— Есть информация, что руководство Аланской епархии предложило разделить ее на две части, выделив отдельную епархию в Моздокском районе. Возможно ли такое разделение? — Нет, о разделении Владикавказской епархии речь не идет. — Столкнулись ли Вы здесь с какими-то сложностями, связанными с тем, что, помимо традиционных Православия и ислама, в Северной Осетии присутствуют и так называемые традиционалисты? — Я человек очень мирный и спокойный, и добрые отношения сложились у меня со всеми конфессиями. Я встречался и с духовным главой буддистов, и с Папой Римским Бенедиктом XVI . Недавно меня познакомили с новым главой Католической Церкви Франциском I . Мое сердце открыто для всех. Мы всегда приходим на помощь, если у кого-то случается беда. Вот недавно мы собрали деньги и помогли семье убитого Ибрагима Дударова , заместителя муфтия Северной Осетии. Мы всегда разделяем с другими скорби и радости, и ждем, чтобы и все остальные религии точно так же относились к нам. — Но в то же время известны и случаи актов вандализма в святилище, расположенном недалеко от мужского монастыря… — Это не ново — воевать с беззащитными иконами. Мы это уже проходили и знаем, что подобные деяния не останутся без наказания Божия. К сожалению, часовня в Куртатинском ущелье, получив статус памятника регионального значения, пока не передана тем, кто в состоянии ее сохранить для будущих поколений. Конечно, это не могут быть вандалы, которые выбрасывают иконы и разбивают памятные плиты. Мы уже дали оценку случившемуся — это варварство и вандализм; и совершенно неважно, в отношении какой религии подобное совершается. Вот если бы кто-то принес и оставил в православном храме Коран — разве мы бы его выбросили? Конечно, нет! Мы пришли бы к мусульманам и сказали: «братья, заберите — это наше православное место». Итак, мы настаиваем на необходимости поддерживать мир, потому что если в епархии начнется передел, то последствия могут быть самые серьезные, а этого допустить никак нельзя. — Что Вы подразумеваете под переделом?

http://patriarchia.ru/db/text/3430676.ht...

Кавказские епархии, в том числе и Владикавказская, изобилуют многоразличными толками сектантов, раскольников и магометан. Преосвященный Владимир предпринял ряд мероприятий для борьбы с сектами, расколом и для распространения среди них здравых словес христианского учения. В сентябре 1894 года Святейший Синод выделил владикавказскую епархию из Грузинского Экзархата, поставляя самостоятельность епархиального правления прежде всего одним из средств более успешного развития просветительной деятельности духовенства среди раскольников и сектантов епархии. Для возможно успешного осуществления тех же задач, 25 марта 1894 г. его преосвященством открыто при кафедральном соборе Михаило-Архангельское братство; с 1 января 1895 г. начато издание «Владикавказских Епархиальных Ведомостей», причем преимущественное внимание предположено уделять миссионерскому отделу; учреждены должности противораскольнического и противосектантского миссионеров. В тех же миссионерских видах, по ходатайству преосвященного, Ардонское Духовное Училище преобразовано в Миссионерскую Семинарию в 1895 г.; во всех церквах епархий заведены внебогослужебные воскресные беседы, а в самом Владикавказе, кроме того, с 1894 г., по почину преосвященного и при деятельнейшем его участии, во время великого поста по воскресным дням, ведутся богословские чтения для интеллигентной публики. Во Владикавказе не было монастырей, и преосвященным открыта и освящена Покровская женская община, преобразованная ныне в Покровский общежительный женский монастырь. Для возможного развития религиозной настроенности среди пасомых, по ходатайству Его Преосвященства, с разрешения Св. Синода установлен крестный ход с местночтимой чудотворной Моздокско-Иверской иконой Божией Матери из Моздока во Владикавказ. Икона Божией Матери, по пути из Моздока во Владикавказ. Ежегодно проносится по многим станицам, аулам и селам, везде возбуждая религиозное одушевление и благоговейное к себе почитание. Пред иконой этой молятся и магометане! В память этого события, имеющего особое значение для разноплеменного и разноверного Владикавказа, гражданами г. Владикавказа поднесена преосвященному Владимиру драгоценная панагия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именным указом имп. Александра III Александровича от 16 июля 1882 г. П. был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии, постоянным членом Синода. 10 авг. П. выехал в Одессу, чтобы попрощаться с другом - архиеп. Херсонским Димитрием (Муретовым), 12 авг. посетил Новонямецкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь . При прощании с паствой П. отметил, что, возможно, в его «деятельности обрелось нечто погрешительное, одностороннее, несовершенное», поэтому «Господь призывает сюда иного деятеля для исправления погрешительно мною сделанного» (Слово. 1882. С. 847). Его преемником на Кишинёвской кафедре стал архиеп. Сергий (Ляпидевский) . Одним из последних деяний П. на Кишинёвской кафедре стало освящение 16 авг. нового здания жен. гимназии. 18 авг. 1882 г. он выехал из Кишинёва. Д. Б. К. 2 окт. 1882 г. П. прибыл в Тифлис, духовенство города встретило его в церкви Квашвети. В кафедральном соборе Сиони (см. Тбилисский Сиони ) был отслужен молебен, П. произнес приветственное слово, в к-ром «выразил готовность полюбить и защитить новую паству» (Дроеба (Времена): Газ. Тифлис. 1882. 208. С. 1). При П. изменилась структура Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви : из его состава было выведено Владикавказское викариатство , преобразованное в 1885 г. во Владикавказскую и Моздокскую епархию ; в Зап. Грузии учреждены 2 епархии - Сухумская (см.: Сухумо-Абхазская епархия ), территория которой была выделена из состава Имеретинской епархии (1885), и Гурийско-Мингрельская епархия (путем слияния Мингрельской и Гурийской епархий, 1886); в составе Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии образовано Алавердское викариатство (1886). Также был изменен устав Общества восстановления православного христианства на Кавказе , председателем к-рого стал экзарх (1885). В 1883 г. под редакцией прот. Д. Гамбашидзе стал выходить правосл. ж. «Мцкемси» (Пастырь). По инициативе П. были куплены здание для Тифлисского жен. епархиального училища имени равноап. Нины (за 40 тыс. р.), дом с землей для Озургетского ДУ (за 30 тыс. р.), земля для Горийского ДУ, а также возобновлено Телавское ДУ, для которого построены здания. В с. Ардон (ныне город, Сев. Осетия) открыто Александровское ДУ, готовившее священнослужителей для осет. приходов (в 1895 преобразовано в семинарию). Архиерей учредил братство Пресв. Богородицы, «имеющее целью утверждение православной веры в народе» ( Невзоров. 1892. С. 696). Считается, что при П. из Успенского храма Метехи исчезла чтимая икона Божией Матери, из Сиони - чудотворная икона равноап. Нины.

http://pravenc.ru/text/2578489.html

Из семьи священника Михаила Кондратьевича Лисицына. В 1873 поступил в Рязанское духовное училище. В 1877 г. окончил училище по 1-му разряду и поступил в Рязанскую духовную семинарию. С 1883 г. окончании семинарию по 2-му разряду. С сент. 1884 г. преподавал Закон Божий в школе деревни Заднее Пилево Рязанского уезда Рязанской губернии (ныне Клепиковский район Рязанской области). В этом же году женился. 22 сентября 1885 г. был рукоположен во диакона, а 25 сентября во иерея. Обе хиротонии совершил архиепископ Рязанский и Зарайский Феоктист (Попов) . Назначен священником в Троицкую церковь села Катино Скопинского уезда Рязанской губернии (ныне Скопинский район Рязанской области). В начале 1895 г. отец Михаил перешел во Владикавказскую епархию и 25 декабря начал служение в Крестовоздвиженском храме станицы Кисловодской (св 1959 г. включена в состав г. Кисловодска). В это время храм представлял собой небольшую деревянную церковь, нуждающуюся в реконструкции. В 1895 г. православная община станицы обратилась с прошением к епископу Владикавказскому и Моздокскому Владимиру (Синьковскому) о расширении церкви и строительстве новой колокольни. В 1896 г. начался сбор пожертвований, а в 1902 г. строительство. Попечениями отца Михаила взамен деревянной церкви был построен капитальный каменный храм. В 1904 г. храм был освящен с прежним названием. Отец Михаил также собрал средства и построил здание церковно-приходской школы. Кроме пастырских обязанностей отец Михаил преподавал Закон Божий в школе станицы, был кахитезатором (с 1896 г), председателем благочиннического совета 2-го округа Владикавказских храмов по Пятигорскому благочинию. 11 мая 1902 г. священник Михаил Лисицын был награжден Библией «за ревностные труды и заботы о воспитании детей». В 1906 г. отец Михаил получил новое назначение – в село Орбелиановское, а в декабре 1907 г. переведен в станицу Александровское Александровского уезда Ставропольской губернии (ныне село Александровское Александровского района Ставропольского края). Здесь он исполнял послушание третьего священника в храме Архангела Михаила, преподавал Закон Божий в 2-классном училище Министерства Народного Просвещения, и в церковно-приходском 1- классном мужском и 1- классном женском училищах. Был также делопроизводителем и казначеем Александровского отделения епархиального училищного совета. 25 июня 1912 г. отец Михаил был переведен в Никольскую войсковую казачью церковь в станице Усть-Лабинской Кубанской области (ныне г. Усть-Лабинск в Краснодарском крае). Здесь он также совмещал служение в храме с преподаванием Закона Божия в станичном Высшем начальном училище и также занимался миссионерской деятельностью.

http://pravenc.ru/text/2475781.html

Алавердский собор. Фрагмент картины «Кахетинский эпос. Алазанская долина». Нач. ХХ в. Худож. Н. Пиросмани Алавердский собор. Фрагмент картины «Кахетинский эпос. Алазанская долина». Нач. ХХ в. Худож. Н. Пиросмани В 1801 г. в состав России вошла историческая пров. Лоре-Ташири, правосл. население к-рой (сначала российские войска и члены семей военных, рус. поселенцы и крестьяне) 21 июня 1811 г. было включено в юрисдикцию Мцхетско-Карталинской епархии. В 1878 г., согласно Сан-Стефанскому мирному договору, Россия получила Карс, и прилегающий к крепости регион был включен в К.-К. е. 13 дек. 1912 г. на этой территории было образовано Ереванское (Эриванское) викариатство К.-К. е., к-рое окормляло правосл. население Эриванской губ., Карсской обл. и, вероятно, Лорийской вол. Борчалинского у. Тифлисской губ. Мон-рь Кобени. Фотография И. П. Рауля. 70-е гг. XIX в. (частное собрание) Мон-рь Кобени. Фотография И. П. Рауля. 70-е гг. XIX в. (частное собрание) 3 апр. 1875 г. в результате деятельности Осетинской духовной комиссии и Общества восстановления православного христианства на Кавказе в состав К.-К. е. были включены православные приходы Владикавказа, Сев. Осетии и Алагирского завода, оформленные как Владикавказское викариатство . Оно просуществовало до 1885 г. и было преобразовано во Владикавказскую и Моздокскую епархию РПЦ. С продвижением Российской империи на восток Закавказья в состав К.-К. е. вошли территории совр. Азербайджана. 19 мая 1905 г. было образовано Бакинское викариатство К.-К. е., охватывавшее правосл. приходы Бакинской и Елизаветпольской губерний Российской империи. 12 марта 1917 г. по решению Собора духовенства всей Грузии, на к-ром была провозглашена автокефалия ГПЦ, К.-К. е., как и др. епархии Грузии, вышла из состава Грузинского Экзархата и вошла в подчинение Временному управлению ГПЦ. После восстановления автокефалии ГПЦ на I Поместном Соборе Грузинской Церкви в сент. 1917 г. К.-К. е. была разделена на исторические епархии: Мцхетскую, Тифлисскую, Алавердскую, Бодбийскую, Урбнисскую и Ацкурскую. История

http://pravenc.ru/text/1681175.html

Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), товарищами председателя - архиеп. Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе), протопр. Г. Шавельский и кн. Г. Трубецкой. В состав Собора вошли 11 архиереев (митр. Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), архиепископы Кавказский и Ставропольский Агафодор (Преображенский), Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе), Екатеринославский и Мариупольский Агапит (Вишневский), епископы Владикавказский и Моздокский Макарий (Павлов), Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), Кубанский вик. Ставропольской епархии Иоанн (Левицкий), Приазовский и Таганрогский вик. Екатеринославской епархии Арсений (Смоленец), Аксайский вик. Донской и Новочеркасской епархии Ермоген (Максимов), Александровский вик. Ставропольской епархии Михаил (Космодемянский)), протопр. Г. Шавельский, 11 протоиереев, 10 священников, 1 монах, 2 мирянина. По предложению руководителя редакционной комиссии П. В. Верховского Собор усвоил себе наименование «Юго-восточный русский церковный собор» вместо определенного Предсоборной комиссией «Южно-Русский Поместный Церковный Собор». В заседаниях первого дня принял участие ген. Деникин, а также генералы и офицеры его штаба. В ходе работы Собора был рассмотрен и утвержден проект «Положения о ВВЦУ ЮВР», принято решение о преобразовании бывш. Приазовского вик-ства Екатеринославской епархии в Ростовскую и Таганрогскую епархию, Кубанского вик-ства Ставропольской епархии и Сухумского вик-ства Черноморской епархии в самостоятельные епархии, ввиду того что соответствующие викарии давно управляли своими вик-ствами самостоятельно при участии епархиальных советов. Обсуждались также вопросы о приходах (способы оживления и организации церковноприходской жизни), о духовных учебных заведениях, о церковной дисциплине и др. (в частности, предсоборная комиссия предлагала к рассмотрению вопросы об отношении большевиков к Церкви, о положении священников-беженцев и привлечении их к пастырским трудам и др.).

http://pravenc.ru/text/155428.html

Чудотворная икона Моздокской Божией Матери доставлена в Ставрополь Ставрополь, 12 декабря 2003 г. Приложиться к православной святыне - чудотворной иконе Моздокской Божией Матери получили возможность прихожане отмечающей сегодня 160-летие Ставропольской и Владикавказской епархии. Святыня доставлена из Моздока в Ставрополь Крестным ходом, который прошел по всем входящим в епархию приходам Ставрополья, Северной Осетии-Алании, Чечни, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, сообщает ИТАР-ТАСС. По преданию, эта икона была подарена осетинам, проживавшим в высокогорном Куртанинском ущелье Северного Кавказа, еще грузинской царицей Тамарой, всячески поддерживавшей распространение христианства. Покинув в XVIII веке горы в поисках более плодородных земель, куртанинские осетины взяли икону с собой. Однако вблизи Моздока арба переселенцев остановилась: впряженные в нее волы отказывались двигаться далее до тех пор, пока погонщики не исполнили услышанный свыше голос оставить икону среди моздокских степей - в местах, где искони в добрососедстве проживают православные осетины, мусульмане-черкесы, русское казачество. С тех пор икона почитается здесь верующими и православного, и мусульманского вероисповедания хранительницей мира, спокойствия, защитницей от врагов, целительницей болезней. В программе юбилейных торжеств, посвященных 160-летию епархии - Божественная литургия в ставропольском кафедральном храме апостола Андрея Первозванного, научно- практическая конференция " Церковь и общество: 160 лет совместного служения на юге России " . В Ставропольском краеведческом музее открыта выставка реликвий, отражающих историю епархии-юбиляра. 12 декабря 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8433.html

72 Дело Грузинско-имеретинской Синодальной Конторы по первому столу грузинского Отделения, 12, 1894 г. 73 По первоначальным штатам между прочим, положено: А) по содержанию епархиальной канцелярии: один секретарь с жалованьем 970 руб., но должности и шитью на мундире VIII класса и по пенсии VI разряда, один помощник секретаря с жалованьем 720 р., по должности и шитью на мундире IX класса и по пенсии VIII разряда; на содержание писцов 360 р. и на освещение, отопление и на канцелярские расходы 450 р. (Секретарь определяется к должности и увольняется от неё экзархом Грузии, по представлению епископа Владикавказского, по предварительном сношении с обер-прокурором Святейшего Синода. Помощник секретаря определяется и увольняется экзархом Грузии также по представлению епископа Владикавказского); Б) по содержанию кафедрального собора: один протоиерей с жалованьем 600 р., один ключарь – 500 р., 2 священника по 400 р., один протодиакон – 400, один диакон – 350 р., 2 иподиакона по 300 р., 3 псаломщика по 150 р. и на наем церковной прислуги 240 р. (Церковный Вестник за 1885 год 24, стр. 96). По штатам же, высочайше утвержденным в 1895 году, положено по содержанию духовной консистории: членов консистории – 3 с жалованьем каждому по 500 р., 1 секретарь – 2275 р. жалования, по должности и шитью на мундире VII, а по пенсии V класса, столоначальников 3, по 1050 р. каждому, по должности и шитью на мундире IX класса, а по пенсии VIII класса, казначеи один, архивариус один и регистратор один, по 900 руб. жалованья каждому, казначей по должности и шитью на мундире IX класса и по пенсии VIII разряда, а остальные двое по должности и шитью на мундире X класса, а по пенсии IX разряда, секретарь при архиерее – 1, жалования 1050 р., по должности и шитью на мундире VIII класса и по пенсии VII разряда, на содержание канцелярских чиновников 300 руб. и на остальные расходы 200 руб. (Церковные Ведомости за 1895 г. 28). 78 Грузинский Духовный Вестник, «Моздокская епархия и Гай, епископ Моздокский» за 1864 г. 12, 1865 г. 1 и 2. Здесь же заметим, что кроме миссионеров из грузин также много было в начале XVШ столетия на северном Кавказе священнослужителей из этой же нации. В клировых ведомостях церковнослужителей была тогда особая графа, в которой обозначалось против каждого духовного лица: Грузинской нации, или Русской нации, казацкой породы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь все наличные преподаватели – монахи и холостые – обедают и ужинают у меня. Обед и ужин проходит в оживленных разговорах о впечатлениях дня, об уроках, учениках, о новостях, вспоминаем прежние годы, делимся воспоминаниями и т. д. Преподаватели сами говорят, что прежде аульная обстановка влияла на них очень плохо, заставляла дичать и опускаться. Ученики произвели на меня хорошее впечатление. Есть у них некоторая грубость, неотесанность, но, в общем, народ добрый и послушный. Занимаются очень усердно: за прошлый год была только одна переэкзаменовка. В нынешнем году трое поступили в Казанскую Академию. Больное место Семинарии – это ее хозяйство. Мне по принятии ее пришлось установить и довести до сведения Преосвященнейшего Агапита и Хозяйственного Управления при Св[ятейшем] Синоде о громадной задолженности Семинарии за первую половину текущего года (т. е. до моего приезда) и полном отсутствии средств к ее существованию. С 5-го по 11-е августа я сопровождал Преосвященнейшего Агапита, епископа Владикавказского и Моздокского, в его поездке по селам горной Осетии. Поездка была трудная, но интересная и напомнила мне во многом мои поездки по Урмийской области. Путешествовали мы и на экипажах, и верхом, и пешком. Были и приключения Владыка упал с лошади,. но благополучно, я упал с лошади и выкупался в горной речке. На обратном пути под нами опрокинулся экипаж. Усталые, но здоровые, мы очень довольны были поездкой Народ (осетины) везде встречал нас радушно, внимательно слушал поучения Владыки, усердно молились. Были мы и в таких местах, где ни один из прежних архиереев Владикавказских не бывал. Простите, Ваше Высокопреосвященство, меня за мое длинное письмо. Прошу святительского благословения Вашего Высокопреосвященства, Милостивого Архипастыря и Отца нижайший послушник Архимандрит Пимен ректор Александровской Духовной Семинарии (в с. Ардон Терской области). 11 сентября 1911 года». Поездка, о которой упоминает отец Пимен в письме, была в самые труднодоступные горные приходы Осетии. Епископ Агапит 95 с отцом ректором проделали 250 верст в экипажах и 100 верст верхом. Узкие тропинки, вьющиеся по склонам гор над страшными обрывами, то поднимались на огромную крутизну, то опускались вниз, в пропасти. Случалось переходить по тонким жердям над пропастями, перебираться через бурные реки; дорога, размытая дождями, была труднопроходима. В Цейском ущелье владыка упал с лошади на узком мосту, но задержался на двух его перекладинах. На обратном пути при выезде из ущелья бричка с Преосвященным Агапитом и отцом ректором на полном ходу наскочила на пень, и их выбросило из нее, только чудом и милостью Божией они отделались несильными ушибами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

В это смутное время, года за два до революции, на Петербургскую кафедру был назначен Экзарх Грузии, Высокопреосвященный Питирим, архиепископ Карталинский, бывший перед тем архиепископом Самарским и Ставропольским, раньше архиепископом Владикавказским и Моздокским, а еще раньше Курским и Обоянским. Обстоятельства, при которых состоялось это назначение, и время пребывания митрополита Питирима на кафедре Первосвятителей Российских окружены такими легендами, что долг уважения к правде , безотносительно даже к долгу дружбы, которою я был связан с почившим Владыкою 10 лет, обязывает меня громко разоблачить эти легенды. Я отдаю себе ясный отчет в исключительной трудности поставленной задачи. К этим легендам нельзя подходить неподготовленным, во-первых, потому, что для уяснения их необходимо знакомство с исторической перспективой, предшествовавшей революции, во-вторых – знакомство с духовным обликом митрополита Питирима. Оба эти условия чрезвычайно сложны. Первое требует исторического очерка революции; второе обязывает к психологическому анализу сущности и идеи монашества. Обстоятельства настоящего времени, в связи с отсутствием требуемых материалов, заставляют меня ограничиться только теми сведениями, какие сохранились в моей памяти и относятся непосредственно к личности митрополита Питирима. Революция замела много следов; однако история сумеет разобраться в правде и отведет митрополиту Питириму заметное место на своих страницах. Тогда обнаружатся и политические мотивы легенд, распространявшихся вокруг его имени. Я не буду их касаться; скажу лишь, что тот, кто умеет возвышаться над жизнью и в ходе повседневных событий улавливать законы исторической последовательности, тот оценивает значение этих событий не только по их сущности, но и по связи их с теми причинами, коими они вызваны. Легенды вокруг имени митрополита Питирима были обычным революционным приемом в руках делавших революцию и преследовавших самых опасных врагов своих. Странно не то, что революционеры, ставившие себе целью ликвидацию христианства, обрушились на Первоиерарха Русской Церкви, странно то, что они заставили и врагов своих поверить той клевете, какую они распространяли вокруг Первосвятителя.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010