Ставропольская и Владикавказская епархия 21 мая 2010 г. 18:09 Учреждена в 1842 г. (по другим сведениям, в 1843 г.) как Кавказская и Черноморская ; с 1867 г. — Кавказская и Екатеринодарская ; с 1886 г. — Ставропольская и Екатеринодарская ; с 1916 г. — Кавказская и Ставропольская ; с 1922 г. — Ставропольская и Кубанская ; с 1935 г. — Ставропольская и Донская ; с сентября 1943 г. — Ставропольская и Пятигорская ; с мая 1945 г. — Ставропольская и Бакинская ; с февраля 1994 г. — Ставропольская и Владикавказская . С 1602 г. Северный Кавказ являлся частью Астраханской епархии . В июле 1842 г. из ее состава была выделена епархия, получившая название Кавказской и Черноморской. Новоучрежденная епархия включала в себя приходы Кавказской области (126 церквей и 180 причтов) и Черномории (66 церквей и 96 причтов). Первый епископ Кавказский Иеремия (Соловьев, 1843-1849 гг.) открыл в 1846 г. семинарию, развернул строительство храмов. Эта работа продолжалась при преемниках, среди которых особо выделяются свт. Игнатий (Брянчанинов; 1857-1862) и свт. Феофилакт (Губин; 1862-1872; местночтимый святой). В 1885 г. из Ставропольской епархии были выделены приходы Терской области, образовавшие Владикавказскую и Моздокскую епархию в составе Грузинского экзархата (самостоятельная Владикавказская кафедра — с октября 1894 г., упразднена после 1920 г., впоследствии вновь в составе Ставропольской епархии). Последний дореволюционный архиерей на Ставропольской кафедре митрополит Агафодор (Преображенский; 1893-1919) особое внимание уделял миссии среди народов Северного Кавказа. Указом от 18 июня 1919 г. Временного высшего церковного управления на Юго-востоке России, проходившего с участием владыки Агафодора, из состава епархии была выделена самостоятельная Кубанская и Екатеринодарская епархия , ранее существовавшая на правах Кубанского викариатства. В 1920-1930 гг. Ставропольская епархия разделила судьбу всей Русской Православной Церкви: за это время сменилось около десяти епископов. В среднем каждый из архиереев занимал кафедру в течение года, после чего подвергался репрессиям. Б о льшая часть храмов была разрушена. В кафедральном г. Ставрополе из более чем 20 православных храмов действующей осталась только Успенская церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/1184684.ht...

Завершились торжества по случаю 160-летия Ставропольской епархии Ставрополь, 15 декабря 2003 г. Торжества по случаю 160-летия Ставропольской епархии завершились 13 декабря Соборным архиерейским богослужением в Кафедральном соборе святого апостола Андрея Первозванного, сообщает пресс-служба епархии. Богослужение престольного праздника совершали архиепископы Калужский и Боровский Климент, Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон, Астраханский и Енотаевский Иона и епископы Элистинский и Калмыцкий Зосима, Бакинский и Прикаспийский Александр, Ставропольский и Владикавказский Феофан. Архиереям сослужило многочисленное духовенство при огромном стечении прихожан и гостей Ставрополя, прибывающих для поклонения Моздокской иконе Божией Матери, находящейся в эти дни в соборе. За Божественной литургией архиепископ Калужский и Боровский Климент вручил епископу Ставропольскому и Владикавказскому Феофану высокую Патриаршую награду – орден преподобного Сергия Радонежского II степени. Владыка Климент также зачитал Приветственное послание Патриарха Алексия по случаю юбилея епархии. «Господь благословил основать Ставропольскую епархию на земле, народы которой слышали проповедь Христовой Истины еще от святых апостолов Андрея Первозванного, Варфоломея, Симона Кананита и их учеников. Здесь была учреждена первая в пределах государства Российского православная епархия с центром в городе Тамань. Уже в V-VII веках христианство укоренилось на Северном Кавказе и подготовило почву для последующего крещения князя Владимира и принятия христианства на Руси. В Ставропольской епархии находится и долина Зеленчука - средоточие древних памятников христианства, крупнейший религиозный центр древней Алании», - говорится в послании. Предстоятель  Русской Церкви напомнил о великом прошлом епархии, о том, что одним из первых русских архиереев на этой земле потрудился святитель Игнатий Брянчанинов. Патриарх Алексий также отметил, что выпускниками Ставропольской семинарии были священномученики протоиерей Иоанн Восторгов и протоиерей Николай Кандауров.

http://pravoslavie.ru/8438.html

Из семьи священника Михаила Кондратьевича Лисицына. В 1873 поступил в Рязанское духовное училище. В 1877 г. окончил училище по 1-му разряду и поступил в Рязанскую духовную семинарию. С 1883 г. окончании семинарию по 2-му разряду. С сент. 1884 г. преподавал Закон Божий в школе деревни Заднее Пилево Рязанского уезда Рязанской губернии (ныне Клепиковский район Рязанской области). В этом же году женился. 22 сентября 1885 г. был рукоположен во диакона, а 25 сентября во иерея. Обе хиротонии совершил архиепископ Рязанский и Зарайский Феоктист (Попов) . Назначен священником в Троицкую церковь села Катино Скопинского уезда Рязанской губернии (ныне Скопинский район Рязанской области). В начале 1895 г. отец Михаил перешел во Владикавказскую епархию и 25 декабря начал служение в Крестовоздвиженском храме станицы Кисловодской (св 1959 г. включена в состав г. Кисловодска). В это время храм представлял собой небольшую деревянную церковь, нуждающуюся в реконструкции. В 1895 г. православная община станицы обратилась с прошением к епископу Владикавказскому и Моздокскому Владимиру (Синьковскому) о расширении церкви и строительстве новой колокольни. В 1896 г. начался сбор пожертвований, а в 1902 г. строительство. Попечениями отца Михаила взамен деревянной церкви был построен капитальный каменный храм. В 1904 г. храм был освящен с прежним названием. Отец Михаил также собрал средства и построил здание церковно-приходской школы. Кроме пастырских обязанностей отец Михаил преподавал Закон Божий в школе станицы, был кахитезатором (с 1896 г), председателем благочиннического совета 2-го округа Владикавказских храмов по Пятигорскому благочинию. 11 мая 1902 г. священник Михаил Лисицын был награжден Библией «за ревностные труды и заботы о воспитании детей». В 1906 г. отец Михаил получил новое назначение – в село Орбелиановское, а в декабре 1907 г. переведен в станицу Александровское Александровского уезда Ставропольской губернии (ныне село Александровское Александровского района Ставропольского края). Здесь он исполнял послушание третьего священника в храме Архангела Михаила, преподавал Закон Божий в 2-классном училище Министерства Народного Просвещения, и в церковно-приходском 1- классном мужском и 1- классном женском училищах. Был также делопроизводителем и казначеем Александровского отделения епархиального училищного совета. 25 июня 1912 г. отец Михаил был переведен в Никольскую войсковую казачью церковь в станице Усть-Лабинской Кубанской области (ныне г. Усть-Лабинск в Краснодарском крае). Здесь он также совмещал служение в храме с преподаванием Закона Божия в станичном Высшем начальном училище и также занимался миссионерской деятельностью.

http://pravenc.ru/text/2475781.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ И МОЗДОКСКАЯ ЕПАРХИЯ Собор во имя арх. Михаила во Владикавказе. Фотография. Нач. XX в. Собор во имя арх. Михаила во Владикавказе. Фотография. Нач. XX в. существовала в 1885-1922 гг. Образована с названием Владикавказская в составе Грузинского Экзархата преобразованием Владикавказского викариатства , 10 сент. 1894 г. выведена из подчинения Экзарха Грузии, называлась Владикавказской и Моздокской. Территория епархии сначала включала в себя Терскую обл. (центр - Владикавказ), частью к-рой являлась Сев. Осетия, в 1894 г. в В. е. были присоединены Дагестанская обл. и осетинское сел. Новогеоргиевское Кубанской обл. В нач. XX в. территория В. е. включала в себя совр. Сев. Осетию, Кабардино-Балкарию, Дагестан, Чечню, Ингушетию и регион Кавказских Минеральных Вод. Кафедральный город - Владикавказ. Кафедральные соборы - владикавказские Спасо-Преображенский (1863-1893) и Михаило-Архангельский (с 1894), Успенский в Моздоке (с 1904). В 1910-1914 гг. в составе В. е. существовало Пятигорское викариатство . Начальный период существования епархии Организационное оформление Владикавказской епархии связано с деятельностью Иосифа (Чепиговского) , с 1857 г. трудившегося в деле христ. просвещения народов Сев. Кавказа и прозванного «апостолом Осетии». Еп. Иосиф первым возглавил новосозданную епархию. Ко времени своего образования епархия насчитывала 122 храма и 2 мон-ря ( кизлярский в честь Воздвижения Креста Господня муж. и Георгиевский жен.). Приходы делились на русские и осетинские. Рус. приходы разделялись на приходы казачьих станиц, приходы сел, населенных переселенцами из России и Украины, и городские приходы. Горные осет. приходы были малочисленны и бедны, прихожане сохраняли в быту мн. языческие поверья, были подвержены мусульм. пропаганде. Особенностью Владикавказской епархии являлось то, что число православных, живших на ее территории (в нач. 90-х гг. XIX в.- ок. 300 тыс. чел.), было меньше, нежели число мусульман (ок. 400 тыс. чел.), а также сектантов и старообрядцев (последние жили, в частности, в Кизлярском отделе, ст-це Червлённой, Ессентуках).

http://pravenc.ru/text/158940.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована решением Синода от 26 дек. 2012 г. в пределах Республики Дагестан , Республики Ингушетия и Чеченской Республики, отделена от Владикавказской и Махачкалинской епархии. В тот же день на Махачкалинскую кафедру Синодом был избран клирик Владимирской епархии игум. Варлаам (Пономарёв; 2 янв. 2013 возведен в сан архимандрита, епископская хиротония состоялась 27 янв. того же года). Кафедральные города - Махачкала и Грозный, кафедральные храмы - махачкалинский Успенский собор и грозненская ц. во имя арх. Михаила. Епархия разделена на 6 благочиннических округов: Махачкалинский, Кизлярский, Тарумовский, Грозненский, Наурский, Магасский. К сер. 2016 г. епархия объединяла 52 прихода, действовали 2 мон-ря; в клире состояли 32 священника и 6 диаконов. При ЕУ работают отделы: религиозного образования и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, миссионерский, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по работе с молодежью, по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, по взаимодействию с казачеством, по тюремному служению, по канонизации святых. Успенский собор в Махачкале. 1905–1906 гг. Фотография. 2015 г. Успенский собор в Махачкале. 1905–1906 гг. Фотография. 2015 г. Земли М. и Г. е. входили в состав Астраханской (1723-1829; см. Астраханская и Енотаевская епархия ), Новочеркасской (1829-1842; см. Донская и Новочеркасская епархия ), Кавказской (1842-1885; см. Ставропольская и Невинномысская епархия ) епархий. 23 апр. 1885 г. Терская обл. была передана из Кавказской во Владикавказскую епархию (см. Владикавказская и Моздокская епархия ) в составе Грузинского Экзархата. В 1894 г. Владикавказская епархия была выведена из подчинения экзарха Грузии, к ней была присоединена Дагестанская обл. После уклонения в 1922 г. Владикавказского еп. Макария (Павлова) вместе с большей частью духовенства епархии в обновленчество правосл. Владикавказская епархия прекратила существование. Немногочисленные правосл. общины окормляли Пятигорские архиереи. В 1943 г. правосл. приходы бывших Терской и Дагестанской областей были включены в состав Ставропольской епархии. В 1998 г. приходы Дагестана были отнесены к Бакинской и Прикаспийской епархии . В 2011 г. территория Дагестана, Чечни и Ингушетии вошла в состав возобновленной Владикавказской епархии, от к-рой в следующем году была отделена М. и Г. е.

http://pravenc.ru/text/2562716.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гедеон (Покровский), еп. Владикавказский. Фотография. Нач. ХХ в. (Покровский Герасим; 1844-1922), еп. Владикавказский и Моздокский. Рус. правосл. богослов, миссионер. Род. в Орловской губ., в семье псаломщика. Окончил Орловскую ДС (1869), 13 февр. 1872 г. рукоположен во священника Преображенской соборной церкви г. Болхова Орловской епархии. Овдовев, в 1874 г. поступил в число братии Мещовского мон-ря Калужской епархии. 7 апр. 1875 г. пострижен в монашество. В 1884 г., по окончании 4-го курса Киевской ДА со степенью канд. богословия, был отправлен в Японскую духовную миссию и назначен преподавателем Свящ. Писания и нравственного богословия ДС в Токио. В 1885 г. по болезни освобожден от службы при миссии и определен в число братии болховского Троицкого Оптина мон-ря. С 27 марта 1887 г. преподаватель КазДС основного, догматического и нравственного богословия. С 30 янв. 1888 г. смотритель Холмского ДУ. 23 авг. того же года защитил дис. «Археология и символика ветхозаветных жертв» и удостоен степени магистра богословия. В магист. диссертации Г. разбирает все виды ветхозаветных жертв, описанных в Пятикнижии Моисея, их происхождение и значение. Согласно Г., правильно понять смысл жертвенных установлений в ВЗ можно, если рассматривать его внешние формы как символические (С. 8). 1 янв. 1889 г. возведен в сан архимандрита и 20 сент. назначен ректором Холмской ДС. 12 янв. 1892 г. хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. 22 дек. 1896 г. уволен на покой. С 6 нояб. 1899 г. епископ Прилуцкий, викарий Полтавской епархии. 12 авг. 1904 г. возглавил Владикавказскую и Моздокскую епархию , много времени уделял миссионерской работе. 16 сент. 1908 г. был уволен на покой по болезни с местопребыванием на подворье Второафонского Успенского мон-ря в Пятигорске. 24 янв. 1909 г. перемещен в люблинский Спасо-Преображенский мон-рь Полтавской епархии. Соч.: Археология и символика ветхозаветных жертв. Каз., 1888; Преосвященный Николай - начальник правосл. рус. миссии в Японии: [Речь преосвящ. Гедеона, еп. Прилукского]. Полтава, 1900; Мои избр. воспоминания//Кормчий. 1913. 26-37, 39. Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/161877.html

Петр (Лосев Петр Леонтьевич), еп. Пермский и Соликамский Родился в 1833 году в семье причетника Рязанской епархии. В 1854 году окончил Рязанскую семинарию и определен пом. наставника в Рязанском Троицком сиротском училище. В 1856 г. – наставник Рязанского духовного училища. 15 мая 1857 г. рукоположен в сан иерея. Овдовел и в 1862 году поступил в Московскую духовную академию. В 1866 году окончил академию и 18 ноября того же года был назначен преподавателем Рязанской духовной семинарии. 22 апреля 1868 г. – инспектор Рязанской семинарии. 31 янв.1869 г. удостоен степени магистра богословия. 2 июля 1875 года – ректор Вологодской духовной семинарии. 19 июля 1875 г. возведен в сан протоиерея. 5 окт.1887 года уволен от должности ректора Вологодской семинарии. 10 окт.того же года пострижен в монашество и II октября возведен в сан архимандрита. I ноября 1887 года хиротонисан во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. С 22 июля 1889 года – епископ Владикавказский и Моздокский. (В БЭС т.1, стб.519 и в БЭЛ m.III, стр.545, ошибочно указан год назначения на ВладиКавказскую епархию 1889-й, см. «Церк. Вед.» 1899 г., стр.300). С 3 мая 1891 г. – епископ Велико-Устюжский, вик. Пермской епархии. С 7 мая 1892 г. – епископ Пермский и Соликамский. В 1901году был вызван в Св.Синод для присутствия. Скончался 30 марта 1902 года. Отличался исключительной добротой. Труды: «Вифлеем». «Приб. к «ЦВ» 1868, 52, стр.1607. «Увещательная речь к Пермской пастве». «Приб. к «ЦВ» 1893, 50, стр.1799–1802. Литература: “Церк.Вед.” 1889, 32, стр.300. -“- 1891, 20, стр.169. -“- 1894, 20, стр.192. -“- 1901, 47, стр.379. «Приб. к «ЦВ» 1893, 50, стр.1799. -“- 1902, 14, стр.507–509. «Волог.Еп.Вед.» 1901, 6. «Новое Время» 9370. «Рус.Паломн.» 1889, 33, стр.398. «Церк.Вестн.» 1891, 21, стр.332. -“- 1891, 25, стр.394. -“- 1891, 46, стр.731. “Состав Св.Прав.Всер.Син· и Рос.Церк.Иерархии на 1894 год», стр.78–79. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 504·, стр.78. Булгаков, стр. 1395, 1397, 1408, 1416. БЭС т.1, стб.519. БЭС m.II, стб.1795. БЭЛ т. III, ст,.545, 722. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

архиеп. Алавердский и Телавский Гервасий (Мачавариани) епископ, бывший (с 30.06.1811) еп. Цылканский с 30.08.1814 † 5.02.1817 Стефан (кн. Джорджадзе) архиепископ, бывший архиеп. Руставский с 28.12.1818 † 18.11.1839 Никифор (кн. Джорджадзе) епископ, рукоположен с 5.04.1842 † 3.12.1851 Иоанн (Авалиани) епископ, рукоположен с 13.04.1852 † 6.04.1858 Гавриил (Кикодзе) епископ, рукоположен с 6.12.1858 по 2.06.1860 еп. Имеретинский; † 26.04.1896 Геронтий (Папиташвили) епископ, бывший еп. Мингрельский с 19.05.1862 по 30.05.1869 на покое; † 1.07.1871 Александр (Окропиридзе) епископ, бывший еп. Абхазский с 30.05.1869 по 20.03.1898 еп. Гурийско-Мингрельский; † 9.11.1907 Алавердский епископ С 1 марта 1886 года Виссарион (Дадиани) епископ, бывший еп. Мингрельский, викарий Имеретинской епархии с 1.03.1886 по 6.06.1898 еп. Имеретинский; † 4.08.1900 Владикавказский епископ С 3 апреля 1875 года Кафедра во Владикавказе Иосиф (Чепиговский) епископ, рукоположен с 13.11.1875 по 29.06.1885 еп. Владикавказский и Моздокский С 23 апреля 1885 года преобразована в самостоятельную епархию с присоединением Моздокской епископии. Кафедра во Владикавказе, в составе Грузинского экзархата. Сухумская 87 Возобновлена 12 июня 1885 года Кафедра в Сухуми Геннадий (Павлинский) епископ, рукоположен с 28.12.1886 † 31.03.1889 Александр (Хованский) епископ, рукоположен с 29.05.1889 † 12.02.1891 Агафодор (Преображенский) епископ, бывший еп. Балахнинский, викарий Нижегородской епархии со 2.03.1891 по 17.07.1893 еп. Ставропольский и Екатеринодарский; † после 1919 80 При формировании Грузинского экзархата в 1811 году имелось 11 епархий и 4 викариатства (епархии Мцхетско-Иверского патриархата), число которых со временем уменьшилось. В 1814 году в состав Грузинского экзархата вошли и епархии Имеретинско-Абхазского католикосата. 81 Католикос Абхазии (или Западной Грузии) именовался наместником святого Андрея Первозванного или «сидящим на троне святого Андрея». Упразднен в 1795 году, после чего вся Грузия перешла в ведение католикоса Карталинского, имевшего пребывание в Мцхете. В 1814 году Церковь Западной Грузии перешла в ведение Грузино-Имеретинской синодальной конторы и вошла в состав Грузинского экзархата РПЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Именным указом имп. Александра III Александровича от 16 июля 1882 г. П. был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии, постоянным членом Синода. 10 авг. П. выехал в Одессу, чтобы попрощаться с другом - архиеп. Херсонским Димитрием (Муретовым), 12 авг. посетил Новонямецкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь . При прощании с паствой П. отметил, что, возможно, в его «деятельности обрелось нечто погрешительное, одностороннее, несовершенное», поэтому «Господь призывает сюда иного деятеля для исправления погрешительно мною сделанного» (Слово. 1882. С. 847). Его преемником на Кишинёвской кафедре стал архиеп. Сергий (Ляпидевский) . Одним из последних деяний П. на Кишинёвской кафедре стало освящение 16 авг. нового здания жен. гимназии. 18 авг. 1882 г. он выехал из Кишинёва. Д. Б. К. 2 окт. 1882 г. П. прибыл в Тифлис, духовенство города встретило его в церкви Квашвети. В кафедральном соборе Сиони (см. Тбилисский Сиони ) был отслужен молебен, П. произнес приветственное слово, в к-ром «выразил готовность полюбить и защитить новую паству» (Дроеба (Времена): Газ. Тифлис. 1882. 208. С. 1). При П. изменилась структура Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви : из его состава было выведено Владикавказское викариатство , преобразованное в 1885 г. во Владикавказскую и Моздокскую епархию ; в Зап. Грузии учреждены 2 епархии - Сухумская (см.: Сухумо-Абхазская епархия ), территория которой была выделена из состава Имеретинской епархии (1885), и Гурийско-Мингрельская епархия (путем слияния Мингрельской и Гурийской епархий, 1886); в составе Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии образовано Алавердское викариатство (1886). Также был изменен устав Общества восстановления православного христианства на Кавказе , председателем к-рого стал экзарх (1885). В 1883 г. под редакцией прот. Д. Гамбашидзе стал выходить правосл. ж. «Мцкемси» (Пастырь). По инициативе П. были куплены здание для Тифлисского жен. епархиального училища имени равноап. Нины (за 40 тыс. р.), дом с землей для Озургетского ДУ (за 30 тыс. р.), земля для Горийского ДУ, а также возобновлено Телавское ДУ, для которого построены здания. В с. Ардон (ныне город, Сев. Осетия) открыто Александровское ДУ, готовившее священнослужителей для осет. приходов (в 1895 преобразовано в семинарию). Архиерей учредил братство Пресв. Богородицы, «имеющее целью утверждение православной веры в народе» ( Невзоров. 1892. С. 696). Считается, что при П. из Успенского храма Метехи исчезла чтимая икона Божией Матери, из Сиони - чудотворная икона равноап. Нины.

http://pravenc.ru/text/2578489.html

1 января 1889 года Гедеона возвели в сан архимандрита и 20 сентября назначили ректором Холмской духовной семинарии. 14 декабря 1891 последовало назначение его епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии. 12 января 1892 года была совершена его хиротония во епископы. В 1896 году Преосвященный Гедеон был уволен на покой с проживанием в Мещовском монастыре, где пробыл три года. 6 ноября 1899 года он назначается епископом Прилуцким, викарием Полтавской епархии. 12 августа 1904 года владыка Гедеон был определен на самостоятельную кафедру во Владикавказ, куда прибыл и был торжественно встречен 4 сентября. Пробыв в Терской области четыре года, владыка Гедеон оставил после себя добрую память. В смутные годы ему пришлось возглавлять епархию. На Кавказе, как и в России, звучали отголоски Первой русской революции. Выстрелы террористов и народные волнения вспыхивали то здесь, то там. В этих сложных условиях владыка Гедеон проповедовал любовь к людям, призывал прихожан быть терпимыми и следовать Божьим Заповедям. Преосвященный Гедеон особое внимание уделял народному просвещению, особенно среди горских народов. Он был озабочен изданием некоторых богослужебных книг на осетинском языке и изыскал для этого необходимую сумму. К концу пребывания владыки Гедеона во Владикавказе в епархии было 148 епархиальных учебных заведений. Много сил владыка отдавал строительству новых храмов, как в станицах, в селах, так и во Владикавказе. Например, 24 апреля 1907 года на подворье Покровского женского монастыря состоялась закладка нового храма в память Успения Пресвятой Богородицы. При деятельном участии Преосвященного Гедеона состоялось открытие у Реданта Свято-Троицкого мужского монастыря и был основан Пятигорский Второ-Афонский мужской монастырь. Заслугой епископа Гедеона было и преобразование Ардонской семинарии из миссионерской в нормальную и сохранение свечного завода, несмотря на решения съезда духовенства о его закрытии. Отличительной чертой владыки Гедеона были необыкновенная простота, доступность и ласковость в обращении со всеми, без различия положения. Образ жизни он вел чисто монашеский и строго замкнутый, уклоняясь, по возможности, от торжеств и парадных обедов, да и в гости редко, когда заходил и сам к себе не принимал никого, кроме близких родственников. В феврале 1907 года исполнилось 35-лет служения Гедеона в священном сане. Духовенство хотело торжественно поздравить архиерея с юбилеем, но категорически отказался, в итоге приняв лишь образ Моздокской иконы Божией Матери от епархиального и духовного училищ и посох от кадетского корпуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Pokrovs...

  001     002    003