Наиболее сильно за весь отчетный период церковно-школьное дело развилось в епархиях: Литовской (число школ увеличилось на 408, а учащихся – на 8.621), Смоленской (школ – на 306, учащихся – на 11.657), Подольской (школ – на 287, учащихся – на 15.700), Ставропольской (школ – на 263, учащихся – на 8939), Воронежской школ – на 239, учащихся – на 12.624), Донской (школ – на 235, учащихся – на 12.159), Минской (школ – на 234, учащихся – на 9.865), Тульской (школ – на 233, учащихся – на 11.908), Черниговской (школ – на 220, учащихся – на 10.791). Обращаясь к рассмотрению увеличения числа учащихся в церковных школах, нельзя не видеть, что особенно сильно и заметно за этот период возросло число учащихся девочек, именно оно увеличилось на 106.772 или на 62% числа их в 1894–95 учебном году (общий же прирост числа учащихся равнялся 357.522). Наиболее значительное увеличение числа учащихся девочек наблюдалось в епархиях: Подольской (7.652), Донской (5.130), Полтавской (5.106), Тульской (4.165) и Тамбовской (4.161). Из общего числа церковных школ к 1 января 1898 года насчитывалось: 14 церковно-учительских школ, 225 второклассных, 236 двухклассных, 16.279 одноклассных, 107 образцовых при духовных семинариях и женских епархиальных и духовного ведомства училищах. Школы эти большею частью одноклассные, за исключением школ при духовных семинариях: Иркутской, Курской, Новгородской, Одесской, Рязанской, Таврической и Тобольской, имеющих по два класса. Всего церковно-приходских школ к 1 января 1898 года состояло 16.861 (44%); школ грамоты было 21.614 (56%). В церковно-приходских школах обучалось 613.508 мальчиков, 172.608 девочек, итого 786.116; в школах грамоты к тому же времени состояло 445.243 мальчика, 107.239 девочек, итого 552.482. Как распределяются по епархиям школы и учащиеся в них в 1895–1986 учебном году, а также к 1 января 1898 года, можно видеть из прилагаемых ведомостей. Средним числом в каждой церковно-приходской школе обучалось 40 человек, в школе грамоты – 25. Наиболее многолюдны церковно-приходские школы в епархиях: Саратовской (66 учащихся на 1 школу), Орловской (65), Владикавказской (64), Киевской и Оренбургской (58), Херсонской (57). В школах грамоты наибольшее среднее количество учащихся наблюдается по епархиям: Владикавказской и Туркестанской (по 41), Саратовской и Кишиневской (35), Орловской, Самарской и Холмско-Варшавской (33). Помещения церков. школ

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КАВКАЗСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Кавказской и Черноморской епархии, выходившее в Ставрополе с 1873 по янв. 1886 г. 2 раза в месяц. После разделения и переименования Кавказской епархии в Ставрополе с февр. 1886 г. стали издаваться «Ставропольские епархиальные ведомости» , продолжившие нумерацию К. е. в., а во Владикавказе с 1895 г.- «Владикавказские епархиальные ведомости» . Программа К. е. в. была составлена еще в 1868 г., тогда же по представлению еп. Феофилакта (Губина) (см.: Розалиев В. Ф., прот. Воспоминания о преосв. Феофилакте//Кавказские ЕВ. 1873. 1. С. 26-29; 2. С. 65-69; 3. С. 88-94; 9. С. 286-292; 15. С. 498-501) окружным духовно-училищным съездом на должность редактора был избран смотритель Ставропольского духовного училища Г. П. Михайловский. Однако только при новом Кавказском еп. Германе (Осецком) 19 нояб. 1872 г. Михайловский смог приступить к обязанностям редактора и исполнял их до своей кончины (22 янв. 1886), должность 2-го редактора с 1873 г. занимал И. А. Спасский, а в 1874-1875 гг.- И. П. Протопопов. Именно Михайловский, опубликовавший за свою жизнь 145 статей, не считая мелких заметок (см.: Архангельский А. В. Г. П. Михайловский: (Биогр. очерк)//Ставропольские ЕВ. 1886. 12. С. 162-196), являлся автором значительной части материалов К. е. в., большинство из к-рых анонимны или подписаны криптонимом «Г. М.». Каждый номер К. е. в. состоял из офиц. и неофиц. отделов с общей пагинацией. Большинство материалов размещалось в офиц. отделе, здесь печатались «Распоряжения высшего правительства» (высочайшие манифесты, определения и указы Святейшего Синода, распоряжения обер-прокурора и синодальных учреждений), «Распоряжения епархиального начальства» (распределения благочиннических округов, расписание проповедей в соборах, назначения катехизаторов, сведения о назначениях на должность, перемещениях и увольнениях, наградные списки и др.), распоряжения и известия, касающиеся духовно-учебных заведений (отчеты, журналы духовно-училищных съездов, утвержденные учебные программы, разрядные списки семинарий и духовных уч-щ), а также списки вакансий, извлечения из отчетов викарного епископа по обозрению церквей епархии, объявления о вакантных местах, некрологи и др. Нек-рые материалы офиц. отдела были переизданы в одном томе в систематическом порядке (Кавказские ЕВ: 1873-1882. Ставрополь, 1883).

http://pravenc.ru/text/1319756.html

72 Дело Грузинско-имеретинской Синодальной Конторы по первому столу грузинского Отделения, 12, 1894 г. 73 По первоначальным штатам между прочим, положено: А) по содержанию епархиальной канцелярии: один секретарь с жалованьем 970 руб., но должности и шитью на мундире VIII класса и по пенсии VI разряда, один помощник секретаря с жалованьем 720 р., по должности и шитью на мундире IX класса и по пенсии VIII разряда; на содержание писцов 360 р. и на освещение, отопление и на канцелярские расходы 450 р. (Секретарь определяется к должности и увольняется от неё экзархом Грузии, по представлению епископа Владикавказского, по предварительном сношении с обер-прокурором Святейшего Синода. Помощник секретаря определяется и увольняется экзархом Грузии также по представлению епископа Владикавказского); Б) по содержанию кафедрального собора: один протоиерей с жалованьем 600 р., один ключарь – 500 р., 2 священника по 400 р., один протодиакон – 400, один диакон – 350 р., 2 иподиакона по 300 р., 3 псаломщика по 150 р. и на наем церковной прислуги 240 р. (Церковный Вестник за 1885 год 24, стр. 96). По штатам же, высочайше утвержденным в 1895 году, положено по содержанию духовной консистории: членов консистории – 3 с жалованьем каждому по 500 р., 1 секретарь – 2275 р. жалования, по должности и шитью на мундире VII, а по пенсии V класса, столоначальников 3, по 1050 р. каждому, по должности и шитью на мундире IX класса, а по пенсии VIII класса, казначеи один, архивариус один и регистратор один, по 900 руб. жалованья каждому, казначей по должности и шитью на мундире IX класса и по пенсии VIII разряда, а остальные двое по должности и шитью на мундире X класса, а по пенсии IX разряда, секретарь при архиерее – 1, жалования 1050 р., по должности и шитью на мундире VIII класса и по пенсии VII разряда, на содержание канцелярских чиновников 300 руб. и на остальные расходы 200 руб. (Церковные Ведомости за 1895 г. 28). 78 Грузинский Духовный Вестник, «Моздокская епархия и Гай, епископ Моздокский» за 1864 г. 12, 1865 г. 1 и 2. Здесь же заметим, что кроме миссионеров из грузин также много было в начале XVШ столетия на северном Кавказе священнослужителей из этой же нации. В клировых ведомостях церковнослужителей была тогда особая графа, в которой обозначалось против каждого духовного лица: Грузинской нации, или Русской нации, казацкой породы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. Никонова, новгород-северское иером. Никодима и саратовское Г. И. Чернышевского). Сорок описаний являются коллективными трудами, и в 23 из них указаны составители (архангельское 1894-1896 гг., владикавказское, владимирские 1886 и 1893-1898 гг., волынское, вятское 1912 г., донское, костромское, литовское, минское 1864 г., могилёвское, омское, подольское 1893 г., полтавское, рязанские, симбирское, смоленские, тамбовское 1861 г., тверское, уфимское и ярославское). Однако структура и содержание этих изданий, а также данные по истории создания нек-рых из них свидетельствуют о том, что они были подготовлены не одним лицом, но явились результатом коллективных усилий. Задача их составителей заключалась прежде всего в сборе, обработке и систематизации описаний отдельных приходов, присланных местными причтами. Из числа авторов, составителей и редакторов епархиальных описаний 28 относится к духовенству (8 - к черному и 20 - к белому (варшавское описание было составлено архим. Амвросием (Лотоцким) в бытность его ключарем варшавского кафедрального собора, а издано уже после принятия им монашества)) и 23 - к мирянам. Среди них значатся 4 архиерея, 3 архимандрита (являвшихся одновременно ректорами духовных семинарий), соборный иеромонах, 20 протоиереев и священников (7 из них занимали также различные должности в духовных и светских учебных заведениях, и 2 были редакторами епархиальных ведомостей), 16 преподавателей (инспекторов, смотрителей) духовных семинарий и уч-щ, 4 секретаря и архивариус духовных консисторий, студент Московского ун-та. 11 описаний было издано епархиальными историко-статистическими и церковно-археологическими комитетами и об-вами, 8 - редакциями епархиальных ведомостей и известий, 3 - церковными и епархиальными братствами, по 1 - губ. статистическим комитетом, губ. ученой архивной комиссией, канцелярией духовной консистории, КДА, Одесским об-вом истории и древностей. Издающие орг-ции в др. описаниях не названы. Основу большинства епархиальных описаний составляет список церквей, приходов и причтов с разнообразными историко-статистическими и справочными сведениями о них.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

подр. Оренб. Е.В. 1891, 5). 577 Полоцкой Д. Кон. относительно присоединяемых к православию из других христианских исповеданий было вменено в обязанность духовенству епархии, чтобы оно в донесениях своих Консистории, при коих препровождаются им метрические выписи и ведомости означенных лиц, указывало, к какому римско-католическому костёлу или лютеранской кирхе принадлежали присоединённые до присоединения их (Полоц. Е.В. 1891, 5). 578 Тобольским Преосвященным было сделано распоряжение, чтобы об обратившихся, в течение года, из раскола в православие печаталось в епархиальных ведомостях ежегодно; а священникам приходов, где есть старообрядцы, было вменено в обязанность доводить о сем, до сведения своих прихожан (см. Рук. д.с.п. 1889, 35). 579 Подольским епархиальным начальством в 1894 г. было предписано духовенству епархии, чтобы подписки иноверцев, присоединившихся к православию или вступивших в брак с православными, были представляемы в Консисторию на установленных по форме печатных бланках, долженствующих быть выписываемыми из Консистории, с приложением к рапортам церковных печатей; в противном же случае виновные в нарушении сего распоряжения будут подвергаемы должному взысканию (Подол. Е.В. 1894, 13). – См. выше, 979, 1018, 1019, 1024–1028 стр. печатного оригинала. – Подписки присоединившихся к православию, а равно иноверных родителей и супругов о воспитании детей в православной вере хранятся в архиве консисторском вместе с метрическими книгами (Уст. Д.К., примеч. к 29 ст.). 580 В некоторых епархиях местным Е.Н. были изданы распоряжения, чтобы духовенством, кроме представления ведомости о присоединённых к православию в указанный 29 ст. Уст. Д.К. срок, препровождались Е.Н. немедленные донесения о каждом случае присоединения к православию, причём в иных из этих распоряжений указывалось, какие сведения должны заключать в себе означенные донесения. Так, напр., Владикавказским Е.Н. в 1904 г. было сделано распоряжение, чтобы о случаях присоединения к православию из раскола или сект священники доносили и оо.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   Итак, если мы хотим соединиться духом с нашими предками — ревностными почитателями иконы Богоматери; если мы хотим объединиться под сенью Ее узами любви друг к другу; если мы искренно хотим чувствовать себя избранным уделом Богоматери, а не участвовать в Ее торжествах только в качестве холодных зристелей, то ускорим на молитву Ей и потщимся на покаяние пред Ней. Тогда, как роса на низменной местности, останется на наших смиренных душах всесильная благодать Божия, не будет тогда побуждений для нас делиться на партии и секты и будем мы радоваться об общем спасении нашем. Аминь.    Архимандрит Пимен     Одна из первых проповедей, сказанных ректором Ардонской Александровской духовной семинарии архимандритом Пименом во Владикавказе. В письме к своему духовному отцу митрополиту Киевскому Флавиану о.Пимен констатировал отсутствие духовных запросов и малую религиозность владикавказской общественности. Проповедь напечатана журнале «Владикавказские Епархиальные Ведомости», г. Святая земля — наше драгоценнейшее наследие     Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Ради     Братьев моих и ближних моих говорю Я: мир тебе! Ради дома Господа     Бога нашего желаю блага тебе (Пс. С XXI, 6, 8, 9).    Так, по мысли богонаученнаго псалмопевца, мир и благоденствие Иерусалима, слава домаБожия и счастье и благосостояние его ближних братьев неотделимы друг от друга. Тожесамое и мы, христиане, должны повторить и по отношению к самим себе, только в более широком смысле. Уже не только Иерусалим, а и вся земля обетованная составляет для насдрагоценнейшее наследие, сохранность кого-то необходима и для нашего духовнагоблагосостояния, и для наших ближних и братьев по вере, и для дома Господа Бога нашего, т. е. Церкви.    Особенно ныне благовременно, братие христиане, уяснить себе значение для нас св. Земли, понять, какую драгоценность она для нас представляет. Течение жизни нашей опять вводит    нас в круг священнейших воспоминаний, составляющих историю спасения рода человеческого. Начало их связывается с Вифлеемом, средина с Иерусалимом, конец — с Голгофою и Елеоном. Таким образом, истории нашего спасения мы не представим полно и ясно, если не будем знать, где оно совершилось. Тем более жители здешней страны, столь бедный храмами и святынями христианскими, должны быть более внимательными к родине всех святых и святынь, земли обетованной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3826...

Итак, если мы хотим соединиться духом с нашими предками – ревностными почитателями иконы Богоматери; если мы хотим объединиться под сенью Ее узами любви друг к другу; если мы искренно хотим чувствовать себя избранным уделом Богоматери, а не участвовать в Ее торжествах только в качестве холодных зрителей, то ускорим на молитву Ей и потщимся на покаяние пред Ней. Тогда, как роса на низменной местности, останется на наших смиренных душах всесильная благодать Божия, не будет тогда побуждений для нас делиться на партии и секты, и будем мы радоваться об общем спасении нашем. Аминь. Архимандрит Пимен Одна из первых проповедей, сказанных ректором Ардонской Александровской духовной семинарии архимандритом Пименом во Владикавказе. В письме к своему духовному отцу митрополиту Киевскому Флавиану о. Пимен констатировал отсутствие духовных запросов и малую религиозность владикавказской общественности. Проповедь напечатана журнале «Владикавказские Епархиальные Ведомости», 23, 1911 г. СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ – НАШЕ ДРАГОЦЕННЕЙШЕЕ НАСЛЕДИЕ Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Ради братьев моих и ближних моих говорю Я: мир тебе! Ради дома Господа Бога нашего желаю блага тебе ( Пс. 121:6, 8–9 ). Так, по мысли богонаученнаго псалмопевца, мир и благоденствие Иерусалима, слава дома Божия и счастье и благосостояние его ближних братьев неотделимы друг от друга. То же самое и мы, христиане, должны повторить и по отношению к самим себе, только в более широком смысле. Уже не только Иерусалим, а и вся земля обетованная составляет для нас драгоценнейшее наследие, сохранность кого-то необходима и для нашего духовнаго благосостояния, и для наших ближних и братьев по вере, и для дома Господа Бога нашего, т.е. Церкви. Особенно ныне благовременно, братие христиане, уяснить себе значение для нас св. Земли, понять, какую драгоценность она для нас представляет. Течение жизни нашей опять вводит нас в круг священнейших воспоминаний, составляющих историю спасения рода человеческого. Начало их связывается с Вифлеемом, средина с Иерусалимом, конец – с Голгофою и Елеоном. Таким образом, истории нашего спасения мы не представим полно и ясно, если не будем знать, где оно совершилось. Тем более жители здешней страны, столь бедной храмами и святынями христианскими, должны быть более внимательными к родине всех святых и святынь, земли обетованной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Контора собирает ведомости о разных по епархиям предметах составляемые и в свое время доставляет их Святейшему Синоду. (28 Декабря 1818 г. Выс. утв. док. Св. Синод. П. С. 3. 27605. Указ. 4 Февраля 1819 г. 819.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 28 Декабря 1818 г. докладу Святейшего Синода положено быть: 1) в Грузии одной епархии – с наименованием ее Карталинскою и Кахетинскою, 2)   в Имеретии, Мингрелии и Гурии – в каждой области, по одной епархии. (Там. п. 2 и 4.) Примечание. 1) В помощь Экзарху назначен Викарий с производством ему жалованья по 1500 р. (Там. п. 11.) Примечание. 2) В 1875 году при Грузинском Экзархате учреждено Владикавказское викариатство, викарий которого под управлением экзарха непосредственно заведывает церквами и причтами г. Владикавказа, Северной Осетии и Аласурского Завода. Назначаемый на это викариатство епископ именуется епископом Владикавказским, вторым викарием Грузинского Экзархата, и имеет местопребывание в г. Владикавказ. (3 Апреля1875 г. Выс. утв. докл. Св. Сииод. П. С. 3. 54, 553.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 30 Мая 1860 г. определению Святейшего Синода, управление Абхазской епархией 31 и церквами Самурзарканского благочиния вверено епископу Имеретинскому (Гавриилу) на тех же основаниях, на которых он управляет епархией Имеретинской, с производством ему, в дополнение к получаемому им по этой епархии содержанию, определенных по штату в жалованье епископу Абхазскому 1500 р., и с предоставлением ему, в вид временной меры, права расходовать остальные деньги из положенной по штату на содержание Абхазской кафедры суммы. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 16 Мая 1873 г. докладу Святейшего Синода, вследствие присоединения Мингрельского владения к Кутаисской губернии и незначительности его населения, положено: 1) существовавшую в Мингрелии самостоятельную архиерейскую кафедру упразднить, присоединив к Имеретинской кафедре; 2) при последней учредить викариатство, с тем, чтобы викарий именовался епископом Мингрельским, а местопребывание имел в архиерейском помещении при Мингрельском Успенском Соборе; 3) на содержание викарию этому назначить по 1500 р. в год из сумм Мингрельского церковного казначейства, отпускавшихся епархиальному Мингрельскому Преосвященному, а также предоставить Викарию пользоваться доходами с угодий, принадлежавших Мингрельскому архиерейскому дому; 4) архиерейскою ризницею и прочими принадлежностями архиерейского служения снабдить викария из того же дома, и по мере возможности от кафедрального собора Имеретинской епархии, и 5) находящуюся ныне в управлении Преосвященного Имеретинского Абхазскую епархию оставить в управлении этого Преосвященного на прежнем основании. (16 Мая 1873 г. П. С. 3. 52270. Указ. Июня 1873 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Своим местом в Ардоне я очень доволен. Семинаристы у меня смирные, преподаватели согласные, работают усердно. Сегодня их распускаем. Причина столь раннего отпуска – плачевное экономическое положение Семинарии... С окружающими Семинарию осетинами и казаками живу хорошо, они мною довольны. Служу часто и в казачьей церкви, и в осетинской церкви Ардонского аула, иногда по приглашению осетин принимаю участие в отпевании умерших, что им особенно нравится. Язык осетинский пока изучается плохо Все еще прежние симпатии у меня на стороне языка сирийского, который я изучил хорошо и которым пользуюсь при подготовке сочинения на магистерскую степень. И с этой стороны для меня желательно было бы быть ближе к сирийцам. Новый Владыка Владикавказский Высокопреосвященный Питирим пока в Семинарии не был. То нездоровье ему мешает, какое-то подавленное настроение духа, то боязнь нападения разбойников. Но теперь, слава Богу он чувствует себя лучше, служит часто и часто меня приглашает во Владикавказ служить или проповедовать. Открыли мы недавно здесь отделение Императорского палестинского общества. Начинаю знакомиться с публикой, которая, по моему наблюдению, мало религиозна и нуждается в серьезном руководстве, на что обратил внимание и нынешний Высокопреосвященный. 19 декабря 1911 года». Христианская совесть требовала от отца Пимена позаботиться не только об учениках-семинаристах, но и о «малорелигиозной и нуждающейся в серьезном руководстве» светской пастве. Во «Владикавказских епархиальных ведомостях» одно за другим печатались выступления нового ректора, что требовало от него и времени и сил. Только собранность и суровая дисциплина личного жизненного распорядка давали возможность заниматься церковным просвещением через печатное слово. Мы видим подобные труды лишь у действительных подвижников и ревнителей церковного дела предреволюционной поры. Без преувеличения можно сказать: активное сотрудничество в печати было реальным свидетельством пастырской и архипастырской аскезы монашествующих, исполнявших свое общественное служение в миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Тексты проповедей и статей приведены в соответствие с нормами современного русского языка. Цитаты из Священного Писания приводятся на русском языке по Синодальному переводу и выделяются курсивом, церковнославянский язык сохранен только там, где это важно по контексту. Богослужебные цитаты печатаются курсивом и без кавычек. Первый том сборника включает в себя житие священномученика Фаддея, написанное архимандритом Дамаскиным (Орловским) на основании многолетних архивных изысканий и сбора устного предания очевидцев.   Во втором томе помещаются проповеди, произнесенные в период пения Постной и Цветной Триоди (с Недели о мытаре и фарисее и до дня Святого Духа).  Третий том включил в себя проповеди в Недели по Пятидесятнице (с Недели Всех святых до Недели о Закхее).  Четвертый и пятый тома обнимают проповеди на двунадесятые праздники и памяти святых. Шестой том содержит слова богословского характера; на высокоторжественные дни; слова, произнесенные при отпевании и поминовении усопших, на разные случаи, а также статьи о служении священномученика Фаддея. В седьмом томе публикуются слова к семинаристам и к учителям школ. Восьмой том воспроизводит педагогические опыты святителя: Общую дидактику; заметки «О преподавании Закона Божия и славянского языка», а также конспекты уроков.Проповеди и статьи священномученика Фаддея, а также статьи о его служении собраны из дореволюционной церковной прессы: Минских, Уфимских, Олонецких, Волынских, Владикавказских епархиальных ведомостей, из «Прибавлений к Церковным ведомостям», а также из «Журнала Московской Патриархии». Владыка Фаддей, готовясь к проповеди, писал ее на листочке. Разобрать его мелкий бисерный почерк составляло труд немалый, поэтому духовные чада владыки переписывали проповеди в нескольких экземплярах и таким образом распространяли их в народе. Большинство проповедей записывались слушателями и затем отдавались архиепископу, он вносил в текст исправления, после чего проповеди переписывались или печатались на машинке и расходились среди православных.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010