Северо-Осетинское благочиние Ставропольской и Владикавказской епархии расширяет книгоиздательскую деятельность 23 января 2008 г. 11:00 Минувший 2007 год ознаменовался активной издательской деятельностью Северо-Осетинского благочиния Ставропольской и Владикавказской епархии . При поддержке Правительства республики вышла в свет книга «Коста и Православие», подготовленная настоятелем храма святого Георгия Победоносца в Беслане иереем Сергием Мальцевым. В книгу вошли христианская лирика и поэма «Се Человек» великого осетинского поэта Коста Хетагурова, долгие годы зачислявшегося в атеисты официальным советским литературоведением, и очерк о глубоком влиянии Православия на его творчество и духовную жизнь. Составитель книги посвятил ее памяти детей, погибших в ходе варварского нападения на бесланскую школу 1 в сентябре 2004 года. В «северной столице» Осетии — Моздоке — издан красочный буклет «Сказание о явлении Моздокской чудотворной иконы Божией Матери». Книгу-альбом подготовили настоятель моздокского Успенско-Никольского храма протоиерей Василий Шауэрман, журналист Ольга Синицына, художники Юрий и Наталия Побережные. Избрав, казалось бы, вполне раскрытую тему (чудотоворной иконе посвящен целый ряд публикаций — научных и популярных, церковных и светских), небольшой творческий коллектив продемонстрировал совершенно оригинальный подход. Новая книга о моздокской святыне представляет собой альбом детских рисунков, а сопровождающий текст играет вспомогательную роль. Основные авторы буклета — не взрослые, а дети 6-16 лет, победители и участники недавнего конкурса детского рисунка «Кавказская святыня — Моздокская икона Божией Матери» . Сказание о чудотворном образе представлено не в букве, как обычно, а в линии и краске. Помимо детских работ, в брошюре много фотографий. На них представлены и часовня Пресвятой Богородицы в Куртатинском ущелье, в которой находилась икона до ее перемещения на равнину Терека, и великолепный моздокский собор — последнее место пребывания чудотворного образа, стертый с лица земли богоборцами, и яркие эпизоды из современной жизни Православия на моздокской земле.

http://patriarchia.ru/db/text/354500.htm...

По завершении Божественной литургии в новопостроенном Михайло-Архангельском храме была совершена панихида. Промыслом Божиим отец Петр принял мученическую смерть как жертву за спасение кавказского края, охваченного братоубийственной войной. Высокопреосвященный Гедеон, Митрополит Ставропольский и Владикавказский сказал о великом подвиге мученика за веру: «Несомненно, отец Петр – это жертва за всех нас, живущих на Кавказе, за тех, кто знал и любил его…» Господи, упокой души старицы Феодосии и отца Петра, со святыми упокой, и их молитвами спаси нас! 44 Владикавказский Покровский женский монастырь. В 1891 году во Владикавказе появилась женская община, её основала Евдокия Феодоровна Лозенко (в иночестве Евпраксия), в 1892 году была воздвигнута церковь , перевезенная сестрами из станицы Терской. С первого же дня в храме стали совершаться богослужения. Окончательное обустройство церкви пришлось на 6 января 1894 года, когда епископ Владикавказский и Моздокский Владимир (Сеньковский) освятил церковь . В сентябре 1897 года община была преобразована в женский монастырь. Первой игуменией монастыря стала монахиня Ставропольского Иоанно-Марьинского монастыря Неонила. При матушке Неониле в обители были устроены иконописная, швейная и рукодельная мастерские, небольшой свечной завод и просфорня, в 1897 году при монастыре открылась школа для девочек-сирот. У монастыря была своя больница, а с 1914 года – лазарет для раненых воинов. В Покровском храме монастыря в специальном ковчежце с 12 мая 1905 года хранились небольшие частицы святых мощей святого апостола Петра, равноапостольной Марии Магдалины, святой мученицы Татианы, преподобного Игнатия, архимандрита Печерского и Евфросинии, игумении Полоцкой, привезенные игуменьей Агнией из Киева. В трудные годы лихолетия настоятельницей Покровского монастыря стала игуменья Клавдия (в миру Анна Макаровна Щербинина). В 1918 году монастырь был разорен большевиками. Во время разграбления монастыря игуменья Клавдия подверглась страшным пыткам. От нее требовали ключи от кладовых. Матушка Клавдия не выдавала ключей и была заживо сожжена палачами на медленном огне. По словам ее племянницы, игуменья Клавдия знала об ожидающем ее мученичестве от старицы Анастасии Владикавказской. После мученической кончины игуменьи Клавдии обитель возглавила матушка Ермиония. В 1921 году Покровский женский монастырь был закрыт. Не желая покидать родную обитель, в мае 1921 года сестры образовали трудовую общину. В 1932 году с закрытием Покровской церкви сестры окончательно покинули стены обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владикавказская епархия сделала заявление по поводу осквернения часовни в Куртатинском ущелье Москва, 25 августа 2013 г.      Владикавказская епархия выступила с заявлением в связи с актом вандализма, совершенным недавно в отношении старинной часовни Рождества Пресвятой Богородицы в Куртатинском ущелье (Алагирский район Республики Северная Осетия-Алания), сообщает Патриархия.Ru : «Как известно, неустановленные лица вынесли из часовни иконы и, по всей вероятности, выбросили их в пропасть. Это уже третье подобное происшествие за полтора года. Также кощунники не пощадили свидетельство исторической памяти своего народа — они разбили и низвергли в ту же бездну камень с именами тех, кто в 1900 году помогал ремонтировать часовню. Новоявленные иконоборцы совершили надругательство над одним из древнейших памятников аланской православной культуры. Первые упоминания о нем относятся к XII столетию. По преданию, святая царица Тамара подарила этой часовне Иверскую икону Божией Матери. Чтимый образ хранился здесь на протяжении 600 лет и впоследствии под именем Моздокской иконы стал известен всему православному миру. Недопущение оскорбления чувств верующих, актов кощунства над религиозными святынями и глумления над культурными памятниками — задача государства, уважающего своих граждан. Пастырский долг Церкви — давать духовную, нравственную оценку имевшим место событиям. То, что произошло, есть богохульство и кощунство, сознательное и намеренное оскорбление святыни, проявление грубой враждебности к тысячам православных верующих Осетии и их чувствам. Вместе с тем необходимо отделять грех от грешника, осуждая первый и надеясь на покаяние последнего. Бог ищет спасения грешников и призывает их к покаянию. Мы обеспокоены судьбой людей, которые по злому наущению подняли руки на святыню. Мы обращаем к ним свой призыв к покаянию, по-отечески напоминая, что подобные действия пагубно отражаются на дальнейшей судьбе кощунников. Пусть вразумит их предостережение Священного Писания: " Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет " (Гал. 6:7). Обращаясь к тем, чьи чувства которых были глубоко оскорблены актом кощунства, Церковь призывает всех верных своих чад хранить мирный дух и молитвенное предстояние перед Богом». 25 августа 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/63622.html

Закрывался ли храм (в какие годы, как использовалось здание): Закрыт в 1937 г. Открыт в 1942 г. (12-го, к престолу). Храм спасён председателем колхоза Пискарёвым Н.А. от слома – он настоял на использовании храма под ток – установил веялки. Сам же Николай Архипович был за это осуждён и отбыл наказание. С 1937 по 1940 г.г. в крестильной устроена изба-читальня; 1940-1942 г.г. школа и госпиталь. Храм сохранён в неизменном виде; была произведена реставрация иконостаса, но мастера лишь восстановили недостающие детали (т.е. и внутренний вид храма остался без изменений). В 1979г. Был лишь немного удлинен правый клирос. http://lysogorskaya.net/viewtopic.php?f=4&t=63 19-20 апреля 1911 г. станицу посетил викарий Владикавказской епархии, епископ Пятигорский, Арсений. Из доклада настоятеля церкви о. Иоанна Денисова (2-й священник Василий Любарский, псаломщик Василий Гаевский) следовало, что в станице два храма: новый, Рождества Богородицы, построенный 12 лет тому назад усердием прихожан, и другой храм старый, Покровский, который построен дедами и отцами настоящих прихожан и существует уже 110 лет. Старый храм предполагалось перенести в более населённое место, обновить его и оставить в таком виде на память потомкам. В храме этом имелась грамота бывшего Архиепископа Астраханского и Моздокского Платона. 16 декабря 1913 года был освящен перенесённый в восточную часть станицы и заново перестроенный Покровский храм, ранее находившийся за чертой станицы, на месте ее старого расположения до переселения к р. Подкумку. Перестройка и обновление обошлись в 30 тыс. руб. Храм освящал, по поручению епископа Владикавказского и Моздокского Питирима, протоиерей, благочинный Николай Ольгин. Председатель строительного комитета священник Павел Свавицкий, настоятель храма вновь назначенный священник Василий Самодуров. Большой вклад в обновление храма внес станичный атаман Н.Е. Брянцев. Архитектурной особенность обновленного храма были три стеклянные веранды с северной, южной и западной сторон храма вместимостью 100 чел. каждая. Внутри храма впечатление производил иконостас, покрытый эмалевыми красками с позолотой, в котором рельефно выделялись на чеканном фоне живописные иконы.

http://sobory.ru/article/?object=07179

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Кафедральный собор во имя Архистратига Михаила в городе Владикавказе. Нач. XX века " Новый " собор во имя Архистратига Михаила в городе Владикавказе , кафедральный собор Владикавказской епархии с 1894 по 1930-е годы, утрачен Строительство собора было начато в 1872 году в ознаменование окончания Кавказской войны. Местность для постройки была выбрана возвышенная, но грунт оказался неудобным, и пришлось закладывать очень глубокий фундамент. Из-за этого строительство затянулось, а временами и вовсе останавливалось. В 1890 году епископ Владикавказский и Моздокский Петр (Лосев) добился необходимых финансовых средств, и постройка ускорилась. В 1894 году состоялось торжественное освящение собора в присутствии всего областного и войскового начальства. Новый кафедральный собор окружала большая площадь, на которой Терское казачье войско проводило торжественные мероприятия. В советское время собор некоторое время действовал, затем был закрыт и разрушен. На его месте (напротив нынешнего военного госпиталя) построили жилой дом для партийных чиновников. Священников, служивших в соборе, репрессировали. Архитектура Собор представлял собой каменный одноглавый храм на высоком подклете с небольшой трапезной и шатровой колокольней. Основной объём кубический, массивный световой барабан увенчан куполом. Настоятели Использованные материалы   Капков К. Г., Памятная книга российского военного и морского духовенства XIX-haчaлa XX веков: справочные материалы/Москва: Информ. центр " Летопись " , 2008. - 737 с., с. 153-154.    Владикавказские епархиальные ведомости, 1895, 1, с. 4; 20, с. 148    " О переменах по службе " , Владикавказские епархиальные ведомости, 1897, 17, с.120.    " Уведомление Владикавказской духовной консистории о получении в ней сумм, поступивших от благочинных и принтов епархии в сентябре месяце 1898 года " , Владикавказские епархиальные ведомости, 1898, 21, с. 135. Редакция текста от: 12.09.2019 18:33:13 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13678650.h...

В праздник Моздокской иконы Божией Матери архиепископ Владикавказский Герасим совершил Литургию в Успенском храме Моздока 11 мая 2023 г. 16:23 10 мая 2023 года, в день празднования Преполовения Пятидесятницы и Моздокской иконе Божией Матери, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы города Моздока (Республика Северная Осетия — Алания). Правящего архиерея встречало духовенство, представители районной администрации, казаки, многочисленные верующие. За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, благочинный Моздокского церковного округа протоиерей Артемий Пономаренко и духовенство благочиния, клирики Георгиевского кафедрального собора г. Владикавказа. За богослужением указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Артемий Пономаренко был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени. После Литургии состоялся крестный ход вокруг храма. Архиепископ Герасим обратился к духовенству и верующим со словом: «В XIX веке Пресвятая Богородица избрала особенным местом пребывания Своей чудотворной иконы, которая многие века хранилась в горах Осетии, город Моздок. Матерь Божия любит народ Божий и видит, как мы живем. Только об одних Она радуется, а о других скорбит. И чтобы все мы старались жить по заповедям, Пресвятая Богородица через многочисленные чудотворные иконы являет нам Свою особую милость, особое заступничество. К сожалению, в годы советского лихолетья Моздокская святыня ушла от нас. Но, по преданию, по мере возрождения Православия на нашей земле Матерь Божия вновь явит нам Свой чудотворный лик. И, видимо, пришло время воссоздать собор в г. Моздоке. Если мы хотим пребывать под покровом Пресвятой Богородицы, то должны приложить все усилия для этого». Патриарших наград также были удостоены настоятель храма Спаса Нерукотворного станицы Павлодольской протоиерей Евгений Колесников, настоятель храма Архангела Михаила станицы Луковской иерей Андрей Раснянский, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы города Моздока иерей Роман Заводов. В рамках поездки правящий архиерей посетил фестиваль военно-патриотической песни, проходивший в Моздокском районном дворце культуры. Затем состоялась рабочая встреча Его Высокопреосвященства с главой муниципального образования Моздокский район Г.А. Гугиевым, в ходе которой обсуждался вопрос строительства в городе храма в честь Моздокской иконы Божией Матери. Далее владыка Герасим посетил храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи станицы Терской, где вручил архиерейскую грамоту М.П. Чеботареву за помощь станичному храму. Архиерей также осмотрел строительство храмов Казанской иконы Божией Матери в селе Киевское и блаженной Матроны Московской в селе Веселое. По материалам сайта Владикавказской епархии Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6026167.ht...

Мученик за Христа Иоанн Щербинин, владикавказский перс 21 января 2007 г. 14:46 8/21 января Православная Церковь отмечает память святого Або Тбилисского, молодого араба, обратившегося ко Христу и принявшего мученическую смерть в 786 году. Как показали недавние исследования в архивах Северной Осетии, в конце XIX столетия крестным путем святого Або проследовал двадцатисемилетний владикавказский башмачник Абдул-оглы. Владикавказ исторически формировался как полиэтничный город. Коренные народы Кавказа, украинцы, поляки, немцы, евреи, татары, персы и, конечно же, русские — Владикавказ принимал всех, объединяя в пространстве и времени, сохраняя при этом уникальные особенности каждого этноса. Разумеется, культурное своеобразие проявлялось и в конфессиональной сфере. В конце XIX века в городе действовали, помимо православных храмов (русских, грузинского, греческого, осетинского), также армянская церковь, две синагоги, кирха, костел, шиитская мечеть (суннитская была построена в начале XX века) и др. На 1897 год в городе проживало немногим менее 50 тысяч жителей, и население постоянно прирастало. Одним из тех, кто приехал в те годы искать счастья в столице Терской области, был двадцатисемилетний перс Абдул-оглы, зарабатывавший на жизнь изготовлением обуви. Он и стал первым (из известных к настоящему времени) за Христа пострадавшим жителем Владикавказа. По словам Абдул-оглы, первое же соприкосновение его с христианством породило горячее желание последовать истинной вере. Вскоре он направил соответствующее прошение правящему архиерею Владикавказско-Моздокской епархии епископу Владимиру (Сеньковскому) с просьбой крестить его. Владыка поручил штатному клирику Осетинской церкви Рождества Пресвятой Богородицы иерею Алексию Гатуеву совершить катехизацию, и, «ежели оглашенный окажется достоин», то и крестить его. Выбор наставника для молодого человека не был случайным. Долгие годы отец Алексий служил в отдаленных местностях Осетии, где проявил себя как блестящий миссионер. «Под руководством своего духовного отца этот чрезвычайно способный, как заметил отец Гатуев, юноша скоро усвоил учение Христа и 20 июля… был крещен и наречен Иоанном», писала 26 июля 1898 года газета «Терские ведомости». Так Абдул-оглы обрел свое новое имя — Иван Андреевич Щербинин (восприемником молодого перса стал Андрей Щербинин, староста Осетинской церкви).

http://patriarchia.ru/db/text/185471.htm...

Архиепископ Владикавказский Герасим и духовенство епархии приняли участие в траурных мероприятиях в Беслане 4 сентября 2023 г. 20:54 1 сентября 2023 года, в 19-ю годовщину террористического акта в школе 1 г. Беслана, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим и представители духовенства Владикавказской епархии приняли участие в мероприятиях, посвященных памяти жертв трагедии 2004 года — школьников, родителей, учителей и бойцов специальных подразделений. Тысячи людей пришли к стенам школы почтить память погибших. К подножию памятного креста в центре спортзала возложили цветы глава Республики Северная Осетия — Алания Сергей Меняйло, председатель Правительства РСО-А Борис Джанаев, депутаты Парламента РСО-А, члены кабинета министров, представители министерств, ведомств и общественности республики. Архиепископ Герасим совершил заупокойную литию по погибшим в те трагические дни. За богослужением пел хор кафедрального собора г. Владикавказа под управлением регента Марии Качмазовой. 3 сентября архиепископ Герасим совершил Божественную литургию на месте массовой гибели заложников в стенах спортзала школы 1 города Беслана. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, благочинный Иристонского церковного округа протоиерей Константин Джиоев, благочинный Моздокского церковного округа протоиерей Артемий Пономаренко, благочинный Ардонского округа протоиерей Иаков Фрилинг, насельник Аланского мужского монастыря иеромонах Андрей (Амбалов), клирики Георгиевского кафедрального собора г. Владикавказа руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, диакон Николай Селегеенко и диакон Валерий Бобылев. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под руководством регента Марии Качмазовой. За Литургией были вознесены молитвы об упокоении погибших в ходе теракта заложниках, а также воинов специальных подразделений «Альфа» и «Вымпел», по заповеди Христа Спасителя положивших душу свою за други своя (Ин.15:13).

http://patriarchia.ru/db/text/6056393.ht...

Традицию освящения вод Терека на Крещение возродят в Северной Осетии в этом году 11 января, 2012. Новостная служба Традиция освящения Терека в праздник Крещения существовала в Осетии до революции. С приходом советской власти и ликвидацией Владикавказской и Моздокской епархии она была утрачена. 11 января. ПРАВМИР. Впервые через многие годы чин великого водоосвящения состоится во Владикавказе в праздник Крещения Господня, сообщает Интерфакс-Религия . В полночь в Георгиевском кафедральном соборе начнется Божественная литургия. После службы будет совершен крестный ход с мощами святого Георгия Победоносца к набережной Терека, где архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима совершит освящение вод. Желающие смогут окунуться в специально приготовленные купели. Для участников купания будет организована полевая кухня с горячим чаем. Традиция освящения Терека в праздник Крещения существовала в Осетии до революции. С приходом советской власти и ликвидацией Владикавказской и Моздокской епархии она была утрачена. В дореволюционном Владикавказе чин великого освящения Терека совершался красочно и торжественно. В нем принимали участие тысячи жителей Осетии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tradiciyu-osvyashheniy...

В 1777 г. настоятелем К. м. был назначен архим. Порфирий (Багратиони; 1789), правнук Вахтанга IV, племянник католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I , сын грузинского царевича, принявшего российское подданство и проживавшего в Кизляре. В 1767 г. архим. Порфирий прибыл в Кизляр, «желая остаться вечно» в российском подданстве, получил благословение от Астраханского архиерея на совершение в Кизляре богослужений, не позднее 1779 г. был избран членом местного духовного правления. В 1793-1799 гг. К. м. подчинялся епископу новоучрежденного Моздокского викариатства Астраханской епархии Гаию (Такаову) . С 1789 по 1800 г. в К. м. сменилось 6 настоятелей. К кон. XVIII в. епархиальное начальство стало допускать к настоятельству белое духовенство: 21 окт. 1796 г. управляющим К. м. стал свящ. Иоанн Сидоров. 31 окт. 1797 г. архиеп. Гаий назначил настоятелем К. м. иером. Пантелеимона, бывш. ризничего и экзаменатора одного из астраханских мон-рей. После закрытия Моздокского вик-ства в 1799 г. К. м. перешел в ведение архиеп. Астраханского Платона (Любарского) , который отмечал, что обитель находится в упадке по нерадению прежних настоятелей и из-за недостатка средств. Помимо тяжелых климатических условий, отсутствия правосл. окружения и постоянной угрозы набегов неблагоприятное положение К. м. усугублялось тем, что к кон. XIX в. в станицах Кизлярского отдела Терской обл. проживало 20 299 чел., или 60,7% от общего числа раскольников на территории Владикавказской епархии (Отчет. 1895. С. 21). 25 февр. 1800 г. кизлярский прот. Стефан Петриев сообщил в Астраханскую консисторию, что «управлять монастырем и его экономией некому». 22 марта свящ. И. Сидоров был вновь назначен управляющим, 16 апр. перемещен на должность казначея К. м., а настоятелем стал прот. С. Петриев. В 1800 г. Кизлярский уездный суд «без претензий сторонних, сам собою написал решение, что монастырь братии не имеет, а потому и упразднить его». Для исправления ситуации архиеп. Астраханский и Кавказский Платон (Любарский) 7 нояб.

http://pravenc.ru/text/1684592.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010