@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Русская народная линия» снова просит о помощи Обращаемся к друзьям-читателям Редакция РНЛ   13:34 27.09.2022 1443 Фото: РНЛ Дорогие друзья, читатели и почитатели «Русской народной линии»! Поскольку РНЛ давно стала общим делом не только коллектива редакции, но и наших авторов и наших читателей, должны поделиться печальной и тревожной для нас информацией. Поэтому мы снова обращаемся к Вам, наши дорогие читатели, за помощью финансовой, молитвенной, дружеской. Наш проект недаром именуется НАРОДНЫМ. Сопричастность многих людей к «Русской народной линии» делает нас сильными. Авторы и читатели «Русской народной линии» следят за ситуацией с Михаилом Щегловым Многие из Вас откликались на наши призыв о помощи, и мы смогли решить финансовые проблемы в минувшем месяце. Сергей Викторович, Ирина Викторовна, Владимир Геннадиевич, Зоя Селиверстовна, Александр Николаевич, Татьяна Валентиновна, Татьяна Сергеевна, Елена Геннадиевна, Юрий Николаевич, Евгений Александрович, Елена Владимировна, Анна Валентиновна, Федор Алексеевич, Леонид Сергеевич, Константин Михайлович, Алексей Анатольевич, Ирина Ивановна, Владимир Анатольевич, Леонид Юрьевич, Наталья Ивановна, Сергей Иванович, Егор Павлович, Татьяна Иннокентьевна, Наталья Михайловна, Ирина Михайловна, Ирина Борисовна, Константин Владимирович, Наталья Александровна, Николай Владимирович, Маргарита Анатольевна, Александр Витальевич, Станислав Павлович, Павел Владимирович, Антон Викторович, Виктор Николаевич, Галина Ивановна, Людмила Валерьевна, Павел Павлович, Григорий Павлович, Владимир Васильевич, Валерий Васильевич и другие наши друзья и читатели откликнулись на наше обращение.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/27/ru...

БОРТКО Владимир Владимирович, Народный артист России, Народный артист Украины, лауреат Государственной премии РСФСР, кавалер Ордена Почета БУДАНОВ Владимир Григорьевич, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития ИФ РАН БУЗИАШВИЛИ Юрий Иосифович, кардиолог, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, Заслуженный деятель науки РФ, кавалер Ордена Почета БУРЛЯЕВ Николай Петрович, Народный артист России, лауреат премии Ленинского комсомола, президент МКФ " Золотой Витязь " , председатель Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна, Народная артистка РСФСР ВОЛГИН Игорь Леонидович, писатель, историк, телеведущий, доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова и Литературного института им. А.М.Горького, академик РАЕН, член Международного ПЕН-клуба, президент Фонда им. Достоевского, вице-президент Международного общества им. Достоевского (IDS) ГОРШКОВ Борис Львович, Заслуженный деятель искусств России, академик Российской академии художеств, председатель Творческого союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов ГРАНОВСКАЯ Рада Михайловна, доктор психологических наук, профессор, старший научный сотрудник Института экстремальной медицины МЧС России ГРЕЧКО Георгий Михайлович, космонавт, дважды Герой Советского Союза ЕГОРОВ Борис Яковлевич, Заслуженный деятель искусств России, профессор РАМ им. Гнесиных ЖУК Любовь Яковлевна, Заслуженная артистка России, профессор МГИМ им. А.Г.Шнитке, РАМ им. Гнесиных и МГПИ им. М.А.Шолохова, художественный руководитель ансамбля " Купина " , солистка ГБУК " Москонцерт " ЗАХАРОВА Наталья Вячеславовна, актриса, журналист, правозащитник КАРАУЛОВ Андрей Викторович, журналист, телеведущий, автор программы " Момент истины " КОЗЫРЕВ Александр Александрович, Заслуженный деятель искусств России, профессор МГИМ им. А.Г. Шнитке КОНКИН Владимир Алексеевич, Заслуженный артист России, Заслуженный артист Украинской ССР, лауреат премии Ленинского комсомола

http://religare.ru/2_95630_1_21.html

Млодзеевский Болеслав Корнелиевич (1858–1923), математик и общественный деятель, магистр (1886), доктор (1890) чистой математики, профессор (1892–1911, 1917), заслуженный профессор (1910) физико-математического ф-та М.у. Один из основателей и первых профессоров МВЖК, профессор Народного ун-та им. А. Л. Шанявского, секретарь (1891–1905), вице-президент (1905–1922), президент (1922–1923) Московского математического об-ва, почетный член ОЛЕАЭ, МОИП, Физического об-ва; Модзалевский Борис Львович (1874–1928), литературовед, библиограф, член-корр. РАН (1918). Служащий канцелярии по учреждениям императрицы Марии (с 1898), служащий канцелярии конференции, зав. архивом (с 1907) Петербургской АН, член и делопроизводитель Комиссии по изданию сочинений А. С. Пушкина (с 1919), один из основателей Пушкинского дома и его старший хранитель (1919–1928); Моравский Владимир Сергеевич (1891–?), студент историко-филологического ф-та М. у.; Морозкина, выпускница историко-философского ф-та МВЖК; Морской В. Я., дирижер Саратовской оперы; Моцарт Вольфганг Амадей (1756–1791), австрийский композитор; Муравьев Никита Михайлович (1796–1843), декабрист, капитан гвардии (1825). Участник заграничных походов русской армии 1813–1814, один из создателей «Союза спасения» (1816), член Верховной думы и правитель Северного об-ва, член директории Южного об-ва декабристов; Муралов Николай Иванович (1877–1937), деятель революционного движения. После Февральской революции занимал видные должности в московских большевистских организациях, в ходе Октябрьской революции член Московского ВРК и член Революционного штаба, затем командующий войсками Московского военного округа. Позже (1919) член Реввоенсовета Восточного фронта, с 1925 член ЦКК ВКП(б), начальник военно-морской инспекции Наркомата РКП, ректор сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева. В 1927 выведен из ЦКК, исключен из партии, с 1928 в Сибири на хозяйственной работе, в 1937 расстрелян; Муратов Михаил Васильевич (1892–1957), историк, книговед, писатель. В 1917 студент историко-филологического ф-та М. у. В 1920–1931 преподавал историю книжного дела на Высших библиотечных курсах при Ин-те библиотековедения в Москве и в вузах Иркутска, сотрудник Центрального бюро краеведения;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

В послевоенные годы реставрирует многие произведения, пострадавшие во время войны из музеев Новгорода, Киева, Каунаса, Кишинёва, Краснодара, а так же шедевров из музеев Польши, Румынии, Германии. Участие С.С. Чуракова в спасении Дрезденской галереи отмечено серебряным орденом Германии «За заслуги перед Отечеством» и званием Почётного гражданина города Дрездена. Но была в судьбе С.С. Чуракова ещё одна замечательная страница, имеющая для нас я бы сказал, национальное значение. Дело в том, что когда его учитель Павел Дмитриевич Корин работал над полотном «Реквием», он написал этюд, на котором изобразил отца Сергея Михайловича и сына Сергея Сергеевича Чураковых. По совету М. Горького картина должна была называться «Уходящая Русь». Причём, этот, чураковский этюд из всех тридцати шести этюдов, написанных художником по общему признанию, считается наиболее удачным и характерным. В альбоме «Корин» отмечается: «Одним из лучших является этюд «Отец и сын» 1931 года, на котором изображены в рост две фигуры: могучий старик в длинной свободной «толстовке», с красивой головой, высоким лбом, с задумчивым сосредоточенным лицом и окладистой длинной бородой; написанный со скульптора-самоучки, резчика по дереву, Сергея Михайловича Чуракова, а рядом с ним чем-то похожий на отца, но совсем другой, постриженный «под скобку», с мягкой маленькой бородкой, изображён ныне известный реставратор Степан Чураков. … «Отец и сын» не только портреты конкретных людей, но собирательный образ народных типов, приоткрывающих народную душу, самобытную и талантливую» (Л. Ромашкова, М., «Изобразительное искусство», 1987). Полна драматизма история создания П.Д. Кориным картины «Уходящая Русь», точнее история её не создания… Не буду её пересказывать, а приведу выписку из повести «Чаша» Владимира Солоухина, встречавшегося с П.Д. Кориным: «Дело в том, что Корин готовился к написанию грандиозного полотна, которое сам он называл «Реквием», а Горький (для проходимости в советских условиях) окрестил его как «Уходящая Русь». Для этой картины нужен был холст шесть метров на восемь, а для холста помещение. Горький (а за это многое зачтётся ему и на этом и на том свете) сделал для Корина и то, и другое. Холст был выткан с большими сложностями в Ленинграде по специальному заказу. Что касается мастерской, то Горький нашёл в районе Усачёвского рынка в глухих дворах между многоэтажными домами просторное техническое помещение (не то гараж, не то прачечную), которое и переоборудовали под мастерскую, а одновременно и под жильё. Когда Корин вошёл в первую комнату этого дома, он восхитился её размерами и стал благодарить Алексея Максимовича за щедрый подарок, не зная ещё и не смея помыслить, что не только эта комната, но и весь дом отныне принадлежит ему.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/28/...

В такой манере писать книгу сказывался ученик Ключевского! . В изысканиях по византийской церковной истории Сергей Иванович ни на минуту не терял из вида руководящего путеводного огня, не забывал о главной цели, к которой он шел и для которой труд по византийской истории имел значение только подготовительного. Покончив с этим трудом, извлекши из византийского прошлого то, что ему было нужно для уяснения древнерусского духовничества, Сергей Иванович мог перейти к своей главной давно намеченной задаче и начал работать над докторской диссертацией, имевшей предметом изображение древнерусского духовника. К этому периоду его деятельности относится мое личное знакомство с ним. В 1908 г. я был избран Советом Московской Духовной Академии на кафедру русской гражданской истории, и Сергею Ивановичу поручено было Советом вести со мною сношения по этому делу. Его сразу при первом же свидании с ним открывавшиеся душевные качества, благородство и прямота его характера в соединении с необыкновенною скромностью не могли не завоевать симпатий к нему, и встреча на жизненном пути с Сергеем Ивановичем была для меня встречей с одним из лучших людей, которых я знаю. Притом он был в высшей степени интересный собеседник. Наши специальности близко соприкасаются одна с другой, и беседа с Сергеем Ивановичем на научные темы по русской истории в широком смысле этого термина доставляла мне большое наслаждение и была всегда, благодаря его обширным знаниям, полезна. Мы нередко затрагивали в этих разговорах вопросы, одинаково нас интересовавшие и интересом, к которым мы оба были обязаны общему нашем учителю В. О. Ключевскому : о колонизации северо-восточной и северной Руси славянским и финским язычеством. Вопрос о взаимодействии славян и финнов был близок Сергею Ивановичу еще и по той особенной причине, что он был родом из той местности Владимирской губернии, где напоминание о некогда обитавшем здесь финском элементе сохранилось в самом названии того села «Большая Брембола " Переяславль-Залесского уезда, откуда Сергей Иванович происходил: он был сын священника этого села.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Катков говорит о назначении Ивана Давыдовича Делянов а министром народного просвещения и о рескрипте его предшественнику бароиу Николаи (см. No 213). Во втором письме (No 249) Катков жалуется на суровое отношение графа Н. П. Игнатьева к «Московским Ведомостям» (ср. примечание к No 206). 250. Иван Сергеевич Аксаков, известный писатель, публицист и оратор национального направления. С ноября 1880 года он издавал газету «Русь», где и была напечатана телеграмма о речи Скобелева (см. No 62). Статьи по этому поводу Аксаков не успел еще написать, и письмо Победоносцева было явным предостережением против появления такой статьи. 251–252. Два письма министра народного просвещения Ивана Давыдовича Делянова. В первом письме, No 251, речь идет о проекте временных правил о печати (см. NoNo 225–233). Граф Толстой второго письма, No 252,– Дмитрий Андреевич, новый министр внутренних дел. 253. Дмитриев Федор Михайлович в шестидесятых годах; недолго был профессором московского университета, но с 1868 года проживал в своем сызранском имении. В 1882 году, по приглашению министра народного просвещения, он занял должность попечителя с.-петербургского учебного округа, и в этом звании должен был отвечать за публичные лекции. Соловьев Владимир Сергеевич, философ и публицист. 1882-й год был последним годом чтения им лекций в петербургском университете. После известной речи его против смертной казни, произнесенной в марте 1881 года, внимание правительства к нему было так обострено, что попечитель учебного округа считал своею обязанностью быть на каждой лекции Соловьева. Достоевский Ф. М. и граф Л. Н. Толстой – великие русские писатели. 254. Капустин Михаил Николаевич, директор ярославского демидовского юридического лицея, известный юрист и профессор московского университета. После Лицея был попечителем дерптского и петербургского учебных округов. Студенческие беспорядки не миновали и Ярославля в конце 1882 года (см. No 245). Кто из двух Корсунских разумеется, неизвестно. Корсунский И. Н. , профессор московской духовной академии, и был еще Корсунский, Николай Иванович , преподаватель ярославской духовной семинарии, оба печатали интересные книги для истории богословской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

А за то ему, архидьякону, дать государева жалованья 30 золотых, будет от него впрям в том чаять промыслу. А будет ему, Мелетию, и александрейского папы и патриарха Кир Паисея племянник архидьякон верен, и ему о том говорить тайным же обычаем и дать ему то ж, будет от него чаять промыслу. А для тех роздач послано сто золотых червонных, а кому сколько тех золотых и денег даст, и то велеть писать имянно» 176 . 13 октября государь назначил для встречи патриархов, которые уже находились недалеко от Владимира, Артомона Сергеевича Матвеева. С ним царь посылал патриархам свою приветственную грамоту, в которой писал: «ради вашего пречестного архиерейского достоинства, на стретение нашим царского величества словом, послахом нашего царского величества верного человека, полковника и хилиарха Артамона Сергеевича Матвеева, иже в духовных обучениях и к царстей и святительстей чести належащих гражданских поступках зело обретается благоискусен, наказавше ему, да вашу преосвященную вышнему Богу пречестность узрев, нашим царского величества поведением о вашего преблаженства спасенном пребывании уведев, вашея достойные чести святыни нал ежащий к нашему царствующему граду путь уготовит». В то же время Матвееву дана была государем очень характерная инструкция. «Да полковнику ж и голове стрелецкому Артомону Сергеевичу, говорит инструкция, опознався с патриархи и со всеми людьми, разведывать в разговорех у патриарших приказных людей и у иных, у кого мочно: ныне они, патриархи, патриаршества свои во Александрии и во Антиохии держат ли, и нет ли ково на их место иных патриархов, и к великому государю от всех вселенских патриархов есть ли какой приказ? А проведывать про то в разговорех не явным обычаем. Да ему ж смотреть и беречь накрепко в городех и на станех: нет ли с ними сверх тех людей, которые с ними отпущены из Астрахани и которых имена даны ему в росписи под наказом, и о тых прибылых людей и подсылок от бывшего патриарха Никона и от казанского митрополита, и от Микиты Зюзина, и чтоб хто к патриархом писем от них каких не поднес, остерегать того накрепко с большим опасеньем. А что с ним дорогою едучи патриархи поговорят и что он у них проведает, и о том о всем писати к великому государю к Москве. А буде где в соборе (где патриархи пожелают быть у литургии) придут к патриархом ко благословению воеводы и приказные и иных чинов знатные люди, и тех людей ко благословению к патриархом пускать при себе, а без себя никому к патриархом ходить не велеть» 177 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Пока существует это место в летописи, до тех пор будет непоколебимо основанное на нем объяснение происхождения нового порядка вещей на севере из этого отношения старых и новых городов. Г. Сергеевич в своем стремлении приписать вечевой быт младшим городам цитует известие о народных волнениях в Москве: одно - относящееся к XIV, а другое - к XV веку; в обоих случаях жители взволновались, покинутые правительством; мы опять обращаемся к нашему сравнению и утверждаем, что даже и дети в школе сделали бы то же самое, если бы были покинуты своим надзирателем. Но почему же г. Сергеевич не пошел дальше, не указал на волнения москвичей в царствование Алексея Михайловича и потом в XVIII веке, во время чумы? Явления совершенно однородные! Неужели потому, что слово вече для обозначения этих явлений уже вышло из употребления? Но он указывает же вечевые явления и там, где это слово не употреблено. Он относит к вечевым явлениям и восстание северных городов против татар, но в таком случае восстания башкирцев и других инородцев будет свидетельствовать о сильном развитии у них вечевого быта. Знаменитое место летописца об отношениях между старшими городами и пригородами стало подвергаться в нашей литературе такой же ученой пытке, какой прежде подвергались места летописца о призвании первых князей с ясным доказательством их скандинавского происхождения. Разумеется, очень утешительно, что вопрос о происхождении варягов - руси сменен вопросом о внутренних отношениях, но не утешительно то, что при старании как-нибудь отвязаться от неприятного свидетельства употребляются прежние приемы, прежняя пытка. " На что же старейшие сдумают, на том же пригороды станут " , - говорит летописец; и вот, согласно с этими отношениями, владимирцы, которые находились в пригородных отношениях к Ростову, притесняемые князьями, обращаются с жалобою к ростовцам в силу привычки к природной подчиненности старшим городам, привычки, которая не могла очень ослабеть в короткое время, хотя этому ослаблению содействовало очень важное обстоятельство - поднятие значения Владимира вследствие утверждения в нем княжеского стола Андреем Боголюбским.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Если это не телефон, то, может, речь идет о папке с номером 163? Или 3891? Или полке Для начала он начал пересчитывать полки, сбился на четвертом десятке, начал считать снова, помечая их фломастером, но, дойдя до шестьдесят девятой, остановился, поняв, что действует неправильно. С какой полки начинать отсчет? С верхней, с нижней? Справа, слева от окна? От двери? За этими подсчетами можно провести остаток всей жизни. Логичнее было бы найти папку и ориентироваться от неё. Задача усложнялась тем, что на корешках папок отец почему-то номеров не писал. Приходилось каждую вытаскивать, чтобы посмотреть на цифры. Радовало одно – Николай Васильевич с его повернутостью на порядке раскладывал папки строго по датам составления документов и по номерам. Путем проб и ошибок Роман минут через сорок нашел все-таки хвост этого огромного бумажно-бюрократического клубка. Папка с номером 1 стояла первой в самом нижнем ряду в крайнем справа от окна стеллаже. Дальше дело пошло как по маслу. Папка 163 нашлась на своем месте, между номерами 162 и 164. Карелин извлек её на свет, и сразу в глаза бросилась надпись, сделанная синим фломастером в правом верхнем углу: 163 (3891). С прыгающим от волнения сердцем он развязал шнурок. Листы уже успели пожелтеть. Ну конечно… Документу лет пять… Машинописные буквы подстерлись, пришлось напрячь зрение, чтобы прочитать текст. И по мере чтения росло удивление и разочарование Романа. Это был протокол заседания комитета по делам религий, на котором рассматривалась антисоветская деятельность каких-то церковных деятелей, именуемых митрополитами. Кто такие митрополиты, Роман не имел ни малейшего представления, но догадался, что это какие-то церковные должностные лица. Речь шла о пяти таких лицах: Андрее Васильевиче Покровском (митрополит Адриан), Георгии Николаевиче Соловьеве (митрополит Гедеон), Сергее Михайловиче Косых (митрополит Власий), Сергее Александровиче Гершуни (митрополит Стефан) и Владимире Николаевиче Воронове (митрополит Антоний). Протокол содержал до тошноты знакомый набор стандартных фраз: осудить, заклеймить позором, враги советского общества, реакционеры, довести до сведения, принять меры… Чушь собачья.

http://azbyka.ru/fiction/panagiya-dlya-a...

В области богословия русские принуждены были вызубривать римо-католические и протестантские катехизисы, и притом – на чуждом им латинском языке. Неудивительно, что новая учеба туго давалась им, и что наше богословие, за немногими исключениями, долгое время повторяло зады западной учености, не решаясь заговорить собственным голосом. Он зазвучал полнозвучно только в середине девятнадцатого столетия, и там, где меньше всего этого можно было ожидать. Им заговорил впервые отставной штаб-ротмистр Алексей Степанович Хомяков (1804–1860). Его писания были настолько непохожи на официальное богословие, что он мог казаться еретиком, и его произведения, при его жизни, были напечатаны лишь за границей и по-французски. Он умер не признанный никем, кроме тесного круга своих близких друзей и единомышленников. Однако один из них, Юрий Самарин (1819–1876), имел пророческое дерзновение назвать в печати Хомякова «Отцом Церкви», каковым он и был на самом деле. Раз прозвучав, голос русского православия уже не мог умолкнуть. До конца столетия его глашатаями были, однако, только отдельные лица, которые казались равно чуждыми как для «образованного» общества, воспитанного в духе западной культуры, так и для духовенства, обучавшегося в традициях упадочной схоластики. Одним из таких провидцев православного мировоззрения был Федор Михайлович Достоевский (1821–1881). В форме уголовных романов он дал православные ответы на самые трудные богословские вопросы: возможно ли примирить веру в благого Бога с безвинным страданием и привлекательную силу зла с моральной ответственностью человека за свои поступки. Гениальные интуиции Достоевского получили свое философское обоснование у Владимира Сергеевича Соловьева (1853–1900). Этот друг и ученик Достоевского подготовил то Религиозное и Культурное Возрождение, которое началось в двадцатом веке в России. Пагубный разрыв между по-европейски образованными русскими и православной традицией, который расколол по-Петровскую Россию на два чуждые друг другу лагеря, стал постепенно изживаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010