Разделы портала «Азбука веры» ( 28  голосов:  3.9 из  5) Глава седьмая (1806–1809) I В 1806 году мы провели все лето в Горках; в тамбовскую деревню не ездили, а только во время Успенского поста были на богомолье у Троицы. Отправились мы 4 августа в большой линейке: Дмитрий Александрович и я, взяли с собой старшую девочку — Грушу (ей было уже 12 лет) и приехали обедать к Анне Васильевне Титовой в Сокольники. С нами сговаривались ехать и ее дочери к Троице, и, отобедав у Титовой, мы все уселись в нашу линейку и поехали. Ночевали в Дмитрове на квартире у одного купца, напротив моста. Наутро мы выехали из Дмитрова в седьмом часу и к девяти приехали в село Озерецкое; обедали, выждали, чтобы свалил жар, и отправились в Хотьков монастырь. Там, как водится, отслужили панихиду по родителям преподобного Сергия и тотчас же поехали к Троице и остановились в гостинице. В то время там пребывал преосвященный митрополит Платон. Узнав, что он назавтра, в Преображенье, будет служить у праздника в Вифании, мы положили туда ехать к обедне. Вифания начала свое существование только при митрополите Платоне и устраивалась на моей памяти. При его предместнике, преосвященном Самуиле, который, как мне сказывали, временно управлял Московскою митрополией (после убиения во время чумы преосвященного Амвросия), архиерейский загородный дом был несколько левее Вифании; там были прекрасные обширные пруды, саженые рощи, которые я застала, и много кедровых деревьев. Это место не полюбилось преосвященному Платону; он выбрал место поправее, построил там для себя дом с церковью и назвал ее Вифания. Когда после коронования император Павел со всем семейством ездил на богомолье в Лавру, то посетил бывшего своего законоучителя, митрополита Платона, в Вифании и там у него кушал. Много рассказывали о новой Вифанской церкви, устроенной внутри наподобие горы Фавор: кто хвалил, а кому и не нравилась, и вот наконец довелось мне и самой ее видеть. Нам сказали, что обедня начнется в восемь часов, и мы встали пораньше, так что в семь часов были уже готовы ехать; проехали эти три версты от Троицы до Вифании и туда поспели еще до благовеста. В этот день я видела архиерейское служение все вполне, от начала до конца.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 22 февраля (7 марта) Священномученик Виктор Моригеровский и мученица Ирина Смирнова С вященномученик Виктор родился 17 апреля 1872 года в селе Минеево Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Моригеровского. Виктор Иванович окончил в 1889 году Заиконоспасское духовное училище, в 1896 году – Вифанскую Духовную семинарию, в 1901 году он был рукоположен во священника к Никольской церкви села Черленково Волоколамского уезда Московской губернии. В XVI веке в этом селе был мужской монастырь, приписанный к Иосифо-Волоколамскому монастырю. Впоследствии монастырская церковь была превращена в приходскую. В 1931 году отец Виктор был арестован по обвинению в отказе от выполнения общегосударственных повинностей и приговорен к двум годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Не согласившись с обвинением, он подал кассационную жалобу в суд и был оправдан. В 1933 году власти снова арестовали священника по обвинению в контрреволюционной агитации. Тройка ОГПУ приговорила его к трем годам ссылки в Казахстан. В июне 1934 года отец Виктор вернулся домой и вновь стал служить в Никольском храме. Во время гонений на Церковь в конце тридцатых годов власти стали собирать сведения о тех, кого предполагали арестовать. 22 января 1938 года следователь допросил Петра Павловича Розова, который служил священником в Никольской церкви, но в 1937 году оставил служение и поступил работать в контору «Союзплодовощ». Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «Из фактов контрреволюционной деятельности Виктора Ивановича Моригеровского мне известно следующее. 27 декабря 1937 года в доме Моригеровского был священник из села Поречье Уваровского района Василий Никитский; последний хотел поступить священником в село Левкоево Шаховского района. В разговоре с Никитским о переходе его в Шаховской район Моригеровский сказал: “Советская власть в нашем районе никакого житья не дает духовенству. Налогами нас, видать, не осилили, так начали пачками арестовывать”.

http://fond.ru/kalendar/261/irina/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 26 ( 9 октября) Священномученик Димитрий Розанов Священномученик Димитрий родился 24 октября 1890 года в семье псаломщика Спасской церкви в селе Ивашково Волоколамского уезда Московской губернии Ильи Ивановича Розанова. В 1907 году Дмитрий окончил Волоколамское Духовное училище, в 1914-м – Вифанскую Духовную семинарию и в том же году был рукоположен во священника к Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни Московской губернии, где игумения София (Быкова) приходилась тетей его супруге. Безмятежными были годы служения отца Димитрия в Зосимовой пустыни до того времени, пока не наступили гонения на Церковь после прихода к власти безбожников. Первые годы гонений пустынь оставалась в относительном покое, существуя под видом сельскохозяйственной коммуны. Опытная не только в духовной жизни, но и в хозяйственной, игумения Афанасия (Лепешкина), сменившая игумению Софию, которой к этому времени было около восьмидесяти лет, умело вела отношения с властями – благоразумно и выдержанно, не роняя и не принижая высокий сан руководительницы православного монастыря. 12 мая 1922 года из монастыря были изъяты на основании декрета от 23  февраля 1922 года последние церковные ценности. Отцу Димитрию удалось договориться с властями и отдать вместо риз с икон Божией Матери и Спасителя, венчика с Распятия, ризы от креста с мощами и крышки от Евангелия – серебряные монеты, медали, лампады, ложки, подстаканники, солонки и тому подобные серебряные предметы того же веса. Гонения в начале тридцатых годов, имевшие целью истребить все признаки монашеской жизни, не обошли и не могли обойти обители. Сначала был закрыт монастырь, и монахини расселились по окрестным селам и деревням, не желая уходить далеко от стен горячо любимой обители, а в мае 1931 года все монахини и послушницы были арестованы; при аресте их разделили на две группы, в одну попала игумения Афанасия с монахинями и послушницами, в другую – священник Димитрий Розанов с монахинями и послушницами. Отец Димитрий был арестован 28 мая и заключен, как и все насельницы Зосимовой пустыни, в темницу при Наро-Фоминском отделении НКВД.

http://fond.ru/kalendar/950/dimitriy/

Священно-церковно-служители и старосты церковные Священники 1) Иосиф Терентьевич Соловьев, 1814–1828 гг. По окончании курса в Московской академии, 1792 г. февр. 1 дня посвящен во диакона к Богословской, что в Бронной, Никитского сорока, церкви. 30 авг. 1796 г. рукоположен во священника к Николаевской, на Старом Ваганькове, церкви. 17 янв. 1813 г. перемещен, Сретенского сорока, к ружной Покровской, что в Покровском, церкви, а в январе 1814 г. переведен к Крестовоздвиженской церкви. † 1830 г. в ноябре. 2) Василий Симеонович Советов, 1828 – 1831 гг. По окончании курса в Спасо-Вифанской семинарии, два года был Дмитровских духовных училищ инспектором и уездного училища учителем по латинскому яз., арифметике и географии. 9 мая 1827 г. посвящен во диакона в Петро-Павловской, на Якиманке, церкви и того же года 21 мая рукоположен во священника «в Военный гофшпиталь»; в 1828 г. апр. 13 перемещен в Запасный дворец, а 8 авг. того же года – к Крестовоздвиженской церкви, † 4 июля 1831 г. 3) Николай Васильевич Богородский, 1831–1847 гг. По окончании курса в Московской духовной семинарии в 1817 году, 21 мая 1819 года посвящен во священника к Воскресенской г. Коломны церкви; был учителем низшего отделения Коломенского уездного училища, а потом и инспектором училищ духовного и приходского; с 24 авг. 1829 г. – священник Страстного девичьего монастыря, а 9 июня 1831 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. С 1845 г. – духовник округа. † 26 нояб. 1847 года. 4) Георгий Стефанович Колычев, 1847–1849 гг. Из мест. диаконов, определен 1 дек. 1847 г. 5) Александр Васильевич Вишневский, 1849–1886 гг. Сын диакона. По окончании курса в Московской дух. семинарии в 1834 году, посвящен во диакона к Филипповской, на Мещанской, церкви, в 1835 году. 12 февр. 1849 года рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви. С 1842 по 1871 г. был законоучителем в Николаевском детском приюте, а с 1846 до 1871 г., кроме того, законоучителем малолетнего отделения Воспитательного дома и Фельдшерской школы. С 1863 г. – духовник округа. С 1879 г. – протоиерей. В день 50-ти летнего юбилея служения в священном сане, 23 нояб. 1885 г., поднесен ему от прихожан золотой, с драгоценными украшениями, наперсный крест. 184 † 7 июня 1886 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Дамаскин, архиепископ Тульский и Белевский (Россов Дмитрий) Родился в 1778 году в Тверской губернии в семье диакона. По происхождению малоросс. В 1793 году поступил в Троицкую лаврскую духовную семинарию, затем перешел в Вифанскую духовную семинарию, где и окончил курс. 7 августа 1807 года определен учителем в Перервинскую духовную семинарию. 10 мая 1809 года пострижен в монашество, 16 мая рукоположен во иеродиакона и 15 августа назначен проповедником в Московскую духовную академию. 12 августа 1810 года рукоположен во иеромонаха. 18 ноября 1812 года причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры с назначением законоучителем Санкт-Петербургского коммерческого училища. С 5 сентября 1814 года – архимандрит Серпуховского Богородицкого Высоцкого монастыря. В 1816 году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. В Петербурге получил два перемещения: 30 марта назначен в Московский Данилов монастырь, а 3 июля определен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. 27 мая 1819 года переведен в Новгородский Юрьев монастырь. 14 декабря 1819 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В 1821 году, после смерти митрополита Санкт-Петербургского Михаила (Десницкого) , временно управлял Новгородской епархией. С 6 ноября 1821 года – епископ Тульский и Белевский. На Тульской кафедре прослужил 30 лет. В 1850 году возведен в сан архиепископа и назначен в Петрозаводск, но от назначения отказался и, согласно прошению, был уволен на покой. 7 февраля 1851 года получил в управление Белевскую Введенскую Жабинскую пустынь Тульской епархии. Скончался 31 июля 1855 года. Нелестную характеристику преосвященному Дамаскину дает епископ Енисейский и Красноярский Никодим (Казанцев; † 1874). «Он, – пишет Никодим, – оставил после своей смерти сундуки, наполненные серебряными самоварами, подносами и деньгами. А на воротах архиерейского дома оказалась надпись: «здесь продавались самые лучшие места». Все недостатки преосвященного Дамаскина, по мнению епископа Никодима, заключались в его непомерном корыстолюбии, которое иногда обращалось в сущее грабительство. «Впрочем, еще, может быть по слабости душевной, он жесток на суде. Много гибло от его рук людей, стоивших чего-либо. Им управлял иеромонах, после игумен, Никанор, эконом архиерейского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Принц Чарльз посетил усыпальницу своей бабушки в русском монастыре Иерусалима 4 октября, 2016. Новостная служба Наследник престола также возложил цветы к раке с мощами преподобномученицы Елизаветы Федоровны (была тетей бабушки принца Алисы Баттенберг и внучкой английской королевы Виктории) 4 октября. ПРАВМИР. Принц Уэльский Чарльз посетил русский женский монастырь в Гефсимании (Иерусалим), где находится усыпальница его бабушки. В главном храме обители он возложил цветы к раке с мощами преподобномученицы Елизаветы Федоровны Романовой (была тетей бабушки принца Алисы Баттенберг и внучкой английской королевы Виктории), передает пресс-служба Русской Православной Церкви за границей. Наследник престола также пообщался с насельницами русской Гефсимании и ученицами Вифанской школы, после чего он направился в усыпальницу принцессы Алисы. Здесь архимандрит Роман (Красовский), начальник Миссии Русской Зарубежной Церкви в Иерусалиме, совершил краткую заупокойную литию, после которой внук принцессы возложил цветы на ее гроб, поставил свечу и посмотрел старые сохранившиеся в монастыре фотографии. Затем принц Чарльз пожелал в крипте остаться один. Во время визита принца Чарльза в монастырь архимандрит Роман провозгласил ему и всему королевскому дому многолетие на английском языке. Наследник английского престола выразил благодарность архимандриту Роману, игумении Елизавете и насельницам обители.   Фото бабушки принца Алисы Баттенберг: Источник фomo: synod.com Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 августа, 2011 25 июня, 2012 18 декабря, 2014 27 декабря, 2018 18 марта, 2016 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/prints-charlz-posetil-...

Антоний, архиепископ Пермский и Верхотурский (Смолин Петр) Родился в 1806 году в семье священника Саратовской губернии. По окончании Пензенской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. 17 января 1832 года пострижен в монашество, 12 февраля рукоположен во иеродиакона, а 25 июля – во иеромонаха. 22 августа 1832 года окончил курс академии со званием магистра и определен инспектором и профессором философии Ярославской духовной семинарии. 19 декабря 1834 года переведен инспектором в Вифанскую духовную семинарию. 1 июля 1839 года возведен в сан архимандрита. 23 ноября 1840 года назначен ректором и профессором богословия Рязанской духовной семинарии и настоятелем Рязанского Спасского монастыря. В 1845–1846 и в 1857 годах архимандрит Антоний вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. 10 января 1858 года перемещен ректором в Орловскую духовную семинарию. 21 сентября 1858 года хиротонисан во епископа Одесского, викария Херсонской епархии. С 16 ноября 1859 года – епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии. С 9 ноября 1862 года – епископ Пензенский и Саранский. С 21 августа 1868 года – епископ Пермский и Верхотурский. 16 апреля 1872 года возведен в сан архиепископа. 9 сентября 1876 года уволен по болезни на покой в Московский Данилов монастырь. Скончался 21 декабря 1876 года. Архиепископ Антоний был прекрасный проповедник-импровизатор. Очень любил пение. В годы ректорства он отличался исключительной мягкостью и добротой и какой-то необыкновенной чувствительностью. Рост имел крошечный. По свидетельству некоторых, страдал застенчивостью. Рассказываю т такой эпизод. Однажды на торжественном открытии приюта в присутствии многих почетных гостей отец Антоний должен был сказать речь. Он получил благословение от владыки Гавриила, выступил вперед и начал: «Милые дети... Милые дети, сей день...» и смолк. Добрый архипастырь Гавриил с добродушной улыбкой вывел его из этого положения, тихо сказав: «Я думаю, что он больше ничего нам не скажет». Он осенил архимандрита крестным знамением и тем самым дал ему возможность возвратиться на место. Сведущий богослов и классик, отец Антоний так логично, сильно и убежденно говорил, что до глубины души трогал своих учеников и сам от слез часто не мог продолжать свою речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Спасо-Вифанском монастыре откроют памятник митрополиту Платону (Левшину) 22 ноября, 2012. Новостная служба Кроме торжественной церемонии открытия с участием администрации города и священнослужителей, в недавно отреставрированном Спасо-Преображенском храме монастыря пройдет торжественное богослужение. 22 ноября. ПРАВМИР. В Спасо-Вифанском монастыре Сергиева Посада 24 ноября будет открыт памятник основателю обители  митрополиту Платону (Левшину). Кроме торжественной церемонии открытия с участием администрации города и священнослужителей, в недавно отреставрированном Спасо-Преображенском храме монастыря пройдет торжественное богослужение. Митрополит Платон (Левшин)  (1737 — 1812) родился в Московской губернии и был сыном сельского причетника. Приняв монашество, был назначен ректором Троицкой семинарии. Был избран Екатериной II в законоучители к наследнику престола. В 1766 г. Платон назначен архимандритом Троицкой лавры, в 1768 г. — членом Синода, в 1770 г. — архиепископом тверским, с оставлением в должности законоучителя наследника и его невесты, Наталии Алексеевны. В 1775 г. он был переведен на архиепископскую кафедру в Москве, где в продолжение 37 лет, по общим отзывам, являл собой истинный образец епархиального начальника. В 1787 г. возведен в сан митрополита Московского, тогда же основал Спасо-Вифанский монастырь близ Троице-Сергиевой лавры и семинарию при нем.     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-spaso-vifanskom-mona...

Варлаам, архиепископ Тобольский и Сибирский (Успенский Василий Иванович) Родился в 1801 году в селе Ухолове Ряжского уезда Рязанской губернии в семье священника. Окончил Рязанскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 6 ноября 1827 года пострижен в монашество. 11 декабря того же года рукоположен во иеродиакона; 28 июля 1828 года – во иеромонаха. 31 августа 1828 года окончил академию со степенью магистра и назначен инспектором Вифанской духовной семинарии. С 17 января 1833 года – ректор Тульской духовной семинарии; 12 февраля того же года возведен в сан архимандрита Белевского Спасо-Преображенского монастыря. С 10 марта 1834 года – ректор Воронежской духовной семинарии и архимандрит Акатова Алексеевского монастыря в г. Воронеже. С 4 мая 1837 года – ректор Курской духовной семинарии и архимандрит Белгородского Николаевского монастыря. 31 января 1843 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 30 июня 1845 года – епископ Архангельский и Холмогорский. С 4 декабря 1854 года – епископ Пензенский и Саранский. 22 апреля 1860 года возведен в сан архиепископа. С 7 октября 1862 года – архиепископ Тобольский и Сибирский. 12 апреля 1872 года уволен на покой в Троицкий Белгородский монастырь. Скончался 31 марта 1876 года. Погребен под Троицким собором г. Белгорода. Преосвященный Варлаам проявил себя энергичным следователем по делу профессора Санкт-Петербургской духовной академии, протоиерея Г. П. Павского, в отношении перевода Псалтири на русский язык. Он не согласился с мнением Комитета по расследованию и высказал свое особое мнение (Христианское чтение. – 1872, июнь. – С. 202–203). В 1851 году преосвященный Варлаам благословил иеромонаха Митрофана и его брата строителя Пармения на возобновление Кожеезерского Богоявленского мужского монастыря в Архангельской губернии. Преосвященный Варлаам как добрый отец заботился о своей пастве и подведомственном духовенстве. Он с особой любовью относился к сиротам духовного звания и всегда старался закрепить за ними церковно-приходские места.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Евгений, епископ Симбирский и Сызранский (Сахаров-Платонов Макарий) Родился в селе Урене Варнавинского уезда Костромской губернии в семье причетника. Первоначальное образование получил в Костромской духовной семинарии. В 1838 году окончил Московскую духовную академию со степенью магистра и оставлен в ней бакалавром. 29 августа 1838 года пострижен в монашество; 4 сентября рукоположен во иеромонаха. С 21 сентября 1842 года – инспектор Московской духовной академии. 28 февраля 1843 года возведен в сан архимандрита. С 15 февраля 1844 года – профессор академии. 13 февраля 1847 года назначен ректором Вифанской духовной семинарии, а 22 мая определен настоятелем Московского Златоустовского монастыря. С 20 декабря 1849 года – ректор Московской духовной семинарии и настоятель Московского Высокопетровского монастыря. С 31 августа 1853 года – ректор Московской духовной академии. 6 октября 1857 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 13 октября 1858 года – епископ Симбирский и Сызранский. 16 октября 1874 года уволен на покой в Симбирский Покровский монастырь. Скончался 26 июня 1888 года. Епископ Евгений был замечательным архипастырем. Вот что писал митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) о владыке Евгении, когда возникло предположение назначить его ректором Казанской духовной академии, к искреннему другу своему Казанскому архиерею Григорию. «Ректор Московской семинарии Евгений – человек честный и добрый, основательный в познаниях, тихого характера и голоса. Для своих хорош, не блистательный для внешних. Мне было бы желательно, чтобы он продолжал службу у нас, но если ему открывается путь к высшему доверию начальства, да будет то, что служит к общей пользе и ему может быть полезно для дальнейшей службы...» В бытность свою ректором, как и раньше инспектором академии, отец Евгений отличался добрыми качествами ума и сердца, за которые его любили и уважали все. В академии хранились живые предания о глубоком его уме, рассудительности, крайней осторожности, о величавой доброте и милосердии к нищим, о дивном его смирении, о строго-аскетическом образе жизни. Его отношение к подчиненным и студентам было основано на строгих началах справедливости и вместе отеческой любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010