День памяти – 2 октября/19 сентября. Преподобне отче наш Алексие, моли Бога о нас!) (Соловьева) (ныне прославленного). 26 сентября 1908 года совершился монашеский постриг Николая Ивановича с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского . 22 октября 1908 года в академическом Покровском храме ректор посвятил монаха Серафима в иеродиакона, а 8 июля 1909 года совершилось его посвящение во иеромонаха. В этом же году он окончил Духовную академию со званием кандидата-магистранта богословия и вскоре получил назначение преподавать историю Церкви в Вифанской семинарии. 10 июня 1914 года иеромонах Серафим был возведен в сан архимандрита, назначен помощником наместника монастыря и освобожден от должности преподавателя Московской Духовной семинарии. С августа 1914 года по август 1915 года он исполнял обязанности столичного наблюдателя церковноприходских школ, а в 1914 году – был избран председателем общества хоругвеносцев кафедрального Чудова монастыря. Исполняя обязанности настоятеля монастыря, архимандрит Серафим был строг к себе и другим в соблюдении уставов монашеского жития. В Чудовом монастыре пережил отец Серафим обстрел Кремля в 1917 году. Представители новой власти закрыли Кремль, с весны 1918 года начали поступать распоряжения о выселении монахов. 26 июля 1918 года епископ Арсений и архимандрит Серафим покинули Чудов монастырь. Побывав в Зосимовой пустыни, они в августе 1918 года отправились в Серафимо-Знаменский скит. Схиигуменья Фамарь, духовная дочь владыки, устроила в лесу близ скита для них киновию. Здесь, в полном уединении, они молились и трудились: копали грядки, рубили дрова. Отец Серафим читал Священное Писание по правилу преподобного Серафима: за неделю – четыре Евангелия, Деяния Апостолов и Послания… В конце лета 1919 года архимандрит Серафим был вызван в Москву. 3 января 1920 года в храме Троицкого подворья Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию архимандрита Серафима. 25 января 1920 года владыка Серафим прибыл в Дмитров. Дмитровцы полюбили владыку после окончания службы они с пением молитв провожали его до самого дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для улучшения качества проповедей духовенства Нижегородской епархии М. составил специальную инструкцию ( Беляев. 1889) об обязанностях священнослужителей по проповедованию слова Божия, которую разослал по епархии, и требовал ее точного исполнения. Предписал каждому образованному священнику произносить по 12 проповедей в год, лично просматривал и вносил правки. Эта инструкция служила руководством к составлению и произнесению проповедей для духовенства епархии в течение почти 50 лет, в 1863 г. была «восполнена» новой, написанной по распоряжению еп. Нижегородского Нектария (Надеждина) . М. составил инструкцию (17 июня 1824) и по случаю посещения епархии имп. Александром I с подробным указанием, каким образом надлежит устроить встречу во время проезда императора по селам, в которых нет крупных храмов (опубл.: Полисадов. 1895. С. 14-27). Заботился о присоединении старообрядцев и раскольников различного толка к единоверию. Так, распорядился передать из кафедрального собора в единоверческую церковь в с. Медведеве Семёновского у. «древний крест, приложенный 1 апр. 1434 г. в нижегородский собор великою княгинею Вассою, дочерью князя Василия Дмитриевича» ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 212). 31 окт. 1823 г. М. начал писать соч. «Книга ума и сердца» (впосл. переделано в духовное завещание), предполагая удалиться на покой. Намеревался устроить в с. Тешилове скит по примеру созданной митр. Платоном (Левшиным) Вифанской обители (см. Вифанский в честь Преображения Господня мужской монастырь ). Но 22 окт. 1824 г. заболел, 6 нояб. все духовенство по распоряжению М. явилось к нему за благословением. 22 дек. того же года уведомил о своей болезни митр. С.-Петербургского Серафима (Глаголевского) : «Судя по истощению сил, я сомневаюсь получить скорое выздоровление» (Там же. С. 216). 9 янв. 1825 г. к М. был призван духовник свящ. Певницкий, клирик нижегородской Троицкой ц. После кончины М. почти все его имущество было передано 2 его сестрам, вдовам священников (в Москве и с. Пушкине Московского у.), «с некоторыми другими родственниками и близкими к нему». Вместо скита большая часть денег была завещана на построение и содержание богадельни «для 10 человек женского пола из его бедных родственников в селе Тешилове» (для к-рой в завещании написана специальная инструкция), «на создание каменной ограды и теплой небольшой церкви над гробом Моисеева родителя». В тешиловскую церковь поступили «немало дорогих вещей и большая часть книг в пользу духовного причта» (Там же. С. 218, 219). 1 тыс. р. раздали нищим в Н. Новгороде.

http://pravenc.ru/text/2563988.html

Иеродиакон Харлампий в очерке «Общежительная пустынь св.Параклита близ Свято-Троицкой Сергиевой лавры» связал чудесное видение преподобного Сергия Радонежского с появлением новых обителей, выросших вокруг Троицкого монастыря. Видение в житии святого описано так: «С неба просиял яркий свет, более яркий, чем дневной, который разогнал ночную тьму, и ночь стала светлее дня. Вновь раздался голос: «Сергий! Ты молишься о своих духовных детях – Господь принял твою молитву. Смотри внимательно и ты увидишь, какое множество иноков собрано тобой под твое руководство во имя Святой и Живоначальной Троицы». И Сергий увидел перед собой множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю, но и вокруг него». В XVIII-XIX веках вокруг Троицкого монастыря на расстоянии восьми верст рядом друг с другом появились пять монашеских скитов-обителей, для которых Лавра считалась, как писал иеродиакон Харлампий, «Матерью и Иерусалимом». В 1783 году московский митрополит Платон Левшин основал вблизи Лавры Спасо-Вифанский монастырь. В 1844 году его преемник митрополит Филарет Дроздов и лаврский наместник Антоний Медведев построили Гефсиманский скит, а затем недалеко от него еще две пустыни: пещерное отделение, ставшее Черниговским скитом, и Боголюбскую киновию. В 1861 году Филарет и Антоний основали последний из лаврских скитов – пустынь святого Параклита. Основание скита Параклит было связано с рождением в 1857 году в семье императора Александра II пятого сына – великого князя Сергея Александровича, названного в честь радонежского преподобного. В благодарность Богу за рождение ребенка царь подарил Троице-Сергиевой лавре участок леса, находившийся рядом с монастырским владением. В этот же год от пещер Гефсиманского скита к Боголюбской киновии прокладывалась дорога. Путь должен был пройти через места, где среди деревьев стояли небольшие кельи пустынников. Наместник лавры Антоний Медведев предложил этим пустынникам переселиться от линии строящейся дороги в более тихое место, каким был подаренный императором лес. В 1858 году наместник вместе со схимниками Иларионом, Феодотом и иеромонахом Агапитом отправились в этот лес, чтобы найти подходящее место для постройки уединенных келий. Так появилась пустынь, ставшая впоследствии скитом св. Параклита.

http://sobory.ru/article/?object=00045

Лучших студентов Академии Платон обыкновенно посылал еще слушать лекции в Университете; наиболее удачные, студенческие сочинения он сам просматривал и печатал. Не обращаясь к каким-либо внешним, формальным преобразованиям, Платон совершенно перереформировалАкадемию, положительно обновил ее, возродил, и она, по справедливости, считала его своим отцом. Столь же много Платон сделал для Троицкой Семинарии и низших духовных училищ Московской епархии. Он устроил Перервинское Духовное Училище при монастыре в Перерве, открыл училища в Калуге, Звенигороде и Дмитрове, Семинарию в Вифании. Пожертвовал в 1789 г. особый капитал в Опекунский Совет, с тем, чтобы на проценты с него содержалось в Академии, Семинарии и Духовном Училище Московской епархии по пяти воспитанников, отличившихся успехами и давших обещание не выходить из духовного звания. Эти воспитанники обыкновенно к своей фамилии, по окончании учения, принимали вторую – «Платонов». Платон бережно обходился с талантами, выискивал их среди воспитанников Семинарии и Академии и, нашедши, приближал к себе, беседовал, руководил, наставлял, указывал предмет занятий, путь жизни. С1783 г., не раз собираясь у ходить на покой, Платон устроил себе на пустыре пустынь – Вифанию, скоро разросшуюся в монастырь и Семинарию. Проживая здесь в последние годы, он часто посещал Вифанскую Семинарию, «редкий вечер не посещал ее», по субботам приходил в аудиторию слушать обычные проповеди семинаристов, предварительно им же и рассмотренные; с любовью и трогательным вниманием исправлял недостатки, учил лучшему, радуясь от всей души всякому проблеску таланта, усилию труда. Просвещенный, он любил и искусства, поощрял представления семинаристами сцен из библейской, греческой и римской истории, также некоторых трагедий (Сумарокова), даже сам назначал пьесы для представления, иногда и сам присутствовал; поощрял также музыку, пение, игры и ручной или физический труд, способствующие здоровью тела и бодрости духа: семинаристы весной и осенью чистили рощи, садовые дорожки, летом убирали сено, досматривали и убирали огороды, собирали лекарственные травы для аптеки и полевые цветы для украшения церкви и аудитории в праздничные дни. Сам Платон принимал участие в этих занятиях, внушая воспитанникам любовь к природе, уважение к труду поселянина, привычку к сельскому хозяйству. Имя Платона тесно связано и с историей единоверия. Получив в 1800 г. просьбу от московских старообрядцев о дозволении иметь церковь старого обряда, Платон решил удовлетворить эту просьбу и написал правила для единоверцев, утвержденные в 1801 г. Св. Синодом. В 1801 г., в Москве появилась и первая единоверческая церковь – на Введенском кладбище. К Платону еще обращались по вопросу о соединении церквей англичане, искавшие сближения с православием , и, по поручению Наполеона I, в 1810г. сенатор Грегоар. Англичанам Платон послал курс богословия, а Грегоару дал отрицательный прямой ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Многие монастыри, пустыни и богадельни Платоном возобновлены, украшены и вновь учреждены и освящены; там давал он надежное пристанище юноше и старцу, бедному и немощному. Одна Лавра и Вифания засвидетельствовать могут о его попечениях о благолепии Дома Господня; там воздвигнуты им памятники святости, мудрости и любви к отечеству; там все гласит о Платоне: начиная от великолепных зданий, удивительных по своей огромности до скромного монумента ученому и правдивому Максиму Греку и обелиска Келарию Авраамию. Уединяясь нередко в сей толико славный в отечественной Истории нашей монастырь, он там подвизался в проповедовании слова Божия и в служении, смотрел за учением тех юношей, кои предназначались быть верною подпорою и украшением Церкви. При ученых состязаниях в Семинарии, он нередко вступал в ученые споры, решая сомнения младых умов, или ободряя их успехи, возбуждал в них соревнование; многие полезные и прекрасные книги питомцев Платона вышли в свет под его руководством и покровительством; отличившихся учением посылал он для усовершенствования или в Московский Университет, или в чужие края на своем и казенном иждивении; избранные им воспитанники, обучавшиеся на его иждивении, именовались Платоновыми; многие из его питомцев ныне уже Архипастыри, в полной мере оправдавшие попечения и надежду Платона. Московская Духовная Академия, коей он был Директором и Протектором, также многим обязана его стараниям и ревности о распространении учения. В пособие Академии завел он три малые училища: в Перерве, в Звенигороде и Дмитрове; в Спасо-Вифанском монастыре, им воздвигнутом еще в 1783 году, учреждена особенная Семинария. Для обучающегося юношества в духовных училищах, он сочинил на 68 году своей жизни: Краткую Церковную Российскую Историю, в 2 частях. Об ней в предисловии он сам говорит следующее: «я о сем моем сочинении не велемудрствую и не почитаю оное в своем роде совершенным, но еще может быть, и недостаточным, а негде, мню, и погрешительным.». И о прочих своих сочинениях сей Архипастырь отзывается с такою же скромностью и смиренномудрием; что можно видеть из предисловия к I тому его проповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Много рассказывали о новой Вифанской церкви, устроенной внутри наподобие горы Фавор 290 : кто хвалил, а кому и не нравилась, и вот наконец довелось мне и самой ее видеть. Нам сказали, что обедня начнется в восемь часов, а мы встали пораньше, так что в семь часов были уже готовы ехать; проехали эти три версты от Троицы до Вифании и туда поспели еще до благовеста. В этот день я видела архиерейское служение все вполне, от начала до конца... В церкви было много народу, однако мы стали хорошо и все прекрасно видели. Я нашла в митрополите большую перемену: не видав его лет двадцать, я себе все представляла его довольно молодым, так лет под пятьдесят, и очень красивым собою, как я его помнила. Тут я увидала его очень постаревшим, весьма тучным, совсем седым, впрочем, довольно еще бодрым, хотя его и вели под руки; но это, я думаю, для пущей важности, по святительскому сану. Служение было очень торжественное и праздничное; торжество еще усугубилось посвящением нового архимандрита, Николо-Пешношского игумена Макария: владыка посвятил его в архимандрита в наш Дмитров и Борисоглебский монастырь. По окончании литургии было освящение плодов: посреди церкви поставили столик, как бывает для благословения хлебов, и два диакона принесли и поставили на него большое серебряное блюдо или, скорее, корзину, наполненную всякими плодами. Тут были: арбуз, дыня, яблоки, персики, сливы, вишни; посредине ананас, воткнутый совсем с зеленью; торчали разные колосья, кукуруза, были и всякие мелкие ягоды, истинно можно было сказать: благословение всех плодов земных. Потом, когда окончилась вся служба и владыка вышел всех благословлять, два иподиакона несли за ним благословенные плоды в покои. В служении с митрополитом в этот день были два архимандрита: Ливанский, он же вместе и наместник в Лавре – Симеон (который потом был в Москве, в Донском монастыре 291 , и новый архимандрит Борисоглебский и, кроме того, еще много почетных иеромонахов; может быть, в числе их были и какие игумены или строители. В начале одиннадцатого часа вся служба окончилась, мы сели в нашу линейку и поехали обратно...» 292

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Московский. Портрет. Кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. (ГИМ) После кончины основателя В. м. стал небольшой обителью, существование к-рой в 1-й пол. XIX в. было связано прежде всего с Вифанской семинарией; в документах мон-рь именовался «училищным». В мон-ре в 1824 г. жили 8 иноков, в 1828 г.- 11, в 1839 г.- 14, в 1860 г.- 37 насельников. В 30-х гг. XIX в. была перестроена Лазаревская ц., в результате сильно изменился облик Преображенского собора («Не могу я забыть, как жестоко испортили вифанскую церковь»,- писал свт. Филарет (Дроздов) наместнику лавры архим. Афанасию (Фёдорову)); в 1832 г. завершилось строительство неудачного в архитектурном отношении казначейского корпуса. В 1860-1863 гг. на средства свт. Филарета, купца Г. А. Красногорова и др. жертвователей шло сооружение нового 2-этажного собора. В нижнем храме в 1863 г. были освящены 3 престола: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя арх. Михаила и во имя мучеников Платона и Романа. 28 июля 1866 г. свт. Филарет освятил в верхнем храме главный престол в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (домовая Свято-Духовская ц. митр. Платона к сер. XIX в. была упразднена), в верхнем храме находился также придел во имя свт. Николая. Одновременно шла перестройка покоев митр. Платона, в 1867 г. была восстановлена домовая церковь, освященная в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1893 г. близ мон-ря по проекту архит. А. А. Латкова построили трехэтажную гостиницу, в 1903-1905 гг.- новую каменную ограду. Обитель владела 37 дес. земли, кирпичным заводом, занималась строительством домов, к-рые продавала или сдавала в аренду. В нач. XX в. в В. м. жили 23 насельника. Сохранившаяся часть Свято-Духовского собора. 1860 - 1866 гг. Фотография. 2004 г. Сохранившаяся часть Свято-Духовского собора. 1860 - 1866 гг. Фотография. 2004 г. В ризнице, находившейся в пристройке к алтарю Лазаревского храма, хранилось множество вкладов в обитель, в т. ч. пожертвованные митр. Платоном серебряные с позолотой, хрустальные и фарфоровые богослужебные сосуды, пожертвованные свт.

http://pravenc.ru/text/158880.html

Некоторое время (с 1799 по 1827 год) в Донском монастыре помещался Духовно-цензурный комитет, на обязанности которого лежал просмотр рукописей духовно-нравственного содержания и одобрение пригодных из них для печати. В 1835 г. известный церковный композитор архим. Феофан, настоятель Донского монастыря, по примеру своего покровителя, митрополита Московского Платона, открывшего Вифанскую семинарию, предоставил здание, где прежде находился цензурный комитет, для помещения Донского духовного училища. Дар архимандрита Феофана принес обильные плоды. Открытое 12 мая 1835 г., по повелению императора Николая 1, училище существует в Донском монастыре, под благодатным покровом Божией Матери, уже более 75 лет и за этот почтенный период своего бытия оно подготовило массу детей для прохождения средней и затем высшей школы, как духовной (академии), так и светской (университетов и лицеев). Его бывшие воспитанники явились не только полезными, но нередко и выдающимися деятелями на общественных поприщах, – и духовном и гражданском. В 1909 г. в монастыре учреждена послушническая школа, в которой проходятся, в объеме курса двухклассной ц.-приходской школы, следующие церковные предметы: св. история, катехизис, церковный устав и церковная история. Сверх того в курс этой школы введены еще специальные предметы: а), краткая история Донского монастыря и б), учение о монашестве: краткая история монашества, правила благоповедения иноков, учение о монашеских обетах и аскетическая литература. Прохождение курса школы дает следующие права: приукаживаются к монастырю только те послушники, которые, кроме других отличных своих качеств и послушания, прошли курс школы; о прохождении курса школы вносится в формулярный список послушника и только прошедшему курс школы дается доступ к монашеству и степеням священства. Для удовлетворения духовных нужд братии имеется в монастыре библиотека. Начало этой библиотеке положено еп. Иаковом (в 1883 г.). Часть книг этой библиотеки была пожертвована часть куплена (библиотека одного частного лица). Епископ Иаков предполагал сделать монастырскую библиотеку публичною.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Получая от власти достаточно средств без своей просьбы, митрополит Платон не гнушался обращаться к ней за деньгами, если речь шла о вверенных его попечению церковных заведениях – будь то Троицкая, Тверская или Перервинская семинарии, Московская Духовная академия, архиерейские дома, подворья или сама Лавра. И что удивительно для нашего времени – всегда получал просимое. Суммарный же вклад вытребованных им у власти в результате личных усилий материальных средств, затраченных на благоустроение Лавры, возрождение запустевших и устройство новых обителей (в частности, Перервинский монастырь в первом случае и Вифанский во втором), ремонт храмов своей епархии, вполне сопоставим с добровольными царскими пожалованиями, если только не превышает их. Две жизни Почитание власти, особенно монаршей, беспрецедентно сакрализованной в XVIII в., было неотъемлемой чертой личности митрополита Платона. Это почитание сквозит, точнее, этим почитанием буквально дышит все проповедническое наследие знаменитого витии. (К примеру он мог, совершенно в духе своего времени, приветствуя императрицу речью, провести параллель со с евангельскими словами: " Откуду ми сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне " .) Это же почитание побуждало его " гнать " из Москвы в Лавру при известии о предстоящем высочайшем посещении обители, чтобы самому руководить подготовкой " гратуляции " , написанием од, составлением богословских " диспутов " . Молодые люди – семинаристы – одевались по его указу в белые хитоны с зелеными лентами поверх обычных платьев, выстраивались в шеренги по обе стороны аллеи, по которой проезжали высокие гости, пели канты. Хлебосольный хозяин обители, принимая их, служил в их присутствии всенощную и Литургию, произносил речи, угощал в своих покоях, в конце концов провожал, получив очередные пожалования на обитель и семинарию. Однако такое отношение удивительным образом сочеталось в личности московского владыки с детской бескомпромиссностью, когда речь заходила об ущемлении властью интересов Церкви. Именно это свойство, как и полное отсутствие способности лицемерить в этом случае, лежало в основе его непреодолимого и в конце-концов осуществленного желания навсегда оставить все свои придворные должности и искать покой в любезной его сердце Лавре, а позднее – в устроенной по своему вкусу Вифании.

http://religare.ru/2_98175.html

Ради чего? Ради «единого на потребу», т. е. духовного жития, чисто монашеского. Так, и опять твердая почва и основа его жизни личной, нравственный подвиг – сохранили его от искушений и увлечений величием святительской власти и влекли его в тишину и уединение монастырской жизни. Мы знаем, что по послушанию высшей власти, митрополит Платон оставался на святительской кафедре, – но смотрите, куда направило всю его духовную силу это желание «единого на потребу», – и как он выполнил это свое послушание высшей власти. То же начало нравственного подвига, которое он положил в основу своей жизни, указало ему и направление деятельности и использование им своего высокого положения и влияния в сродной этому началу области; разумеем его заботы о питомниках духовной жизни – монастырях и о духовном просвещении школьном. Войдите в Лавру, в монастыри Перервинский, Махрищский, Бирлюковский и другие, и вы увидите почти на всём руку митрополита Платона. Всё, что есть в них, и особенно в Лавре, изящного, —666— стильного, величественного: всё это сделали руки Платона. И как он любил монастыри, об этом свидетельствует рассказ, как митрополит Платон, уезжая последний раз из Перервинского монастыря, слез с лошади и со слезами целовал ворота монастыря. Разве это не трогательно и разве это не говорит о горячей любви святителя к очагам духовной жизни. Но всё же поистине любимым детищем его был этот монастырь Вифанский, где мы теперь и молимся и утешаемся. Святитель устроил его сначала для погребения лаврских монахов, а Вифанией назвал в памятование будущего воскресения, по подобию воскресшего Лазаря. Смотрите, как здесь всё носит печать великого духа Платона, всё дышит им и напоминает его, даже помимо этого гроба святителя. Так, в рукотворенных храминах воплотил святитель храмину своей души, в коей жил и горел священный огонь любви к духовной жизни и монашескому подвигу. Подобным же вещественным памятником любви святителя к духовному просвещению является и Спасо-Вифанская семинария. Смотрите, как он понимал духовное просвещение и как связал он его с началами духовной жизни и нравственного подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010