ЧАСТЬ 2 ПРОГРАММА ВОСЬМЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ Сопредседатели: протоиерей Валентин Асмус, протоиерей Валерий Ларичев, Беляков Александр Васильевич Флоренский Павел Васильевич Оргкомитет: Сошинский Сергей Анатольевич, Чавчавадзе Елена Николаевна, Цибизова Лилия Александровна, Авдиев Игорь Ярославович, Блинов Сергей Георгиевич, Евсеев Лев Аркадьевич, Любомудров Алексей Маркович, Московский Александр Викторович, Шевелев Владимир Юрьевич. Время работы: 27 и 28 января с 10 до 17 часов Место заседания: 27 января - Российский фонд культуры, Гоголевский бульвар, д.6. Проезд: м. Кропоткинская. 28 января - МГУ на Воробьевых горах, Второй гуманитарный корпус, аудитория П 6 Проезд: м. Университет, далее пешком или одна остановка в сторону Главного здания МГУ (ул.Лебедева) 27 января, четверг КОНФЕРЕНЦИЯ: НАУЧНЫЕ И БОГОСЛОВСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ И ЧУДЕСНЫХ ЗНАМЕНИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1. Протоиерей Валентин Асмус, преподаватель Московской Духовной Академии и ПСТБИ Византийские источники истории Туринской Плащаницы 2. Мееров Кирилл Александрович, зав. Отделом ОВГБД Исторического музея, Окуньков Владимир Сергеевич, Павлова Кира Николаевна, Государственный Исторический музей Научные методы исследования православных святынь 3. Лидов Алексей Михайлович, директор Научного Центра Восточной Христианской Культуры. Мандилион. История реликвии в свете новых источников 4. Шалина Ирина Александровна, старший научный сотрудник отдела древнерусской живописи Русского музея Русский музей Византийская иконография «Христос во гробе» и ее возможный прототип 5. Владимир Владимирович Василик, бакалавр богословия, преподаватель Санкт Петербургской Духовной Академии Туринская Плащаница в свете новых источников 6. Желтов Михаил Сергеевич, преподаватель литургики ПСТБИ, секретарь кафедры Литургического богословия и литургики ПСТБИ Плащаница как литургический предмет 7. Полосин Валерий Вячеславович, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института Востоковедения РАН, кандидат исторических наук

http://pravoslavie.ru/archiv/2.htm

Православное воспитание и образование 1.1 Конференция «Православная культура в общеобразовательной школе: пути и методы преподавания» Сопредседатели : митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий; Гребнев Леонид Сергеевич, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, д. э. н.; Матросов Виктор Леонидович, ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Кураторы : Гармаш Любовь Степановна; Никитина Галина Ивановна, ученый секретарь МПГУ; Метлик Игорь Витальевич, заведующий лабораторией гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи ГосНИИ семьи и воспитания РАН. Время проведения: 1 февраля, 10.00. Место проведения: Московский педагогический государственный университет, ул. Малая Пироговская 1. Проезд : м. «Фрунзенская», далее пешком по пер. Хользунова к Большой Пироговской улице или м. «Кропоткинская», трол. 5, 15 до ост. «Улица Еланского». 1. Матросов Виктор Леонидович, ректор МПГУ. Приветствие участникам конференции. 2. Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. «Состояние и перспективы сотрудничества государства и Церкви в системе государственного и муниципального образования» . 3. Гребнев Леонид Сергеевич, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, к. э. н. «Православная культура как системообразующий фактор российского образования». 4. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. «Организация изучения православной культуры в Екатеринбургской епархии». 5. Меньшиков Владимир Михайлович, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета. «Программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Курской области на 2006-2010 годы: содержание и механизмы реализации». 6. Протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ. «Изучение теологии в государственной системе образования Российской Федерации». 7. Корольков Александр Аркадьевич, академик РАО. «Духовное здоровье современного подрастающего поколения как государственная проблема».

http://pravoslavie.ru/423.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Неравнодушный человек Главному редактору «Русской линии» Сергею Михайловичу Григорьеву – 70 лет 28.07.2021 848 Время на чтение 6 минут Сегодня, 28 июля, 70 лет исполняется одному из основателей, организатору и первому главному редактору «Русской линии» Сергею Михайловичу Григорьеву. «Русская линия», как известно, была учреждена 9 мая 1998 года. У истоков «Русской линии» стояли тогдашние члены редколлегии газеты «Русь Православная» – председатель Общества ревнителей памяти митрополита Иоанна (Снычева) Константин Душенов, Сергей Григорьев и Анатолий Степанов. Но инициатором создания интернет-проекта и его организатором, несомненно, был Сергей Михайлович Григорьев. Первые годы существования «Русской линии», с 1998 по 2000 год, он практически в одиночку работал над проектом и своими активными трудами сохранил «Русскую линию», хотя в это время много высказывалось скепсиса в отношении перспектив существования православного интернет-портала. С 2000 года на «Русской линии» уже работало два человека, помимо Сергея Григорьева, нынешний главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов, затем появились другие сотрудники. К 2009 году «Русская линия» стала одним из ведущих религиозных порталов. В марте 2010 года, как помнят наши читатели, на «Русской линии» произошёл раскол, в результате чего сейчас существует два интернет-портала – «Русская линия» и «Русская народная линия». Несмотря на разделение все сотрудники «Русской народной линии», которые работали с Сергеем Михайловичем в разное время, от души поздравляют его с 70-летием, желают ему многая и благая лета и выражают надежду на то, что его многочисленные таланты еще понадобятся нашей матери-Церкви и нашему Отечеству. Бывший сотрудник «Русской линии», музыкант, скрипач, дирижёр и композитор Владимир Николаевич Шуляковский : Нашей дружбе с Сергеем вот уже скоро 35 лет, а я не перестаю удивляться своеобразию и уникальности этого человека. И первое, что поражает в нём, особенно в наш век, в котором никому ни до кого дела нет, это его неравнодушие, умение почувствовать не только свою, но и чужую проблему, способность прийти на помощь в тяжелую минуту.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/28/ne...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Указатель имен А Абакумов Алексий Григорьевич (1869–1941), протоиерей; уклонился в обновленчество Авраамий (Чурилин Адриан Алексеевич; 1867– расстрелян 1937), епископ Агафангел, св. (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), митрополит-исповедник Агрономов Александр Иванович , протоиерей Азиатский Алексий Михайлович (1866 – убит 1918 или 1919), протоиерей Айзенштадт Моисей Григорьевич, раввин Акимов Василий Александрович (1864–1942), протоиерей Аксенов Леонид Дмитриевич (1876-?) Александр (Витоль Адам Александрович; 1876–1942), епископ Александр II Николаевич (1818 – убит 1881), император Всероссийский в 1855–1881 Александра Феодоровна (1872 – расстреляна 1918), императрица Всероссийская в 1894–1917, страстотерпица Александров Григорий Д., конторщик Ижорских заводов Александров Димитрий Александрович (1868-?), протоиерей, миссионер Алексеев А, священник Алексий (Баженов Димитрий Владимирович; 1872-?), епископ; уклонился в обновленчество Алексий (Житецкий Алексей Григорьевич; † 1924), епископ Алексий ( Кузнецов Николай Николаевич; 1875 – расстрелян 1938), архиепископ Алексий (Молчанов Алексей Васильевич; 1853–1914), архиепископ Алексий (Ридигер Алексей Михайлович, род. 1929), Патриарх Московский и всея Руси с 1990 Алексий (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси в 1945–1970 Алексий, св. (Соловьев Феодор Алексеевич; 1846–1928), иеросхимонах Алтаев Ал. (настоящая фамилия – Ямщикова Маргарита Владимировна; 1872–1959), писательница Альбинский Иоанн Иванович (1863–1935), протоиерей; уклонился в обновленчество Амвросий (Сергеев), архимандрит Анастасий (Александров Александр Иванович ; 1861–1918), епископ Ангелина (Мамонтова), игумения Ангелина (Сергеева Анна Семеновна; 1867–1927), игумения Андреев Иоанн Васильевич, диакон Андреев Иоанн Иванович (1898–1968), священник Андреев Федор Константинович (1887–1929), профессор; впоследствии – протоиерей Андрей (Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872 – расстрелян 1937), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н.А. Маркова В работе представлены биографические заметки об одном из наиболее авторитетных церковных деятелей конца XIX – начала XX вв., настоятеле Большого Успенского Собора в Кремле и Храма Христа Спасителя – протопресвитере Владимире Семеновиче Маркове. В «Богослужебном дневнике» Святейшего Патриарха Тихона есть запись: «2 (15).1.1918. Вторник. Чин отпевания (?) в храме Христа Спасителя». 1 Кого же отпевал в это день Святейший Патриарх Тихон? В настоящее время мы с уверенностью можем сказать, что это был настоятель храма Христа Спасителя – протоиерей Владимир Семенович Марков. Владимир Семенович Марков скончался 29 декабря 1917 г. (по старому стилю). Перед служением в Храме Христа Спасителя он был протопресвитером (настоятелем) главного российского храма – Большого Успенского собора в Кремле, а до того долгие годы служил в Троицкой церкви на Арбате. Помимо церковного служения отец Владимир вел научную, педагогическую, общественную и организационно-хозяйственную деятельность. Среди тех, с кем ему пришлось общаться, были члены Императорского дома, высшее духовенство, творческая интеллигенция, московские обыватели. Владимир Семенович принадлежал к семье просвещенного духовенства, центром которого была Московская духовная академия (МДА). Неутомимая просветительская деятельность, огромная работа на ниве благотворительности и милосердия, «усердно-отличное служение во священстве» – вот лишь некоторые черты, отличавшие представителей этой семьи. За исключением написанного с большой любовью Сергеем Михайловичем Соловьевым 2 короткого некролога 3 и небольших биографических заметок в книгах, посвященных Храму Христа Спасителя, печатных сведений о В. М. Маркове нет. Задача настоящих заметок – хоть в какой-то мере восполнить этот пробел. Полученное в одном из главных центров духовного просвещения России образование оказало определяющее воздействие на формирование личности Владимира Семеновича Маркова. Это относится не только к приобретенным знаниям, но и к кругу общения, стилю жизни, а главное – нравственным ориентирам. Обучение в академии было четырехлетнее. Читались не только богословские предметы: истолкование Священного Писания , догматическое, нравственное, обличительное и пастырское богословие, но и широкий круг гуманитарных дисциплин: философия, словесность, гражданская история; языки (еврейский, греческий, немецкий, французский и английский). Кроме того, преподавались церковное красноречие, церковная история, каноническое (церковное) право, патристика, метафизика, библейская история, церковная археология. Неожиданным может показаться преподавание математики и физики, им во время В. С. Маркова занимался Д. Ф. Голубинский (1832–1903), впоследствии с благословения митрополита Иннокентия (Попова-Вениаминова 4 возглавивший сверхштатную кафедру естественнонаучной апологетики.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Закрыть itemscope itemtype="" > В.Н. Осипов терпел гонения властей, но при этом стоял в истине Божией 28.04.2023 573 Время на чтение 5 минут Источник: Русский Вестник На земном пути мне посчастливилось не только узнать о многих замечательных современниках, достойных братской любви, почтения и уважения, но и приватно познакомиться с некоторыми из них. Всех таких перечислять не буду, но некоторых из числа претерпевших за правду Божию, за убеждения свои, страдания, я называю здесь. В узилищах томились вместе с уголовниками и страдали: общественный деятель, ученый, писатель-публицист Владимир Николаевич Осипов; православный священник, автор многих замечательных книг о. Димитрий (Дудко); полковник ГРУ (в отставке) Владимир Васильевич Квачков (они друг с другом знакомы были лично). За время своей общественной деятельности Владимир Николаевич успел сделать очень многое для подлинного возрождения русского самосознания и государственности. И если не наступят в дольнем мире такие времена, когда наше Отечество земное обретет хотя бы на короткое время соответствующее ее мессианской роли общественно-государственное устройство, даже и в этом случае все совершенное во славу России почившими в Бозе митрополитом Иоанном (Снычёвым), соратниками Владимира Николаевича – Вячеславом Михайловичем Клыковым, Ильей Сергеевичем Глазуновым, отцом Димитрием (Дудко), Сергеем Антоновичем Шатохиным, Ильей Михайловичем Числовым (да простит мне Бог, кого я здесь не упомянул), а также и многими, ныне здравствующими его соратниками, будет непременно учтено на неотвратимом Страшном Судище Христовом. Незадолго до земной кончины Владимира Николаевича я признался ему, что без него не буду принимать участия ни в каких партиях, движениях, «фронтах» и т. п. общественных организациях, кроме Союза Русского народа (СРН), возрожденного В.М. Клыковым (только с Дубровинским уставом!). И он, и я в этот Союз вступили сразу, но с кончиной Вячеслава Михайловича, к сожалению большому, СРН практически бездействует, но даже его номинальное существование, на мой взгляд, имеет значение. Все организации русских патриотов действовали худо-бедно, пока их возглавляли депутаты (например, С. Бабурин, Н. Павлов), но сейчас мы лишены даже последнего помещения в столице – Фонда славянской письменности и культуры (в Б. Черниговском пер.), аренда помещений стоит немалых денег, которых у нас нет.

http://ruskline.ru/opp/2023/04/28/vn_osi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православные антисталинисты давят на Патриарха О коллективном письме с требованием убрать изображение И.В.Сталина из главного воинского храма России 07.05.2020 5367 Время на чтение 5 минут 3 мая в неделю святых Жен-Мироносиц на сайте радиостанции «Радонеж» было опубликовано коллективное обращение к Святейшему Патриарху Кириллу группы православной интеллигенции по поводу изображения портрета И.В. Сталина на фреске в главном храме Вооружённых Сил России. Авторы письма предлагают Патриарху преодолеть «тяжкий соблазн», который, видимо, у них возник, путём «не допущения изображения Сталина в храме». Иными словами, Патриарху предлагают заретушировать портрет Сталина на фреске. Очевидно, борцы с фресками хотят развить успех после того, как в храме была ликвидирована фреска , посвященная важнейшему событию новейшей истории - воссоединению Крыма с Россией. Если присмотреться к списку подписавших это коллективное письмо людей разных по сфере профессиональной деятельности, житейскому опыту, возрасту, их роднит одно - общая политическая философия, которая выражается крайним антисоветизмом и антисталинизмом, а также склонностью к национализму. При этом, забавляет то, что эти люди, при всём их декларируемом антисоветизме, слепо копируют советские модели поведения. Именно в советское время получил развитие жанр коллективных писем на имя Генсека. Было даже своеобразное соревнование в письмах. Либералы с космополитическим душком требовали от партии одно, а патриоты и русофилы требовали другого. Тут явно та же схема. Я с трудом могу себе представить, чтобы под письмом такого содержания подписались бы лауреат Первой Патриаршей премии в области литературы Владимир Николаевич Крупин или такой реальный антисоветчик, просидевший 15 лет (!) в советском ГУЛаге, как Владимир Николаевич Осипов. Или великий музыкант Владислав Александрович Чернушенко, подвергавшийся реальной травле за своё русофильство. Или настоящий антисталинист князь Зураб Михайлович Чавчавадзе, семья которого пострадала от репрессий. Или даже Никита Сергеевич Михалков, снявший антисталинский фильм.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/04/pr...

Напомним, что на конкурс поступило 138 работ. В «длинном списке Оргкомитета 54 сочинения. Ниже публикуем весь список в алфавитном порядке. Амелина Яна Александровна, политолог, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба; Горюнов Владимир Геннадьевич , политолог, член Совета Ассоциации политических экспертов и консультантов, Москва ; Арутюнов Николай Владимирович , председатель ОД «Северная Евразия», директор по развитию ООО «СЗРК», Травин Александр Сергеевич , ведущий аналитик Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ, Новиков Кирилл Михайлович , студент 4-го курса факультета политологии СПбГУ (интеллектуальная артель «Мысль о Русском»), Санкт-Петербург; Байнев Валерий Федорович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационного менеджмента Белорусского государственного университета (Минск, Республика Беларусь); Беспалова Татьяна Викторовна , доктор философских наук, кандидат политических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Отдела наследования культуры Российского научно-исследовательского Института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва, Москва; Заяц Павел Всеволодович , кандидат исторических наук, доцент Южного федерального университета (Ростов-на-Дону); Буздалов Александр Вячеславович , публицист, Пенза; Валяев Ярослав Владимирович, кандидат исторических наук, старший преподаватель БелГау им. В.Я. Горина; Ганжов Евгений Александрович , кандидат исторических наук, старший преподаватель БелГау им. В.Я. Горина, Белгород; Васильев Владимир Кириллович, кандидат филологических наук, доцент Сибирского федерального университета, член Союза кинематографистов РФ, Красноярск; Ветошкин Анатолий Петрович, доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II (МГУПС – МИИТ), Москва; Витязев Александр Клавдиевич, кандидат социологических наук, доцент, г.Ухта, Республика Коми; Гавриленков Алексей Федорович, доктор исторических наук, кандидат философских наук, профессор Смоленского государственного университета, Смоленск;

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/25/it...

(† 13 октября 1896 г.). Благий человек от благаго сокровища износит благая. Мф. 12:35 . Аще во свете ходим, общение имамы друг ко другу. 1Ин. 1:7 . Октября 13 дня сего 1896 года, в 31/2 часа по полудни, после непродолжительной, но тяжкой болезни, тихо почил, на 78-м году жизни, один из старейших, заслуженнейших и достойнейших архипастырей нашей отечественной церкви, высокопреосвященнейший Савва, архиепископ Тверской и Кашинский, доктор церковной истории, почетный член Московской духовной академии и Братства преподобного Сергия для воспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам сей академии. В Боге почивший архипастырь и личными качествами, и жизнью, и деяниями, и отношениями оправдавший на себе истину изречений слова Божия: благий человек от благаго сокровища износит благая ( Мф. 12:35 ) и: аще во свете ходим, общение имамы друг ко другу ( 1Ин. 1:7 ), как это видно будет из ниже излагаемого, в частности к Московской духовной академии имел столь близкие, разнообразные и любвеобильные отношения и благодетельное для неё значение, что она непременным и священным долгом своим поставляет сказать доброе и, по возможности, не скудное содержанием слово в память о нем на страницах издаваемого ею „Богословского Вестника”. Высокопреосвященнейший Савва, в миру Иван Михайлович Тихомиров, был сыном бедного причетника Крестовоздвиженской церкви села Палехи, Вязниковского уезда, Владимирской губернии, и родился 15 марта 1819 года. Родитель его, Михаил Сергеевич, отличавшийся большой любознательностью и живым, общительным характером, пользовавшийся добрым расположением прихожан и родственников своих и поддерживавший материальное положение своё и своего семейства, в виду скудости причетнических доходов и в часы досуга от исполнения прямых обязанностей своего служения по должности пономаря, некоторыми сторонними занятиями, в том числе писанием икон 1 , к сожалению, скончался (от простуды) за полтора месяца до рождения своего сына, будучи еще очень нестарым человеком; а мать, Стефанида Ивановна, женщина весьма благочестивая, трудолюбивая и в высшей степени любвеобильная, дав сыну первые зачатки благочестивого семейного воспитания и, не смотря на крайнюю скудость материальных средств, озаботившись также и начальным школьным его образованием, умерла в то время, когда он еще обучался в Шуйском духовном училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Во многом благодаря Горчакову Россия смогла вернуть себе утраченные после поражения в Крымской войне позиции. И сегодня, когда против России ополчились США и почти вся Европа, крылатая фраза Горчакова как бы напомнила реалии эпохи Императора Александра II. Эту фразу в январе 2022 года, накануне спецоперации на Украине, повторил на пресс-конференции президент России Владимир Путин . Она была процитирована многими СМИ, причём не только российскими. Александр Михайлович родился 4 июня 1798 года в городе Гапсале (ныне - Хаапсалу) в Эстляндской губернии Российской империи в семье будущего генерал-майора князя Михаила Алексеевича Горчакова. Отец его принадлежал к знатному дворянскому роду, который восходил к Рюриковичам, князьям Черниговским, и был занесён в Бархатную книгу, но к высшей аристократии его представители не принадлежали. Он по долгу службы часто получал назначения в разные города, и семья жила то в Гапсале, то в Ревеле, то в Петербурге. Воспитанием детей, а их было в семье пятеро - четыре дочери и сын, занималась мать, баронесса Елена Васильевна Ферзен. Начальное образование Александр Горчаков получил дома, а затем в гимназии на Большой Морской улице в Петербурге. 1811 году юный Горчаков «выдержал блистательно» приёмные экзамены и поступил в Царскосельский лицей. Здесь он учился в одном классе с будущим великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. В одном из посвящённых Горчакову стихотворений Пушкин предсказал ему блестящее будущее: Тебе рукой Фортуны своенравной Указан путь и счастливый и славный. В лицее Александр Горчаков получает прозвище «Франт» и принимается в братство 30 мальчишек. Из характеристики, данной Александру Горчакову его воспитателями: «Князь Горчаков (Александр), 14-ти лет. Превосходных дарований. Благородство с благовоспитанностью, крайняя склонность к учению с быстрыми в том успехами, ревность к пользе и чести своей, всегдашняя вежливость, нежность и искренность в обращении, усердие, ко всякому дружелюбие, чувствительность с великодушием и склонность к благотворению суть неотъемлемые принадлежности души его; пылкость ума и нрава его выражают быстрая речь и все его движения; при всем том он осторожен, проницателен и скромен. Крайняя чувствительность причиняла ему прежде много страданий, но теперь она вошла в пределы умеренности; он начинает сносить ее со свойственным великодушием. Опрятность и порядок царствуют во всех его вещах».

http://ruskline.ru/opp/2023/06/16/rossiy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010