Студенты Ставропольской духовной семинарии посетили Северную Осетию Ставрополь, 11 октября  2005 г. " Открытием Осетии " называют поездку в эту республику студенты Ставропольской Духовной Семинарии, побывавшие там 8 – 10 октября по благословению Ректора СДС, епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана, сообщает «Седмица.Ru». В группу вошли лучшие студенты всех курсов и отделений духовной школы. Группу возглавил проректор Семинарии игумен Роман (Лукин). 8 октября, рано утром, после молебна, автобус с паломниками направился из Ставрополя в Северную Осетию. Преодолев более 400 километров, семинаристы в этот день побывали в Аланском Богоявленском женском монастыре в Алагирском ущелье, в селении Нар – родине великого осетинского поэта Коста Хетагурова, а также в Нузальской часовне – храме, датируемом концом XII – началом XIV в. Так участники поездки познакомились с тремя периодами в истории православной Осетии – сегодняшним днем, периодом складывания современной осетинской культуры в XIX столетии и памятником средневековья. И для каждого из этих периодов главным составляющим элементом духовной жизни народа было и остается христианство. Настоятельница Богоявленского монастыря монахиня Нонна (Багаева) познакомила гостей с жизнью обители. Матушка игуменья также показала студентам создаваемый в монастыре реабилитационный центр для пострадавших в результате террористического акта в Беслане. 9 октября, день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, паломники провели в Куртатинском ущелье. Здесь ставропольцев принимала братия Аланского Успенского мужского монастыря во главе с игуменом Антонием (Даниловым). После Литургии в монастырском храме, которую отслужили игумены Антоний и Роман, семинаристы совершили паломничество к старинной часовне Божией Матери, где некогда находилась чудотворная Моздокская икона Богородицы. 10 октября семинаристы побывали во Владикавказе и Беслане. В столице РСО – Алании паломники посетили старые и новые православные храмы города, в том числе, вновь построенный собор св. великомученика и победоносца Георгия. В здании бесланской школы 1 ставропольцы молились о упокоении погибших здесь в результате сентябрьского теракта 2004 года. 12 октября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14819.html

Православная молодежь Чеченской Республики посетила святыни Северного Кавказа 12 февраля 2010 г. 14:47 С 9 по 11 февраля группа православной молодежи из города Грозного и Наурского района Чеченской Республики по приглашению архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана побывала в Ставропольском крае и Республике Северная Осетия — Алания. Один из организаторов поездки выступил Центр духовно-нравственного воспитания и развития Чеченской Республики при содействии регионального общественного фонда имени Ахмата Кадырова и поддержке главы республики Р. Кадырова. Первым пунктом маршрута стал город Зеленокумск, где гости из Чечни познакомились с жизнью Казанского прихода и деятельностью православного духовно-просветительского центра «Ковчег», а также встретились с членами православного молодежного клуба из Пятигорска. В Кисловодске участники группы, состоящей из 20 юношей и девушек, а также штатного клирика грозненского храма Архангела Михаила священника Григория Куценко, побывали в Никольском соборе, православной Никольской классической гимназии, осмотрели приходскую поликлинику. Здесь же, в Никольском соборе, состоялось их общение с архиепископом Феофаном. Для многих из участников поездки это была уже не первая встреча с владыкой —  в январе они участвовали во встрече правящего архиерея с молодежью в Чеченском государственном университете. Архиепископ Феофан высоко оценил помощь, оказанную руководством республики в организации поездки. «Через диалог мы придем к самому главному: чтобы на Кавказе наступил долгожданный мир», — подчеркнул иерарх. Он также отметил, что епархия готова оказать помощь молодежи из Чечни в вопросах трудоустройства и получения образования. После посещения Кисловодска, Георгиевского монастыря близ Ессентуков и Лазаревского храма в Пятигорске группа направилась в Ставрополь. Здесь паломники посетили Андреевский кафедральный собор, поклонились мощам святителя Игнатия Брянчанинова, осмотрели восстанавливаемый Казанский собор, побывали в Институте дружбы народов Кавказа, вузовском домовом храме в честь святой мученицы Татианы, а также в Отделении церковных искусств Ставропольской духовной семинарии. Завершением дня 10 февраля стала встреча в актовом зале со студенческой молодежью Ставрополя. Хор Воздвиженского храма Ставрополя под управлением Е. Чемодановой исполнил программу из народных и казачьих песен. 11 февраля паломники посетили Успенский Аланский мужской монастырь в Республике Северная Осетия — Алания. Участники поездки побывали на месте, где первоначально находилась чудотворная Моздокская икона Божией Матери. Еще одним из результатов поездки стала литература для приходской библиотеки Михаило-Архангельского храма, которую помогли собрать в Ставрополе. Ставропольская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1089229.ht...

С.Ф. Чекалов выиграл торги на постройку каменной церкви с колокольней и оградой в станице Слепцовской за 18500 рублей серебром, уменьшив сумму на 5775 р.67 к. за счет использования местного тесаного камня вместо жженого кирпича (1) Церковь эта простояла сравнительно недолго и в 1902 г. была опечатана «как грозящая скорым разрушением». По-видимому, главной причиной трещин здания стало наводнение 8-9 мая 1900 г. вследствие разлива Сунжи. Наводнение принесло много бед и разрушений в станице. Многие дома смыты или разрушены (2). 24 июня 1902 г. священниками М. Поповым, Н. Малининым и В. Яковенко освящен временный молитвенный дом, в который были перенесены накануне из старой церкви св. престол и церковная утварь. 10 июля, по донесению священника Малинина, старый каменный храм запечатан печатями - церковной и станичного правления (3). 19 августа 1912 г. в воскресный день в станице Слепцовской состоялось торжество закладки нового станичного храма во имя Покрова Богородицы. На медной дщице, которая должна быть положена вместе с «краеугольным камнем» под восточную стену алтаря, надпись: «Основана сия церковь в честь и память Покрова Пресвятой Богородицы, при державе Благочистивейшего, Самодержайневшего, великого Государя нашего Императора Николая Александровича, при святительстве Преосвященнейшего Питирима Архиепископа Владикавказского и Моздокского, при Начальнике Области г-л. Флейшере, при атамане Сунженского отд. г-м. Соколове, при Настоятеле церкви свящ. Евлампии Никитине, ат. станицы Семене Ляпине и церковном старосте Антоне Бузаверове в лето …» и т.д. Состоялось освящение воды, благословение елея и, наконец, водружение креста на место будущего престола, крестный ход, трапеза (4). О дальнейшем строительстве храма источники не найдены. Наступившая мировая война, затем братоубийственная гражданская прервали эволюционный созидательный ход истории. В станице был и старообрядческий молитвенный дом, который по неустановленным причинам сгорел 25 дек. 1913 г. (5) Источники: 1)  Дело о вознаграждении подпоручика Чекалова за постройку церкви в ст. Слепцовской 1-го Сунженского казачьего полка 22 февраля 1856г. (РГВИА ф.1058, оп.1, д.228, л.9)

http://sobory.ru/article/?object=41046

— У Осетии свой особенный путь в Православие, есть святые места, которые почитаются у нас. Какие знаковые объекты православного зодчества мы могли бы показать миру? — Я стараюсь много ездить по епархии, смотреть эти места: восстанавливающийся храм в селении Зруг, храмы Дигории, например, Фараскатта, Донифарс, храм в Галиате. Конечно же, Нузал — жемчужина Осетии — безусловно, нужно показывать и рассказывать о фресках этой церкви. Есть святыни, нуждающиеся в восстановлении, тот же храм в Лисри — архитектурный комплекс, гордость Мамисонского ущелья и всей Осетии. На самом деле много уникальных мест, достойных взора путешественников со всего мира, интересных паломникам. Сейчас люди открывают для себя Северную Осетию. Всегда мы были неким транзитным хабом, через который люди попадали в Грузию. Наконец-то Осетия начала привлекать внимание. Древние строители, как на Руси, так и в Осетии, старались строить храмы в наиболее красивых местах, красота природы располагает душу к обращению к Богу. Поэтому в горных храмах, которые находятся в чудесных местах, душа раскрывается особенным образом. — Подготовка к празднованию 1100-летия Крещения Алании началась задолго до торжественной даты, все ли задуманное удалось воплотить? — Во-первых, отреставрировано немалое количество храмов, о которых я уже сказал. Речь об объектах, вошедших в федеральную программу восстановления культурных памятников. Наконец, собран интерактивный свод  памятников Северной и Южной Осетии, проделана серьезная работа, и теперь каждый желающий сможет зайти в Интернет и ознакомиться с этими святынями. Издана «Аланская библиотека» — шикарная серия из 17 книг. Это собрание рассказывает об истории Православия за последние 1100 лет и даже более ранние времена. Надо понимать, что одиннадцать веков назад возникла церковная структура Аланской митрополии, а крещеные аланы упоминаются, начиная с I-II веков, о чем говорят, к слову, истории месукевийских мучеников. По благословению царицы Тамары, наполовину аланки, написана Моздокская икона Божией Матери. И так далее. Обо всем этом можно прочитать в книгах «Аланской библиотеки».

http://patriarchia.ru/db/text/5955617.ht...

23 апреля была перевезена из близлежащей станицы Ильинской церковь, жители которой, построив новую каменную, старую деревянную пожертвовали нарождающейся общине. Казаки станицы Ермоловской пожертвовали деревянный дом. Намеченные постройки подрядчик Кустов (станица Грозненская) обещал закончить к осени. Строительницы общины: Мария Стефановна Знайченко, Евдокия Игнатьевна Мигачёва, Мария Нестеровна Мищенко. И.Г. Попов в июле 1909 г. привез из Кашина две частицы святых мощей, и отправил две иконы по железной дороге. Большая, во имя Св. Анны Кашинской, помещена на временное хранение в Космо-Дамиановском соборе, вторая, во имя Серафима Саровского, помещена в Михаило-Архангельской церкви города Грозного (единственная церковь Грозного уцелевшая до наших дней). 30 сентября 1909 г. епископ Владикавказский и Моздокский Агапит (Антоний Иосифович Вишневский) посетил женскую обитель при своем возвращении из слободы Воздвиженской через Грозный в станицу Барятинскую. В храме уже была икона Св. Анны Кашинской, ковчежец с частицей ее мощей. Епископ осмотрел постройки: храм, трапезную, кухню, подвал, колодец и пр., а также вручил настоятелю грозненского собора И.Г. Попову личное пожертвование на обитель 100 р. Присутствовали также благотворители: почетный гражданин города Грозного В.П. Чернявский и казак станицы Ермоловской А.Л. Прунин. В апреле 1912 года ректор Ардонской духовной семинарии Пимен посетил грозненскую общину с миссионерской целью. К этому времени в обители проживали 23 насельницы во главе с рясофорной послушницей Евдокией (Мигачёвой). В своем донесении Преосвященному он отмечал, что «город отрезал обители 3 десятины земли очень удобной для обработки и расположенной близ места, где предполагается строить станцию железной дороги Грозный 2-й. Община имеет очень практичный храм, в котором я видел сосуды, пожертвованные Ее Императорским Высочеством Великой Княгиней Елисаветой Федоровной. Насельницы размещаются в двух каменных одноэтажных корпусах, совершенно еще новых». К середине 1912 г. решен был вопрос с прирезкой земли для нужд монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=60216

В 1850 году строительство собора завершилось и 1 июля состоялось его освящение. В соборе долгие годы хранилось знамя Горского казачьего полка, сделанное из голубого шелка, с вытканной золотой надписью «За турецкую войну в 1828-1829 годах». 19 октября 1940 году Постановлением президиума Верховного Совета 32 храм был закрыт, «с ликвидацией культового имущества» и разрешением «исполнительному комитету Екатериноградского станичного совета разобрать здание церкви с обращением строительных материалов, полученных от разборки здания, на постройку школы». По разным обстоятельствам, это постановление, к счастью сегодня живущих, не было исполнено в полной мере, поскольку здание собора станичники приспособили под зернохранилище. В 1991 году здание храма возвращено верующим. После ремонта и обустройства, собор вновь освящен и в нем стали проходить постоянные службы. http://nalchik-9.cerkov.ru/ В Екатериноградском соборе было (по состоянию на 1903 г.) три алтаря: главный, между восточными колоннами, во имя преподобного Евфимия (15 октября ст. ст.), южный - во имя святителя и чудотворца Николая (6 дек. ст. ст.), северный - во имя св. великомученицы Екатерины (24 нояб. ст. ст.). Главный иконостас из соснового дерева в четыре яруса, придельные - в один. Все они с позолоченными карнизами, вырезанными из дерева и окрашенными под мрамор. В главном алтаре под горним местом - большая икона " Снятие с креста Спасителя " . Она имеет три аршина в ширину и пять в высоту. Перед каждым алтарем на цепи висит вызолоченная люстра, перед главным - большая, а перед придельными поменьше. На той же площади, к югу от собора, была старая церковь. В ее ограде находилась могила (1903 г.) генерал-майора Ивана Федоровича Ушакова, первого шефа Вологодского Мушкетерского полка, скончавшегося 8 авг. 1808 г. в лагере при Ектеринограде на 48 г. жизни. Над могилой - памятник. Источники: И. Попов. Владикавказская епархия 1903 года (краткий статистический обзор)//Владикавказские епархиальные ведомости 1904 г. 11-17. С.М. Урусов. Станица Екатериноградская Терской области Моздокского отдела//Терский сборник, вып. 9. Екатеринбург, 2022.

http://sobory.ru/article/?object=07083

— Отец Матфей! Начнем с традиционного вопроса: откуда Вы родом, из какой семьи? — Родиной моей является Северный Кавказ, пригород Владикавказа, станица Архонская бывшей Терской области. Родился я в семье благочестивой, православной и певческой. Среди моих предков есть монашествующие. В частности, дедушкина сестра (по линии матери) — матушка София — была монахиней в монастыре св. великомученика Георгия на Куре, около города Георгиевска (может быть, Вы слышали такие наименования станиц и городов, как Моздок, Курская, Георгиевск). До революции монастырь был в ведении Владикавказской и Моздокской епархий. В моем роду я представляю уже четвертое поколение певчих. Мамочка моя до сих пор поет на клиросе (у нее контральто), хотя ей уже 91 год. Дедушка начинал в местном станичном церковном хоре, затем оказался в конвое наместника Кавказа генерала-губернатора графа Воронцова-Дашкова 1 . При нем был конвой, почетный видимо, и хор (собственно хор и составлял этот конвой). Это был знаменитый мужской хор, которым руководил Михаил Калатилин. Дедушка был его помощником. Потом он окончил Тифлисскую консерваторию и стал оперным певцом. В 1913 году, как раз в год 300-летия дома Романовых, он пел Ивана Сусанина в «Жизни за царя» Глинки на сцене тифлисской оперы. Сохранились даже фотографии, где он снят в костюме Ивана Сусанина. После революционных событий дедушка оказался в Белой Армии Деникина и управлял хором в Пятигорске (этот коллектив состоял из 120 человек). С разгромом добровольческой армии многие уехали, а дедушка попал в ссылку, в Сибирь, еще при Ленине. Вернулся… и остался церковным регентом. А в 1937 году в возрасте 49 лет дедушку расстреляли, на второй день праздника Рождества Богородицы. По описаниям бабушки и мамы, я знал о том, как это происходило. Лишь после перестройки появилась возможность навести справки. Действительно, был расстрелян 22 сентября 1937 года. Но как мама рассказывала, со слов кладбищенского сторожа, его закопали живым. Выстрелили в него, он упал, но еще был жив… Так-то вот… Я родился через полгода после его кончины.

http://pravmir.ru/arximandrit-matfej-mor...

В новопостроенном храме монастыря в честь святых жен-мироносиц хранится святыня Осетинской земли – список с Иверской Моздокской иконы Божией Матери. Эта икона была подарена святой благоверной царицей Грузии Тамарой Великой. Подлинник иконы в революцию был утрачен. По рассказам очевидцев, накануне трагедии в Беслане икона стала кровоточить. Крещение. Господь Иисус Христос, объясняя притчей о милосердном самарянине понятие «ближний», ясно показал, что не надо искать ближних для себя – необходимо самому стать ближним для других. Катастрофы Цхинвала и Беслана заставили многих людей понять тленность земного бытия, узреть в своей жизни действие Божиего Промысла. Многим стало ясно, что только Церковь предлагает верное решение конфликта между аксиомой «Бог есть любовь» и свершившейся трагедией. Все это привело к тому, что во много крат возрос поток горцев и членов их семей на Северном Кавказе, желающих принять крещение в Православной вере. Ярким свидетельством этому является совершившееся 8 августа Крещение в Аланском Успенском мужском монастыре, собравшее более двухсот человек местных жителей, стремившихся стать христианами и по традициям предков, и по зову сердца. Диакон Роман Богдасаров. В статье использованы материалы официального сайта Ставропольской и Владикавказской епархии Русской Православной Церкви, православной газеты «Благовест», свободной энциклопедии «Википедия». Фото автора. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 мая, 2024 7 мая, 2024 7 мая, 2024 5 мая, 2024 5 мая, 2024 5 мая, 2024 4 мая, 2024 3 мая, 2024 3 мая, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/k-godovshhine-tragedii...

В 1863 году было официально утверждено сестричество в Улале, которое в 1881 году превратилось в Улалинский женский монастырь со школой, больницей и большим числом послушниц из местных жительниц. Со временем монастырь превратился в важный центр Алтайской миссии. Кроме Софии Де-Вальмон при Алтайской миссии служила преклонных лет вдова по имени Параскева. Она была смотрительницею в богадельне, помещавшейся в особом домике, вдали от ограды миссионерского стана. С терпением и великим усердием исполняла эта старица очень трудные послушания - она, например, не гнушалась омывать в бане помещенных в богадельню вдов и детей с опасными и отвратительными заболеваниями. Таким образом, несли женщины миссионерские труды в Алтайской миссии. Что же касается Киргизской миссии, то она была образована только лишь спустя полвека, в 1881 году, сначала как стан Алтайской миссии, а затем как миссия самостоятельная с местопребыванием сперва в гг. Усть-Каменогорске, Семипалатинске, а затем с 1884 г. в поселке Буконский. Первым ее миссионером явился священник Филарет Синьковский (впоследствии епископ Владикавказский и Моздокский Владимир). Но в эти истекшие годы в казахской степи все же звучало Слово Божие и проповедь Евангелия, ибо, как сказал Господь Никодиму, " Дух, идеже хощет, дышет " (Иоан. 3, 8), и часто через немощные сосуды, облагодатствованные Духом Святым, творит Господь свои великие дела. И поэтому можно сказать, что фактически начало благовествованию среди степняков-казахов положила монахиня Манефа (Мария Косминична Кабанова). Она явилась и первым миссионером среди них, и первой из женщин-казашек, потрудившихся, подражая святым равноапостольным женам, на поприще самоотверженного миссионерского служения. Родилась монахиня Манефа в 1831 году в среде казахов Зауральской стороны. До святого крещения носила имя Кармыза и от природы была женщиной умной, энергичной и предприимчивой. Мало сведений о первых годах ее жизни, известно лишь, что она была выдана замуж за человека грубого и жестокого, который своим суровым обхождением делал ее жизнь невыносимой. Почти ежедневно у них происходили ссоры, которые обычно заканчивались тем, что жена, обиженная и раздраженная мужем, убегала в Январцевский форпост и там скрывалась, пока муж не являлся за ней с казахскими старшинами и не водворял ее снова в аул.

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/24/...

В 1932 году храм был превращен в склад, а в 1935 г. - взорван. В 1992 году началось строительство основного здания храма по проекту архитектора А.В. Травенко. Финансирование осуществлялось в основном за счет пожертвований. На строительстве трудились десятки добровольцев. В настоящее время строительство храма завершается. Источники: 1. П. Успенский. В поисках чудесного. 2. http://essmuseum.ru/article/a-18.html 3. http://essentuky.info/index.php?mod=4& 4. 7 января 2011 г. Золотухина О.М. написала: " Строительство храма было завершено и состоялось его торжественное освящение самим епископом Ставропольским и Краснодарским Матвеем 30 июля 1896 года " . Освящение храма 30 июня 1896 г. совершал по просьбе епископа Владимира, Владикавказского и Моздокского, архиепископ Казанский и Свияжский, проживавший в то время в Ессентуках. Храм был заложен в июле 1888 г. Деятельная инициатива при построении храма принадлежала же ессентукскому коммерсанту Байкову (умершему к моменту освящения). Постройка началась и производилась безостановочно с 1892 г. Храм освидетельствован областным инженером в 1894 г. Сооружение храма обошлось более, чем в 70 тысяч. Пожертвований было более 60 тысяч, в том числе г.г. Дьячковым и Кузнецовым был пожертвован иконостас стоимостью в 28 тысяч, полковником Б. А. Сперанским пожертвованы колокола стоимостью в 2 тысячи р. Источник: Владикавказские епархиальные ведомости 1896 г. 14-15 с. 223-224 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Для постройки заложенной в 1888 г. на Качельном кургане ессентукской группы церкви во имя Пантелеймона великомученика и исцелителя был учрежден Строительный Комитет. В его состав вошли: атаман Пятигорского отдела генерал-майора Розенкампф (председатель), есаул Михаил Горепекин, пятигорский купец 2-й гильдии Герасим Безпалов, отавной урядник Петр Безпутов (члены, избранные станичным обществом), священник ессентукской станичной церкви Дмитрий Карагичев, пятигорский благочинный священник Михаил Закхеев (члены, назначенные Владикавказским епархиальным начальством). Строительный комитет по всем делам, касающимся построения храма Св. Пантелеимона, относился к преосвященному Петру, епископу Владикавказской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=14964

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010