Евлампий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Пятницкий Петр Никитич) Родился в семье священника Ярославской епархии. С 1805 года учился в Ярославской духовной семинарии. В 1816 году поступил в Московскую духовную академию. 18 сентября 1820 года окончил академию со степенью магистра богословия и был назначен бакалавром. 21 ноября 1822 года пострижен в монашество; 6 декабря рукоположен во иеродиакона, а 9 декабря – во иеромонаха. 24 ноября 1824 года возведен в сан архимандрита. С 15 февраля 1826 года – инспектор академии; с 19 марта – настоятель Дмитровского Борисоглебского монастыря и в том же году назначен экстраординарным профессором академии. С 31 декабря 1828 года – член Московского цензурного комитета. С 28 марта 1830 года – настоятель Московского Знаменского монастыря. С 27 апреля 1831 года – настоятель Можайского Рождество-Богородичного Лужецкого монастыря. 18 ноября 1831 года назначен ректором Вифанской духовной семинарии. 11 февраля 1834 года хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, в Казанском соборе Санкт-Петербурга. С 22 июня 1840 года – епископ Орловский и Устюжский. 13 июня 1853 года уволен на покой в Свияжский Богородицкий монастырь. Скончался 12 марта 1862 года. Погребен в Свияжском Успенском монастыре Казанской епархии, в пристройке к Никольскому храму. В годы ректорско-преподавательской деятельности архиепископа Евлампия (тогда еще архимандрита) характеризовали добрым, непридирчивым, но очень нерасторопным. Он был плохой администратор и преподаватель. Студенты не любили ни его лекции, ни его записки. Изучение его записей они считали для себя настоящим наказанием и поэтому часто осыпали автора беспощадными сарказмами. Но многие студенты были последователями его благочестивой жизни. Он отличался необыкновенным усердием к равноевангельскому житию. Из 35 студентов его выпуска 10 приняли монашество. Вступив на пост архипастырского служения, преосвященный Евлампий произвел самое приятное впечатление на свою паству и духовенство, а последующая постническая и благочестивая жизнь еще более укрепила к нему всеобщую любовь. Он часто говорил проповеди, чем привлекал народ к посещению богослужений. Даже многие из раскольников уважали преосвященного.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Евсевий, архиепископ Могилевский и Мстиславский (Орлинский Евфимий Поликарпович) Родился в 1808 году в селе Черный Верх Белевского уезда Тульской губернии в семье диакона. Первоначальное образование получил в Тульской духовной семинарии. В 1828 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1832 году со степенью магистра. 29 мая 1832 года пострижен в монашество; 1 июля рукоположен во иеродиакона, а 3 июля – во иеромонаха и 29 августа того же года назначен инспектором Вифанской духовной семинарии. С 25 ноября 1834 года – инспектор Московской духовной семинарии. С 21 ноября 1838 года – инспектор и бакалавр Московской духовной академии; 15 октября того же года возведен в сан архимандрита. 17 ноября 1841 года назначен ректором Московской духовной академии. 9 апреля 1842 года определен настоятелем Московского Богоявленского монастыря. 31 августа 1845 года перемещен в Высокопетровский монастырь. 9 марта 1847 года хиротонисан во епископа Винницкого с назначением настоятелем Шаргородского Николаевского монастыря и ректором Санкт-Петербургской духовной академии. 10 декабря 1850 года перемещен на Самарскую кафедру. С 3 ноября 1856 года – епископ Иркутский и Нерченский. В марте 1858 года возведен в сан архиепископа. С 29 августа 1860 года – архиепископ Могилевский и Витебский. До 1876 года состоял почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии. 16 апреля 1878 года избран в члены Святейшего Синода. 6 октября 1882 года уволен на покой с оставлением в звании члена Святейшего Синода. Скончался 21 февраля 1883 года. Погребен в Могилевском Спасском монастыре. Архиепископ Евсевий был мужем учительным, неустанно проповедовавшим слово Божие. Очень важно, что он учитывал нужды своей разнородной паствы, и там, где требовалась национальная речь для понимания слова Божия, не боялся совершать богослужения на национальном языке, как это он сделал в одной из церквей Могилевской епархии, где находилось много переселенцев-латышей. Паства очень любила его за доброту и отеческое отношение к нуждам пастырей и пасомых. Когда, например, преосвященный Евсевий прощался со своей Самарской паствой, то все, кто находился в то время в храме, не могли удержаться от слез. Плакали неподкупно, от сердечной горести, вызванной предстоящей разлукой.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Л. Анисов XXXVI глава 29 июня 1807 года, в день своего семидесятилетия, митрополит Платон, отслужив в Чудовом монастыре Божественную литургию, обратился к пастве с последней своей проповедью. В прощальном Слове, как бы извиняясь, Московский владыка объяснил, что по слабости здоровья прекращает говорить проповеди, и призвал собравшихся воздать благодарение Богу за то, что Господь помог ему «сей спасительный проповедания Божия слова подвиг продолжать через целые пятьдесят лет». Он заплакал, как и все те, кто слушал его. В тот год смерть родного племянника, единственного помощника в хозяйстве, так опечалила владыку, что он едва мог утешиться, «призывая себе на помощь рассудок и веру» 293 . После кончины племянника митрополит утвердил первое и написал второе завещание. Приведем его текст: «Книги все, какие после меня останутся, в библиотеку Спасо-Вифанской семинарии, в которую уже вся моя библиотека и отдана. Денег после меня других не останется и потому прошу в изыскании их не трудиться, ибо какие были деньги от жалованья и доходов, те все, по желанию моему, распределены, а именно: 1. Положено 10000 руб. в банк на Лавру для поминовения моего, на что и билеты из Воспитательного дома в Соборе есть с моею подписью. 2. Положено на семинарию и на учеников Платоновых 10000 руб., на что и билет в Соборе с моею подписью. 3. Положено еще 10000 руб. на богадельных Вифанских и на монастырь Спасо-Вифанский и на семинарию Вифанскую, на что есть билет с моею подписью. 4. А как разделять с сих 30 000 рублей полученные проценты и как их распорядить, предоставляю будущему Начальнику и Учрежденному Собору, с тем что они могут и весь капитал потребовать, ежели какая по какому месту польза или необходимая нужда принуждать будут. Положено еще 10 000 рублей: на Московскую академию – 4 000 руб., на Чудов – 2 000 руб., на внуков моих – 4 000 руб., на что есть и билет в Соборе с надписью моею». Он готовился к своему исходу. Но, отметим здесь, духа не угашал. В начале декабря 1808 года вышел Указ Святейшего Синода о вызове в Комиссию духовных училищ иеродиакона Филарета (Дроздова) , «для усмотрения и определения его соответственно его знанию и способности».

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Неофит, епископ Архангельский и Холмогорский (Докучаев-Платонов Никифор) Родился в Московской губернии в семье причетника. 19 января 1791 года определен в Троице-Сергиеву духовную семинарию. Высшее образование получил в Московской духовной академии. 6 сентября 1802 года назначен учителем Троице-Сергиевой духовной семинарии. 4 сентября 1804 года переведен в Вифанскую духовную семинарию. 10 октября 1810 года пострижен в монашество; 4 ноября рукоположен во иеродиакона, а 20 ноября – во иеромонаха. С 1 января 1812 года – префект духовной семинарии. С 9 января 1814 года – ректор духовной семинарии. 2 февраля того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Серпуховского Высоцкого Богородицкого монастыря. 12 августа 1814 года переведен в Московский Знаменский монастырь, а с 18 декабря того же года – ректор Московского уездного училища. С 25 сентября 1816 года – архимандрит Ростовского Борисоглебского монастыря, а с 20 ноября того же года – ректор Ярославской духовной семинарии. С 6 февраля 1820 года – настоятель Ростовского Богоявленского монастыря. 15 августа 1821 года хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского. Скончался в Холмогорском Преображенском монастыре 8 июня 1825 года. Преосвященный Неофит основал Миссию по обращению в Православие самоедов Архангельской губернии. Проект создания Миссии был одобрен Святейшим Синодом. До 1830 года было крещено триста человек. Епископ Неофит отличался замечательным даром слова, на его проповеди стекались массы прихожан, которыми он был прозван «северным Златоустом». Ему принадлежала первая мысль о создании памятника великому русскому ученому М. В. Ломоносову в городе Архангельске. Литература: Учреждение Архангельской епархии и ее архипастыри. – Архангельск, 1889. – С. 12–13. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 207. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1394. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 238.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 27 (10 декабря) Священномученик Николай Покровский Священномученик Николай родился 14 августа 1890 года в селе Архангельское Волоколамского уезда Московской губернии в семье диакона Дмитрия Покровского. В 1905 году Николай Дмитриевич окончил Волоколамское Духовное училище, в 1912 – Вифанскую Духовную семинарию и был определен учителем церковноприходской школы в деревне Губинское Покровского уезда Владимирской губернии. В 1915 году он был рукоположен во диакона и направлен в Покровский Хотьков монастырь близ Сергиева Посада. В 1916 году его перевели служить в Москву в Троицкую церковь, что в Троицком на Самотечной улице. В 1919 году он был рукоположен во священника к тому же храму. После революции отец Николай был призван в тыловое ополчение Красной армии и служил в топливном отделе Управления Кремлем и домами ВЦИК. После увольнения отец Николай был вновь определен на служение в Троицкий храм. В 1923 году его перевели служить в Спасскую на Песках в Каретном ряду церковь, а в 1930 году – в Знаменскую церковь во 2ом Колобовском переулке. Отец Николай был возведен в сан протоиерея. Летом 1930 года ОГПУ арестовало двоюродного брата отца Николая священника Александра Покровского, служившего в храме при Дорогомиловском кладбище, ложно обвинив его в «подготовке совершения террористических действий против членов советского правительства». По подозрению в соучастии 6 октября 1930 года власти арестовали и протоиерея Николая Покровского и заключили его в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе, который состоялся 21 октября, отец Николай на вопрос о брате ответил: «Сейчас он арестован, за что – не знаю. Я у него бывал очень редко. За последний год был только два раза. Первый раз в январе и второй раз в июле 1930 года. Заходил я к нему в июле с сослуживцем по церкви диаконом Александром Козловым, просто как к родственнику, пробыли часа два или три. Пили чай, беседовали о церковных делах, кому сколько налога прислали, вспоминали о родственниках. На политические темы я с ним не беседовал».

http://fond.ru/kalendar/1390/nikolay/

Русская Гефсимания. Памяти игуменьи Марии Игумения Мария Гефсимания стала одним из первых мест, которое посещают на Святой Земле паломники из России. От гробницы Пресвятой Богородицы они поднимаются по узкой крутой улочке. Посетив францисканский монастырь, где сохранились древнейшие оливы Гефсиманского сада – свидетели земной жизни Христа, православные паломники подходят к воротам «Русской Гефсимании». Здесь, в храме св. Марии Магдалины, построенном в 80-е гг. XIX в. царской фамилией в честь императрицы Марии Александровны, покоятся мощи Великой княгини Елизаветы Федоровны и ее келейницы инокини Варвары. К мощам святых новомучениц в первую очередь стремится душою русский паломник. В храме он слышит строгое уставное пение, сохранившее в себе дореволюционные традиции монастырских хоров. Доброжелательность и покой разлиты в атмосфере «Русской Гефсимании». Насельницы обители показывают паломникам камень, на котором апостол Фома обрел пояс Божьей Матери. Вместе с гостями они заходят в пещерный храм, посвященный «Молению о Чаше»; подводят паломников к ступеням древней библейской лестницы, по которой, возможно, был совершен въезд Господень в Иерусалим. Они рассказывают о монастырском кладбище, где покоятся монахини обители и русские эмигранты, среди которых Михаил Хрипунов, последний флигель-адъютант царя-страстотерпца Николая II. Вифанско-Гефсиманская община возникла в 1933 году по благословению митрополита Анастасия (Грибановского), второго предстоятеля Русской Православной Церкви Заграницей. До октябрьского переворота с 1906 по 1914 гг. владыка Анастасий был настоятелем Свято-Данилова монастыря в Москве. Разделенный трагедией 1917 года, православный русский народ и в советской России, и за рубежом, несмотря ни на что стремился сохранить свою веру. Оказавшись в рассеянии в иной религиозной среде, большинство русских людей самой своей жизнью проповедовали Православие. В 1929 г. инокиня Валентина (Цветкова), из семьи московских интеллигентов, была поставлена митрополитом Анастасием заведовать русским Гефсиманским участком.

http://pravoslavie.ru/5260.html

Спасо-Вифанский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Вифанский мужской монастырь был основан в 1783–1787 годах Московским архиепископом (с 1787 года митрополитом) и священно-архимандритом Троцкой Сергиевой лавры Платоном Левшиным, как пустынь «для успокоения своея старости» и кладбище «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы Лавры». Содержание История [ править править код ] В трех километрах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры , на юго-восточной окраине Сергиева Посада расположен Спасо-Вифанский монастырь. Этот знаменитый монастырь был основан в 1783–1787 годах Московским архиепископом (с 1787 г. митрополитом) и священноархимандритом Лавры Платоном Левшиным , как пустынь «для успокоения своея старости» и кладбище «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы Лавры». Центром Вифании стал небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1783–1785 годах. Собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и возрождало, пусть в миниатюрных размерах, образ раннехристианских храмов, включая Софийский собор в Константинополе. Сходство с храмами первых веков христианства усиливалось в интерьере Спасо-Преображенского собора, благодаря колоннаде, устроенной для поддержки хор верхнего яруса. Много позднее, колонны были заменены консолями. Спасо-Преображенский собор имел два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря. Сам Платон объяснял идею двухпрестольного храма так: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения». «Союз таинственный» воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в объединении двух названных выше престолов в одном храме, и в необычном внутреннем убранстве Спасо-Преображенского собора, созданного по замыслу Платона.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Вифански...

С Божией помощью в год 80-летия со дня расстрела священномученика Германа (Ряшенцева) я приняла участие в дне памяти владыки Германа, который каждый год 15 сентября проходит в московском храме святителей Афанасия и Кирилла. Но это событие для меня стало только началом большого путешествия по местам памяти, связанным с деятельностью епископа Вязниковского. Одним из них оказалась Вифания – местность в Сергиевом Посаде, в которой в 1783-м году митрополит Московский Платон (Левшин) основал монастырь и семинарию. Ректором Вифанской семинарии с 1912-го по 1917 годы был священномученик Герман. Но, как выяснилось, не оставляет святой и сегодня эти места без своего попечения: в настоящее время идет активное восстановление старинного Спасо-Вифанского мужского монастыря. О помощи владыки Германа в нелегком деле возрождения обители я и поговорила с ее настоятелем, отцом Аверкием (Лопатюком). Спасо-Вифанский монастырь со скульптурой митрополита Платона (Левшина) Монастырь начинается… с трапезной В Спасо-Вифанский монастырь вместе с родственницей владыки Германа, Иоанной Казанской, мы прибыли хмурым холодным утром. Моросил дождь, но и он не в силах был омрачить нашей радости – ярким пятном на фоне неуютного осеннего дня стала сама обитель. Святые врата и колокольня, окрашенные в теплые тона, казалось, излучали свет и тепло. У входа в обитель вижу скульптуру основателя Вифанских монастыря и семинарии – митрополита Московского Платона (Левшина). Мои спутники издалека кланяются ему и просят его молитв. Несмотря на то, что богослужение и трапеза в монастыре уже завершились, настоятель, отец Аверкий, снова приглашает нас на монастырскую кухню. Все мои сетования по поводу того, что у меня нет времени, сразу отклоняются. Через несколько минут передо мной появляется тарелка с кашей, мед и постное масло. – Извините, у нас как братии подавали, так мы и вам предлагаем, – предупреждает батюшка. Кондитер Валентина И пока отец Аверкий знакомится с моими спутниками, я успеваю пообщаться с монастырским кондитером Валентиной. Как выяснилось, женщина трудится в обители уже третий год.

http://pravoslavie.ru/107557.html

Сергиев Посад. Спасо-Вифанский монастырь. Церковь Спаса Преображения (утраченная). /// Объект утрачен В 2008-2011 гг. церковь была воссоздана  на прежнем месте и в прежних формах. По образцу исторической церкви Спаса Преображения были построены: Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Центром Вифании стал небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1783-1785 годах. Собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и возрождало, пусть в миниатюрных размерах, образ ранне-христианских храмов, включая Софийский собор в Константинополе. Сходство с храмами первых веков христианства усиливалось в интерьере Спасо-Преображенского собора благодаря колоннаде, устроенной для поддержки хор верхнего яруса. Много позднее колонны были заменены консолями. Спасо-Преображенский собор имел два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря. Сам Платон объяснял идею двухпрестольного храма так: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения». «Союз таинственный» воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в объединении двух названных выше престолов в одном храме, и в необычном внутреннем убранстве Спасо-Преображенского собора, созданного по замыслу Платона. Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры. Именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над пещерой праведного Лазаря возвышалась евангельская гора Фавор. Для большего правдоподобия она была устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Вершину горы венчал алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня. Этот высокий круглый алтарь прекрасно гармонировал с овальным планом собора и колоннадой нижнего яруса.

http://sobory.ru/article/?object=45183

Монастырь Марии Магдалины (Иерусалим) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь св. Марии Магдалины — женский Гефсиманский монастырь Вифанской общины Воскресения Христова. Юрисдикция: Русская православная церковь заграницей. Содержание История [ править править код ] Строительство храма в память императрицы Марии Александровны было предложено начальником РДМ в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным) . Он же предложил участок для возведения церкви на склоне Елеонской горы и вскоре, к осени 1882 года, земля была куплена. Архитектор Д. А. Гримм составил проект и церковь была заложена 21 января 1885 года. Вело строительный проект Императорское православное палестинское общество под наблюдением и руководством строительства архимандрита Антонина. Сами работы по строительству храма вели известные Иерусалимские архитекторы Конрад Шик, а затем Георгий Франгия. На сооружение храма царь Александр III внёс 100 тысяч рублей, его четыре брата — по 15 тысяч; великая княжна Мария Александровна — 5 тысяч рублей. Патриарх Иерусалимский освятил храм 14 октября 1888 года в присутствии великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича и великой княгини Елизаветы Фёдоровны. В январе 1921 года в церкви были погребены, доставленные из России через Китай, тела мученически погибших великой княгини Елизаветы Фёдоровны и её келейницы Варвары. Погребение совершал Патриарх Иерусалимский Дамиан. В 1934 году по благословению митрополита Анастасия (Грибановского) перешедшая в православие шотландка Мария (Робинсон) основала здесь женскую православную общину во имя Воскресения Христова, став его настоятельницей. Поселяется она с частью сестер своих в русской части Гефсиманского сада у церкви святой Марии Магдалины, где понемногу удается установить ежедневное богослужение и наладить монашескую жизнь. При общине была организована школа для православных детей арабов, существующая и в настоящее время. В 1988 году, по случаю столетия освящения церкви Святой Марии Магдалины, Гефсиманская община была возведена в ранг монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Мари...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010