Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРЕСТСКАЯ И КОБРИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор во имя прп. Симеона Столпника в Бресте. Фотография. 2001 г. Кафедральный собор во имя прп. Симеона Столпника в Бресте. Фотография. 2001 г. Белорусского Экзархата РПЦ. Территория включает в себя 8 районов Брестской обл. Белоруссии, к-рым соответствуют 8 благочиннических округов епархии: Брестский, Берёзовский, Дрогичинский, Жабинковский, Каменецкий, Кобринский, Малоритский и Пружанский. Кафедральный город - Брест. Правящий архиерей - еп. Иоанн (Хома). На 1 янв. 2003 г. в епархии существовали 163 прихода (143 храма), 3 мон-ря, численность духовенства - 162 священника и 14 диаконов. Территория Б. и К. е. до 1944 г. Появление первых каменных храмов на Брестской земле (св. Петра в Берестье (совр. Брест) и Благовещенского в Каменце) связано с деятельностью владимиро-волынского кн. Владимира Васильковича († 1288/89); по-видимому, начиная с сер. XIII в. или даже ранее данная территория являлась частью Владимиро-Волынской епархии , епископы к-рой в XV - нач. XVII в. именовались «Владимирскими и Берестейскими». В XVI в. Брест являлся центром одной из протопопий (округа) епархии с главным храмом - собором во имя свт. Николая (территория совр. Брестской крепости). В Бресте в 1590-1594 гг. проходили Соборы западнорус. епископов (см. Брестские Соборы ). БРЕСТСКАЯ И КОБРИНСКАЯ ЕПАРХИЯ БРЕСТСКАЯ И КОБРИНСКАЯ ЕПАРХИЯ После заключения в 1596 г. Брестской унии подавляющее большинство правосл. приходов и мон-рей Брестщины подчинились униатской Киевской митрополии. Активное сопротивление насаждению унии в кон. XVI - нач. XVII в. оказывали брестские братства Николаевское и Рождество-Богородицкое, стойким защитником Православия был игум. брестского Симеоновского мон-ря прмч. Афанасий (Филиппович) . В 1765 г. в составе Владимирской униатской епархии было учреждено Брестское вик-ство, в 1798 г. преобразованное в самостоятельную епархию, к-рая в 1808 г. частично, а в 1828 г. целиком вошла в состав Литовской униатской епархии. Немногочисленные существовавшие на Брестской земле правосл. приходы окормлялись в разное время епископами Луцкой , Могилёвской , Минской епархий.

http://pravenc.ru/text/153417.html

Припомним Домана северянина, родом из Путивля, отсекшего голову святому Михаилу, князю черниговскому, и несчастного Изосиму, который прежде был иноком самой нетрезвой и вообще позорной жизни, а сделавшись вероотступником, много досаждал христианам в Ярославле и убит ими 2814 . Любя веру и Церковь , предки наши, естественно, были привержены и усердны к храмам Божиим и святым обителям. Были князья, были и архипастыри и другие лица, которые в продолжение своей жизни сооружали не одну или две, а многие церкви и на собственные средства воздвигали по нескольку монастырей или не щадили для содержания и украшения их никаких жертв. Обычай постригаться в монашество, по крайней мере пред смертию, известный у нас и в прежнее время, теперь еще усилился. Редкие из князей, каковы: Владимир Василькович галицкий и Димитрий Донской, не последовали этому обычаю. А большая часть принимала пред своею кончиною не только монашество, но и схиму, Так поступили святой Александр Невский, дети его – Андрей Александрович и Даниил Александрович Московский, затем – Иоанн Данилович Калита, Симеон Иоаннович Гордый, Михаил Александрович Тверской, Александр ростовский и весьма многие другие. Так же поступили и княгини: мать святого Александра Невского – Евфросинья, жена Симеона Гордого – Анастасия, жена брата его Иоанна Иоанновича – Александра, жена Димитрия Донского – Евдокия и другие. Так же поступали почти все посадники новгородские, бояре московские и многие другие лица 2815 . Но несмотря на всеобщее, господствовавшее тогда уважение и любовь к святым храмам и обителям иноков, бывали примеры и совершенно противного, по крайней мере во дни брани и других народных бедствий. В 1393 г. новгородцы, овладев Устюгом, зажгли город и разграбили соборную церковь , похитили из нее все золото и серебро, ободрали даже иконы. А чрез несколько лет (1398) не только разграбили вновь ту же самую церковь в Устюге, но сожгли ее и взяли, как они выражались, в плен самую икону Пресвятой Богородицы чудотворную, так что владыка Новгородский справедливо заметил воеводам: “Вы обесчестили церковь Божию в Устюге” – и повелел им воздвигнуть эту церковь и возвратить чудотворную икону со всею утварью 2816 . Не лучше действовали иногда новгородцы и у себя дома. В 1299 г., когда во время страшного пожара некоторые торговцы снесли для безопасности свои товары в церкви, злые люди разграбили в церквах все снесенное, а в одной убили даже сторожа, охранявшего товар. В 1340 г. во время еще более сильного пожара также убили в церквах двух сторожей, разграбили весь товар, много сделали пакости в самом Софийском соборе. В 1418 г. во время народного волнения возмутившиеся, кроме разных неистовств в городе, разграбили монастырь святого Николая на Поле и оскорбили игумена и черноризцев, говоря: “Здесь житницы боярские”. Великий князь московский Василий Васильевич с своею многочисленною ратью (1434), опустошив страну Галичскую и взяв самый Галич, пожег святые церкви и монастыри 2817 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви Киев, 16 декабря 2007 г. 14 декабря в Синодальном Зале Киевской Митрополии под председательством Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира прошло заседание Священного Синода УПЦ. В нем приняли участие митрополиты Одесский и Измаильский Агафангел, Луганский и Алчевский Иоанникий, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, архиепископы Сумской и Ахтырский Марк, Николаевский и Вознесенский Питирим, епископ Горловский и Словянский Митрофан, управляющий делами УПЦ архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан. Заслушав информацию архиепископа Митрофана о ходе подготовки Собора УПЦ, назначенного на 22 декабря 2007 года, Священный Синод принял решение провести его в 2008 году, в рамках торжеств, посвященных 1020-летия Крещения Руси, сообщает официальный сайт УПЦ. Принято решение соединить Богословскую и Канонические комиссии в Богословско-Каноническую, которую поручено возглавить ректору КДА и С епископу Бориспольскому Антонию. Решением Священного Синода создан Церковный Суд УПЦ, его председателем назначен митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. При Священном Синоде образованы два новых отдела – «Миссия «Церковь и медицина», который возглавил епископ Васильковский Лука, и юридический отдел УПЦ под руководством В.Ф. Волынца, заслуженного юриста Украины. Принято решение разделить Херсонскую епархию на две самостоятельные – Херсонскую и Каховскую. Первой будет управлять архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн, а епископом Каховским и Бериславским благословлено быть архимандриту Иосафу (Губеню), клирику Киевской епархии. Его хиротония будет совершена в Киеве. Священный Синод принял решение назначить архимандрита Александра (Драбинко), клирика Киевской епархии, епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской Митрополии. Хиротония нового епископа будет также совершена в Киеве. Синод освободил епископа Хусткого и Виноградовского Ипполита от управления Хустской епархией и отправил на покой. Управляющим Хустской и Виноградовской епархией назначен архиепископ Сумской и Ахтырский Марк, который освобожден от управления Сумской епархией. Ему же поручено временное управление Мукачевской епархией. Епископом Сумским и Ахтырским назначен епископ Северодонецкий и Старобельский Иларий, который освобожден от управления Северодонецкой епархией. На Северодонецкую кафедру назначен епископ Мукачевский и Ужгородский Агапит, который освобожден от управления Мукачевской епархией. 16 декабря 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25213.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви 17.12.2007 14 декабря в Синодальном зале Киевской Митрополии под председательством Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира прошло заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви . В заседании Синода приняли участие митрополиты Одесский и Измаильский Агафангел, Луганский и Алчевский Иоанникий, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, архиепископы Сумской и Ахтырский Марк, Николаевский и Вознесенский Питирим, епископ Горловский и Славянский Митрофан, управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан. Заслушав информацию архиепископа Митрофана о ходе подготовки Собора Украинской Православной Церкви, первоначально назначенного на 22 декабря 2007 года, Священный Синод принял решение провести Собор в 2008 году, в рамках торжеств, посвященных 1020-летия Крещения Руси. Принято решение соединить Богословскую и Канонические комиссии Украинской Православной Церкви в Богословско-каноническую, которую поручено возглавить ректору КДАиС епископу Бориспольскому Антонию . Решением Священного Синода создан Церковный Суд Украинской Православной Церкви, его председателем назначен митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий . При Священном Синоде Украинской Православной Церкви образованы два новых отдела – «Миссия «Церковь и медицина», который возглавил епископ Васильковский Лука , и юридический отдел под руководством В.Ф. Волынца, заслуженного юриста Украины. Принято решение разделить Херсонскую епархию на две самостоятельные – Херсонскую и Каховскую . Первой будет управлять архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн, а епископом Каховским и Бериславским благословлено быть архимандриту Иоасафу (Губеню) , клирику Киевской епархии. Его хиротония будет совершена в Киеве.

http://drevo-info.ru/news/4166.html

Среди икон, обнаруженных в доме Ипатьева после убийства царской семьи, были и восемь образов святителя Иоанна Тобольского Иоанн Тобольский стал последним святым, прославленным в царствование Дома Романовых. Среди множества икон, обнаруженных в доме Ипатьева после убийства царской семьи, были и восемь образов святителя Иоанна Тобольского . В семье Максимовичей к дворянскому титулу относились с благоговением – не только как к особому статусу, выделяющему из общей среды, но как к особому служению царю и Отечеству. Многие члены этого рода выбирали военную карьеру. Были в роду и ученые. Самый выдающийся из них – Михаил Александрович Максимович (1804–1873), первый ректор Киевского императорского университета святого Владимира (сегодня это Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, научная библиотека которого носит имя Михаила Максимовича). Этот ученый-энциклопедист (а в круг его научных интересов входили история, ботаника, литература, фольклор, археология) – отпрыск второй ветви Максима Васильковского, начинающейся с его сына Василия. Помимо обширных научных занятий – в кругу ученого сословия его называли «патриархом южнорусской историографии» – он также скрупулезно изучал и свою родословную. Он указывает на то, что его род был занесен в 6-ю часть Киевского и Черниговского наместничества в 1784 году, и приводит фрагмент специальной грамоты императрицы Екатерины: «В 6-ю часть Родословной книги вносят древние благородные роды по алфавиту…», а это значит, что его род древнее, чем предполагалось. Также он находит упоминания о Максиме Васильковском как о шляхтиче короны Польской. Его дети знали польский язык в совершенстве . Михаил Александрович Максимович тоже был «арендатором Печерским», как и его предок Хотя свои таланты Михаил Александрович Максимович проявил, прежде всего, на научном поприще, православная вера много значила в его жизни. Именно ее он считал главным достоянием своих предков. Здание для университета в Киеве он арендовал в районе Печерска и в бытность свою ректором в течение двух лет сам проживал там. Так что он тоже был «арендатором Печерским», как и его предок. На открытии университета свою речь он закончил такими словами: «Святая вера да будет общим основанием всего просвещения нашего, умственного и сердечного, всей нашей жизни, частной и общественной, – “во Свете Твоем узрим свет!”». При торжественной закладке университета в фундамент были заложены плинфа из руин Десятинной церкви, записка Михаила Максимовича, три монеты, которые были тогда в обиходе: золотая, серебряная и платиновая, а также платиновая медаль, на которой был изображен с одной стороны портрет императора, а с другой – православный крест с надписью «Во свете Твоем узрим свет» в солнечных лучах.

http://pravoslavie.ru/93785.html

Иоанн Карпин, один из сих Послов, в 1246 году проезжал из Италии чрез Россию и сообщает следующие известия о тогдашнем ее состоянии и Моголах. Увидим, что Папа, думая о Татарах, не забывал и наших предков, усильно домогаясь подчинить нас Латинской Церкви. Несчастия Россиян давали ему тем более надежды успеть в сем важном деле. «В Мазовии, – пишет Карпин, – встретили мы Князя Российского Василька (брата Даниилова, ходившего тогда с мазовским Герцогом на Ятвягов), который рассказал нам весьма много любопытного о Татарах. Узнав, что не должно ехать в Орду с пустыми руками, мы купили несколько бобровых и других шкур. Конрад, Герцог Краковский, Епископ и Бароны Польские снабдили нас также всякими мехами, прося Князя Василька быть нашим покровителем. Вместе с ним приехали мы в его столицу (Владимир Волынский), где, отдохнув, желали беседовать с Российскими Епископами и предложили им письма от Папы, который убеждал их присоединиться к Латинской Церкви; но Епископы и Василько ответствовали, что они не могут ничего сказать нам без Князя Даниила, брата Василькова, бывшего тогда в Орде. После чего Василько отправил нас с вожатым в Киев, куда мы и прибыли благополучно, несмотря на глубокий снег, холод и многие опасности: ибо Литовцы беспрестанными набегами тревожат сию часть России. Жителей везде мало: они истреблены Моголами или отведены ими в плен. В Киеве наняли мы Татарских лошадей, а своих оставили: ибо они могли бы умереть с голода в дороге, где нет ни сена, ни соломы; а Татарские, разбивая копытами снег, питаются одною мерзлою травою. Первое место, в коем живут Моголы (близ Киева), называется Хановым. Они со всех сторон окружили нас, спрашивая, зачем и куда едем? Я отвечал, что мы послы отца и владыки всех Христиан, который, ничем не оскорбив Государей Татарских, с крайним изумлением сведал о разорении Венгрии и Польши, где живут его подданные, что он, желая мира, в письмах своих убеждает Ханов принять Веру Христианскую, без коей нет спасения. Моголы удовольствовались некоторыми подарками и дали нам вожатым до Орды главного их начальника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Вот как описываются эти часы: «Сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и расчитая часы ночныя и дневныя; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено». В Новгороде в 1436 году владыка Евфимий устроил у себя над палатою часы звонящие, а под 1449 годом говорится, что тот же владыка поставил часозвоню. О построении и украшении церквей в Юго-Западной Руси можем иметь понятие из рассказа волынского летописца о построении церквей в Холме Даниилом Романовичем под 1259 годом: построена была церковь св. Иоанна, красивая и великолепная; построена она была так: четверо комар, с каждого угла перевод, а стояли они на четырех головах человеческих, изваянных некоторым хитрецом; три окна украшены были стеклами римскими; при входе в алтарь стояли два столпа из цельного камня, и на них – комара; потолок был украшен звездами золотыми на лазури; внутренний помост был слит из меди и олова чистого и блестел как зеркало; двое дверей украшены камнем галицким, белым и зеленым холмским, тесаным, сработаны некоторым хитрецом Авдеем, прилепы от всех шаров – из золота, напереди их изваян св. Спас, а на полунощных – св. Иоанн, на удивление всем смотрящим; иконы, принесенные из Киева, украшены были драгоценными камнями, жемчугом и золотом; колокола привезены были также из Киева, а другие слиты на месте. Другая церковь была построена в честь св. безмездников Кузьмы и Дамиана; верх ее поддерживали четыре столпа из цельного камня истесанного. Построена была и церковь св. Богородицы, величиною и красотою не хуже первых, и украшена пречудными иконами: князь Даниил принес из Венгрии чашу, мраморную, багряную, изваянную чудесно, с змеиными головами вокруг, и поставил ее перед дверями церковными, называемыми царскими: в этой чаше святили воду на Богоявленье. Князь Владимир Василькович построил в Каменце церковь Благовещения, украсил ее иконами золотыми, сковал сосуды служебные серебряные, евангелие дал также окованное серебром, положил и крест воздвизальный.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

  ЖУРНАЛ 84 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Костромского и Галичского Алексия, председателя Синодальной богослужебной комиссии, о составлении и подготовке к изданию текста службы преподобному Симеону Псково-Печерскому. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Представленный текст службы преподобному Симеону Псково-Печерскому утвердить с учетом внесенных поправок и рекомендовать к общецерковному богослужебному употреблению. 2. Направить текст утвержденной службы в Издательство Московской Патриархии для издания.   ЖУРНАЛ 85 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о мероприятиях, состоявшихся на пересечении границ России, Украины и Беларуси в рамках ежегодного международного фестиваля «Славянское единство». Справка: 29 июня 2013 года, в дни проведения ежегодного международного фестиваля «Славянское единство», по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла была совершена Божественная литургия в месте пересечения границ России, Украины и Беларуси. Для поклонения к месту совершения литургии были доставлены святыни из приграничных епархий. Богослужение совершили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, митрополит Овручский и Коростенский Виссарион, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, митрополит Брянский и Севский Александр, митрополит Бориспольский Антоний, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий, архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан, архиепископ Белогородский Николай, епископ Могилевский и Мстиславский Софроний, епископ Гомельский и Жлобинский Стефан, епископ Макаровский Иларий, епископ Северодонецкий и Старобельский Никодим, епископ Броварской Феодосий, епископ Острогожский Андрей, епископ Конотопский и Глуховский Роман, епископ Губкинский и Грайворонский Софроний, епископ Смоленский и Вяземский Исидор, епископ Бородянский Варсонофий, епископ Васильковский Николай, епископ Клинцовский и Трубчевский Сергий, духовенство приграничных епархий России, Украины и Беларуси.

http://patriarchia.ru/db/text/3102896.ht...

725 Цит. по: Иоанн (Снычёв), архимандрит. Церковные расколы в Рус¬ской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия григорианский, ярослав¬ский, иосифлянский, викторианский и другие. Их особенности и ис¬тория. Куйбышев. 1966. Рукопись. С.5. 726 Мещерский H.A. На старости я сызнова живу: прошедшее проходит предо мною... Л. 1982. Рукопись. С.24. 727 См.: Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917–1945; Центральный государственный архив общественных организаций Украины. Ф. 263. Оп. 1. Д. 66923. 728 Амвросий (Сиверс), епископ. История и связи Катакомбной Церкви в Ленинграде и области (1922–1992 гг.).М. 1993. Рукопись. С.24. 731 Краснов-Левитин А. Лихие годы 1925–1941. Париж. 1977. С.222; Мещерский H.A. На старости я сызнова живу: прошедшее проходит предо мною.... С.102–106; Справка Управления ФСБ РФ по Ярослав¬ской области 10/320 от 21 Июня 1995 года; Справка Главного информационного центра МВД Российской Федерации 34/32127 от 6 Ноября 1994 г. 733 Амвросий (Сиверс), епископ. Истоки Катакомбной Церкви в Ленинграде и области (1922–1992 гг.). С.7. 738 Иоанн (Берестовский), епископ. Илья (Попов), игумен. Тайный схимитрополит. Жизнеописание главы Истинно-Православной Церкви схимитрополита Геннадия (1898–1987). М. 1991. С.22; Алексеев В.И, Ставру Ф.Г. Русская Православная Церковь на оккупированной немца¬ми территории//Русское Возрождение. 1981. 16. С.105; Амвросий (Сиверс), епископ. Государство и “катакомбы”. С.13–14. 741 Два портрета (по воспоминаниям В.Я. Васильковой. Катакомбы XX века). Сообщение В. Глазкова//Память. Исторический сборник. Вып. 2. Париж: Имка-Пресс. 1979. С.498. 742 Тропани Н.В. Воспоминания. Владимир. 1965. Рукопись. С.57; Анушкина Е.В. Воспоминания. Владимир. 1962. Рукопись. С.2526; Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Париж. 1979. С.355–360. 744 Российский центр хранения и изучения документов новейшей ис¬тории (PЦXIДHU). Ф. 17. Оп. 125. Д. 181. Л. 10. 745 Религиозные организации СССР в годы Великой Отечественной войны (1943–1945 гг.). Публ. М.И. Одинцова//Отечественные архивы. 1995. 3. С.62.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новосибирская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Новосибирской области [ править править код ] До революции 1917 года церковная жизнь в Новониколаевске (с 1926 г. - Новосибирск) в значительной степени была связана с православными миссионерскими традициями: в Александро-Невском храме в начале XX в. во время своих миссионерских путешествий по Сибири совершал Богослужения святитель Макарий (Невский), архиепископ Томский и Алтайский. В храмах Новониколаевска служили священники из миссионерской династии Россовых. Близость Алтайской духовной миссии оказывала благотворное влияние на развитие просветительной и благотворительной церковной деятельности в Новониколаевске. До 1924 года на территории современной Новосибирской области было 310 православных храмов и молитвенных домов. Эти приходы (кроме части Чистоозерного, Купинского, Татарского и Усть-Таркского районов) входили в Томскую епархию. В феврале 1922 года учреждено Новониколаевское викариатство Томской епархии. Епископом Новониколаевским назначен Преосвященный Софроний (Арефьев), который в конце 1922 года был арестован. Это позволило утвердиться в Новониколаевске обновленцам. Новониколаевск становится центром Сибирской обновленческой митрополии. Практически все приходы Новониколаевской губернии переходят в юрисдикцию обновленческих архиереев-раскольников. На рубеже 20-х — 30-х началось массовое закрытие и разрушение храмов. Были арестованы, расстреляны или приговорены к длительным срокам заключения несколько сот священнослужителей и мирян Новосибирской епархии: протоиерей Николай Ермолов и священник Иннокентий Кикин (канонизированы Русской Православной Церковью в 2002 г.), архиепископ Сергий (Васильков), архимандрит Сергий (Скрипальщиков), протоиереи: Василий Курков, Иоанн Боголюбов, Александр Аристов, Исидор Максимов, священники: Василий Выхованец, Петр Матузков, Николай Чемерзов, Иоанн Богатов, Владимир Тихомиров, протодиакон Григорий Солодилов и многие другие. В конце 30-х годов были закрыты все церкви на территории области, кроме единственной — Успенской кладбищенской церкви в Новосибирске. Этот маленький храм стал на короткое время кафедральным для прибывшего в Новосибирск в августе 1943 года архиепископа (впоследствии митрополита) Варфоломея. Трудами и молитвами владыки открыты многие храмы на огромной территории от Урала до Тихого океана. Населённые пункты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Новосибирская_...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010