1 октября 1569 г. Иоанн Грозный в Александровской слободе неожиданно казнил по вздорному обвинению князя Владимира Андреевича Старицкого с женой и детьми. А два дня спустя были утоплены в Шексне сёстры Горицкого монастыря – княгиня-инокиня Евдокия, инокиня Александра (в миру Иулиания Дмитриевна, урождённая княжна Полоцкая), инокиня Мария и первая игумения обители Анна (из рода Щенятевых). Тела утопленниц погребли в обители. Над их могилами построили деревянную часовню. В 1821 г. часовню сменил Троицкий собор, могила мучениц оказалась в его левой части. По мученицам служились панихиды, известны исцеления верующих. Но приток в монастырь знатных пострижениц продолжился. История каждой из этих узниц заслуживает отдельной книги. Более 40 славных родов, включая Рюриковичей и Романовых, связаны с Горицкой обителью. Здесь временно или постоянно жили инокиня Дарья (в миру царица Анна Алексеевна, четвёртая жена Иоанна Грозного), инокиня Параскева (в миру Пелагия Михайловна, вторая супруга Иоанна, сына Грозного), инокиня Марфа (царица Мария Нагая, последняя жена царя Иоанна IV), инокиня Ольга (царевна Ксения, дочь Бориса Годунова). Старицами стали здесь княгини Мария Воротынская, Анна Трубецкая, Елена Черкасская, Ирина Мстиславская, Анна Голицына и другие. Большие средства монастырю выделил царь Феодор Иоаннович. Вкладами знатных сестёр и узниц монастырь обогащался и обстраивался. Так, в 1611 г. были освящены колокольня и придельная к Воскресенскому храму церковь великомученицы Екатерины, построенные по завещанию и на вклад царицы-инокини Марфы, скончавшейся в 1608 г. Один из приделов церкви был посвящён её святому сыну Димитрию, царевичу Угличскому. В 1832 г. освящена церковь Покрова Богородицы, построенная на вклад княжны Хованской, ставшей схимницей Параскевой по своему желанию. В 1612 г. польско-литовские захватчики устроили в Вознесенской церкви обители конюшню, а некоторых сестёр забили до смерти. После Смутного времени монастырь долго испытывал материальные затруднения, беззащитные сёстры страдали от бесчинств пьяных хулиганов. По просьбе сестёр царь Алексей Михайлович учредил опеку над ними Кирилло-Белозерского монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Кириллов

а) Между замечательными покровами на раку преподобного уцелело несколько шитых шелками и золотом с ликом святого, телесного цвета, но они редко возлагаются на его гробницу. Самый древний из них, 1514 года, есть дар великого князя Василя Иоанновича (отца Грозного), постригшегося на имя обители. б) Второй из них – его невестки, царицы Анастасии из дома Романовых 1555 года, пожертвованный после взятия Казани, но уже утратил жемчуга, которыми был украшен. в) Третий покров шит золотом и шелками по голубому полю. Это приношение от святого святому, – дар мученика царевича Димитрия преподобному Кириллу, с которым вместе сопричтен к лику святых, заступники земли Русской. Сверху вышита икона святой Троицы. В кайме – тропарь св. Кириллу. В надписи сказано, что «повелением царя Феодора Иоанновича и его супруги Божьею милостью государя царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси, сын, царевич князь Димитрий Иоаннович Углицкий, приложил покров сей Кириллу Белозерскому Чудотворцу, за их государево здравие, и за свое и за матерь свою царицу и великую княгиню Марию». г) Четвертый устроен при царе Алексее Михайловиче, супругою его Марией Ильиничной. 12. Плащаница Драгоценная плащаница, шитая древним высоким искусством в Горицкой обители. На ней изображено положение в гроб Спасителя, а вокруг восемь апостолов и столько же пророков, три святителя Греческие и три Московские и еще несколько ликов святых с предстоящими ангелами. Это дар княгини-инокини Евфросинии, вдовы князя Старицкого Андрея, которая очень много жертвовала обители Кирилловой. На плащанице надпись: «В царство благоверного царя Иоанна Васильевича всея Руси, при преосвященном митрополите Макарии, повелением благоверного князя Владимира Андреевича, внука государя Иоанна Васильевича всея Руси» 115 . 13. Священнические облачения Из многих роскошных священнических риз и дьяконских стихарей по описи монастырской упоминаются ризы для двух священников, пожалованные царем Иоанном, сплошь унизанные жемчугом сверху и донизу, с драгоценными на них камнями в золотых дробницах, в коих считалось до 160 лалов, изумрудов, яхонтов и алмазов. Полное облачение весило более полпуда и такой же при нем полновесный стихарь. Были еще 15 риз жемчужных, не много уступавших сему царскому дару, хотя и неведомых вкладчиков и более 250 риз парчовых, не считая прочих мелких предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Синода направил его в очень продолжительную и крайне трудную поездку для знакомства с нуждами духовно-учебных заведений Иркутской, Забайкальской и Приамурской епархий. Девять лет спустя, готовя к печати второй том Полного собрания сочинений, писал: " Тревожные обстоятельства того времени и вообще крайне тяжелые условия этого обширного путешествия, во время которого пришлось много раз совершать богослужения и говорить поучения в различных городах и местах России, препятствовали печатанию проповедей, и поэтому оне остаются в рукописях... " Особо значимым в жизни отца Иоанна был день 25 января 1906 г. Указом Св. Синода он назначается на должность проповедника-миссионера Московской епархии с правами противосектантского епархиального миссионера. Начинается последний - Московский - период его жизни. Протоиерею Иоанну исполнилось 42 года. Яркие и многообразные дарования, соединившись с опытом жизни, созрели для новых выдающихся трудов. Богатые силы своей незаурядной личности он всегда отдавал на служение любимой им Церкви. " В Церкви - наше спасение; в Церкви - мир, радость, счастье и жизнь; без нея не стоит работать, не к чему стремиться, без нея - скажем дерзновенно - не стоит и жить, ибо бессмысленно жить. Итак, будем в послушании Церкви. Пусть послужит нам в этом руководством прекрасное слово древнего библейского мудреца: " Подставь послушанию плечо твое и, неся его, не тяготись узами его. Путы его будут тебе крепкою защитою, и цепи его славным одеянием " (Сир. VI, 30-31) " . Последние 12 лет жизни были отданы отцом Иоанном Восторговым святому делу миссионерского служения. Его кипучая энергия, блестящий дар слова, творческий ум и высокое чувство долга вполне соответствовали требованиям этого важнейшего общецерковного дела. Священномученик митрополит Московский Владимир, оценивший отца Иоанна еще в Тифлисе, будучи Экзархом Грузии, возлагает на него ряд ответственных поручений. Он назначает его членом редакционной комиссии по изданию и распространению журнала " Московские Церковные ведомости " (с 29 июня того же года - исполняющим обязанности редактора).

http://pravoslavie.ru/1450.html

С 15 ноября по 15 декабря 1910 года отец Иоанн руководит первыми Московскими епархиальными миссионерскими курсами. Работа прошла успешно. Владыка Владимир 30 декабря выразил отцу Иоанну особую благодарность. В то время, когда в Москве проходили миссионерские курсы, Святейший Синод 22 ноября 1910 года принял указ о назначении отца Иоанна членом Московского Духовно-цензурного комитета. Важную поездку совершил он в январе 1911 года с согласия великой княгини преподобномученицы Елизаветы Феодоровны и по благословению Святейшего Синода. Отец Иоанн посетил г. Рим и г. Бари, где приобрел земельный участок для строительства православного храма и странноприимного дома для паломников, приезжающих из России на поклонение святым мощам святителя и чудотворца Николая. В августе 1911 года с соизволения государя Николая Александровича он стал членом Барийского комитета по строительству в г. Бари храма и странноприимницы. Определением Святейшего Синода он был направлен в Белгород для произнесения проповедей в дни праздничных торжеств в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского (сентябрь 1911 г.). В 1912 году протоиерей Иоанн организовал для Сибири и Дальнего Востока выездные пастырско-миссионерские курсы: в Тобольске (июль) и Хабаровске (август). По окончании этих курсов слушатели как в Тобольске, так и в Хабаровске вручили заведующему курсами благодарственные адреса. Участники миссионерских курсов Тобольской епархии говорили о давно назревшей потребности в них, но «встретились препятствия, которые едва не заставили отказаться от всякой мысли о миссионерских курсах в Тобольской епархии. Не было на месте человека, который принял бы на себя обязанности руководителя курсов; поиски его в других соседних епархиях также были безрезультатны в течение трех лет. Но после долгих и тщетных поисков Бог послал нам в лице Вашем, глубокочтимый отец протоиерей Иоанн Иоаннович, такого умелого, многосведущего и опытного руководителя миссионерских курсов, на какого мы не осмеливались рассчитывать... Думалось, что тяжелые труды по ведению пастырских и иных курсов в Москве зимою и другая разносторонняя и многосложная деятельность неблагоприятно могут отразиться на здоровье Вашем, что поездка Ваша на Дальний Восток, включая сюда Сахалин и Камчатку, может утомить Вас настолько, что Вы не найдете времени или откажетесь от намерения руководить курсами в Тобольске. Но, слава Богу, все наши страхи и опасения не оправдались. В памятный для нас день – 15 июля – Вы стали своею миссионерскою дружиною во главе наших миссионерских курсов... с начала и до последнего часа Ваших занятий курсисты с неослабевающим интересом слушали полные захватывающего интереса, глубокосодержательные и прекрасно изложенные лекции, или вернее – беседы Ваши» 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

В Д. с. «доска гробная» стала храмовым образом. Икона была помещена либо у юго-вост. столпа, либо в юж. части алтарной преграды. После 1380 г. (вероятно, в 1390-1400) по повелению кн. Димитрия Донского ее перенесли в Успенский собор Московского Кремля (ныне там же, под записью 1701 г. Кирилла Уланова). Др., находящейся в Д. с. святыней, была «сорочка» - часть одежды или ткани покрова с тела мученика, возможно с его шитым образом. Если эта частица была достаточно мала, то оправой для нее мог служить ковчежец в виде храма, находящийся ныне в Оружейной палате Московского Кремля. Возможно, в храме были и др. изображения вмч. Димитрия. В 1218 г. Полоцкий еп. Владимир «принесе» вел. кн. Константину Всеволодовичу «етеру часть от Страстии от Господень... и мощи святаго Логина мученика, сотника святей его руце обе, и мощи святыя Марья Магдалыни» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 441). Торжественным крестным ходом реликвии были перенесены в Д. с. Об их дальнейшей судьбе ничего не известно. В 1194-1196 гг. Д. с. (вместе с дворцом князя и Успенским собором с двором епископа) был окружен стеной детинца, занимавшего значительную территорию в юго-зап. части Печернего (Среднего) города. С утратой Владимиром политической самостоятельности, а собором - княжеского статуса место княжеского двора занял воеводский двор, затем - провинциальная канцелярия. В 1238 г. Д. с. пережил татар. разорение, однако еще в нач. XVI в. числился великокняжеским. Сохранилась жалованная грамота 1515 г. (ГВСМЗ), данная Василием III Иоанновичем соборному причту: «Се яз князь великий Василей Иванович всеа Русии пожаловал есми своих попов, что служат у моей у соборной церкви у Дмитрия святого в Володимере, внутри города, на моем дворе…» Во время пожара 1536 г. сгорела вся кровля Д. с. Ремонт был проведен после поездки (1552) в Казань Иоанна Грозного, по дороге посетившего Владимир. По данным писцовой книги 1625/26 г. храм находился просто «в городе» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 71. Л. 1). В грамоте сер. XVI в. царя Иоанна IV Васильевича о порядке поминания «владимирских» князей и владык попам и диаконам Д. с. предписывалось служить вместе со всем городским духовенством: «...петь вечерня, да всенощное, да обедням служить соборне» 23 нояб., на память св. блгв. кн. Александра Невского, «18 панихид по князех и по владыках правити» в Успенском соборе и особо «пети панихида» во владимирском Георгиевском монастыре «по князе Федоре Ярославиче» ( Шилов. 1910. С. 65, 68).

http://pravenc.ru/text/178253.html

126 Царя или Хана Ахмыта не было. Если здесь разумеется Хан Ахмат, делавший нашествие на Россию, при Василии Темном в 1459 и при Иоанне III в 1465; то он не был современником Епископу Прохору (1511– 1527). Если же разуметь Ахмыла, посла Ордынского, сопровождавшего в Россию Князя Иоанна Даниловича в 1322 году, то это будет ранее предыдущей тяжбы Юрия, отца Игнатиева. 127 Означенное рукописное житие должно быть современно потомкам Св. Петра. Оно заключается так: «Дай же Господи Петрову сему роду соблюдение и умножение животу и не оскудеет радость до старости без печали, о х-е и-се г-е (Христе Иисусе Господе) нашем, емуже слава ныне и присно и во векы веков. Аминь». 129 В 1474 году, в Ростове были Князья Владимир Андреевич и Иоанн Иоаннович, у которых Великий Князь Иоанн III Васильевич купил остальную часть Ростова. 131 Житие Св. Исидора, довольно древняя рукопись, сохраняется в церкви, где почивают мощи его, и помещено во многих древних Сборниках. В Прологе и Четь-Минее 14 Мая помещено оно сокращенно. 132 Старинная рукопись, содержащая в себе описание жизни Иоанна Власатого, сохраняется в церкви Св. Власия. 138 В Белогостицкой обители, также и в Ростовском Успенском Соборе, сохраняются помянники Княжеские, в которых перечислены Князья: Владимир, Иван, Адриан, Симеон, Василий, Феодор, Иоанн, Созонт, Георгий (Темкин), Димитрий, Иоанн, Иоанн инок, Серапион инок, Павел (Темкин), Григорий (Темкин), Феодор (Гвоздев), Иоанн (Глинский), Борис, Борис, Василий, Иона инок (Судской), Мисаил инок (Темкин), Григорий, Иоанн (Зюзин), схимник Дионисий, Михаил (Темкин). Первые из этих Князей, кажется, те, которые продали последнюю половину Ростова Иоанну III, а последний – современник Митропол. Ионы Сисоевича и сотрудник его в строении обители значительными вкладами, как видно из сохраненной доселе описи Белогостицкого монастыря, составленной еще при жизни Митр. Ионы. 139 В библиотеке Троицкой Сергиевой Лавры находится Сборник в четверку, под 20, в котором помещена «повесть о Борисоглебском монастыре, от коликих лет и како бысть начало». Из этой повести заимствован последующий рассказ о старцах Феодоре и Павле, и об Игумене Феофиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

После написанного в самом начале сего синодика чина малой литии, поминовение начинается такими словами: «Помяни Господи вселенских патриарх. Благоверных Царей и Цариц, и благоверных Великих Князей и Княгинь. Преосвященных митрополитов. Боголюбивых архиепископов, и епископов, священно-архимандритов, и игуменов, и всего священническаго и иноческаго чина, праотец и отец, и братий наших, и иже зде лежащих, и повсюду православных христиан». После сего общего поминовения следуют имена святейших вселенских Патриархов, начинаясь с Исидора и оканчиваясь Николаем, потом Патриархов Московских и всея России; затем следуют имена Патриархов Антиохийских, Великих Князей всея России, Царей и Великих Князей Московских и всея России, Благоверных Цариц и Великих Княгинь, Благородных Царевичей и Благородных Царевен, Преосвященных Митрополитов всея России и Епископов. После сего записаны: род Ионы Архиепископа Вологодского и великопермского, род Измайловых, – Князя Алексея Воротынского, Рагозина, род Великого Господина, святейшего Кир Иосифа Патриарха Московского, род Окольничего Князя Василия Богдановича Волконского, стольника Деремонтова, Корнилия Митрополита Казанского и Свияжского, Илии Даниловича Милославского, Василия Бутурлина, Истомы Седельникова, Иоанна Нечаева Царевичев сына Боярского, Никифора Есипова, Владыки Тверского Захарии, Владыки Рязанского Варлаама, Феодора Левашева, Китоврасов, Хоненевых, Всеволоцких, Семена Васильевича Собакина, Стефана Лопухина , Иоанникия Федоровича Строганова, Андрея Игнатьевича Вельяминова, Петра Неелова, Андрея Безтужева, окольничего Никиты Пушкина, Иоанна Андреева Кайсарова, Лукиана Стефановича Стрешнева, Князя Романа Мещерского, Князя Дмитрия Михаиловича Пожарского, Князя Петра Михайловича Ухтомского, Князя Тимофея Иоанновича Шаховского, Иоанна Уварова, Князя Иоанна Бахтеярова Ростовского, Юрия Танеева, Иоанна Неклюдова, Феодора Опочинина, Башевых, Князя Бориса Петровича Татева, Князя Ромодановского, окольничего Феодора Леонтьевича Бутурлина, Князя Георгия, да брата его кравчего Князя Василия Янышевичев Сулешевых, Архипа Феодоровича Акинфова, Козьмы Зяблова, Моревых, Иоанна Сувороцкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

25 августа 1906 г. Высокопреосвященнейший Владимир как Председатель Всероссийского Миссионерского общества вводит отца Иоанна в качестве члена в состав Совета Общества. Трудился он и в миссионерском Братстве Св. Петра Митрополита, членом Совета которого он был назначен еще 25 января 1906 г. Св. Синод также возлагает на отца Иоанна ряд ответственных поручений. С 1 июня 1906 г. он - член Предсоборного Присутствия при Св. Синоде. В сентябре 1906 г. он посетил Самарскую и Симбирскую епархии, знакомясь с состоянием там церковных школ. Обер-Прокурором Св. Синода в августе 1907 г. он был послан в Нижний Новгород для участия в работе Миссионерского съезда. 22 августа 1907 г. Обер-прокурор Св.Синода посылает его в командировку для изучения состояния миссионерского дела и доклада в 24-х епархиальных городах: Твери, Рязани, Тамбове, Воронеже, Ярославле, Вологде, Вятке, Калуге, Казани, Ставрополе, Харькове, Туле, Орле и др. 6 декабря 1906 г. отец Иоанн был Всемилостивейше пожалован митрою. К этим годам относится сближение его и общение любви со святым праведным Иоанном Кронштадтским. В день памяти свт. Николая 6-го декабря 1907 г. отец Иоанн Восторгов в Кронштадтском Андреевском соборе произнес взволнованное слово о великом старце-молитвеннике: " Здесь в этом святом храме, полвека трепетал самый воздух его от гласа молитв и воздыханий всероссийского пастыря и молитвенника... Он зажег священный огонь в тысячах душ ; он спас от отчаяния тысячи опустошенных сердец; он возвратил Богу и в ограду Церкви тысячи погибших чад; он увлек на служение пастырское столько выдающихся людей, которые именно в личности о. Иоанна успели увидеть, оценить и полюбить до самозабвения красоту священства... " . В день памяти трех Вселенских святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, 30-го января 1909 г., отцом Иоанном Восторговым от всех Московских патриотических союзов была возложена на гробницу святого праведного Иоанна Кронштадтского икона Святителей Московских. Это был сороковой день кончины основателя Иоанновского монастыря, где теперь покоятся его святые останки.

http://pravoslavie.ru/1450.html

В нояб. 1359 г. Иоанн Красный умер и его завещание вступило в силу. Оно касалось положения дел в собственно Московском княжестве. Между тем правление во Владимирском великом княжестве , к-рое с 1332 г. сохранялось в руках московских князей, находилось под контролем Орды. В 1360 г. хан Ноуруз утвердил вместо московского князя на владимирском столе нижегородско-суздальского кн. Димитрия (Фому) Константиновича . Однако вскоре в Орде разгорелась междоусобная борьба, поддерживать нового вел. князя стало некому, и этим воспользовались в Москве. Зимой 1362 г. ее правитель кн. Димитрий получил ярлык на Владимирское великое княжение от сарайского хана Амурата, и московская рать предприняла поход на Переяславль Залесский, где пребывал вел. кн. Димитрий Константинович. Среди участников похода был и 9-летний В. А. Результатом стало присоединение Владимирского вел. княжества к владениям Димитрия Иоанновича. Оно было объявлено его вотчиной, хотя соперник Москвы блгв. кн. тверской Михаил Александрович (1365-1399) этого еще долгое время не признавал. В 1363 г. В. А. принял участие в походе московских полков на Галич. Местный князь был изгнан из своих владений, а его княжество было присоединено к Москве. Кн. Владимир Андреевич просит благословение у прп. Сергия на основание Высоцкого мон-ря и строительство церкви. Миниатюра из " Жития прп. Сергия Радонежского " . Кон. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 253 об.) Кн. Владимир Андреевич просит благословение у прп. Сергия на основание Высоцкого мон-ря и строительство церкви. Миниатюра из " Жития прп. Сергия Радонежского " . Кон. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 253 об.) В. А. поддерживал своего старшего двоюродного брата в соперничестве с др. древнерус. князьями за обладание Владимирским великим княжением, в борьбе за др. княжества, а московский вел. князь давал возможность людям удельного князя расселяться на присоединенных землях. Это отразил договор между В. А. и вел. кн. Димитрием, заключенный в кон. 1364 - нач. 1365 г. Согласно его условиям, оба князя должны были быть «заодин» при решении всех внутримосковских и внешнеполитических вопросов. За В. А. сохранялись владения его отца и то, что он получил по завещанию от вел. кн. Иоанна Красного. Однако претендовать на наследие Симеона Гордого князь не мог, оно оставалось в руках у вел. кн. Димитрия. На территории присоединенного Владимирского великого княжества В. А. получил право расселять своих военных слуг, к-рые при получении кормов с населения должны были отдавать определенную часть своему князю. Впрочем, в случае войны такие слуги подпадали под юрисдикцию не только В. А., но и вел. кн. Димитрия.

http://pravenc.ru/text/159088.html

Из этого следует вывод, что стоявшая неподалеку от этого места более древняя деревянная церковь, в 1824 разобранная и перевезенная в село Маколово, была построенная первопоселенцами в первые годы существования Саранской крепости, и имела то же наименование, что и настоящий храм. Исследователь истории Саранска профессор И.Д. Воронин выдвинул версию, согласно которой на этом месте еще со времен царя Иоанна Грозного в лесу существовало русское поселение, которое называлось Ивановым или Богословским, жители которого и построили самую первую церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. До революции при Иоанно-Богословской церкви имелось 113 десятин пашенной и лесной земли. Богослужения вел один штат церковно- и священнослужителей. Рядом с храмом в собственном доме на улице, в честь храма именовавшейся 1-й Богословской, жил протоиерей Димитрий Иоаннович Охотин. Храм был закрыт для богослужения в начале 30-х годов XX века. Через несколько лет, по настоятельным просьбам верующих, его вновь открыли, но опять закрыли в феврале 1938 года из-за того что, якобы, «церковь пришла в ветхое состояние, что грозит обвалом». В 1946 году церковь была опять открыта (благодаря письму прихожан в адрес союзного правительства) отреставрирована и заново расписана. К этому времени она стала соборной, поскольку оставалась единственной действующей в Саранске. Здание поставлено на учет, как памятник архитектуры XVII века федерального значения. В этом качестве храм пребывала до освящения нового Свято-Федоровского собора. В 1991 году, с образованием Саранской и Мордовской епархии храм стал кафедрой правящего архиерея – епископа (ныне митрополита) Варсонофия. В 2002 году на территории прихода построено 2-хэтажное здание духовно-просветительского центра, на первом этаже которого находится крестильная церковь, освященная в честь Богоявления Господня 20 января 2003 года. Главный престол храма освящен во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, правый престол – в честь Благовещения Пресвятой Богородице, левый – во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца. В храме находится чтимый список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, датируемый XVI веком.

http://sobory.ru/article/?object=04452

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010