кн. Перм. губ. на 1889 г.”, 18 (иконы), 23 (крестн. ходы), 24 (основание). 542. Успенский – Богоявленский , мужской, ныне архиерейский дом, в губерн. гор. Орле. Основан в XVII ст. и в 1725 г. приписан к Коломен. архиер. дому; в 1764 г. при издании штатов был положен в 3-м классе; в 1819 г. при перенесении кафедры из Севска в Орел обращен в архиерейский дом и братия переведена в Мцен. Петропавловский м-рь. “Ист. Росс. Иер.”, V, 372; Ратшин, 430; “Опис. монаст.”, 1817 г., 83; Зуев, “Путеш. зап.”, 113; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 911, 3; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 482 душ. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, VI, 1726 г., 17 (прошение еписк. Коломен. Варлаама о дозволении оставшиеся деньги умерш. в 1725 г. архим. Евфимия употребить на починку кровли Коломен. собора; на место Евфимия архим. м-ря был Герасим); VII, 1727 г., 365 (дозволение Коломен. митроп. Игнатию расходовать деньги умершего архим. Евфимия на монаст. строение), прилож., CXV, VIII (здесь была епархиальн. школа); Калачев, “Акты юридич. быта древ. Росс.”, III, 115, 304 (игум. Евфимий в 1693 г. переписывал пожитки умерших Алисовых; здесь м-рь назван Богоявленским); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1838 г., 403 (опис. городов Орлов. губ.; церковь Успения построена в 1693 г. игум. Евфимием). 543. Успенский – Болгарский , мужской, ныне развалины в окрестностях села Болгары, Казанской губ., Спасского у., в 25 вер. к зап.-юго-зап. от Спасска по дороге в Тетюши и в 6 вер. от правого берега р. Волги. Вероятно, основан в царствование Имп. Петра I, который обратил свое внимание на развалины бывшего старинного города. В 1713 г. о нем упоминается, как о новопостроенном; в 1725 г. в м-ре был игуменом Филарет, а в 1754 г. – Созонт. Упразднен после издания штатов 1764 г., в конце XVIII ст. Кроме церкви Успения, в нем находилась церковь св. Николая, превращенная и освященная из небольшой палатки, построенной из одного камня. “Ист. Росс. Иер.”, III, 411; “Памят. кн. Казан. губ. на 1863 г.”, Отд. IV, 84; “Труды Казан. губ. стат. Комит.”, I, 65; II, 1; “Казан. губ. вед.”, 1845 г., 35 (посещ. Петром I Казани); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 307; Лепехин, “Дневн. зап.”, I, 270 (опис. м-ря в 1768 г.; тогда церковь св. Николая помещалась в особой палате); Паллас, “Путеш.”, I, 186 (монастыр. подворье с дерев. строением и с изрядною камен. церковью); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1868 г., III, смесь, 88 (Дело Салникеева; в 1725 г. игум. Филарет); 1880 г., I, миссионер. дело среди Казан. инород., 48 (здесь сказано, что основан митроп. Казан. Тихоном, 1720 – 25 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1840 г., XXXVII, 185 (опис. развалин гор. Болгара).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2) Чрез начальства и служащих в духовных семинариях и училищах: Архангельской дух. семинарии – ректора прот. А-ра Евф. Орлова Бирюченского духовного училища – помощн. смотр. Андрея Павл. Орлова Варшавского духовного училища – смотрителя иеромонаха Дионисия (Сосновского) Вифанской духовной семинарии – ректора Архимандрита Антония Вологодского дух. училища – смотр. прот. Ник. Евграф. Якубова Вологодской дух. семинарии – рект. прот. Иоанн. Арс. Лебедева Волоколамского дух. училища – смотр. Ник. Ник. Былова —32— Вятского дух. Училища – преп. Серг. Семен. Липягова Ефремовского дух. учил. – смотр. Вас. Ив. Прозоровского Костромской дух. семинарии – рект. Архим. Менандра (по трем подп. л.) Могилевского дух. училища – пом. смотр. Евг. Ив. Никольского (ныне Архим. Евсевия) Московской дух. семинарии – рект. Архим. Климента Нижегородской дух. сем. – рект. прот. Генн. Вас. Годнева Павловского дух. училища – пом. смотр. (ныне свящ. г. Воронежа) Вас. Павл. Дикарева Сызранского дух. училища – пом. смотр. Якова Ал-еев Зеленева Тамбовской дух. семинарии – рект. прот. Павла Ильича Соколова Уральского дух. учил. – смотр. Мих. Ив. Беляева Холмского дух. училища – смотр. свящ. Серг. Павл. Косминкова 3) Единовременные пожертвования: 1. От пожизненных членов: Преосвященного Антонина, Епископа Псковского Ректора Академии Архимандрита Антония Прот. Дим. Феод. Касицына Прот. Ник. Яковл. Фортинского Свящ. Вас. Феод. Руднева Екатерины Гавриловны Никольской Проф. Евг. Евс. Голубинского Проф. Ал. Петр. Лебедева Дм. Фед. Самарина Гавр. Матв. Комарова 2. От графа Сергия Владимировича —33— Орлова-Давыдова 3. От лиц, пожелавших остаться неизвестными – чрез о. Ректора Академии Архим. Антония 4. От неизвестного (из Холма) 5. От Московского Епархиальн. Свечн. Завода 6. От Звенигородского Саввино-Сторожевского мн-ря чрез Наместника Архимандрита Феофана 7. От соборной Михаило-Архангельской церкви г. Бронниц чрез Градского Благочинного прот. Ал-ра Дим. Виноградова 8. От Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым, согласно завещанию покойного, Гр. Захар. Елисеева за 1893 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в нем отправляли богослужение монахи, но в этом году был назначен особый священник. Оставшаяся церковь Успения построена в 1644 г. и до настоящего времени удержала название в народе Богородицкого м-ря. “Ист. Росс. Иер.”, 381; Ратшин, 44; “Владимир. Сб.”, 1857 г., 72 (Успенская церковь упраздн. Богородиц. девич. мон. во Владимире), 160 (поручная запись 1648 г.), 190 (доношение в “Монастыр. Приказ” 1723 г., об обучении монахинь прядению льна); “Труды Влад. губ. стат. Комит.”, IX, 25, 26; “Ежегодник Влад. губ. стат. Комит.”, III, Отд. I, 60, 193, 603, 604 (описи монаст. в 1747 и 1749 год.); Бакмейстер, “Топограф. известия”, 1771 г., 116; “Владим. губ. вед.”, 1843 г., 32 (опись 1715 г.); 1853 г., 19 (надписи на гробницах), 20 (надписи на колоколах), 39 (надпись о построении церкви 1644 г.), 42 (Служебник 1677 г.), 45 (надпись на надгробном памятн. начала XVII ст.); 1854 г., 25 (Мон. быв. во Владим.); 1856 г., 13 (До- ношение в “Мон. Приказ” 1723 г., об обучении монахинь прядению льна); Орлов, “Руководитель Владим. Богомольцев”, 1880 г., 66; “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1839 г., XXXIII, 476 (церковь Успения). 541. Успенский – Богородицкий , женский, общежительный, в гор. Перми. Учрежден под именем женской общины в 1874 г. на средства купцов Фед. и Григ. Каменских, которые пожертвовали усадебное место в городе с возведенными постройками для богадельни, и 50 тыс. руб. Кроме того город пожертвовал 9 десят. земли, на которой Каменские обязались устроить камен. церковь и все потребные для общины постройки вместе со зданием епархиальн. жен. училища. В 1881 г. община переименована в общежительный монастырь, без всякого пособия от казны. В м-ре обретаются две многочтимые иконы Бож. Матери: Казанская и Черниговская Ильинская; последняя принесена из Троицкой Сергиевой лавры. Вокруг м-ря совершаются крестные ходы 8 июля и в 10-ое воскр. после пасхи. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1875 г., 84, ст. 966; 1882 г., 28, ст. 175; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1874 г., 82; 1875 г., 154; 1881 г., 70; “Памят.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Таким образом по этим делам епархиальный архиерей действует в качестве прокурора. О подсудности архиерею ныне подведомых ему дел о мирянах, при чем архиерей приговаривает к расторжению брака, к уничтожению незаконного сожития, к осуждению на безбрачие, к епитимии, – изобретатели теории не упоминают. Они строят свой духовный суд только для клириков, и тем, кажется, ясно показывают, что дела о мирянах передают из духовного суда в светский. Не велик же лоскут судебной власти, вырезанный епархиальному архиерею изобретателями этой второй теории. Для ясности этот план новых межевщиков мы представим в таблице. Из нее яснее каждый увидит, какой лоскут судебной власти отмежеван ими епархиальному архиерею. Наказания По предположениям изобретателей 2 теории Отношение епархиальн. архиерея Замечание У дух. судьи пресвитера окончательно Получает сведения ежемесячно В Духовной консистории, приговоры которой рассматриваются и утверждаются епарх. архиереем В Св. синоде окончательно Выговор без внесения в послужной список Денежное взыскание не свыше 5 рублей Денежное взыскание свыше 5 рублей Запрещение богослужения на срок от 2 недель до 2 месяцев У духовного судьи пресвитера У епархиального архиерея Судит в качестве 2-й инстанции Временное испытание в архиерейском доме или монастыре от 7 дней до двух месяцев 7 8 9 10 11 Запрещение богослужения на срок свыше 2 месяцев Временное испытание в архиерейском доме на время свыше 2 месяцев Временное испытание в монастыре, или посылка в монастырь от 7 дней до 3 месяцев Перемещение из одного прихода в другой Удаление от должности В духовно-окружном суде В качестве прокурора пропускает приговор, если найдет правильным, или переносит дело в духовно-окружной суд, если не признает правильным, или же в качестве почтового учреждения пересылает дело и отзыв на приговор, если есть отзыв Выговор со внесением в послужной список Временное запрещение в священнослужении на срок свяше 3 месяцев В духовно-окружном суде В судебном отделении Св. синода Рассматривает предварительное следствие и передает суду, или прекращает дело, действуя в качестве обвинительной власти

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

решение подобн. вопроса, Руков. для С. П. 1869 г. т. I, стр. 181–482). Впрочем, если бы понадобилось служить обедню в церкви в которой нет антиминса, по какой-либо неотложной необходимости, как напр. по случаю смерти кого-либо из прихожан, или неотложного поминовения их в 40-й или годичный день, и т.п. то для этой цели «можно употреблять антиминс и из другого храма», с тем только чтобы, по отправлении литургии, он снова был возвращен в ту же церковь , и при том не иначе, как в крайней необходимости, «чтобы не произвести какого-либо замешательства». (Сравн. резолюц. пр. Филарета Московск. 2 августа 1833. Душеп. Чт. 1872 г.). Кроме сего для большего порядка, это всего лучше делать, если и не с благословения Архиерейского, то по крайней мере с ведома благочинного, который должен о сем немедленно довести до сведения Преосвященного по обычаю (там же). §177. Для того, чтобы не возить антиминсов в обыкновенных книгах или в простых платках, как это иногда делают некоторые, в каждом благочинии должен находиться хоть один приличный сундучек или ящик для этого, выложенный внутри шелком или бархатом, и при том, как это делается в некоторых епархиях, всегда устроенный так, чтобы его удобно было возить на лентах на груди, с крестом на верхней доске и особенными защелками для закрытия. (Распоряжение Черниговского епархиальн. начальства). В случае, если где нельзя будет найти подобного ящика, то святые антиминсы всего лучше перевозить в напрестольном Евангелии, с благоговением подобающим святыне, и т.п. §178. В некоторых местах есть обычай, в силу которого вновь полученный антиминс не сразу полагается на престоле, но прежде кладут его на аналое пред местною иконою Спасителя, потом возлагают его на дискос, и подняв на голову, переносят таким обр. в алтарь, и только после этого полагают на своем месте по обычаю. Сие отчасти имеет основание в известном «чине освящения храмов» полагаемом в наших требниках, в силу которого антиминс действительно таким именно обр. переносится в новоосвященную церковь во время ее освящения (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

После Сильвестра Костр. епархия по неизвестной причине, оставалась без епископа почти два года. Управлявшая ею консистория, во главе с четырьмя монашествующими членами, решала дела «сама по себе, не дожидаясь прибытия архиерейского, и только окончательную судьбу виновника предоставляла новому владыке». Напр., один священник, «венчавший брак в мясопустие ноября против 14 числа в 1 ч. ночи», после наказания плетьми, был послан ею на монастырские труды «до будущего Костр. архиерея», каковым был – Геннадий Андреевский. Геннадий Андреевский (18 апр. 1753 г. – 1 авг. 1757 г.) Хиротонисанный из архимандритов Псково-Печерского монастыря, преосв. Геннадий 1 авг. 1757 г. «был отрешён от епархии, с определением иметь пребывание в Новгородско-Северском Спасском монастыре». – « Дальнейшая его участь неизвестна». На первых же порах своего управления епархией, Геннадий возобновило школу с названием семинарии, поместив уже её в Семёновском монастыре, на Мшанской улице немного западнее нынешней Богоотцовской церкви там, где начинается «переулок к Волге, доселе называющийся; Семёновским». Курс семинарский был значительно расширен сравнительно с прежними теперь открылись уже классы грамматики, риторики и поэзии. Начальство над семинарией было поручено со званием директора или как иногда писалось, надзирателя Анастасию, сначала иеромонаху Ипат. монастыря, потом Железноборовского и (с 1754 Г.) Песошенского. Учащихся было от 30 и до 50. Хлеб по прежнему доставлялся неаккуратно и не мало причинял хлопот епархиальн. начальству, рассылавшему постоянно указы с требованием «неопустительно» собирать и присылать его. Как далеко заходила эта неаккуратность, можно видеть из того, что Сыпанов монастырь 9 лет (с 1747 г.) не платил хлеба и что почти все вообще церкви и монастыри не платили его за 1755 и 1756 год, о чём напоминает им консисторский указ от мая 1757 года. – После отбытия Геннадия из Костромы семинария не разрушилась, и ученики продолжали учение. В Консистории при преосв. Геннадии впервые появляется член из среды белого духовенства это протоиерей Костр. Успенского собора Иоанн Семёнов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/pr...

Священник Ломако говорит, что вопрос этот об этих кружках действительно назрел, – он, Ломако, получает из станиц много писем о необходимости учреждения подобных кружков. Князь Г. Н. Трубецкой говорит, что надо найти людей живых, интересующихся этим. Эти люди должны ездить по селам, городам и помогать руководительством в организации прихода. В Москве, говорит он, приходская жизнь объединена и церковная жизнь оживлена. Приводит пример одного храма в Москве. Объединение приходов очень важно и в политическом отношении. После дальнейших прений комиссия постановила предложить соборному отделу о приходе: 1) распубликовать уставы приходов и приходских советов, где еще не были распубликованы; 2) немедленно организовать приходские советы, где таковые до сих пор еще не организованы; 3) т. к. одних законов мало для оживления церковно-приходской жизни, должны быть организованы епархиальные приходские советы из людей идейных, сведущих, которые могли бы разъезжать в качестве инструкторов и помогать организовывать приходскую жизнь. А как именно осуществить это – должна решить соборная комиссия. VII. Князь Трубецкой заявляет, что Собор не должен и не может обойти вопрос об участи священников-беженцев, находящихся в крайне тяжелом положении. Их нужно устроить. Соглашаясь с князем Трубецким, протопресвитер заявляет, что священников-беженцев, коих на Дону собралось свыше 500 чел[овек], необходимо, кроме того, использовать для пастырского дела, которое требует теперь оживления. Их следовало бы пристроить в качестве помощников епархиальн[ых] священников в тех приходах, где наличные священники слишком перегружены требами и от этого страдает приходское дело. Комиссия решила вопрос этот предложить на обсуждение Собору. VIII. Князь Трубецкой выдвигает второй вопрос – о необходимости образования комиссии об отношениях большевиков к Церкви, об их зверствах над священниками и святынями. Есть гражданская комиссия о зверствах, и ее надо усилить образованием церковного отдела, т. к. у Церкви свои задачи в этом. Необходимо собрать весь материал об отношении больш[евиков] к Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 . Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. СПБ. 1867, т. X. (с 1580 – 1699). 17 . Ключевский. «Сказания иностранцев о Московском государстве». 1866. 18 . «Собрание писем царя Алексея Михайловича, с приложением уложения скольнич. пути и проч.» Изд. II. Бартенев. М. 1856. 19 . Котошихин. «О России в царствование Алексея Михайловича». СПБ. 1859. 20 . «Письма русских государей и др. особ царского семейства», т. 1–2. М. 21 . Сношения России с Востоком по делам церковным. ч. 1–2. СПБ. 22 . Беляев. «Краткое повествование о российских патриархах». М. 1786. 23 . Орлов. «Памятник событий в церкви и отечестве». СПБ. 1816. 24 . Сказания о князьях земли русской. 1861. 25 . Кайданов. «Краткое изложение дипломатии Российского двора со времени восшествия на престол Дома Романовых до кончины Александра I». 26 . Берх. «Царствование царя Алексея Михайловича, ч. 1–2. 27 . Медовиков. «Историческое значение царствования царя Алексея Михайловича». М. 28 . «Царствование царя Алексея Михайловича». ч. 1. Издал И. Сленин. СПБ. 1831. 29 . Н. Дубровский. «Патриаршие выходы»... М. 1869. 30 . «Древняя русская Вивлиофика». Никол. Новикова. К числу мелких произведений в области церковно-исторической и археологической, какие нам пришлось прочитать для получения вспособительного материала, имеющего за собой известное значение, при свете существенного пособия Павла Алеппского, при описании того порядка в России, который составлял глубочайшую основу не только религиозной, но и национальной жизни русского народа, так сказать, жизненный нерв его, следует отнести и отдельные статьи периодических изданий. Между ними отметим следующие: 1 . Царь Алексей Михайлович и его время. 1629–1676. М. Д. Хмыров . (Древняя и Новая Россия 1875 г. т. 3, 9–12). 2 . Очерк участия русской церкви в делах восточной до 18 ст. (Прав. Собеседник 1867 г. т. I, 3, т. 2–3). 3 . Народное предание Св. И. Соколов . (Моск. Епархиальн. Ведом. 1869, (Из времен царя Алексея Михайловича). 4 . Охотничий дневник царя Алексея Михайловича. (Журн. Охоты, изд. Мином. 1858 и 1873 г., 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

а)При прощании с СП. Бургской д. академией. Стр. 57–61. б) К наставникам и ученикам Саратовской семинарии по поводу Высочайшей милости – отпуска 1 ½ миллиона на духовноучебн. заведения. Стр. 61–64. в) При открытии Нижегородского приюта при епархиальн. женском училище. Стр. 65–68. О почитании св. мощей и других останков угодников Божиих (Святоотеческие наставления). В. Рыбинского. Стр. 629–632. Православное противосектантское объяснение: a) Еван. Матфея 18:19–20 . Свящ. И. Капралова. Стр. 632–634. б) 1Кор. 6:16 ст. Его–же. Стр. 634–636 Основание учения Православной Церкви об источниках христианского вероучения (о Св. Писании и св. Предании). Свящ. И. Троицкого. Стр. 636–648. Правда о штунде. (Стихотворение). Св. И. Ганицкого. Стр. 648–650. О почитании св. мощей. (Разбор возражений мнимо-духовных христиан против почитания св. мощей). Свящ. Н. Кутепова. Стр. 650–664. Миссионерское паломничество со штундистами и православными к святыням Чернигова и Киева. (Чудесное исцеление у раки святителя Феодосия Черниговского и присоединение к православию, бывших свидетелями сего чуда, штундистов Херсонской губернии). Епарх. миссионера М. Кальнева. Стр. 664–684 К старообрядцам-раскольникам. (Стихотворение). Св. И. Ганицкого. Стр. 685–687. Беседы и поучения: 1) 2) 3) ДЕКАБРЬ, КНИГА 2 Речи Высокопреосвященного Иоанникия Митрополита Киевского, сказанные в духовных учебных заведениях: а) При открытии общежития для своекоштных учеников Нижегородской Духовной Семинарии, 1987 г. 12 сентября. Стр. 69–73. б)При открытии общежития при Вифанской духовной семинарии и освящения вновь отстроенных помещений в ее зданиях, 30 сентября 1884 года. Стр. 73–76. в) При открытии, 10 сентября 1885, епархиального общежития для своекоштных воспитанников Московской семинарии с бесплатным их содержанием. Стр. 76–82. Как нужно относится верующим к людям заблуждающимся? (Увещание св. Иоанна Златоуста ). Проф. Акад. В. Ф. Певницкого . Стр. 727–728. Для спасения необходима не только вера, но и дела. (Святоотеческие наставления).доцент. акад. В.П. Рыбинского. Стр. 728–730.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Совершившу же си типографскому делу, дойде и исправи нужнейшая». Но одно место, как будто указывает, что в первом издании Дмитрий и не участвовал. Именно, в послесловии, напоминающем древнейшие русские послесловия, списатель говорит: «прости, аще в чем согрубил есмь и недобре написа: невежа бо прост и ненаучен, иже и первее состави сия и то не от себе... аки пчела от различных зел мед в един сот собра». Поэтому то, что говорится выше, может быть отнесено с одинаковым правом и к 1683 году. 96 Соч. I, 459. В том же 1677 г., когда Димитрий уехал из Чернигова, игумен Мелетий Дзик переведен из монастыря Кирилловского в Михайловский. Что увольнение Димитрия Барановичем было делом несколько странным, можно заключать из того, что впоследствии Баранович молчит, между тем как гетман требует возвращения Димитрия из Литвы; сам Димитрий относится к зову не совсем радостно и, не обращая внимания на письма гетмана, остается в Литве еще 10 месяцев, и едет не в Киев к игумену, а в Батурин к гетману, недолюбливавшему Лазаря (Соч. I, 461–465. Письма Лазаря, 187. Соловьев, XIV, 27, 31). Не знаем, когда перешел во владение Димитрия архиерейский служебник, написанный благословением преосвященного господина отца Лазаря Барановича в монастыре Спасском Новгородка-Северского року 1665 месяца августа 6. Служебник украшен недурными картинками: так на л. 181 при чине освящения хоругви воем на брань, изображена церковь с архиереем, гетманом и казаками; на л. 238 изображение I. X. со стихами: Effigiem Christi semper dum transis honorâNon tam effigiem, sed quern designat adora, Non hunc ut Christum, sed Christum Crede per istura. (Рук. Син. Библ. 271 с записью св. Димитрия). 97 Житие, стр. 7. Статья «Св. Димитрий в Западной России» в «Литовск. епархиальн. вед.» 1871, стр. 851, представляет перифраз сочинения «Св. Димитрий» М. 1849. 99 «Арх. Вилен. сборн.», В., 1870, VII, 107. Письмо Выговского к Ф. В. о его переселении в Литву из Запорожья. 100 О деятельности Василевича до 1659 года, см. Макарий «И. Р. Ц.» XII, 98–102,553. Colloquium Lubelskie 1680 стр. 68. Карпов, 76. 101 Дополнения к стр. 21 – В 1663 г. авг. 13. Василевич является уполномоченным епископа Львовского Шумлянского, при выборах преемника митрополиту Балабану, а 3 декабря объявлен наместником Киевской митрополии. Архив Ю.-З. России IV, 23. 107 «Арх. Вил. сборн.», VII, 127. Sama tylko oyca Tukalskiego sprawa in sinistram mnie niewinnego trahit i podaje opinionem. Ян-Казимир подозревал Василевича в возмущении народа (Арх. Николай 114).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010