Кавказские епархии, в том числе и Владикавказская, изобилуют многоразличными толками сектантов, раскольников и магометан. Преосвященный Владимир предпринял ряд мероприятий для борьбы с сектами, расколом и для распространения среди них здравых словес христианского учения. В сентябре 1894 года Святейший Синод выделил владикавказскую епархию из Грузинского Экзархата, поставляя самостоятельность епархиального правления прежде всего одним из средств более успешного развития просветительной деятельности духовенства среди раскольников и сектантов епархии. Для возможно успешного осуществления тех же задач, 25 марта 1894 г. его преосвященством открыто при кафедральном соборе Михаило-Архангельское братство; с 1 января 1895 г. начато издание «Владикавказских Епархиальных Ведомостей», причем преимущественное внимание предположено уделять миссионерскому отделу; учреждены должности противораскольнического и противосектантского миссионеров. В тех же миссионерских видах, по ходатайству преосвященного, Ардонское Духовное Училище преобразовано в Миссионерскую Семинарию в 1895 г.; во всех церквах епархий заведены внебогослужебные воскресные беседы, а в самом Владикавказе, кроме того, с 1894 г., по почину преосвященного и при деятельнейшем его участии, во время великого поста по воскресным дням, ведутся богословские чтения для интеллигентной публики. Во Владикавказе не было монастырей, и преосвященным открыта и освящена Покровская женская община, преобразованная ныне в Покровский общежительный женский монастырь. Для возможного развития религиозной настроенности среди пасомых, по ходатайству Его Преосвященства, с разрешения Св. Синода установлен крестный ход с местночтимой чудотворной Моздокско-Иверской иконой Божией Матери из Моздока во Владикавказ. Икона Божией Матери, по пути из Моздока во Владикавказ. Ежегодно проносится по многим станицам, аулам и селам, везде возбуждая религиозное одушевление и благоговейное к себе почитание. Пред иконой этой молятся и магометане! В память этого события, имеющего особое значение для разноплеменного и разноверного Владикавказа, гражданами г. Владикавказа поднесена преосвященному Владимиру драгоценная панагия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константин Петрович Победоносцев (1827–1907 гг.), в 1880–1905 гг. обер-прокурор Святейшего Синода. Владимир Карлович Саблер (1845–1929 гг.), известный юрист, правовед, государственный деятель, в 1883–1892 гг. управляющий канцелярией Святейшего Синода, в 1911–1915 гг. обер-прокурор Святейшего Синода. Вся фраза подчеркнута красным карандашом рукой И. Н. Суворова. Автор опустил фамилию Дмитриев. Опущено отчество Васильевич. Автор письма пропустил имя Николай Кенсоринович Якубов. Помета И. Н. Суворова: Отв. 8 февр. Получ. 7 января 1886 г. По данным П. Строева, степень архимандритии у Ивановского монастыря была с 1664 г. (Строев П. Указ. соч. Стб. 301). Помета И. Н. Суворова: Ответч. 8 февр. Получ. 7-го февр. 1886 г. Н. И. Суворов в 1882 г. получил чин статского советника (V разряд российской Табели о рангах), поэтому такое обращение к нему автора письма было вполне оправданным. См. также письма 13, 19, 21. И. В. Виноградов, действительно, исполнял должность секретаря при епархиальном архиерее, был также делопроизводителем совета Вологодского братства в честь Всемилостивого Спаса (Адрес-календарь Вологодской губернии на 1887 г. Вологда, 1886. С. 24; его формулярный список на 1889 г. см.: ГА ВО, ф. 496, оп. 1, 16160). Так в рукописи. Так в рукописи. Так в рукописи. Имеется в виду ректор Вологодской духовной семинарии в 1875–1887 гг. протоиерей Петр Леонтьевич Лосев (1833–1902 гг.). В 1887–1891 гг. он был епископом Владикавказским и Моздокским, затем не более года епископом Великоустюжским (см. письмо 22), а с 1892 г. до кончины епископом Пермским и Соликамским (Вологодские епархиальные ведомости. 1879. 3. С. 54–56; 1903. 11. С. 318–336; Смолич И. К. Указ. соч. Ч. 1. С. 682, 734; Конюченко А. И. Православное духовенство в России… Приложения. С. 187). Помета И. Н. Суворова: Получ. 19 февр. 1886 г. Л. 13 об. чистый. Помета И. Н. Суворова: Ответч. 1 апреля 14 января 1887 г Л. 15 об. чистый. Так в рукописи. Фраза подчеркнута красным карандашом рукой И. Н. Суворова. В Вологде проводилась ежегодная Крещенская ярмарка 15 января – 1 февраля (Памятная книжка для Вологодской губернии на 1893–1894 гг. Вологда, 1893. С. 111). О восприятии Крещенской ярмарки учащимися см.: Из школьных воспоминаний бывшего семинариста Вологодской семинарии Евгения Грязнова. Вологда, 1913. С. 199–200.

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

Наблюдалось и обратное движение. Настоятель Космодамиановского собора в г. Грозном протоиерей Иоанн Попов в ноябре 1908 г. выступил в епархиальном журнале с призывом к братьям-пастырям читать Евангелие и Великий канон на русском языке, а также «умолять своих архипастырей, архипастыри – Синод – скорее созвать, открыть всероссийский собор с вселенскими патриархами, чтобы на нем первым долгом обсудить и порешить насущнейший вопрос нашего времени – о нашем богослужении». Одновременно о. Иоанн объявил о следующем намерении: За свой личный страх и риск, испрошу разрешения у своего Архипастыря совершить раз-другой литургию на русском языке, с общенародным пением, с произнесением иереем не только возгласов, но и чудных молитв, которые он теперь читает «тайно». Прихожан в течение нескольких воскресных дней приготовлю к этой крупной «новости». И уверен, что среди моих городских (...) прихожан православных не будет это нововведение, этот опыт какой-либо соблазняющей диковинкой... 90 Статья Попова была перепечатана в петербургском журнале и вызвала ряд полемических откликов 91 . Тем временем на Владикавказской кафедре сменился архиерей: в сентябре 1908 года ушел на покой епископ Гедеон (Покровский) , который знал и ценил о. Попова (долгое время служившего ключарем кафедрального собора), на его место был назначен епископ Агапит (Вишневский) 92 . В марте 1909 г. в епархиальных ведомостях была помещена новая заметка Попова, в которой он – явно по начальственному указанию – публично отрекался от прежних взглядов, каялся, что три месяца назад причислил себя «чуть не к реформаторам», «сам поддался соблазну и других ввел в соблазн» 93 . Использованная ниже схема изложения: аргументы «новаторов» – возражения «консерваторов» – контраргументы сторонников русского языка, – тоже достаточно условна. Однако она удобна, поскольку в основных чертах отражает ход дискуссии. Естественно, что ее инициаторами стали поборники перемен. Их первые публикации породили достаточно много откликов. Например, статья священника из Ростова-на-Дону Александра Лиховицкого, напечатанная в «Церковном вестнике» в апреле 1906 года, вызвала не менее шести ответных критических выступлений (не считая тех, где имя автора прямо не упоминается) 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Опубл.: Речь у гроба учредителя Угличского Предтечевского общества трезвости о. А. Н. Алексинского [† 27 февраля 1899].//Ярославские Епархиальные Ведомости. 1899. 14 (часть неофиц.). С. 221–223; Блаженный Младенец-мученик Иоанн Никифорович Чеполосов. (К истории церкви Св. Иоанна Предтечи в г. Угличе). Углич. 1911. 176 Востряков Антон Николаевич. С 1896 – учитель и преподаватель Закона Божия Илемсельгского земского училища Петрозаводского уезда; с 8 марта 1904 – канцелярский служитель III разряда канцелярии прокурора Петрозаводского окружного суда; с 16 апреля 1906 – в штате канцелярии Олонецкого губернатора; с 1 сентября 1906 – в отставке; с 1911 – учитель образцовой школы при Олонецкой ДС. 137 Вульфиус Александр Германович; (19 января 1880 – 14 июня 1941) – историк, профессор Петроградского университета. Профессор Женского педагогического института. Арестован 19 апреля 1931 и выслан 8 августа 1931 на три года в Западную Сибирь. 22 февраля 1937 осужден на восемь лет исправительно-трудовых работ. Умер в Севжелдорлаге. См.: Брачев В. С. «Дело историков». 1929–1931 гг. СПб. 1998. С. 118. 201, 202 Гавриил (Воеводин Григорий Дмитриевич); (6 января 1869 – 17 декабря 1937). Родился в Луге С.-Петербургской губ. в мещанской семье. В детстве прислуживал в алтаре петербургской церкви Михаила Архангела (Мало-Коломенской). Окончил С.-Петербургскую 8-ю гимназию (1890) и С.-Петербургскую ДА (1894), к. б. 13 февраля 1893 пострижен в монашество и в том же году рукоположен во иеродиакона, с 1894 – иеромонах, преподаватель Владикавказского ДУ, с 4 октября 1895 – преподаватель гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей Александровской Ардонской ДС, а с 21–26 августа 1896 – гомилетики с соединенными предметами Могилевской ДС. С 18 июля 1898 – инспектор Полтавской ДС, с 27 июня 1901 – настоятель Уфимского Успенского монастыря, архимандрит. 26 марта 1908, по прошению, уволен от должности и перемещен в распоряжение Преосвященного Волынского. С 1908 – настоятель Житомирского Богоявленного монастыря Волынской епархии и начальник Житомирского училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Православное Палестинское общество, о котором пишет отец архимандрит, было открыто в России в 1882 году под председательством великого князя Сергея Александровича. Цель его заключалась в поддержке Православия на Святой Земле, обеспечении помощи русским паломникам, знакомстве русского общества со Святой Землёй. Филиалы Императорского Палестинского общества создавались повсюду в губернских городах. Инициатива шла от вдовы великого князя Сергея Александровича великой княгини Елизаветы Фёдоровны, поэтому участвовать в них соглашался «цвет общества». На заседаниях публика вольно или невольно слушала выступления церковных деятелей. Мир светский и мир церковный соприкасался, давая взаимные оценки. Известны три выступления архимандрита Пимена на вечерах Палестинского общества. В Перми он посвятил одно выступление аскету и богослову св. Иерониму и его спутнице на Святую Землю св. Павле, знатной римлянке по происхождению. Другое – теме Святой Земли в русской поэзии. В первом выступлении рассказал, как аристократизм склонил голову перед богословием и святостью и предпочёл скудную безвестную жизнь на Святой Земле почёту и роскоши. Во втором цитировал на память стихи русских поэтов о Святой Земле. Во Владикавказе его речь при открытии Палестинского Общества была посвящена побуждающим мотивам русского паломничества и рассуждению о потребностях русской души: узнать, что он должник Богу неоплатный и смириться перед Ним и «заслужить себе имя православного христианина, «крещённого» всеми возможными духовными подвигами». На таких встречах чувствовался холод нерелигиозных настроений. Публика палестинских вечеров давала оценки его выступлениям по житейским и эстетическим стандартам среды, проникнутой критическим к Церкви духом. И всё-таки нерелигиозное общество можно было заставить слушать проповедника и вызвать уважение к себе и своему слову. Ардонский ректор добивался этого свободной устной речью, логикой и личной убеждённостью. Ардонский год был периодом активного сотрудничества с «Владикавказскими епархиальными ведомостями». Здесь печатались статьи ардонского ректора, проповеди и устные публичные выступления. При отсутствии записывающих устройств запись проповедей после выступления требовала большой собранности и жёсткой дисциплины в жизненном распорядке. Сознание своего долга как учёного монаха не дремало, побуждая трудиться с утра до вечера.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Село Васильевское имело также второе название – Романово, которое в документах писалось в скобках – Васильевское (Романово). 11 Метрическая книга Васильевской церкви за 1870 год (Вологодский обл. архив. Ф. 496, о. 1, д. 42). 13 В клировых ведомостях за 1847 г. (Вологодский обл. архив. Ф. 1147, о. 3, арх. 31) значится также, что священник Глеб Стефанович Белоликов окончил Новгородскую Духовную Семинарию в 1841 г. по 2-му разряду. Сын пономаря. Дети – Агния, Александр, Василий. Сведения о священнике Глебе Белоликове имеются также в метрических книгах Никольской церкви села Николаевского Кирилловского духовного правления с 1840 по 1863 г. (ф. 496, о. 13, арх. 18), а также в «Описи имущества умершего священника Николаевской (Никольской) церкви Глеба Белоликова 7 июля – 30 сентября 1848 г.» (ф. 1147, 2,д. 1271). 14 Документы о закрытии Васильевской церкви (Череповецкий районный архив. Ф.Р-12, о. 1, д. 38). Опись церковного имущества Васильевской общины. Личное дело протоиерея Алексия Белоликова. Ведомость о церкви св. Василия Великого , состоящей в Череповецком округе Череповецкой епархии, за 1927 г. (Вологодский обл. архив. Ф, 1010, о. 3, Д. 385). 15 Высота пастырского служения и путь приготовления к нему (к вопросу о реформе духовной школы). Доклад, произнесенный на пастырском собрании во Владикавказе//Владикавказские епархиальные ведомости. 1911. 18. С. 628–629. 17 Некролог подписан инициалами «А. Б.». У отца Захарии было два сына-священника с этими инициалами – Александр и Алексий. 19 Амвросий (АА Орнатский; 1778–1827), архиепископ Пензенский, – сын диакона Новгородской епархии. Образование получил в Александро-Невской Семинарии и Академии. Принял монашество в 1805 г. В 1808 г. получил сан архимандрита, назначен ректором Новгородской Семинарии и настоятелем Антониева монастыря. В 1816 г. хиротонисан во епископа Старорусского, в 1819 г. назначен епископом Пензенским и Саранским. В 1825 г. вышел на покой и поселился в Кирилло-Белозерском монастыре, где вел аскетическую и уединенную жизнь. Погребен в Кирилло-Белозерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

человек. В 1970 г. в СССР их проживало 24 тыс. человек (см К П. Матвеев. Ассирийцы и ассирийская проблема в новое и новейшее время. М., 1977). 58 Очерки «По пути в Урмию», «У порога Едема», «В персидском городе» помещены без подписи в журнале «Православная Урмия», в номерах 1, 3, 4 за 1912 г Они принадлежат священнику отцу Николаю Рубину В постоянной рубрике журнала «Письма миссионера» множество материалов опубликовал и архимандрит Пимен. 74 Дело по ходатайству начальника Урмийской духовной Миссии о замещении его помощника игумена Пимена другим лицом (начато 20 сентября 1910 г., кончено 10 июня 1911 г.). (РГИА, ф. 796.) 78 Архимандрит Пимен. Поучение перед закладкою здания для Николаевского шестиклассного городского училища в г Урмии (30 мая 1914 г.)//Православная Урмия. 1914 23. 79 Николай, архиепископ Японский (Касаткин; 1836–1912), родился в семье диакона Смоленской губернии. Окончил Смоленскую Духовную Семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. При окончании последней принял монашество был рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем русской консульской церкви в Японии. С 1870 г – архимандрит, начальник созданной Японской миссии. В 1880 г. 30 марта хиротонисан во епископа Ревельского, викария Рижской епархии, и оставлен начальником Японской миссии. В 1906 г. возведен в сан архиепископа. Скончался в Токио, где и погребен. Перевел на японский Новый Завет, почти весь Ветхий Завет , книги богослужебного круга и др. Прославлен Русской Православной Церковью как равноапостольный. 80 Архимандрит Пимен. Памяти почившего апостола Японии//Владикавказские епархиальные ведомости. 1912. 5 81 Архимандрит Пимен. Сульдузские впечатления. (Письма миссионера)//Православная Урмия. 1914 23. 82 Архимандрит Пимен. Миссионерская нужда и важный праздничный подарок местному христианскому населению//Православная Урмия. 1914. 20. 84 Громцев В. Урмийская (в Персии) православно-духовная миссия//Православный благовестник. 1914. 85 «Мирза» в переводе с персидского означает «писец, чиновник, секретарь».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Владивостокские епархиальные ведомости. Владивосток, 1903–1917. 2 раза в месяц. Изд.: Владивостокская духовная консистория Владикавказские епархиальные ведомости. Владикавказ, 1895–1917. 2 раза в месяц; в 1907–1908 годах еженедельно Владимирские епархиальные ведомости. Владимир, 1865–1917 2 раза в месяц, с 1906 года – еженедельно Изд.: Владимирская духовная консистория Вологодские епархиальные ведомости (Официальная часть). Вологда, 1864–1917. 2 раза в месяц. Изд.: Вологодская духовная консистория Неофициальная часть – см. «Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям» Волынские епархиальные ведомости. Кременец (Тип. Почаевская Лавра), 1867–1907; Житомир, 1908–1917. 2 раза в месяц; с 1880 года – 3 раза в месяц, с 1908 года – еженедельно Воронежские епархиальные ведомости. Воронеж, 1866–1917 2 раза в месяц, с 1910 года – еженедельно Восточный благовест. Листок для религиозно-нравственного чтения. Приложение к журналу «Владивостокские епархиальные ведомости». Владивосток, 1912–1913 Неопределенно. Вятские епархиальные ведомости. Вятка, 1863–1918. 2 раза в месяц, с 1906 года – еженедельно Гродненские епархиальные ведомости. Гродно, 1901–1915. Еженедельно. В 1907, 1909–1915 годах неофициальный отдел – 2 раза в месяц Донские епархиальные ведомости. Новочеркасск, 1869–1917. Еженедельно, с 1870 года – 2 раза в месяц, с 1901 года – 3 раза в месяц, с 1915 года – еженедельно. Официальный и неофициальный отделы выходили отдельно, с 1915 года неофициальный отдел выходил под заглавием «Донской православный вестник» Донской православный вестник. Прибавление к «Донским епархиальным ведомостям» (Неофициальный отдел). Новочеркасск, 1915–1917. Ежемесячно. Духовный вестник Грузинского Экзархата. Тифлис, 1891–1906. 2 раза в месяц В 1901–1904 годах приложение к каждому номеру под заглавием «Прибавление к «Духовному вестнику Грузинского Экзархата» Позже взамен стал выходить «Вестник Грузинского Экзархата», 1910–1917 Екатеринбургские епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1886–1917. Еженедельно, в 1901–1906 годах – 2 раза в месяц, с 1907 года – еженедельно

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Самое же лучшее средство вспомнить общий ход мыслей, и если не вспомнятся подробности той части проповеди, на которой проповедник остановился, то переходить прямо к следующей части. Во всяком случае, если и придется даже проповеднику не докончить проповедь вследствие нарушенного во время ее произнесения хода мыслей, если это событие вызовет даже насмешки со стороны присутствующих, смущаться слишком не нужно. Если виновен сам проповедник в случившемся (например, поленился обдумать как следует), то нужно приложить лишь большее усердие к подготовке. Если остановка произошла по случайному забвению, болезни и т. п., то не следует очень смущаться, поддаваться внушениям тщеславия, необходимо бороться с ложной мнительностью, с преувеличенной боязнью посрамления в следующий раз: дело Божие не должно быть прекращаемо по внушениям немощей человеческих. Пусть проповедник тогда усиленнее призывает благодать Духа Святого, способствующего в немощах его ( Рим. 8, 26 )! Пусть же все пресвитеры усиленнее «труждаются в слове и учении» ( 1Тим. 5, 17 ) и таким образом надлежаще исполняют 19-е правило VI Вселенского Собора о том, чтобы предстоятели церквей непрестанно, особенно каждый день воскресный, «поучали весь клир и народ словесам благочестия». В труде своем они не будут оставлены без помощи Духа Святого, Которого обещал Господь Иисус Христос послать ученикам Своим на помощь в деле проповеди Евангелия; пусть помнят и то, что по мере упражнения в живом слове и подвигах духовных они будут достигать все большей и большей свободы слова. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости 9 Ввиду столь серьезных требований от проповеди становится понятным, почему даже знаменитые проповедники (например, пр. Род. Путятин) на обдумывание своих, хотя бы и кратких, слов очень много полагали труда. Прим. автора. Читать далее Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

72 Дело Грузинско-имеретинской Синодальной Конторы по первому столу грузинского Отделения, 12, 1894 г. 73 По первоначальным штатам между прочим, положено: А) по содержанию епархиальной канцелярии: один секретарь с жалованьем 970 руб., но должности и шитью на мундире VIII класса и по пенсии VI разряда, один помощник секретаря с жалованьем 720 р., по должности и шитью на мундире IX класса и по пенсии VIII разряда; на содержание писцов 360 р. и на освещение, отопление и на канцелярские расходы 450 р. (Секретарь определяется к должности и увольняется от неё экзархом Грузии, по представлению епископа Владикавказского, по предварительном сношении с обер-прокурором Святейшего Синода. Помощник секретаря определяется и увольняется экзархом Грузии также по представлению епископа Владикавказского); Б) по содержанию кафедрального собора: один протоиерей с жалованьем 600 р., один ключарь – 500 р., 2 священника по 400 р., один протодиакон – 400, один диакон – 350 р., 2 иподиакона по 300 р., 3 псаломщика по 150 р. и на наем церковной прислуги 240 р. (Церковный Вестник за 1885 год 24, стр. 96). По штатам же, высочайше утвержденным в 1895 году, положено по содержанию духовной консистории: членов консистории – 3 с жалованьем каждому по 500 р., 1 секретарь – 2275 р. жалования, по должности и шитью на мундире VII, а по пенсии V класса, столоначальников 3, по 1050 р. каждому, по должности и шитью на мундире IX класса, а по пенсии VIII класса, казначеи один, архивариус один и регистратор один, по 900 руб. жалованья каждому, казначей по должности и шитью на мундире IX класса и по пенсии VIII разряда, а остальные двое по должности и шитью на мундире X класса, а по пенсии IX разряда, секретарь при архиерее – 1, жалования 1050 р., по должности и шитью на мундире VIII класса и по пенсии VII разряда, на содержание канцелярских чиновников 300 руб. и на остальные расходы 200 руб. (Церковные Ведомости за 1895 г. 28). 78 Грузинский Духовный Вестник, «Моздокская епархия и Гай, епископ Моздокский» за 1864 г. 12, 1865 г. 1 и 2. Здесь же заметим, что кроме миссионеров из грузин также много было в начале XVШ столетия на северном Кавказе священнослужителей из этой же нации. В клировых ведомостях церковнослужителей была тогда особая графа, в которой обозначалось против каждого духовного лица: Грузинской нации, или Русской нации, казацкой породы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010