И невольно вспоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши, обращенные к злобному гонителю: «за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей?» ( 1Цар. 26, 18 ). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду «во славу Господню и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни?» ( 2Цар. 23, 14 – 17 ). Вслед за тем он разбил на голову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся знаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением 15 . Таковы библейские воспоминания, оживающие в душе христианина при виде Вифлеема и его окрестностей. Но как слабы и тусклы они пред святым воспоминанием о величайшем событии, озарившем человечество новым светом и создавшем Вифлеему истинное величие и славу, – рождеством Христовым! Вся последующая история Вифлеема проходит в зависимости от значения его, именно как места рождения здесь Спасителя мира, как места христианского благоговения и почитания. Уже в первые века христианства Вифлеем развивался благодаря путешествию сюда благочестивых паломников. В 330 году Константин В. построил в Вифлееме великолепную базилику, а впоследствии Юстиниан сделал в ней перестройки. Позднее здесь были построены монастыри и храмы, так что к 600 году христианской эры город был известен всему христианскому миру своим сравнительным процветанием. Однако разрушительные удары истории не пощадили Вифлеема, как и большинство дорогих христианскому сердцу мест Святой Земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

И отсюда отправившись, она вошла в Вефорон, нижний и верхний - города, построенные Соломоном (2Пар.8:5), но после, во время военных бурь, разрушенные; видела здесь, в правой стороне, Гайалон и Гаваон, где Иисус, сын Навин, сражаясь с пятью царями, повелел остановиться солнцу и луне, и где он осудил гаваонитян на рабские должности носить воду и дрова для скинии, за их коварство и хитрость при испрошении себе союза (Нав.10:12). Остановившись ненадолго в Гаваоне - городе, разрушенном до самого основания - она вспоминала о его грехе, и о той наложнице, которая там разрублена была на части, и о трехстах мужей колена Вениаминова, пощаженных ради апостола Павла (который происходил из этого колена). Потом, раздав от небольшого достояния своего, сколько можно было, бедным и сослужникам, Павла отправилась в Вифлеем и вправо от дороги остановилась при гробнице Рахили, где произведен на свет Вениамин - не сын болезни, как назвала его умирающая родительница, но сын десницы, как пророчествовал отец в духе (Быт.35:18). Достигнув Вифлеема, она вошла в пещеру Спасителя, где увидела святой приют Девы и ясли, у которых " вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего " (Ис.1:3), да исполнится написанное у того же пророка: " блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла " (Ис.32:20). Очами веры видела она здесь Младенца, повитого пеленами, Господа, кричащего в яслях; видела поклоняющихся волхвов, сияющую свыше звезду, Матерь-Деву, усердного питателя (Иосифа), пастырей, которые приходят ночью, чтобы видеть, " что там случилось, о чем возвестил нам Господь " (Лк.2:15), и еще тогда объявить начало Евангелия Иоанна: " В начале было Слово... и Слово стало плотию " (Ин.1:1,14); видела младенцев убиенных, Ирода свирепствующего, Иосифа и Марию, убегающих в Египет, и со слезами радости говорила: " Приветствую тебя, Вифлеем, дом хлеба, где родился " хлеб, Который сходит с небес " (Ин.6:33)! Приветствую тебя, Ефрафа, земля обильнейшая и плодоносная, которой плодоносие Бог! О тебе некогда Михей пророчествовал: " И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/922/...

И отсюда отправившись, она вошла в Вефорон, нижний и верхний – города, построенные Соломоном ( 2Пар 8.5 ), но после, во время военных бурь, разрушенные; видела здесь, в правой стороне, Гайалон и Гаваон, где Иисус, сын Навин, сражаясь с пятью царями, повелел остановиться солнцу и луне, и где он осудил гаваонитян на рабские должности носить воду и дрова для скинии, за их коварство и хитрость при испрошении себе союза ( Нав 10.12 ). Остановившись ненадолго в Гаваоне – городе, разрушенном до самого основания – она вспоминала о его грехе, и о той наложнице, которая там разрублена была на части, и о трехстах мужей колена Вениаминова, пощаженных ради апостола Павла (который происходил из этого колена). Потом, раздав от небольшого достояния своего, сколько можно было, бедным и сослужникам, Павла отправилась в Вифлеем и вправо от дороги остановилась при гробнице Рахили, где произведен на свет Вениамин – не сын болезни, как назвала его умирающая родительница, но сын десницы, как пророчествовал отец в духе ( Быт 35.18 ). Достигнув Вифлеема, она вошла в пещеру Спасителя, где увидела святой приют Девы и ясли, у которых «вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего» ( Ис 1.3 ), да исполнится написанное у того же пророка: «блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла» ( Ис 32.20 ). Очами веры видела она здесь Младенца, повитого пеленами, Господа, кричащего в яслях; видела поклоняющихся волхвов, сияющую свыше звезду, Матерь-Деву, усердного питателя (Иосифа), пастырей, которые приходят ночью, чтобы видеть, «что там случилось, о чем возвестил нам Господь» ( Лк 2.15 ), и еще тогда объявить начало Евангелия Иоанна: «В начале было Слово... и Слово стало плотию» ( Ин 1.1, 14 ); видела младенцев убиенных, Ирода свирепствующего, Иосифа и Марию, убегающих в Египет, и со слезами радости говорила: «Приветствую тебя, Вифлеем, дом хлеба, где родился хлеб,.. Который сходит с небес» ( Ин 6.33 )! Приветствую тебя, Ефрафа, земля обильнейшая и плодоносная, которой плодоносие Бог ! О тебе некогда Михей пророчествовал: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Собрав всех членов Синедриона, (а их было 72) и учёных знатоков Писания, Ирод спрашивает, где Ему должно родиться, согласно древним пророчествам и обетованиям? Хотя волхвы и не говорили, что Царь, Которого они ищут, есть Христос, но Ирод сразу понял, о каком Царе идёт речь. И вот он спрашивает у книжников и первосвященников, лукаво притворяясь усердным почитателем Бога Израилева и Самого Христа: Где должно родиться Христу? И получает ответ, прямой и ясный. Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском. “Они так удачно решают вопрос, где Христос рождается, – замечает святитель Филарет, – и так довольны своим решением, что не находят нужным далее узнать, не родился ли Он, действительно.” Впрочем, нельзя было и не сказать истины, поскольку она была известна каждому Иудею ( Ин. 7:42 ), потому что весьма ясно изображена в Писании пророком Михеем за семьсот лет до времени Ирода. Ибо так написано через пророка: И ты, Вифлеем-Ефрафа, земля Иудина, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Вождь, Который упасет народ Мой Израиля и Которого происхождение из начала, от дней вечных (5:2). Ты, Вифлеем, хотя и мал, и малолюден среди других городов; однако же ты имеешь великое преимущество, по коему, ни чем не меньше среди остальных воеводств Иудиных и городов, ибо из тебя произойдет вождь, выйдет всемогущий Владыка вселенной, Который, как пастырь добрый, упасёт народ Мой Израиля, ( Мих. 5:2 , Апок. 10:11 ) всех, верующих в Бога, ибо “не все те Израильтяне, которые есть от Израиля” ( Рим. 6:9 ). “Смотри, – говорит святой Златоуст, – какие чудные и необычайные дела совершаются! Язычники и Иудеи научают друг друга чему-то великому. Иудеи слышат от волхвов, что и в Персидской стране звезда проповедует Христа, а волхвы узнают от Иудеев, что Тот, Кого им возвестила звезда, задолго предвозвещён пророками.” Итак, Иудейский синедрион торжественно засвидетельствовал, что Христос рождается в Вифлееме Иудейском. Весь Иерусалим узнал о Его рождении и взволновался. Вифлеемские пастыри рассказывают и о дивном явлении им ангелов небесных, и о поклонении их Христу. Волхвы издалека пришли, руководимые звездою. Теперь Иудеи не могут сказать: не знаем, когда и где родился Христос. Все первосвященники и книжники по прилежном сличении пророчеств громко и твёрдо сказали то самое, что теперь сбылось не деле: Христос, действительно, родился в Вифлееме Иудейском. И это свидетельство мы имеем потому, что оно потребовалось коварному Ироду. Так промысел Божий самое коварство злых обращает к славе имени Божия ( 1Кор. 3:19 ). Лучшего и полнейшего засвидетельствования истины в этом случае нельзя и представить.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Ибо ввиду [слов]: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного 61 , а прочим в притчах» ( Лк.8:10 ; ср. Мк.4:11 ), – нельзя сказать, что Спаситель говорил в этих притчах с учениками, так как они не принадлежат к числу внешних (ср. Мк.4:11 ). А из этого следует, что либо [слова] «И, когда окончил Иисус притчи сии, пошёл оттуда» относятся к притчам, сказанным выше, либо слово «притча» является двусмысленным, либо есть два рода притч, либо то, что мы назвали уподоблениями, – вообще не притчи. И обрати внимание, что притчи, окончив которые Он пошёл оттуда, Он говорит вне Своего отечества, и, придя в отечество Своё, учил их в синагоге их (ср. Мф.13:53–54 ). И Марк говорит: «И пришёл 62 в Своё отечество; за Ним следуют ученики Его» ( Мк.6:1 ). Поэтому, что касается этого высказывания, следует спросить, называет ли он Его отечеством Назарет или Вифлеем: Назарет – из-за [слов] «Назореем наречется» ( Мф.2:23 ), Вифлеем же – потому что Он в нём родился (см. Мф.2:1 ). Ещё я задаюсь вопросом (φστημι): может, евангелисты, хотя и могли сказать «придя в Вифлеем» или «придя в Назарет», всё же не сделали этого, но употребили слово «отечество», так как в этом месте, касающемся Его отечества, которым вся Иудея, где Его не почитали согласно [словам]: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём» ( Мф.13:57 ), – выражен некий таинственный смысл (τι μυστικς... δηλομενον). И если кто-либо примет во внимание, что Иисус Христос – соблазн для Иудеев (ср. 1Кор.1:23 ), у которых Он гоним и поныне, а среди язычников Он проповедан и принят верою (ср. 1Тим.3:16 ), ибо слово Его распространилось (ср. 2Фес.3:1 ) по всей земле (ср. Рим.10:18 ), – то он увидит, что Иисус не имел чести в Своём отечестве, но почитается у чуждых заветам (ср. Еф.2:12 ) язычников. Что же Он говорил, уча в синагоге их, евангелисты не записали, но [сообщили], что это было столь велико и значительно, что все изумлялись (ср. Мф.13:54 ); и, возможно, что сказанное было слишком возвышенным, чтобы это записывать (πρ γραφν).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

Мадонна Литта. Леонардо да Винчи. 1490– 1491 гг. При помощи этих многократно повторяемых формул, у которых нет прямых аналогов ни в Ветхом Завете, ни в послебиблейской еврейской литературе, Матфей подчеркивает, что Иисус пришел во исполнение пророчеств: те или иные события Его жизни происходят, «да сбудется» сказанное в Ветхом Завете. Вся история рождения Иисуса изложена Матфеем так, чтобы подчеркнуть, что события развивались как бы по заранее написанному сценарию. Соответственно, Вифлеем стал местом рождения Мессии не потому, что Мария с Иосифом пришли туда для участия в переписи, а во исполнение пророчества: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля ( Мф. 2:6 ). Матфей приводит лишь начало текста, который должен был быть известен его читателям. Полный текст звучит так: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить... И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли ( Мих. 5:2–4 ). В Египет Иосиф с Марией отправляются не только из опасения за судьбу Младенца, но и да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего ( Мф.2:15 ). Иными словами, посетить Египет и вернуться оттуда было необходимо для Сына Божия, чтобы сбылось сказанное через пророка. Здесь Матфей цитирует книгу Осии, где говорится от лица Бога: Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего ( Ос. 11:1 ). Исход из Египта был главным событием в жизни израильского народа: этому событию посвящено главное священное воспоминание – пасха. Матфей протягивает нить между этим событием и возвращением Святого Семейства в Иудею. Подобно Моисею, выведшему израильский народ из египетского плена, Младенец Иисус возвращается в землю Израильскую после вынужденного пребывания в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мария смутилась от этих слов и размышляла, что бы они значили. Ангел сказал ей: “Не бойся, Мария. У Тебя родится Сын, и ты дашь Ему имя Иисус. Он будет велик, потому что Он Сын Божий”. Мария в недоумении спросила Ангела: “Как же это будет, ведь у меня нет мужа?” Ангел ответил: “Богу все возможно”. Мария со смирением отвечала: “Я раба Господня. Да будет все, что ты сказал”. И Ангел отошел, а Мария стала ожидать рождения Сына. В то время вышло от римского императора Августа повеление сделать перепись по всей земле (сосчитать всех людей, которые жили в царстве), и каждый человек должен был записаться там, откуда он родом (где жили его предки). Иосиф и Мария происходили из рода Давидова, и потому направились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Когда они пришли туда, поздно вечером, в гостинице не было места, и Иосиф с Марией остались ночевать в пещере, в загоне для скота. Был теплый и тихий вечер. Там родила Мария Сына своего, спеленала Его и положила в ясли, в кормушку для скота. Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. В эту ночь, недалеко от пещеры, в поле, пастухи сторожили свои стада. Вдруг перед ними, в ярком свете, явился Ангел, и они очень испугались. Ангел сказал им: “Не бойтесь! Я принес вам великую радость: сегодня в Вифлееме родился Спаситель, который есть Христос Господь. Вам нетрудно будет найти Его. Он лежит в яслях, в загоне для скота, завернут в пеленах”. Внезапно появилось на небе много-много других Ангелов. Они славили Бога и пели: “Слава в вышних Богу и на земле мир и в человеках благоволение”. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: “Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь”. И, поспешив, они пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Марии и Иосифу все, что Ангел Божий им открыл о Младенце. Потом они вернулись к своим стадам, воспевая и хваля Бога за все, что видели и слышали. А через некоторое время после рождения Младенца Иисуса в Вифлеем пришли восточные мудрецы. Они долгое время изучали звезды на небе, и, когда вдруг появилась новая, совсем особенная звезда, они поняли, что произошло необыкновенное событие, описанное в древних книгах, и пошли искать Его, а звезда указывала им дорогу. Они нашли Марию с Младенцем, поклонились Ему падши, то есть не простым поклонением, но подобающим Богу, и принесли Ему богатые дары. А Мария сохранила глубоко в сердце своем все, что случилось.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij-dlja-...

Мф.2:3 .  Слышав же Ирод царь смутился, и весь Иерусалим с ним. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. Ирод, конечно, смутился, боясь за царскую власть свою и своих сыновей; но отчего смутился весь город, так называемый Иерусалим? Напротив, следовало скорее радоваться, что родился Царь, о котором издревле пророки предвозвестили, как о Спасителе и Искупителе Израиля и, как сродникам, хвалиться, что тотчас с колыбели Он привлек персов на поклонение. Но зависть ослепила их, и тотчас услышав, они смутились, как бы боясь того, что каким-нибудь образом не наследуют спасения. Персы, хотя были чужие, не только не завидовали рожденному, напротив, из пределов своей страны пришли даже в Вифлеем ради Него. А иудеи, будучи сродниками, завидовали даже Его славе, – что Он будет великим, и хотя имели Вифлеем у себя в соседстве, не пошли. Так они были завистливы и мстительны. Мф.2:4 .  И собрав вся первосвященники и книжники людския, вопрошаше от них: где Христос раждается? И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Но волхвы не сказали, что они ищут Христа, как же Ирод спрашивает о Христе? Так как он давно уже слышал, что должен родиться Христос, Царь Израиля; а теперь слыша, что в Иудее родился Царь и что звезда открыла Его персам, понял, что это и есть так называемый Христос. И созывает первосвященников и книжников, как имеющих всегда на устах пророческие книги и изречения, и спрашивает, где Христос рождается, т.е. в каком месте земли Он находится, потому что рождается. Они называют место и приводят, как свидетеля, пророка. Должно знать, что яснее других Даниил написал, что именно Христос есть Бог. Мф.2:5 .  Они же рекоша ему: в Вифлееме Иудейстем, тако бо писано есть пророком: Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: Мф.2:6 .  «И ты, Вифлееме, земле Иудова, ни чимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля». «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Но давайте внимательнее перечитаем рассказ о волхвах в Евангелии от Матфея: Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском ... Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними,  как  наконец пришла и остановилась над  местом,  где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему (Мф 2:1-5, 7-11). Обратите внимание: волхвы приходят в Вифлеем, но – не в загон для скота, а в дом… И другой важный момент: когда Ирод понял, что волхвы не известят его, где находится Младенец, то весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже , по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2:16; выделено автором статьи). Избиение младенцев. Фреска. Джотто ди Бондоне Что за время Ирод выведал от волхвов? Очевидно, время появления той чудесной звезды, которая зажглась на небе в момент рождения Спасителя – или, может быть, в преддверии Его рождения. Звезды, увидев которую и разгадав ее значение, волхвы (жившие, как думают многие толкователи Евангелия, в Персии) тронулись в путь. Ясно, что этот путь занял время – возможно, те самые два года. И, значит, от момента Рождества до прихода волхвов в Вифлеем прошло никак не меньше нескольких месяцев, а может быть, и около двух лет! Скорее, все-таки несколько месяцев. Стих Евангелия от Матфея, с которого начинается история о волхвах, гласит: Когда же Иисус родился в Вифлееме... (Мф 2:1). По-гречески (на языке подлинника) это звучит так: Το δ ησο γεννηθντος ν Βηθλεμ, буквально: Иисусу родившемуся… , – что, скорее всего, указывает на относительно недавний факт рождения Младенца, возможно, всего лишь за месяц или два до описываемого события. Если бы прошло уже два года, евангелист Матфей наверняка выразился бы иначе: все-таки двухлетний – отнюдь не новорожденный. Так что, очевидно, во время визита волхвов Иисус был нескольких месяцев отроду. И все же визит этот состоялся явно не в день самого Рождества.

http://foma.ru/rasskazy-o-rozhdestve-v-e...

Но есть такие, которые [ложно] утверждают, что почти во всех свидетельствах, заимствуемых из Ветхого Завета есть ошибка этого рода; так иногда изменяется порядок [слов], или даже слова, а иногда даже самый смысл бывает различен, потому что как апостолы, так и евангелисты почерпали свидетельства, не обращаясь к книге, но вполне доверяясь памяти, которая [однако] иногда обманывается. Итак, будем излагать смысл Еврейского [текста]. «И ты Вифлеем,» т. е. «дом хлеба», называемый Ефрафа! правда, ты самый малый среди городов Иуды; а в сравнении со столькими тысячами ты — только малое поселение. Но из этого малого селения произойдет Христос, Который есть [или: будет] Владыкою во Израиле. При этом не подумай отнюдь, что только от рода Давидова происходит Тот, Которому Я обещал словами [псалма]: «От плода чрева твоего Я посажу на престоле Моем» (Пс. CXXXI, 11). (Принятие плоти не препятствует божественному величию: от Меня Он рожден прежде всех веков и, [как] Творец времен, Он не удерживается границами времени. Это именно Он, Которому и в другом псалме Я сказал. «Прежде Денницы Я родил тебя» (Пс. CIX, 3). Ибо в начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Богом (Иоанн. I, 1). Оно было в начале у Бога. И потому происхождение Его от начала, от дней вечности. А что этот самый Вифлеем есть Ефрафа, это показывает книга Бытия, в которой Писание упоминает: «Умерла Рахиль и погребена на пути в Ефрафа, это есть Вифлеем» (Быт. XXXV:19). И в том и другом имени имеется указание на таинство: в самом деле, он называется и «домом хлеба» от Того Живого Хлеба, который сходит с небес (Иоан. VI:51) и Ефрафою, — что значит «видит неистовство», — вследствие безумия Ирода, потому что он, обманутый волхвами сильно разгневался и чрез нарочито посланных [слуг] избил в Вифлееме и во всех окрестностях его детей от двух лет и више [или: меньше], согласуясь с временем, которое он выветал от волхвов; и вследствие множества пролитой крови даже в небесах был слышен голос, стоны и рыдания Рахили плачущей о детях своих (Иерем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010