Свято-Троицкая Сергиева лавра Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. Без малого за семь столетий она стала и образовательным центром, и военной крепостью, и местом сосредоточения русских подвижников, и местом тёплой молитвенной помощи каждому уповающему. Содержание История [ править править код ] Обитель была основана в 1337 г. прп. Сергием Радонежским. Со дня основания и до наших дней это одна из самых почитаемых святынь, крупнейший центр духовного просвещения и русской культуры. В стенах Троице-Сергиевой лавры подвизились прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек , духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879) , а также сщмч. митр. Владимир (Богоявленский; †1918). В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Монахами Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских обителей по примеру самого Сергия Радонежского, основавшего при жизни около сорока монастырей. В 1608-1610 гг. монастырь с тремя тысячами человек выдержал осаду тридцатитысячного польско-литовского войска, претендовавшего на Россию и московский трон. Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православия. В 1744 г. монастырь получил почётное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митр. Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII-XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников. С 1814 г. на территории Троице-Сергиевой лавры расположилась Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России (до пожара 1812 г. пребывавшая в московском Заиконоспасском монастыре, там же и основанная в 1685 г.)

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

архиепископ Сергий (Королев) (30.01.1881–18.12.1952) Нравственно-аскетические труды архиепископ Сергий (Королев) Архиепископ Казанский и Чистопольский. Проповедник и духовный писатель. Биография В миру - Королев Аркадий Дмитриевич, родился 18 января 1881 года в Москве на улице Большая Пресня в купеческой семье.  По окончании начальной школы, учился в Дмитровском духовном училище, затем (1896) в Вифанской духовной семинарии. В 1902 году Аркадий поступил на казенный кошт в Московскую духовную академию. Сам он вспоминал, что большое впечатление на него во время обучения в академии произвел тогдашний ректор Санкт-Петербургской духовной академии и будущий Патриарх Сергий (Страгородский). Еще один будущий Патриарх, Алексий (Симанский), был старшим товарищем Аркадия по академии, учился на два курса старше, оба будущих архипастыря были знакомы. На одном курсе с Аркадием учился Тихон (Тихомиров), сын известного православного публициста Льва Тихомирова, будущий архиерей и исповедник. Обучение Аркадия на двух старших курсах пришлось на годы первой Российской революции. Фактически, второй семестр 1904/05 и первый семестр 1905/06 учебных годов студенты не учились. В многочисленных студенческих собраниях, митингах, подписаниях петиций Аркадий не участвовал. В 1906 году Аркадий Королев закончил обучение в Московской духовной академии и отправился в Яблочинский монастырь. 20 июня 1907 года епископ Евлогий постриг его в монашество. В 1908 году он был рукоположен во иеромонаха, а в 1914 году был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Яблочинской обители. В 1916 году из-за немецкого наступления монастырь был эвакуирован. Отец Сергий вместе с другими монашествующими выехал в Москву, где разместился в знаменитой Марфо-Мариинской обители. В 1917 году он находился в городе Кобеляки Полтавской губернии. Здесь он и встретил обе революции 1917 года, провозглашение независимой Украины, Брестский мир и оккупацию Украины немцами.  25 апреля 1920 года началась война между Польшей и советской Россией. В разгар военных действий, осенью 1920 года, указом Святейшего Патриарха Тихона отец Сергий Королев был назначен епископом Бельским с возложением на него временного управления Холмской епархией, но владыка Сергий не смог исполнить возложенное на него послушание. Польские власти не признали его хиротонию действительной, и он был вынужден оставаться в своем монастыре. Тем временем обстановка накалялась, и государство пошло на открытое вмешательство в церковные дела. Иерархи, не согласные с созданием Польской автокефальной Православной Церкви и не имевшие польского гражданства, были подвергнуты высылке. Архиепископ Елевферий (Богоявленский) оказался в соседней Литве, а епископа Сергия арестовали и в апреле 1922 года вывезли в Чехословакию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Korolev...

Архимандрит Виктор (Саврасов) – строитель и настоятель Московского Сретенского монастыря (1853–1859, 1872–1880) Алла Осипова Московский Сретенский монастырь      Лавра и окрестности Архимандрит Виктор (Саврасов) родился в 1798 году , в миру его звали Василием. Рос Василий в семье мещан города Рузы (Московская область), учился в местном мещанском училище. Окончив курс, поступил послушником в Давидову пустынь . 24 июня 1825 года был принят в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в число братства, где исполнял обязанности канонарха . Здесь же 11 января 1830 года был пострижен в монашество с наречением имени Виктор. Рукоположен в иеродиакона Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским, 5 июля 1830 года. Посвящен в иеромонаха митрополитом же Филаретом 5 сентября 1832 года и определен смотрителем и закупщиком Лаврской трапезы. 9 августа 1839 года по предложению учрежденного собора, одобренному митрополитом, был определен Вифанским казначеем на место переведенного в Лавру соборного иеромонаха Сергия. К концу месяца отец Виктор принял обитель в свое ведение . Спасо-Вифанский монастырь      В летописи Вифанского монастыря значится следующее. 11 марта 1840 года по рапорту Вифанского казначея Виктора учрежденный собор Лавры утвердил ризничим иеромонаха Евгения; прежний ризничий, иеромонах Арсений, был отстранен от указанной должности по неспособности к ней. 29 июня 1841 года в храме Преображения Господня митрополит Филарет за усердное прохождение должности возложил набедренник на казначея Вифанского монастыря иеромонаха Виктора. В январе 1843 года по предложению отца Виктора вместо обветшавшей деревянной братской бани, находившейся внутри стен обители, решено было построить новую каменную баню, а для безопасности от огня построить ее «под горой», на берегу Ершовского пруда. И уже летом 1844 года за оградой Вифанского монастыря, на месте предварительно разобранной ветхой деревянной житницы, была построена новая каменная братская баня с предбанником и водогрейной, покрытая тесовой кровлей.

http://pravoslavie.ru/67954.html

митрополит Никанор (Клементьевский) (26.11.1787–17.09.1856) Слова и речи митрополит Никанор (Клементьевский) Доктор богословия, проповедник. Первенствующий член Святейшего правительствующего Синода, почётный член Санкт-Петербургских университета и академии наук, медико-хирургической академии, археологического общества. Биография В миру Клементьевский Николай Степанович, родился в семье священника Успенской церкви Сергиева Посада, что в Клементьеве, Московской епархии, Стефана Алексеева. В 1797 г. поступил во второй низший класс семинарии, причем ему дана фамилия Клементьевский, по месту рождения. В 1809 г. по окончании семинарии митрополит Платон (Левшин) назначил его в ту же семинарию учителем греческого и еврейского языков. Позже он, кроме того, получил класс риторики и красноречия В апреле 1812 г. - пострижен в монашество (9 апреля), рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха. В июле 1813 года был назначен проповедником академии и соборным иеромонахом Московского Донского монастыря. В 1814 году был определён бакалавром исторических наук Московской академии и членом академического цензурного комитета. Через два месяца был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры с возведением 31 октября 1814 года в сан архимандрита. Одновременно был назначен настоятелем Спасо-Вифанского монастыря. В августе 1818 года был определён ректором и профессором богословия в Вифанскую семинарию с назначением в члены Московской консистории и перемещением в Коломенский Голутвин монастырь. 19 апреля 1819 г. перемещен в Московский Высокопетровский монастырь. 28 марта 1826 г. хиротонисан во епископа Ревельского, викария Петербургской епархии с поручением управления Сергиевой пустынью. С 1827 г. - член конференции С.-Петербургской духовной академии. В августе 1831 г. назначен епископом Калужским. За три года управления Калужской епархией он сделал то, на что потребны многие годы и расположил к себе сердца людей так, что они желали жить и умереть с ним по слову Писания: " не обидел, ниже утеснил вверенных ему словесных овец " .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Сергиев Посад. Спасо-Вифанский монастырь. Церковь Спаса Преображения (восстановленная). Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 2008 и 2011. Адрес: Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25 Координаты: 56.287456, 38.177426 Проезд:от от ж/д станции Сергиев Посад маршрутным такси 74 до остановки Птицеград (в сторону поселения Лоза). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Воссозданная в 2008-2011 гг. церковь Преображения Господня поражает своей необычной архитектурой и интерьером, имитирующим гору Фавор. Однако нельзя сказать, что в природе больше нет ничего подобного. Дело в том, что по данному проекту в свое время было построено три храма: помимо церкви в Вифанском монастыре это Троицкий собор Стефано-Махрищского монастыря и церковь Спаса Преображения в с. Творишичи в Брянской области. Троицкий собор Стефано-Махрищского монастыря, к сожалению, был утрачен в советское время. А вот храм в с. Творишичи сохранился и послужил прототипом при воссоздании церкви Преображения Господня Спасо-Вифанского монастыря. Источники информации: рассказы очевидцев и собственные впечатления На подмосковной земле напоминанием о чуде воскрешения Лазаря стала Спасо-Вифанская обитель, устроенная попечением Лавры преподобного Сергия Радонежского. Место, названное позже Вифанией, а прежде носившее имя Корбуха, стал обустраивать ректор Троице-Сергиевой семинарии архиепископ Московский Платон (Левшин). В 1783–97 гг. это был скит Троице-Сергиевой лавры. Название «Вифания» новый скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской. Центром Вифании стал небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1783-1785 гг. Собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и возрождало, пусть в миниатюрных размерах, образ раннехристианских храмов, включая Софийский собор в Константинополе. Сходство с храмами первых веков христианства усиливалось в интерьере Спасо-Преображенского собора благодаря колоннаде, устроенной для поддержки хор верхнего яруса. Много позднее колонны были заменены консолями.

http://sobory.ru/article/?object=14042

Arhiva La Serghiev Posad va fi prezentat studiul tiinific dedicat istoriei Mnstirii de clugri cu hramurile „Hristos Mântuitorul” i „Sfântul Lazr din Betania, cel a patra zi înviat” 8 februarie 2019 17:25 В январе 2019 года в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры вышла в свет монография «Вифания митрополита Платона». Над книгой работали научные сотрудники Сергиево-Посадского музея-заповедника О.И. Зарицкая, К.А. Филимонов, Л.А. Шитова. В научный оборот вводится обширный материал, включающий целый ряд неизвестных ранее архивных документов о митрополите Платоне (Левшине) и восстановленном ныне из руин Спасо-Вифанском монастыре .   Многие аспекты истории Вифании, особенно начального этапа существования обители, впервые освещены в этом издании. Завершает книгу рассказ о восстановлении Спасо-Вифанского монастыря после долгих лет запустения. Идание увидело свет усилиями настоятеля обители иеромонаха Аверкия (Лопатюка) при поддержке профессора, заведующей кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Е.В. Черниковой. 13 февраля в Сергиевом Посаде в рамках выставки выставка «Преподобный Сергий Радонежский — помощник государству и государям российским» пройдет презентация монографии.   Организаторы мероприятия — Министерство культуры Московской области, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Спасо-Вифанский монастырь. Начало в 15.00. Место проведения: м/к «Конный двор». Адрес: г. Сергиев-Посад, ул. 1-й Ударной Армии, д. 2. Известно, что с 1763 по 1773 г. архиепископ Платон (Левшин) почти неотлучно проживал в Санкт-Петербурге, исполняя должности придворного проповедника и законоучителя наследника престола Павла Петровича. Находясь при царском дворе, владыка сумел внушить императрице глубокое чувство благоговения перед древним Троице-Сергиевом монастырем и его основателем. Не случайно на праздник памяти преподобного Сергия в сентябре 1767 г. из Москвы в Лавру государыня шла пешком. Однако роскошная и суетная жизнь при дворе всегда тяготила архиерея, он не раз подавал прошения об уходе на покой, но получал отказ. Стремление к уединенному иноческому подвигу все же не покидало его.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5370838...

«Народ его любил, чувствуя в нем настоящего пастыря» Памяти владыки Иоанна (Разумова) 120 лет назад, 28 октября 1898 года, родился митрополит Иоанн (Разумов), один из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви XX века. Более 30 лет – с 1954 по 1987 годы он возглавлял Псковскую и Порховскую епархию. Ранее он был наместником Троице-Сергиевой лавры, а еще раньше – келейником Патриарха Сергия (Страгородского) . «Митрополит Иоанн, один из самых старейших архиереев в то время в Русской Православной Церкви, келейник ещё Патриарха Сергия, удивительный духоносный старец, исполненный бесконечной любви ко всем людям, которые встречались на его пути, к монахам и к мирянам. Такого архиерея сейчас редко увидишь». Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ВЛАДЫКИ ИОАННА Митрополит Иоанн (Разумов) Будущий митрополит Иоанн (в миру Дмитрий Александрович Разумов) родился 28 октября 1898 года в Коломне, в семье священника. В 1914-м году он окончил Коломенское духовное училище. В годы Первой мировой войны (1914–1917) учился в Вифанской духовной семинарии, одновременно был послушником Вифанского Преображенского монастыря. В 1916-м году, по некоторым данным, поступил послушником в Смоленско-Зосимову пустынь при Троице-Сергиевой лавре, где оставался до ее закрытия. В 1923-м году был переведен в Московский Богоявленский монастырь. 24 ноября 1924 года был пострижен в мантию с именем Иоанн, в честь святителя Иоанна Милостивого. 25 ноября епископом Августином (Беляевым) был рукоположен во иеродиакона. С 1928 по 1936 год служил иеродиаконом в Успенском соборе Каширы. 1/14 октября 1942 года епископом Саратовским Григорием (Чуковым) отец Иоанн был рукоположен во иеромонаха; 8 октября – в сан игумена; а 26 октября – в сан архимандрита. С 1936 года он был келейником Патриаршего Местоблюстителя Сергия (Страгородского). С октября 1941 года по август 1943 года находился с ним в эвакуации в Ульяновске, служил там в Казанском соборе. Архимандрит Иоанн оставался келейником Патриарха Сергия до самой его кончины, первым обнаружил его бездыханным и первым сообщил моего смерти.

http://pravoslavie.ru/116840.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) митрополит Трифон (Туркестанов) (в миру Борис Петрович Туркестанов). Родился он 29 ноября 1861 года в Москве. Отец его, князь Туркестанов (1830 — 1891), был прямым потомком древнего княжеского рода из Грузии. Прадед, князь Борис Панкратьевич Туркестаношвили, в память которого он получил имя, выехал в Россию при Петре I. Мать будущего святителя — Варвара Александровна, урожденная княжна Нарышкина. Во время тяжелой болезни сына, еще младенца, когда врачи потеряли надежду на его выздоровление, мать ходила в церковь святого мученика Трифона и молилась об исцелении сына, обещая после выздоровления посвятить его Богу и, если сын сподобится монашеского чина, дать ему имя Трифон. Когда младенец выздоровел. Варвара Александровна совершила с ним поездку в Оптину Пустынь к прославленному на всю Россию старцу Амвросию. Встречая их, старец неожиданно сказал стоящему перед ним народу: «Дайте дорогу, архиерей идет». Расступившиеся люди с удивлением увидели вместо архиерея женщину с ребенком. В 1887 году Борис, получив благословение родителей, поступил послушником в Оптину Пустынь к старцу Амвросию, который и благословил его на монашество. В 1891 году Борис принял монашеский постриг с именем Трифон в честь святого мученика Трифона — так исполнился обет, данный матерью. Вскоре о. Трифон был рукоположен в иеродиаконы, а затем в иеромонахи. Старец Амвросий благословил его на учебу в Московской Духовной академии. Во время учебы иеромонах Трифон избрал служение в пересыльной тюрьме. В 1895 году о. Трифон окончил Академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Древнехристианские и Оптинские старцы». Он знал пять языков: греческий, латынь, французский, немецкий и английский. С 1895 по 1901 год о. Трифон был смотрителем Московского Духовного училища, ректором Вифанской, а затем Московской Духовных семинарий. 18 июля 1901 года он стал епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, и был на этом посту почти 15 лет. Епископ Трифон часто совершал богослужения, очень полюбившиеся москвичам, много проповедовал, вел огромную церковную и общественную работу, не оставляя и своих научных трудов. За удивительный дар слова верующий народ прозвал его «Московским Златоустом». Владыка был духовно связан со многими подвижниками Русской Церкви — Оптинскими старцами Анатолием и Варсонофием (которого возвел в сан архимандрита), старцем Гефсиманского скита Варнавой, старцем Захарией. После начала Первой мировой войны епископ служил в действующей армии. На польском фронте он получил контузию и вынужден был возвратиться в Москву с расстроенным здоровьем. В 1916 году епископ Трифон ушел на покой в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь. После поездки на фронт он снова возвратился в 1917 году в Новый Иерусалим.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/tri...

«Чем младше дети, тем мера с масками абсурднее». Как живет единственная русская школа в Палестинской автономии 17 октября, 2020. Диакон Александр Занемонец Монахиня Мария (Валль) — о критическом мышлении и сострадании В Палестине есть только одна русская школа: она находится в Вифании и принадлежит монастырю Марии Магдалины в Гефсимании, который относится к Русской Зарубежной Церкви. Монастырь возник в начале 30-х годов, а школа и детский приют — в 1937 году. Каково учить детей-мусульман в христианской школе, как найти точки соприкосновения с людьми другой веры, почему трудно работать в пандемию, рассказала директор этой школы монахиня Мария (Валль). — Мать Мария, в марте начался карантин, который сейчас объявляют снова. Как выживает Вифанская школа в этой ситуации? — Этот год очень сложный. Мы закрылись в марте, три месяца пытались обучать детей дистанционно. В итоге обсудили с учителями, как идет дело. Они сказали, что не могут оценить эффективность, она под большим вопросом. Но не следовать карантину и открывать школу мы тогда не считали возможным. В июне разрешили открыть детские сады, я сразу возобновила работу нашего сада при школе. До каникул мы успели проработать три недели: две недели нагоняли программу, а потом всех тестировали и на основе результатов теста брали в школу. За время карантина кто-то из родителей занимался с детьми, кто-то нет: это был первый случай, когда мы взяли в школу не всех, кто был в саду. Также часть детей мы не перевели в следующий класс, сократили число учеников в классах. — Сколько детей в школе сейчас? — 369. До пандемии и всех экономических сложностей было 411. Я хотела сократить вдвое, до 250, но не получилось. Я провела с каждым классом родительское собрание, со всеми говорила отдельно. Сказала, что у меня 32 страницы указаний от министерства здравоохранения (включая то, в какой последовательности и как надо мыть парты). Есть ряд пунктов, которые я выполнить не могу. Например, чтобы держать дистанцию в полтора метра, у нас должно быть не больше 15 детей в классе. Кто-то должен уйти, кто готов? Никто не хотел уходить, поэтому сейчас у нас в классах по 20 человек.

http://pravmir.ru/chem-mladshe-deti-tem-...

Сергиев Посад. Спасо-Вифанский монастырь. Спасо-Вифанское подворье Троице-Сергиевой лавры Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1783. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, д. 25 Координаты: 56.287833, 38.177402 Проезд:с Ярославского вокзала до г.Сергиев Посад, далее автобус или маршрутное такси 36 от автовокзала или остановки " Улица Карла Маркса " 3 км к югу от Гефсиманского скита вдоль пруда; Птицеград Изменить описание объекта Фото начала ХХ века. Альбом «Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» http://andcvet.narod.ru/serg_l/03/sam.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/SERG.html, http://andcvet.narod.ru/serg_l/sam1.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/01/sam.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты Спасо-Вифанский монастырь, 2 класса, в 3 верстах от Лавры.  Устроен в продолжение 1783-1787 годах митрополитом Платоном. Его стараниями здесь построен был двухэтажный каменный храм: верхний — в честь Преображения Господня, а нижний — в воспоминание Воскрешения праведного Лазаря, почему и место монастыря названо Вифанией. Внутри храма Преображения сделана искусственная гора, на подобие горы Фаворской, и на вершине ее алтарь с круглым резным иконостасом, украшенным цветными стеклами и позолотой. По обеим сторонам горы устроены лестницы, которые ведут к южным и северным дверям алтаря, где в углублении, на горном месте, сохранилось седолище преосвященного Платона и над ним рипиды, которые употреблялись во время священнодействия. В алтаре замечательна икона, присланная королем Франции Людовиком XVI, в дар митрополиту Платону, и резное из кости изображение «Поклонение волхвов» — вклад императрицы Марии Федоровны. Под храмом Преображения в вертепном храме Воскрешения Лазаря, на левой стороне от входа, в особом отделении, находится гробница над местом погребения митрополита Платона. Рядом с могильной храминой митрополита Платона, у стены, под балдахином, поставлен гроб преподобного Сергия, в котором были обретены его мощи; он в продолжении пяти столетий сохранился без малейшего следа разрушения и был перенесен митрополитом Платоном вместе с образом преподобного Сергия из Успенского собора Лавры в 1786 году. Направо от храма находится двухэтажный большой собор во имя Сошествия Святого Духа и Тихвинской иконы Богоматери, выстроенный в 1866 году. К этому собору примыкает двухэтажный деревянный на каменном фундаменте дом митрополита Платона, сохранивший распределение и убранство покоев того времени. При монастыре находится Вифанская духовная семинария.

http://sobory.ru/article/?object=06553

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010