Вон вдали виднеется небольшое четырехугольное здание, накрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена близ дороги в Вифлеем. А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк, предсказывая избиение невинных младенцев вифлеемских:«Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет!» ( Мф.2:18 ) Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как родную мать, за что и вознаградил ее Господь великим счастием: она сделалась женой почетного и богатого жителя вифлеемскаго Вооза. А там внизу, на долинах вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи – юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе и пел свои дивные псалмы; многие псалмы его поют в этих горах, в которых он знал каждое ущелье, каждую пещеру, каждый источник прохладной воды. В этих горах не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду гонялся за ним, как за беглым рабом или каким-нибудь злодеем. И вспоминаются трогательные, умоляющие слова невинно гонимого, кроткого юноши, обращенные к злобному гонителю: «За что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; по рука моя не будет на тебе» ( 1Цар.26:18;24:13 ). Здесь, в Вифлееме, отыскал его пророк Самуил и впервые помазал на царство, и когда Давид сделался царем в Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. А вот и кладезь Давидов, из которого он, томимый жаждой, пожелал напиться в то время, когда Вифлеем был занят филистимлянами; тогда трое из его храбрецов с опасностью жизни пробрались через стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю. Но мужественный царь вылил эту воду вместо жертвы Богу, говоря: «Сохрани меня Бог ! ужели я стану пить кровь этих храбрецов».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Где здесь родившийся царь Иудейский? – спрашивали они. – Мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему 3 . Такая весть встревожила царствовавшего тогда Ирода и привела в движение весь Иерусалим. Первый, отживая последние свои годы, все еще боялся лишиться царства. Жители же Иерусалима, ошибочно представляя Мессию царем- завоевателем, который будто должен освободить их от ига язычников, одни радовались втайне близкому избавлению, другие же трепетали при мысли о предстоящих страшных переворотах в государстве. Встревоженный Ирод созвал к себе всех первосвященников и книжников и спросил: – Где должно родиться Христу? Они отвечали, что по древним пророчествам Ему должно родиться в Вифлееме Иудейском. Тогда Ирод тайно пригласил волхвов и старался выведать от них время явления звезды. Получив от них нужные сведения, он послал мудрецов в Вифлеем и сказал: – Пойдите и тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете Его, известите меня, чтобы и мне поклониться Ему. Говоря это, Ирод имел в душе страшное намерение: для сохранения своей короны, он вздумал погубить родившегося Мессию. Волхвы отправились в Вифлеем, отстоящий от столицы Иудейской не более как на семь верст. Никто из жителей Иерусалима не решился идти вместе с ними отыскивать новорожденного царя. Всем известен был характер кровожадного Ирода, и все крайне боялись, чтобы не навлечь на себя подозрения и через то не подвергнуться казни. Спутницей и руководительницей волхвов явилась звезда, виденная ими на востоке. Шествуя перед ними, она привела их в Вифлеем и здесь остановилась над домом, в котором находился искомый ими царь. С неописуемой радостью вступили волхвы в этот дом. Здесь нашли они Иосифа с Марией и младенца Иисуса. С глубочайшим благоговением поверглись они пред ним на землю и принесли привезенные ими богатые дары – золото, ладан и смирну. Маги хотели о своем великом открытии известить Ирода, но, получив во сне повеление не возвращаться к нему, другим путем отправились в страну свою. По дороге к Вифлеему, в том месте, где она принимает несколько направлений, показывают кладезь трех волхвов, у которого им воссияла чудная звезда, приведшая их с востока в Иерусалим. § 9. Бегство Иосифа с Богомладенцем и Матерью Его в Египет

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Глава XIV На третий день после рождения Господа блаженная Мария вышла из пещеры, и Она вошла в хлев и положила Младенца в ясли, и бык и осел 156 поклонились Ему. Тогда исполнилось то, о чем говорил пророк Исаия: «Бык знает своего хозяина, и осел ясли господина своего». Эти животные, стоя по сторонам Его, беспрестанно поклонялись Ему. Тогда исполнилось равно и то, что сказал пророк Аввакум: «Тебя узнают посреди двух животных» 157 . И Иосиф и Мария пробыли три дня в этом месте с Младенцем. Глава XV На шестой день блаженная Мария пошла в Вифлеем с Иосифом, и, когда исполнилось тридцать три дня, Она принесла Младенца в храм Господень, и они принесли в дар за Него пару горлиц и двух птенцов голубиных 158 . И был в храме один муж праведный и благочестивый, по имени Симеон, и было ему сто тринадцать лет 159 . Ему было обещано от Бога, что он не вкусит смерти, пока не узрит Христа, Сына Божия, воплотившимся. Когда он увидел Младенца, он воскликнул громким голосом, говоря: «Бог посетил народ свой, и Господь исполнил обет Свой». И он поспешил подойти и поклониться Младенцу, и, взяв Его в плащ свой, снова поклонился Ему, и облобызал подошвы ног Его, говоря: «Господи, ныне отпусти раба Твоего с миром по слову Твоему, ибо видели очи мои Спасителя, которого предназначил Ты перед всеми народами, свет для откровения народам и славу народа Твоего израильского». И была также в храме Господнем женщина по имени Анна, дочь Фануила из колена Ассирова, которая прожила семь лет со своим мужем и которая вдовела восемьдесят четыре года; и она не отходила от храма Господня, непрерывно предаваясь посту и молитве. И приблизившись, она поклонилась Младенцу, говоря: «Вот в Нем искупление века». Глава XVI По прошествии двух дней пришли в Иерусалим маги с Востока 160 , принося великие дары, и разузнавали тщательно у Иудеев, спрашивая: «Где родившийся нам Царь? Ибо мы видели звезду Его на Востоке и мы пришли поклониться Ему». Это известие устрашило весь народ, и Ирод послал совещаться книжников, фарисеев и ученых, дабы узнать от них, где возвестил пророк, что должно родиться Христу. И они ответили: «В Вифлееме, ибо написано: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, который будет править Моим народом израильским» 161 . Тогда царь Ирод позвал магов и узнал от них, когда явилась им звезда, и он отправил их в Вифлеем, говоря: «Пойдите и узнайте тщательно о Младенце этом, и когда найдете Его, придите сказать мне, чтобы я пошел поклониться Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Глас в Раме слышан. Глас в Раме слышан. Рама — возвышенное место в Палестине, ибо это название значит: «высокая». Она досталась в удел колену Вениамина, который был сыном Рахили. Рахиль же погребена в Вифлееме. Итак, пророк называет Вифлеем Рахилью, потому что она была погребена в нем. Плач и рыдание были слышны на высоте. Итак, послушай пророка. Плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль (то есть Вифлеем) плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. Плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль (то есть Вифлеем) плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. В этой жизни «нет», ибо души бессмертны. По смерти же Ирода. По смерти же Ирода. Горькую кончину имел Ирод, извергнув свою злую душу горячкою, болью в животе, зудом, кривизной ног, гниением срамного члена, порождавшим червей, одышкою, дрожанием и судорогой членов. Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву. Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву. Не говорит: «бежи», но «иди», ибо страха уже не было. Ибо умерли искавшие души Младенца. Ибо умерли искавшие души Младенца. Где Аполлинарий, говоривший, что Господь не имел души человека? Здесь он изобличается. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти. Трех сыновей оставил Ирод: Филиппа, Антипу и Архелая. Архелаю приказал быть царем, а прочим тетрархами. Иосиф побоялся возвратиться в землю Израиля, то есть Иудею, потому что Архелай был подобен своему отцу. Антипа же — это новый Ирод, который убил Предтечу. Но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские. Но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские. Галилея была земля не израильская, но языческая; поэтому иудеи смотрели на них (галилеян), как на мерзость.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

«Дух Божий, – поясняет еп. Палладий (Пьянков) , – открывает пророку, что Сей Спаситель им явится из Вифлеема; потому святой Михей с радостным удивлением созерцает здесь будущую славу сего города, по внешнему своему виду ничем особенно не отличавшегося от других иудейских городов, из коих многие были гораздо славнее, богаче и многолюднее Вифлеема» 27 . Интересно также замечание архиепископа Иоанна (Смирнова) , который говорит, что употребление сочетания «Вифлеем-Ефрафа» делается для того, чтобы придать тону речи еще большую величественность: «Вифлеем», или, вернее, «Бетлехем» – «дом хлеба», – «Евфрафа» – «плодоносное поле»; в патриархальное время эти названия употреблялись одно вместо другого…; здесь они соединяются вместе для того, чтобы речь здесь более торжественной» 28 . Также, по мнению вышеназванного архипастыря, не случайно и то, что местом рождения является Вифлеем – родина царя Давида. Таким образом, происхождение Давида из Вифлеема было своего рода прообразом будущего рождения Господа Иисуса Христа. В Мих. 5, 3 : «Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их» можно видеть указание на будущую Церковь Христову – т.е. собрание христиан. Еп. Палладий (Пьянков) , обобщая различные мнения святых отцов относительно этого места пророчества, делает следующий вывод: «Событие освобождения евреев из плена служило некоторым прообразованием другого важнейшего плена и более славного освобождения человеческих душ от сильнейших врагов духовных, а для святого пророка Михея служило, так сказать, канвою, на которой он изобразил это великое событие в Церкви Христовой» 29 . В Мих. 5, 4 : «И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли» есть таинственное указание на то, что Господь будет Сам управлять Своею Церковью , когда она будет основана. Святитель Кирилл Александрийский так толкует этот стих: «Он (Господь – прим. авт.) будет как бы устремляться и спасать нас мужественно, не давая лжепастырям посредством обмана достигать славы и диким зверям нападать на стада (Его), не позволяя лукавым и вражеским силам, как это было древле, торжествовать над уверовавшими…» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Есть еще одна деталь. Руфь приходит в Вифлеем – город, в котором в дальнейшем родятся два ее самых известных потомка – Давид и Сам Христос. Вифлеем уже упоминался в Библии: Иаков похоронил любимую жену Рахиль «по дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем» (Быт 35:19). Любовь Иакова и Рахили – пожалуй, самый романтический сюжет Ветхого Завета (Песнь Песней – это, скорее, эротика, чем романтика), и именно здесь она находит свой конец – счастливый или несчастный, сказать трудно. С одной стороны, Рахиль за всю жизнь настрадалась, умерла в родах. С другой – у нее была любовь супруга, для тех далеких времен – редкость, особенно учитывая многоженство. И вот почти в этом же месте начинается любовь другая, уже совсем не романтическая, а жертвенная, «служащая». Нисколько не принижая первой, замечу, что вторая – это уже евангельская добродетель. Монахиня Мария (Скобцова) в работе «Типы религиозной жизни» говорит о высшем типе благочестия – евангельском, жертвенном, который даже личное спасение ставит ниже, чем забота о ближнем. Руфь, идя по совету Ноемини в шатер к Воозу (гл. 3), серьезно рискует своей репутацией (а значит, и жизнью – за блуд побивали камнями). Только ли для улучшения своего экономического положения – ради брака с почтенным богатым старцем? Ноеминь ведь советует ей именно это: «Дочь моя, не поискать ли тебе пристанища, чтобы тебе хорошо было?» (Руфь 3:1). Конечно, нет. Все это делается ради свекрови, Ноемини. Окончание главы это только подтверждает: «И сказал ей (Вооз): подай верхнюю одежду, которая на тебе, подержи ее. Она держала, и он отмерил [ей] шесть мер ячменя, и положил на нее, и пошел в город. А [Руфь] пришла к свекрови своей. Та сказала [ей]: что, дочь моя? Она пересказала ей все, что сделал ей человек тот. И сказала [ей]: эти шесть мер ячменя он дал мне и сказал мне: не ходи к свекрови своей с пустыми руками» (3:15-17). Вооз ни слова не говорил о даре Ноемини. Шестью мерами ячменя он одарил лично Руфь – вероятно, за смирение и целомудрие. Напомним, что той ночью она смиренно спала у его ног, проявив теплое человеческое чувство, безо всякой похоти, к пожилому человеку. Он сам сердечно поблагодарил ее за то, что она не искала себе богатеньких молодых мажоров, как мы бы сейчас выразились, а пришла к нему. Глубоким стариком он не был – так что Руфь явно не планировала брак по расчету на скорое получение наследства. Просто человек в возрасте.

http://blog.predanie.ru/article/ruf-gost...

Законоучитель. «Хотя все сказанное талмудом о Мессии, можно сказать, не более как басня, но и из этих разсказов, повторяю, видно, что ожидаемый вами Мессия пришел уже, и что Он только, ради ваших грехов, вернулся назад к Богу. Но я не желаю воспользоваться таким талмудическим доказательством, относительно пришествия Мессии, а представлю вам более точные свидетельства, сказания Богодухновенных пророков, этих провозвестников истины и правды. 3. О чудесном рождении Мессии – Израильтянин, желающий вполне убедиться, что исповедуемый миллионами христиан Иисус Христос есть действительный Мессия, и что он уже был в мире, должен обратить внимание на пророчества, касающиеся Его чудесного рождения. Вам, дети, без сомнения известно, что Мессия должен родиться в городе Вифлееме Иудейском, или, как называется у вас, «Бет-лехем», ибо так сказано у пророка Михея: «И ты, Вифлеем– Ефрафа ничем не меньше городов Иудиных; из тебя произойдет Мне Тот, который должен быть Владыкою в Израиле и которого происхождение из начала от дней вечных» ( Мих.5:2 ). Вифлеем был небольшой городок, можно сказать, меньший из городов Иудиных; но вот пророк Божий, созерцая духом, дает этому малому городку преимущество пред другими городами, говоря: «И ты, Вифлеем–Ефрафа ничем не меньше городов Иудиных», и тут же высказывает причину его величия: «ибо из тебя произойдет Мне Тот, который должен быть Владыкою в Израиле» ( Мих.5:2 ). Иисус Христос, по свидетельству Евангелиста Матфея, действительно родился в Вифлееме: «Иисусу же рождшуся в Вифлееме иудейстем»... ( Мф.2:1 ). Замечательно и то, что пророк, касаясь рождения Мессии, дает в тоже время уразуметь, что рожденное в Вифлееме Дитя было от начала дней века: «происхождение Его из начала от дней века» ( Мих 5:2 ). Древние ваши раввины», – продолжал священник, – «как мне удавалось читать, также утверждают, что Мессия рожден от века: ты об этом не читал? Иудей. «Читал и я, батюшка, об этом в своих книгах: в талмуде «Незах израиля» (гл. 23 стр. 48) и в Мидраше Мишле сказано, что Мессия был уже прежде «тогу-вевогу», т.е. прежде созданного Богом мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Звезда, о которой говорили волхвы, явилась на небе года за два до рождения Спасителя (в 747 году от основания Рима, или лет за 7 до начала нашего настоящего летоисчисления) и, по вычислениям ученых, образовалась вследствие видимого соединении двух планет – Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. Такое соединение бывает только однажды через каждые 800 лет. А в следующем 748 году к упомянутым планетам присоединилась еще одна – Марс. Таким образом из трех планет на небе составилась одна, очень яркая звезда. Предполагают, что в 749 или 750 году была, видима в том же соединении еще одна звезда, о которой упоминается и в древних астрономических таблицах Китая. Услышав, что волхвы отыскиваюсь новорожденного Царя иудейского, Ирод сильно встревожился. Он думал, что новый Царь лишить его престола, которого он добился с большими трудами и жестокостями. Ирод не понимал, что Христос есть небесный Царь, а не земной. Вместе с Иродом встревожился и Иерусалим, потому что в случаях, когда царствованию идумеянина угрожала опасность, он делался свиреп и совершал много жестокостей. Собрав всех первосвященников и книжников иудейских, он спрашивал у их: «Где должно родиться Христу?» Они отвечали ему на это: «В Вифлееме иудейском; ибо так написано чрез пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя изыдет вождь, который упасет народ Мой, Израиля». Ответ этот быль правилен. Тогда Ирод тайно призвал волхвов и выведал от них время первоначального появления звезды. А потом послал их в Вифлеем и сказал им: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце: и когда найдете (Его), известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». На самом же деле хотел не поклониться Младенцу, а убить Его. Волхвы, выслушав царя, пошли в Вифлеем. Звезда, которую они видели еще при ее восходе, шла пред ними и, наконец, остановилась над местом, где был Младенец. Увидев ее, волхвы обрадовались радостью весьма великою. А войдя в дом, где был Младенец, увидели Его с Мариею, Материю Его, и, падши, поклонились Ему. Затем, открыв свои сокровищницы, принесли Ему в дар произведения страны своей: золото, ладан и смирну (особая мазь, добываемая из растений). Волхвы получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и иным путем, не заходя в Иерусалим, отошли в страну свою. Бегство Иосифа с Богомладенцем и Матерью в Египет и возвращение их оттуда

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

«И весь Иерусалим с ним» ( Мф.2:3 ). Почему встревожился Иерусалим — об этом прекрасно пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Город встревожился потому, что его население жило не так, как положено жить людям благочестивым. Столичные жители предавались всем утехам городской жизни, пользуясь храмом скорее для обогащения, чем для молитвы. Все горожане жили от него: продавали животных для жертвоприношения, меняли монеты, принимали постояльцев, предоставляли прочие услуги. Представьте себе, как сейчас живут некоторые люди от паломничества или туризма. То же самое было и там. Зачем нужно было менять деньги, спросит кто-нибудь? Для того чтобы внести храмовую жертву, нужны были именно еврейские монеты, а потому иерусалимляне совершали обмен иностранных монет. Они встревожились оттого, что их благополучная, безбедная жизнь вдруг подверглась опасности, поскольку теперь им придется каяться и менять образ жизни, так как придет Царь, который не будет их жалеть. Ирод устраивал иерусалимлян по двум причинам: во-первых, благодаря ему храм был благолепно устроен, во-вторых, он не взыскивал с них за недостаточное благочестие. Они понимали, что истинный Царь этого не потерпит, и потому встревожился не только Ирод, но и «весь Иерусалим с ним». «И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?» ( Мф.2:4 ). Вот что удивительно: эти книжники, дотошно изучавшие книги Священного Писания, знали о Рождении Христа, но, тем не менее, как мы видим из евангельского повествования, поклониться Мессии не пошли. «Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» ( Мф.2:5-6 ). Здесь несколько свободно пересказано древнее пророчество пророка Михея. В самой же его книге с удивительной точностью предсказано рождение Мессии: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих.5:2 ). Удивительно ясное, точное пророчество, указывающее не только на место рождения Христа, но и на Его предвечное происхождение. Однако иудеи остались безразличными и, зная об этом пророчестве, рассказав о нем Ироду, не поспешили в Вифлеем подобно тому, как спешили туда язычники-волхвы. И поведение иудеев тоже, наверное, не сможет понять тот, кто последовал за Христом.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

И если мы посмотрим книгу пророка Исаии, мы увидим несколько мест, где Исаия говорит о Боге как об Отце, где Бог говорит о Мессии как о Своем Сыне. Мы увидим несколько мест, где будет особым образом появляться Дух Божий как особое действующее лицо. То есть, уже в Ветхом Завете есть это откровение о Боге как Троице, все это мы тоже увидим. Пророк Аввакум Есть замечательный кусочек в пророке Аввакуме –  Авв.2:4 «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет». Для Ветхого Завета характерно, что праведный жив своей праведностью, и, раз он праведный, он исполняет закон, значит, все в порядке. Нет. Праведный принадлежит жизни верою своею, потому что именно верою своею он становиться праведником. И это совершенно новозаветное понимание, о котором будет очень много говорить апостол Павел. Пророк Михей И наконец, книга пророка Михея. Маленькая цитата оттуда –  Мих.5:2 «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».  Вифлеем — это городок неподалеку от Иерусалима. Если Вифлеем – это родина Давида, то значит, оттуда должен произойти тот, кто должен быть владыкой в Израиле, по обетованию, данному Давиду, его потомок, тот самый царь, тот самый мессия. Но  происхождение из начала, от дней вечных , то есть вечности принадлежащий, не времени, а вечности, это только кто-то не сотворенный Богом, а Его Сын. А дальше посмотрите –  Мих.5:3 «Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их». Итак, есть некто Предвечный, которого  начала от века , который на какое-то время оставляет это до времени, пока не родит некто, кто должна родить. И тогда через это рождение Он приходит –  Мих.5:3-5  « тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010