14 октября 1896 г. Владикавказская духовная консистория отправила в строительное отделение Терского областного правления рапорт за 5007 следующего содержания: «Вследствие отношения от 17-18 сентября 1896 г., консистория честь имеет возвратить в строительное отделение проект придела предполагаемого к пристройке к церкви слободы Хасав-Юртовской с присовокуплением, что проект-то сей одобрен его преосвященством...» (Рапорт Владикавказской духовной консистории в строительное отделение Терского областного правления. С. 41-41 об.). После этого проект был отправлен в строительный отдел. А 21 января 1897 г. областной архитектор Грозин из строительного отдела возвратил во Владикавказскую духовную консисторию проект придела с уведомлением о том, что «наказной атаман не признает возможным утвердить этот проект, за неимением сведений, согласен ли на пристройку придела к Хасав-Юртовской церкви протопресвитер военного и морского духовенства» (Рапорт 2400 от 21 января 1897 г. во Владикавказскую духовную консисторию. С. 40-41 об.). В 1898 г., вследствие образовавшейся трещины полковая церковь была запечатана (Освящение храма в слободе Хасав-Юрт. С. 247). И службы военного священника продолжились в специально оборудованной в казармах временной церкви. В 1899 г. был получен ответ Святейшего Синода, отклоняющий передачу военной церкви в епархиальное ведомство (Освящение храма в слободе Хасав-Юрт. С. 247). В описании осмотра епархии епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром, совершенного с 11 по 27 апреля 1901 г., читаем: «В Хасав-Юрте имеется военная церковь, в которой совершал службы и епархиальный священник. Ныне эта церковь рушится; поэтому военные устроили временную церковь в казарме, а население выстроило из тонких досок временную церковь» (О переменах по службе. С. 269). Предполагаю, что в церкви все-таки был проведен ремонт, так как во «Владикавказских епархиальных ведомостях» 21 от 20 мая 1907 г.) в сообщении о визите епископа Гедеона 15 апреля 1907 г. в Хасав-Юрт на освящение Знаменской церкви говорится, что «по окончании освящения епископ посетил церковь расположенного в Хасав-Юрте Шир-ванского полка» (По приходам епархии. С. 315). Также, как упоминалось выше, в 1910 г., после ухода из Хасав-Юрта Ширванского полка, на его место пришел Лорийский полк, который продолжил использовать церковь в своих нуждах (Цитович Г. А., 1913. С. 444).

http://sobory.ru/article/?object=41087

В 1932 году храм был превращен в склад, а в 1935 г. - взорван. В 1992 году началось строительство основного здания храма по проекту архитектора А.В. Травенко. Финансирование осуществлялось в основном за счет пожертвований. На строительстве трудились десятки добровольцев. В настоящее время строительство храма завершается. Источники: 1. П. Успенский. В поисках чудесного. 2. http://essmuseum.ru/article/a-18.html 3. http://essentuky.info/index.php?mod=4& 4. 7 января 2011 г. Золотухина О.М. написала: " Строительство храма было завершено и состоялось его торжественное освящение самим епископом Ставропольским и Краснодарским Матвеем 30 июля 1896 года " . Освящение храма 30 июня 1896 г. совершал по просьбе епископа Владимира, Владикавказского и Моздокского, архиепископ Казанский и Свияжский, проживавший в то время в Ессентуках. Храм был заложен в июле 1888 г. Деятельная инициатива при построении храма принадлежала же ессентукскому коммерсанту Байкову (умершему к моменту освящения). Постройка началась и производилась безостановочно с 1892 г. Храм освидетельствован областным инженером в 1894 г. Сооружение храма обошлось более, чем в 70 тысяч. Пожертвований было более 60 тысяч, в том числе г.г. Дьячковым и Кузнецовым был пожертвован иконостас стоимостью в 28 тысяч, полковником Б. А. Сперанским пожертвованы колокола стоимостью в 2 тысячи р. Источник: Владикавказские епархиальные ведомости 1896 г. 14-15 с. 223-224 Комментарии и обсуждение Для постройки заложенной в 1888 г. на Качельном кургане ессентукской группы церкви во имя Пантелеймона великомученика и исцелителя был учрежден Строительный Комитет. В его состав вошли: атаман Пятигорского отдела генерал-майора Розенкампф (председатель), есаул Михаил Горепекин, пятигорский купец 2-й гильдии Герасим Безпалов, отавной урядник Петр Безпутов (члены, избранные станичным обществом), священник ессентукской станичной церкви Дмитрий Карагичев, пятигорский благочинный священник Михаил Закхеев (члены, назначенные Владикавказским епархиальным начальством). Строительный комитет по всем делам, касающимся построения храма Св. Пантелеимона, относился к преосвященному Петру, епископу Владикавказской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=14964

В то же время в собственной практической архипастырской деятельности он «показывал себя верным исполнителем имевших место предписаний и сложившихся форм» (С. 41). Попутно исследователь развенчивает странный стереотип некоторых советских историков, голословно относивших епископа Питирима к черносотенцам (С. 42). Если с одной канонизацией эпохи императора Николая II было связано возвышение епископа Питирима, то с другой – Иоасафа Белгородского в 1911 г., его опала и перемещение из Курска во Владикавказ. С.Л. Фирсов не удовлетворяется свидетельством мемуариста о том, что причиной этого стала якобы плохая организация со стороны архиерея белгородских торжеств. Исследователь устанавливает связь этого поворота в жизни Питирима с его покровительством секте стефановцев (подгорновцев). На истории последней автор книги также останавливается (С. 49 – 50), и его риторический вопрос: «мог ли архиепископ Питирим (и, главное, за какие «заслуги») почитаться стефановцами-подгорновцами?» (С. 51) – как будто возвращает читателя к теме «соблазнительных слухов», затронутой выше. Нельзя сказать, чтобы высказанное исследователем предположение о причинах удаления архиепископа Питирима с курской кафедры было убедительно обосновано в книге. Отнюдь. Но и отметать это наблюдение не следует. В целом же очевидно, что здесь необходим поиск более надежных свидетельств. Как бы то ни было, но уже вскоре опала с архиепископа Питирима была снята. Из владикавказской «ссылки» он был перемещен в Ставрополь, а потом – в Самару. Последнее перемещение С.Л. Фирсов называет «своеобразным оправданием». Характерно, что полгода, проведенных в Самаре, не дали, по версии автора, основывающегося на дневнике протоиерея Сергия Диомидова, ощутимых результатов или значительных событий (С. 59). Данный вывод несколько не состыкуется с другим свидетельством, приводимым в следующем абзаце, о том, что за короткий срок пребывания в Самаре преосвященный Питирим стал «кумиром города». Думается, что противоречие легко бы разрешилось при обращении к более информативному для данного случая источнику, чем мемуары и краткий дневник – к «Самарским епархиальным ведомостям» и губернской газетной прессе того времени. Это, собственно говоря, предстоит сделать при более углубленном изучении биографии преосвященного Питирима.

http://bogoslov.ru/article/2461193

По твердому убеждению и отца Анатолия, и Алана Моуравова, возрождение литургической жизни — первый шаг к восстановлению учебного заведения. Поэтому сейчас их внимание и силы прикованы к реставрации домового Покровского храма в здании Ардонской семинарии. Пока в Ардоне на 20 тысяч человек один действующий храм в честь Георгия Победоносца, а до революции на пять тысяч человек их было три. Ардонская семинария открылась в 1895 году. Ее окончили многие представители осетинской интеллигенции; среди ректоров и инспекторов духовной школы — священномученики Андроник (Никольский), Никодим (Кротков), Пимен (Белоликов), причисленные к лику святых в 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Немало представителей духовенства Владикавказской епархии пострадало за веру в годы советской власти. Сбором информации о них занимается, в частности, Комиссия по канонизации святых.  Стучите, и отворят вам Два с половиной года назад протоиерею Евгению Поповичу, настоятелю кладбищенского Ильинского храма Владикавказа, поручили возглавить Комиссию по канонизации святых. Никаких документов для начала работы, как, впрочем, и утвержденного Синодальным отделом по канонизации списка аланских святых, не было. Но священник не унывал. Постепенно работа комиссии сложилась в трех направлениях: сбор информации о древних святых 1 , новомучениках и местночтимой старице Анастасии Владикавказской. И если о древних святых сведения, хотя и по крупицам, но можно было найти в общецерковных святцах и месяцесловах Поместных Церквей, то работу по другим направлениям начинать пришлось с нуля. Понимая, что один не справится, отец Евгений обратился за помощью к прихожанам, и люди откликнулись. Так на приходе появился «Клуб любителей старины». Приходские энтузиасты изучили архивы Ставропольских, Владикавказских, Саратовских и Рязанских епархиальных ведомостей, в результате стал собираться архив жизнеописаний репрессированных за веру. Помимо документов о служебной карьере, удалось даже составить перечень школ, где преподавал тот или иной священник, список членов братства с которыми сотрудничал. Правда, сразу обозначились две проблемы. Оказалось очень трудно установить, кто в 1922 году не уклонился вместе с правящим архиереем Владикавказской епархии епископом Макарием (Павловым) в обновленчество. И вторая — архивы ФСБ, по словам отца Евгения, не всегда охотно предоставляют информацию, интересующую комиссию. Но зато откликнулись сотрудники Государственного архива, которые в сложных случаях помогают использовать их ресурсы. 

http://e-vestnik.ru/church/nasledniki_dr...

Вот почему еще во время земной жизни человек собирает как бы сокровище огня геенского, как говорит празднуемый ныне святой апостол Иаков, обличая бесчувственных к ближнему богатых: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни... Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» ( Иак. 5:1–3, 5 ). Как же нужно беречь свою душу, чтобы не доходила она до этой погибельной пропасти, как вслушиваться в предостережения голоса совести, пока они могут еще принести пользу, пока не наступило время, когда душа уже не будет в состоянии по этому зову совести возвратиться с пути поработивших человека страстей, пока не возгорелось пламя их настолько, что утушить его сделалось уже невозможным и осталось лишь бесполезно молить Авраама и праведных, дабы они помогли облегчить терпимые муки! Как еще во время земной жизни нужно трудиться и усиливаться «перескочить» безвредно для себя эту пропасть, которую враг вырыл между Лазарем и богатым, которую трудами и подвигами жизни Христовой «перескочили» святые и беспечною жизнью всё раздвигают подобные евангельскому богачу грешники! Как нужно беречь душу от постепенного омертвения, приближающегося часто к ней незаметно (так, как подтачивает тело и приближает к смерти болезнь), того омертвения, при котором душа не в состоянии уже внимать, по притче о богатом и Лазаре, ни Моисею, ни пророкам и остается ей только мучиться «смертью второю» ( Откр. 20, 6 ) в том огне страстей, который она сама добровольно возжгла в себе! 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости 46 Произнесено во Владикавказском кафедральном соборе 23 октября 1916 года. (ВлЕВ. 1916. 23. С. 953–958.) Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

И если пророк Иезекииль, живший в такое время, когда даже праведники: Ной, Даниил и Иов – не могли отвратить молитвами своими от Израиля гнева Божия ( Иез.14, 20 ), имел, однако, светлый взор на будущее, провозвестил обновление Израиля ( Иез. 37 ), устроение среди него всеочищающего святилища ( Иез. 37:23, 28 ) и нового храма, осиянного светом славы Господней ( Иез. 43:2, 44:4 ), видел истекающую из-под храма реку жизни и древа жизни, подобные райским, для питания и врачевания народов ( Иез. 47, 1–12 ), то тем более должны иметь светлый взор на будущие судьбы Церкви Христовой мы, с которыми обещал пребывать Христос до скончания века. Пусть Церковь должна будет в последние времена убежать в пустыню, по слову тайнозрителя, т. е. как бы совершенно отделиться от сего «мира, во зле лежащего» ( Откр. 12:6, 14 ; 1Ин. 5, 19 ), но мы знаем, что в день пришествия Христова она явится, «как невеста, украшенная для жениха своего Агнца», облеченная в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых ( Откр. 19:7–8, 21:2, 9 ). Пусть восстают против нее Толстой с многочисленным сонмом ересеучителей, называющие учение ее «суеверием грубым и безмерным», подобно древним языческим писателям (Плиний в начале II века по Р. Х.), поборники лжеименного антихристианского знания, отрицающего самое бытие Бога и духовность души, анархисты, пытающиеся отнять последние преграды у беззакония, она всегда будет жить непоколебимою верою ( Евр. 10, 38 ) в обетования, данные ей ( Евр. 10, 36 ). Ибо для нее неложно сказанное Христом, что «небо и земля», законы бытия которых признаются нынешними людьми неизменными, «прейдут, ...слова же Христовы не прейдут» ( Мф. 24, 35 ). Ибо святые и суть именно то «новое небо и земля, в них же правда живет» ( 2Пет. 3, 13–14 ), они они-то и суть воистину «небеса, поведающие славу Божию», – по слову псалмопевца ( Пс. 18, 2 ), и лучезарные звезды на сем новом небе, заимствовавшие свет свой от «звезды светлой и утренней», т. е. Христа ( Откр. 22, 16 ). Аминь. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости 211 Фаммуз – сиро-финикийское божество, по значению сходное с греческим Адонисом, любимцем Венеры. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Посему слышанная нами ныне притча да напомнит нам, братие, о всех путях нашей жизни, которыми мы ходили блудно! Не будем оправдывать себя и исключать из числа блудных сынов потому лишь, что не погрязли мы в порочных делах: ведь уже услаждение нечистыми помыслами и вожделениями в сердце есть прелюбодеяние духовное, так как из помыслов, как из семени, рождаются непременно и худые дела, когда не отгоняем от себя первых. Исполнимся и к самым помыслам той же ненавистью, какой исполнены были к врагам своим пленные евреи, воспевавшие: «Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя (то есть Вавилона) о камень» ( Пс. 136, 9 ); именно помыслы, по духовному изъяснению святых отцов подвижников, должны мы подразумевать под младенцами Вавилона. Пусть не погашают в нас страстные помыслы и вожделения любви к дому Отчему, как пристрастие к благам мира побудило некоторых пленных евреев не возвращаться в отечество из пленившего их Вавилона! Будем подобно лучшей части еврейских пленников питать одинаковую с ними любовь к дому Отчему, возбуждая себя к тому словами песни их: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя, прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего» ( Пс. 136, 5–6 ), всякого земного удовольствия и радости. Да не угасает в сердцах наших любовь, особенно к сему дому, в котором собираемся для молитвы и поучений духовных, ибо Господь храм назвал домом Отца Своего по преимуществу, когда сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется» ( Мф. 21, 13 ; Ин. 2, 16 ; ср. Лк. 2, 49 ). Кто с неохотой, с холодностью, даже с ожесточением приходит и стоит в доме сем, тот блудный сын, ушедший из дома отчего «в страну далече». Посему возлюбим дом сей, чаще и с любовью будем сюда приходить к небесному Отцу Своему! Аминь. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости 119 Произнесено в церкви Олонецкой Духовной семинарии 29 января 1906 года. (ОЕВ. 1906. 3. С. 108–111.)

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Вы же, выйдя из народа, станете действительно лицом к лицу с его нуждами и должны будете не писать книги лишь, а самым делом служить народу. Вы явитесь истинными ученицами Христовыми, исполняющими на деле великую заповедь Христову о том, чтобы полагать душу свою за други своя, соучастницами служения апостольского, подобно Прискилле, Мариам, Персиде и другим женам благовестницам, о которых с такою любовью и похвалой отзывается святой апостол Павел за их соучастие в проповеди Евангелия ( Рим. 16:3, 6, 12 ). Подобной похвалы достойны будете и вы, если, живя среди народа темного и грубого, служа его благу, извлечете, по слову пророка, «драгоценное из ничтожного»; вы будете пред лицом Господа, как «Его уста» ( Иер. 15, 19 ). Отгоните же от себя уныние, являющееся при мысли, что придется вам жизнь свою посвятить на такое служение, пить чашу не одних радостей, о которых свойственно мечтать в годы юности, но и чашу горечей жизни! Да будут далеки от вас мысли о будущем служении народу как тяжелом ярме, чтобы не стать вам в ряды людей, которые несут свое служение лишь подневольно, воздыхая сердцем о более полной утехами и радостями жизни, питая в сердце горькую зависть к более богатым и знатным своим сверстницам! Пусть мысли о том, сколь велико служение ваше народу, будут светлым лучом для вас и в настоящей скромной, трудовой, небогатой пустыми, светскими утехами и радостями жизни, каких жаждут люди, особенно в годы юности! Пусть будет источником воодушевления для вас в ваших трудах и как бы окрыляет их сознание того, что очень кратки годы вашего подготовления к служению народу и как много в эти годы нужно вам сделать! Пусть явится источником бодрости и радости вера в то, что чем более забудете себя и отдадите все силы свои и способности на служение народу, тем большую любовь народа и учащихся детей вы встретите! Чем более любит мать детей своих, тем более забывает она об утехах юности. И вы, чем более забудете о радостях и утехах пустой светской жизни, тем большую найдете полноту высших радостей в любви народа, благу которого себя посвятите. Аминь. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости 150 Произнесено в церкви епархиального женского училища в г. Петрозаводске 30 марта 1908 года. (Приложение к 8 неофиц. отд. ОЕВ. 1908. С. 1–2.) Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

26 июня 1891 г. В. был назначен и 18 авг. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии, с назначением начальником Алтайской и Киргизской миссиями. За время руководства миссиями обратил в христианство 285 чел. 3 июня 1893 г. В. был переведен на Владикавказскую кафедру. По инициативе В. епархия была выведена из состава Грузинского Экзархата (указ 10 сент. 1894) для более успешной организации миссионерской работы, в связи с чем были расширены ее границы, начала работу духовная консистория. В. считал, что мир на Кавказе возможен только с принятием его народами Православия: «Вы хотите мира и любви, так знайте, что для этого прежде всего надо быть христианами» (Владикавказские ЕВ. 1900. 19. С. 344). За время управления епархией В. освятил ок. 30 храмов, церквей-школ и часовен, в т. ч. кафедральные соборы Михаило-Архангельский во Владикавказе (1894), при к-ром 15 марта 1894 г. открыл братство во имя арх. Михаила, и Успенский в Моздоке (1904). 1 янв. 1895 г. начали издаваться «Владикавказские епархиальные ведомости» с большим миссионерским отделом. В епархии были учреждены должности противораскольнического и противосектантского миссионеров. На миссионерском съезде 1901 г. открыты 4 должности окружных миссионеров. Особое внимание архиерей уделял развитию школьного образования. Количество школ при В. в Сев. Осетии утроилось. 17 окт. 1894 г. во Владикавказе открылось епархиальное жен. уч-ще, в 1896 г. возобновило работу Владикавказское ДУ. 12 авг. 1895 г. Ардонское осет. ДУ было преобразовано в Александровскую ДС, к-рая сыграла большую роль в укреплении церковноприходской жизни в селах Осетии - почти во всех осет. приходах к нач. XX в. священниками служили воспитанники этой семинарии. Число осет. церквей и часовен во время управления епархией В. достигло 40. Архиерей совершал частые поездки по Осетии, при нем было увеличено жалованье духовенству. По инициативе В. был организован ежегодный крестный ход с Иверской (Моздокской) иконой Божией Матери из Моздока во Владикавказ через христ. и мусульм. аулы Сев. Осетии. Впосл. осетины-мусульмане стали участвовать во встречах и проводах святыни.

http://pravenc.ru/text/159074.html

В 1894 г. В. открыл и освятил Покровскую жен. общину, к-рая 6 февр. 1898 г. была преобразована в Покровский жен. мон-рь - первый во Владикавказе. Построил колонию для прокаженных (1897), осет. приют, 30 авг. 1897 г. устроил и освятил архиерейский дом с церковью, 28 янв. 1901 г. освятил церковь в ДУ. В 1903 г. отмечался 10-летний юбилей служения В. во Владикавказской епархии. Среди многочисленных наград и подарков, полученных по этому случаю, был драгоценный крест с частицей св. мощей, присланный Иерусалимским Патриархом Дамианом . В 1904 г. В. присутствовал в Святейшем Синоде. 12 авг. 1904 г. В. был назначен на Кишинёвскую и Хотинскую кафедру. 16 сент. 1908 г. переведен в Новочеркасск с возведением в сан архиепископа Донского и Новочеркасского. 11 июля 1914 г. по болезни уволен на покой с назначением сверхштатным членом Московской синодальной конторы и управляющим Заиконоспасским московским в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-рем . Награжден орденами св. Анны 3-й (1890) и 1-й (1895) степени, равноап. кн. Владимира 3-й (1892) и 2-й (1900) степени. В. перевел на казах. язык и издал «Первоначальные сведения о святой христианской вере готовящимся ко Святому Крещению» (Каз., б. г.), «Чин обращения магометан к Святой Церкви, молитвы», «Евангелие от Луки» (Каз., 1883), «Жизнь и страдания св. вмч. Евстафия Плакиды с семейством» (Каз., 1886), «Плач души грешника при разлучении ее от тела о грехах своих» (Каз., 1888), «Священную историю Ветхого Завета» (Каз., 1890), вероучительные и нравоучительные книги прот. И. Г. Поспелова (Как жить по православной вере, Кострома, 1878-1879; пер.: 1891-1892 и др.). Миссионерские записки В. печатались в журналах «Православное обозрение» , «Странник» , «Московские церковные ведомости», «Миссионер» , «Томские епархиальные ведомости» и др. Соч.: Празднование Алтайскою духовною миссиею 50-летнего своего юбилея//Томские ЕВ. 1881. 5. Ч. неофиц. С. 65-73; Зап. алтайского миссионера Черно-Ануйского отд-ния свящ. Филарета Синьковского за 1876, 77, 78, 79, 80 и 81 годы.

http://pravenc.ru/text/159074.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010