Рождество Христово празднуется Святой Церковью 25 декабря (7 января) К этому празднику мы готовим себя сорокодневным постом, который называется у нас Рождественским или Филипповым, так как начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, 14 ноября. Канун Рождества Христова называется Сочевником или Сочельником, потому что в этот день по Церковному уставу положено есть только сочиво или кутью с медом. Глава 3. Поклонение волхвов Кроме пастырей вифлеемских на поклонение родившемуся Спасителю приходили с востока волхвы (мудрецы). Они узнали о рождении Его по особой, появившейся на небе звезде. Звезда эта шла необыкновенным путем. Они шли по указанию ее и пришли в Иерусалим. Здесь стали спрашивать: где родившийся Царь Иудейский? Мы видели Его звезду на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, царь Ирод встревожился, опасаясь, чтобы новорожденный Царь не лишил его царского престола. Он призвал к себе первосвященников и книжников и спросил их: где должно родиться Христу? Они ответили: в Вифлееме иудейском. Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды и сказал им: пойдите в Вифлеем, разведайте о Младенце и, когда найдете Его, скажите мне, чтобы и я мог прийти поклониться Ему, – между тем сам думал умертвить Его. Волхвы отправились в Вифлеем. Звезда, которую они видели прежде, опять появилась и стала показывать им путь. По ней они пришли в Вифлеем и отыскали дом, в который перешли из пещеры Иосиф и Мария с Божественным Младенцем поклонились Ему и поднесли дары – злато (золото), ливан (ладан) и смирну (благовонная смола). Волхвы хотели возвратиться в Иерусалим к Ироду, но получили от Бога во сне повеление идти в свою страну другим путем. Глава 4. Сретение Господне У иудеев был закон, по которому родители первого сына на сороковой день по рождении приносили в храм для посвящения Богу. При этом приносили и жертву: богатые – непорочного агнца и голубя, а бедные – двух птенцов голубиных. Во исполнение этого закона принесен был в храм и Младенец Иисус а для жертвы, по бедности родителей, принесены были с Ним два птенца голубиных. В то время в Иерусалиме жил святой старец по имени Симеон, которому обещано было от Бога, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Господа Иисуса Христа. Симеон долго ожидал исполнения обещанного. Наконец, в один день, по особому внушению свыше, он пришел в храм. Здесь встретил Младенца Иисуса, принял Его к себе на руки и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. От этого события праведный Симеон получил название Богоприимца.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Следуя за звездой, волхвы пришли в Иерусалим. В то время страной правил царь Ирод. Он был первым иудейским царём, не принадлежавшим к роду царя Давида, ведущему начало от патриарха Иуды (по имени этого патриарха страна называлась Иудеей). Так сбылось пророчество патриарха Иакова о том, что потомки Иуды будут царствовать до того времени, пока не родится Христос. Царь Ирод знал об этом пророчестве и боялся, что оно сбудется, из-за этого он был очень мнительным и жестоким. Можно себе представить, как он испугался, когда до него дошли слухи о том, что в Иерусалиме появились чужестранцы, которые расспрашивают всех, где родился новый Царь иудейский. Перепуганный Ирод собрал первосвященников и книжников, чтобы они сказали ему, есть ли в Библии пророчество о том, где должен родиться Христос. Такое пророчество нашлось в книге пророка Михея: «И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих.5:2 ). Узнав это, Ирод призвал к себе волхвов и сказал, чтобы они отправились в Вифлеем, разыскали Христа и сообщили ему, якобы он тоже хочет поклониться новому Царю. Конечно же, Ирод лукавил, он хотел погубить Того, Кого считал своим соперником. А волхвы, не подозревая о коварстве Ирода, отправились в Вифлеем, и вновь им явилась чудесная звезда. На этот раз она привела их прямо к тому месту, где находилось Святое семейство. Увидев Богомладенца, они преподнесли Ему свои дары — золото, ладан и смирну. Золотом платят дань царю, ладан воскуряют Богу, а смирной умащают тело умершего человека, поэтому в дарах волхвов заключён глубокий смысл — восточные мудрецы почтили Младенца Христа как Царя, Бога и смертного Человека одновременно. Поклонившись Спасителю мира, волхвы отправились домой. История Рождества показывает нам, что Премудрый Господь ведёт людей ко спасению разными путями: кого-то, как вифлеемских пастухов, Он ведёт коротким и простым путём веры, а кого-то, как персидских мудрецов — долгим и трудным путём знания.

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Со времени Давида пророки стали возвещать о Спасителе как о Сыне Давида. «И произойдет отрасль от корня Иессеева, – вещал, например, о Спасителе пророк Исайя, – и ветвь произрастет от корня его, и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия». В этом пророчестве дом или потомство Давидово сравнивается с деревом, подрубленным до корня. Но в этом корне заключается чудная жизненная сила, ибо из него произрастает ветвь, которая становится деревом и приносит чудные плоды. А что это пророчество об отрасли от корня Иессеева относится к лицу, это ясно видно из того, что отрасль эта должна произойти от корня или потомства Иесеева, и еще яснее из последующих слов, по которым на этой отрасли должен почить Дух Господень. Эта отрасль от потомства Давидова есть именно Христос, на Котором в безмерной степени почили все дары Духа Божия. На Него указывает пророк Иеремия, когда называет Его отраслью праведною, говоря: «в те дни и в то время возвращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. В те дни Иуда будет спасен, и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя ему: «Господь оправдание наше». Наконец, и самый город, из которого произошел Давид, именно Вифлеем, по пророчеству Михея (глава 5, стих 2) должен был стать местом происхождения и обетованного Сына Его Иисуса Христа. Таким образом, Спаситель должен был быть Сыном Давида. И действительно, это именно имя дает Иисусу Христу Архангел Гавриил в словах к Пресвятой Деве Марии: «Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его». Здесь определенно Сын Пресвятой Девы Марии называется Сыном Давида. Из священной истории мы знаем также, что волхвы от востока искали новорожденного царя в Иерусалиме при дворе Ирода, и что Ирод послал их в Вифлеем. Значит, он знал, что Спаситель должен был родиться в Вифлееме. Он узнал об этом от первосвященников и книжников иудейских, которые, в свою очередь, узнали об этом из указанного нами пророчества Михея, как это видно из того, что на вопрос Ирода: где должно родиться Христу, они отвечали: в Вифлееме иудейском, ибо так написано через пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ Мой, Израиля».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Столь великое изменение производит вера во Христа, Сына Божия, в верующих в Него. И если он говорит: «Он восстаёт владычествовать над народами», то это значит, что Он должен умереть и воскреснуть, чтобы исповедали и уверовали в Него, как Сына Божия, как Царя. Поэтому он также говорит: «и восстание Его будет славно», потому что Он прославлен яко Бог, когда воскрес. 62. Поэтому пророк опять говорит: «в тот день я восстановлю скинию Давидову падшую» ( Амос 9:11 ). Этим он ясным образом обозначает – как мы прежде указывали (38) – родившуюся от Давида плоть Христа, которая по смерти возстала из мёртвых. Ибо скинией названа плоть. Ибо как происхождение Христа по плоти от Давида – о Котором (то же Писание) говорит, что Он будет Сыном Божиим – так и то, что Он умрёт и воскреснет, и что Он – по виду человек, а по силе Бог, и таким образом явится как Судия всего мира, и что Он один творит правду и есть Спаситель – всё это Писание возвещаем этими словами. 63. И опять пророк Михей указывает место, где Христос должен родиться, то есть Вифлеем Иудейский, говоря: «и ты, Вифлеем Иудейский, не мал между вождями Иуды; ибо из тебя произойдём Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля» (Мф 2:6; Мих 5:2 ). Вифлеем же – область Давида, так что Он потомок Давида не только ради Девы, Которая родила Его, но также и потому, что Он родился в Вифлееме – области Давида. 64. И опять о том, что Христос должен родиться из его потомства, Давид говорит следующим образом: «Ради раба Моего не отврати помазанника Твоего. Господь клялся Давиду истинною клятвою, от которой Он не отречётся: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем. Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и Мои откровения, которые Я заключил с ними, то и их сыновья во веки (будут сидеть на престоле твоём)» Пс 131:10–12 . Но никто из сыновей Давида не владычествовал вечно, также и царство его не продолжалось вечно, ибо оно уничтожилось, а только царь, родившийся от Давида, то есть Христос (владычествует вовеки). Все эти свидетельства относятся к происхождению Его по плоти и обозначают также в ясной речи Его род и место, где Он должен родиться, так что не было надобности искать Сына Божия родившимся среди язычников или где-нибудь в другом месте, но в Виефлееме Иудейском из рода Авраама и Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Теперь девятое – 21-й псалом на пересказ. Двадцать первый: «Элои, Элои, Лама савахвани! Еже есть сказаемо: Боже Мой! Боже Мой! Почто Мя оставилъ еси?» ( Мк. 15:34 ). Так этими словами начинается 21-й псалом. Вот я вам говорил: 21-й и 53-й – это апогей пророческого прозрения. Теперь надо записать – место Рождества Христова. Кто это говорит? И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных (см. Мф 2:6 ) Открывайте пророка Михея. И находите 5-ю главу, 2-й стих: «И ты, Вифлеем-Ефрáфа [Вифлеем, Ефрáфа – это одно и то же: «Домъ хлба», Бет-лехем], мал ли ты между тысячами Иудиными? [конечно, мал] из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных», – ну явно, что речь идёт о Христе: от дней вечных. И последнее давайте посмотрим. Да-да, пусть будет. Захария, 9-я глава, 9-й стих. Это торжественный вход Господень в Иерусалим. Лазарева Суббота: «Ликуй от радости, дщерь Сиона! Торжествуй, дщерь Иерусалима! Се, Царь твой грядет к тебе кроткий, спасающий, праведный, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». Вот это пророчество исполнилось во время торжественного входа Господа в Иерусалим. Вот, это – так. Теперь чисто текст такой, давайте: «История История На пересказ две первых главы: Бытия 1–2. На пересказ. История Что? – Да мы не успеем, Игорь Цезаревич! – Да слушайте, вы приготовите всё! А Новый Завет, Новый Завет – притча на выбор. Всё! Весь Новый Завет – притча на выбор! – С объяснениями? – Ну, как-нибудь. А вы скажете мне: я приготовила притчу о мытаре и фарисее. А я спрошу: а вот какой ключик к этой притче? Где он находится? А вы мне скажете: ключ в данном случае – в притче – находится перед ней. И там текст: Сказал также притчу о тех, которые почитали себя праведными и уничижали других (см. Лк. 18:9 ). А других унижали! Как это можно почитать себя праведным, унижая других? Как это? Вот, где извращения-то! Вот, два человека вошли в храм помолиться. И не говорите, что один вышел оправданный, а другой осуждённый. Неверно это. Фарисей вышел менее оправданным, чем мытарь. Его сгубило !

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

17. Итого всех поколений: от Авраама до Давида — четырнадцать поколений; и от Давида до выселения в Вавилон — четырнадцать поколений; и от выселения в Вавилон до Христа — четырнадцать поколений. [ ] 18. Что до Иисуса Христа, происхождение Его совершилось так: матерь Его Мария была обручена Иосифу; однако прежде, чем стали они жить совместно, обнаружилось, что она ожидает дитя от Духа Святого. 19. Меж тем Иосиф, муж ее, был человек праведный и не хотел ее ославить, а потому вознамерился расторгнуть помолвку тайно. 20. Когда, однако, он был в таких мыслях, — вот, Ангел Господень явился ему в сновидении, говоря: «Иосиф, сын Давидов! Не страшись принять Мариам, жену твою; ибо то, что зачалось внутри Нее, от Духа Святого. 21. Сына родит Она, и ты наречешь Ему имя — Иисус; ибо Он спасет народ Свой от грехов их». [ ] 22. Было же все это во исполнение предреченного от Господа через пророка, сказавшего: 23.  «Се, Дева зачнет во чреве, и родит Сына, и нарекут имя Ему — Эммануил», что в переводе означает: «С нами Бог». 24. Иосиф, пробудившись от сна, сделал, как велел ему ангел Господень, и принял жену свою; 23. и не познал ее, и вот она родила Сына, и он нарек Ему имя — Иисус.   2 Когда же родился Иисус в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода, вот, волхвы от восточных стран прибыли в Иерусалим и спрашивали: 2. «Где новорожденный Царь Иудейский? Ведь мы видели, как восходит Его звезда, и пришли Ему поклониться». [ ] 3. Услышав об этом, царь Ирод взволновался, а с ним и весь Иерусалим; 4. и он, собрав всех первосвященников и книжных людей, спросил у них: «Где должно родиться Христу?» 5. Они же отвечали ему: «В Вифлееме Иудейском, ибо сказано в Писании через пророка: " И ты, Вифлеем, край Иуды, ничуть не меньший меж державств Иуды, ибо из тебя выйдет Правитель, что будет пасти народ Мой, Израиль " ». 7. Тогда Ирод, тайно пригласив волхвов к себе, в точности выведал у них время, в продолжение которого была видна звезда; 8. и послал их в Вифлеем, сказав: «Ступайте и все в точности разузнайте о Младенце; и как только отыщете, известите меня, чтобы и я смог придти поклониться Ему».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

(1, 77) В прощении грехов их. Спасение же заключается в прощении грехов их, то есть, происходит тогда, когда отпущены и разрешены их грехи. Ведь так и Ангел сказал Иосифу, толкуя имя Христа. «Ибо Он, – говорит Ангел, – спасет народ Свой 64 от грехов их» 65 . (1, 78) По благоутробному милосердию Бога нашего. В прощении грехов, происходящем по благоутробному милосердию, то есть, данном вследствие Его милостивого сострадания, а не по причине их дел. (1, 78) Которым посетил нас Восток свыше. Которым, благоутробным милосердием, вследствие благоутробного милосердия, посетил нас или пришел к нам Восток умопостигаемого Солнца с высоты Божества. Говорит же он о явлении Христа, которое вот-вот произойдет. (1, 79) Просветить сидящих во тьме и тени смертной. Он посетил нас, говорит Захария, тем, что просветил 66 , то есть, озарил светом истины сидящих во тьме заблуждения. Тень же смертная – это грех ведь и он изображает смерть, ибо как смерть – отделение души, так и грех – отделение Святого Духа. (1, 79) Направить ноги наши на путь мира. Чтобы направить ход нашего жительства на путь мира в отношении Бога. (1, 80) Младенец же возрастал и укреплялся Духом 67 . Духом Божиим. (1, 80) И был в пустынях до дня явления своего Израилю. До дня явления своего израильтянам, когда он «проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» 68 . Ведь ему надлежало от младых ногтей подвизаться в добродетели, и чтобы он с дерзновением обличал, и чтобы заслуживало веры возвещаемое им свидетельство о Христе. Глава 1. О переписи (2, 1) В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей вселенной 69 . Сделать перепись на ней, чтобы платили подать и доставляли налоги, поскольку вселенная уже была подчинена власти римлян, которыми правил кесарь. Подчинение же всей вселенной кесарю и перепись были прообразом подчинения всей вселенной Христу и переписи тех, кого записывают на небесах 70 . А перепись произошла тогда, когда надлежало родиться Христу, чтобы Дева пришла в Вифлеем (поскольку все переписывались в своих главных городах) и в нем родила Христа, дабы исполнилось пророчество: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» 71 . Об этом ясно сказано в первой главе Евангелия от Матфея 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

1Цар. 20 Давид, ушедши из Рамы, нашел случай видеться с Ионафаном, и стал жаловаться своему другу: «что я сделал? в чем я провинился перед отцем твоим, что он ищет отнять жизнь мою?» Ионафан успокоивал его: «не может быть, чтобы отец мой хотел умертвить тебя! Он обыкновенно все мне открывает и неужели он скрыл бы от меня этот умысел?» Давид сказал на это: «отец твой очень хорошо знает, что я у тебя в милости: и потому не хочет опечалить тебя таким открытием. Но как верно то, что жив Господь и жива душа твоя: так верно и то, что я уже обречен на смерть». Ионафан сказал: «чего же ты желаешь? и что я могу сделать для тебя?» Давид отвечал: «вот завтра новомесячие. В этот день я обыкновенно бываю за трапезою у царя: но ты позволь мне скрыться в поле до вечера третьего дня. Если отец твой станет спрашивать обо мне, ты скажи ему, что тебя убедительно просили отпустить Давида в Вифлеем, потому что там у родных его торжественная жертва. Если он даст благоприятный ответ, хорошо: но если разгневается, то знай, что злоба его против меня созрела. Будь же милостив к рабу твоему, с которым ты вошел в завет: если я виновен, умертви меня сам; а зачем отводить меня к отцу твоему?» Ионафан взялся выведать расположение отца своего к Давиду; а Давид должен был до трех дней в скрытном месте ждать известия о своей участи. Наступило новомесячие. Царь пришел к столу и воссел на своем месте; за ним Ионафан и Авенир заняли свои места; место же Давидово осталось праздным. В этот день царь смолчал, приписавши отсутствие Давидово какому- нибудь обыкновенному случаю; но на другой день спросил Ионафана: «почему сына Иессеева не было вчера, и нет теперь при столе?» Ионафан отвечал, что Давид, по настоятельному желанию братьев своих, отпросился у него в Вифлеем на семейный праздник. Тогда Саул закипел гневом и сказал Ионафану: «сын непотребный! разве не знаю я, что ты выбрал сына Иессеева в друзья на посрамление себе? Пока он жив, не бывать тебе на царстве! Вот почему сейчас же ты должен послать и привести его во мне: его надобно предать смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

22Было же все это во исполнение предреченного от Господа через пророка, сказавшего: 23 «Се, Дева зачнет во чреве, и родит Сына, и нарекут имя Ему – Эммануил», – что в переводе означает: «С нами Бог». 24Иосиф, пробудившись от сна, сделал, как велел ему ангел Господень, и принял жену свою; 25и не познал ее, и вот она родила Сына, и он нарек Ему имя – Иисус. 2. Когда же родился Иисус в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода, вот, волхвы от восточных стран прибыли в Иерусалим и спрашивали: 2«Где новорожденный Царь Иудейский? Ведь мы видели, как восходит Его звезда, и пришли Ему поклониться». 3Услышав об этом, царь Ирод взволновался, а с ним и весь Иерусалим; 4и он, собрав всех первосвященников и книжных людей, спросил у них: «Где должно родиться Христу?» 5Они же отвечали ему: «В Вифлееме Иудейском, ибо сказано в Писании через пророка: 6 «И ты, Вифлеем, край Иуды, ничуть не меньший меж державств Иуды, ибо из тебя выйдет Правитель, что будет пасти народ Мой, Израиль " ». 7Тогда Ирод, тайно пригласив волхвов к себе, в точности выведал у них время, в продолжение которого была видна звезда; 8и послал их в Вифлеем, сказав: «Ступайте и все в точности разузнайте о Младенце; и как только отыщете, известите меня, чтобы и я смог придти поклониться Ему». 9И они, выслушав царя, пустились в путь; и вот, звезда, восхождение которой они прежде наблюдали, шла перед ними, пока не стала над тем местом, где было Дитя; 10и они, увидев звезду, возрадовались превеликою радостью. 11А когда вошли они под кров, увидели Дитя вместе с Марией, Матерью Его, и, упав ниц, поклонились Ему, и открыли свои ларцы с сокровищами, и преподнесли Ему дары – золото, ладан и мирру. 12И узнав из сновидения, что им не должно возвращаться к Ироду, они другим путем удалились в края свои. 13Когда же удалились они, вот, ангел Господень является в сновидении Иосифу и говорит: «Вставай, возьми Дитя и Матерь Его, и беги в Египет, и оставайся там, пока я не скажу тебе; потому что Ирод намерен разыскать Дитя, чтобы Его погубить».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

(2, 2) Эта перепись была первая. Дотоле ее не бывало. (2, 2) в правление Квириния Сириею. Он сообщает о Квиринии, указывая этим, что тот совершал перепись Сирии, в подчинении которой была Палестина. (2, 3) И пошли все записываться, каждый в свой город. В главный город своего колена, чтобы стала известной численность каждого колена. (2, 4–5) Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою. Давид, украсив Вифлеем 73 , наименовал этот город своим. А Христа переписали вместе с другими, чтобы тех, которые записаны в рабство мироправителя мира Кесаря, освободить от рабства мироправителя диавола 74 . (2, 5) Которая была беременна. От Духа Святого, конечно же, как было сказано прежде. (2, 6–7) Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца. О значении слова «Первенец» 75 мы рассуждали в конце предисловия к Евангелию от Матфея, где находится место: «и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего Первенца» 76 . (2, 7) И спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. Гостиницей называется приют, в котором, ввиду того, что не было места из-за тесноты, его уложили в ясли бессловесных животных. Ибо Он, будучи Словом, собирался напитать нас словом Евангелия и освободить нас от скотоподобия. Ищи также в первой главе Евангелия от Матфея толкование места: «И, войдя в дом, увидели Младенца» 77 . † Ясли – это мир, а бессловесные животные – это мы. Поэтому дабы освободить нас от неразумия (бессловесия), он и изволил быть положенным в яслях 78 . Глава 2. О бывших в поле пастухах (2, 8) В той стране были на поле (γραυλοντες) 79 пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Глагол γραυλεν одни толкуют как «в поле играть на флейте» (ν γρ αλεν), иными словами, пользоваться пастушьей свирелью, а другие как «в поле располагаться под открытым небом» (ν γρ αλζεσθαι), то есть, проводить ночь 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010