Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России по периодам ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВЕДОМСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ адм. термин, употреблявшийся в России в синодальное время (в большей степени со 2-й четв. XIX в.) ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ОЛЬГЕРДОВИЧ (до 1344 - между 12 окт. 1398 и нач. авг. 1399), вел. кн. киевский (ок. сер. 60-х гг. XIV в.- осень 1394), кн. копыльский и слуцкий (1395 - после 12 окт. 1398) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАСИЙ (Влас Игнатов, Игнатьев, Толмач; 2-я пол. XV в.- между 1526 и 1534 гг.?), переводчик с латыни и нем. языка ВОЙШЕЛК [в Крещении Давид?] († 1268), первый правосл. правитель Литовского великого княжества (1264-1268) ВОНИФАТЬЕВ Стефан (в иночестве Савватий; 1656), протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя Алексея Михайловича ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1030/31 - 1093), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093) ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ВСЕСЛАВ БРЯЧИСЛАВИЧ (между ок. 1010 и 1035 - 1101), кн. полоцкий (1044-1101), сын полоцкого кн. Брячислава Изяславича († 1044), правнук равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича ВЩИЖ древнерус. город XI-XIII вв., к-рый был расположен в зап. части совр. с. В. Жуковского р-на Брянской обл.

http://pravenc.ru/rubrics/123046_3.html

Когда мы туда пришли, там потихоньку собирался народ. Папа и отец Николай Кречетов читали поочередно Евангелие около батюшки. Он лежал на столе в большой комнате. Я поцеловала крест и Евангелие у него в руке. Мне показалось, что лицо у него стало совсем другое. Мы встали рядом. Народ все собирался. Приехали священники. Началась панихида. Народ не помещался в большой комнате и стоял в коридоре. Агриппина Николаевна плакала. После панихиды я с дядей Мишей поехала домой, а Коля с мамой и с папой остались ждать гроба и поехали потом в Кузнецы. На следующий день Коля заболел, а я смогла поехать на отпевание. Отпевал и служил епископ Иов Зарайский. Пришло очень много священников, знакомых и незнакомых. Храм был переполнен молящимися. Во время литургии из толпы показались Иоанн Всеволодович и Агриппина Николаевна. Она держала в руках много букетов цветов. Агриппина Николаевна и Иоанн Всеволодович поцеловали руку батюшки. Оба плакали. Началось отпевание. Священники встали по бокам гроба в два длинных ряда. Папа был последним в ряде слева. Я его хорошо видела. Он плакал. После отпевания преосв. Иов Зарайский и еще один священник, отец Владимир говорили слово о батюшке. Мне было очень грустно. Многие люди плакали. Отпевание кончилось. Мама и папа поехали на кладбище и на поминки, а мы с бабушкой — домой. Нас с Колей пригласили еще на поминки, когда было сорок дней со смерти батюшки. Поминки были в огромной квартире. Там было ужасно много народу, и знакомого, и незнакомого. В течение сорока дней папа, мама, бабушка, я и Коля читали Евангелие по батюшке. Читало еще и много других люд ей. После сорока дней я и Коля перестали читать Евангелие, но мы каждый день молились за упокой милого батюшки. От батюшки Павла пришло письмо, в котором он утешал нас и призывал к усердной молитве. На меня и сейчас нападает иногда такое чувство горя и тоски!.. Я никак не могу поверить, что батюшки больше нет на этом свете. Мне вспоминается он при жизни. То, как он нас благословляет или как разговаривает с нами, то, как он служит или говорит проповедь.

http://pravmir.ru/batyushka-nas-ochen-ly...

В Ржевском уездном казначействе находилась икона Спасителя XVI в., к-рая, согласно преданию, «до нашествия Литвы была надвратною иконою при Спасо-Преображенской церкви; оттуда была взята в воеводскую канцелярию, а после упразднения оной поступила в казначейство». На ней В. и. А. изображены припадающими к стопам Спасителя в числе др. святых (Там же. С. 67. Прилож.: рис. с иконы). Парным (на одной доске) было и изображение на надгробном образе святых (известно по описанию и прориси - Там же. С. 64-67. Табл. II): В. и А. представлены в рост прямолично со сложенными на груди руками, глаза закрыты, в длинных княжеских одеяниях, украшенных узором, драгоценными камнями и жемчугом. На голове св. Агриппины белый узорчатый плат, концы к-рого спускаются на плечи. Голова св. Владимира непокрыта, у него небольшая борода, волосы распущены по плечам. После 1745 г. надгробную икону из Успенского собора в Ржеве архим. Жёлтикова мон-ря Варлаам перевез в Тверь, где она находилась в кладовой под колокольней Спасо-Преображенского собора. Оттуда с разрешения архиеп. Тверского и Кашинского Филофея (Успенского) (1857-1876) ее перенесли на хранение в Тверской музей (в наст. время местонахождение неизвестно). Единоличное изображение князя находилось в деревянной часовне Преображенской ц. г. Ржева (Опись Ржевской градской приходской Христорождественской ц., 1849 г.- ГА Тверской обл. Ф. 160. Оп. 1. Т. 64. Д. 19009. Л. 41). Как небесные покровители заказчиков (?) образы В. и А. могли быть представлены на иконах в числе др. святых, напр. на иконе «Не рыдай Мене, Мати (со святыми на полях)» из с. Змеёва Лихославльского р-на Тверской обл. (1-я пол. XIX в., ТОКГ), на иконе в окладе «Святые блгв. кн. Михаил и свт. Арсений Тверские, блгв. кн. Владимир и кнг. Агриппина Ржевские» (XIX в., ТГОМ; оклад в ТОКГ). Лит.: Жизневский А. К. Описание Тверского музея: Археол. отдел. М., 1888. 85-86; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 194-195, 81, 82. Н. А. Майорова, Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля)

http://pravenc.ru/text/159124.html

В настоящее время почитание святых Владимира и Агриппины нашло свое выражение в росписи храма Оковецкой иконы Божьей Матери во Ржеве, выполненной палехской мастерской «Лик». В Вознесенском соборе Ржева также находится чтимые святыни - иконы нашей княжеской четы. Русская церковно-историческая наука давно указала, что князь Владимир Ржевский - это Владимир Мстиславич, ближайший родственник известных русских князей: сын Мстислава Ростиславича Храброго и младший брат Мстислава Мстиславича Удалого. Кстати, оба эти князя также почитались и почитаются Русской церковью, как святые. К такому выводу, основываясь на списках русских святых, относящих Владимира и Агриппину Ржевских к XIII веку, пришел все тот же академик Е.Е. Голубинский. Вот что он пишет: «В старое время Ржев назывался... Ржевой Володимеровой. По всей вероятности, князь, имя которого присоединялось к названию города, и был погребен в соборной церкви его и был чтим в нем как местный святой... со всей вероятностью должно будет считать владетелем Ржевы, давшим ей свое имя, Владимира Мстиславича: под 1216-м годом Ржева называется в летописях городом Мстислава Удалого, князя Торопецкого, и представляется необходимым думать, что Мстислав отдал ее... своему родному брату, который помимо Пскова, бывшего лишь временным и так сказать случайным его владением (ибо занятие Псковского стола зависело от избирания и призывания его Псковичами), мог быть совсем безземельным.» В.Л. Янин уточняет, что Торопецкая и Ржевская земля были вотчиной потомков Мстислава Храброго, и утверждает, что ржевскими князьями были и Владимир Мстиславич и его потомки. Москва придавала Ржеву большое значение как крепости, охранявшей её западные границы от польско-литовского вторжения. В Смутное время во Ржеве бывали самозванцы, поляки, шведы. Первого самозванца жители Ржева поддерживали, «предались тени Лжедмитрия», как видно из летописи. С поляками Лисовского они вели активную борьбу. Осаждённый поляками город под командованием боярина Фёдора Шереметева оказал врагам достойный отпор, хотя сам очень пострадал, а многие его защитники погибли. С изгнанием поляков город начинает восстанавливаться. Границы Руси отодвигаются от Ржева, но ещё несколько десятилетий он продолжает оставаться надёжной тыловой базой и крепостью. При первых Романовых в крепости Ржева сохраняется большой гарнизон, сам город остаётся сборным пунктом дворянского ополчения и стрелецких полков во время военных действий.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/2/800_...

На миниатюре, иллюстрирующей текст Сказания о Каменном мон-ре в составе сборника житий Вологодских святых кон. XVII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 174), судно Г. В. во время шторма прибивает волной к Каменному о-ву (где «изыдоша в сретение его старцы пустынножители»), юный Г. В., с кудрявыми волосами, молится впереди слуг (в надписи ошибочно назван Глебом Константиновичем), на него указывает монах, стоящий у кельи ( Шульгина Э. В. Лицевой сб. житий вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1°)//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 253). Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо

http://pravenc.ru/text/165103.html

В настоящее время в обители четыре храма: соборный Вознесенский, в честь Тихвинской иконы Богоматери, Успенский и Одигитриевский. В обители, кроме церквей, есть еще две часовни; одна из них достроена над склепом архимандрита Синесия. Управляет обителью с 1883 года викарный епископ киренский, а за отсутствием его – наместник – архимандрит. Михаило-Архангельский скит при Иркутском Вознесенско-Иннокентиевском монастыре. Скит расположен в 2 верстах от своей обители, при станции Сибирской жел. дороги «Иннокентьевская». В нем один храм, в честь собора архангела Михаила. Киренский Троицкий монастырь в Киренске. Обитель эта расположена в самом городе, при впадении речки Киренги в реку Лену. От Иркутска Киренск отстоит на 1028 верст. Основан монастырь по просьбе горожан иеромонахом Гермогеном. С 1886 года он состоит во 2-ом классе. Храмов в обители три: 1) каменный двухэтажный, вверху во имя Св. Иоанна Предтечи, а внизу – во имя Св. Троицы, с приделом во имя Св. Иннокентия Иркутского; 2) двухэтажный, деревянный, внизу во имя Св. Николая Чудотворца и 3) во имя Алексия, человека Божия. Святыней обители является местночтимый Нерукотворный образ Спаса, принесенный сюда строителем обители Гермогеном из Абазинского острога, после взятая последнего китайцами. Управляет братией монастыря архимандрит. Князе-Владимирский монастырь близ Иркутска. В 3-х верстах от г. Иркутска, около слободки Каштак, красуется уединенно Князе-Владимирский монастырь и церковно-учительская семинария при нем. В 1903 г., по указу Св. Синода, в Иркутске при Князе-Владимирской церкви, построенной купцом Василем Андреевичем Литвинцевым, согласно воле строителя, оставившего особый капитал, был учрежден мужской общежительный монастырь, получивший наименование Князе-Владимирского. Церковь была построена очень недавно, а до нее здесь стоял густой бор. Место это было совершенно глухое. Оно составляло имение иркутского купца В.А.Литвинцева, в душе которого возникла святая мысль, – здесь, на окраине города, создать просветительный центр с монастырем и школой. Исполняя это свое намерение, покойный ныне строитель воздвиг сначала прекрасный, большой, трехпридельный храм, а потом здания для школы и монастырского корпуса и ограду вокруг обители, обеспечив безбедное существование последней, а также и школы, процентами с неприкосновенного капитала и обязать обитель содержать богадельню. Так возник Князе-Владимирский монастырь. В 1906 г. была освящена церковь , находящаяся в нижнем этаже Князе-Владимирского храма; церковь эта устроена на средства покойной сестры В.А.Литвинцева во имя Св. мчц. Агриппины. Верхняя же церковь имеет три престола: главный – во имя Св. равноап. кн. Владимира, правый придел – в честь иконы Пресвятой Богородиды «Споручница грешных», и левый – во имя Св. Андрея Критского и Св. мчц. Ирины. Управляет обителью игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Важно, что значительная часть материала была подана не чисто информационно (хотя прозвучавшая информация тоже привлекала), а проникновенно, в хорошем образном изложении. Невозможно было не ощутить дух дореволюционной России, по которому у патриотически настроенных людей до сих пор ощущается ностальгия. Хотя евхаристического общения между двумя ветвями Русской Православной Церкви тогда не было, но подготовка к объединению РПЦ и РПЦЗ набирала силу. Как раз в 2003 году, когда мать Агриппина отправилась в Америку в составе небольшой группы – оператора Владимира Шепелева и Александра Чернавского в качестве проводника – подготовка великого исторического события вошла в активную фазу. Отец Илий благословил монахиню на заокеанскую поездку. Правда, она, прежде быстрая на подъем, не страшившаяся никаких трудностей, вдруг выказала волнение по поводу житейских или, точнее, бытовых проблем: как они будут питаться, где спать, на чем передвигаться по незнакомой стране. Причина этих волнений стала понятна членам группы значительно позже. Собираясь в дальнюю дорогу, они не знали о таких недугах своей спутницы, как тяжелая форма сахарного диабета, гипертония, воспаление суставов… Но вера в то, что по молитвам отца Илия удастся преодолеть всевозможные препятствия, искушения, у монахини Агриппины оказалась сильнее страхов. И в 2005 году она – уже безбоязненно – отправилась в Америку с самим батюшкой. Результатом той поездки стал фильм «В соединение вся призвав», показавший весь маршрут духовника Оптиной Пустыни схиигумена Илия по православной Америке. Многие кадры волнуют. Вот старец с благоговением прикладывается к иконе Божией Матери Владимирская, что до революции находилась в Оптиной Пустыни, а теперь хранится в храме преподобного Серафима Саровского Ново-Дивеевского ставропигиального женского монастыря Русской Православной Церкви Заграницей. Вот он заходит в келью основателя этой обители архиепископа Андрея (Рымаренко), которого наставлял и подготавливал к грядущим испытаниям его духовный отец – молитвенник за всю Россию оптинский старец Нектарий. А в Джорданвилле отец Илий вместе со съемочной группой поднимается на третий этаж братского корпуса в часовню, освященную во имя преподобных старцев Оптинских. Что может быть прочнее этих духовных нитей, связавших навсегда два животворящих оазиса на отдаленных друг от друга континентах – «Русскую Америку» в штате Нью-Йорк и колыбель русского старчества в глубинке России, в Калужской области?

http://pravoslavie.ru/112756.html

Игумен Петр (Котляревский) писал в реестре, что приобрел " пять запанок, больших, круглых, с разными камушками " , из которых на похищенное место к местному образу Владимирской Богоматери приложил в низанное ожерелье три запонки, четвертую положил в ризницу, пятую оставил у себя. " При образе Марии Египетской серьги серебряные с изумрудами и жемчужками; оставшегося от низания ожерелья вкладного крупного жемчугу 18 зерен, который дан вдовою княгинею Дарьей Голицыной. Оставшегося мелкого жемчуга, данного от госпожи Агриппины Потаповой Головиной, 57 зерен; три камня изумрудных, пять зерен (украшений) даны от вдовы Анны Михайловны Долгоруковой " . Указаны в реестре разные церковные ткани и богослужебное облачение (епитрахили, поручи, стихари, воздухи, ризы). Среди пожертвователей указаны " князь Александр Никитич Прозоровский, вдова Настасья Акиндиева " По документам 1740 года, монастырских вотчин, дворов в Сретенской обители не В книге " Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви " П. Строева указывается, что игумен Петр (Котляревский) был настоятелем Сретенского монастыря до 1742 Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. 1713-1913. СПб., 1913. С. 170-171. Там же. С. 288. Там же. С. 290. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 5: 1725 г. СПб., 1897. С. LXV. Приложение 6. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. 1713-1913. С. 450. Там же. С. 458. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 14: 1734 г. СПб., 1910. С. 120. Дело N 100. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 18: 1738 г. СПб., 1915. С. 434-435. Дело N 304. Там же. Там же. С. 682. Дело N 475. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 19: 1739 г. СПб., 1913. С. 308. Дело N 185. Цата - драгоценная подвеска, которая вешается под ликом на иконе. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 19: 1739 г. С. 383-384. Дело N 257.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Игумен Петр (Котляревский) писал в реестре, что приобрел «пять запанок, больших, круглых, с разными камушками», из которых на похищенное место к местному образу Владимирской Богоматери приложил в низанное ожерелье три запонки, четвертую положил в ризницу, пятую оставил у себя. «При образе Марии Египетской серьги серебряные с изумрудами и жемчужками; оставшегося от низания ожерелья вкладного крупного жемчугу 18 зерен, который дан вдовою княгинею Дарьей Голицыной. Оставшегося мелкого жемчуга, данного от госпожи Агриппины Потаповой Головиной, 57 зерен; три камня изумрудных, пять зерен (украшений) даны от вдовы Анны Михайловны Долгоруковой». Указаны в реестре разные церковные ткани и богослужебное облачение (епитрахили, поручи, стихари, воздухи, ризы). Среди пожертвователей указаны «князь Александр Никитич Прозоровский, вдова Настасья Акиндиева» . По документам 1740 года, монастырских вотчин, дворов в Сретенской обители не имеется . В книге «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» П. Строева указывается, что игумен Петр (Котляревский) был настоятелем Сретенского монастыря до 1742 года . Иеромонах Иоанн (Лудищев) 12 ноября 2009 г. Рейтинг: 7.4 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 5: 1725 г. СПб., 1897. С. LXV. Приложение 6. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 14: 1734 г. СПб., 1910. С. 120. Дело 100. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 18: 1738 г. СПб., 1915. С. 434–435. Дело 304. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 19: 1739 г. СПб., 1913. С. 308. Дело 185. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 19: 1739 г. С. 383–384. Дело 257. Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк московского Сретенского монастыря. М., 1885. С. 13. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 20: 1740 г. СПб., 1908. С. 570. Дело 563.

http://pravoslavie.ru/32670.html

Лит.: Квашнин-Самарин Н. Исследование об истории княжеств Ржевского и Фоминского. Тверь, 1887; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 107-108; Тюменев И. Верховья Волги//ИВ. 1894. Июнь. С. 705; Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888; Голубинский. Канонизация святых. С. 140, 198-199; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Тверь, 1991р. С. 30-32; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 269; Назарова Е. Л. Место Ливонии в отношениях между Новгородом и Псковом (1-я четв. XIII в.)//Историческая археология: К 80-летию Д. А. Авдусина. М., 1998. 352-359; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси: X-XV вв. М., 1970. С. 121, 243; он же. Новгород и Литва: Пограничные ситуации XIII-XV вв. М., 1998. С. 48-60; Кузьмин А. В. Торопецкая знать в XIII в.//RM. Vol. 10. S. 67-68; Валеров А. В. Новгород и Псков: Очерки полит. истории Сев.-Зап. Руси XI-XIV вв. СПб., 2004. С. 136-144. А. В. Назаренко, Е. В. Романенко Иконография Описание облика святых в иконописных подлинниках не представлено. Однако прориси и сведения о несохранившихся иконах, немногочисленные сохранившиеся образы дают представление о сложившейся в XVII в. иконографии В. и А. Как правило, их изображали вместе, предстоящими в молении Спасителю (в облаках). Фигуры показаны в 3/4 развороте, обе руки сложены в молитвенном жесте (напр., на прориси с иконы XVII в., ГРМ. ПМ-4209) или со свитком в одной руке (напр., на прориси с иконы XVII в., ГРМ. ПМ-2423). У князя поверх нижнего платья ферязь, подбитая мехом, он простоволос, вьющиеся волосы спускаются на плечи, борода недлинная. Одежды А. традиционны для изображений св. жен: голова покрыта платом, поверх платья плащ. Этой иконографии соответствует икона из собрания Тверского музея (не сохр.), известная по описанию и прориси, со следующей характеристикой головного убора А.: «Голова покрыта белым платком, обернутым вокруг шеи» ( Жизневский. С. 67. Кат. 86. Рис. 3 - прорись с иконы). О распространенности данного извода свидетельствуют известия об иконах в ржевских часовнях: при храме в честь Рождества Христова (Опись Ржевской градской приходской Христорождественской ц., 1849 г.- ГА Тверской обл. Ф. 160. Оп. 1. Т. 64. Д. 19011. Л. 41) и при единоверческом кладбище ( Жизневский. Табл. IV), в Твери на соборной колокольне и в ц. во имя Двенадцати апостолов (позднее хранилась в Тверском музее, утрачена в числе др. икон в период оккупации нем.-фашистскими войсками в 1941-1943) и др.

http://pravenc.ru/text/159124.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010