Церковь во имя арх. Михаила в Грозном. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Церковь во имя арх. Михаила в Грозном. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Последующие Владикавказские архиереи, Гедеон (Покровский), Агапит (Вишневский) и Питирим (Окнов) , так же как и их предшественники, уделяли большое внимание миссионерской деятельности. В янв. 1905 г. в целях развития приходской миссии во Владикавказе был создан миссионерский комитет, 1 окт. следующего года при Никольской ц. в г. Петровск-Порт (совр. Махачкала) начало работу Об-во ревнителей Православия - первое миссионерское учреждение в Дагестане. В 1905 г. при владикавказском Михаило-Архангельском соборе открылась епархиальная б-ка, в основу к-рой легла б-ка свящ. Иоанна Попова, церковного публициста, постоянного автора «Владикавказских ЕВ». В 1908 г. Ардонская ДС из миссионерской была преобразована в епархиальную. Еп. Гедеон мотивировал это тем, что осетины - выпускники семинарии не поступали на службу в Духовное ведомство, в то время как для рус. юношей, желавших стать священниками, не хватало мест в семинариях. Преобразование Ардонской ДС впосл. негативно сказалось на обеспечении осет. приходов священнослужителями и вызвало уменьшение числа образованных осетин. В 1911 г. клирик В. е. свящ. Моисей Коцоев издавал на осет. языке церковно-проповеднические листки «Христианская жизнь». 22 сент. 1910 г. в помощь Владикавказскому архиерею было учреждено Пятигорское вик-ство. 24 сент. во епископа Пятигорского был хиротонисан Арсений (Смоленец) . В 1911 г. В. е. делилась на 14 благочиннических округов (10 рус., 3 осет. и 1 единоверческий), в к-рые входили 217 приходов, клир епархии составляли 208 священников, 45 диаконов, 165 псаломщиков. Еп. Гедеон (Покровский). Фотография. Нач. XX в. (РГИА) Еп. Гедеон (Покровский). Фотография. Нач. XX в. (РГИА) Архиеп. Питирим (Окнов) в своей деятельности особое внимание уделял осет. приходам, о к-рых писал в отчетах в Синод, что в них «положение Православия особенно печально». Архиерей сообщал о неукомплектованности причтов, небрежности осет. священников в совершении богослужений, равнодушии осетин к храму, отсутствии авторитета у священника в глазах прихожан. Для исправления церковной жизни Осетии архиеп. Питирим в февр. 1912 г. во Владикавказе провел съезд осет. пастырей. По его итогам был учрежден пресвитерский совет для заведования приходской жизнью осет. приходов. Совет создал комиссию по переводу и изданию на осет. языке правосл. лит-ры, в первую очередь богослужебных книг. Кроме того, архиерей предлагал расширить полномочия викарного епископа, передав в его заведование все осет. приходы, и перевести его из Пятигорска в Ардон, однако этот план не был осуществлен.

http://pravenc.ru/text/158940.html

Когда в середине XVIII века Россия начала продвижение на Кавказ, начались первые попытки восстановления Православия среди осетин, была создана Осетинская духовная комиссия. Первоначально эта миссия была возложена на грузинских священников (русские не могли служить по политическим причинам). В 1774 году Осетия вошла в состав России. Миссионерская деятельность заметно активизировалась, в конце XVIII века была даже создана викарная Моздокско-Маджарская епархия (в составе Астраханской) – впрочем, вскоре ее упразднили из-за малочисленности приходов. В 1798 году была издана первая осетинская книга – краткий катехизис, набранный церковнославянским шрифтом. В первой половине XIX века особых успехов не было – священники, которых направляли в Осетию, нередко формально относились к своим обязанностям, к тому же служили они на непонятном прихожанам грузинском языке. Ситуация стала заметно меняться с середины XIX века, когда стали появляться первые священники-осетины. Начался достаточно успешный процесс перевода Священного Писания и богослужебных книг. Очень интересовался осетинским языком архимандрит Иосиф (Чепиговский), впоследствии первый викарный епископ Владикавказский. Он составил первый русско-осетинский словарь. Он и его помощники-священники из числа природных осетин создали корпус основных богослужебных текстов. И это принесло определенные плоды, хотя переводы были далеки от совершенства. Народ осознал свою принадлежность к Православию. Конечно, были и те, кто рассматривал миссию как еще одно средство укрепления позиций России на Кавказе. Да и сейчас некоторые считают, что Православие насаждалось с целью русифицировать этот регион (несмотря на то, что именно с Церковью связано зарождение осетинской письменности и книгопечатания). Есть и те, кто убежден, что христианство, как и ислам, навязаны извне, а подлинной ценностью для осетин обладает лишь национальная религия (в значительной мере искусственно конструируемая ее адептами). Сторонники этой точки зрения обычно категорически отвергают очевидные параллели народной веры с христианством, объявляя ее наследием «индоевропейцев» («арийцев», «скифов»), сохранившемся за многие тысячелетия в практически неизменном виде.

http://pravoslavie.ru/37384.html

14 дек. 1917 г. во Владикавказе было образовано Терско-Дагестанское правительство, 4 марта следующего года 2-й съезд народов Терека признал советскую власть и объявил об образовании Терской советской республики, Терско-Дагестанское правительство бежало в Грузию. 24 мая 1918 г. еп. Макарий упразднил консисторию и передал ее дела в ведение выборного епархиального совета. 15 июня 1918 г. прошел 2-й епархиальный съезд духовенства и мирян, рассмотревший в первую очередь вопросы финансирования работы епархиальных учреждений. В сент. 1918 г. власти закрыли Ардонскую ДС, в ее зданиях разместилась народная гимназия. В кон. февр. 1919 г. Владикавказ был взят Добровольческой армией ген. А. И. Деникина, 30 марта еп. Макарий приветствовал ген. Деникина в кафедральном соборе города. В мае того же года Владикавказский епископ участвовал в Юго-Восточном Соборе РПЦ, прошедшем в Ставрополе, на к-ром было создано Временное высшее церковное управление на юго-востоке России (ВВЦУ). В кон. авг. 1919 г. в духовных учебных заведениях В. е. возобновились занятия. Второафонский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Второафонский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в. В марте 1920 г. Владикавказ заняла Красная Армия. Связь епархии с ВВЦУ, находившимся в Екатеринодаре, прервалась. 16 апр. 1920 г. коллегия отдела народного образования отменила преподавание Закона Божия в школах Горской республики. 10 окт. 1920 г. состоялся суд Терского областного ревтрибунала над еп. Макарием, обвиненным в «контрреволюционности». От заключения подсудимого спасли преклонные лета и лояльность к советской власти. В февр. 1921 г. распоряжением ЦИК Горской республики был распущен епархиальный совет. Тогда же еп. Макарий вновь был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», в апр. приговорен к 5 годам лагерей, в кон. мая освобожден по состоянию здоровья. Изъятие церковных ценностей проходило в В. е. в сжатые сроки, по нек-рым данным, в связи с кампанией в епархии было расстреляно и замучено 72 чел., несмотря на то что на конференции верующих, прошедшей во Владикавказе 22 апр. 1922 г., священнослужители призвали к активному участию в сдаче ценностей для помощи голодающим. В ходе кампании в областных газетах начали появляться воззвания обновленцев, в частности Антонина (Грановского), лидеров «Живой церкви» с призывами к расколу. В кон. авг. 1922 г. еп. Макарий уклонился в обновленчество, вскоре переехал в Пятигорск и стал именоваться «Пятигорским». Большая часть духовенства епархии также присоединилась к обновленцам. Единичные приходы бывш. В. е., сохранившие верность канонической Церкви, в течение 20 лет существовали в общении с правосл. Пятигорскими архипастырями. В 1943 г. все правосл. приходы бывших Терской и Дагестанской областей вошли в состав Ставропольской епархии . Монастыри

http://pravenc.ru/text/158940.html

1901 г. настоятелем К. м. с возведением в сан игумена был назначен насельник курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря Геласий, который способствовал улучшению монашеской жизни: «...около него, как около центра, ютилась братия - им делал он назидания, указания; в нем всегда братия находила нравственную и материальную поддержку». В 1903 г. игум. Геласий был награжден золотым наперсным крестом. Одним из помощников настоятеля стал свящ. Иоанн Попов, к-рого еп. Владикавказский и Моздокский Владимир (Синьковский) командировал в Кизляр с целью упорядочить монастырский архив и составить летопись обители. 11 февр. 1906 г. игум. Геласий был убит в собственной квартире. Погребение настоятеля 14 февр. возглавил свящ. Василий Мокроусов ( Ляшевский. 1906. С. 238-239). По ходатайству еп. Владикавказского и Моздокского Гедеона (Покровского) указом Синода от 27 июня 1907 г. в должности настоятеля К. м. был утвержден иером. Иосиф. К нач. XX в. в К. м. проживали 17 монашествующих и 11 послушников, монастырь служил местом пребывания духовных лиц, отрешенных от места и посланных сюда «до исправления и раскаяния» (ЦГА Респ. Сев. Осетия-Алания. Ф. 143. Оп. 2. Д. 130. Л. 304; О переменах по службе. 1901. 7. С. 59). Храмы и другие постройки На территории К. м. находилась деревянная ц. в честь Воздвижения Креста Господня, перенесенная в Кизляр в 1738 г. из крепости Св. Креста (Дагестан, на развилке р. Сулак и ее рукава р. Аграхань), упраздненной в 1735 г. по Гянджинскому договору России с Персией. В 1759 г. мон-рь посетил еп. Астраханский Мефодий, благословивший возведение каменного храма. В 1763 г. на месте разобранной деревянной Крестовоздвиженской ц. был заложен одноименный каменный храм с 2 приделами (Казанской иконы Божией Матери и арх. Михаила), который в 1764 г. был освящен еп. Мефодием. В 1827-1834 гг. был выстроен новый цоколь храма. В 1858 г. Крестовоздвиженский храм был разобран, и в 1862-1871 гг. при содействии еп. Игнатия возведен новый каменный собор. Деревянная монастырская ц.

http://pravenc.ru/text/1684592.html

Владикавказский Покровский монастырь. Эта нештатная общежительная обитель расположена в самом городе Владикавказе и находится в 1 в. от станции «Владикавказ» Владикавказской железной дороги. Покровский монастырь основан в 189 В г. Евдокией Феодоровной Лозенко, принявшей монашество с именем Евпраксии, и вдовой священника Феодосией Ивановой Кубанской. В начале он существовал под видом общины, открытой в 1894 г., и в 1898 г. переименовав в монастырь. В обители один храм, построенный в 1893 г. в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При ней имеются: больница на 12 кроватей, живописная школа для послушниц и церковно-приходская школа на 30 девочек, открытая в 1897 году. Управляется Покровская обитель игуменьей. Георгиевский монастырь в Моздокском округе. Георгиевский нештатный общежительный монастырь находится пря р. Куре, в 70 в. от г. Моздока. Это первая по времени женская обитель во Владикавказской и Моздокской епархии. Она основана в 1885 г. отставным подполковником А.Ласточкиным в память войны 1877 года, и, первыми инокинями ее были сестры, служившие раненым под Карсом и Эрзерумом. Храм во имя Св. Георгия. При учреждении ее были открыты больница и школа. Управляет игуменья. Серафимовская община в Нальчикском округе. Основана община въ 1907 г. на участке, пожертвованном дочерью штабс- ротмистра Екатериной Алексеевной Хомяковой. Храм в честь Св. Троицы воздвигнуть в 1902 г. При общине находятся приют для сирот и больница с амбулаторией. Тифлисская губерния Обителей мужских 15, женских 3. Мужские обители Ахтальский Успенский монастырь в Борчалинском уезде. Ахтальский заштатный необщежительный монастырь находится в 50 в. от г. Шулавер и в 90 верстах от Тифлиса. Храм его построен в честь Успения Богоматери. Управляет игуменом. Бетанийский Рождество-Богородичный монастырь в Тифлисском уезде. Ботанийский монастырь, расположенный в ущелье р. Веры, в 14 верстах от Тифлиса, основан, по преданию, в XII в. Св. царицей Тамарой. Во время персидского владычества на Кавказе обитель эта подверглась полному разорению и запустению и в настоящее время восстановляется из развалин.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Бывая в монастырях, познакомился с прпп.Сергием Радонежским и Стефаном Махрищским. В преклонных летах оставил мир, удалившись в Симонов монастырь, где со временем стал игуменом. В видении повелено было ему пойти на Белоозеро и основать там монастырь, что он и исполнил. Обитель эта стала центром просвещения, ревнителем Православия и образцом общежития. Память 9 июня. 226 «Тон деспотин ке Архиереа имон, кирие, филатте ис полла эти деспота» (греч.) – т.е. «Господина и Архиерея нашего сохрани, Господи, на многая лета», – поют при архиерейском служении перед облачением. 228 Антонин (Грановский, 21.11.1865 – 14.1.1927) – обновленческий «митрополит Московский». Родился в Полтавской губернии. Закончил Киевскую духовную академию (1891), во время учебы в которой постригся в монахи (1890). Хиротонисан во епископа Нарвского, викария Санкт-Петербургской епархии (1903). Уволен на покой (1908). Епископ Владикавказский и Моздокский (1913). Участник Поместного Собора 1917–1918 гг. Уволен на покой по болезни (1917), но остался жить в Москве в Заиконоспасском монастыре без назначения. Патриархом Тихоном на него наложен запрет за вводимые им новшевства при богослужении. Уклонился в обновленческий раскол (апр.-май 1922), став первым архиереем обновленцев, председателем ВЦУ. «Митрополит» (авг. 1922). Провозгласил автокефалию собственной церкви, назвав ее «Союзом церковное возрождение». Литургию совершал вечером, причастие преподавал сахарными щипцами, престол вынес на солею, закрыв царские врата, молился на русском языке, пел канты. Уволен в отставку с должности председателя ВЦУ (июнь 1923). Обновленческим синодом лишен сана (окт.1923). Скончался в Москве. 232 Епископ Герман (Николай Степанович Ряшенцев, 10.11.1884 – 15.9.1937) – брат епископа Варлаама (Ряшенцева) . Родился в Тамбове в купеческой семье. Окончил Казанскую духовную академию (1906), на четвертом курсе которой принял монашеский постриг. Ректор духовных семинарий: Вифанской (1912) и Владимирской (1918). С епископом Феодором (Поздеевским) составил акафист св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

А Успенский мужской монастырь — место массового паломничества, куда, например, на праздник Богоявления съезжается несколько тысяч человек. Он расположен в очень красивом месте — Куртатинском ущелье и настолько органично вписан в пейзаж, что невозможно проехать мимо. В обители пребывает список чудотворной иконы Божией Матери «Моздокская», исчезнувшей в годы войны. Сейчас к ней со своими нуждами стремятся сотни людей, а службы идут частично на осетинском языке. Эта красота природы в сочетании с молитвой, гостеприимством, готовностью оказать каждому духовную поддержку имеет большое миссионерское влияние на людей. Святые наставники — Для вас самого монастырь —  Троице-Сергиева лавра  — стал родным домом, где вы прожили 12 лет. Кого из своих духовных наставников вы отметили бы особенно? — Конечно, архимандрита Кирилла (Павлова). Мне очень нравится характеристика, которую дал архимандрит Софроний (Сахаров) старцу Силуану Афонскому: «Это был человек вполне бесстрашный и свободный, но вместе с тем в нем не было и намека на дерзость. Бесстрашный, он пред Богом жил в страхе: оскорбить Его хотя бы помыслом дурным он действительно боялся. Большого мужества, он в то же время был исключительной кротости. Мужество и кротость — какое редкое и необычной красоты сочетание!» Эти слова можно отнести и к архимандриту Кириллу. Он был живой святой. Удивительно: я имел счастье с этим человеком говорить, исповедоваться у него, советоваться с ним. Отец Кирилл благословил меня принять монашество, и это перевернуло мою жизнь. Другой человек, оказавший на меня духовное влияние, — игумен Косма (Алёхин). Он был заместителем лаврского духовника, и когда архимандрита Кирилла не было, мы обращались с духовными вопросами к нему. Игумен Косма был человеком очень глубоких знаний, настоящим подвижником. Отец Матфей (Мормыль) — большой и добрый, самородок необыкновенного музыкального таланта, всегда относившийся к нам, молодым монахам, с отеческой любовью. Япония православная — Пятнадцать лет назад вам было поручено распространить опыт монашеской жизни в  Японской Православной Церкви . Сколько сейчас в стране православных японцев, учитывая, что христиан в Японии (вместе с католиками и протестантами) всего около одного процента?

http://patriarchia.ru/db/text/5961758.ht...

С 17 августа 1917 г. началась регулярная работа Собора в месте его постоянных заседаний в Епархиальном доме. Это было очень удачное и приспособленное для Собора место. В центре его был храм с иконостасом в древнерусском стиле. Три четверти всей задней части храма были благоустроенной залой для лекций и заседаний. На широкой солее, пред иконостасом сел епископат и президиум Собора, а ступенью ниже, в зале, все другие члены Собора, наглядно представляя соединение в нем «Верхней и Нижней» церковной палаты. В 1918 г. в Епархиальном доме были начаты занятия Православной Народной Академии – уникального высшего учебного заведения, сочетавшего богословское образование со светским. Вскоре же после революции Дом был отобран у верующих, полностью разгромлен и разграблен. Впоследствии внешность его совершенно изменена. В настоящее время бывший Московский Епархиальный дом передан Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. К 1000-летию св. равноап. кн. Владимира в 2015 г. здание было полностью восстановлено (Более подробно о Московском епархиальном доме см.: Козлов В. Ф. Епархиальный дом в Москве. Хроника жизни дома и Князь-Владимирского храма. 1902–1918 гг. М.: ПСТГУ, 2015). – Примечание. 168 Имеется в виду В. Н. Львов – обер-прокурор Святейшего Синода в марте-июле 1917 г. – Примечание. 169 легковой извозчик на крестьянской лошаденке с плохой упряжкой, который не стоял на бирже, а стерег ездоков по улицам. – Примечание. 170 Архиепископ Донской и Новочеркасский Владимир (Сеньковский Филарет Алексеевич; 1847–1917). В 1891 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. С 1893 г. епископ Владикавказский и Моздокский, с 1904 г. епископ Кишиневский и Хотинский, с 1908 г. архиепископ Донской и Новочеркасский. В 1914 г. уволен на покой и назначен сверхштатным членом Московской Синодальной конторы, управляющим на правах настоятеля Московским Заиконоспасским монастырем. Скончался в Москве. – Примечание. 171 В Московской духовной семинарии (Божедомский пер., ныне ул. Делегатская, главным фасадом выходит на Садово-Каретную улицу) проживала большая часть членов Собора. В актовом зале семинарии они часто обсуждали вопросы, касающиеся как церковной, так и общественной жизни России. В семинарской церкви свт. Николая ежедневно совершались службы силами членов Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Богородице, прибежище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, направи мя яко странна. Обиду мою веси,  разреши ту, якоже волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни Благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Тропарь, глас 1 В рождестве девство сохранила еси, во успении мipa не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши души нашя. Аугуста 15. Молитва пред чудотворною иконою Пресвятыя Богородицы Моздокскою, чтомая в Мозокском Успенском соборе, Владикавказския епархии О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому [и чудотворному] образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби нашя, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аугуста 19. Молитва пред иконою Пресвятыя Богородицы Донскою К кому возопию, Влалычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плачь мой и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище? Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое, и приклони ухо Твое ко мне, Влалычице Мати Бога моего, и не презри мене требующаго Твоея помощи, и не отрини мене грешнаго.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Макарий (Павлов; 1867 – после 1923), епископ Владикавказский и Моздокский; впоследствии уклонился в раскол. Родился в семье священника Томской епархии. Первоначальное образование получил в Барнаульском духовном училище. В 1890 году окончил Томскую Духовную семинарию и в этом же году 16 сентября рукоположен во священника. Овдовев, он в 1894 году поступил в Казанскую Духовную академию. В 1897 году пострижен в монашество. В 1898 году окончил академию и определен миссионером главного стана Киргизской миссии в Заречной Слободке города Семипалатинска. С 1899 года – начальник той же миссии в сане архимандрита. 18 марта 1901 года хиротонисан в Томске во епископа Бийского, викария Томской епархии. С 17 января 1905 года епископ Якутский и Вилюйский. 1 мая 1909 года уволен на покой согласно прошению, а 5 мая назначен управляющим, на правах настоятеля, Свияжским Успенско-Богородицким монастырем Казанской епархии. 28 января 1917 года определен епископом Владикавказским и Моздокским. В начале обновленческого движения уклонился в обновленческий раскол. До конца ли дней своей жизни пребывал в обновленчестве, не известно. Год смерти также не известен. 24 Иннокентий (Соколов; 1846–1937), архиепископ Бийский и Алтайский. В 1867 году окончил Московскую Духовную семинарию и назначен учителем Перервинского духовного училища. В 1871 году принят на службу в Алтайскую Духовную миссию. 8 сентября 1873 года рукоположен во священника и назначен миссионером. В 1890 году назначен благочинным миссионерских церквей. В 1897 году возведен в сан протоиерея. 2 февраля 1902 года пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и назначен помощником начальника Алтайской миссии. 3 апреля 1905 года хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. 23 мая этого же года назначен начальником Алтайской Духовной миссии. С 1919 по 1924 годы упоминается в качестве архиепископа Бийского и Алтайского. Скончался 14 августа 1937 года под Москвой, на квартире у своего сына протоиерея Николая Соколова. 26 Мелетий (Заборовский; 1869–1946), митрополит Харбинский и Маньчжурский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010