2:6, Мих. 5:2). И иудеи на вопрос Ирода: « где должно родиться Христу? », привели ему тогда это свидетельство (Мф. 2:5). Поэтому, когда и Нафанаил Филиппу, сказавшему: « мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета », отвечал: « из Назарета может ли быть что доброе? », то Христос изрек о нем: « вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства » (Ин. 1:45–47). За что же, скажут, Христос похвалил его? За то, что он не увлекся сообщением Филиппа, но знал ясно и точно, что не в Назарете и не в Галилее надлежит родиться Христу, но в Иудеи и в Вифлееме, как это действительно было. Так как Филипп не знал этого, а Нафанаил, изучавший закон, отвечал согласно со сказанным в древнем пророчестве, зная, что Христос придет не из Назарета, то Христос и сказал: « вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства ». Поэтому и некоторые из иудеев говорили Никодиму: « рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк » (Ин. 7:52); и еще в другом месте: « не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема? » (Ин. 7:42) И общее у всех было убеждение, что непременно оттуда надлежало придти Ему , а не из Галилеи. Посему, так как Иосиф и Мария, бывшие гражданами Вифлеема, но оставившие его, расположились на жительство в Назарете и там пребывали, как это случается часто со многими людьми, оставляющими те города, в которых они родились, и живущими в других, к которым они не принадлежат по своему рождению, а между тем Христу надлежало родиться в Вифлееме, то и вышло повеление, которое, по устроению Божию, заставляло их невольно идти в тот город. Закон, повелевавший каждому вписаться в своем отечестве, заставлял их двинуться оттуда, т. е. из Назарета, и придти в Вифлеем, чтобы вписаться. На это самое теперь указывая, и Евангелист говорит: « Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2. Если кто из любящих споры не удовольствуется сказанным, то можно привести и другое доказательство. Какое же это? — Из переписи, о которой упоминается в Евангелиях. « В те дни», говорит Евангелист, « вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице » (Лк. 2:1–7). Отсюда видно, что Христос родился при первой переписи. А из древних кодексов, публично хранящихся в Риме, всякий желающий может с точностью узнать и время этой переписи. Что же, скажут, до этого нам, которые и теперь не находимся там и ранее не были? Выслушай и не сомневайся, потому что мы приняли этот день от тех, которые в точности знают это и живут в том городе, обитающие там, празднуя его издавна и по древнему преданию, теперь переслали сведение о нем и нам. И Евангелист не без цели означил время (Рождества Христова), но дабы сделать явным и известным для нас и самый день и показать домостроительство Божие. И Август не произвольно и не сам от себя издал тогда такое повеление, но потому, что Бог подвигнул его душу, дабы он, хотя бы невольно, послужил явлению Единородного. Как же это, скажут, содействует тому домостроительству? Не мало и не случайно, возлюбленный, но весьма много, и есть одно из необходимых и нарочито устрояемых дел. Как же это? Галилея есть область в Палестине, а Назарет — город галилейский. Так и Иудея есть область, называемая так по имени своих обитателей, а Вифлеем — город иудейский. О Христе все пророки предсказывали, что Он не из Назарета, но из Вифлеема придет и там родится. Именно так написано: « и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля » (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

30 . Название Богородицы взято из следующих слов пророка Исаии: Вот Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (что значит с нами Бог) ( Ис.7:14 ). Также праведная Елисавета, мать Предтечи, когда после Благовещения пришла к ней Пресвятая Дева Мария, прямо назвала Ее Матерью Господа, то же что Богородицею ( Лк.1:43 ). 31 . Как Матерь Господа, Пресвятая Дева Мария превосходит всякое сотворенное существо, поэтому Православная Церковь ставит и чтит Ее превыше Херувимов и Серафимов, т. е. высших чинов Ангельских. „Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим“, поется о Ней в церковных песнопениях 24 . 32 . Люди, ожидавшие пришествия обещанного Спасителя могли узнать Его, когда Он родился и жил на земле. Бог дал им такие признаки, по которым легко можно было узнать. Это – многие и точные предсказания пророков об обстоятельствах Его рождения и жизни на земле. 33 . Например, пророк Исаия за 600 лет до Рождения Христова предсказал, что Он родится от Девы: Вот Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (что значит с нами Бог) ( Ис.7:14 ), и также с удивительной ясностью он предсказал страдания и смерть Спасителя: Он (Иисус Христос) изъязвлен был за грехи наши и мучен за беззакония наши: наказание мира нашего (для примирения нашего с Богом) было на Нем, ранами (страданиями) Его мы исцелились (от грехов и получили спасение) ( Ис.53:5 ). Пророк Михей предсказал место рождения Спасителя – город Вифлеем ( Мих.5:2 ). И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше главных городов Иудиных, потому что из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля, так что на вопрос царя Ирода, где должно родиться Христу, первосвященники и книжники еврейские прямо отвечали: в Вифлееме Иудейском, и указывали на это пророчество ( Мф.2:4–6 ). Пророк Малахия, по создании второго храма Иерусалимского предсказал, что Спаситель придет в этот храм и что пред Ним послан будет Предтеча: Вот Я пошлю Ангела Моего (Предтечу) и уровняет (приготовит) путь предо Мною; и внезапно придет в Церковь Свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете ( Мал.3:1; 4:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

42:3–4). А другой пророк означил и место, где Господь имел родиться: « И ты », говорит он, « Вифлеем–Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля , и Которого происхождение из начала, от дней вечных » (Мих. 5:2; Мф. 2:6). Он указывает и на Божество и на человечество (Христа); ибо словами: « происхождение из начала, от дней вечных », изображает предвечное существование Господа; а словами: « произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля », — рождение Его по плоти. Заметь здесь еще другое ясное предсказание. Пророк сказал не только то, что Господь родится, но что и место Его рождения, прежде незнатное и маловажное, сделается славным: « мал ли ты между тысячами Иудиными ». Действительно, вся вселенная теперь стекается в Вифлеем, чтобы видеть место, где родившийся Господь был положен, и стекается не для чего другого, а только для этого. Другой пророк предсказал и время, в которое Господь имел явиться: « Не отойдет », сказал он, « скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое ; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы от молока » «(Быт. 49:10–12). Заметь соответствие этого предсказания с самым событием. Господь действительно пришел тогда, когда иудейские правители уже потеряли самовластвие и были подчинены скипетру римскому; так исполнились слова пророчества: « не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель », — сказанные о Христе. В одно время с рождением Его сделана и первая перепись народа, когда римляне стали господствовать над иудеями и подчинили их игу своей власти. Еще и другое нечто означается словами: « и Ему покорность народов » — то, что Господь, пришедши, привлек к Себе все народы. Ирод, преследуя родившегося Иисуса, повелел умерщвлять бывших в том месте младенцев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

4.3. Рождество Христово 4.4. Нравственное состояние народа. Конечное торжество Бога Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 4.3. Рождество Христово Спасение связано со Христом. «И ты Вифлеем-Ефрафа [это прежнее название Вифлеема, по имени того человека, который основал это место], мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Здесь указывается место рождества Того, Чье происхождение от начала дней вечных, то есть Превечного Бога. О том, что это пророчество всегда понималось именно как пророчество о рождестве Христа, мы видим из Евангелия. Книжники местом рождества называют Вифлеем. Пророчество на этом не останавливается: «Посему Он оставит их до времени, доколе не родит, имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли» (Мих. 5:3-4). Загадочное указание, что Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить, толкователи обычно понимали, как дополнение к пророчеству Исаии, современника и соплеменника Михея, о рождении Христа от Девы. Михей уточняет его с точки зрения того, где это произойдет, поэтому здесь он даже не объясняет, кто это такая и Кого она должна родить, но отсылает нас к соответствующему пророчеству Исаии. Христос здесь предстает перед нами в роли пастыря. Дальше есть несколько странное место, которое требует некоторого дополнительного толкования, поскольку здесь описывается снова та безопасность и надежность, которая будет у израильтян под покровом Божиим, но вдруг говорится следующее: «В тот день... истреблю коней твоих из среды твоей и уничтожу колесницы твои, истреблю города в земле твоей и разрушу все укрепления твои, исторгну чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя; истреблю истуканов твоих... и совершу во гневе и негодовании мщение над народами, которые будут непослушны» (Мих. 5:10-13). Преподобный Ефрем Сирин считал, что речь идет о неприятелях израильтян. А блаженный Феодорит и блаженный Иероним говорили, что здесь речь идет о верующих, о Церкви Христовой, тех чадах ее, которые, уверовав, возлюбят мир, тишину и взаимное согласие, потому не будут нуждаться ни в воинских оружиях, ни крепостях, о чем говорилось и выше, где речь шла о том, что перекуют мечи на орала (Мих. 4:3). Истребление крепостей и стен упомянуто не в смысле какого-то наказания и разрушения, а в смысле их полной ненужности, в связи с тем, что Господь будет Сам их защитником. Это вполне согласуется с тем, что мы видим в Новом Завете: попечение должно быть возложено на Господа.

http://sedmitza.ru/lib/text/431456/

63. И опять пророк Михей указывает место, где Христос должен родиться, т. е. Вифлеем иудейский, говоря так: " И ты, Вифлееме иудейский, не мал между вождями Иуды; ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ Мой Израиля " (Мф. 6; Мих. V, 2). Вифлеем же - область Давида, так что Он - потомок Давида не только ради Девы, которая родила Его, но также и потому, что Он родился в Вифлееме - области Давида. 64. И опять о том, что Христос должен родиться из его потомства, Давид говорит следующим образом: " Ради раба моего не отврати помазанника Твоего. Господь клялся Давиду истинною клятвою, от которой Он не отречется: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем. Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и мои откровения, которые я заключил с ними, то и их сыновья во веки (будут сидеть на престоле твоем) " . Пс. 10 - Но никто из сыновей Давида не владычествовал вечно, также и царство его не продолжалось вечно, ибо оно уничтожилось, а только царь, родившийся от Давида, т. е. Христос (владычествует во веки). Все эти свидетельства относятся к происхождению Его по плоти и обозначают также в ясной речи Его род и место, где Он должен родиться, так что не было надобности искать Сына Божия родившимся среди язычников или где-нибудь в другом месте, но в Вифлееме иудейском из рода Авраама и Давида. 65. Также указывая на Его вход в Иерусалим, который был главным городом Иудеи, где находился царский престол и храм Божий, пророк Исаия говорит: " Скажите дщери Сиона: се, царь твой грядет к тебе, кроткий, сидящий на осле, на жеребенке, сыне ослицы " (Иса. 11; Зах. 9). Ибо Он пришел в Иерусалим, сидя на жеребенке ослином, когда толпа возложила (на жеребенка) свои одежды и Его посадила на него. Под дочерью же Сиона разумеется Иерусалим. 66. Таким образом пророки возвестили о том, что Сын Божий должен родиться, и каким образом и где определено Ему родиться, и что Христос - единый вечный царь. Точно также они предсказали, как Он, происходя от людей, исцелит тех, которых Он исцелил, и воскресит мертвых, которых Он воскресил, и как Он будет ненавидим и поруган и пострадает и будет умерщвлен и распят, как Он (действительно) был ненавидим, поруган и умерщвлен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/676/...

6. И Елам несет колчан; люди на колесницах и всадники, и Кир обнажает щит. (Еламите же взяша тулы, и всадницы человецы на конех, и собор ополчения). Войско грозного неприятеля состоит из Еламитян. Это первая часть и, может быть, передовой отряд, конница. Как племя горное, Еламитяне хорошие всадники и храбрые, закаленные в борьбе с суровым климатом гор и со зверями. Вторая часть войска (по указанно еврейского теста) из храбрых борцов племени Кур, которое, может быть, обитало в то время на берегах р. Куры (на южном Кавказе) и, может быть, теперешнее закавказское племя Курдов, родственное тому и столь же храброе. Представители племени Кур составят большое ополчение и уже самой многочисленностью своею страшное. 7. И вот, лучшие долины твои полны колесницами, и всадники выстроились против ворот. (И будут избранны дебри твоя, наполнятся колесниц, конницы же заступят врата твоя). В окрестностях Иерусалима несколько долин, в особенности на юге, настолько плодородных, что ближайший к Иерусалиму город получил свое название Вифлеем (по еврейскому произношению бэт-лехем), что значит «дом хлеба». Эти то плодоносные долины и будут заняты неприятельским войском, а нивы золотистой пшеницы будут беспощадно потоптаны многочисленной конницей. Затем, по этим долинам войска подойдут и к воротам Иерусалима. 8. И снимают покров с Иудеи; и ты в тот день обращаешь взор на запас оружия в доме кедровом. (И открыют врата Иудина, и воззрят в той день во избранныя домы града). Прежде всех городских ворот враги откроют врата Иудины (находившиеся в южной стене города, из которых дорога шла в города колена Иудина: Вифлеем, Хеврон и т.д.). Войдя в город этими вратами, враги поспешно проникнут во все части его. Тогда жители Иерусалима побегут в главную часть города, на Сион, в крепость Давида, где сын его Соломон выстроил обширную оружейную палату, дом из кедровых деревьев, в котором хранилось всякое оружие ( 3Цар.7:2; 10:17 ). 9. Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруде. (И открыют сокровенная домов краеградия давидова, и узрят, яко множайшии суть, и яко отвратиша воду древния купели во град).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

7. Поклонение волхвов Через несколько времени после рождения Иисуса, Христа пришли в Иерусалим с востока волхвы, или мудрецы, которые наблюдали у себя на родине за движением небесных светил. Около времени рождения Христа Спасителя на небе показалась необыкновенная и яркая звезда, которая светила несколько лет. Увидев эту звезду, волхвы подумали, что на земле родился великий царь и пошли отыскивать Его в Иерусалим, чтобы поклониться Ему. Волхвы, придя в Иерусалим, спрашивали: «Где родившийся Царь Иудейский? Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Царь Ирод услышал, что волхвы отыскивают новорожденного Царя Иудейского, и сильно встревожился. Он думал, что новый царь лишит его и его потомков царского престола. Ирод был человек весьма злой и жестокий. Собрав всех первосвященников и книжников (ученых людей) иудейских, Ирод спрашивал у них: «Где должно родиться Христу?» Они отвечали, что Христос родится в Вифлееме иудейском, потому что об этом давно предсказал один еврейский пророк. Тогда Ирод тайно призвал волхвов и выведал у них, когда первоначально появилась звезда. Оказалось, что она появилась года за два до рождения Спасителя. После этого Ирод послал волхвов в Вифлеем, чтобы они тщательно разведали о Младенце и, когда найдут Его, известили об этом царя, чтобы и он пошел поклониться Ему. На самом же деле Ирод хотел не поклониться Младенцу, а убить Его. Волхвы, выслушав царя, пошли в Вифлеем. Звезда, которую они видели раньше, шла пред ними, и, наконец, остановилась над домом, где был Младенец. Войдя в дом, волхвы увидели там Младенца с Мариею, материю Его, и поклонились Ему. Затем они принесли Ему в дар золото, ладан и смирну (особую мазь, добываемую из растений). Волхвы по повелению Божию не возвратились в Иерусалим к Ироду, а по другой дороге ушли в страну свою. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

   «Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме, красуйся, Евфрафо, яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный сад, от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ» (тропарь предпразднства).    Аминь.     21 декабря 1992 года (3 января 1993 года) Слово в Неделю пред Рождеством Христовым, святых отец (2 января 1994 года)    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!    «Предпразднуем людие Христово Рождество и, вознесше ум, к Вифлеему вознесемся мыслию...» — слышим мы, други наши, в последнее воскресенье пред Рождеством Христовым призыв Святой Церкви к глубокому размышлению о сущности приближающегося великого праздника.    Событие, совершившееся двадцать столетий назад, было столь велико, что равного ему не было в истории земли. «Велия благочестия тайна, Бог явися во плоти».    Маленький безвестный Вифлеем, и в нем, в убогом вертепе, бедные «скотии ясли» стали для всего мира центром внимания и точкой отсчета нового времени, ибо в них возлег Невместимый Христос Бог.    Бог — Властитель мира — явился смиренным Младенцем, в Котором в момент рождения мало кто прозрел Божие величие, и славу, и силу. А ведь этого Младенца мир ждал с начала своей истории, приняв в пророчествах обетование Божие о явлении на земле Спасителя и Искупителя человечества: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:6). И вот рождением Христа пришел конец всем пророчествам о Нем. И то, что было в Ветхом Завете прикровенно и туманно, озарилось явлением Божественного Младенца и стало явно.    Много младенцев рождалось в Вифлееме, и знатных, и именитых, но ни в одном из них мир не заподозрил Того единственного, Которым надлежало ему спастись и в ожидании Которого он томился.    Все в мире изменилось только с рождением Иисуса Христа, ибо Им кончилось время закона, и благодать властно преобразила все живое и отерла слезы безнадёжия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   «Захария благословляет Бога, призревшего на израильтян. Он действительно пришел «к погибшим овцам дома Ираилева» (Мф. 15:24), но очень многие из них не захотели принять благодати, почему Он и призрел на истинных израильтян, то есть на тех, которые уверовали. «Воздвиг рог спасения», то есть силу и царство спасительное. Ибо «рог» означает или силу, так как рогатые животные имеют силу в рогах, или царство, ибо цари помазывались из рога. Христос есть сила и царство Отца; итак, для нас восстал рог спасения — Христос. Ибо Он, по-видимому, почивал, когда не обращал внимания на многие грехи и долготерпел идолобесие; но когда Он воплотился в последние времена, Он восстал и сокрушил всех ненавидящих нас бесов, и не продолжает уже покоиться и долготерпеть.    Воздвиг «в дому Давида», то есть в Вифлееме; ибо там Он родился. Вифлеем, разумеется, город Давидов, как говорили пророки. Ибо все они говорили о воплощении, а Михей упомянул и о доме Давидовом, то есть о Вифлееме, говоря: «И ты, Вифлеем, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь» (Мф. 2:6; Мих. 5:2).     «Сотворил милость» не только с живыми, но и «с отцами нашими», ибо благодать Христова простерлась и на них, хотя они уже умерли. Именно: нам живым Он даровал надежду воскресения, и мы воскреснем; но не мы только удостоимся этого благодеяния, а и те, кои прежде скончались. Ибо вся природа получила это благо. И иначе: «сотворил милость с отцами» в том, что исполнил ожидания их, ибо чего они надеялись, то увидели на Христе исполнившимся. Да и детей своих видя в блаженстве от толиких благ, отцы радуются и, участвуя в радости, принимают милость, как бы для них самих сделанную. О каком упомянул завете и о какой «клятве, данной Аврааму»? Без сомнения, о сей: «Благославляя благословю тебя и умножаю умножу семя твое» (Быт. 22:17). Авраам действительно умножился теперь, когда все народы через веру сделались его сынами; ибо как он уверовал, так и они чрез веру сделались ему сынами.     «Избавил нас от врагов без страха». Часто иные избавляются, но со страхом и многими трудами и борьбой; а Христос распялся за нас, без всякого с нашей стороны труда, и избавил, наконец, без страха, то есть без опасности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010