Отступление объясняют так: слова пророка Михея приведены не по еврейскому подлиннику и не по переводу Семидесяти потому, что в то время были распространены толкования священной книги и переводы, которые не дозволялось записывать. Они были родом истолковательного перевода: «В то время каждый составлял таргум (толкование) для самого себя». Это обычное явление в Новом Завете. В толковании Мих.5:1 (по евр. тексту) значилось «Вифлеем земля Иудина» вместо «Ефрафа»; и «воеводств» вместо «тысячами». Как бы, однако, мы ни переводили слова Мих.5:1 (по евр. тексту), в них содержалось пророчество о Христе, или о Мессии, и о том, что Он родится в Вифлееме. Перевод через γεμσιν ясно показывает, что евангелист прочитал у Михея не «беэлефе» (племя, семья), а «беалуфе» (начальники и главные места жительства колен, воеводства). Вифлеем в этом выражении олицетворяется – «земля Иудина», собственно земля Иуды. Нет надобности подразумевать под землей только город Вифлеем, а следует разуметь саму землю, на которой он стоял, или, еще лучше, округ, окрестности Вифлеема. Мф.2:7 .  Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды Ирод не надеялся, что волхвы сообщат ему какие-нибудь точные сведения о Царе, но о времени появления звезды он мог узнать от волхвов точно. Точные сведения о звезде могли помочь ему ориентироваться в этом темном для него вопросе, сообразить, как действовать дальше, потому что время появления звезды совпадало, по его мнению (как и волхвов), со временем рождества нового Царя. Слова: «появления звезды», можно иначе передать (с греческого) так: «время являющейся звезды»; перевод же: «время, когда появилась звезда», считается неточным. Некоторые толкователи думают, что Ирод уже в то время начал подозревать, что волхвы не возвратятся к нему, и на этот случай выведывал у них о звезде, чтобы решить дело и без них. Мф.2:8 .  и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем» (Лк. 2:4). Вы видите, Иосиф оставляет Назарет. Если бы не было бы переписи населения, то Сын Божий родился бы в Назарете, а это было бы нарушением пророчества. Но такого не может быть, потому что в Сыне Божием истинно исполнились все пророчества. Иосиф оставляет Галилею языческую, идет из города Назарет в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова. И Иосиф, и Пресвятая Дева, они были из одного дома. По закону еврейского народа человек мог брать себе жену точно из того же колена, из того же родословия, к которому принадлежал сам. И мы читаем далее, что «они шли записаться с Мариею, обрученной ему женою, Которая была беременна» . И мы представляем, как Иосиф сажает на ослика Пресвятую Деву Марию, и они отправляются из Галилеи языческой, из Назарета в Иудею, в город Давидов Вифлеем. «Когда же они были там, наступило время родить ей» . Известно, что на перепись Вифлеем прибыло огромное количество людей, которые тоже были потомками царя Давида и принадлежали к другим домам, произошедшим из Вифлеема. И Предание учит, что Иосиф с Пресвятой Девой Марией искал дом, где бы ему остановиться. Он объяснял людям, что у него жена, она беременная, она вот-вот родит, но все гостиницы были переполнены. Все дома Вифлеема иудейского оказались закрыты. В эту рождественскую ночь, открыто ли твое сердце для того, чтобы принять Святое семейство в своё бытие, в свое сердце, в свою душу, в свой внутренний мир? Способен ли ты наполнить свой внутренний мир, мир твоего духовного бытия светом Вифлеемской звезды? Или может быть твое сердце закрыто, может быть, ты тоже в эту ночь не впустишь Богомладенца в свой дом? Может быть, дверь твоего дома останется закрытой? Может быть, ты выслушаешь об этой проблеме, что ей надо где-то рожать, и скажешь «у меня все занято, у меня нет места»? Если в твоем сердце нет места для Иисуса, если в твоем сердце нет места для Святого семейства, для Пресвятой Девы, для Обручника праведного Иосифа- труженика, то ты несчастный человек, ты не сможешь присоединиться к радости Рождества Христова.

http://radonezh.ru/analytics/o-proroches...

Самые холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев – маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь. Вот вдали виднеется небольшое четыреугольное здание, покрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена вблизи дороги в Вифлеем ( Быт. 35:16; 48:7 ). А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк; предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: голос слышен в Раме 1 , вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет ( Иер. 31:15 ). Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она сделалась женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира. А там внизу, на долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи – юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. В этих же горах впоследствии не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или какого-нибудь злодея. И невольно вепоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши. обращенные к злобному гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? ( 1Цар. 26:18 ). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят «филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду «во славу Господню» и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? ( 2Цар. 23:14–17 ). Вслед затем он разбил наголову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся знаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Святой евангелист Лука удостоверяет, что явление Иоанна Крестителя на проповедь последовало в 15-й год правления Тиберия кесаря (Лк. 3, 1), то есть в 779-м году от основания Рима, — в том самом году, как было объявлено Архангелом Даниилу. Святитель Кирилл Иерусалимский, используя в своих расчетах древнегреческое исчисление времени по олимпиадам, приходит ко времени воцарения иноплеменника Ирода. Те же расчеты, но проверенные по Канону царей, приводят нас к году Крещения Иисуса Христа на Иордане. Если же считать седмины от указа Артаксеркса Неемии, то получим время Входа Господня в Иерусалим накануне страдания на Кресте. Совершенно неоспорим тот факт, что Спаситель родился во время правления Иудеей Ирода; что, считая 483 года от указа Артаксеркса Ездре, мы получим год явления Господа нашего Иисуса Христа на Иордане, а считая те же годы от декрета Артаксеркса Неемии — год крестной смерти и Воскресения Спасителя. Какой бы из годов мы ни приняли за точку отсчета, все три главных части пророчества безусловно исполняются: по истечении 69 седмин от повеления о восстановлении Иерусалима является Мессия, Его предают смерти, а после Воскресения, по прошествии времени, приходит иноплеменный завоеватель, который разрушает Иерусалим и храм. О месте обетования говорит пророк Михей: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5,2). И действительно, «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (Мф. 2, 1). Именно Вифлеем — «дом хлеба» — стал местом рождения Того, Кто, по толкованию святых отцов, являет собою Хлеб Жизни. Поговорим еще немного о времени, а также обстоятельствах, связанных с Рождеством Христовым. В прошлом веке подверглись критике слова апостола и евангелиста Луки относительно событий, сопутствовавших Рождеству Христову, — усомнились в словах Евангелия: «Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2, 2-3). Но потому и пошел Иосиф с Пресвятой Девой Марией из галилейского города Назарета в иудейский город Вифлеем, что именно таков был тогда в Римской империи порядок проведения переписи населения. Об этом говорит папирус тех лет (датируемый I в. по Р. X.), не так давно найденный в Египте: «В связи с предстоящей переписью населения необходимо, чтобы все, кто по той или иной причине живет вне собственного дома, были готовы немедленно вернуться под власть своих правительств, чтобы всей семьей зарегистрироваться для переписи и сохранить за собой возделываемые земли, принадлежащие им». Иосиф был из дома и рода Давидова, и, согласно требованиям римского указа, ему пришлось накануне рождения Спасителя со всей семьей пройти путь в 160 км из Назарета в Вифлеем. Тем самым исполнилось древнейшее пророчество.

http://zavet.ru/kalendar/rx-003st.htm

...Современный Вифлеем, как и древний, библейский, круто обрывается к лежащей на восток долине. Вифлеем – горный город, он расположен на высоте 770 м над уровнем моря. От него начинается спуск к великой впадине Мертвого моря, до которого считанные километры. В городе и вокруг практически не производилось археологических раскопок, так что достоверных данных о местоположении города в евангельское время у нас нет. Впервые в Библии Вифлеем упоминается, как мы выше говорили, в связи с рассказом о смерти жены Иакова Рахили. Позже здесь совершилось помазание Давида пророком Самуилом. И сказал Господь Самуилу... наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину; ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя ( 1Цар. 16, 1 ). Окрестности Вифлеема непосредственно связаны с этими библейскими воспоминаниями. На поле под Вифлеемом собирала колосья Руфь, ставшая женой Вооза и родившая ему сына Овида, внуком которого был Давид. Это то самое поле, о котором говорится и в книге Бытия: И отправился Израиль, и раскинул шатер свой за башнею Гадер ( Быт. 35, 21 ). Башня Гадер (евр. «Migdal Eder» – «башня стад») – это и есть место, где в ночь Рождества пастыри пасли овец своих. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом (Вифлееме) Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ( Лк. 2, 9–14 ). В пещере, где было откровение Ангелов, три пастуха, очевидцы события, и были потом, по их желанию, погребены. Уже в IV столетии на этом месте был воздвигнут православный храм. Он неоднократно перестраивался и разрушался впоследствии, но – чудом Божиим – сохранилась сама пещера, ставшая криптой храма, с престолом над местом погребения пастырей, с типичными мозаиками середины IV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Так, Промыслом Божиим исполнилось древнее предсказание пророка Михея, что Христос родится именно в Вифлееме: “ И ты, Вифлеем, – Ефрафа, мал ли ты между тысячами [селениями] Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкой в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных ” ( Михей 5:2 , Мт. 2:6 ). По римским законам женщины наравне с мужчинами подлежали поголовной переписи. Поэтому Иосиф пошел в Вифлеем записаться не один, а с Пресвятой Девой. Неожиданное путешествие в отечественный Вифлеем, и при том путешествие незадолго до рождения Младенца должно было убедить Иосифа в том, что указ Кесаря о переписи есть орудие в руках Провидения, направляющее к тому, чтобы Сын Марии родился именно там, где должен родиться Мессии-Спаситель. После утомительного пути старец Иосиф и Дева Мария пришли в Вифлеем, но будущей Матери Спасителя мира не нашлось места в гостинице, и Она со своим спутником вынуждена была поместиться в пещере, куда в ненастную погоду загоняли с пастбища скот. Здесь, в зимнюю ночь, в самой убогой обстановке, родился Спаситель мира – Христос. Родив Сына, Пресвятая Дева Сама спеленала Его и положила в ясли. Этими краткими словами евангелист сообщает, что Богоматерь родила безболезненно. Выражение евангелиста “ и родила Сына Своего первенца” дает повод неверующим говорить, что у Пресвятой Девы кроме Иисуса-первенца были и другие дети, так как евангелисты упоминают о “братьях” Христа (Симоне, Иосии, Иуде и Иакове). Но надо помнить, что по закону Моисея (Исход 13:2) первенцем назывался всякий младенец мужеского пола, “разверзающий ложесна,” то есть перворожденный, хотя бы он же был и последним. Так называемые в Евангелиях “братья” Иисуса не являлись Его родными братьями, но только родственниками, будучи детьми престарелого Иосифа от первой его жены Соломии, а также детьми Марии Клеоповой, которую Евангелист Иоанн называет “сестрой Матери Его.” Во всяком случае, все они были гораздо старше Христа и поэтому никак не могли быть детьми Девы Марии.

http://azbyka.ru/propovedi/rozhdestvensk...

«Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» ( Мф.2:7-9 ). Предполагаю, что звезда появилась за два года до появления волхвов в Иерусалиме, а потом в Вифлееме. Этот город расположен недалеко от Иерусалима, на расстоянии около шестнадцати километров. Когда-то в праздники Рождества даже отправлялся крестный ход из Святого Града в Вифлеем. Сейчас этот крестный ход совершается на автобусах и автомобилях. Волхвы шли из дальних восточных стран с караваном, вьючными животными, путь этот должен был занять у них довольно продолжительное время. Были у них в пути и какие-то остановки, не могли же они идти два года непрерывно. Следовательно, останавливалась и звезда. Потом они шли дальше — и опять звезда двигалась перед ними. Шли, я думаю, ночью, потому что днем в тех странах нестерпимая жара. «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними» — здесь ясно сказано о ее движении. Когда волхвы пришли в Иерусалим, они рассказывали всем: «Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему», ожидая, что царь Иудейский, естественно, должен быть в Иерусалиме. Но когда они отправились в Вифлеем, звезда уже «шла перед ними». Если о путешествии волхвов из своих стран в Иерусалим мы можем только догадываться, то о пути в Вифлеем Евангелие говорит совершенно определенно: звезда двигалась перед ними и «наконец пришла и остановилась». Если бы это была комета, как предполагают некоторые, то почему бы ей не двигаться дальше? Однако она пришла и остановилась, причем даже не над городом, а над местом, где был Младенец. Евангелие повествует, что святое семейство в то время жило уже не в пещере, а в доме. «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» ( Мф.2:10-11 ). Эти слова содержат в себе опровержение сектантского учения о том, что поклоняться Божией Матери нельзя. Простые слова: «Увидели Младенца с Мариею, Матерью Его», по всей видимости, означают то, что Божия Матерь держала Богомладенца Христа на Своих руках либо находилась в непосредственной близости от Него, как всегда поступают матери, имеющие маленьких детей. И волхвы, поклоняясь Ему, не могли не поклониться и Ей. Более того, «открыв сокровища свои, принесли Ему дары». Но как они могли принести дары Младенцу? Неужели Младенец взял эти дары? Конечно же, их взяла Пресвятая Дева. Значит, и поклонение относилось не только к Младенцу, но и к Его Матери. Невозможно, почитая Царя, не почитать его Матери. А они считали Его Царем.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

62. Поэтому пророк Давид опять говорит: В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую (Ам. 9: 11). Этим он ясно обозначает, как мы прежде указали (см. гл. 38), родившегося от Давида Христа, плоть Которого после смерти восстала из мертвых. Ибо скинией названа плоть. Ибо как происхождение Христа по плоти от Давида, – о Котором (то же Писание) говорит, что Он будет Сыном Божиим, – так и то, что Он умрет и воскреснет, и что Он – по виду человек, а по силе Бог и, таким образом, явится, как судья всего мира и что Он один творит правду и есть Спаситель, – все это Писание возвещает этими словами. 63. И опять пророк Михей указывает место, где Христос должен родиться, т. е. Вифлеем иудейский, говоря так: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля (Мф. 2: 6; см. Мих. 5: 2). Вифлеем же – область Давида, так что Он – потомок Давида, и не только потому, что произошел от Девы, Которая родила Его, но также и потому, что Он родился в Вифлееме – области Давида. 64. И опять о том, что Христос должен родиться из его потомства, Давид говорит следующим образом: Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего. Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем. Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем» (Пс. 131: 10–12). Но никто из сыновей Давида не владычествовал вечно; также и царство его не продолжалось вечно, ибо было уничтожено; а только Царь, родившийся от Давида, т. е. Христос (владычествует во веки). Все эти свидетельства относятся к происхождению Его по плоти и обозначают также Его род и место, где Он должен родиться, так что не было надобности искать Сына Божия родившимся среди язычников или где-нибудь в другом месте, но в Вифлееме иудейском, в роду Авраама и Давида. 65. Также, указывая на вход Его (Христа – Ред.) в Иерусалим, главный город Иудеи, где находился царский престол и храм Божий, пророк Исаия говорит: Скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой (Ис. 62: 11; Зах. 9: 9). Ибо Он пришел в Иерусалим, сидя на жеребенке ослином, когда толпа возложила (на жеребенка) свои одежды и Его посадила на него. Под дочерью же Сиона разумеется Иерусалим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Богоматерь с младенцем на престоле, Поклонение волхвов VI в. Византия. 12.4 х 21.7 см. Британский музей, Лондон, Великобритания В Евангелии апостола Луки излагаются другие события, связанные с Рождеством: это рассказ о вертепе, яслях и поклонении пастухов и ангелов. Евангелие от Луки отличается особой точностью и строгой хронологической последовательностью. Его рассказ о Рождестве начинается с описания исторической обстановки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Аавидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова» ( Лк. 2:1–5 ). Действительно, упоминаемый эдикт о переписи вышел в 746 г. от основания Рима, а в Иудее перепись началась приблизительно в 750 г., в последние годы царствования Ирода. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, причем, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места. Потому-то Дева Мария и Иосиф пришли в Вифлеем: их предок, царь Давид, родился именно там. Дата этого события, указываемая историками «от основания Рима», – неточная. В республиканском Риме чаще считали года по именам правивших консулов. Только в правление Октавиана Августа (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.), когда республиканская форма государственного устройства стала сменяться на имперскую, началось летоисчисление «ab urbe condita» – «от основания города». Традиционно считается, что Рим был основан в 753 году до н. э. Таким образом, 753 год ab urbe condita стал 1-ым годом от Рождества Христова, или новой эры. Вифлеем встретил путешественников неласково: им не нашлось места в гостинице, поэтому семейству пришлось устроиться на ночлег в пещере, куда в ненастье загоняли скот. " Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» ( Лк.2:6–7 ).Один из наиболее авторитетных толкователей Евангелия, блж.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

Вефсамис , город левитский ( Нав.21:16 ), в который прибыл ковчег завета, отпущенный Филистимлянами. «Жители Вефсамиса жали тогда пшеницу в долине, и взглянувши, увидели ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его... И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ» ( 1Цар.6:13–19 ). Лахис , древний хананейский город, царь которого был побежден Иисусом Навином ( Нав.10:3–12 ). Лахис был сожжен Сеннахиримом, в царствование Езекии ( 2Пар.32 ). Кириаф-Иарим или Ваал ( 1Цар.7:2 ; 2Цар.6:2 ); в этом городе, в доме Аминадава, стоял ковчег завета, принесенный из Вефсамиса. Азека или Азек , Сохо или Сокхов , города, между которыми Филистимляне стояли лагерем во время единоборства Давида с Голиафом ( 1Цар.17:1 ). Голиаф был ростом 6 локтей и пяди (i); вес брони его был пять тысяч сиклей меди; копье его весило шестьсот сиклей железа. (к) Азек был занят Иудеями по возвращении из плена ( Неем.11:30 ). Вефсахара , город, известный сражением между Антиохом Евпатором и Иудою Маккавеем. Во время этого сражения Елеазар, брат Иуды, протискиваясь между толпою, дошел до слона, на котором, как он думал, находился царь, пронзил его мечом, но был сам раздавлен под тяжестью упавшего животного ( 1Мак.6:32–46 ). Вифлеем , в 8 верстах на западе от Иерусалима, названный Иудейским в отличие от другого города того же имени, находившегося в колене Завулоновом. Он назывался городом Давидовым, потому что в нем родился Давид, и Ефрафою: «Умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем» ( Быт.35:19 ). Этот город, незначительный по пространству и населению, бесконечно значителен по тому таинству христианской веры, которое совершилось в нем. Св. Дева Мария и Иосиф, придя в Вифлеем, не нашли места в гостинице и остановились за городом в пещере. В этой-то пещере, которая служила пристанищем для животных, благоволил родиться Спаситель мира ( Лк.2:4 ). Император Адриан, желая осквернить место рождения Спасителя, поставил над пещерой храм Венеры, но Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010