Но когда не мог Его найти, тогда повелел избить в Вифлееме и во всех пределах его всех младенцев мужеского пола от двух лет и ниже. Для чего дал он такое немилостивое повеление? Для того, чтобы в числе младенцев убить и Младенца Иисуса Христа: ибо он боялся, чтобы Иисус Христос, как новый Царь, не отнял у него царства его. И было избито невинных младенцев четырнадцать тысяч Теперь представьте себе, сколько было плача и рыдания от беззащитных матерей, лишившихся своих детей! В нынешнем Евангелий так об этом говорится: глас в Раме слышан был, плач и рыдание и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их Нет. Рама — это город, стоящий на высокой горе, недалеко от Вифлеема. Рахилью назван Вифлеем, потому что в пределах его погребены кости жены праотца Иакова Рахили. От ее имени и Вифлеем назван Рахилью. В этом-то, говорю, городе Раме был слышан голос Вифлеемских матерей, горько плакавших о избиении невинных своих детей. О горьком плаче и рыдании этих неутешных матерей св. Иоанн Дамаскин так беседует: „матери, претерпевшие болезни в рождении, по убиении младенцев, сидели с раскрытыми головами, на воздух руки простирали, терзали свои волосы, землею посыпали свои головы, представляли свидетелем небо, обливались горькими слезами, и царю Ироду, пред ними не находящемуся, как бы ему самому говорили: „какое это, о царь, новое твое о нас повеление? Не отец ли ты своим детям? Неужели не знаешь, как родители любят своих детей? Звезда ли тебя оскорбила: почему не стреляешь на небо, но иссушаешь наши сосцы, носящие млеко? Волхвы ли сделали тебе зло: почему не воюешь на Персиду, но Вифлеем делаешь бесчадным? Если родился Новый Царь, и ты узнал о Нем из книг, то возьми Гавриила (Архангела), и посади его в темницу“ (Чет.-Мин. 29 Декабря). Братие мои! Слыша такое трогательное повествование о избиении невинных младенцев, о горьком плаче и рыдании их беззащитных матерей, кто не содрогнется сердцем и не огорчится на Ирода жестокосердого и немилостивого? На таких людей и Бог, и люди негодуют.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Но никто не устрашился так, как Ирод. Исполненный ужаса, собирает он первосвященников и книжников народных, чтобы они ясно сказали ему: как написано, где должно родиться Христу? Он был не иудей, но чужестранец, идумеец, и потому мог и не знать пророчеств о пришествии Мессии. Зараженные страхом своего господина, слуги быстро развернули книги пророческие и ответили: в Вифлееме Иудейском. И специально подчеркнули: в Иудейском, а не в каком-нибудь другом Вифлееме, - по двум причинам. Во-первых, потому что существовал еще один Вифлеем в земле Завулоновой (Нав.19:15), а во-вторых, потому что Мессия ожидался только от колена Иудина, от которого происходит и царь Давид. И сам пророк подчеркивает это: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля (Мих.5:2; сравни Ин.7:42). А что Сей Вождь произойдет от колена Иудина, прорек еще праотец Иаков в Египте, когда пред смертью своею благословлял сыновей и прозорливо возвещал будущее их потомства. Возложив свои руки на главу Иудину, Иаков сказал: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт.49:10). Еще пророк Михей предвидел, что Христос будет пасти, или питать народ Свой, Израиля. Это значит, что Он будет не как прочие цари и князья, которые умеют лишь властвовать народами, но будет для народа питателем, как родитель для своих чад. В то время, когда Господь явился в мир, мир воистину алкал и жаждал пищи духовной. Что мир был таковым, лучше всего показывают два факта, бывших при Рождестве Спасителя. Во-первых, тот факт, что волхвы из далеких стран предпринимают долгое и опасное путешествие, дабы прийти к Тому, Кого они считали богатым пищей духовною. И, во-вторых, тот факт, что единственные мудрецы в тогдашнем мире, ведавшие о едином живом Боге, а именно, иерусалимские мудрецы, уже настолько изголодались, что даже не ощущали голода, словно потеряв сознание. Ибо, если бы они могли хоть сколько-нибудь почувствовать голод, они бы устремились с волхвами в Вифлеем, чтобы увидеть Царя иудейского, Царя и Мессию своего. Ибо у человека, насыщенного пищею духовною, всегда появляется желание получить еще более духовной пищи. Таково свойство истинного духовного человека и истинной духовной пищи. Между тем, мудрецы иерусалимские в ответ на весть о Мессии остались словно парализованы и питались только гневом на Него и страхом за себя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Но совершенно обратное действие слова Ноемини произвели на Руфь. В ней заговорила теперь «крепкая, как смерть, любовь» ( Песн. 8:6 ): из любви к Ноемини она не только обещает неотлучно сопутствовать ей во всяком месте и при всяких обстоятельствах, но и со всей силой убеждения признает народ ее – Израиля – своим народом. Бога ее (Иегову) – своим Богом, т.е., по толкованию Мидраша (s. 24), объявляет себя прозелиткой, присоединяясь и к вере, и к народности Израиля (ср. Berthofet, Stellung der Isr. u Iuden zu den Fremden, s. 28). Только смерть может разлучить ее с Ноеминью, но все же прах обеих должен лежать в одной гробнице. Все это Руфь утвердила клятвенным выражением (обычным в книгах Царств, например, 1Цар. 3:17, 14:44, 20:13 ; 2Цар. 3:35 ), по славянскому тексту (более точно, чем русский перевод, передающему подлинный текст): «тако да сотворит мне Господь, и сия да приложит». Тогда Ноеминь оставила свои увещания, молчаливо согласившись с нею. Руф.1:19 .  И шли обе они, доколе не пришли в Вифлеем. Когда пришли они в Вифлеем, весь город пришел в движение от них, и говорили: это Ноеминь? Руф.1:20 .  Она сказала им: не называйте меня Ноеминью , а называйте меня Марою , потому что Вседержитель послал мне великую горесть; Руф.1:21 .  я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье? Прибытие Ноемини в Вифлеем после десятилетней отлучки, притом без мужа и сыновей, естественно, произвело впечатление в немногочисленном, конечно, населении, и особенно женщины с удивлением говорили (евр. tomarnah, женского рода): «Ужели это Ноеминь?» (греко-славянский перевод точнее, чем Vulg.: «haec, est illa Noemi» и русский). Еврейск. Marah, арамейск. ор. Мага (LXX: Πικρ, Vulg. Amara, слав. «Горька»), родственное имени Мария, противоположно по значению имени Noomi, и эта противоположность выражена Ноеминью в применении к обстоятельствам ее жизни и страданиям по воле Вседержителя (евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Первая глава Обратимся к анализу первой главы. Уже в ней можно усмотреть все те конструктивные принципы, которые составляют и книгу в целом. Первая глава представляет собой замкнутую структурную единицу с отчётливо выраженными границами начала и конца. Первая и последняя фраза (стихи 1 и 22) построены одинаково и даже состоят из набора одних и тех же слов – 16 «И пошёл один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских» и 22а «И возвратилась Ноеминь, и с нею сноха её Руфь Моавитянка, пришедшая с полей Моавитских». Стих 1а в точности соответствует стиху 22б – «В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле», «и пришли они в Вифлеем в начале жатвы ячменя» (то есть к сбору урожая). На первый взгляд то, что мы отметили, представляет собой просто параллельный хиазм первого и двадцать второго стихов. Однако для того, чтобы играть какую-либо конструктивную роль, этот хиазм слишком далеко разнесён – если между двумя границами хиазма находится всё повествование, это делает его ненужным. Поэтому я думаю, что здесь речь идёт скорее о делимитаторах начала и конца, чем о хиазме 312 . Иными словами, мы видим, что напряжение или движение в тексте первой главы расположено между двумя приравненными константами – первое пребывание в Вифлееме и второе, Вифлеем исхода и Вифлеем возвращения. Стих 1:22 имеет, очевидно, заключительный характер, поэтому проведение здесь границы главы, кем бы оно ни было сделано, следует считать «авторским». Вторая глава И вторая глава тоже развивается естественно, но в ней концентрическое симметричное построение более последовательно и наглядно: 1 Вводная информация 2 беседа Ноеминь и Руфи 3 Руфь собирает колосья 4–7 беседа Вооза со жнецами 8–14 Беседа Вооза с Руфью 15–16 беседа Вооза со жнецами 17 Руфь собирает колосья 18– 22 беседа Ноеминь с Руфью 23 Итоговые обобщающие замечания 313 . В свою очередь, центр хиастической композиции – беседа Вооза и Руфи – тоже построена концентрически: 8 Вооз приглашает Руфь подбирать колосья, пить со слугами

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Перед временем Рождества Иисуса Христа Римский Император Август приказал сделать в Иудеи народную перепись. По этому случаю каждый Иудей должен был идти записываться в тот город, из которого происходили его предки. Иосиф и Мария, происходившие из рода Царя Давида, отправились для записи в Вифлеем. Здесь собралось так много народа, что Иосиф и Мария не нашли себе места в доме и остановились в пещере, куда пастухи на ночь загоняли скот в ненастную погоду. В этой-то пещере Пресвятая Дева Мария и родила Сына и, спеленав, положила Его в ясли. Была ночь, когда родился Иисус Христос. Недалеко от Вифлеема пастухи стерегли свои стада. Вдруг осиял их небесный свет, и явился Ангел Господень. Пастухи испугались. Ангел сказал им: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость: в Вифлееме родился Христос, Спаситель мира. Вы найдете Младенца в пещере, лежащего в яслях». Вслед за этим явилось множество Ангелов, которые пели хвалебную песнь Богу: «Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение». Когда Ангелы скрылись, пастухи отправились в Вифлеем, нашли Младенца, лежащего в яслях, и первые поклонились Ему. Православная Церковь празднует Рождество Иисуса Христа 25 декабря. Для достойного приготовления верующих к этому великому празднику Церковь установила пост, который называется Рождественским и продолжается 40 дней, от 14 ноября до 24 декабря. В восьмой день по рождении Богомладенцу дано было имя Иисус, что значит Спаситель, кроме того Он еще называется Христом, что значит Помазанник. § 7. Поклонение волхвов (Мф. 2:1–12) После пастухов на поклонение родившемуся Иисусу Христу пришли из дальней языческой страны волхвы или мудрецы. Они пришли в Иерусалим и спрашивали: «Где родился Царь Иудейский? Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Услышав это Ирод, Царь Иудейский, встревожился. Он позвал волхвов, расспросил их о времени явления звезды и сказал им: «Пойдите в Вифлеем, разузнайте подробно о Младенце, а потом, когда найдете, известите меня, чтобы и я мог пойти и поклониться Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

По какой причине Иосиф и Мария путешествовали из Назарета, где жили, в Вифлеем? Перед рождением Спасителя вышло от царя повеление сделать народную перепись. Для этого каждому еврею должно было идти в тот город, из которого он происходил. Иосиф и Мария происходили из города Вифлеема. Жили же они в другом городе, Назарете. Поэтому из Назарета отправились они Вифлеем. Почему Иосиф и Мария остановились ночевать не в самом городе, а близ него, в пещере? Здесь, по своей бедности и потому, что в гостинице было много народу, остановились они ночевать близ города в вертепе, т. е. в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Где пресвятая Богородица родила Спасителя и куда положила его по рождении? Марии настало время родить. Она (25 декабря) родила сына, спеленала и положила в ясли, т. е. место, куда кладут сено для скота. Кто первые и каким образом узнали о рождении Спасителя? Никто не знал о рождении Спасителя. В ночь рождения Его пастухи Вифлеемские были на поле со своими стадами. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Ангел сказал им: «не бойтесь; я возвещаю вам радость, которая будет для всех людей: вам рожден Спаситель. Вы можете увидеть Его в Вифлееме; Он спеленатым лежит теперь в пещере, в яслях». Что пели явившиеся на небе ангелы, при возвещении пастухам о рождении Спасителя? В это время на небе явилось великое множество ангелов, которые пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, к человекам благоволение» (т. е. любовь!) И с этим видение кончилось. Что сделали пастухи, после того как ангелы возвестили им о рождении Спасителя? Тогда пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что случилось». Что сделали пастухи, нашед в пещере младенца Иисуса, Марию и Иосифа? Пошли. Вошли в пещеру, и нашли там Марию, Иосифа и Младенца Иисуса, лежащего в яслях. Поклонились Ему и рассказали Иосифу и Марии все, что они слышали от ангела. Кто еще с востока приходил на поклонение родившемуся Спасителю? Вскоре после рождения, также на поклонение Спасителю пришли так называемые волхвы, т.е. мудрецы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

Получив во сне повеление от ангела, волхвы не вернулись в Иерусалим к Ироду, но ушли в свою страну другим путем. Вскоре после ухода волхвов, Святое Семейство тоже покинуло Вифлеем. Названный отец Иисуса, праведный Иосиф получил во сне откровение бежать с Младенцем и Его Матерью в Египет, так как « Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его » (Мф.2:13). Когда царь понял, что восточные мудрецы разрушили его планы, он, не имея возможности найти Младенца-Христа и убить Его, послал в Вифлеем отряд солдат, которому был дан бесчеловечный приказ истребить всех сверстников Христа – мальчиков моложе двух лет, родившихся в городе и его окрестностях. Ирод был уверен, что среди этих детей окажется убитым и Христос. Приказ царя был выполнен с невероятной жестокостью. Вифлеем и его окрестности наполнились плачем и рыданием – матери плакали об убитых солдатами детях. Но в скором времени смерть настигла, наконец, и самого Ирода. Последние дни его были ужасны; он сыпал проклятиями, пытался покончить самоубийством и бредил кровавыми расправами. После Ирода центральной областью Палестины, Иудеей, стал править один из его уцелевших сыновей – Архелай, а Галилеей – другой его сын, Ирод Антипа. Святое Семейство оставалось в Египте, пока ангел Господень не возвестил во сне Иосифу, что можно вернуться: « Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца » (Мф.2:20). Во время пути праведный Иосиф узнал, что в Иерусалиме царствует жестокий Архелай. Соответственно, поселение в Вифлееме, находившимся вблизи Иерусалима, было чревато новыми гонениями. Наиболее безопасным местом была северная иудейская провинция – Галилея и именно там, в родном городе Иосифа Назарете, поселилось Святое Семейство. В Назарете Господь Иисус Христос провел большую часть Своей жизни. Он жил в очень простой бедной обстановке. Подчинялся Матери и названному отцу – праведному Иосифу, жил в многодетной семье (у Иосифа были дети от первого брака – Иаков, Иосия, Иуда и Симон), учился плотничеству (иудейский закон требовал, чтобы каждый отец обучал сына ремеслу). По субботам Божественный Отрок с родителями ходил в синагогу и там слушал чтение Закона и пророков. Жил Он, как говорит Евангелие, в любви у Бога и людей.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Поучение в неделю по Рождестве Христове Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание, и вопль мног. Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть ( Матф. 2:18 ). В настоящую неделю св. Церковь совершает память Св. младенцев, от Ирода царя за Младенца – Христа невинно избиенных. Расскажем кратко историю о избиении сих младенцев, а из истории извлечем для себя и слово назидания. Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов, что в городе Вифлееме, от Пресвятой Девы Марии, нашего ради спасения, родился Царь – Господь наш Иисус Христос, то он смутился и хотел убить родившегося Младенца – Христа. Но когда не мог Его найти, тогда повелел избить в Вифлееме и во всех пределах его всех младенцев мужеского пола от двух лет и ниже. Для чего дал он такое немилостивое повеление? Для того, чтобы в числе младенцев убить и Младенца Иисуса Христа: ибо он боялся, чтобы Иисус Христос, как новый Царь, не отнял у него царства его. И было избито невинных младенцев четырнадцать тысяч. Теперь представьте себе, сколько было плача и рыдания от беззащитных матерей, лишившихся своих детей! В нынешнем Евангелии так об этом говорится: глас в Раме слышан был, плач и рыдание, и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. Рама – это город, стоящий на высокой горе, недалеко от Вифлеема. Рахилью назван Вифлеем, потому что в пределах его погребены кости жены праотца Иакова Рахили. От ее имени и Вифлеем назван Рахилию. В этом-то, говорю, городе Раме был слышан голос Вифлеемских матерей, горько плакавших о избиении невинных своих детей. О горьком плаче и рыдании этих неутешных матерей св. Иоанн Дамаскин так беседует: «матери, претерпевшие болезни в рождении, по убиении младенцев, сидели с раскрытыми головами, на воздух руки простирали, терзали свои волосы, землею посыпали свои головы, представляли свидетелем небо, обливались горькими слезами, и царю Ироду, пред ними не находящемуся, как бы ему самому говорили: «какое это, о царь, новое твое о нас повеление? Не отец ли ты своим детям? Неужели не знаешь, как родители любят своих детей? Звезда ли тебя оскорбила: почему не стреляешь на небо, но изсушаешь наши сосцы, носящие млеко? Волхвы ли сделали тебе зло: почему не воюешь на Персиду, но Вифлеем делаешь бесчадным? Если родился Новый Царь, и ты узнал о Нем из книг, то возьми Гавриила (Архангела), и посади его в темницу» (Чет.-Мин. 29 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

«Пришествие Бога на землю совершается в дивной и таинственной простоте. Пресвятая Дева Мария, от Которой Бог восхотел взять для Себя человеческую плоть и кровь, приходит в город Вифлеем. Святое Семейство пришло в Вифлеем по повелению Римского императора Августа, который сделал перепись населения, не подозревая, что через это он стал орудием в руках Божиих, которым Господь исполнил древнее пророчество, согласно которому Мессия Христос должен родиться во граде Вифлееме (Мих. 5, 2). Когда Сын Божий родился в Вифлеемской пещере, дивная слава Божия наполнила мир. Небо радовалось, Ангелы пели, и вся природа ликовала. Первыми из всех земнородных весть о Рождестве Сына Божия получили простые Вифлеемские пастушки, которые недалеко от благословенной пещеры пасли свои стада. Им явился Ангел Божий и сказал: " Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, потому что ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях " . И вдруг явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, которое славило Бога и пело: " Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение! "  (Лк. 2, 10–14). Пастушки поспешили в Вифлеемскую пещеру, нашли Богомладенца Христа и с любовью поклонились Ему, рассказав о том, что возвестил им Ангел», - сказано в документе. «После радостных пастушков, в самый день Рождества, на поклонение новорожденному Богомладенцу пришли три Волхва с востока, которых из разных стран Господь привел в Вифлеем, через чудесную звезду. Волхвы принесли с собой дары: золото, ладан и смирну, — которыми они засвидетельствовали, что в мир пришел Царь царей (Откр. 17, 14) и Первосвященник будущих благ (Евр. 9, 11), Который через Свои вольные страдания и смерть вернет человечеству потерянный Рай. И мы, дорогие братья и сестры, сегодня, подобно благочестивым пастушкам, кланяемся нашему Спасителю и Господу и смиренно благодарим за то, что Он, наш Творец и Создатель, Предвечный Сын Предвечного Отца, стал Сыном Человеческим, чтобы нас соделать сынами Божиими. Вместе с премудрыми Волхвами мы несем свои дары новорожденному Богомладенцу: золото наших скромных молитв, ладан нашего смирения и смирну нашего покаяния. Мир, в котором мы сегодня живем, имеет особенную потребность в молитвах, смирении и покаянии. Эти святые добродетели воспитывают в человеке любовь к Богу и к своему ближнему и делают человека подобным своему Творцу и Создателю, Который по Своей природе есть Любовь», - отмечается в послании.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/06/my...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Бог через все творит Свой Промысел Чтобы прочитать и понять Священное Писание, не обязательно где-то специально учиться, важно хранить в себе тот дух, который каждый из нас получил в таинстве Миропомазания, и мы увидим красоту, стройность и глубину всякого текста Священного Писания. А если чего-то не понимаем, всегда можно обратиться либо к людям, либо к книгам, либо непосредственно к Богу в молитве о вразумлении, как это советует апостол Иаков в своем Послании. По поводу Вифлеема сказано так: «И ты, Вифлеем, мал ли ты между тысячами Иудиными?». То есть Вифлеем в то время, о котором идет пророчество, – чрезвычайно маленький город. Он и сейчас небольшой (по сравнению с Иерусалимом или каким-нибудь европейский мегаполисом), и был очень небольшим и в то время, когда там родился Иисус Христос, раз там не нашлось места, чтобы приютить беременную женщину. Этот очень небольшой городок – буквально провинция, он ничем не известен, там абсолютно ничего не происходило. И вот в этом маленьком городе должен родиться Царь Израиля. Опять-таки мы приходим к мысли о том, что невеликое место выбирает Господь, Он рождается не в Иерусалиме – столице Иудеи, не в Риме – столице тогдашней Римской империи, Он рождается не в царском чертоге, хотя Царь. Он выбирает самый маленький город Вифлеем, в этом городе выбирает никчемную пещеру, которая не для людей обустроена, а для скота, и в этой пещере выбирает ясли для скота. Он умаляется до самой крайней степени, чтобы не просто поучить нас, а чтобы определить некий символ, логос, как говорили святые отцы, бытия человека в этом мире, смирения, самоукорения, кенозиса, чем должен руководствоваться всякий человек, живущий в этом мире. Именно всякий сокрушающий, смиряющий себя будет возвышен. Не потому, что Он нам показал пример, просто праведному человеку в этом мире иначе быть нельзя, надо всегда руководствоваться смирением. И Христос это показывает даже тем местом, где Рождается. И дальше: «из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле».

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/12...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010