Будем же жить так, чтобы по смерти своей иметь право присоединиться к сонму одетых в белые одежды, омытых Кровью Агнца. И с пальмовыми ветвями в руках вечно славить единого в Троице Бога и возносить Ему несмолкающую хвалу и благодарение. Аминь. 1956 г. Слово в неделю Всех Святых, в земле Российской просиявших В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его ( Ин. 1:4–5 ), – так говорит апостол Иоанн Богослов о Слове Божием, Господе Иисусе Христе. Много тьмы в жизни человечества, много было ее и в древней Руси. Но от света Христова зажглись миллионы русских сердец, о которых говорит св. Иоанн, благовествуя дальше о Боге Слове: Пришел к Своим, и Свои Его не приняли, а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими, которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин. 1:11–13 ). Это те, которых Сам Господь Иисус Христос назвал светом миру. Это те, которым Он заповедал: Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф. 5:16 ). Это те, о которых сказал апостол Петр: Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет ( 1Пет. 2:9 ). Как видим мы на небе большие и малые скопления звезд, так просияли и доныне сияют великие носители света Христова, во множестве прославившие Бога в подземельях Киево-Печерской Лавры, в Троице-Сергиевой Лавре, в Лавре Почаевской, на далеких Соловецких островах Белого моря. Кроме созвездий, мы видим на небе и отдельные яркие звезды. Подобно им на Руси просияли великие святые: равноапостольный великий князь Владимир и равноапостольная великая княгиня Ольга, просветившие Русь светом Христовым; великие святители и чудотворцы Московские – Петр, Алексий, Иона, Филипп и Гермоген. Божественным светом ослепительно сияют величайшие преподобные – Антоний и Феодосий Печерские , Сергий Радонежский и Серафим Саровский .

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Закрыть Задачи духовного строительства на современном этапе Доклад на VI Cbяmo-Фeoфahobckux чтениях в городе Соликамск Олег Сыромятников   11:56 21.11.2022 1267 Время на чтение 14 минут Фото: предоставлено автором Первая и главная задача, стоящая сегодня перед нами, – понять происходящее, увидеть его главные духовные причины. Сущность того, что происходит сегодня в мире, можно выразить одним словом – война. Эта война началась не 24 февраля 2022 года и даже не в 2014 году, а тогда, когда великий и могучий ангел сказал « в сердце своем: " взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему " » (Ис. 14:13-14). Непомерная гордыня полностью изгнала из его души любовь, и он был «низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:15). Но и там Денница постоянно и непрерывно чувствовал на себе любовь Бога, и это стало для него источником тяжких страданий, потому что он не мог ответить на неё. Видя причину своих страданий не в себе, а в Боге, падший ангел начал бороться с Ним. С тех пор между землей и небом идет война (Цой), но поскольку тварь не может повредить Творцу, то всю свою злобу и ненависть дьявол обращает на творение и прежде всего, на его лучшую часть – человека. РПЦ однозначно выразила свое отношение к войне в документе, принятом в 2000 году на Архиерейском Соборе. В нём говорится, что « земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани», причина которой – греховное злоупотребление богоданной свободой, " ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления " (Мф. 15:19)». По этой причине войны были и будут всегда, до скончания рода человеческого. Россия вела войны на протяжении всей свой истории. В языческий период это нередко были агрессивные, разбойничьи войны, но после принятия христианства их характер принципиально изменился. Русь стремилась исполнить закон Христов и жить в мире со всеми соседями. Но не все соседи этого хотели: с востока нападали кочевники, а с запада шли посланцы Рима с предложением добровольно принять власть папы. Князь Владимир отверг их притязания ещё будучи язычником, но Рим не отказался от своих намерений и стал ждать удобного момента. Он наступил в начале XIII века, когда на Русь вторглись орды Батыя.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/21/zadach...

Как пожелали зла, так и сотворили. В ту же ночь приставили от семи князей семь сторожей, и иных немало, и положили перед блаженным множество уз железных, собираясь заковать ноги его. Взяли, , из одежды его, поделили и в ту ночь почти не облегчили его от уз железных, так связанным и пробыл он всю ночь. В ту же ночь прогнали от него всю его дружину, избивая сильно, и отца его духовного игумена Александра; и остался один он в руках их, и говорил про себя: «Удалили от меня дружину мою и ближних моих от страстей ». Наутро же в воскресенье по повелению беззаконных возложили великую колоду из тяжелого дерева на шею святого, показывая, что предстоит ему принять позорное мучение, и приняв его, благодарил он Господа Бога с радостью и со слезами, говоря: «Слава тебе, Владыка человеколюбче, что сподобил меня принять начало мучения моего, сподоби меня принять и окончить подвиг свой, да не прельстят меня слова лукавых, да не устрашат меня угрозы нечестивых». И повелели беззаконные вести святого вслед за царем, ибо отправился царь на охоту. Премудрый же благоверный великий князь Михаиле, как привык смолоду, никогда не изменял правила своего, – в ночи пел псалмы Давидовы. И как отправился из Владимира, с того дня от воскресенья до воскресенья постился, причащаясь телу и крови Господней; а с тех пор, как был схвачен, еще больше, беспрестанно, все ночи не давал сна своим очам, чтоб не уснул, не задремал хранящий его ангел, но вновь и вновь славил Бога, со многими слезами и с глубоким воздыханием исповедаясь ему, говорил: «Господи, услышь молитву мою, и вопль мой да придет к тебе, не отврати лица твоего от меня, Владыка. В день скорби моей приклони ко мне ухо твое; в час, когда воззову к тебе, Господи, скоро услышь меня, ибо исчезли, как дым, дни мои...» И далее: «Спаси меня, Боже, ибо дошли воды до души моей, ибо я пришел сюда, как в глубину морскую, как будто буря потопила меня. Ненавидящих меня без ума стало больше, чем волос на главе моей. Прежде хлеб мой ели и любовь мою видели, а ныне укрепились на меня враги мои, преследующие меня неправедно».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На вершине святости человек сам «становится как бы светом» 20 . Так, преподобный Серафим Саровский облечен солнцем и сияет, он – живая икона Бога–Света. Святой Григорий Нисский описывает, как душа, восходя на высоты, слышит: «Ты стала прекрасной, приближаясь к Моему свету». Человек устремляется ввысь, он, если можно так сказать, «выпадает ввысь» и достигает уровня божественной красоты. Быть в свете – значит быть в светоносном общении, которое делает явными образы существ и предметов, постигает их logoi, содержимые в Божественном замысле, и так приобщает их к полноте совершенства, то есть к заложенной в них Богом красоте. Апокалипсис – это завершение, он же и начало всего. Свет первого дня есть и объект, и способ видения. Как и первичное время Творения, «весь будущий век – это один день, великий День», – говорит святой Григорий Нисский . Действительно, ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их ( Откр.22:5 ). Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.22:13 ). Круг Откровения замыкается на различии и, в то же время, на совершенном тождестве всех своих элементов. Первые слова Библии «Да будет свет» являются также и последними: «Да будет Красота!». Человек неизбежно весь становится живым славословием: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Одно просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню ( Пс.26:4 ). Святой Василий добавляет: «Праведные молились о том, чтобы созерцание красоты Божественной простиралось во всю вечность…» Глава 2. Святоотеческое богословие красоты Как повествует предание о «выборе веры», киевский князь Владимир направил послов к мусульманам, иудеям, латинянам и грекам с поручением найти наилучшую религию. Сообщение, которое принесли ему из Константинополя, побудило его принять христианство византийского обряда. Послы говорили: «Мы не знали, на небе мы или на земле, ибо на земле нельзя найти подобной красоты». Они имели в виду не только эстетическое впечатление: «Не знаем, что и сказать, но мы твердо уверены в одном: Сам Бог живет здесь с людьми…» Так прекрасно присутствие Божие среди людей, оно захватывает и восхищает душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Нестора, инока обители монастыря Печерского, сказание о том,...    Во время княжения самодержца Русской земли, благоверного великого князя Владимира Святославича, соблаговолил Бог, чтобы появился просветитель Русской земли и наставник иноков, о котором и будет это сказание.    Жил в городе Любече некий благочестивый муж, в которого смолоду вселился страх Божий, и захотел он стать иноком. Человеколюбивый же Господь вложил в его душу желание идти в страну Греческую и там постричься в монахи. Немедля устремился он в путь, странствуя за странствовавшего и трудившегося ради нашего спасения Господа, и достиг Царьграда. И пришел он на Святую Гору, и обошел афонские святые монастыри, и, увидев эти монастыри на Святой Горе и жизнь монахов, превосходящую человеческие возможности, — оставаясь во плоти, они подражали ангельскому житию, — еще сильнее воспылал он любовью ко Христу и захотел повторить подвиги этих монахов. Пришел он в один из тамошних монастырей и умолил игумена, чтобы тот возложил на него ангельский образ иноческого чина. Игумен же, прозрев, что он свершит великие добрые дела, послушал его, постриг под именем Антония, наставив и обучив иноческому житию. Антоний же, угождая во всем Богу, в остальном подвизался в покорности и послушании, так что все радовались за него. И сказал ему однажды игумен: «Антоний, иди снова на Русь, да будешь там и другим примером их успеха и утверждения в вере, и будет с тобой благословение Святой Горы».    Антоний же пришел в город Киев и стал думать, где бы ему жить. Походил он по монастырям и не пожелал ни в одном из них поселиться: потому что Бог не хотел. И стал он ходить по лесам, и по горам, и по разным местам, и, придя в Берестово, нашел пещеру, которую когда-то выкопали варяги, и поселился в ней, и жил в ней в великом воздержании. Через некоторое время после этого умер великий князь Владимир, и захватил власть безбожный и окаянный Святополк, и, сев в Киеве, стал избивать братьев своих, и убил святых Бориса и Глеба. Антоний же, увидев такое кровопролитие, содеянное окаянным Святополком, снова удалился на Святую Гору.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Но мы, конечно, должны учитывать и некоторую неподготовленность народа нашего, и об этих острых вопросах говорить, как правило, очень осторожно. И когда видим сопротивление, посоветовать – прочтите Писание, подумайте. Конечно, будут всякие идти в наш адрес обвинения – продали Россию и пр. К этому надо отнестись спокойно, просто как к предрассудкам: понимать, что отношение к народу Божию – это не просто вопрос вкусов, симпатий, антипатий, а вопрос судьбы нашего собственного народа. Вот Германия, которая начала свою новейшую историю при Гитлере с антисемитизма – закончила бесславным поражением. Польша из-за антисемитских настроений имела тяжёлые последствия для самих поляков. И сбываются слова Господа, сказанные в 12-ой главе Книги Бытия, когда Он говорит Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в благословении; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». Так что мы должны понимать, что человек, который восстаёт на народ израильский, восстаёт на Бога. Потому что отвержение Израиля произошло до времени. Бог хранит этот народ для того, чтобы и его привести ко Христу своими путями. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает». Поэтому я думаю, что мы должны разделять озабоченность апостола Павла и его желание, жажду обращения народа израильского так же, как желать обращения своего собственного народа. Как апостол Павел пёкся о своём народе, так и мы должны иметь такую же жажду обращения нашего народа к Богу, ко Христу. И в этом отношении он для нас является примером, чтобы и нас побудить к молитвам и, конечно, прежде всего о наших близких, которые ещё не уверовали. Если вы внимательно читали послания апостола Павла, то там говорится: «Муж неверующей освящается женой верующей, почему ты знаешь, жена, не обратишь ли ты своего мужа.» И Павел приводит пример того, сколько прекрасных мужей были обращаемы через житие своих жён. У нас такие примеры есть. Князь Владимир фактически был обращён верой бабки своей, княгини Ольги; блаженный Августин – молитвами своей матери, св. Моники; и много, много других подобных примеров.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-bozhie-...

Одно из величайших бедствий нашего народа – есть порок пьянства, уносящий тысячи и миллионы несчастных жертв. Когда посмотришь на это бедствие, то невольно приходится воскликнуть словами пророка: О, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего ( Иер.9:1 ). Кто видит это бедствие, у того не может не сжаться сердце, тот не может безучастно отнестись к делу борьбы с этим бедствием. Как некогда святой Георгий Победоносец день и ночь думал о том, как убить того дракона, который опустошал народ и страну и пожирал пастухов и овец, так следует крепко подумать и нам, каким образом может быть побеждена страсть к пьянству – этот многоглавый змий, отнимающий счастье у целых семейств и всего нашего народа. К этому приглашает нас Господь в тех, следующих ниже словах, которые я хочу положить в основание настоящей речи. Это один из важнейших моментов в жизни нашего Господа, который (момент) изображает это место Священного Писания. В субботний день Господь входит в синагогу Своего родного города Назарета, где Он был воспитан. Там по обыкновению Он пожелал прочитать нечто из Священного Писания. И когда подали Ему книгу пророка Исаии и Он развернул ее, то открылось следующее место ( Ис.61:1–2 ), где пророк говорит о грядущем Мессии: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами ( Лк.4:16–21 ). Таким образом, Он прямо заявляет, что пророк сказал эти слова о Нем и что Он есть обетованный Спаситель, посланный взыскать и спасти погибших. Такова была Его священная миссия, и этим Он подал пример и нам, чтобы и мы шли за Ним и творили то же. Такова священная миссия и нашей Церкви, и наших церковных Обществ трезвости, имеющих своею задачей спасать во имя Господа несчастный народ наш от пьянства и расторгать узы, которыми связал его князь мира сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Пр.13:5–9, 22:1–2, 16 или Иер.17:11 ) или нагорная проповедь Иисуса Христа. Не сии ли суть, ихже ублажая, Христос Господь братиями нарицает? – Братьями своими Христос называл своих учеников и последователей, см. Мф.12:49–50 : «И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мой брат, и сестра, и матерь». Не сии ли продают елей, имже во сретение Владычне возжигается светилник? – Возникновение обычая возжигать светильник (свечи) в праздник Сретения Господня (на 40-й день после Рождества) связывают со словами Симеона Богоприимца: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:29–32 ). «Гряди, Творче и Владыко, яко да с горящими светильники чистоты изыдем на сретение Твое» (Акафист Сретению Господню, икос 11). ..мамоною неправды... – Лк.16:9 . 167 ...якоже в Житии святыя благоверныя великия княгини Анны, супруги святаго, написано обретохом. – Макарий ссылается на запрещенное в его время Житие благоверной княгини Анны Кашинской (см. вступ. статью). 169 Между же тем умре ордынский царь ...по согласию с турками прием... – В 1313 г. после смерти хана Тохты во главе Орды стал хан Узбек, первый ордынский хан, принявший мусульманство. Сарацины – один из народов, живших на территории Аравии. Первоначально сарацинами называли кочующие разбойничьи племена, в Средние века христианские писатели называли сарацинами арабов, а впоследствии – мусульман. 170 ...Кончину царевну, сестру свою, даде в жену... – Сестру хана Узбека, ставшую женой Юрия Даниловича Московского, звали Кончака. 177 ...великий князь Михаил... прииде во отечество свое... – В действительности, в это время великие владимирские князья, как правило, не жили во Владимире, а, имея титул великого владимирского князя, оставались в своем княжестве. Так, Михаилу не нужно было уходить из Владимира, поскольку, будучи великим князем Владимирским, он жил в Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И рече князь великий Дмитрей Ивановичь: «Господи Боже мой, на тя уповах, да не постыжуся в вк, ни да посмют ми ся враги моя мн». И помолися Богу и пречистой его матери и всм святым его и прослезися горко и утер слезы. И воскликнул князь великий Дмитрий Иванович: «Господи Боже мой, на тебя уповаю, да не будет на мне позора вовеки, да не посмеются надо мной враги мои!» И помолился он Богу и пречистой его матери и всем святым, и прослезился горько, и утер слезы. И тогда аки соколы борзо полтша на быстрый Донь. То ти не соколи полтша: поскакивает князь великий Дмитрей Ивановичь с своими полки за Дон со всею силою. И рече: «Брате князь Владимер Андревич, тут, брате, испити медовыа чары повденые, наеждяем, брате, своими полки силными на рать татар поганых». И тогда как соколы стремглав полетели на быстрый Дон. То не соколы полетели: поскакал князь великий Дмитрий Иванович за Дон со своими полками, со всеми воинами. И говорит: «Брат князь Владимир Андреевич, тут, брат, изопьем медовые чары круговые, нападем, брат, своими сильными полками на рать татар поганых». Тогда князь великий почал наступати. Гремят мчи булатные о шеломы хиновские. И поганые покрыша главы своя руками своими. Тогда поганые борзо вспять отступиша. И от великого князя Дмитрея Ивановича стези ревут, а поганые бжать, а руские сынове широкие поля кликом огородиша и злачеными доспхами осветиша. Уже бо ста тур на боронь. Тогда начал князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Прикрыли поганые головы свои руками; дрогнул враг. Ветер ревет в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, бегут поганые, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочеными доспехами осветили. Уже встал тур на бой! Тогда князь великий Дмитрей Ивановичь и брат его князь Владимер Андреевичь полки поганых вспять поворотили и нача их бити и сечи горазно тоску им подаваше. И князи их падоша с коней, а трупми татарскими поля насеяша и кровию их реки протекли. Туто поганые разлучишася розно и побгше неуготованными дорогами в Лукоморье, скрегчюще зубами своими, и дерущи лица своя, а ркуче: «Уже нам, брате, в земли своей не бывати и детей своих не видати, а катун своих не трепати, а трепати нам сырая земля, а целовати нам зелена мурова, а в Русь ратию нам не хаживати, а выхода нам у руских князей не прашивати». Уже бо въстонала земля татарская, бдами и тугою покрышася; уныша бо царем их хотние и княземь похвала на Рускую землю ходити. Уже бо веселие их пониче.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

 «По великом государе Олександре Невском сын его князь великий Данил Олександрович от Владимеря преселися на Москву, и царствия скифетр на ней утверди, и превысочайший престол царствия в ней устрои, иже суть и до ныне Богом хранимо и соблюдаемо. По нем восприим скифетр царствующаго града Москвы сын 73 князь великий Иван Данилович, всякими добродетелми и благочестием украшен, и неимущим неоскудную руку всегда простираше, желаше бо вместо пресветлых полат восприяти вечное блаженство небеснаго царствия. По великом князе Иване Даниловиче седе на Росийском государстве сын его князь великий Иван же Иванович, и от безбожных Ординских царей веру хрестьянскую крепце соблюдаше, и всё православие в покое и в тишине устрои 74 . По нем восприим скифетр царствия его 75 сын его князь великий Дмитрей Иванович, достохвалный в храбрском подвиге и преславный в победе 76 , иже победи безбожного Мамая на Дону, и всю Рускую землю в тихости и немятежно устрои. По великом государе Дмитрее Ивановиче Донском восприим в содержание хоругви великого Росийскаго государства сын его князь великий Василей Дмитреевич, и добродетелнаго ради его жития прослави его Бог, а Рускую землю и всё православие помилова от нахожения безбожнаго Темир-Аксака, пришествием чюдотворнаго образа пречистые Своея Матере, его же богогласный Лука написа. По нем седе на Москве сын его князь великий Василей Васильевичь, и Рускую землю от иноверных крепце соблюдаше, и за истинную хрестьянскую веру, и за святые церкви и за всё православие 77 от безбожных Агарян в плен ят бысть, и паки на свое государство возвращен бысть. По великом князе Василье восприим скифетр великого Росийскаго государства великий государь сын его князь великий Иван Васильевич, и своим премудрым разумом и осмотрением свое великое государство роспрастранил 78 , Росийскаго государства древние 79 многие городы, которые после Батыева пленения к Полскому королевству отошли, паки к себе привлече, и отчину свою великий Новград крепко и неподвижно устрои, и самодержец именован бысть. По великом государе Иване хоругви великого Росийскаго государства восприя сын его князь великий Василей Иванович, и бодроопасным своим обдержателством всю Рускую землю в покое и в тишине ото иноверных содержаше, и прародителей своих отчину, великое княжество Смоленское, от Полского королевства отторже, и к себе привлече и послушны сотвори».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010