Силы его ослабели до того, что едва мог передвигать ноги, самое зрение помрачилось. Он уехал в Махрицкий Монастырь, но оттуда скоро возвратился в Вифанию. – Командовавший Тверским Ополчением Князь A. А. Шаховской первый известил Платона об изгнании врагов из Москвы. С этим уведомлением отправлен был к нему Адъютант Палицын. И весть и фамилия вестника, памятная по Келарю Троицкой-Лавры Аврамию Палицыну, участвовавшему в бессмертных подвигах Минина и Пожарского, при освобождении за два пред тем века, Москвы и России от Литвы и Поляков, восхитили маститого Архипастыря; он от радости заплакал, перекрестился и сказал: «Слава Богу! Москва свободна и я умру спокойно!» Ровно через месяц, 2 Ноября, он скончался на 76 году от рождения. – При отпевании его в соборе Троицкой Лавры , Ректор Семинарии, нынешний Архиепископ Ярославский Евгений произнес трогательное надгробное Слово, в котором он между прочим, сказал: «не стало Платона, столько лет полночный край освещавшего и своею зарею проникшего во все страны Европы. Закатилось светило, Венценосцам Российским толико любезное, и не редко в исполинском их шествии предходившее. Закатилось светило Церкви, слава нашего века, удивление потомства, украшение и образец Пастырей и проч.» В Духовном Завещании Митрополита Платона особенно замечательны следующие слова: «Исповедаю Тебе, Господи, всем сердцем моим, – благодарю Тебя, что благоволил быть мне в причте Владычнего Дома Твоего, Церкви Твоей, и хотя сосуд есть скудельный, но невозгнушался Ты обратить его в малейшее служение и употребление в Священном и Царском Доме Твоем; – благодарю Тя, яко во многих моих делах к назиданию премудрого устроения Церкви Твоей, во благий успех мой содействовать и благодатию вспомоществовать благоволил. – Прошу и молю всю Церковь Божию, да пред Священным жертвенником приносимой таинственно духовной и умилостивительной жертвы Христовой, и о мне грешном рабе Платоне пролиются богоугодные молитвы, в отраду душе моей, и проч.» Несколько сочинений Платоновых переведены на Французский, Немецкий, Английский и Италианский Языки.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Таким образом, на сегодняшний день вопрос о существовании жизнеописания преподобного Серафима Саровского , составленного Н.А.Мотовиловым, остаётся открытым. Жизнеописание преподобного Серафима Саровского, составленное иеромонахом Сергием Первое жизнеописание преподобного Серафима Саровского написал иеромонах Сергий, который в предисловии так объяснил причину его составления: «Апостол Павел говорит: Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их ( Евр. 13, 7 ). Посему, благоговея к почившему в Бозе Старцу за его примерные добродетели, я вознамерился кратким писанием предать памяти его жизнь и подвиги» 10 . Отец Сергий (в миру Степан Васильев; 1795–1861), отставной губернский секретарь, поступил в Саровскую пустынь в 1818 году, где подвизался в иночестве под руководством старцев-подвижников Марка (1739–1817) и Серафима. В 1827 году послушник Степан был пострижен в монашество с именем Сергий, в 1830 году рукоположен в сан иеродиакона, в 1834 году – в сан иеромонаха и в этом же году принят на должность казначея Спасо–Вифанского монастыря, находившегося под управлением Лавры. В октябре 1852 года отец Сергий возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Серпуховского Высоцкого монастыря. В июле 1861 года архимандрит Сергий уволен на покой в Троице–Сергиеву Лавру, где в ноябре этого же года мирно скончался. Архимандрит Сергий обладал литературным даром. Кроме составленных им жизнеописаний преподобного Серафима Саровского и саровского старца-подвижника Марка, отцом Сергием впоследствии была подготовлена и издана книга «Слава Пресвятыя Владычицы нашея, Богородицы и Приснодевы Марии», в которой собраны исторические сведения о чудесах и знамениях, явленных Пресвятой Богородицей в Православной Церкви и обо всех Её чудотворных иконах. С момента поступления своего в Саровский монастырь отец Сергий собирал и записывал сведения о жизни и духовных подвигах двух подвижников этой обители, а также их наставления, поучения и проявления присущего им дара прозорливости и чудотворений. Живя уже в Лавре, отец Сергий привёл в порядок свои записи и уже в 1837 году составил жизнеописания обоих старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Что касается благопристойных изображений западной церковной живописи, они наравне с греческими всегда благоговейно были чествуемы в нашей церкви, тем паче, что некоторые из них прославлены чудотворениями. Напр. Черниговская икона Богоматери в пещерной церкви при Гефсиманском ските, икона трёх радостей, – Моденская икона Богоматери в селе Косине Московской губернии, взятая из Модены гр. Шереметьевым во время путешествия его по Европе. Этой иконе празднуют 20-го июня (См. в книге: «Слава пресвятой Богородицы, открывшаяся в явлении чудотворных её икон в России». М. 1853 г. Ч. 3, стр. 104). В Вифанской церкви есть чудотворный образ итальянской работы: Снятие со креста. (Шевырева «Поездка в Кириллов монастырь» 1850 г. Ч. 1, стр. 27), Любопытны заметки г. Буслаева о характере греческой и русской иконописи в связи с древним скульптурным искусством. «В древне-христ. живописи преобладает начало скульптурное также, как и в живописи классической, образцы которой дошли до нас в изображениях на вазах, на стенах Геркуланума и Помпеи. Иконописный тип, спокойный и величавый, на одноцветном, иногда на золотом фоне, есть не что иное, как перенесение на плоскость типа скульптурного. Священное изображение со многими лицами, без наблюдения правил перспективы, со многими отделами на первом плане, выражающими эпизод одного и того же изображаемого действия, – это барельеф, в котором обыкновенно не наблюдалось единства ни времени, ни места, – форма самая обыкновенная в старинных наших миниатюрах и в позднейших лубочных изданиях. Наконец византийские и древнерусские миниатюры без задних планов и часто без грунта, на котором должны бы стоять фигуры своими ногами – не что иное, как чёрные прилепы, перенесённые на поля рукописи». (Буслаев. Отеч. Зал. 1860. Сентябрь, статья: «Византийская и древне-русская символика»). На водворение и распространение в России византийского иконописания имели некоторое влияние перешедшие к нам из Греции иконы и самые правила иконописания, также многие греческие иконописцы, бывшие в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Однако такое отношение удивительным образом сочеталось в личности московского владыки с детской бескомпромиссностью, когда речь заходила об ущемлении властью интересов Церкви. Именно это свойство, как и полное отсутствие способности лицемерить в этом случае, лежало в основе его непреодолимого и в конце-концов осуществленного желания навсегда оставить все свои придворные должности и искать покой в любезной его сердце Лавре, а позднее – в устроенной по своему вкусу Вифании. Московский архитектор Одоевцев выстроил для митрополита Платона в Вифанской пустыни, устроенной в 1783 г. " для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры " , архиерейские покои. Их обстановка сохранялась и после кончины иерарха: еще до революции в них был устроен музей. Вкус митрополита, подкрепляемый достаточными средствами, проявился и тут. Покои были превосходно обставлены, мебель и предметы обстановки были выполнены по специальному заказу аугсбургскими мастерами. (После закрытия Лавры обстановка вифанский келий митрополита Платона легла в основу экспозиции Сергиевского музея-заповедника, посвященной " быту церковников XVIII в. " ). Только в Вифании, да еще в Перервенском монастыре, и можно было увидеть митрополита Московского Платона на склоне его лет самим собой, когда и гостям из Кембриджского университета он предстал в простом домашнем облачении, шерстяных носках " самой грубой работы " , широкополой шляпе, сидящим на скамейке и по-стариковски греющимся на солнце. И здесь его также невозможно было узнать в простой одежде, как в XIV в. не узнан был своим почитателем святой основатель Троицкой обители, сам преподобный Сергия, пока к нему не обратился князь. В своем завещании, прежде чем перечислить суммы, оставленные в банке на Лавру и Воспитательный дом, на Троицкую семинарию и учеников–платоников, на богадельню, Вифанский монастырь с Вифанской семинарией, он написал: " Денег после меня других не останется, и потому прошу в изыскании их не трудиться; ибо какие были деньги от жалованья и доходов, те все, по желанию моему, распределены " .

http://religare.ru/2_98175_1_21.html

В 1918 г. монастырь преобразован в сельхозартель, в 1925 г. окончательно закрыт. 19 декабря 1998 г. отслужили первый молебен в восстановленном храме Сошествия Святого Духа на апостолов. Вся церковная утварь была дана Троице-Сергиевой Лаврой. Первый «временный» иконостас был установлен на средства р.Б. Вячеслава. Много облачений пожертвовал иерей Сергий из с. Анискино (Московская обл.) и протоиерей Николай из с. Братовщина (Московской обл.). Первое время пел хор насельников Лавры и Московской Духовной Академии под руководством Андрея Орлова. Первая Литургия была отслужена на Рождество Христово в 1999 г. Постепенно собирались прихожане. 22 мая 1999 г. прихожане решили заказать аналойную икону святителя Николая для своего храма иконописцу и прихожанину В.Ф. Качикину. 21 июня 1999 г. икона была освящена. 22 сентября 1999 г. Виктор Федорович и Ольга Васильевна Качикины пожертвовали икону «Троица» в резном киоте, немногим позже семьей Качикиных пожертвована икона «Богоматерь Казанская» в дубовом резном киоте. Строительные работы велись без прекращения богослужений. Архитектором и строителем был тогда Александр Федоров, бригадиром р.Б. Владимир Михайлович. Так как верх храма был разобран в советское время и не было возможности восстановить его первоначальный облик, приняли план с «ложными» сводами и куполами. Внутри поставили кирпичные колонны и поменяли деревянные балки, которые держат крышу. В 2000 г. на средства О.В. Качикиной заказан иконостас (столяр Владимир Сергеевич Козляков). Приступили к написанию икон для иконостаса храма на средства Ильи Александровича Денисова (г. Москва) иконописцем В.Ф. Качикиным. В 2002 г. на части территории открыто подворье Троице-Сергиевой лавры. В 2003 г. обители был передан 2-й этаж собора в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, гостиница и старый семинарский корпус. В старой семинарии жили трудники, а иногда и рабочие Свято-Троицкой Лавры. К празднику Рождества Христова в 2007 г. отремонтирован придел свт. Николая в соборе Сошествия Святого Духа на апостолов.

http://sobory.ru/article/?object=14042

4 ноября 1908 года Серафим был рукоположен ректором академии в иеродиаконы. 21 июля следующего года он стал иеромонахом. Примечательно, что обе хиротонии пришлись на праздник Казанской иконы Божией Матери. Преподавательская деятельность В 1909-м году отец Серафим закончил академию со званием кандидата богословия. Сразу же он был назначен на должность преподавателя истории в Вифанскую семинарию рядом с Москвой. Студенты очень любили своего преподавателя. Сам он признавался, что молился за каждого из них, вынимая частички на проскомидии. В сентябре 1912 года иеромонах Серафим был переведен в Московскую семинарию. Здесь он преподавал гомилетику и смежные с ней дисциплины. «Московский Среброуст» Чудов монастырь Отец Серафим увидел, как преподобный Серафим входит в келлию настоятеля. В итоге эта келлия осталась цела Еще учась в академии, отец Серафим стал частым гостем Чудова монастыря. Так он познакомился и подружился с наместником обители – архимандритом Арсением (Жадановским) . Весной 1912 года они совершил совместную паломническую поездку в Иерусалим. Когда в 1914-м году архимандрит Арсений был хиротонисан в епископа Серпуховского, помощником наместника Чудова монастыря был назначен отец Серафим. 10 июня он был возведен в сан архимандрита. Так сбылось предсказание старца Герасима (Анциферова), когда тот при их первой встрече назвал иеромонаха Серафима архимандритом и настоятелем Чудова монастыря. Епископ Арсений (Жадановский) Очень скоро архимандрит Серафим стал известен благодаря своим замечательным проповедям, за что был прозван в народе «Московским Среброустом». А владыка Арсений называл его «Свете тихий», очевидно, за его тихий и кроткий нрав. Во время октябрьского штурма большевиками Кремля в 1917-м году архимандрит Серафим и епископ Арсений находились в Чудовом монастыре. В какой-то момент отец Серафим увидел, как преподобный Серафим входит в келлию настоятеля – там же укрылся и архимандрит. В итоге эта келлия осталась цела, никто не пострадал. 26 июля епископ Арсений и архимандрит Серафим вынуждены были покинуть Чудов монастырь, вывезти святые мощи им не позволили. Немного погостив в Зосимовой пустыни, в августе 1918 года они поселились в Серафимо-Знаменском скиту, где настоятельницей была схиигумения Фамарь (Марджанова) – духовная дочь владыки Арсения. Здесь они устроили уединенную киновию недалеко от скита, где прожили полтора года.

http://pravoslavie.ru/123281.html

Она бесшумно шла через весь собор к своему игуменскому креслу, боясь задеть кого-либо или толкнуть А как благостно учила матушка других сестер правильно и благочестиво себя вести в обители! Я помню, она давала мне книги святых отцов, Игнатия Брянчанинова или Феофана Затворника, с закладками и велела отнести их к той или иной сестре, которая накануне позволила себе какие-нибудь неподобающие вещи, и просила прочесть эту сестру отмеченные закладками выдержки из писаний этих святых отцов – для назидания и исправления, во избежание впредь проступков с ее стороны. Вот такое у нее было воспитание. Никогда матушка не дерзнула себе позволить не то чтобы крикнуть, а даже повысить голос на кого-либо из сестер, никогда не позволяла себе распекать сестру публично, а только мягко и смиренно умирить ее наедине или вот таким, указанным выше, способом. Во всем чувствовалось ее царская осанка, воспитание, смирение, беспрерывное уважение к человеку. Никогда мы не забудем наших великих елеонских наставников и учителей, первой из которых, конечно, навсегда для нас останется наша великая царская игуменья, преподобная матушка Тамара. Вспоминает монахиня мать Тамара (Хури) , в русских монастырях Святого Иерусалима с 1948 года. м. Тамара и ее тетя м. Феоктиста – Так определил мне Господь, что на сегодняшний день я являюсь самой старой (по пребыванию в монастыре) из всех русских монашествующих в Святом Граде Иерусалиме. 71 год в монастырской и монашеской жизни! Не поверите… С 8 лет я пришла девочкой-воспитанницей, в 1948-м году, вместе со своими родными тетями – монахинями Фотинией и Феоктистой, ныне уже покойными, сначала в Горний женский монастырь. Однако после войны 1948 года мы вынуждены были уйти из Горнего – сначала в Гефсиманский женский монастырь, а потом, уже окончательно, на Святой Русский Елеон. Находясь в Гефсимании, я окончила нашу знаменитую Вифанскую школу, где научилась свободно говорить по-русски и по-английски. С 1950-х годов я вместе с тетями – монахинями Фотинией и Феоктистой – насельничаю на Святом Русском Елеоне и могла воочию, наглядно, счастливо видеть и ощущать великое подвижничество нашей преподобной матушки Тамары. Я, как и мать Вероника (Рахеб), с которой я проживаю ныне в одной келлии и которая за мною ухаживает, как за лежачей уже на одре сестрой, также принадлежу к древнему православному арабскому роду Хури. «Хури» переводится как «Попова». Мой отец, мои дяди, деды и другие славные предки были православными священниками, монахами и священнослужителями. А мой младший брат Иоанн – ныне епископ канонической Антиохийской Православной Церкви в США.

http://pravoslavie.ru/123374.html

Далее, углубляясь в изучение эпистолярного наследия владыки Германа, отец Аверкий все больше убеждался в удивительном сходстве митрополита Платона и владыки Германа. Памятник митрополиту Московскому Платону - основателю Вифанских монастыря и семинарии Так, исследователь Андрей Андреевич Беляев, когда описывал митрополита Платона, говорил, что основатель Вифании был в первую очередь отцом для своих семинаристов, поэтому он и сумел воспитать таких талантливых проповедников и церковных деятелей – он прививал любовь к знаниям, к просвещению, к монашеству без какого-либо насилия. – И владыка Герман с отеческой заботой относился к своим ученикам! – в доказательство своих слов отец Аверкий зачитывает нам отрывок из письма семинаристов ректору Вифанской семинарии архимандриту Герману: «Только теперь, простившись с Вами, как это всегда бывает, мы во всей полноте, и притом все до единого, искренне поверили в Вашу любовь, не жалеющую себя. Поверьте же, наш отец Ректор, и в искренность нашей постоянной благодарной любви. В наших глазах Вы выросли много выше других наставников: поэтому в своем дальнейшем возрастании мы постоянно будем просить Ваших советов, Ваших молитв» . Прогулка в окрестностях бывшей Вифанской семинарии – В лице владыки Германа я увидел последователя митрополита Платона, воплотителя его идей, за короткое время ему удалось постигнуть «тайну души Платона» – есть такое выражение у Беляева, – потому что владыка Герман сам был сердцем тонок, деликатен, чуток. Если начало семинарии для меня связано с митрополитом Платоном, то ее управление в тяжелые революционные годы и закат эпохи Вифании совпал со временем трудов здесь священномученика Германа, – подводит итог нашей беседе настоятель Спасо-Вифанского монастыря. В Интернете отец Аверкий стал искать дополнительные сведения о священномученике Германе и прочел статью об обнаружении предполагаемого места захоронения владыки Германа в Сыктывкаре, на старом Тентюковском кладбище. – Первый порыв мой был поехать на могилу священномученика, – вспоминает отец Аверкий. – Потому что владыка Герман мне помог как настоятелю, как вифанцу ответить на многие вопросы, а обращаясь к нему с молитвой, мы скоро получаем помощь. У нас идет активное возрождение обители, и мы, ее насельники, на таком подъеме находимся и такой прилив сил ощущаем – и наше состояние, и восстановление обители я связываю с помощью священномученика Германа.

http://pravoslavie.ru/107557.html

– Для меня что ценного было в письмах владыки – в них он раскрывал свое отношение к Вифании и ее основателю, митрополиту Платону, – делится отец Аверкий. – Уже находясь в ссылке в Коми, владыка Герман писал Вере Тимофеевне и Наталье Александровне Верховцевым в день памяти Платона и Романа: Отец Аверкий и Иоанна Казанская читают письма владыки Германа в монастырском кафе «Вспоминаю сегодня и Вифанию, и еще больше сегодняшнего ее основателя и именинника. Его облик духовный очень много говорит моему сердцу, и в его уменье все небесное и вечное облечь в самые изящные и изысканные формы земной действительности, онебесивая тем земное и небесное доводя до реального ощущения «душевного» человека, как непререкаемую эстетическую и моральную ценность, я всегда слышал невысказанные потребности моей собственной природы» . Митрополит Платон и владыка Герман – Владыка Герман, когда говорил о Вифании и ее основателе, то раскрывался как человек, который успел проникнуться духом митрополита Платона, его взглядов, – продолжаем беседовать с отцом Аверкием. – И как Платон пытался воздействовать на души, особенно простых людей, посредством красоты – это была основа его воззрений, – так и владыка Герман. Вот как о красоте он пишет в письме к семинаристам: «Я люблю все красивое, в какой бы области эта красота не проявлялась… Это не нажитое. Не искусственно культивированное чувство красоты, а данное мне самой природой…» . – Во время своего управления Вифанской семинарией владыка Герман занимался ее переустройством, чтобы вернуть ей былые красоту и изящество, которые были при митрополите Платоне, – рассказывает батюшка и тотчас в подтверждение своих слов находит фрагмент письма владыки Германа: «Вместо прежней, мрачной мне хотелось создать что-либо светлое, изящное, красивое. Ваш курс знал прежнюю семинарию, и, думаю, когда вы приехали в нее после окончательного ремонта, вы должны были почувствовать всю глубокую разницу между старой и новой. Я знал, что внешняя изящная простота непосредственно влияет на душу и пролагает в ней путь к влиянию или, по крайней мере, помогает влиянию другой, более совершенной красоты – красоты духовной» .

http://pravoslavie.ru/107557.html

С особым интересом и волнением отец Михаил выслушал наш рассказ об обретении места предполагаемого захоронения владыки Германа: – Может быть, и на наши молитвы священномученик Герман отзовется, и случится всеми нами чаемое обретение святых мощей дорогого владыки, – завершаем нашу беседу с батюшкой. В Спасо-Вифанском монастыре      Вифания Покидая храм святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, мы отправляемся в Сергиев Посад, в Спасо-Вифанский монастырь, где должно было состояться наше знакомство с обстоятельствами жизни и работы владыки Германа в качестве ректора Вифанской духовной семинарии. Наше путешествие по местам, связанным с деятельностью владыки, удалось осуществить благодаря помощи его правнучатой племянницы Жанны Казанской (в крещении Иоанны). Иоанна проводит индивидуальные экскурсии по Москве на русском и английском языках, поэтому в ходе нашей поездки она поведала нам интересные сведения и о родной Москве, и о подмосковной Вифании – Спасо-Вифанском монастыре, названном так в память о палестинском селении, в котором произошло воскрешение Лазаря. В храме Преображения Спасо-Вифанской обители      Даже внутреннее убранство одного из храмов Спасо-Вифанской обители – Преображенского – напоминает пещеру. Да-да, я ничего не выдумываю, престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря устроен в алтаре, а обращенная к молящимся стена в середине храма имеет вид искусственной пещеры. А над ней возвышается алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня, наподобие вида евангельской горы Фавор. Сегодня она украшена цветами и декоративными кустарниками. Как оказалось, в Спасо-Вифанском монастыре память владыки Германа особо чтут не только потому, что его деятельность была связана с семинарией, которая находится рядом с монастырем. Особая духовная связь существует между нынешним настоятелем монастыря иеромонахом Аверкием и священномучеником Германом. И для отца Аверкия, как и для отца Михаила, знакомство с владыкой Германом состоялось через его письма. Книгу «Письма владыки Германа», изданную Православным Свято-Тихоновским богословским институтом, привезла в подарок настоятелю монастыря Иоанна.

http://pravoslavie.ru/106385.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010