Сашка был озадачен. Что же это за человек такой, о котором даже бабушка знает? Он выскочил за порог, нащупал в потемках книгу, оставленную на скамейке, быстро схватил ее и вернулся в дом. Проснувшись, Сашка, не вставая с кровати, взял с тумбочки книгу и открыл ее на первой странице.      «Александр Ярославович Невский, князь Новгородский, Переяславский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский…» – Сашенька, Сашенька! Ну что ж ты меня не слышишь, внучок? – почти над самым ухом неожиданно прозвучал взволнованный голос бабушки. – А? Что? – будто очнувшись, пробубнил мальчик, и, увидев рядом бабушку, отмахнулся: – Бабуль, подожди, сейчас… немного еще… Князь со шведами на Неве борется. Кажется, наши побеждают. – Ну, если побеждают, тогда ладно, – успокоенно сказала бабушка. – Только ты завтракать-то иди, а то каша стынет. – Иду, бабуль, иду… Так прошел день, закончился второй. Бабушка, завидев внука с книгой, даже замедляла шаг и старалась двигаться как можно тише, чтобы не отвлекать его от чтения. Сашку словно подменили. Нет, он не читал – он будто проживал жизнь князя. Вот он собирает свое небольшое войско и, не дожидаясь подмоги от отца, скрытно приближается к устью Ижоры, где остановились на отдых враги. Выступает против шведов на невском берегу и, разгромив их, получает прозвище «Невский». Вот он уже едет к царю азиатскому – хану Батыю – и договаривается о том, что не будут грабить татары земли Суздальские, где правят его отец, братья и он сам. И снова новгородцы с поклоном едут в Переславль-Залесский к Александру Невскому, слезно умоляя освободить их от захвативших город шведов. И везде он выходит победителем, и на всей земле не находится ни одного врага, который заставил бы подчиниться этого бесстрашного и мудрого полководца и правителя. Через три дня Сашка захлопнул книгу и закрыл глаза. Его переполняли чувства. Нужно было срочно с кем-то ими поделиться. Но с кем? Через секунду ответ пришел сам. Когда Сашка влетел в библиотеку, Никифор Петрович по-прежнему сидел за столиком над книгой, будто никуда и не уходил. Мальчик присел на рядом стоявший стул и перевел дыхание.

http://pravoslavie.ru/64009.html

По примеру Ростова тоже произошло во Владимире, Суздале, Ярославле, Переславле, Угличе и отдалённом Устюге. Александр Невский тотчас же поспешил в Орду и успел утишить гнев хана. Его вся деятельность клонилась к тому, чтобы охранить русский народ от печальных следствий, которые могла на него навести татарская месть за вспышки неповиновения. Он умел подладиться к завоевателям; ему доверяли, ради его прощали другим. Такая ловкость и уменье уживаться с завоевателями не только укрепили его власть, но вместе с тем подняли и возвысили значение старейшего князя, которое потом вело к единодержавию. Власть старейшего или великого князя усилились от подчинения Новгорода. До сох пор Новгород не признавал своими князьями таких, которые, сделавшись новгородскими князьями, могли бы княжить ещё и в другом месте. Князь должен быть выбран в Новгороде, жить в Новгороде и служить ему одному. Но с татарским завоеванием порядок и там стал изменяться. В веке Новгород сделался как бы прикованным к особе великого князя. Призвав, по обычаю, к себе в князья Дмитрия Александровича из Переяславля, Новгород должен был отказать ему и подчиниться костромскому князю Василию, которого хан признал великим: он этого требовал, а за него были татары. С этих пор новгородское княжение остаётся как бы принадлежностью великого княжения. Великий Новгород удерживает внутри себя свой старый вечевой строй, но уже не может, как прежде, безопасно выбирать князей: он должен признавать своим князем великого, и так как великий князь не может постоянно жить в Новгороде, то оставляет вместо себя наместника на Городище. С тех пор Новгород постоянно заботится сколько возможно обезопасить свою свободу от великокняжеских покушений. Отсюда ряд договоров с великими князьями: главной целью их разделить круг власти и деятельности великого князя от круга земских действий. Великий Новгород и великий князь, становятся лицом к лицу в борьбу между собою. Великий князь хочет наложить руку на новгородскую свободу; Великий Новгород хотел бы избавиться от великого князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Святополку, как киевскому князю, хотелось, подобно своим предшественникам, власти над Новгородом, и для этого желал он посадить в Новгороде своего сына, между тем там уже был князем сын Мономаха Мстислав. Владимир уступил Святополку, а вместо новгородского княжения Святополк обещал Мстиславу Владимирское. Мономах призвал Мстислава из Новгорода в Киев, но вслед за Мстиславом приехали новгородские послы и повели такую речь Святополку: " Приславшие нас велели сказать: не хотим Святополка и сына его; если у него две головы, то посылай его. Нам дал Мстислава Всеволод, мы его вскормили, а ты, Святополк, уходил от нас " . Святополк не мог их переспорить и не в состоянии был принудить новгородцев исполнить его волю. Мстислав опять вернулся в Новгород. Новгород, по своему местоположению за неприступными болотами и дремучими лесами, чувствовал свою безопасность. Туда нельзя было навести ни половцев, ни ляхов; нельзя было с иноземною помощью овладеть Новгородом. С тех пор Владимир непрерывно обращал свою деятельность на ограждение русской земли от половцев. В 1101 году Владимир поднял князей против них, но половцы, услышав о сборах русских князей, одновременно от разных орд прислали просьбу о мире. Русские согласились на мир, готовые наказать половцев за первое вероломство. В 1103 году этот мир был нарушен половцами, и Мономах побудил русских князей предпринять первый наступательный поход на половецкую землю соединенными силами. В летописи этот поход описан с большим сочувствием, и видно, что он сделал впечатление на современников. Киевский князь со своею дружиною и Владимир со своею сошлись на Долобске (на левой стороне Днепра близ Киева). Князья совещались в шатре. Святополкова дружина была против похода. Тогда раздавались такие голоса: " Теперь весна, как можно отрывать смерда от пашни; ему надобно пахать " . Но Владимир на это возразил: " Удивительно, что вы не жалеете смерда, а жалеете лошадь, на которой он пашет. Начнет смерд пахать, прибежит половчин и отымет у него лошадь, и его самого ударит стрелою, и ворвется в село, и жену и детей его возьмет в полон " .

http://sedmitza.ru/lib/text/435561/

Приведенный материал, думается, дает основание изучать историю местничества, как, впрочем, и других институтов вассалитета, начиная с древнерусских времен. Местничество – одно из проявлений иммунитета, защиты феодалом служебных прав и доходов от собратьев по классу. Нарушение вассального права в княжеской среде было чревато конфликтами. Когда черниговский Всеволод Ольгович завладел Киевской землей, он посадил сына в Турове, а сыновца – во Владимире-Волынском, а также попытался удержать за собой и землю «Вятичь», т. е. Чернигов и Новгород-Северский. Он немедленно встретил сопротивление своих братьев, которых думал наделить меньшими центрами во вновь полученных владениях: «Бысть братьи его тяжко сердце... волости бодаеть сынови, а братьи не надели ничим же». Подобное стремление сюзеренов к прямому наследованию и к единодержавию в ту пору осуждалось вассалами как самовластье. Святослав старался избежать конфликта: он «позва» своих братьев в Киев. Они съехались и расположились – Святослав, Владимир и Изяслав – в Ольжичах, а Игорь – у Городца. Снесясь между собой, князья установили, что их новый сюзерен («брат старейший») дает им лишь по «русскоземельному» городу (Берестье, Дорогичин, Черторыйск, Клеческ) в Туровской и Волынской землях, а «от отчины своея не дасть Вятичь». Взбунтовавшиеся вассалы не явились к князю на обед, велев ему передать: «Се в Киеве седиши, а мы просим оу тобе Черниговьской и Новгородской волости, а Киевское не хочем». Князь вел с ними торг, а они угрожали бунтом: «Ты нам брат старейший, аже ны не даси, а нам самем о собе поискати» 259 . Князь согласился заменить Черторыйск двумя городами – Рогачевым и Городцом. На том и сошлись: вассалы «сташа на воли его» и прибыли в Киев «вси на едино место». Впрочем, торг на этом не кончился 260 . О наследственной структуре вассалитета есть и другие вполне ясные свидетельства. Когда во Вщиже умер Святослав Владимирович, то князь Олег настаивал, чтобы Святослав Всеволодович отвел ему долю оставшегося владения: «Олег бо просяше в Правду наделенья». Но тот «не пода ему, но вда брату своему лепшюю волость, а сына посади в Вщижи». Иначе отнесся к этому делу князь Ростислав. Он «оусмотрив Правду», т. е. изучил документы и закон, убедился, что Святослав «обидить Ольга, тем же нача помагати» ему и неоднокатно писал Святославу, «веля ему оу Правду наделити» Олега 261 . Распря привела к войне, в результате которой Святослав «да Олгови 4 городы и хрест целоваста» 262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но князю Александру приходилось думать о безопасности не только западных и северных рубежей Родины. Главную опасность для Руси он видел на востоке. Он понимал, что в данный момент военной силой, которой у русских было недостаточно, одолеть пришедшее на Русь татарское иго было невозможно. Весь свой дипломатический талант он посвятил умиротворению Золотой Орды. Он все делал для того, чтобы татары не разоряли русские города и села, не уводили в плен мирное население, добился права не давать русских воинов для татарского войска. Для этого ему не раз приходилось ездить в Золотую Орду, не зная, вернется ли он оттуда живым. Так умер его отец, князь Ярослав Всеволодович, вернувший из Орды уже отравленным. С другой стороны, папская курия не оставляла попыток проникнуть на русские земли. Не добившись успеха посредством военной силы, попыталась достичь желаемого хитростью. Папа Римский Иннокентий IV прислал к князю Александру двух своих кардиналов, предложивших князю ознакомиться с католическим учением и принять католическую веру. В обмен на это князю была обещана военная помощь против татар. Латиняне этим пытались добиться одновременно двух целей: окатоличить Русь и подвигнуть русских на прямое вооруженное столкновение с татарами. Однако князь Александр понимал, что Папа хочет толкнуть Русь на войну с Золотой Ордой, чтобы, прежде всего, облегчить Ливонскому ордену захват русских земель. Он отверг предложение папских легатов, сказав им: « Все это мы хорошо знаем, а от вас учения не принимаем». И вообще, тогдашние многие русские князья хорошо представляли себе сущность экспансионистского католицизма. Часто они сразу изгоняли из русских земель папских агентов, пытавшихся вести пропаганду среди местного населения, не вступая с ними в общение. Быть Великим князем во 2-й половине XIII века было просто опасно для жизни Вообще, быть Великим князем во 2-й половине XIII века было просто опасно для жизни. Это была очень тяжелая ноша. Князь Александр нес этот свой крест достойно, укрепляемый силой Божией. По-другому бы он не выдержал. Чего только стоили происки и интриги удельных князей, зарившихся на Великое княжение. Князь понимал, что пока Русь раздроблена на княжества, от татарского ига ей не избавиться. И поэтому главной своей стратегической задачей ставил объединение русских земель вокруг одного центра. И постепенно он претворял задуманное в жизнь. Для этого ему приходилось лавировать между амбициями удельных князей и требованиями Золотой Орды. Будучи Владимиро-Новгородским князем, Александр Ярославич, ведя внешнюю политику, соответствовавшую интересам объединения Руси, сумел, опираясь на широкие слои служилых бояр и дворян, объединить в своих руках всю Северо-Восточную и Северо-Западную Русь.

http://pravoslavie.ru/135836.html

К западу от Днепра обитало племя дулебов-волынян. Летописи ни разу не упоминают о войне руссов с волынянами. Судьбу Волынской земли решила война между Русью и Польшей – новым славянским государством в Восточной Европе, которое возглавил его основатель князь Мешко I из династии Пястов. Объектом раздора стали пограничные земли так называемой Червоной Руси в районе Закарпатья. Еще в 981 году Владимир отвоевал эти старинные славянские земли с городами Червень, Перемышль и некоторыми другими. Главным опорным пунктом Руси на западных границах стал Владимир Волынский, основанный киевским князем и превращенный в сильную крепость. Подчинив, будучи новгородским князем, Полоцкое княжество на Западной Двине, Владимир получил тем самым возможность начать наступление на литовскую Пруссию. В 983 году он совершил поход против ятвягов и завоевал их земли. Наибольшую опасность для Киевской Руси представляли кочевники-печенеги, появившиеся в южнорусских степях за 100 лет до этого. В описываемое время многочисленные орды печенегов контролировали все северное побережье Черного моря. Они перерезали дорогу по Днепру, и лишь при большой вооруженной охране купеческие караваны могли плыть на юг. Мир с печенегами стоил Руси больших денег, но кочевники часто нарушали мирные соглашения, грабили города и села, продавали русских пленных на невольничьих рынках Крыма и Византии. Поэтому киевские князья постоянно должны были заботиться об обороне своих восточных границ. Князь Владимир первым в русской истории приступил к строительству системы укреплений на южных притоках Днепра – «засечной черты». Он «начал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать лучших мужей от славен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их». Это летописное сообщение помещено под 987 годом, но оно заключает в себе сведения о строительной деятельности, не прекращавшейся на протяжении нескольких десятилетий.

http://pravoslavie.ru/3487.html

Потом этот порядок решительно сделался необходимым для князей, и каждый князь, искавший для себя пособия земщины, стал созывать веча и объявлять свои желания земцам; и ежели земцы соглашались помочь князю, то тут же на вече объявляли ему о своей готовности поддерживать его, а в противном случае прямо отказывали, и князь удалялся из города. Так, в 1147 году князь Курский Мстислав Изяславич, услышавши, что Глеб Юрьевич со Святославом Ольговичем идут на Курск, немедленно созвал вече и начал на вече спрашивать земщину, – будет ли она защищать его; и Курская земщина прямо на вече отвечала: «Ежели с Ольговичами, то готовы биться за тебя даже и с детьми, а на Володимере племя на Юрьевича не можем поднять рук». И после такового ответа Мстислав с дружиною должен был оставить Курск. Или в 1154 году, когда на походе Ростислава Мстиславича (княжившего в Киеве вместе со своим дядею Вячеславом), к Чернигову пришла весть о смерти Вячеслава в Киеве, то старшие дружинники прямо сказали Ростиславу: «Твоего дядю Ростислава Бог взял, а ты еще не утвердился с людьми в Киеве; поезжай в Киев и утвердися с людьми». Таковое новое положение земщины мало-помалу воспитало в земцах убеждение, что в такой-то земщине должен княжить такой-то княжеский дом, а в такой-то – такой. Именно Полотские земцы стали признавать своими постоянными законными князьями потомков Рогнедина сына Изяслава Владимировича, земцы Галицкие – потомков Владимира Ярославича Новгородского; земщины Черниговская, Новгород Северская, Рязанская и Муромская – потомков Святослава Ярославича; Киевляне, Волынцы, Переяславцы, Смольняне и Суздальцы – потомков Владимира Мономаха . И это убеждение земщин так было сильно, что, несмотря ни на междоусобие князей, ни на их захваты той или другой чужой области, земцы постоянно держались своего княжеского дома. Князь, захвативший область, не принадлежавшую его дому, ежели и удерживался в ней на время своей жизни (что бывало, впрочем, очень редко), то никак не мог закрепить ее за своим родом: земщина, верная своим потомственным князьям, постоянно противилась этому и всегда с успехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/s...

Современный вид на крепость Везенберг (Раковор)      Новгородское вече во главе с посадником Михаилом Федоровичем призвали к себе из Переяславля князя Дмитрия Александровича с полками, также послы были посланы и к Ярославу Ярославичу, который прислал в Новгород тверские полки во главе со Святославом. Новгородцы нашли даже мастера по осадным орудиям. Приготовления новгородцев к походу достигли чрезвычайно большого размаха. В Новгороде собрались союзные князья во главе войск: Юрий Андреевич во главе новгородцев и ладожан, Довмонт-Тимофей во главе псковичей, Дмитрий Александрович с переяславцами и владимирцами, Святослав и Михаил Ярославич с тверичами и суздальцами, Константин Ростиславич (Смоленский), неизвестный князь Ярополк со своей дружиной и некоторые другие князья. 23 января 1268 г. объединенное русское войско под началом Новгорода выступило в поход. Перейдя новгородско-ливонскую границу, войско разделилось на три крупных отряда, каждый из которых должен был дойти до Раковора самостоятельно. Около реки Кеголи уже объединившимся русским войскам преградило дорогу немецкое орденское войско – «полк немецкий, словно лес, ибо собралась там вся земля Немецкая», рассказывает новгородский летописец. Раковорская битва      Битва состоялась 18 февраля 1268 г. «Бысть страшно побоище, яко не видали ни отци, ни деди». В битве погиб новгородский посадник Михаил, тысяцкий Ко(н)драт и многие знатные бояре пропали без вести. Князь Юрий отступил с поле боя. Решающую роль в битве сыграла контратака русских сил во главе с князем Дмитрием. Вот как описывает это событие Ливонская рифмованная Хроника: Король Дмитрий был героем: С пятью тысячами русских избранных Воинов предпринял он наступление, Когда другие войска его отступили. В отношении участия в битве князя Довмонта существует несколько версий. Возможно, князь Довмонт участвовал в этой атаке 5 тысяч воинов наравне с князем Дмитрием. В частности, в некоторых известных списках хроники названо имя не Дмитрия, а – «Dunctve, Tunctve» Дунктве. Вполне возможно, речь идет о Довмонте. Поэтому их имена на равных попали в хронику, но затем при переписывании текстов разделились.

http://pravoslavie.ru/113397.html

Варламова Наталья Владимировна , педагог, филолог, публицист Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 4. Кому помешали Кресты? врагам Божиим 3. Ответ на 1, Фиалка: Спасибо, что поднимаете этот вопрос. Похоже, народ щупают на вшивость - отреагирует или нет. С символа Новгородской области в октябре пропали кресты. Их держали в руках князь Владимир и Ангел. Губернатор обьяснил, что умысла злого не было, дизайнеры забыли дескать. (Так и хотелось спросить, как в школе: " А голову не забыли? " ). " Сверху теперь монумент обрамлен ветвью дерева, снизу - микросхема " , - так описывают новый символ области. То есть микросхему не забыли.. Губернатор сообщил журналистам, что " владыка считает что это заговор, а я говорю: да не может быть... " . А пропали-то кресты прямо с памятника " Тысячелетие крещения Руси " . Его жители области выбрали символом своего региона. а были ли письма в администрацию города? От населения? От Благочиния? 2. Крестопад от шарикопоклонников продолжается. Санкт-Петербургский Государственный Университет (СПБГУ) отмечает в этом году 300 лет и является единственным вузом, который пользуется правом в своей геральдике использовать дореволюционного орла. Только почему-то при обновлении брендбука университета опять куда-то потеряли православные кресты. И вообще сделали логотип СПБГУ максимально блеклым и убогим. Вот сравните, мощный цветной исторический логотип СПБГУ с крестами и брутальными орлами vs монохромная серая курица без крестов в текущем гербе. Новый брендбук кто делал, интересно? Дизайнер-дальтоник с атрофией вкуса и исторической памятью манкурта? 1. " Заговор?Да не может быть... " Спасибо, что поднимаете этот вопрос. Похоже, народ щупают на вшивость - отреагирует или нет. С символа Новгородской области в октябре пропали кресты. Их держали в руках князь Владимир и Ангел. Губернатор обьяснил, что умысла злого не было, дизайнеры забыли дескать. (Так и хотелось спросить, как в школе: " А голову не забыли? " ). " Сверху теперь монумент обрамлен ветвью дерева, снизу - микросхема " , - так описывают новый символ области. То есть микросхему не забыли..

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/19/ko...

1452 От этих слов и до слов «Володимеръ же отв ща посланнымъ ...» житие св. Владимира воспроизводит с небольшими изменениями статью 6495 (987) г. из Начальнаго свода (сохранился в Новгородской 1 летописи младшего извода) и «Повести временных лет». 1453 Эта фраза относилась в Обычном житии к походу на Корсунь. Мотивировка была заимствована из ПрЖ, где она звучала: «Сице створю, попленю грады ихъ, и обряшу учителя» (См.: Гл. 4.3). В Обычное житие св. Владимира было заимствовано окончание фразы, а здесь читается только начало. 1456 От этих слов и до слов «...учити грамоте», как и в Обычном житии Владимира, воспроизведен текст летописной статьи 6496 (988) г. 1462 Мф . 5:7. Цитата взята в житие св. Владимира из рассказа о милосердии князя из статьи 6504 (996) г. 1463 Далее в Обычном житии Владимира до конца следовал текст ПрЖ с небольшими изменениями. В 4-й редакции Распространенного вида жития от слов «Умре же на Берестов мь» до слов «яко и кормителя» помещен с небольшими сокращениями фрагмент статьи 6523 (1015) г. Начального свода и «Повести временных лет». 1464 Со слов «Оле чюдо» до «И бысть вторыи Костянтинъ в Руской земли Володимеръ» следует фрагмент из Сказания о русской грамоте, входящего в состав особой компиляции о славянской грамоте (см.: Гл. 5. 5). 1467 В Сказании о русской грамоте эта фраза звучит иначе: «Т ло же его чьстное положено бысть въ церкви святаа Багородица, юже сам созда». Окончание фразы «вложиша в гробь мраморянъ и съхраниша с плачемь благов рнаго князя» заимствовано из статьи 6523 (1015)т. Начального свода и «Повести временных лет», текст которой приводится далее, начиная со слов «Се есть новый Костянтинъ...» до слов «...юже буди улучити всмъ христьяномъ». 1471 Фраза оборвана на середине, но именно здесь оканчивается пассаж в Новгородской 1 летописи младшего извода. Текст, начиная со слов «Аще бо в невежеств етера съгр шения...», отсутствует в Лаврентьевско-Троицкой редакции «Повести временных лет», но есть в Ипатьевской редакции. Начиная со слов «Дивно есть се...», они обе совпадают, но этого отрывка нет в Новгородской летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010