Л. 107. Роды: Фаддеа Иоанновича Плещеева, Симеона Головина, Феодора Зайцева Бердюкина, Телепневъ; скорописью вписано: род боярыни Праскови Емельяновы дочери…… Л. 108. Род Путила Михайловича. Л. 108 об. Род Ирины Иоанновны жены Басмановы. Л. 109. Род Стефана Пешкова. Род Иоанна Павловича Матюшкина. Л. 109 об. Род Афанасиа Голищева. Род села Ильинского крестьянина Иякова Стефанова сына Клочкова. Л. 110. Род Никиты Димитриевича Воробина. Род Ивана Федоровича Шеховских. Л. 111. Роды: Андреа Петровича Клешнина, Гориныхъ, Василиа Огарина, Шетневъ, Хвостов. Л. 111 об. Роды: Владимира Борзова, князя Федора Федоровича Волконскаго, Ивана Остудина. Л. 112. Род государева стряпчего Федора Васильева сына Ильича Борщова. Род христианина Михаила Павлова сына деревни Крюкова. Л. 112 об. Род столника князя Феодула Феодоровича Волконскова. Л. 113. Род Петра Воекова. Род Симеона Иоанновича Языкова. Л. 113 об. Род Василиа Языкова. Род Алексиа Федоровича Поленова. Род Наума Михайловича Плещеева. Л. 114. Род Иоанна Пантелеевича Шетнева. Л. 114 об. Род Василиа Шетнева. Род Василиа Афтономова Высоцкаго. Между строк мелким полууставом вписано: род Автономовыхъ, и Высоцких род Евдокии Афтономовы. Л. 115. Роды: Аминевъ, Смирного Побединского, Обрезковъ, Акима Зайцева. Л. 116. Род Никифора Федоровича Толстого. Л 116 об. Род Болховских. Род Феофановых и Волковых. Род Кикиных. Л. 117. Роды: Иоанна Протасова, пана Заредскаго, Богдана Снагина, Янышевъ, Сушковыхъ, Иоанна Сербина, Евлашковых. Л. 118. Роды: Селивестровых, Иоанна Осокина, Малышкиныхъ, Василиа Жидовиновых. Л. 119. Роды: Григориа Пушкина, фабрищика Ивана Сметанина. Л. 119 об. Помянник без означения родов (имена князей и княгинь). Л. 120. Род диака Евфима Родионовича Юрева. Род Луки Лукиановича Захарьина. Л. 120 об. Род степеннаго ключника Ивана Васильевича Титова. Род Палицына (скорописью). Л. 121. Роды: Никифора Нерыбина, Симеона Дюкина, Петра Тимофеева сына Чирикова. Л. 122. Род Гигориа да Василиа Махаиловых детей Волъкова. Л. 122 об. Роды: Чичаговыхъ, Ельчаниновыхъ, Симеона Турченинова.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

—259— стве вклада 651 . В 1561 году московским иконописцем Симеоном Яковлевым в Москве по заказу Ф. Сыркова была написана и доставлена в Новгород Владимирская икона, которая находилась «согласно описям Софийского собора в составе местного ряда до 1800 г.» 652 . В 1551 году дьяк Ф. Сырков вместе с другими представителями государевой администрации подчинил ведению Соловецкого игумена Филиппа владения в Выгозерском погосте 653 . О связях семьи Сырковых с Соловецкой обителью свидетельствуют вклады Дмитрия Сыркова и его сыновей Алексея и Федора 654 . В 1558 году Ф. Сырков позаботился об изготовлении для Соловков креста, украшенного драгоценными камнями, по заказу «царевичей и великих князей Иоанна Иоанновича и Феодора Иоанновича» 655 . Хотя Новгородский архиепископ Макарий, став в 1542 году Всероссийским Митрополитом, отбыл в Москву, тем не ме- —260— нее его связь с Великим Новгородом продолжалась. Его важнейшие усилия на первосвятительской кафедре – канонизация святых и собирание древнерусской книжности. Эти начинания многогранной деятельности иерарха нашли отражение и в трудах Ф. Сыркова. После того как митрополит Макарий в 1552 году, в год десятилетия своей интронизации, вложил в Успенский собор в Кремле комплект Четьих Миней, для царя стали создавать новый комплект Четьих Миней, получивших именование «царских». Местом их составления был Великий Новгород, т.е. «база исполнения – это школа, выпестованная святителем» 656 . Один из писцов этого грандиозного начинания, новгородец Мокий, оставил интересную запись в переписанной им рукописи: «...вдаша ми властеле Новагорода списати сию святую книгу, Минею май месяц, в ней же бе вписана и сиа чюдная книга святаго места Патерик Печерьскый. Того бо ради уже властеле с нужею повелеша ми писати сию Минею. Аз бо не послушах того священника Фомы. И бысть ми тогда прещение велико с яростию от Федора от Сыркова. Аз же неволею начах писати. Но Господь мене не остави: с радостию писах. Живущу же ми тогда у брата своего в дому. И бысть пожар, и негде ми писати. Аз же пришед к Федору и Фоме и ркох има: „Негде писати!“ Федор же посла мя в свое строение в манастырь к святей Богородици Владимерьскиа на Веряжю. Аз же с миром писах и дописавшю ми Патерик, и на прочая пошедъшю» 657 . Кроме Майской Минеи Мокий участвовал так же в написании Июньской и Ноябрьской Минеи 658 . В связи с созданием царских Четьих Миней, несомненно, в Новгород по-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как стены, внутри собора, сверху до низу, так и своды, равно и четыре круглые огромные столпа, их поддерживающие, покрыты сплошною живописью, по известке, расположенною горизонтальными рядами; вверху по стенам и на сводах помещены изображения святых; а по столпам видимы 11 портретов во весь рост государей, погребенных в соборе, а частью и живших прежде и после построения его, а именно: Великих Князей – Ярослава I, сына его Всеволода I, Михаила (Михалко) I Юрьевича, Св. Юрия II Всеволодовича, Константина I, Ярослава II, Юрия III Данииловича Московского; князей удельных Московских – Владимира (Димитрия), сына Всеволода III, и св. Даниила Александровича; царя Василия Иоанновича Шуйского и императора греческого Михаила Палеолога; по трем стенам собора, над рядами гробниц, в нижнем ярусе, изображены, в рост же, почти все здесь погребенные великие и удельные князья, начиная с Иоанна Калиты, и между ими св. Петр царевич Ордынский. Стены главного алтаря и южного придела также покрыты сплошь изображениями угодников Божиих, митрополитов русских и притчами. Вся стенопись собора произведена была еще в XIV веке под наблюдением архитектора Алевиза; но в ней мало уже осталось следов древности: ибо в течение того времени она была подновляема (хотя и с удержанием старого стиля) четыре раза: в 1547, после большого московского пожара, от которого собор много пострадал; в 1680–1681 годах (живописцем Дорофеем Ермолаевым); в 1772, при Екатерине II, под смотрением епископа крутицкого Самуила; и наконец, в 1826 году, по вынесении тела императора Александра, пребывавшего здесь несколько дней на пути из Таганрога в С.-Петербург: следовательно нельзя и ожидать, чтоб изображения князей, на столпах и стенах нарисованные иконным письмом, имели сходство с натурою, тем более, что живопись тогда в России еще не существовала. Напротив того при гробницах в. к. Василия, царей Феодора Иоанновича, Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича и Феодора Алексеевича, и князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, находятся написанные на деревянных досках, современные и, по видимому, весьма сходные портреты их, составляющие бесценную редкость и художественное сокровище; из них два – царей Михаила и Алексия – подвергавшиеся истреблению от сырости, в недавнем времени весьма удачно поновлены; прочие ж остались в первобытном своем виде, замечательными памятниками искусства в России XVII века, когда прежнее иконное письмо начало переходить к истинной портретной живописи. В алтаре висит поясной портрет св. Димитрия Митрополита Ростовского, писанный на холст с натуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

На оной Церкви средняя превеликая глава была позлащена червонным листовым золотом, тщанием бываго в Лавре Архимандрита Афанасия, бываго потом Епископа Ростовского, иждивением монастырским, между 1754 и 58 годов. А в 1806 году, оная средняя глава вся покрыта медью, яблоко сделано медное, и вызолочены так же, как кровля на Троицком Соборе; крест железной вновь позлащен листовым червонным золотом; подзор покрыт серебром. Прочие меньшие четыре главы в 1807 году покрыты голубой краской, украшены медными, разной величины, вызолоченными звездами; и на всех сих главах яблоки и сияния сделаны медные золоченые, кресты вновь позлащены листовым червонным золотом, а подзоры, вновь сделанные, раскрашены. Все сие устроено из Лаврской суммы. В прошлом 1781 году с Западной стороны у того Собора сделано для всхода великолепное крыльцо. При сей Успенской Церкви погребены бывшие на Престоле Российском Борис Феодорович Годунов, Супруга его Мария Григорьевна, и сын их Феодор Борисович, и дочь их Ксения. Их троих тела, по повелению царя Василия Иоанновича Шуйского, в 1606 году перенесены были из Варсонофьевского, что в Москве бываго монастыря, в Троицкий Монастырь, где погребсти их велено было честно, а дщерь их Ксения Борисовна после, а именно в 1622 году, бывши пострижена по повелению Гришки Отрепьева и наречена Ольгою, по смерти своей погребена при гробе своих родителей. Внутри же оной Церкви на западной стороне, за левым клиросом погребены: 1) Королева Марфа Володимировна, дочь князя Владимира Андреевича Старицкого, которой был сын Князя Андрея Иоанновича, брата родного Великого Князя Василия Иоановича, а дяди родного Царю Иоанну Васильевичу: она была в супружестве за Принцем Датским Магнусом, Королем Лифляндским; 2) Королевна Евдокия, дочь, того Принца Датскога Магнуса, с Марфою Владимировною. 6. Церковь Сошествия Святого Духа каменная, стоящая в длину на 7ми саженях с двумя аршинами, а в ширину на 6ти саженях. Она основана в 1559 году Мая 16 дня в неделю Пятидесятницы, повелением царя Иоанна Васильевича, во имя Святой Троицы, и на основании был сам Царь и с Царицей Анастасией и с детьми с Царевичами Иоанном и Федором и с братом своим Георгием Васильевичем, и с Царем Казанским Александром; а закладывал Гурий, владыка Рязанский, бывший прежде Игуменом в сей обители, при Игумене Иоасафе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лжедмитрий II. Гравюра. XIX в. († 11.12.1610, близ Калуги), самозванец, после смерти Лжедмитрия I (17.05.1606) выдавший себя за царевича св. Димитрия Иоанновича , сына царя Иоанна IV Васильевича (см. также ст. Смутное время ). По свидетельству Баркулабовской летописи и ряда др. источников, он был учителем в школе на территории Вост. Белоруссии (в Шклове или в окрестностях Могилёва). Был объявлен «царем Дмитрием» в июле 1607 г. В движении Л. объединились 2 силы - служилые люди окраин России (первоначально южных) и отряды вооруженной польско-литовской шляхты, оказавшиеся не у дел по окончании гражданской войны в Польско-Литовском гос-ве. Главными фигурами лагеря Л. на 1-м этапе его движения стали атаман И. М. Заруцкий и ротмистр Н. Меховецкий. Власть Л. распространилась на Северскую землю, осенью 1607 г. его войска захватили Брянск. Армия Л. постепенно пополнялась отрядами казаков, остатками сражавшейся в Туле армии И. И. Болотникова, новыми отрядами наемных войск из Речи Посполитой. Весной 1608 г. эти отряды возглавил видный представитель укр. знати кн. Р. К. Ружинский, который стал гетманом Л. В сражении под Болховом 30 апр.- 1 мая 1608 г. войска Л. разбили армию царя Василия Иоанновича Шуйского , потерявшего все запасы и артиллерию. После этого вооруженные силы Л. двинулись на Москву, к к-рой подошли в нач. лета 1608 г. Резиденцией Л. стало подмосковное с. Тушино. На р. Ходынке вблизи от Тушина 25 июня 1608 г. произошло сражение, в к-ром армия Василия Шуйского снова потерпела поражение. Теперь войска Л. прочно обосновались под Москвой и пытались блокировать столицу. Начались отъезды детей боярских из Москвы в Тушино. В июле-авг. 1608 г. на сторону Л. перешел ряд городов на северо-западе - Вел. Луки, Торопец, Белая, в сент. за ними последовал один из главных центров региона - Псков. Осенью 1608 г. в результате похода к Троице-Сергиеву мон-рю (см. Троице-Сергиева лавра ) одного из гетманов самозванца Я. П. Сапеги на сторону Л. перешли Переславский, Юрьевский, Суздальский уезды. Затем, после взятия отрядами Л. Ростова, приняло присягу население Владимира, Ярославля, Романова, Углича, Костромы, Вологды. Наконец, тогда же, осенью 1608 г., власть Л. признали Муром, Арзамас, Балахна, Гороховец, затем власть Л. распространилась на Ср. Поволжье; Н. Новгород оказался в блокаде. Достигнутые успехи лишь отчасти объяснялись хорошей боевой подготовкой наемного войска Л. Для мн. детей боярских не только окраин, но отчасти и центра России переход на сторону самозванца обещал приобретение как земельных владений, так и чинов, должностей, на к-рые они не могли рассчитывать при сохранении традиц. порядка. Отсюда массовый переход дворянства мн. регионов на сторону Л.

http://pravenc.ru/text/2463627.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Дмитрий Донской. Миниатюра из " Царского Титулярника " . 1672 год Димитрий Иоаннович, Донской ( 1350 - 1389 ), великий князь Московский (1359-89), великий князь Владимирский (1362-89), святой благоверный Память 19 мая , 9 мая (Греч. ), в Соборах Московских , Костромских , Радонежских и Тульских святых Родился 12 октября 1350 года, сын Ивана II Ивановича Красного . Отец Димитрия скончался 13 ноября 1359 г., когда княжичу было 9 лет. Реальная власть оказалась в руках советников покойного великого князя во главе с московским тысяцким В. В. Вельяминовым. Воспитание и обучение Димитрия проходило под наблюдением митр. Алексия . Великий князь Московский Положение Московского княжества было неблагоприятным. В 1360 г. в Орде Владимирское великое княжение , ярлык на которое ранее получали московский кн. Иоанн I Даниилович Калита и его сыновья, по решению хана Навруза было передано не Димитрию Иоанновичу, а суздальскому кн. Димитрию (Фоме) Константиновичу ; местным князьям были даны ярлыки на Галичское княжество ( Дмитрию Борисовичу ) и половину Ростовского княжества ( Константину Васильевичу ) - владения, которые присоединил к московским землям Иоанн Калита. Кроме того, новгородцы пригласили к себе на княжение вел. кн. Димитрия Константиновича. В начале 1359 г. в Киеве по приказу Литовского вел. кн. Ольгерда был арестован наиболее авторитетный среди советников вел. кн. Иоанна Красного митр. Алексий , объезжавший храмы Киевской митрополии; в течение почти года святитель не мог вернуться в Москву. Орда стремилась отодвинуть на задний план слишком усилившееся Московское княжество. Смуты, которые привели в нач. 1360-х годов к распаду Орды на ряд враждующих между собой политических образований, открыли для московских князей возможность возобновить борьбу за великое княжение. Вокняжение во Владимире

http://drevo-info.ru/articles/25172.html

9. Ответ на 2, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии: Дорогой Александр Николаевич! Вы относите основание Государства Русского к 1613 г.? Как оголтелые троцкисты - к 1917-му? Эльцинисты - к 1991-1993-му? " Однако, в конце концов, национальные силы одержали победу. Решение Великого Поместного и Земского собора 1613 года о призвании на царство Династии Романовых явилось эталоном соотношения легитимизма и народной монархии. " Вопреки множеству обстоятельств предшествовавшей Смуты и существовавших на момент проведения Собора политических реалий, представители народа добровольно восстановили Законную Самодержавную власть и возвели на престол Природного (т.е. прирожденного) Государя, единственного на тот момент законного преемника Дома Рюриковичей – Михаила Феодоровича Романова (77. Никаких личных заслуг у 16-летнего Михаила Романова не было. Единственным основанием его призвания на Царство явилось свойство (родство по женской линии) с Династией Рюриковичей. С точки зрения религиозно-правовых представлений того времени ближнее свойство предпочиталось дальнему кровному родству. Этот подход основывался на христианском понимании семьи как единого целого («Оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей: и будета два в плоть едину» (Быт. 2, 24)), в силу которого родственники мужа почитались родственниками жены, а родственники жены – родственниками мужа. " Поэтому первым преемником Рюриковичей стал шурин (названный брат) последнего Царя этой Династии Феодора Иоанновича Борис Годунов. Когда Династия Годуновых пала, после Смуты на Земском соборе 1613 года восторжествовал тот же принцип. Первым шурином предпоследнего Царя из Дома Рюриковичей Иоанна IV Грозного был Никита Романов. Он скончался в начале царствования Феодора Иоанновича, а его сын Феодор при Борисе Годунове был насильственно пострижен в монашество с именем Филарет. Поэтому законным наследником Рюриковичей оказался внук Никиты Романовича, сын Филарета Михаил Феодорович. " Престолонаследие по свойству за неимением близких кровных родственников в условиях отсутствия писанного закона было присуще не только России, но и некоторым другим христианским государствам. Например, на тех же правовых основаниях еще в 1066 г. унаследовал престол последний англо-саксонский Король Англии Гаральд, шурин св. Короля Эдуарда III Исповедника (и, между прочим, тесть Киевского Великого Князя Владимира II Мономаха). ) . СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/18/hr...

Произведения «парсунного письма» неоднородны по стилистическим и технико-технологическим характеристикам. П. «иконного» типа исполнены темперой на деревянной основе с ковчегом, покрытой, как и иконы, паволокой и левкасом. Эти портреты, преимущественно оплечные и оглавные, предназначались в качестве надгробных образов, с чем и связан их вневременной и внепространственный характер. Фигуры, как правило, дополнялись священными изображениями (Спас Нерукотворный). Сохранилось немного подобных произведений, они имеют небольшой размер, хотя существовали и крупноформатные П. (портрет царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича к «государевым гробам», 1678, Ф. Е. Зубов, ГИМ). П. царя Феодора Иоанновича и боярина М. В. Скопина-Шуйского (ГИМ, ГТГ), входившие в надгробные комплексы в Архангельском соборе Московского Кремля, датируются разными исследователями в пределах от нач. XVII до нач. 80-х гг. XVII в. (копии изображения царя Феодора Иоанновича - ГРМ, ГММК). Близкий по манере исполнения портрет царя Иоанна Грозного (Национальный музей Дании в Копенгагене) в наст. время считается «подстаринной» стилизацией рубежа XIX и XX вв. ( Бусева-Давыдова И. Л. Некоторые проблемы атрибуции парсуны//Русский ист. портрет. 2006. С. 38-45). К группе «иконных» П. можно отнести также неск. изображений в др. техниках (масляная живопись, аппликация), в частности парадный портрет царя Феодора Алексеевича 1686 г. (приписывается Салтанову, при участии Е. А. Елины, Смольянинова; см.: Комашко Н. И. Живописец Богдан Салтанов в контексте худож. жизни Москвы 2-й пол. XVII в.//ДРВМ. 2003. 2(12). С. 50-51), монументальный тафтяной ростовой портрет патриарха Никона ок. 1682 г. (приписывается Безмину, Салтанову или И. А. Валтырю, ГИМ). Портрет патриарха Иоакима (Савёлова), выполненный К. И. Золотарёвым в 1678 г. в смешанной технике (ТГИАМЗ), является самым ранним известным примером подписной и датированной П. (авторская подпись с датой на фоне прописана в XVIII в.). Как и портрет архиеп. Холмогорского Афанасия (Любимова) (нач. XVIII в., АМИИ), он принадлежит к более традиц. направлению, отличавшемуся относительно плоскостным решением формы и сохранением некоторых иконописных приемов. С данной традицией соотносится и большинство сохранившихся настенных изображений русских царей, князей и патриархов (росписи в кремлевском Архангельском соборе (1652-1666), Преображенском соборе Новоспасского мон-ря (1689), Троицком соборе Ипатиевского мон-ря (1684), соборе в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери московского Сретенского мон-ря (1707)), а также книжных миниатюр (царские Титулярники).

http://pravenc.ru/text/2579059.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ († 24.06.1594, Суздаль), архиеп. Суздальский и Тарусский. Происходил из светской семьи: в духовной грамоте архиерея при перечислении умерших родственников не упомянут ни один клирик или монах. Буд. архиерей принял постриг, вероятнее всего, в Евфимиевом суздальском в честь Преображения Господня монастыре . Между 23 марта 1571 и 10 авг. 1572 г. И. был поставлен архимандритом мон-ря. Настоятель Спасо-Евфимиева мон-ря участвовал в Московском Соборе, запретившем 15 янв. 1580 г. земельные вклады в мон-ри. За время управления И. обителью в нее поступило значительное число земельных вкладов (особенно много от потомков стародубских князей - Гундаревых, Ковровых, Пожарских), утвержденных за мон-рем грамотами царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1 нояб. 1576 и 8 февр. 1580 гг. Грамотой от 1 февр. 1578 г. царь пожаловал Спасо-Евфимиеву мон-рю право беспошлинного прохода монастырских судов от Суздаля до Астрахани. По челобитной И. от 20 февр. 1581 г. мон-рю была выдана жалованная грамота на рыбные ловли. И. на протяжении всей жизни делал вклады в Спасо-Евфимиев мон-рь. Будучи настоятелем, он пожертвовал обители Евангелие и серебряную чашу с кольцом, хранившиеся в мон-ре до сер. XVII в.; серебряный крест, вклад И. 1587/88 г., хранился в мон-ре до нач. XX в. К последнему периоду жизни архиерея относится вклад в мон-рь серебряных потира, 3 блюд, звездицы, лжицы с копейцом. Наиболее поздний датированный документ, в котором И. фигурирует как архимандрит,- правая грамота от 15 мая 1585 г. В акте от 25 нояб. 1585 г. И. упоминается уже в сане епископа. По-видимому, епископская хиротония И. состоялась осенью 1585 г. Ко времени управления И. Суздальской епархией относится ряд жалованных грамот царя Феодора Иоанновича . Наиболее значимые из них: на луга при р. Каменке на посаде Суздаля от 10 окт. 1587 г., на рыбные ловли в Волге и Ветлуге и на беспошлинный провоз рыбы от Суздаля до Владимира и обратно от 14 февр. 1588 г., на с. Шубино с пустошами в Московском у. и на с. Добрынское во Владимирском у. от 30 мая 1588 г. Из документов епархиального управления сохранилась явочная челобитная 1587 г. И. слуги суздальского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря Ф. Пущина на владычных крестьян в бесчестии и ложном обвинении монастырских слуг в свозе крестьян. Будучи архиереем, И. не прерывал связей со Спасо-Евфимиевым монастырем. Жалованной грамотой царя Феодора Иоанновича от марта 1587 г. на имя И. монастырю было возвращено конфискованное Иоанном IV с. Антилохово в Стародуб-Ряполовском стане Суздальского у., к-рое вскоре было передано монастырскими властями в пожизненное владение И.

http://pravenc.ru/text/578170.html

В сер. XIV - нач. XVI в. каждый князь из рода московских Рюриковичей имел свою долю доходов («жеребий») от управления городом (третная система). Согласно «Записи о душегубстве», княжеская юрисдикция по важнейшим делам в XV в. включала ближайшую округу М. Княжеские загородные селения, прежде всего к северу и западу от М., совместно управлялись потомками вел. кн. Иоанна I Данииловича Калиты через третных наместников, при этом великокняжеский наместник контролировал большую из территорий. Наместники имели свой штат слуг и приставов. С XV в. наместники фиксировали купчие на холопов. Согласно 2-й духовной грамоте блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского, в мае 1389 г. он благословил своего преемника вел. кн. Василия I Димитриевича «на старший путь в городе и в станах моего удела двою жеребьев половина» (ДДГ. С. 33. 12). В 1340-1456 гг. 3-й «жеребий» держал за собой правитель Серпуховско-Боровского княжества. По распоряжению кон. 1461 - нач. 1462 г. вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного этот «жеребий» перешел к его младшим сыновьям. При этом «численными людьми» великие и удельные князья ведали сообща. В кон. 1503 г. все 3 «жеребья» были завещаны вел. кн. Иоанном III Васильевичем своему наследнику вел. кн. Василию III Иоанновичу . В отсутствие государя М. управлял один из его братьев или сыновей. С XIV в. служилые люди интенсивно осваивали земли в бассейне р. Москвы, левобережье и отчасти правобережье Оки. Вел. кн. Владимирский Симеон Иоаннович Гордый (1340-1353), владевший значительной частью Московского княжества, присоединил к московским землям рязанские владения на правобережье Оки - по рекам Протве и Луже. Между 1353 и 1359 гг. вел. кн. Иоанн II Иоаннович Красный обменял ряд своих владений, расположенных на правом берегу р. Лопасни (Лопастны) вплоть до верховьев Дона, на «отыменные места», находившиеся на левом берегу Оки. В состав московских владений вошли Верея, Лужа и Нов. Городок «на устье» Протвы, к-рые в домонг. время входили в состав Черниговского княжества. Рубежи на зап. направлении до 1485 г. не изменились. Здесь интенсивно развивались такие торгово-ремесленные центры, как находившийся в «смесном» владении с властями Вел. Новгорода Волок Ламский и Можайск (известны в летописях соответственно с 1135 и 1276/77); в сельских поселениях в 30-х - 90-х гг. XIV в. появилось много выходцев из Смоленской земли.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010