Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИВОСТОКСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ выходили в 1903-1917 гг. 2 раза в месяц, отдельные номера были сдвоенными. С 1899 г., после образования Владивостокской и Камчатской (см. Владивостокская и Приморская ) епархии, первые 4 года на ее территории распространялись «Благовещенские епархиальные ведомости» . Редактором «В. е. в.» в 1903 - февр. 1904 г. был секретарь консистории А. Г. Разумовский (с 19 за 1903 по 1 за 1904 обязанности редактора выполнял свящ. Владимир Давыдов), затем с 4/5 - свящ. В. Давыдов (при выпуске 13-16 за 1909 его замещал А. П. Корсунский), с 12 за 1915 г.- прот. Василий Попов, с июля 1917 г. последние 5 сдвоенных номеров 15/16-23/24) вышли без указания редактора. В офиц. отделе «В. е. в.» печатались указы императора и Святейшего Синода, распоряжения епархиального начальства. В неофиц. отделе наибольший интерес представляют статьи о церковной истории Дальн. Востока и правосл. миссии в Приморье, на Камчатке, на Сахалине, среди корейских переселенцев, за границей (в Корее, Китае и Японии). В 1912-1913 и 1915 гг. в качестве бесплатного приложения к «В. е. в.» выходил листок для религиозно-нравственного чтения «Восточный благовест» (редактор - свящ. В. Давыдов), всего 83 выпуска. Среди др. приложений к газете - книги свящ. Григория Ваулина «Первая обитель на Дальнем Востоке» (1903) и иером. Нестора (Анисимова) «Из Камчатки» (1909), журналы епархиальных съездов, отчеты и др. публикации братств и миссионерских об-в, антисектантские брошюры и т. д. После прекращения издания «В. е. в.» и до окончательного установления советской власти в Приморье во Владивостоке выходило неск. церковных изданий: в 1919 г.- «Голос сердца», в 1920 г.- «Голос свободной церкви», в 1921-1922 гг.- «Известия епархиального совета», в 1922 г.- «Журнал христианской мысли по вопросам веры и жизни». С 1993 г. офиц. печатным изданием Владивостокской епархии является газ. «Приморский благовест». Лит.: Андреев. Христианская периодика. Т. 1, 98. Свящ. Александр Троицкий Рубрики: Ключевые слова: «ВЛАДИМИРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный к изданию Святейшим Синодом в 1864 г. по ходатайству еп. Владимирского свт. Феофана Затворника «ГОЛОС ПРАВОСЛАВИЯ» ежемесячный журнал, издававшийся в Берлине Германской епархией Московской Патриархии в 1952-1954 гг. на рус. языке

http://pravenc.ru/text/158932.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАГОВЕЩЕНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» созданы указом Святейшего Синода 8 марта 1899 г. как печатный орган новоучрежденной Благовещенской и Приамурской епархии, выходили в 1899-1918 гг. при Благовещенской ДС. «Б. е. в.» продолжили издание «Камчатских епархиальных ведомостей» (в 1899 вышли первые 9 номеров «Камчатских ЕВ», с 10 издание получило название «Б. е. в.»). Редакторы: с 1899 г.- преподаватель Благовещенской ДС П. В. Верещагин (редактор «Камчатских ЕВ» с 1896), с 1904 г.- архим. Дионисий (Прозоровский , впосл. архиеп.), с янв. 1905 г.- архим. Амвросий (Смирнов , впосл. архиеп.), с 1906 г.- инспектор В. П. Антонинов, с 1908 г.- прот. И. В. Коноплёв, с 4 февр. 1910 г.- прот. Н. Ф. Вознесенский (впосл. архиеп. Димитрий ), в 1912 г.- С. Г. Бухаревич, с 12 янв. 1913 г.- В. С. Телятьев. С 13/14 1917 г. до 2/3 1918 г. состояли только из офиц. отдела, за редактора подписывал секретарь консистории В. И. Шольский. На титульном листе издания помещалось изображение Албазинской «Слово плоть бысть» иконы Божией Матери . «Б. е. в.» выходили 2 раза в месяц, имели 2 части - офиц. и неофиц. В офиц. части помещались указы императора и Святейшего Синода, распоряжения епархиального начальства, в неофиц.- богословские и исторические статьи. В «Б. е. в.» печатались толкования на апостольские послания, размышления о пастырском служении, статьи по библеистике и апологетике, материалы о церковной истории Дальн. Востока и миссионерской деятельности РПЦ среди коренных народностей Приамурья (гольдов, гиляков, айнов и др.), в т. ч. о миссионерских путешествиях архиереев (в 1899-1900 - о путешествии Владивостокского еп. Евсевия (Никольского) , в 1902 - о поездке Благовещенского еп. Никодима (Бокова) и др.). Лит.: Рункевич С. Г. Благовещенские епархиальные ведомости//ПБЭ. Т. 2. Стб. 632-634; Андреев. Христианская периодика. С. 15-16. И. А. Ермацанс, прот. Борис Пивоваров Рубрики: Ключевые слова: «ВЛАДИМИРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный к изданию Святейшим Синодом в 1864 г. по ходатайству еп. Владимирского свт. Феофана Затворника

http://pravenc.ru/text/149289.html

Архимандрит Ефрем не только руководил всем миссионерским делом в обширной епархии (к началу ХХ в. ее площадь была 539061 кв. верст, т.е. больше Германии в тогдашних ее границах), но помогал правящему архиерею в епархиальных делах. В 1913 г. с 20 номера он становится редактором неофициального отдела Забайкальских епархиальных ведомостей. Выступал он и как автор: " Торжество Православия в Чите " , (1913 N 3-4), " Пир веры на св. Иргени " (1913, N 14-15) и др. 20 ноября 1916 г. архимандрит Ефрем был рукоположен в епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии, Хиротонию возглавлял архиепископ Владивостокский Евсевий (Никольский). При наречении во епископа архимандрит Ефрем говорил о ответственности святительского служения: " Я сознаю великую высоту предстоящего мне звания и служения в Церкви Божией и знаю, что для сего необходима чистота веры, высота благочестия, сила знания, несокрушимая ревность; знаю то, что служение сие утверждается не на внешнем господстве над наследием Божиим, превозношении и преобладании, а на внутренней силе духа, созидаемого верою и любовью, укрепляемою смиренномудренным восприятием ига Христова. Сознаю и связанную с высотою служения великую ответственность, особенно в наше время, когда требуются особые силы и для устроения внутренней церковной жизни среди верных и для распространения Царства Божия среди неверующих " . [Там же, 1916, N 23, с. 816-17.] Архиерейское служение епископа Ефрема продолжалось менее двух лет. Это были годы начавшегося тяжелейшего испытания и для Церкви и для каждого ее служителя. Преосвященный Ефрем с высоким христианским достоинством выдержал эти испытания. его преданность Православию и ревность в защите интересов Церкви была известна не только верующим, но и представителям новой революционной власти. В " Забайкальских епархиальных ведомостях " за 1917 г. в N 17 (1-15 сентября) сообщается о просьбе епископа Ефрема к властям разрешить ему прибыть в Читу. Хотя Владыка Ефрем давал подписку о признании Временного правительства и лояльности, представитель службы общественной безопасности запрещает ему въезд в Читу и ходатайствует перед краевым комиссариатом о предписании покинуть Забайкалье.

http://pravoslavie.ru/put/sv/efrem_sel.h...

С 4 октября 1897 г. до 1 января 1899 г. епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским был Преосвященный Евсевий (Никольский). После преобразования Камчатской епархии и выделения из нее Владивостокской епархии он стал первым епископом Владивостокским и Камчатским (с 1906 г. — архиепископ). В 1899–1900 гг. в «Благовещенских епархиальных ведомостях» публиковалось описание миссионерского путешествия епископа Евсевия по епархии, протяженность которого составила 20 тысяч верст. Архипастырь много потрудился в деле миссии в Уссурийском крае и скончался в 1922 г. в сане митрополита Крутицкого. Благовещенская епархия в XX веке Первым епископом с титулом Приамурский и Благовещенский стал Преосвященный Иннокентий (Солодчин), воспитанник Алтайской духовной миссии, трудившийся в ней на миссионерском поприще с середины 1860-х гг. и прошедший все ступени миссионерского служения. 9 февраля 1900 г. в Томске состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа, которую возглавил архиепископ Томский и Алтайский Макарий (Невский). После выделения самостоятельной Владивостокской епархии в Благовещенской осталось 66 приходов; казачьих приходов по Амуру — 21. На 1 января 1900 г. в епархии насчитывались 81 церковь, 99 часовен, 51 приходское попечительство; духовенства: пять протоиереев, священников — 71, диаконов — 19, псаломщиков — 60. Общее количество православного населения составляло около 140 тысяч человек. При владыке Иннокентии духовная миссия Благовещенской епархии состояла из двух отделений — гольдского и гилякского. В 1899 г. миссия имела 16 станов: пять — в гольдском отделении и 11 — в гилякском; при этом пять станов не имели постоянных миссионеров. Миссионеры епархии проповедовали среди гольдов (нанайцев), гиляков (нивхов), тунгусов (эвенков), негидальцев и орочей. Большинство коренного населения епархии было крещено. В 1880-е гг. миссионерами было издано Евангелие от Матфея на гольдском языке, а также выпущены на гольдском языке: азбука, толковый молитвослов, краткий катехизис и огласительное поучение.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211274...

Указом Святейшего  Синода  епископом Владивостокским и Камчатским  был назначен  преосвященный владыка Евсевий (в миру Евгений Иванович Никольский), бывший епископ Камчатский и Благовещенский ( см.: приложение 8, иллюстрация 5 . Он родился в 1860 г.  в семье сельского священника . Поэтому в традиции того времени его происхождение из духовного сословия во многом определило  первые этапы биографии: обучение в Тульских Духовных школах –  училище и семинарии, а после – в  Московской Духовной академии, которую он окончил в 1885 г. со степенью кандидата богословия (магистрантом). Перед ним открылся путь высокого иерархического служения  в Церкви, но для этого нужно было принять монашество, как тогда поступали многие выпускники академии, искавшие удачной карьеры . 25-летний возраст позволял ему просить о постриге в иночество, но Евгений принял решение ехать в Могилев, где три года нес послушание преподавателя русского и церковно-славянского языков в духовном училище, а с 1888 г. стал также и помощником смотрителя этого учебного заведения. Старание и способности молодого учителя были замечены в епархии: в мае 1890 г. Евгения Никольского назначили членом Могилевского Епархиального училищного совета, а через два года – делопроизводителем Училищного правления.  Восемь лет практической деятельности на педагогическом поприще показали возможности молодого человека. Конечно, можно находить в его биографии черты, похожие на жизнь других епископов той поры. Тем не менее, монахом с именем Евсевий (в честь священномученика Евсевия, епископа Самосатского) Евгений Никольский стал лишь накануне диаконской хиротонии 5 августа 1893 г., а на следующий день его рукоположили в сан иеромонаха. Почти через месяц указ Святейшего Синода определил о. Евсевию место церковного послушания в качестве члена Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета. Но едва он успел прибыть к месту назначения, как 18 октября был определен на должность ректора Иркутской Духовной семинарии, где 6 ноября его возвели в сан архимандрита. В Иркутске помимо ректорства и преподавания в семинарии, отец Евсевий принимал участие в других епархиальных делах: был редактором " Иркутских епархиальных ведомостей " , помощником председателя Епархиального училищного совета, председателем Комитета по постройке нового здания Иркутского женского духовного училища, деятельным членом Иркутского Миссионерского Общества. В январе 1897 г. новая веха - архимандрита Евсевия рукополагают во епископа Киренского, викария Иркутской епархии.

http://bogoslov.ru/article/1254033

Закрыть Россия и Восток Слово в день Священного Коронования Государя Императора Николая II Александровича Священномученик Иоанн Восторгов   00:46 18.01.2011 896 Время на чтение 12 минут Андрей Хвалин. Имперский архив. Пролог Российская Православная Церковь особо почитала дни Священного Коронования на Российский Императорский Престол Помазанников Божиих, своих «внешних епископов» - Всероссийских Самодержцев. Обычно этот день выливался в грандиозное церковно-государственное торжество единения Царя со Своим народом. В 1891 году Наследник Цесаревич - будущий Государь Император Николай II Александрович посетил город, носящий прообразовательное имя «Владеющего Востоком», что имело не только политическое и экономическое значение, но, в первую очередь, глубокий религиозный смысл. Пройдет всего несколько лет, и этот смысл раскроет в своем замечательном Слове, так и названном «Россия и Восток», пламенный проповедник и святой новомученик Российский протоиерей Иоанн Восторгов (1864-1918). Вернувшись из поездки по Востоку, он произнес это Слово 14-го мая 1909 года в Кафедральном соборе Владивостока в день Священного Коронования Государя Императора Николая II Александровича при священнослужении Архиепископа Владивостокского Евсевия (Никольский, 1861-1922) и Епископа Киренского Иоанна (Смирнов, +3.12.1918) при большом стечении богомольцев. Это историческое Слово не потеряло своего значения до сих пор, когда предпринимаются усилия, чтобы сохранить русский Дальний Восток в составе единой Державы. Учитывая то обстоятельство, что его текст не вошел в Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова (М., 1914-1916), переизданного санкт-петербургским издательством «Царское Дело» в 1995 году, и был опубликован впервые в недоступной сегодня для широкого круга православных людей местной епархиальной газете предлагаем его вниманию боголюбивого читателя. Печатается по: «Владивостокские епархиальные ведомости». 11 от 1 июня 1909 г ., + + + В этом городе, который носит громкое и выразительное имя «Влади - восток», в нынешний глубоко знаменательный день памяти Священного Коронования Царя - события, во всей глубине значения и содержания понятного только христианскому сердцу и особо вдумчивому уму, напоминающего о таинственной, религиозно-мистической связи Царя и народа, освященной Духом Божиим, и получающего высшее объяснение только при мысли о мировом значении и мировых задачах России; наконец, лично мне, призванному Архипастырем к слову церковного проповедования сегодня, на другой день после того, как я возвратился в Россию, повидав соседние страны Востока: Китай, Японию, Корею, - естественно говорить о значении России и Востока и отсюда уже делать выводы и поучительные уроки в настоящем торжественном собрании градских и воинских чинов, при молитве о Царе и царстве.

http://ruskline.ru/analitika/2011/01/18/...

Уделял большое внимание развитию школьного образования. В некоторых школах был введен урок церковного пения. Полный курс обучения в одноклассной миссионерской школе составлял 4 года, в двуклассной – шесть лет. Если дети не знали или плохо знали русский язык, преподавание в первые годы обучения велось на их родном языке. Деятельными помощниками Владыки Павла были его ученики-катехизаторы ставшие впоследствии священниками-миссионерами, корейцы по национальности Роман Ким, Василий Огай, Василий Лян, Мефодий Хван, Николай Цой и другие. Об успехах миссионерской деятельности Владыки Павла не раз писали «Владивостокские епархиальные ведомости». Вот одно из таких свидетельств: «…Присоединен к Православию глава местных корейцев-пресвитериан г-н Цой с наречением имени Иннокентия. Результатом его деятельности (до принятия крещения -авт.) стало основание в крае общины пресвитериан . Здесь он встретился с молодым, энергичным, православным катехизатором, ныне миссионером-священником о. Василием Огай. Встреча их и беседы привели к полной перемене религиозных воззрений пресвитера Цоя . Посещение богослужения Православной Церкви в Светлое Воскресенье произвело на него такое впечатление, что он решил перейти в Православие. Чин присоединения к Православию совершал Преосвященный епископ Павел. Цой почти не говорил по-русски, и Владыка задавал ему вопросы и читал положенные молитвы на корейском языке». Архимандрит Павел лично принял участие в сборе пожертвований и сам много личных средств вложил в строительство церкви-школы «Всех скорбящих радость». И 9 декабря 1907 года правящий архиерей,– архиепископ Евсевий, освятил двухэтажное здание с домовым храмом, над главным входом которого по предложению о.Павла была сделана надпись: «Памяти убиенных русских воинов 1904 – 1905гг». С 1913г. в здании этой церкви – школы вместо первоначально располагавшегося здесь городского училища начала действовать школа Духовной миссии и Катехизаторское училище. Стремясь увековечить память героев русско-японской войны, архимандрит Павел договорился с японской администрацией о перенесении из Кореи во Владивосток праха погибших моряков со знаменитого крейсера «Варяг». Их погребение предполагалось поначалу произвести в склепе под храмом, а в садике при храме поставить обелиск. Однако исполниться мечтам священника-патриота было не суждено: когда 17 декабря 1911 г. прах моряков был привезен во Владивосток, захоронение произвели в братской могиле на Морском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Часть первую – «Очерки камчатского миссионера» – открывает цикл «Из Камчатки» – миссионерский дневник иеромонаха Нестора, публиковавшийся во «Владивостокских епархиальных ведомостях» в 1907–1910 годы. В эту же часть включены книги: «Православие в России» и «Расстрел Московского Кремля» (публикуется по 2-му, дополненному изданию, вышедшему в Токио в 1920 году). Вторая часть сборника – «Очерки архиерея в изгнании» – составлена из произведений, написанных в Харбине и изданных за границей: «Харбин – Маньчжурия», «Очерки Дальнего Востока», «Очерки Югославии», «Египет, Рим, Бари», «Часовня-памятник памяти Венценосных Мучеников» и «Смута в Киеве и мученичество митрополита Владимира Киевского». Две последние работы продолжают тему гибели России, начатую «Расстрелом Московского Кремля». Материалы третьей части, объединенные под общим названием «Слово архипастыря», собраны по материалам дореволюционной и эмигрантской периодической печати и ряда архивов. В эту часть включены проповеди , воззвания, речи, открытые письма и пр. Во второй том включены «Мои воспоминания», составившие часть четвертую. Эти воспоминания Владыка начал писать еще в эмиграции, а завершил по благословению Патриарха Алексия I после освобождения из заключения. Текст воспоминаний заново выверен. Часть пятая – «Письма и доклады». Внутри этого корпуса документов особенную историческую ценность имеют письма и доклады, связанные с воссоединением дальневосточных епархий с Московской Патриархией. Половину раздела составляют письма к епископу Афанасию Ковровскому, в которых, как и в письмах к духовному сыну и ближайшему помощнику Владыки К. А. Караулову, с наибольшей полнотой раскрывается внутренняя сторона жизни митрополита после освобождения из лагеря. Тексты митрополита Нестора не сокращались и не редактировались. Авторские выделения текста оставлены без оговорок. Стихотворные тексты без указания автора, скорее всего принадлежащие Владыке, не подвергались правке. Также не унифицировалось употребление прописных букв в случае, если такое употребление несло на себе особую стилистическую нагрузку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

наши переселенцы – пахари. Чтобы крепко владеть этой окраиной, завидною для наших соседей – японцев, корейцев и китайцев, все русские люди должны помнить и держать из рода в род слова: “Где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен”» (Проповедь священника Сибирского флотского экипажа А. Богословского, 1909 г.) с. 247]. События в политической, религиозной и общественной жизни России в начале ХХ столетия не могли не отразиться на жизни самых отдаленных уголков великой державы. Рушились старые законы, и на смену им приходили новые правила, которые коснулись всех слоев общества. Начало ХХ века – чрезвычайно трагический период в истории Русской Православной Церкви. Именно служителям Духовного ведомства приходилось отвечать на вызовы того времени. Сахалинская действительность требовала от служителей Русской Православной Церкви полной отдачи. Они осуществляли не только пастырское служение в рамках деятельности сахалинской каторги. Священнослужители острова по сути вели многогранную деятельность приходских священников, призванных заботиться о всех, кто входил в число многоликой паствы островных церквей. Осмыслить изучаемый нами род служения духовенства острова Сахалин помогли документы фонда Протопресвитера (Синодальный период). Прежде всего это клировые ведомости военного Свято-Никольского причта с 1907 по 1916 годы, а также годовые отчеты по Военному ведомству. В них отражались основные показатели деятельности прихода за определенный временной период. С первого взгляда кажется, что это сухие статистические данные. Но на самом деле в представленных документах прослеживается динамика развития церковной, финансовой и хозяйственной жизни в закрытом для обширной аудитории военном приходе. Уникальность найденного исторического материала обусловлена еще тем, что о деятельности военного причта острова Сахалин полностью отсутствует информация в официальных печатных изданиях – во «Владивостокских епархиальных ведомостях» и в «Вестнике военного и морского духовенства». Упоминание о наличии церкви в Сахалинской пешей жандармской команде мы встречаем лишь в официальном разделе, где печатались объявления о назначении или награждении клириков военного ведомства. Попытаемся воссоздать историю существования Свято-Никольского причта, опираясь на редкие источники официального происхождения, материалы государственных архивов и периодической печати.

http://bogoslov.ru/article/6028095

Несколько десятилетий спустя архимандрит Ефрем, с теплотой вспоминал опытного наставника, строгого и благочестивого протоиерея - ректора Читинского духовного училища " умелою рукою сеявшего семена веры и благочестия в сердцах учащихся " . Хорошее влияние оказали и учителя, среди которых " находились светлые личности, умевшие близко стать к питомцам и дать потребное на запросы их жизни. Духовная атмосфера в училище была такова, что... господствовал дух церковности. Здесь впервые я познал и полюбил церковную уставность, благолепие и величие церковных богослужений, красоту пения церковного, здесь привык сознательно переживать высокую радость праздничных настроений " . [Там же, с. 814] Оканчивая училище Епифаний предвкушал сладость служения псаломщиком в сельском храме. Он знал свое положение и предел своих возможностей и не помышлял о большем. Но вновь открылась воля Божия о нем. " Господь вложил в сердце одного моего учителя мысль послать, в виде попытки, телеграмму тому же Высокопреосвященнейшему Вениамину с просьбой о принятии на казенное содержание в духовную семинарию, устраняя то, что казалось мне непреодолимым препятствием продолжать образование, а через сердце Своего святителя возлагал благая о новом пути моей жизни... " [Там же] Окончив в 1898 г. Иркутскую духовную семинарию, Епифаний Кузнецов принял рукоположение. В сане священника он проходил служение в родной станице. " Это время поставило на пути моем - рассказывал он в речи при наречении во епископа, - ряд терний и тяжелых испытаний, в которых горел и закалялся дух мой, в которых учился смирению и покаянию, терпению и благоразумию, положительности мысли, слова и дела " . На втором году пастырства его посетило тяжелое горе - смерть жены. Молодой священник сильно скорбел, большим утешением было для него участие в его жизни архиепископа Владивостокского Евсевия [Евсевий (Никольский Евгений) (1861-1922) закончил жизнь митрополитом Крутицким.] , который знал Епифания Кузнецова, будучи ректором Иркутской Духовной семинарии. Отец Епифаний ценил его и называл позже своим духовным отцом. Глубоко сострадая горю молодого пастыря, архиепископ Евсевий направил ему несколько посланий, исполненных отеческой любви. Владыка убедил его продолжать учебу в высшей духовной школе. В 1903 г. отец Епифаний окончил Казанскую Духовную академию. Ему было присвоено звание кандидата богословия. Он с особой благодарностью вспоминал ректора Академии - будущего митрополита Антония (Храповицкого, 1963-1936), которого называл выдающимся по уму и чистоте жизни святителем нашего времени " . [Забайкальские епархиальные ведомости, 1916, N 23, с.815.]

http://pravoslavie.ru/put/sv/efrem_sel.h...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010