерской задачи. Нам больше не надо учиться журналистике, тому, как снимать документальное кино. Выросло поколение прекрасных профессионалов и глубоко верующих людей. Они делают выдающиеся передачи и документальные фильмы. Теперь все крупнейшие национальные каналы производят такие фильмы. Это и Первый канал, и РТР, и «Православная энциклопедия» на канале ТВЦ, и «Библейский сюжет» на канале «Культура», и масса других высококачественных продуктов.

http://pravoslavie.ru/4771.html

Состоялся и русский православный " круглый стол " в славянском центре, ныне возглавляемом Александром Крутовым. Там собрались Николай Бурляев, Владимир Крупин, Сергей Небольсин, Валерий Ганичев, Виктор Гуминский, крупнейшие наши специалисты по Гоголю Игорь Виноградов, Владимир Воропаев… Дали слово и мне. Мы не стали отвергать все предыдущие " круглые столы " . Кроме клеветы и разных несуразностей, явного опошления и принижения образа Гоголя, все оценки его творчества лишь обогащали гоголевский мир. Да, можно из Гоголя вывести и Франца Кафку (кстати, выросшего в славянском мире и хорошо знакомого с русской культурой), и обериутов, и раннего Булгакова, и даже Ильфа и Петрова. Можно сосредоточиться на раннем малороссийском фольклоре и романтических повестях, на мистике и даже чертовщине. Но это будут лишь осколки великого Гоголя. Гоголь сегодня осознанно разбивается на осколки. Так же, как разбивается на осколки и ценимая им единая Русская земля. Всё в осколках: борьба за гоголевский музей, борьба за контроль над его изданиями. В телесериале " Тарас Бульба " , о котором когда-то мечтал еще Сергей Бондарчук, и, наконец-то, отснятом нашим ведущим кинорежиссером Владимиром Бортко, играет и популярный московский актер Вдовиченков, знакомый всем по бандитским " Бригаде " и " Бумеру " . Он откровенно заявил в интервью, что не понимает ни идеи, за которую гибнет Тарас Бульба, ни необходимости борьбы за родину. Просто вылитый Андрий, променявший родину на польскую красотку. Богдан Ступка, играющий самого Тараса Бульбу, уверяет, что играет украинского национального героя, что в те времена не было еще никакой России, а была некая киевская Руська с мягким знаком посредине... Прекрасно, что Владимир Бортко соединил эти осколки разного Гоголя воедино. Но соединятся ли когда-нибудь осколки когда-то триединого русского народа? Сам же Николай Гоголь писал, что русский язык должен стать литературным языком всех славянских народов. Вот и загадка, почему славянские народы сегодня скорее отрицают русский язык как язык, соединяющий их, и предпочитают соединяться посредством языка английского? Что за таинственное " андрийство " сидит частенько в душах наших народов? И станет ли когда-нибудь Киев вновь для нас братским городом, матерью всех городов русских?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010