Это свидетельствует о том, что Русская Церковь имеет в себе всю полноту православного учения, все величие и благодатность таинств и предоставляет любому желающему все средства для спасения и духовно-нравственного совершенствования. Аминь. 23 июня 2004 года Что значит быть избранником Божиим? Слово в день памяти пророка Елисея Сегодня совершается память святого пророка Божия Елисея и читается Евангелие, в котором о пророке Елисее только упоминается. Но в этом евангельском чтении содержится, как мне кажется, интересное для нас поучение, сокрытое в самом, как это ни странно прозвучит, неправильном, греховном отношении к Спасителю Его сограждан. Спаситель в день субботний пришел по обычаю в собрание верующих, или, как сейчас принято называть, в синагогу, и там прочитал пророчество Исаии, а после этого произнес поучение. Но на эту необыкновенную, Божественную речь – Божественную, потому что говорил Сам Господь – Его сограждане отреагировали, как нам сейчас кажется, странно, а на самом деле вполне типично. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? 146 Спаситель воспитывался в городе Назарете. Иосиф Обручник, Его названный отец, во время описываемого события уже почил. Однако из евангельских слов можно понять, что ни Сам Спаситель, ни Его семейство ничем особенным не выделялись в глазах своих сограждан, иудеев, поэтому слушавшие Спасителя и удивлялись тому, что Он, Сын обыкновенного плотника – или, как говорится в других местах Евангелия, тектонов сын 147 , – может говорить такие возвышенные, удивительные, мудрые, Божественные слова. Не Сей ли есть тектонов сын… не Сей ли сын Иосифов? Из этого можно сделать вывод, что до тридцатилетнего возраста, когда Спаситель крестился от Иоанна, потом прошел подвиг поста, искушения в пустыне и вышел на проповедь, Он по внешнему виду ничем не отличался от других людей, воспринимался ими как самый обыкновенный человек. И не только Он Сам, но и праведный Иосиф, и Матерь Божия также ничем среди прочих не выделялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Ам.5:6 .  Взыщите Го­с­по­да, и будете живы, чтобы Он не устремил­ся на дом Иосифов как огонь, который по­жрет его, и некому будет по­гасить его в Вефиле. Пророк увещевает народ взыскать Господа, чтобы не погибнуть. – «Дом Иосифов» – десятиколенное царство, в котором всегда преобладало колено Ефрема (сына Иосифа). – «И некому будет погасить его в Вефиле»: LXX, очевидно, находя упоминание о Вефиле в ст. 6-м непонятным, вместо имени Вефиля поставили слова: τ οχψ Ισραλ, слав. «дому Израилева». Но все древние текста согласны с евр. и читают в рассматриваемом месте имя Вефиля. Новейшие комментаторы считают слово позднейшей глоссой (Новак). Ам.5:7 .  О, вы, которые суд пре­вращаете в отраву и правду по­вергаете на землю! Пророк указывает, почему служение в Вефиле, Вирсавии и Галгале не может считаться исканием Господа: Израиль «превращал суд в отраву» (laanah собств. горечь, горькое растение) и правду «повергал на землю». LXX, ввиду ст. 8-го, поняли 7-й ст. о Боге и перевели: Κριος ποιν ες ψος κρμα κα δικαιοσνην ες γν θηκεν, слав. «Господь творяй в высоту суд, и правду на земли положи». По мнению одних комментаторов (Валетон, Гоонакер) LXX читали текст, отличный от мазоретского (chophech lemaalah mischschaphat), по мнению других (Юнгеров) они ошибочно передали нынешний еврейский. Ам.5:8 .  Кто сотворил семизвездие и Орион, и пре­творяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, при­зывает воды морские и раз­ливает их по лицу земли? – Го­с­по­дь имя Ему! Чтобы выставить на вид тяжесть преступления законов Божиих, пророк указывает на всемогущество Божие. Выражение пророка нет основания понимать вместе с Кейлем и др. в образном смысле: пророк говорит именно о творческом всемогуществие Бога. – «Кто сотворил (oseh – творящий) семизвездие (chimah) и Орион» (chesil): chinah и chesil, – названия двух созвездий – Большой Медведицы и Ориона (ср. Иов 9:9, 38:31 ). – «Призывает воды морские и разливает их по лицу земли»: вероятно, разумеются опустошительные наводнения. LXX слова chimah и chesil в Иов 9.9 и Иов 38.31 перевели собственными именами ( ρκτορον κα πλειδας), а в рассматриваемом стихе передал их нарицательно; отсюда в слав. «творяй вся и претворяяй». В конце стиха вместо слов Господь – имя Ему в слав. по LXX читается с добавлением: «Господь Бог Вседержитель имя Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Ирод же...». Прежде чем перейти к повествованию о выступлении Иисуса Христа на общественное служение, евангелист Лука считает нужным заключить свою речь о судьбе Иоанна Крестителя. То, что он здесь говорит, у Матфея и Марка сказано в другой последовательности (см. Мф.14:1 и сл.; Мк.6:17 и сл.). Лк.3:21 .  Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, Лк.3:22 .  и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! «Когда же крестился весь народ». Это более определенное, чем у Матфея ( Мф.3:13 ) и Марка ( Мк.1:9 ), замечание о времени крещения Христа. «Это происходило, говорит евангелист Лука, тогда, когда в народе проявилось всеобщее стремление к принятию крещения от Иоанна». А это указывает на конец проповеднической деятельности Предтечи (Богословский, с. 63). «Молился». Об этом говорит только Лука, отмечающий этим, что крещение было особенным важным в жизни Христа событием (ср. Мф.26:36 ; Лк.9:28 ). «Отверзлось небо». У Матфея и Марка сказано, что отверзение неба было предметом видения ( Мф.3:16 ; Мк.1:10 ), и потому некоторые толкователи склонны представлять это «отверзение» не как нечто фактическое, а как только нечто кажущееся известным лицам. Но евангелист Лука отрезает всякий путь к таким перетолкованиям, говоря, что небо отверзлось и не прибавляя, что это было видение. Чудо это, а равно и последующее сошествие Святого Духа в виде голубя и глас Бога Отца – все это были действительные события. «Дух Святый...» (см. комментарии к Мф.3:16 ). «В телесном виде», т.е. Он явился в обыкновенном виде голубя. «Ты». Евангелист Лука в этом сходен с Марком (у Матфея – «Сей») см. Мк.1:11 . «В Тебе...». Евангелист Лука здесь опять передает глас Бога Отца как прямое обращение ко Христу (у Матфея и Марка – «в Котором»). Лк.3:23 .  Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Лк.3:24 .  Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Другой способ примирения – не так древний сравнительно с предыдущим – основывается на другом законе – законе о наследстве ( Числ.36:8–9 ; 1Пар.2:21–22 ; Неем.7:63 ), по которому взявший за себя дочь умершего отца вписывался в потомство последнего и считался сыном его. Так полагают, что Салафииль, сын Нирия, женившись на дочери Иехонии, которая получила землю и наследство, должен был вписаться в потомство последнего, а потому и считался по природе сыном Нирия, а по закону о наследстве – сыном Иехонии. Гипотеза эта, по справедливому замечанию Ольсгаузена 72 , идёт не столько к разрешению трудностей в родословиях евангельских, сколько к объяснению факта путешествия Пресвятой Девы в Вифлеем ( Лк.2:4 ). В последнее время распространилось и сделалось едва ли не общепринятым ещё одно объяснение, которое, как увидим, отличается от предыдущих и большей лёгкостью, и большей основательностью. Новейшие толковники 73 разногласие между евангелистами объясняют тем, что Матфей изложил родословие Иосифа, а Лука – Марии или, вернее, отца Её Илия. Если в самом деле так, то понятно само собою, что для различных лиц – Иосифа и Марии или отца Её Илия – необходимо должны быть и различные родословия. Какое же основание для этого предположения? Основание находится в самом тексте евангельском. Евангелист Лука выражается: и был (Иисус), как думали, сын Иосифов – ην... ων, ως ενομιζετο, υιος Ιωσηφ. – Если Лука, говорят, сказал, что Иосиф не истинный, а мнимый отец Иисуса, то поэтому уже самому он должен был составить родословие не Иосифа, а Марии, Матери Христа, отцом которой был Илий 74 , иначе Иоаким, как он называется по древнему церковному преданию. Но сила доказательства заключается не в том, однако, что Иосиф называется в Евангелии Луки мнимым отцом Иисуса, – таким он, собственно, представляется и у евангелиста Матфея в Мф.1:18–20 75 , – а в том, главным образом, что в словах: «как думали, сын Иосифов», пред именем «Иосиф» в подлиннике не достаёт члена του. Между тем член этот стоит пред всеми прочими именами, находящимися в генеалогии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Пожалуй, впервые заговорил о помиловании не всего народа Израильского, а только некоего его остатка пророк Амос около 750 г. до Р.Х. Амос происходил из Иудеи, но пророчествовал в Северном десятиколенном царстве. Некоторые думают, что он был первым из пророков-писателей. Может, и потому его пророчество об остатке Израилевом – древнейшее. Из пастухов Фекойских Ягве избирает пастуха, собиравшего сикиморы, Амоса, и посылает его с пророческим словом в Израиль. В Вефиле, где был царский дворец Израильского лжецаря Иеровоама, где Богу Ягве отступники от истинного Иерусалимского храма воздвигли тельца для поклонения, зазвучала пророческая речь фекойского пастуха: Возненавидьте зло, и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Ягве Бог Саваоф помилует остаток Иосифов ( Ам. 5:15 ). Впервые говорится не о всем народе, а о помиловании только остатка. А весь народ? – Израиль выведен будет из земли своей ( Ам. 7:17 )! Самоуспокоительная принадлежность к народу Израиля недостаточна! Это взрыв в израильском сознании. Амос испортил настроение израильтянам. Праздник не в праздник, святыня Вефильская не надежна, дом царский не уютен, земля не может терпеть всех слов его ( Ам. 7:10–13 ). А Ягве Господь всё говорит через пастуха овец, а теперь пастыря Израилева: Как иногда пастух исторгает из пасти львиной две голени и часть уха, так спасены будут сыны Израилевы, сидящие в Самарии в углу постели и в Дамаске на ложе ( Ам. 3:12 ). После схватки пастуха со львом исторгнуты из пасти только две голени и часть уха овечки, так и из пасти противника вашего диавола, который ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет. 5:8 ), исторгается только мессианский остаток Израиля. Вефильский священник Амасия в угоду нечестивому царю Иеровоаму II изгнал из Вефиля пастуха-пророка Амоса. После этого проповедь Амоса уже не звучала в земле отступников. Но он всё записал, и свитки с его пророчествами распространялись в народе. Прорыв в сознании обозначился – помилует Ягве Бог только остаток Иосифов. И весть об этом то там, то здесь будет звучать из уст последующих пророков. Будет звучать и записываться.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Руднев Николай,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Иоанн Григорьев († до 1866 г.), диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Летвиново, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 283; Оп. 3. Д. 20. Л. 11 об., 12). Руднев Петр,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Николай Матвеев († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Богородский уезд, село Загарье, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 286; Оп. 3. Д. 20. Л. 12 об., 13). Румянцев Василий,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Василий Стефанов, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Щитниково, Дмитриевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 5 об.). Румянцев Капитон,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Василий Васильев, пономарь; Москва, Большой Успенский собор, сторож (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 310; Оп. 3. Д. 20. Л. 14 об., 15). Румянцев Константин,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Василий Васильев, пономарь; Москва, Замоскворецкий сорок, Троицкая на Воробьевых горах церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 8 об.). Сарыевский Александр,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Николай Иосифов, священник; Московская губерния, Подольский уезд, село Былово, Михаило-Архангельская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 6 об.; Ф. 229. Оп. 5. Д. 587. Л. 3). Сарыевский Михаил, родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Николай Иосифов, священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, село Кишкино, Успенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 7 об., 8; Оп. 1. Д. 1492. Л. 252). Сахаров Александр,родился около 1840 г.; Московская духовная семинария (1854–1862 гг.); Отец: Стефан Климентов, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Карачарово, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. л. 2 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Во-вторых, 1 июля: канон авторства Германа I К-польского без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τν Ισραλ κ δουλεας (      ), нач.: Τος θησαυρος τν αμτων (Сокровища исцелений), со 2-й песнью (AHG. T. 11. P. 2-22); канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом Αναργροις δησις ατη δευτρα. Ιωσφ (Бессребреникам моление это второе. Иосифов; указание акростиха на то, что это 2-й канон К. и Д., предполагает, что Иосиф составил на память К. и Д. «венок» канонов) 2-го гласа, ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Αγλ θεο πεπυρσευμνοι (Воспламененные сиянием Бога) (Ibid. P. 23-31); канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом ] δ τετρτη τος ναργροις πρπει. Ιωσφ (Песнь четвертая бессребреникам подобает. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Ως φγγει τ νεσπρ (Яко невечерняя заря) (Ibid. P. 32-40); канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом ] δπρεπντως γδη τος πανσφοις. Ιωσφ (Песнь подобает восьмая всемудрым. Иосифов) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Ως λχνοι τς θεας νατολς (Словно светильники божественного востока) (Ibid. P. 41-49); канон авторства Иоанна Дамаскина с акростихом Κροτ σε Κοσμ σν Δαμιαν λγων (Воспою тебя, Косма, вместе с Дамианом) 1-го гласа, ирмос: Σο τροπαιοχος δεξι (      ), нач.: Κρτος τν μαρτρων σου Χριστ (Звук мучеников Твоих, Христе) (Ταμεον. Σ. 236); канон авторства Иоанна Дамаскина с акростихом Τ Κοσμ Δαμιανο δαξζω κλος (Космы и Дамиана прославляю славу) 1-го гласа, ирмос: Σο τροπαιοχος δεξι (      ), нач.: Τς μ συγχορεσ νοητς (Кто мысленно не сликовствует) (Ibidem); анонимный канон без акростиха 2-го гласа, ирмос: Εν βυθ κατστρωσ ποτε (        ), нач.: Εκ χειλων, μκαρ, ρυπαρν (От уст, блаженне, нечистых) (Ibid. Σ. 237); канон авторства Иосифа без акростиха 2-го гласа, ирмос: Εν βυθ κατστρωσ ποτε (        ), нач.: Τας μν πρς Κριον λιτας (Наши ко Господу молитвы) (Ibidem); канон, составленный Георгием , еп. Никомидийским, с акростихом Χρυσν γεραρω τν Αναργρων χριν. Γερργιος (Драгоценную почитаю бессребреников благодать. Георгий) 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Χριστς μοι χορηγς τς γνσεως (Христос мне податель знания) (Ibidem); кондак плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа Εκ τς ρρτου σοφας εληφτες χαρσματα (От неизреченной премудрости получившие дары) с икосами ( Амфилохий. Кондакарий. С. 126).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Между так называемыми братьями Господними есть Симон. По мнению одних (пролог, 18 сент.), Симеон, причисленный к лику 70 апостолов, был сын Иосифа обручника и брат Иакова праведного и принадлежал к братьям Господним ( Mф. XIII, 56 ; Mk. VI, 3 ). По другим – Симеон (Симон) от 70 апостолов был сын Клеопы и Марии и племянник Иосифу обручнику; последнее мнение принято православною восточною церковью. В службе св. Симеону, сроднику Господню, в 9 песни (2 ст.) сказано: «Симон – Симеон, сугубо звание имел еси…» Св. Димитрий, митрополит Ростовский, о двояком наименовании Симона, сродника Господня, в Четьи Минеи под 27 апреля пишет: «но ин бе Симон, а ин Симеон: Симон бе Иосифов сын, брат родной Иакова, брата Господня, а Симеон сын Клеопин, брат двоюродный Иакову и потому сродник Господень, к семидесяти апостолам причтенный. Симон же Иосифов сын, отнюдь не обретается во апостолех; вестно есть от св. евангелиста Иоанна в главе 7-й, ст. 5: «Яко ни братья Христовы вероваху в Него…» Но сие яве есть яко послежде вероваху в Него и бысть Иуда (иже и Фаддей) един от дванадесяти св. апостол (см. об Иуде и Фаддее в числе 70), Иаков же от семидесяти первый и Иосий также от 70.; о Симоне же мнится яко не прия службы апостольския, или прежде рассеяния св. апостол по вселенной прейде от здешних извествующу св. апостолу Павлу в 1 послании к Коринфянам в 15 главе: «мнози, рече, пребывают доселе, а неции же и почиша». В Западной церкви Иосиф обручник считается девственником и именуемые братьями Господними (Иаков, Иосия, и Симон), были (будто бы) сыновьями младшего брата Иосифова Клеопы и Марии, упоминаемой в числе св. жен мироносиц ( Лk. XXV, 18 ; Uh. XIX, 25 ; Mk. XV:47, XVI:1, XXVII:56 ). Эта Мария у ев. Иоанна называется Клеоповою, по мужу, а у еванг. Матфея и Марка – Иаковлевою и Иосиевою по своим сыновьям (см. Душеп. Чтение, янв. 1905. А. Лебедев . Братья Господни;) Мнение о братьях Господних, как сыновьях Клеопы и Марии, обосновывается на свидетельстве блаж. Иеронима (т. IV. 112–113 стр.). Есть мнение (Дорофей) что Клеопа и Симеон одно и то же лицо, смешение в одно отца и сына, по западному верованию; или дяди с племянником, по восточному преданию. Но св. Димитрий замечает, что у него (под 4 января в соборе семидесяти апостолов) довольно изъявлено, яко «ин бе Клеопа, а ин Симеон. Клеопа отец Симеонов, а Симеон сын Клеопов, Господень не племянник, а сродник, аки бы брат двоюродный». (Четьи Минеи 27 апр.). Есть еще мнение, по которому Еммауский спутник Господа нашего Иисуса Христа, не поименованный св. еван. Лукою, был Симон или Симеон ( Ориген в книге против Цельса: св. Василий Великий в толковании на пр. Исаию VI гл. 9 ст.) говорить: очистительным огнем горело сердце у Клеопы и Симона, когда Господь отверзал им писание» (толк. на пр. Исаию VI гл. 9 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Там, как говорит «Письмо о нелюбках», они «в велицей нужи многи скорби претерпеша»; Нил Полев рассказывал потом: «Егда, рече, был в велицей нужи и молихся со слезами и вспомянух, яко без благословения изыдох от отца Иосифа…» 71 . (Значит, это, действительно, была уже вторая поездка его в Белозерье). Пребывание его с Дионисием Звенигородским в Кирилло–Белозерском монастыре не было продолжительным: приблизительно в 1511–1512 гг. по приказу того же великого князя они вернулись в Иосифов Волоколамский монастырь. Как Нил Полев сумел при этом похитить и увезти с собой из КириллоБелозерской и из Нило–Сорской библиотек целый ряд ценнейших книг, в том числе сочинения и автографы Нила Сорского , среди которых – отредактированный и переписанный Нилом Сорским трехтомный «Соборник», о котором мы говорили, это загадка. На протяжении 1512–1514 гг. Нил Полев передавал эти книги, наряду с деньгами, в Иосифов Волоколамский монастырь в качестве платы за будущие посмертные молитвы о нем и его близких 72 . В «Соборнике» РГБ, Волоколамское собр., 630 (л. 1), к примеру, можно прочесть характерную для него запись: «В лето 7022 написана бысть книга Съборник въ обители Пречистыа Богородица, честнаго и славнаго ея въ преподобнаго отца нашего еже есть близ Волока Ламьскаго, и дана бысть иноком Нилом Полевым по трех душахь, – написати их по въ списокъ повседневной: инока Марка, инока Нила. […] Вдали есмя по себе осмь книгъ от списка повседневнаго и три рубли денегъ на три сорокоусты…» 73 . Читая ее, можно подумать, что книга была написана в 1513–1514 гг. в Иосифовом Волоколамском монастыре. Литературу о Ниле Сорском см. в «Словаре книжников и книжности Древней Руси» 74 , а также в книге Е. В. Романенко 75 , где прослежена история изучения творчества Нила Сорского и история его скита после его смерти, причем показано, что благодаря инициативе Вассиана Патрикеева уже в 1515 г. Нило–Сорский скит начал получать от великого князя государево обеспечение. Первый русский писатель–исихаст преподобный Нил Сорский представляется мне фигурой «серебряного века» в истории древнерусской духовности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

«Не употребят, как объясняет это место блаженный Феодорит , чужих оружий, не наймут иноземных войск, но из них самих будут и военачальник, и предводители полков, – сами, доблестно сражаясь, одержат победу, и как персть потопчут вражескую дружину; потому что, как персть уступает ноге, ставшего на нее, так и враги обратят хребет и, спасаясь бегством, будут поражаемы, – так как Господь всяческих предводительствует сим воинством» 220 . И обратится, таким образом, надежда врагов народа Божия на свою конницу, в стыд им, когда, споспешествуемые Богом, пешие иудеи совершенно поразят искусных в военном деле вражеских всадников 221 . Между тем, народ Божий этой победой приобретет совершенную политическую самостоятельность и внутреннюю государственную крепость: и соделаю, говорит Господь, дом Иуды сильным, и дом Иосифов сделаю победоносным, и водворю их, потому что Я умилосердился над ними, и будут в таком состоянии, как бы, Я не отвергал их: ибо Я Иегова Бог их, и услышу их (10:6). «Пророк, убо, не маловажное нечто обещает здесь, – как объясняет это место наш отечественный толкователь, – когда говорит, что оба народа (т. е. иудейский и израильский) так соединятся между собою, что паки составят единое тело. Он говорит, что состояние народа (Божия) будет несравненно блаженнее, нежели каково оно было до отпадения десяти колен ох царства Иудина, и от дому Давидова. Понеже, Бог из всех сынов Авраамовых соберет себе едину Церковь , а потому, и дом Иудов укрепит, и дом Иосифов спасет, и даст им постоянное жилище в отечестве их» 222 . Причина будущего величия избранного народа будет, однако ж, заключаться не в его собственных заслугах, а, единственно, в милосердии к нему Божием, вызванном страданиями его от чужеземных народов, которые, наконец, вразумят этот жестоковыйный народ, и он обратится к Богу, и Господь услышит молитву его, – но, опять, не ради силы и искренности этой молитвы, а ради завета с Авраамом, отцом их ( Быт. 12:1–3; 17:4–8; 22:17–18 и др.). Но сущность этого завета заключалась в том, что Господь поставлял Авраама отцом многих народов, не только принявших обрезание, но и имевших ходить по следам веры его, через Семя его, в Котором имели благословиться все народы земли (сравн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010