части Владимиро-Волынского княжества, основанный В. В.), церковь в Бельске, Георгиевский храм в Любомле, Петровский храм в Берестье. Из созданных В. В. «монастырей многих» с определенностью известен только мон-рь св. Апостолов во Владимире-Волынском. Здесь на средства князя была расписана ц. вмч. Димитрия. Перечень церковных вкладов В. В. («окованных» золотом, серебром и жемчугом богослужебных книг - Евангелий, Апостолов, Прологов, Миней, Триодей, Октоихов, Ирмологиев, икон в драгоценных окладах, богослужебных сосудов, облачений и всевозможного шитья) занимает в летописи неск. листов. Многочисленные богатые вклады делались князем и в храмы за пределами собственного княжества: в кафедральные соборы Перемышльской, Луцкой, Черниговской епархий. При этом ряд книг был переписан В. В. собственноручно: в «манастырь в свои Апостолы» В. В. «сам списа» Евангелие-апракос и Апостол, еще одно Евангелие-апракос он переписал для перемышльского собора и т. п. Эти сведения посмертного летописного панегирика подтверждаются и др. свидетельствами. В правление В. В. и при его непосредственном участии был создан и получил распространение в западнорус. областях Волынский извод Кормчей книги рус. редакции, к-рый отличается от севернорус. изводов не только исключением нек-рых специфических текстов (напр., Кирика Вопрошания ), но и добавлением других - анонимных правил монастырского общежития, что, вероятно, связано с интересом к этой теме В. В. как устроителя мон-рей. В списках Волынского извода сохранилась запись, сообщающая о списании «сего Номоканона боголюбивым князем Владимиром, сыном Васильковым» в 1286/87 мартовском году. Активная деятельность В. В. по укреплению церкви развивалась в том же направлении, что и деятельность в 60-х - нач. 80-х гг. XIII в. Киевского митр. Кирилла II и имела большое значение для восстановления церковной жизни на юго-западе Руси после монг. нашествия, в сложных условиях складывания новой политической системы сюзеренитета Золотой Орды над рус. землями. Атмосфера покровительства церковной книжности царила, по-видимому, и в окружении В.

http://pravenc.ru/text/159128.html

В праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим Блаженнейший митрополит Владимир совершил богослужения в киевских храмах 9 апреля 2012 г. 13:24 7 апреля 2012 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении архиепископа Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра  и киевского духовенства совершил Божественную литургию в Никольском храме Покровского женского монастыря г. Киева. За Литургией Блаженнейший владыка удостоил ряд клириков Киевской епархии богослужебных наград. Права ношения второго наперсного креста были удостоены: благочинные Вышгородского и Киево-Святошинского округов г. Киева протоиерей Димитрий Денисенко и протоиерей Василий Русинка, настоятель Покровского храма на Приорке протоиерей Борис Удовенко. Благочинный Киевской епархии по делам монастырей игумен Иларион ( Каменский) был возведен в сан архимандрита. В слове после богослужения Блаженнейший владыка, в частности, сказал: «Божия Матерь первая ходатайствует о нас, молится о нас. Я всегда знал, что молитвы имеют огромное значение, но то, что случилось со мной, еще раз убедило, что молитва есть величайший дар Божий. Я благодарю вас за ваши молитвы, которые вы возносили во время моей болезни. Пусть милосердный Господь воздаст вам Своими милостью и щедротами и пошлет каждому мир, здоровье и спасение». В канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы 6 апреля Блаженнейший митрополит Владимир совершил всенощное бдение в трапезном храме во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских в Киево-Печерской лавре. 8 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил Божественную литургию в киевском Спасо-Преображенском храме на Теремках. Его Блаженству сослужили архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр и епископ Васильковский Пантелеимон . За богослужением Блаженнейший владыка удостоил ряд клириков храма богослужебными наградами. В частности, протоиерей Андрей Дудченко был награжден правом ношения креста с украшениями, протодиаконы Ростислав Воробей и Иоанн Гичун — правом ношения камилавки.  Блаженнейший митрополит Владимир наградил благотворителя храма Романа Шведа орденом святителя Николая Чудотворца и поздравил верующих с праздником Входа Господня в Иерусалим. По материалам официального сайта УПЦ Патриархия .ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2149955.ht...

Следовательно, службу Ольге Кирилл написал во всяком случае до 1169 г. В сборнике Матвея Кусова 1414 г. (Мусин-Пушкинский) сохранился более древний вариант: даны две стихиры, три тропаря, в каноне свв. Кирику и Улите после 6-й песни помещены кондак и икос св. Владимиру. 930 Все они не совпадают со службой по спискам XIV в. Первая стихира («Прид те, стец мъ ся вьси»), которая помещена и в Волоколамском стихираре, возможно, относится к XI в. Св. Владимир восхваляется вместе со своими «честными летораслями Романом и Давидом». Гимнограф обращается к присутствующим: «Т мь же и мы св тьлои нын п сньми память ихъ в рьно чьтуще, любовию празднуемы да молять ся за ны...». Так как здесь нет двойственного числа, то автор явно взывает ко всем троим, и текст мог быть составлен сразу после прославления свв. Бориса и Глеба. Первый тропарь из сборника («Уподобивыи ся купьцу») приписывался к службе 1-й редакции по спискам XV-XVI вв. Обе стихиры вошли во 2-ю редакцию службы. Б. М. Клосс сообщил, что он обнаружил рукопись службы св. Владимиру XII в., но текст пока не опубликован. Исследователь не указал, к какой редакции он относится. Разнообразие службы уже в XIV в. противоречит представлению о поздней канонизации св. Владимира. Его культ прошел довольно сложный путь от почитания святым при его сыне Ярославе до полного к нему равнодушия в конце XI в. В середине – конце XII в. намечается явный подъем интереса к памяти и деяниям св. крестителя Руси. Тогда в Прологе появляется его житие. В течение всего XIII в., несмотря на общее тяжелое положение и татаро-монгольское завоевание, поклонение св. Владимиру все больше расширяется географически. Цикл посвященных ему произведений пополняется, видимо, новыми гимнографическими памятниками. Говоря об отсутствии устоявшегося почитания Владимира святым в XIII в., В. Водов указывает, что волынский князь Владимир Василькович (1240–1288) носил крестильное имя Иоанн. Оно указано в записи о его смерти в Галицко-Волынской (Ипатьевской) летописи. Это тем более важно, что в похвале ему использована похвала Владимиру из «Слова» Илариона. Только под 1254 г. в воспоминании о походах Владимира на западных славян он назван святым в Галицко-Волынской летописи. В житии св. Александра Невского помощь ему в Невской битве 15 июля 1240 г. оказывают свв. Борис и Глеб, а не Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гнушаясь делом столь жестоким, великий князь отвечал их Послам в Киеве, что он никогда на то не согласится. Иоанн же, бесчеловечно гонимый, хотел мстить Ярославу Владимирковичу: ограбил несколько богатых судов на Дунае, нанял 6000 Половцев и вступил в Галицию; но скоро был оставлен сими хищниками, ибо не дозволял им опустошать земли и щадил доброхотствующих ему жителей. Сведав, что Ярослав вооружается, Великий Князь предложил Святославу Ольговичу тесный союз и два города, Мозырь и Чечерск. Тут Святослав оказал бескорыстие великодушное. «Признаюсь, – говорил он, – что я досадовал, когда ты не отдал мне всей области Черниговской; но сердце мое ненавидит злобу между родными. Если враги несправедливые угрожают тебе войною, то они будут и моими врагами. Сохрани меня Бог от мздоимства в таком случае: не хочу никаких городов и вооружаюсь». Пировав три дня, они дали знать Князю Галицкому, что готовы соединенными силами отразить его нападение. Ярослав успокоился; но Великий Князь вздумал сам объявить ему войну за Иоанна Берладника: ибо многие Галичане звали сего Воеводу в землю свою, уверяя, что народ толпами устремится под его знамена и что сын Владимирков не любим гражданами. Святослав Ольгович не хотел идти; удерживал Великого Князя; представлял ему, что Иоанн не сын, не брат их; но пылкий Изяслав с угрозами ответствовал в Василькове Послу Черниговскому: «Скажи брату, что он, по возвращении моем из Галича, волею и неволею может отправиться назад в Новгород Северский!» Добродушный Святослав с горестию видел несправедливость своего родственника, желая ему добра и мира Государству. «Богу открыто смирение души моей, – сказал он Вельможам: – я не искал управы мечом, когда Изяслав, вместо целой области Черниговской, дал мне только семь городов, опустошенных Половцами и населенных псарями. Он еще не доволен, и за миролюбивый, благоразумный совет грозится, вопреки святой клятве, выгнать меня из Чернигова! Но Провидение карает вероломных». Оно в самом деле наказало брата его. Галицкий, соединясь с Волынскими Князьями, Изяславичами и дядею их, Владимиром Андреевичем, предупредил Великого Князя и занял Белгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Архив Пн Годовщину интронизации Предстоятеля Украинской Православной Церкви молитвенно отпраздновали в Киево-Печерской лавре 17 августа 2015 г. 15:26 17 августа 2015 года, в годовщину интронизации Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия , в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской лавры была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил Блаженнейший митрополит Онуфрий. Его Блаженству сослужили: митрополиты Хустский и Виноградовский Марк, Донецкий и Мариупольский Иларион, Каменец-Подольский и Городокский Феодор, Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, Луганский и Алчевский Митрофан, председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ, Тернопольский и Кременецкий Сергий, Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, Черкасский и Каневский Софроний, Николаевский и Очаковский Питирим, Белоцерковский и Богуславский Августин, Винницкий и Барский Симеон, Криворожский и Никопольский Ефрем, Херсонский и Таврический Иоанн, Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, Харьковский и Богодуховский Онуфрий, Святогорский Арсений, наместник Свято-Успенской Святогорской лавры, Горловский и Славянский Митрофан, Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр; архиепископы Белогородский Николай, Уманский и Звенигородский Пантелеимон, Запорожский и Мелитопольский Лука, Житомирский и Новоград-Волынский Никодим, Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, Яготинский Серафим, Сумской и Ахтырский Евлогий, Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф, Макаровский Иларий, Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон, Городницкий Александр, Роменский и Бурынский Иосиф, Днепродзержинский и Царичанский Владимир, Северодонецкий и Старобельский Никодим; епископы Угольский Антоний, Джанкойский и Раздольненский Алипий, Львовский и Галицкий Филарет, Боярский Феодосий, Кременчугский и Лубенский Николай, Обуховский Иона, Банченский Лонгин, Конотопский и Глуховский Роман, Ирпенский Климент, Бородянский Варсонофий, Фастовский Дамиан, Вознесенский и Первомайский Алексий, Александрийский и Светловодский Боголеп, Васильковский Николай, Хотинский Евсевий, Ивано-Франковский и Коломыйский Тихон, Золотоношский Иоанн, Шумский Нафанаил, а также многочисленное духовенство из разных регионов Украины.

http://patriarchia.ru/db/text/4198506.ht...

Архив Пн Состоялась хиротония архимандрита Иосифа (Масленникова) во епископа Вольнянского, викария Запорожской епархии 18 ноября 2008 г. 21:55 В понедельник 17 ноября в Синодальном зале резиденции предстоятеля Украинской Православной Церкви в Киево-Печерской лавре состоялось наречение архимандрита Иосифа (Масленникова) во епископа Вольнянского, викария Запорожской епархии . Чин наречения совершил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана и епископов: Бердянского и Приморского Елисея , Шепетовского и Славутского Владимира , Переяслав-Хмельницкого Александра и Васильковского Пантелеимона . Традиционно в конце богослужения ставленник провозгласил слово при наречении во епископа. 18 ноября в Трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской лавры была совершена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Ему сослужили: архиепископы Белгородский и Старооскольский Иоанн , Белоцерковский и Богуславский Митрофан; епископы Бердянский и Приморский Елисей, Шепетовский и Славутский Владимир, Переяслав-Хмельницкий Александр и Васильковский Пантелеимон. Перед началом богослужения состоялся чин исповедания веры, за которым ставленник во епископа произнес присягу перед духовенством и народом и прочитал три Символа веры: Никео-Цареградский, Александрийский и Афанасиевский, чем удостоверил свою верность православному вероучению. За малым входом архимандрит Иосиф был рукоположен во епископа Вольнянского. По завершении евхаристического канона епископ Иосиф совершил свою первую хиротонию рукоположил студента I курса Киевской духовной академии диакона Ивана Гигу в сан пресвитера. После Божественной литургии митрополит Владимир обратился к новопоставленному епископу с традиционным словом на вручение жезла, после чего владыка Иосиф принял из рук Блаженнейшего митрополита Владимира жезл символ епископской власти и преподал богомольцам свое первое архипастырское благословение.

http://patriarchia.ru/db/text/490737.htm...

В благодарность богам за победу, одержанную над ятвягами (983 г.), решено было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из христианской семьи. Его отец обличил ничтожество языческих богов, и разъяренная толпа язычников убила их обоих. Но верно сказано: кровь мучеников — семя христиан. Погибли на Руси двое христиан — Феодор и Иоанн, а вскоре обратились ко Христу вместе с князем Владимиром тысячи. Митрополит Киевский Иларион, монах Иаков и летописец преподобный Нестор (XI в.) назвали причины личного обращения князя Владимира к христианской вере, согласно указав на действие призывающей благодати Божией. В «Слове о Законе и Благодати» святитель Иларион, Митрополит Киевский, пишет о князе Владимире: «Пришло на него посещение Вышняго, призрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно он всегда слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле греческой... Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем быть христианином и обратить всю Землю в христианство» (31). Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианином князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Илариона, обладал «добрым смыслом и острым умом» и имел возможность ознакомиться с христианской верой у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке. Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял Крещение в 988 г. в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму, около нынешнего Севастополя); по второй версии князь Владимир крестился в 987 г. в Киеве, а по третьей — в 987 г. в Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболее достоверной, видимо, следует признать вторую, так как монах Иаков и преподобный Нестор согласно указывают на 987 г.; монах Иаков говорит, что князь Владимир после Крещения жил 28 лет (1015—28=987), а также что на третий год по Крещении (т. е. в 989 г.) совершил поход на Корсунь и взял его; летописец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 г. от Рождества Христова (6695—5508=987).

http://sedmitza.ru/lib/text/436354/

Томск. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью До 1845 г. как такового, кафедрального храма в Томске не было. Его функции исполняла Богоявленская церковь. Епископ Томский Афанасий (Соколов) выступил инициатором строительства соборного храма. 3 июня 1845 г. состоялась торжественная закладка собора и строительство началось. 26 июля 1850 г., когда здание вчерне было почти готово, главный купол собора, а с ним вместе 4 арки обрушились. Работы возобновились только в 1858 г., но за истощением средств, в 1861 г. снова были прекращены. Вновь строительные работы возобновились в 1885 г. Строительство собора было закончено по первоначальному плану в 1900 г. В том же году состоялось торжественное освящение кафедрального собора. Храм поражал своим величием. Был выстроен из камня, с каменным подвальным этажом, куполом и четырьмя башнями-колокольнями, главы и кресты купола и башен вызолочены. Своими формами храм напоминал Введенскую церковь, лейб-гвардии Семеновского полка в Санкт-Петербурге, построенную по проекту К.А.Тона. Троицкий собор имел три придела. Главный был освящен в честь Святой Троицы, а боковые – во имя свт. Николая и св. благоверного князя Александра Невского.  Приписными к собору числились следующие церкви: 1) Кладбищенская в Томске в честь Вознесения Господня, построена в 1810, каменная. 2) На заимке Пудовиковых в 3 в. от Томска, деревянная, во имя Св. Архидиакона Стефана, построена в 1856. 3) Часовня в Томске у дальнего ключа. После 1917 г. все эти храмы были разрушены.  В 1914 г. Святейшим Синодом был утвержден штат для Троицкого собора: кафедральный протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона и 2 псаломщика. Известно, что в 1914 г. в храме служили: протоиерей Петр Андреевич Мстиславский, протоиерей Иоанн Алексеевич Беневоленский - ключарь собора, протоиерей Ксенофонт Яковлевич Васильков, священник Константин Владимирович Лебедев, священник Николай Ильич Благовестов, протодиакон Симеон Иванович Александров, протодиакон Андрей Николаевич Буторин, диакон Тимофей Яковлевич Астафьев, диакон Александр Алексеевич Владимиров, псаломщик Николай Евграфович Хрущев, псаломщик Павел Петрович Красивский.

http://sobory.ru/article/?object=23535

Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) о лояльности к советской власти, к-рую в числе членов Временного Патриаршего Свящ. Синода подписали митр. Арсений (Стадницкий) и архиеп. Алексий (Симанский), противники «Декларации» объявили о выходе из подчинения митр. Сергию (см. ст. Иосифлянство ). Митр. Иосиф (Петровых), ставший лидером оппозиции митр. Сергию, с 29 дек. 1926 по сент. 1927 г. находился в ссылке в официально закрытом Моденском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре . На территории Н. и С. е. иосифлянскими приходами управлял еп. бывш. Гдовский Димитрий (Любимов) . По его поручению новгородских иосифлян курировал прот. Димитрий Кратиров. Маловишерский еп. Кирилл (Васильев) после издания «Декларации» прекратил поминовение за богослужением митр. Сергия (см. ст. «Непоминающие» ), в июле 1928 г. в Ленинграде иосифлянским еп. Стефаном (Бехом) был пострижен в схиму с именем Макарий, после чего ушел на покой и поселился в Макариевой пуст. Он продолжал тайно окормлять общины «непоминающих», часть к-рых в 1928 г. без его согласия перешла под управление еп. Димитрия (Любимова). В кон. авг. 1928 г. схиеп. Макарий (Васильев), еп. Стефан (Бех) и иосифлянский еп. Василий (Докторов) совершили тайную хиротонию Модеста (Василькова) в иосифлянского епископа Вытегорского. Тайные богослужения иосифлян проводились в пос. Чудове (с 1937 город), в М. Вишере, в детской колонии им. Ушинского на ст. Оксочи (ныне деревня Маловишерского р-на). В кон. 1929 - нач. 1930 г. по групповому делу еп. Димитрия (Любимова) и др. иосифлян в Н. и С. е. были арестованы архим. Сергий (Андреев), иеромонахи Николай (Степанов), Варсонофий (Кузьмин), монахи Серафим (Суздальцев), Макарий (Клишин), Владимир (Кожанов), иеродиак. Иоанн (Семёнов) и 5 мирян. 3 авг. 1930 г. они были приговорены к 5-10 годам заключения в лагерях. 17 февр. 1932 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности вся братия Макариевой пуст. (ок. 40 чел.) была арестована. 22 марта 1932 г. Коллегия ОГПУ приговорила насельников закрытой обители к различным срокам лишения свободы; схиеп.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Думаю, что ярлык Менгу-Темира уводит нас, с одной стороны, в прошлое, к Чингиз-хану, показывая принципиальную установку его по поводу религий. С другой стороны, ярлык показывает, насколько христианское влияние на Орду увеличилось со времен Менгу-Темира. Полагаю, это можно объяснить влиянием православных деятелей в Орде, в том числе и князя Федора. Епископ Ростовский Кирилл II (1231–1262) не раз ходил в Орду, беседовал с ханом Берке, хлопотал за свою епархию. Сохранились сведения21 о беседе епископа Кирилла с Берке в 1253 году. Епископ был принят ханом ласково, задушевно и красноречиво рассказывал ему о крещении Руси св. Владимиром, об обращении ростовских язычников св. Леонтием, о бывающих от гробницы его чудесах. Сам Берке слушал беседу епископа с интересом, но без намерения применить ее к себе. Уже с 1240 года он был официально известен как мусульманин. Но рядом с ханом Берке сидел его юный племянник, сын его умершего брата. Юноша, видимо, был еще воспитан в монгольской вере. Жизнеописание его повествует, что речь епископа глубоко затронула его, что он “в уединенных прогулках стал размышлять о суете язычества, поклонения солнцу, месяцу, звездам, огню”. Вскоре епископ Кирилл снова прибыл в Сарай по вызову хана Берке. Хан просил его помолиться о здоровье своего заболевшего сына. Епископ исполнил просьбу хана, и сын хана выздоровел. После этого племянник хана покинул Сарай, пришел в Ростов, где принял крещение под именем Петр. Это – канонизированный святой Петр царевич Ордынский. Из жития нам известно, что Петр в Ростове женился на дочери своего соотечественника, татарского вельможи, проживавшего в Ростове, и стал родоначальником рода крещеных татар. Рукопись XVI века10 рассказывает, что мать Петра пыталась удержать его в Орде и для этого показывала “имения многа”. Но Петр, роздав милостыню и пожертвовав большие деньги ростовской церкви, все же покинул Орду. В Ростове он за баснословную цену (воз серебряных и золотых монет) купил участок земли у князя Бориса Васильковича.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010