Но, братие, скажет кто-либо, как же можем мы со своими слабыми, преклонными ко всяким страстям силами души сделаться способными на столь высокие подвиги духовного созерцания и умерщвления страстей? Как вера наша, и без того слабая, может остаться непоколебленной, не видя никаких знамений присутствия с нами Христа? Доселе, собираясь в храме сем и взирая на предстоявшего с нами Престолу Божию архиерея «преподобнаго, непричастнаго злу, непорочнаго, отделеннаго от грешников» ( Евр. 7, 26 ), исполненного любви ко всем и назидания, все видели явные знамения того, что Сам Христос пребывал со множеством людей, собиравшихся здесь во имя Его ( Мф. 18, 20 ). Что же теперь будет воодушевлять и в чьих словах искать теперь назидания, утешения и поддержки для слабо еще тлеющей в сердце искры духовной жизни? Чтобы не приводили нас в печаль и скорбь подобные мысли, вспомним, братие, опять апостолов, которые также считали себя сирыми по вознесении от них Христа на небо. Но нашла ли тогда место себе скорбь в их сердце? Нет, они радостно ожидали иного Утешителя, Духа Святого, Которого обещал послать им возлюбленный Учитель Христос. Вспомним и мы те слова, которые сказаны были нам отъезжавшим от нас духовным отцом и пастырем нашим. «Ныне, говорил он, я, подобно святому апостолу Павлу, поручаю вас слову Божию и благодати Его, которые могут назидать вас более, нежели мое слово». Эта благодать Духа Святого, которою были исполнены слова его, напомнят нам те слова, которые слышали мы из уст нашего любимого Преосвященного Владыки, – и сердца наши исполнятся утешения и радости, так что легче будем мы переносить скорби, необходимые для очищения нашего. Подобно апостолам, единодушно пребывавшим в Сионской горнице в молитве, будем и мы чаще пребывать в храме сем, и это молитвенное общение соблюдет нас от всякой скверны, в единении со Христом, обетовавшим пребывать с верующими в Него «во все дни до скончания века» ( Мф. 28, 20 ). Аминь. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

е. умер для страстей), совостаю днесь» 180 , настало время оживлять страсти и опять умирать духом, разве что ты вспоминал страсти Христовы с равнодушною холодностью сердца или, если немного и трогаясь, то тотчас же снова забывая? Ведь если бы с искреннею любовью к Божественному Страдальцу, как бы «спогребаясь Христу», внимал ты евангельским повествованиям, чтениям и песнопениям церковным в дни Страстной седмицы, воспринимая в себя чрез то богатые сокровища нетленной духовной жизни Христовой, тогда дух твой не мог бы и удержать в себе порывов духовного восторга в день воскресения, подобно тому как гроб Христов не мог удержать в себе Источника жизни. Не хочешь ли уже ты запечатать своего сердца для этих порывов, как евреи запечатали гроб, думая сокрыть в нем Жизнь всех? Вместо того, чтобы ожить духом в сей день, когда Жизнь воссияла из самого гроба, не хочешь ли ты сделать и сердце свое гробом, исполненным тления плотских страстей, умерщвляющих жизнь духа? Итак, братие, послушаем трогательного зова воскресшего Христа, который Он обращает к нам чрез слово пророка, слышанное нами вчера: «Потерпи Мене, глаголет Господь, в день воскресения Моего» ( Соф. 3, 8 ), если немощи плоти слишком подавляют порывы высокой духовной радости и препятствуют с усердием любви славословить воскресшего Христа, то хотя потерпим Его в день воскресения, и если не можем все дни, то хотя до того времени, доколе продолжает славословить Его святая Церковь ! Потщимся сколь можно долее быть с Ним, «удерживать Его», как удерживали Эммаусские путники, которых сердце горело от сладостной беседы с явившимся им на пути Господом ( Лк. 24, 32 ); отринем хотя на время те земные утехи, особенно грубые, плотские, которые изгоняют из сердца сладостное чувство любви ко Христу и желание непрестанно быть с Ним! Аминь. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости 178 Произнесено в церкви Олонецкой Духовной семинарии 2 апреля 1906 года на утрене. (ОЕВ 1906. 8. С. 320–321.) Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

И как слово Божие некогда преобразило духовную пустыню мира иудейского с его закоснелостью в лицемерной законной внешности и языческого мира с его растленными страстями, сделав эту пустыню плодоносным садом христианских церквей и обителей подвижничества, так и в наше время слово Божие сильно на произращение добродетели в развращенном мире. В наш век расшатанности нервной и духовной только слово Божие еще способно поддержать и укрепить разрушающиеся все более и более основы жизни народов. И если многие современные люди часто не хотят уже слышать никаких доказательств и рассуждений относительно бытия Бога, действующего в мире, относительно возможности устроить на земле жизнь свою по заповедям Христовым, то жизнь истинных сынов Церкви Христовой всегда будет для них живым и сильнейшим обличением, от действия которого они никогда не могут освободиться в настоящей жизни, в будущей же «будут судимы» этою жизнью святых ( 1Кор. 6, 2 ). Посему, братие, в настоящий день, когда вместо мерзкого и скверного пира Иродова, которому в большей или меньшей степени уподобляется всякое мирское веселье, исполненное страстей, предлагает сам свою духовную и постническую трапезу Иоанн Креститель, утвердим в своих сердцах мысль, что не могут быть бесплодны наши слезы покаяния и скорби самообличения пред Богом. Болезненны иногда бывают и даже приводят в уныние нас эти слезы и скорби, но не убоимся их, ибо воссияет в сердце нашем вскоре чистая, духовная радость и светлый луч благодати Божией рассеет облака скорби. И как слова строгого обличителя пороков людских Иоанна, сначала произведши очистительную скорбь в сердцах, потом утешительно действовали на сердца людей ( Лк. 3, 18 ), так и наши слова обличения, когда мы будем поставлены пастырями и учителями народа, если свята будет наша жизнь, та же Божественная благодать сделает сладостными для людей мира. Аминь. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Но, вкусив от древа познания, вопреки заповеди Божией, они удалились от древа жизни. Бог оставил их «ходить путями своими» ( Деян. 14, 16 ), дабы сами они познали, как эти пути безжизненны. Прельщенные стремлением к знанию и «надмеваясь плотским своим умом», мудрствующим «по стихиям мира» ( Кол. 2, 18–20 ), они сделались неспособны к уразумению предвечного совета Божия о спасении людей. Удобнее могла уразуметь его смиренная Дева из народа Израильского. Занимаясь постоянно чтением пророков, Она все более и более углублялась в уразумение этого совета. И у Нее были естественные недоумения. «Како будет сие?», то есть рождение без мужа, спрашивает Она Ангела. Но Она не давала естественным недоумениям возвышаться над простой верой в открываемое Богом слово Писания. Услышав уверение от Ангела: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя», Она не испытует более, но смиренно покоряется: «Се, раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему» ( Лк. 1, 34–35, 38 ). И у нас, братие, возникает немало естественных недоумений о предметах веры. Усиливаясь более, чем должно, эти недоумения охлаждают в нас веру в Богооткровенное слово Писания, а удаляя от него, удаляют и от истинной жизни. Но если мы будем слишком преувеличивать значение этих недоумений своего естественного разума, то можем придти к тому, к чему некогда пришел мир языческий, руководившийся одним естественным разумом, то есть к сознанию того, что истина непознаваема для человека. Подобное сомнение не могло и не может служить основанием жизни. Если же не дадим подобным недоумениям победить веру в слово Священного Писания , то истина все более и более, хотя отчасти, будет открываться: Бог, основание всего бытия, Которого напрасно искал языческий мир и его философы, будет не только открываться нашему познанию, но мы Им будем жить и в собственной нашей душе ощущать близость Его к нам. Аминь. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Но кто из нас считает себя способным приблизиться к этой высоте подвига пастырского, кто чувствует в себе готовность воспринять все трудности этого служения, от которого уклонялись великие мужи древности, сделавшиеся потом знаменитыми светильниками Церкви? Кто с нечистыми устами и сердцем неуготованным приступит к служению, которое «совершается на земле, чиноположение же имеет вещей небесных» (свт. Иоанн Златоуст )? Кто, срастворивши ум свой с дольним, решится быть служителем горних, «предстоять Богу с Ангелами, славословить Его с Архангелами, разделять священство с Самим Христом» (свт. Григорий Богослов )? Как во дни юности, едва воспитав себя и не уготовав себя почти никакими духовными подвигами, бесстрашно сделаться служителем Божиим, который должен быть «образ верным словом, житием, любовью, духом, верой и чистотою»? Однако да не приводит никого в уныние эта многотрудность служения пастырского! Вспомним слова святого апостола Павла к ученику его Тимофею: «Никтоже о юности твоей да нерадит» ( 1Тим. 4, 12 ). Ибо «седина есть мудрость человеком и возраст старости житие нескверное» ( Прем. 4, 9 ). Об этом-то нескверном житии и да напоминает трудность служения пастырского, возбуждая желание постоянно очищать сердце и уготовлять волю на подвиги любви! Благодать же, поставляющая пастырей Церкви, оставит ли без помощи того, кто, всецело предав себя ей, воспитал в сердце своем пламенное желание служить спасению погибающих душ? Нет, она не посрамит того, кто молитвою и непрестанными подвигами служения пастырского возгревает свое дарование, которое получил «с возложением рук священства» ( 1Тим. 4, 14 ). Она изведет «честное и из недостойного» ( Иер. 15, 19 ), она унылое и скорбное сердце пастыря исполнит неизреченной радости и непобедимого дерзновения. Аминь. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости Читать далее Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Но разве о том, что могли мы сделать, спросит нас всеправедный Судия, когда предстанем на Суде? Не воздаст ли он каждому по делам его, а не по тому, что мог он сделать и не сделал? Мог молиться и не молился; мог не судить и не злословить, но судил и злословил; мог быть воздержан, а был невоздержан; мог не быть праздным и предавался праздности; мог не осквернять душу нечистыми помыслами и глаза любострастными взглядами, но осквернял. Всю жизнь обманывал себя человек словами, будто мог быть он христианином, не исполняя заповедей Господних и апостольских: «непрестанно молитеся» ( Лк. 21, 36 ; 1Сол. 5, 17 ), «входите тесными вратами» ( Мф. 7, 13 ), «не собирайте себе сокровищ на земле» ( Мф. 6, 19 ), «горе... смеющимся» ( Лк. 6, 25 ) и т. д. Мог быть, но когда же делом начнет осуществлять все это, если только начнет? Не тогда ли, когда увидит затворяющимися двери чертога ( Лк. 13, 25 ), когда готов будет восплакать и возрыдать, воздевая руки к Богу в бессилии и уповая лишь на молитвы Церкви, которых не заслужил? Итак, да не расслабят сердец ваших голоса людей, презирающих и смеющихся над молитвою и другими духовными подвигами, да не вселят в сердца ваши гибельного сожаления о том, что отказались вы от суетных утех мира ради подвига молитвенного! «Не бойся, малое стадо!» ( Лк. 12, 32 ), «дерзайте убо, дерзайте, людие Божии», как любил воспевать преподобный Серафим. Разве посредством участия в собраниях веселящихся приобрели укоряющие тебя такие духовные сокровища, которых ты должен был лишиться? А что приобретаешь ты здесь, подвизаясь в молитве? Ты находишь здесь мир смятенной душе, в твое сердце вселяется бодрость, и ты укрепляешься для дальнейшего безропотного несения скорбей жизни; здесь ты, быть может, оставил гнев и зависть и все вообще дурные мысли и намерения, какие имел относительно брата твоего; здесь ты научаешься ценить истинное, вечное, нетленное благо, предпочитать его обманчивому и суетному. Да научит же нас подвиг преподобного Серафима, в глубине пустыни молившегося на камне, более ценить подвиг молитв и другие подвиги духовные, о которых слышали мы в церковных песнопениях в честь преподобного. Чем более удалялся он в глубину пустынного уединения, тем более росла его слава и влияние на мир. Так и нашему малозаметному подвигу может Бог дать силу созидать не только себя самих, но и других. Как около преподобного, предпринимавшего весьма многие и самые удивительные подвиги духовные, «процвела пустыня», так и около нас, совершивших лишь малейшие подвиги, может благодатию Божиею процвести хотя бы часть пустыни, суетная же радость века сего заменится «радостью вечною... над главою» искупленных Господом от суеты и страстей жития сего, а «печаль и вздохи удалятся» ( Ис. 35, 10 ). Аминь. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Пусть не будем видеть мы, подобно Симеону, телесными очами всех этих действий Солнца правды, Христа, да и достойны ли мы такого видения, и полезно ли оно нам, если Господь сказал: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин. 20, 29 )? Очами же веры видеть Господа и мы можем довольно ясно, сердце может начать чувствовать Его всегдашнюю близость, наблюдать, как Он надзирает и руководит всеми путями нашей жизни; не видно [очами телесными] этой руководящей Его десницы, но так всюду ощутительны знамения и следы ее действий. И если эти действия не столь явственны и чудны, как наблюдавшийся Моисеем Боговидцем след присутствия Божия на камне ( Исх. 24, 10 ) или как явственным представляется след стопы Божией Матери на горе Почаевской, то все же многие из этих действий столь чудны и из простого случайного стечения событий необъяснимы. Не было ли, например, одним из таких знамений и следов милости Божией случившееся около праздника Сретения Господня в прошлом году взятие Эрзерума знамением того, что оттоле удаляется постепенно от нас грозная карающая десница Божия и приближается время милостивого посещения Господом нашей страждущей земли? «Мир! Мир!» кричат враги наши, как в древнее время ложные пророки, а мира нет ( Иез. 13, 10 ); но если Христов мир сойдет на землю, то это будет мир несокрушимый, какого не может дать мip ( Ин. 14, 27 ), ибо один Христос силен «умирить во бранех жительство» 116 . О, дабы только глубже было покаяние в стране нашей, чтобы приблизить такое милостивое посещение Господа, чтобы умягчаемая покаянием нива сердца нашего глубже воспринимала от Христа в недра свои свет, тепло, веяние и токи благодати Его Духа, пропускала в себя более питающих ее благодатных восприятий, чтобы это восприятие Христа в объятия сердца было как можно более плодоносным! 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости 110 Произнесено во Владикавказском кафедральном соборе 2 февраля 1917 года. (ВлЕВ. 1917. 4. С. 133–138.)

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Величественный каменный храм появился в центре станицы на возвышенности. Освящение состоялось 10 октября 1899 г. во имя Св. Николая епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром (Филарет Синьковский). Ему помогали 16 священнослужителей из гг. Владикавказа и Георгиевска, станиц Зольской, Новопавловской, Подгорной, Марьинской, Незлобной, Горячеводской, Павлодольской, Георгиевского женского монастыря, что на реке Куре. Вместимость храма оценивалась числом более 2 тыс. прихожан. Особенностью храма являлось отсутствие внутренних пилонов, что увеличило вместимость, а также обзорность святых изображений. Хоры расположены симметрично вокруг стен храма на небольшой высоте: два больших и пять меньших. Иконостас красив и оригинален тем, что покрыт алюминием. На правой и левой стороне его, примыкая к солее, стоят два больших киота с ценными иконами: в правом икона Богоматери, привезенная со старого Афона, в левом – икона Святителя и Чудотворца Николая (копия с Можайского чудотворного образа). Иконостас и киоты гармонично сочетаются. Престол устроен из старого векового дуба. Угловые столпы в квадратную четверть (сторона квадрата 17-18 см - О.Л.) установлены на каменной цельной плите, окрашенной под мрамор. Из такого же дуба сделана напрестольная доска. Все нужное для святого престола и жертвенника, от облачения до евангелия и крестов, оказалось прекрасным и ценным. Одно евангелие с сребропозлащёнными досками, финифтевыми образами, осыпанными стразами, стоит 1000 рублей. Также была построена церковно-приходская школа из материала старой церкви с добавлением станичных сумм. Источники: 1) Священник Константин Папшев. Торжество освящения Николаевсккого храма в станице Зольской. Владикавказские епархиальные ведомости, 1899 24. Часть неоффициальная. с. 438-445. 2)Священник Капитон Лавров. Зольское Николаевское церковно-приходское братство (по 15 мая 1899 года). Владикавказские епархиальные ведомости 1900 2. Часть неоффициальная. с. 26-33. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=22884

В начале 30-х годов XX века собор Николы Угодника был разрушен. Старожилы рассказывают об этом так. Собор окружили милиционеры и комсомольцы, вооруженные палками. Никого из казаков близко к собору не подпускали. Начали сбрасывать кресты, ломать стены, жечь церковные книги, крушить и топтать ногами иконы. Вплоть до 60-70-х годов XX века об огромном казачьем соборе напоминали только ветхие церковные строения во дворе Грозненской средней школы 3. Теперь о казачьем соборе сохранилась только память… Информация с сайта: http://combcossack.0pk.ru/viewtopic.php?id=469 Церковь в станице Грозненской располагалась между ул. Шоссейной (впоследствии ул. Комсомольской) и ул. Бульварной (впоследствии проспект им. С. Орджоникидзе) с выходом на Церковную станичную площадь. В советское время в Грозном на месте разрушенного храма была построена средняя школа 3. Источник: Головлёв А.А. Культовые сооружения досоветского Грозного//сборник научных статей IV Всероссийской научно-практической конференции. Самара, издательство Самарского государственного экономического университета, 2017. Храм в описании священника Грозненского собора Виктора Паскевского (впоследствии ставшего первым священником станичной церкви): «...через 3 года был воздвигнут великолепный каменный пятиглавый храм, производящий наилучшее впечатление, как наружным своим видом, так и внутренней отделкой. Храм сооружен весь из жженого кирпича в древнерусском стиле, в виде креста, вместимостью около 800 человек. У храма пять ярусов хор, стены внутри разделаны под мрамор, вверху разрисованы клеевой краской разными узорами. Иконостас резной работы, вызолоченный, стоит 12500 рублей». Источник: Владикавказские епархиальные ведомости, 1902, 15/16, с. 309-313 В статье В. Паскевского указано имя строителя храма: областной инженер Грозмани. Статский советник Владимир Иосифович (Осипович) Грозмани (1840-1910) – известный в Терской области инженер-архитектор, строитель, общественный деятель. Грозненский станичный храм стал последним крупным архитектурным проектом, воплощённым Владимиром Иосифовичем.

http://sobory.ru/article/?object=21405

Настоятельница Аланского Богоявленского женского монастыря игумения Нонна (Багаева) выступила с докладом «Архимандрит Ипполит (Халин) и возрождение монашеской жизни в Алании». Руководитель архивной службы епархии Ф.С. Киреев представил собравшимся первый том репринтного переиздания «Владикавказских епархиальных ведомостей», в который вошли все выпуски газеты за 1895 год. Книга, содержащая ценнейшие материалы по истории края, была выпущена к II Свято-Георгиевским чтениям. Презентацию книги о выдающемся осетинском скульпторе Сосланбеке Едзиеве провели ее авторы — К.К. Биазарти и Л.В. Бязрова. В завершение пленарного заседания архиепископ Зосима вручил награды потрудившимся в деле сохранения национальной культуры. Архиерейских грамот и подарков были удостоены: — преподаватель Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования К.К. Биазарти и заместитель директора Северо-Осетинского государственного художественного музея им. М.С. Туганова Л.В. Бязрова — за многолетнюю работу по сохранению, изучению и популяризации художественного наследия выдающегося скульптора Сосланбека Едзиева; — архитектор ООО «Мастерская архитектора Р.И. Болиева» З.Р. Сохиева — за вклад в разработку проектов восстановления храмов в с. Старый Батако Северной Осетии и с. Нижний Рук Южной Осетии. Далее Чтения продолжили работу в формате круглых столов. Ведущим круглого стола на тему «Подвижники благочестия в Алании и на Руси: жизнь и наследие» стал секретарь Владикавказской епархии священник Савва Гаглоев. Вопросы перевода Священного Писания и богослужебных текстов на осетинский язык обсудили участники круглого стола, модератором которого выступил диакон Димитрий Асратян. Подводя итоги форума, архиепископ Зосима отметил значимость Чтений как открытой площадки, где духовенство, ученые и представители государственных структур совместно обсуждают широкий круг тем, связанных с историей и культурой Осетии. «Весьма важно, чтобы наши дискуссии приводили к реальным, ощутимым результатам, поэтому необходимо не только обсуждение, но и оценка того, что уже сделано. Лишь тогда мы будем двигаться вперед в деле укрепления Православия на земле Осетии», — подчеркнул архипастырь.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010