Попытка наладить мирные отношения с Ливонским орденом путем брака дочери с Дитрихом Буксгевденом, братом католич. Рижского еп. Альберта I , стоила Владимиру псковского стола - в 1211 г. он был изгнан псковичами и до 1215 г. (с коротким перерывом) был в качестве вассала Альберта «судьей Идумеи» - области к северо-востоку от Риги. Вернувшись в 1215 г. в Псков, он участвовал в 1216 г. на стороне брата Мстислава и ростовского кн. св. Константина Всеволодовича в ряде сражений (в частности, ходил походом к Ржеве, разорил В. Поволжье), а также в битве на Липице против младших братьев кн. Константина Всеволодовича - блгв. вел. кн. владимирского Георгия (Юрия) и блгв. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовичей. В 1217 г., после ухода Мстислава Мстиславича из Новгорода на юг, в Галич, произошел, видимо, раздел Торопецкой вотчины Мстиславичей, в ходе к-рого Владимир получил ее вост. часть с Ржевой, а его брат Давыд - западную с центром в Торопце. Кроме Ржевской вотчины Владимир Мстиславич держал еще в Новгородской земле Нов. Торг, судя по тому, что зимой 1225/26 г. он отражал набег литовцев на торопецкие земли во главе отряда новоторжцев. На этом летописные известия о Владимире Мстиславиче прекращаются, вероятно, вскоре он умер. Из этих данных трудно получить четкое представление о его политике. Складывается, однако, впечатление, что Владимир Мстиславич был сторонником ограничения влияния владимиро-суздальских князей на северо-западе Руси, проводя в качестве псковского князя линию на самостоятельность от Новгорода путем союза с Ригой, к-рая позже привела к тому, что Ярослав, сын Владимира Мстиславича, после смерти отца принимал активное участие в захвате ливонцами Пскова (1240), к-рый он рассматривал как свою отчину. Со 2-й пол. XVI в. Ржева (Ржев) начинает именоваться Ржевой Володимеровой в отличие от расположенной северо-западнее Ржевы Пустой (напр., в Бельском летописце - памятнике 30-х гг. XVII в. западнорус. происхождения). Возможно, к этому времени относится начало местного почитания В. и А.

http://pravenc.ru/text/159124.html

До середины XII века Ржев входил в состав смоленских земель, что подтверждается уставной грамотой Ростислава Мстиславича, князя Смоленского, за 1150 год (первое официальное упоминание о городе в письменном источнике). От князя Ростислава Ржев переходит к его сыну Мстиславу Храброму, а от того к Мстиславу Мстиславичу Удатному. С ним связано летописное свидетельство о событиях 1216 года, где город был назван «Ржева, город Мстиславль на верхе», то есть находящийся в верховьях Волги. В тот год владимиро-суздальский князь Святослав Всеволодович осадил Ржев. Мстислав Удатный вместе с братом Владимиром Псковским выступил на помощь осаждённому городу и освободил его. В. Л. Янин составил подробное описание географии Ржевской земли , принадлежавшей в этот период потомкам Мстислава Храброго и входившей в состав Торопецкого княжества . Долгое время святым покровителем города Ржева почитался князь Владимир, похороненный с женой Агриппиной в Успенском кафедральном соборе. Ещё в начале XX века каждый житель города мог рассказать легенду о защитнике Ржева князе Владимире: «Каждый раз, когда враги подходили к крепостным стенам, на крутом волжском берегу на белом коне возникал безмолвный воин-князь Владимир. И каждый раз по взмаху его руки враги бежали от города. Каждую ночь князь дозором обходил свой город, и каждый вечер горожане у стены ставили новую пару сапог. Множество новых сапог износил князь, но однажды поленились горожане или забыли поставить новые княжеские сапоги... С той поры осерчал князь на своих подданных и покинул город». Древнее почитание наших святых несомненно подтверждается тем, что сам город в честь князя назывался Ржев Володим иров, а также древним преданием о том, что и по успении святой князь Владимир, являясь на белом коне, продолжал защищать город от иноземных войск. Несмотря на распоряжение тверского архиерея многие иконы святой четы продолжались храниться в домах. Кроме того, две их иконы сохранились в Покровской старообрядческой общине. В современных церковных календарях, изданных Московской патриархией, день памяти святых, как и в древности, установлен 15 (28 н. ст.) июля. Правда, в календаре ошибочно время жизни княжеской четы отнесено к XVI веку. Видимо, это вызвано тем, что в период Макариевских соборов середины XVI века сведения о канонизации наших святых отсутствуют. Но это недоумение легко объясняется тем, что почитание святых было только местное.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/2/800_...

Имел награды: Получил бронзовый крест на Владимирской ленте (в память войны 1853 – 1856 гг.) Скуфия (повседневный головной убор духовных лиц). (3 апреля 1871 г.) Орден святого Владимира 4-й степени (8 июля 1889 г., за 50-летнюю отлично-усердную службу. Жена Агриппина Ивановна ( родилась в 1809 г.). Имел одного сына Алексея. Алексей Иванович Пурикордов родился 7 марта 1854 года. Крещён в с. Новоникольское (Самодуровка) Сапожковского уезда. Окончил 2 класса Сапожковского Духовного училища. Жена – дочь священника с. Борец Антонина Дмитриевна Топольская. Имел восьмерых детей: Пётр Алексеевич ( родился 17.05. 1882 г.; крещён 19 мая в с. Новокрасная Слобода); Мария Алексеевна (род. 1883 г.); Анна Алексеевна (род. 1886 г.); Прасковья Алексеевна (род. 1887 г.); Александра Алексеевна (род. 1888 г.); Ольга Алексеевна (род. 1890 г.); Елена Алексеевна ( род. 7.05.1898 г.; крещена 9 мая в Христорождественской церкви с. Новокрасная Слобода; восприемники: дьякон Пётр Дмитриевич Новиков и жена священника Александра Николаевна Топильская); Дмитрий Алексеевич (род. 13.09.1903 г.; крещён 16 сентября в Покровской церкви села Канино Сапожковского уезда; восприемники: коллежский секретарь Платон Яковлевич Морозов и жена священника села Канино Мария Михайловна Стародубровская. В 1913 году упоминается, что в селе работает чугунолитейный завод, хозяином которого является Пурикордов Алексей Иванович. Иоанн Иоаннович Пурикордов основал Рязанский дворянский род, став кавалером ордена Святого Владимира 4-й степени. Вместе с сыном Алексеем, 30 мая 1890 года, Иоанн Иоаннович Пурикордов был внесён в 3-ю часть Дворянской Родовой Книги Рязанской губернии. Сельский священник Николай Дмитриевич Топильский: Учился на 1 курсе Санкт-Петербургской духовной академии. В 1883 г. был определён на священническую вакансию к церкви села Воскресенское Данковского уезда Ряз. губернии. В 1884 был назначен помощником настоятеля прихода. В 1887 г. был определён помощником благочинного в 3-м благочинническом округе Данковского уезда. В 1889 г. был определён на должность благочинного в том же округе. В 1892 г. был перемещён к Рождественскому храму села Ново-Красная Слобода Сапожковского уезда. В декабре 1895 года был уволен за штат. После смерти в январе 1896 года священника Иоанна Стародубровского, был вновь назначен штатным священником Рождественского храма. Упоминается как священник этого храма и в 1898 году. Жена – Александра Николаевна Топильская.

http://sobory.ru/article/?object=17639

3) В городе Торжке – в Борисоглебском монастыре открыто покоятся мощи основателя обители преподобного Ефрема, а под спудом, ученика его, блаженного Аркадия. – В Спасо-Преображенском соборе г. Торжка, под правым приделом находится гробница св. Иулиании, княгини Новоторжской – в церкви, её имени посвящённой. – На соборной площади существует старинная часовня, построенная, по местному верованию, на месте погребения Новоторжского блаженного – Константина. 4) В городе Кашине – в Воскресенском соборе – почивают мощи благоверной Великой княгини Анны, супруги св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича, в правом приделе. 5) В городе Колязине – в Троицком Колязинском мужском монастыре открыто почивают мощи основателя обители, пр. Макария, а в притворе – под спудом покоятся мощи местно чтимого святителя Серапиона, митрополита Сарского и Подонского. 6) В Ниловой пустыни, на Столобенском острове озера Селигер (в 7 вёрстах от города Осташкова), открыто почивают мощи пр. Нила, первоначальника обители; здесь же, в монастыре, под соборным храмом, погребено тело благотворителя и восстановителя Ниловой пустыни – местно чтимого святителя Нектария, митрополита Тобольского и Сибирского. 7) В городе Ржеве – местно почитаются Ржевский князь Владимир и его супруга Агриппина, погребённые в городском соборе; – в этом же г. Ржеве подвизалась и игуменья Параскева, но в каком монастыре она жила, – не известно, не известно где и погребена. 8) В городе Бежецке, в приходской Введенской церкви, обращённой из монастыря подгороднего, покоится основатель обители пр. Нектарий. 9) В Краснохолмском (Никольском) монастыре (близ заштатного города Красного Холма, Весьегонского уезда) под спудом погребён основатель обители пр. Антоний Красно-Холмский (место погребения его в обители неизвестно). Эти святые, без сомнения, могут быть признаны принадлежащими к собору Тверских угодников Божиих, так как они окончили земную жизнь («родились для вечной жизни») в пределах Тверской епархии. Что же касается до остальных, которые скончались вне Тверской епархии, то одни из них по своему родопроисхождению принадлежали к Твери и вообще к территории Тверской епархии, как то:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

4 октября 1937 года были замучены и затем расстреляны архимандрит Маврикий (Полетаев), Василий Кондратьев и Владимир Правдолюбов за «контрреволюционную деятельность и распространение религиозного дурмана». 2 ноября 1937 года расстреляны священники: Иоанн Родионов, Зосима Пепенин, Иоанн Ганчев, Иоанн Речкин, Леонид Никольский, Николай Фигуров, Петр Кравец, Александр Орлов, диакон Михаил Исаев и Павел Бочаров «за антисоветскую настроенность и монархическую церковность». 12 ноября 1942 г. умер замученный трудом протодиакон Матфей Казарин. 14 ноября 1937 г. приговорены были к расстрелу: архиепископ Сергий (Зверев), священник Василий Адаменко, священник Василий Краснов, священник Григорий Шпак, священник Николай Романовский. Все они обвинены «врагами советской власти постоянно ведущими контрреволюционную и антисоветскую деятельность, которая заключалась в нелегальных молитвенных собраниях, устраиваемых в помещениях лагеря, имели связь с заграницей, люто ненавидели и не признавали Советскую власть». 17 ноября 1941 г. был расстрелян священник Исмаил «за принадлежность к контрреволюционной церковно-монархической группировке». 10 декабря 1937 года по решению тройки УНКВД КО был расстрелян священник Иоанн Глазков «за принадлежность к церковно-монархической организации и за антисоветскую деятельность». 11 января 1938 г. в лике мучениц Карагандинских просияли святые жены Агриппина Киселева, Анна Боровская, Анна Попова, Варвара Деревягина, Евдокия Назина, Евдокия Гусева, Ефросиния Денисова, Матрона Наволокина, Наталия Сундукова, Наталия Силуянова, Наталия Васильева. Все они приговорены были решением Карагандинского облсуда при Карлаге НКВД к расстрелу. Не устраивала советскую власть их вера в Бога и принадлежность к Церкви. 9 февраля 1940 года умер священник Павел, приговоренный к 8 годам заключения в ИТЛ за то, что «являлся активным участником контрреволюционной организации церковников, высказывал резкие повстанческие и террористические настроения против руководителей ВКП (б) и советского правительства».

http://pravoslavie.ru/2266.html

4 октября 1937 года были замучены и затем расстреляны архимандрит Маврикий (Полетаев), Василий Кондратьев и Владимир Правдолюбов за «контрреволюционную деятельность и распространение религиозного дурмана». 2 ноября 1937 года расстреляны священники: Иоанн Родионов, Зосима Пепенин, Иоанн Ганчев, Иоанн Речкин, Леонид Никольский, Николай Фигуров, Петр Кравец, Александр Орлов, диакон Михаил Исаев и Павел Бочаров «за антисоветскую настроенность и монархическую церковность». 12 ноября  1942 г . умер замученный трудом протодиакон Матфей Казарин. 14 ноября   1937 г . приговорены были к расстрелу:  архиепископ Сергий (Зверев), священник Василий Адаменко, священник Василий Краснов, священник Григорий Шпак, священник Николай Романовский. Все они обвинены «врагами советской власти постоянно ведущими контрреволюционную  и антисоветскую деятельность, которая заключалась в нелегальных молитвенных собраниях, устраиваемых в помещениях лагеря, имели связь с заграницей, люто ненавидели и не признавали Советскую власть». 17 ноября  1941 г . был расстрелян священник Исмаил  «за принадлежность к контрреволюционной церковно-монархической группировке». 10 декабря 1937 года  по решению тройки УНКВД КО был расстрелян священник Иоанн Глазков «за принадлежность к церковно-монархической организации и за антисоветскую деятельность». 11 января 1938 г. в лике мучениц Карагандинских просияли святые жены Агриппина Киселева, Анна Боровская, Анна Попова, Варвара Деревягина, Евдокия Назина, Евдокия Гусева, Ефросиния Денисова, Матрона Наволокина, Наталия Сундукова, Наталия Силуянова, Наталия Васильева. Все они приговорены были решением Карагандинского облсуда при Карлаге НКВД к расстрелу. Не устраивала советскую власть их вера в Бога и принадлежность к Церкви. 9 февраля 1940 года умер священник Павел, приговоренный к 8 годам  заключения в ИТЛ за то, что «являлся активным участником контрреволюционной организации церковников, высказывал резкие повстанческие и террористические настроения против руководителей ВКП (б) и советского правительства».

http://pravoslavie.ru/put/060504182013.h...

Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Из рода Казанских Священномученик митрополит Вениамин, в миру Василий Павлович Казанский, происходил из старинного духовного рода, который удалось пока проследить с конца XVIII века 1 . Представители рода Казанских служили в местностях, ныне разделенных границами Карелии, Ленинградской, Вологодской и Архангельской областей. По дореволюционному административно-территориальному делению весь этот край вокруг Онежского озера составлял Олонецкую губернию (Олонию) с центром в Петрозаводске. Прадед святителя, пономарский сын Феодор Матвеев, был произведен в 1794 году митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом (Петровым) в пономари к Казанской пустыни Вытегорского уезда Олонецкой губернии 2 . Ее деревянный шатровый храм одиноко стоял на полпути между Каргополем и Вытегрой. Постоянных прихожан здесь никогда не имелось, но икона Казанской Божией Матери, принесенная еще монахами, основателями пустыни, привлекала в храм богомольцев. К.А. Докучаев-Басков в начале XX века удачно подметил, что Казанская пустынь самим своим местоположением «умиряла души человеческие, прохлаждала их от житейского зноя/.../. Все здесь взывает и гармонирует с тем, чтобы славить Творца «гласы преподобными " " 3 . Служители пустынного храма жили «очень скудно» и получали пропитание только тем, что сами сеяли рожь, держали лошадей, овец, коров. Феодор Матвеев, освоивший грамоту дома, стал пономарем в возрасте 14 лет и прослужил в Казанской пустыни более полувека, до кончины 14 декабря 1847 года 4 . Незадолго до смерти он похоронил свою жену Дарью Феодорову – в конце жизни она ослепла и скончалась 19 марта 1847 года. В Казанской пустыни вместе с родителями жили две их дочери, Агриппина и Евфимия, а сыновья уже смогли получить образование в духовных школах, которые стали открываться в Олонии с начала XIX века. В их стенах мальчикам и была дана фамилия Казанских – по месту служения отца. Старший сын пономаря Феодора Матвеева – Иоанн (около 1801 – после 1871) 5 – обучался в Каргопольском духовном училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А. В. Назаренко Почитание Мощи В. и А. в XVII - 1-й пол. XVIII в. почивали под спудом в Успенском соборе в Ржеве, над ними была устроена деревянная резная позолоченная гробница и сень с иконостасом, возведенная в 1716 г. на средства Л. И. Челищева. На гробнице находилась икона с изображением В. и А.- вклад ржевского воеводы стольника С. Ф. Обернибесова. В связи с розыском о церковных нестроениях в Ржеве (входившей в сер. XVIII в. в Тверскую епархию), к-рый был предпринят по указу имп. Анны Иоанновны , Тверской и Кашинский архиеп. Митрофан (Слотвинский) в 1745 г. провел расследование о праздновании памяти В. и А. О результатах расследования архиерей писал: «А с которого году, и с чего, и кем то воспоминание и празнество начато, и под тою ли гробницею оный князь и княгиня погребены, и чудеса и исцеления от них кому какие были ль, о том при следствии онаго собора протопоп и протчия священнослужители показали, что не знают, и никакой летописи и записок не явилось». При вскрытии гробницы В. и А. на глубине ок. 4, 5 м обнаружился покрытый каменной и дубовой досками сруб, в к-ром находились 2 дубовых гроба. Однако, как сказано в материалах следствия, «никаких мощей не сыскано», а только «кости гнилые... истленные». Архиерей запретил церковное празднование В. и А., гробницу разобрали. По-видимому, почитание В. и А. сохранялось в Ржеве, несмотря на деканонизацию. Известен список службы В. и А. 50-60-х гг. XIX в. (ГИМ. Барс. 1269, написан на бумаге 70-х гг. XVIII в.), текст копирует службу благоверным кн. Петру и кнг. Февронии Муромским (имена изменены). В. и А. почитались также в старообрядческой среде. В нач. XX в. по В. и А. в Ржеве еще служились панихиды, однако архиеп. Димитрий (Самбикин) включил их имена в «Алфавитный указатель местночтимых святых Тверского края». Церковное празднование В. и А. возобновлено после включения их в Собор Тверских святых, празднование к-рому было установлено в 1979 г. по инициативе Калининского и Кашинского архиеп. Алексия (Коноплёва) . Ист.: НПЛ (по указат.); ПСРЛ. Т. 1-2, 4. Вып. 1 (по указат.). Т. 25. С. 11-112; Heinrichs Livländische Chronik/Hrsg. L Arbusow, A. Bauer. Hannover, 1955. Cap. XVI, 2; XVII 4, 6; XX 3, 7-8; XXI 2; XXII 4; Матузова В. К. , Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь (кон. XII в.- 1270 г.): Тексты, пер., коммент. М., 2002 (по указ.); Голубинский. Канонизация святых. С. 454-459.

http://pravenc.ru/text/159124.html

В 1914 году служили:Протоиерей Константин Фиников 76-ти лет, окончил семинарию, на службе 54 года, в Успенском соборе 44 года. Священник Михаил Гусев 58-ми лет, окончил семинарию, на службе 33 года, в Успенском соборе 14 лет. Штатный диакон Александр Волков 49-ти лет, на службе 25 лет. Псаломщик Димитрий Успенский 41-го года, на службе 18 лет, в Успенском соборе 9 лет. Псаломщик Константин Синайский 35-ти лет, на службе 5 лет, в Успенском соборе 3 года. Прихожан в городе Ржеве - 660 мужчин, 729 женщин. При соборе имелись две каменные часовни: Иверской Божией Матери; построенная на месте святого престола древнего храма святой мученицы Параскевы-Пятницы. Церкви древнего Ржевского Кремля, как и сам Кремль, неоднократно были подвергнуты сожжению и, уже спустя много лет, Соборная гора потеряет свое оборонительное значение и станет Святым местом. Не оставила нам история сведений о старинных деревянных кремлевских церквях, но к 1745 году здесь, по слову ржевского историка, существовал деревянный собор - построен на месте княжеского сгоревшего дворца. Сюда тверской епископ присылал комиссию, собиравшую сведения о мощах легендарного ржевского князя Владимира и его жены Агриппины. На месте древнего кремля возводится великолепный каменный белый, пятиглавый Успенский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, золотые купола которого и острый шпиль с золотым крестом устремились к небу. Собор освящен 15 февраля 1764 года преосвященным Гавриилом (Петровым), епископом Тверским и Кашинским. Главный собор Ржева имел 70-ти метровую колокольню, которая видна была за 20 верст. На нижнем ярусе колокольни, на дубовых балках висел самый большой в Ржеве колокол с надписью, отлитою на ободке славянской вязью: " В 1730 году сентября в 30 день сей колокол слит в Стокгольме в российский град Ржев Володимиров к соборной церкви Успения Богоматери Благословением духовного чина и тщанием господина Вельяминова-3ернова и прочих господ и купечества. Выписан через Моисея 3етилова " . На одной стороне колокола имелся медальон с лучистым сиянием, по сторонам которого изображены два ангела с лицами, обращенными в сторону от медальона. На медальоне еврейскими буквами отлито: Lehowa.

http://sobory.ru/article/?object=23544

В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. У восточной алтарной стены Благовещенского собора в 1656 г. на средства боярина Ивана Андреевича Милославского была построена каменная церковь в честь Всемилостивого Спаса. Об этом свидетельствовала надпись, высеченная вязью на белокаменной плите в южной стене храма, которая гласила, что церковь сию боярин Милославский строил «своею казною надъ родителями своими и по своей душъ въчный поминокъ». Под церковью была устроена усыпальница бояр Милославских. Глава семейства боярин Иван Андреевич служил окольничим при царе Алексее Михайловиче, прозванном в народе «Тишайшим», и состоял в родстве с первой супругой царя – Марией Милославской. Иван Андреевич был дважды женат; после смерти первой жены Агриппины Никитичны его супругой стала внучка прославленного предводителя народного ополчения – Дмитрия Пожарского. К большому горю отца все его дети (сын и четыре дочери) умерли во младенчестве, так что эта ветвь родословной бояр Милославских прервалась с его смертью в 1663 г. В усыпальнице рода находилось15 гробниц, имевших каменные надгробия, украшенные художественной резьбой. На них были сделанные вязью надписи, из которых следует, что здесь похоронены представители рода Милославских. Спасский храм представляет собой редкий и интересный архитектурный тип шатровой церкви «иже под колоколы». Он поставлен на подклете и завершается оригинальной шатровой колокольней. На его углах с западной стороны возвышались две башенки: северо-западная с часами и юго-западная, которая прикрывала выход на верхнюю площадку и к звону, где находились два больших колокола в 100 пудов и 46 пудов (1 600 кг и 736 кг соответственно). Спасский храм был соединен с Благовещенским собором одной общей площадкой – гульбищем, поставленной на арках подклета. Такой прием соединения двух церквей одной галереей является достаточно редким в русской храмовой архитектуре. Внутри Спасский храм был благолепно украшен: имел настенную роспись, выполненную в 1856 году Александром Петровичем Соловьевым, пятиярусный позолоченный иконостас с 74 иконами, часть из которых принадлежала кисти известного московского придворного иконописца XVII века Симона Ушакова.

http://sobory.ru/article/?object=04332

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010