В общем выводе получалось, что те каноны, которые имели надписание Иосифа или Кир Иосифа и в подавляющем большинстве были связаны в IX или в VIII и IX песнях именным акростихом, обнаруживали указываемое нами однообразие. Все это говорило об одной писательской манере, свойственной только одному писателю, и толкало на вероятное заключение, что автором этих произведений должен быть и был один Иосиф. Необходимость подобного заключения, очевидно, сознавал и покойный профессор здешнего университета А. И. Пападопуло-Керамевс , который все произведения, надписанные именем Иосифа, без каких-либо определяющих эпитетов приписал одному Иосифу, правда, не Сицилийцу, но прп. Иосифу Студиту, архиепископу Солунскому, называя его то τν μελδν, то τν μνογρον. Верно ли последнее заключение – вопрос другой, но важно признание именно одного автора. С одинаковым надписанием, при одинаковой писательской манере трудно предположить двух авторов. Допустить двух Иосифов – это значит допустить у них одинаковую писательскую манеру, и, главным образом, употребление одного писательского автографа в одном и том же определенном месте. Такое допущение должно говорить о странном поведении одного из Иосифов, именно младшего (каким является Иосиф Сицилиец). Ведь получается, что младший, выражаясь грубо, как бы крадет у своего старшего современника его писательскую манеру и бесцеремонно пользуется ею в продолжение всей своей многолетней песнотворческой деятельности. Что он достигает этим? Если именной акростих и в определенном месте есть писательских автограф, то употреблением этого автографа автор несомненно хотел предохранить свои произведения от смешения с чужими и от возможной порчи и искажения. Еще Максим Грек писал: «Неции творцы канонов, блюдущеся тех, иже по страсти тщия славы, чуждое присвояю себе, – да онех избавят похвалы сея, яже по страсти суетные, себе же соблюдут, еже от поющих духовные их труды, благословение, умыслиша глаголемую акростихиду» 267 . Тем более акростих именной в известном определенном месте канона. И как бы в этом случае достигалось предохранение своего произве­дения от смешения с чужими, если такой именной акростих есть чужой прием, и все, что ни написал бы, положим, младший Иосиф, непременно приписали бы старшему Иосифу, у которого первый похитил писательскую манеру?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

16 .   Поклонение честным веригам св. апостола Петра; канон с акростихом: Πτρον γεραρω τν βσιν δογμτων, ωσ· χ. δ. Ирмос: Χορο Ισραλ. Начало: Πανηγυρζει χορεουσα πσα κκλησα. То же в Славянской Печатной. Афонский Пролог 769 отмечает три канона: а) Θεονου Δετε λαο; б) Ι, т. е. ωννου το Δαμασκηνο· Οκ στ и в) Γεωργου· ν περ. 16 .   Св. мучеников Спевсиппа, Елевсиппа и Мелевсиппа. 351 Ипполит Мараччи приводит в Mariale Богородичны из канона этим святым св. Иосифа. Судя по Богородичным, канон должен быть Иосифов. A. Rocchi по рукописи Крипто-Ферратской библиотеки указывает этим мученикам канон Иосифа с таким началом: ναανντε. 352 В Афонском Прологе 769 под 16 января, после памяти этих мучеников и матери их Неониллы (так в тексте. – Ред.) отмечается κανν ωσ с ирмосом: ν περ (т. е. 6 гласа). 16 .   Св. мученика Данакса (το μρτυρο Δνακτο – Δναξ). По Афонскому Прологу 769 κανν ωσ на ирмос ρματηλτην Φαρα. 19 .   Преподобного Константина ν το Γελου. 353 Афонский Пролог 769 отмечает κανν ωσ с ирмосом: ν βυθ κατστρωσε. Немного выше памяти прп. Константина вспоминается св. мученица Евфрасия. Может быть, только что отмеченный нами канон относится не к прп. Константину, а к св. мученице Евфрасии; хотя уставная отметка помещена после прп. Константина. Во всяком случае под 19 января в этой рукописи указывается особенный канон св. Иосифа Песнописца. 20 .   Прп. Евфимия 354 Великого. По рукописной Минее собрания Епископа Порфирия 227 канон не надписан и без акростиха, но по тексту можно восстановить следующий: δησιν οκτρν Εθμιε προσδχου, ωσ· χ. β. Ирмос: ν βυθ κατστρωσε. Начало: Διανσα δρμον τν καλν. В Греческой Печатной Минее еще два канона: а) Иоанна Дамаскина и б) Феофана. Афонский Пролог 769 отмечает четыре канона: а) ωσ на ирмос: ισωμεν τ Κυρ, б) аноним, на ирмос: ν βυθ, в) ωννου· Οκ στι и г) Θεονου· ρματηλτην Φαρα βθισε. Последние два помещены в нашей Славянской Печатной Минее. По рукописи Епископа Порфирия, как видели, канон Иосифов с другим ирмосом, чем по Афонскому Прологу 769 и именно тот, какой по этому Прологу отмечается анонимным. Еще по этому Прологу указывается память прп. Евфимия под 1 апреля и там отмечается κανν ωσ с ирмосом: ν βυθ. Поэтому мы думаем, что и аноним под 20 января есть канон Иосифа. Если так, то мы имеем таким образом два канона св. Иосифа в честь прп. Евфимия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Амвросий 19 июля 1828 перев. с Перервы; † 4 мар. 1842. Мельхиседек перев. из Московского Сретенского 23 нояб. 1842; † 16 мар. 1850. Евстафий Романовский , из синодальных ризничих, определён 29 авг. 1850, а 8 мар. 1851 перев. в Московский Златоустов. Гедеон 22 мар. 1851 перев. из Белопесоцкого, а в окт. 1852 – в Иосифов Волоколамский. Сергий , из казначеев Троицкой Сергиевой Лавры, определён 30 окт. 1852, а 10 июля 1861 уволен на покой в Троицкую Лавру и 20 нояб. там †. Константин 29 июля 1861 перев. из Перервинского монастыря; † 4 мая 1870. Мелетий , из казначеев Троицкой Сергиевой Лавры, произведён 21 нояб. 1870. 21 Борисоглебский, в городе Дмитрове, существовал в исх. XV века (Собр. гос. гр., I, 232); в 1652–1664 был приписным к Новгородскому архиерейскому дому; ныне третьеклассный. (III, 415.] Архимандриты Киприан , в 1623 строитель; с апр. 1624 архим.; в янв. 1635 уволен на покой в Берендеев Пятницкий мнтрь. Макарий , в 1642–44. Иоаким , в 1646–52, (В 1652–64 были строители Тихон и Ефрем ). Авраамий , 1665–69. Савватий , в авг. 1671. Питирим , 1677. Каллистрат , 1678. Корнилий , 1680–83, перев. в Песношский мнтрь. Иосиф , 1689–92. Симеон , 1694 и 95. Сергий Пустобояров , бывший Спасо-Геннадиевский игум., 1699–1702, отставлен за беспорядки. После в Игрицком мнтре (Костромской епархии). Евфимий , 1703–1707, уволен за болезнью. Адриан , 1707–12, по 14 июня. Матфей Шушерин в 1713 перев. из Арзамасского Спасского, а в янв. 1715 – в Ростовский Спасский, на Песку, мнтрь. Адриан , с окт. 1715; по 1722. Мельхиседек Борщов в мар. 1722 из Старицкого Успенского, а 16 февр. 1723 перев. в Иосифов мнтрь. ( Иринарх и Антоний , строители, в 1724–27). Киприан Скрыпицын 30 окт. 1727 перев. из Нового Иерусалима, а 10 янв. 1732 – в Московский Знаменский мнтрь. Андроник 17 янв. 1732 перев. из Астраханского Ивановского, и в 1733. Виктор Подгорский определён 20 дек. 1733; † 16 янв. 1739. Павел определён 20 мая 1740; † в дек... 1756. Иакинф Карпинский , из Харьковского коллегиума, в 1757, а 17 янв. 1758 перев. в Даниилов Переяславльский мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новейшие толковники разногласие между евангелистами объясняют тем, что Матфей изложил родословие Иосифа, а Лука – Марии, или, вернее, отца ее Илия. Если в самом деле так, то понятно само собою, что для различных лиц – Иосифа и Марии или отца ее Илия – необходимы должны быть и различные родословия. Какое же основание для этого предположения? Основание находится в самом тексте евангельском. Евангелист Лука выражается: и был (Иисус), как думают, Сын Иосифов, – ην... ων, ως νομζετο, Yις Ιωσφ, – если Лука, говорят, сказал, что Иосиф не истинный, а мнимый отец Иисуса, то по этому уже самому он должен был составить родословие не Иосифа, а Марии, Матери Христа, отцом которой был Илий, иначе Иоаким, как он называется по древнему церковному преданию. Но сила доказательства заключается не в том, однако, что Иосиф называется в Евангелии от Луки мнимым отцом Иисуса, таким он собственно представляется и у евангелиста Матфея в Мф.1:18–20 , а в том, главным образом, что в словах: как думают, Сын Иосифов, пред именем Иосиф в подлиннике не достает члена του. Между тем член этот стоит пред всеми прочими именами, находящимися в генеалогии. Стоит он также пред каждым именем и в родословии Евангелия от Матфея. Только в двух манускриптах – Италийском и под буквою G известном – находится член του и пред именем Иосиф; но весьма легко объяснить эту вставку в упомянутых манускриптах подражанием следующим выражениям родословия, – это с одной стороны; а с другой, было бы непонятно опущение члена во всех прочих древних памятниках, если бы он стоял первоначально в тексте. Вследствие отсутствия члена имя Иосиф получает совсем иной смысл, чем какой имеют все другие имена, и само собою, так сказать, выпадает из родословия. На основании этого можно смело заключить, что 1) сам Лука не считал имени Иосифа необходимым членом родословия; 2) что генеалогия его начинается не с Иосифа, а с Илия. Но если Иосиф не есть необходимый член родословия и если генеалогия Луки начинается с Илия, то требуется решить еще один весьма важный вопрос: от чего зависит слово Илиев – του λ, – не зависит ли оно от непосредственно предыдущего имени Иосиф? Судя по аналогии со всеми другими именами, стоящими в родительном падеже, из которых каждое последующее несомненно зависит от предыдущего, можно заключить и так; только тогда придется признать Илия отцом Иосифа, а признавши Илия отцом Иосифа, мы должны будем принять и объяснение, предлагаемое Юлием Африканск им, то есть, что Лука, как и Матфей, излагает генеалогию Иисуса Христа чрез родовую линию Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Иосифов Волоколамский мон-рь. Фотография. 2010 г. И. В. м. был основан в 1479 г. прп. Иосифом Волоцким. Постриженик Пафнутиева Боровского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , в 1477 г. прп. Иосиф сменил прп. Пафнутия на посту игумена этой обители. Очевидно, решение основать собственную обитель на месте родовой вотчины - в пределах Волоцкого удельного княжества появилось у прп. Иосифа в нач. 1479 г., когда он из-за конфликта с боровской братией покинул Пафнутиев мон-рь и совершал паломничество по рус. обителям. Возможно, в этот период преподобный получил приглашение от волоцкого кн. Бориса Васильевича основать мон-рь в его уделе (Надгробное слово. 1865. С. 168-169; Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 462-463; Житие. 1903. С. 18-19). В мае 1479 г. прп. Иосиф окончательно оставил пост боровского игумена и 1 июня того же года вместе с последовавшей за ним частью братии прибыл в столицу Волоцкого княжества. По сведениям анонимного Жития, прп. Иосифа сопровождали старцы прп. Герасим Чёрный , Кассиан Босой , родной брат Вассиан II (Санин), племянники Вассиан и Досифей (Топорковы), Кассиан Младый (по-видимому, племянник) и Иларион. Прп. Иосиф решил основать пустынь в месте, хорошо знакомом с детства: «Зная пустыню лесну зело, сущу близ достоаниа отец его» (Житие. 1903. С. 20, 31). Поскольку эти земли являлись излюбленными охотничьими угодьями, волоцкий кн. Борис Васильевич выделил в помощь Иосифу своего ловчего. На месте, выбранном для закладки обители, рос дремучий лес. В первое время основные усилия братии во главе с прп. Иосифом были сосредоточены на расчистке лесной чащи. 6 июня того же года на поляне на берегу р. Струги была заложена деревянная церковь. В закладке принимали участие кн. Борис Васильевич и его бояре (Надгробное слово. 1865. С. 169; Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 464, 465). Повелением князя всем окрестным жителям предписывалось оказывать содействие в строительстве храма. По просьбе прп. Иосифа и волоцкого князя благословение на освящение новой церкви и антиминс прислал Новгородский архиепископ (Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 465). 15 авг. в присутствии кн. Бориса и его свиты церковь была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы (Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 465; Житие. 1903. С. 21). В обители были также построены деревянные трапезная с хлебопекарней и поварней, кельи, монастырь обнесли оградой. В период строительства прп. Иосиф с братией жили в скиту, расположенном на расстоянии ок. 1 км от мон-ря. По преданию, в скиту преподобный вырыл колодец, над к-рым впосл. была поставлена часовня.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Я побоялся осуждения от Бога и не посмел покинуть монастырь, предать его на расхищение. Мы били челом самым сильным у князя людям, чтоб просили его жаловать нас, а не грабить; но они отвечали: волен государь в своих монастырях: хочет жалует, хочет грабит. Тогда я бил челом государю православному самодержцу великому князю всея Руси, чтоб пожаловал монастырь Пречистыя, избавил от насильств князя Федора; а не пожалует государь, то всем пойти розно, и монастырю запустеть. Государь князь великий не просто дело сделал, думал с князьями и боярами и, поговоря с преосвященным Симоном митрополитом и со всем освященным собором, по благословению и по совету всех их монастырь и меня грешного с братиею взял в великое свое государство и не велел князю Федору ни во что вступаться. После этого жили мы в покое и в тишине два года». По прошествии этих двух лет гроза поднялась снова, потому что князь Федор не хотел отказаться от надежды получить в свои руки опять Иосифов монастырь; с тремя приближенными к себе людьми он придумал, что нет для этого другого средства, как действовать чрез архиепископа новгородского, к епархии которого, по старинному политическому разделению, принадлежала Волоколамская область; и вот по внушениям князя Федора новгородский владыка Серапион послал на Иосифа отлучительную от священства грамоту в самый великий пост. Поступок этот произвел сильное волнение; при дворе волоцкого князя торжествовали, начали говорить: «Достали мы Иосифов монастырь: владыка наш замел не одним Иосифом, замел и Москвою». Но в Москве спешили показать, что ее трудно замести уделом: Серапион новгородский был вызван в Москву, лишен епархии и сослан в Троицкий монастырь за то, что без обсылки с великим князем и митрополитом отлучил Иосифа, который перешел от волоцкого князя по согласию великого князя и митрополита. Дело это произвело сильное впечатление, стало предметом толков; у Иосифа было много врагов, и ему дали знать, что на Москве многие люди говорят: лучше было бы Иосифу оставить монастырь и пойти прочь, чем бить челом великому князю; вследствие этого Иосиф счел за нужное написать длинное оправдательное послание с подробным изложением всего дела; ученик его, Нил Полев, также писал в защиту учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Монастырь приобрел особую знаменитость в XVI веке. Сюда стали ездить на моление цари и простолюдины. Монастырь был местом заточения врагов государевых и еретиков. В монастыре были заточены многие знаменитые в истории: инок Вассиан Косой (в миру князь Василий Иванович Патрикеев-Косой), Максим Грек , которые осудили великого князя за развод с женой, Соломонией Сабуровой и насильственное ее пострижение в монахини, а также царь Василий Иванович Шуйский. Во время русско-польской войны в начале XVII века здесь содержались польские военнопленные, в годы Отечественной войны 1812 года – пленные французы. При жизни основателя в монастыре был особый строжайший устав. Уже в те времена монастырь был значительным центром древнерусской культуры. В. О. Ключевский писал: «Ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа». Уже при жизни Иосиф прославился многими чудесами. Например, когда сын князя Бориса Иоанн умер без покаяния, Иосиф своею молитвой оживил его, исповедал и причастил, чтобы тот отошел в мир иной, как подобает христианину. Наследник и сын Бориса, похороненного в монастыре, князь Федор, притеснял монастырь в течение 10 лет. Потеряв терпение, Иосиф Волоцкий , нарушая феодальный суверенитет, «передался под руку» великого князя московского Иоанна Васильевича. Федор пожаловался новгородскому архиепископу Серапиону, в чьей юрисдикции находился Иосифов монастырь, и тот отлучил преподобного от церкви. Но московский митрополит Симон разрешил Иосифа от неправедного отлучения. Преподобный, которого в последние годы на руках носили в церковь, умер в 1515 году. В 1591м его причислили к лику святых. В XVI столетии в Иосифов монастырь часто приезжал Иван Грозный, делал сюда крупные вклады. Обитель была одной из богатейших на Руси. Все богатства она утратила в 1764 году при секуляризации. Служила обитель и боевой крепостью. Первые каменные стены появились здесь еще в 1543–1566 годах. В Смутное время монастырь осаждали поляки, его захватил на время сподвижник Лжедмитрия II князь Рожинский, но был разбит отрядом воеводы Валуева. В память об этом событии в монастыре остались старинные пушки, из которых в XIX столетии стреляли во время водоосвящения.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Все это можно относить и к еретикам в том смысле, что они, оставив заблуждение, измышленное ими, должны возвратиться в церковь и возненавидеть прежние учения, и возлюбить истину в церкви Господней, и восстановить правосудие в воротах пороков и добродетелей, оставив первые и перешедши ко вторым, и те, которые будут в состоянии избавиться от пасти диавола, могут надеяться на помилование. Применительно же к переводу LXX можно, изменив порядок, следующим образом сделать чтение этого места более ясным: так как вы сказали: мы возненавидели зло и возлюбили добро, то ищите добра, а не зла, чтобы вам быть живыми, и так как Господь Бог всемогущий с вами, то восстановите правосудие в воротах, чтобы Господь Бог всемогущий помиловал остаток Иосифов. Ам.5:16–17 . Поэтому так говорит Господь Бог, воинств Владыка: на всех улицах плач, и на всех [местах], которые вне, будут говорить: горе, горе! И призовут земледельца сетовать и знающих плачевные песни (plangere) – плакать. И во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь. LXX: Поэтому так говорит Господь Бог всемогущий: на всех улицах плач, и на всех дорогах будут говорит: увы, увы! Призовут земледельца к плачу и знающих оплакивание – к плачу. И на всех дорогах плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь. Я заповедал вам искать добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, и чтобы Господь был с вами. И Я еще прибавил (чтобы вы не сказали, что вас один только раз предупредили): возненавидьте зло, и возлюбите добро, и восстановите правосудие в воротах, вы, возненавидевшие обличающего в воротах, чтобы Господь помиловал остаток Иосифов. Но, так как вы не хотели этого делать, попирали Мои заповеди и обратились спиной ко Мне, удаляющемуся; то так говорит Господь Бог всемогущий, который есть Господь воинств: повсюду плач, повсюду скорбь. Призовут земледельцев для плача и призовут тех, которые умеют по обычаю страны вызывать слезы чрез свое пение 37 , чтобы не на всех улицах, как выше сказано, но в виноградниках были плач и сетование, и чтобы то, что служило поводом к радости, было источником слез.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Киевской Епархии девичий. Находится в губернском городе Киеве, в предместье Подола, именуемом Плоский, за палисадом. Построен этот монастырь около 1655 года по прекращении татарских набегов и опустошений. Но ещё и в 1615 году упоминается он существующим, ибо тогда грамотой Польского Короля Жигмонта III поручен он был в правление Игумену Софронию Жербилу. В 1786 году, Апреля 23, обращён в приходскую церковь . Строения все деревянные: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Св. Николая Чудотворца; 2) ЦЕРКОВЬ во имя Св. Великомученика Димитрия Солунского с трапезой; 3) КОЛОКОЛЬНЯ; 4) КЕЛЬИ; 5) ОГРАДА. Иосифов Волоколамский монастырь Московской Епархии 2 класса мужской. См. Волоколамский Иосифов. Ипатский Троицкий Костромской монастырь Кафедральный. См. выше, ч. II, стр. 632. Ирапская пустынь См. Филиппо-Ирапская. Св. Ирины монастырь Первый в России, давно уже упразднённый девичий. Построен был в 1037 году Князем Ярославом Владимировичем во имя Тезоименитства Супруги своей Шведской Княжны Индегерды, во Св. крещении Ирины, и находился в Киевской Епархии. См. Татищ. Российская История, т. II, стр. 106. Иркутский Вознесенский монастырь См. Вознесенский Иркутский. Иркутский Знаменский монастырь См. Знаменский Иркутский. Иродионова Озадская Илоезерская пустынь См. Илоезерская Иродионова Озадская. Исакова или Исаковская пустынь Мужская. Находится в Ярославской Епархии в Пошехонском уезде, в волости называвшейся исстари Углеце Константинове, в версте от села Исакова, от коего и прозвание своё она получила, а от уездного города Пошехони в 60 вёрстах к северо-востоку. Основана она по случаю явления на сем месте Чудотворной Иконы Рождества Богородицы, именуемой Исаковская в Январе 7167/1659 года. По сему сперва на оном месте жителями села Исакова воздвигнута была часовня с кельей монашеской; а потом в 1662 году по благословению и грамоте Ионы, Митрополита Ростовского и Ярославского, построена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Великомученицы Параскевы Пятницы; а после ещё присовокуплён придел и во имя Святителя Леонтия Ростовского. На содержание этой обители Пошехонские жители тогда дали вкладными и поступными записями некоторые угодья; а Царь Алексей Михайлович первому Строителю Ефрему и будущим по нём дал в 1663 году, Июня 2, позволительную грамоту собирать на устроение сей обители повсюду подаяние беспенно. В 1695 году по Указу Государей Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича, по вкладным записям, из помещичьих земель отмежёваны были сему монастырю дачи, пашни и сенных покосов 27 десятин. С начала основания этой обители до 1712 года Настоятельство было в оной Строительское, а с 1712 года, по прошению братии, Досифеем, Епископом Ростовским, учреждено было Игуменское и продолжалось оное до состояния Духовных Штатов 1764 года. Крестьян было за сею пустынью только 27 душ. С 1764 года оставлена она заштатной с настоятельством Строительским и в сем состоянии доныне находится.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , автор посланий, книгописец. Родоначальник Полевых, прапрадед Н., Александр Борисович Поле был боярином вел. кн. Московского Василия I Димитриевича (РИИР. С. 181; Веселовский. 1969. С. 369-372). Он владел обширной земельной вотчиной с центром в с. Литвинове в Сестринском стане Волоцкого у. ( Чернов. 1998. С. 175). Согласно родословному преданию XVII в., Полевы возводили свой род к смоленскому кн. Юрию Святославичу. В наст. время версия их происхождения от смоленских князей, близких к Фоминским, признается достоверной. Дед Н. Федор Дмитриевич был боярином удельного волоцкого кн. Бориса (принял постриг с именем Феодосий; его жена Евдокия постриглась в монахини с именем Евпраксия). Часть его вотчин была конфискована волоцким князем, но возвращена в 1477 г. (ДДГ. 71. С. 251). Отец Н. Василий Большой Тёмный служил в Угличе у кн. Дмитрия Ивановича Углицкого (РИИР. С. 181), супругу Василия, мать Н. и его братьев, звали Ксения. Известны 4 младших брата Н.: Иван Большой, Берсень, Иван Меньшой, Федор. Род Полевых продолжил только Иван Большой, служивший стряпчим у вел. князя (Там же). Никифор Полев служил у кн. Ивана Борисовича Рузского, а после его смерти в нояб. 1503 г.- у кн. Юрия Ивановича Дмитровского, вскоре после 1503 г. принял постриг в Иосифовом Волоколамском мон-ре ( Зимин. 1977. С. 88-89, 113). Вероятно, еще будучи волоцким вотчинником, он был близко знаком с кн. Даниилом Звенигородским, к-рый также принял монашеский постриг в Волоколамском мон-ре с именем Дионисий. Монашеская карьера Н. развивалась успешно: уже в нояб. 1507 г. он упоминался в числе старцев, управлявших мон-рем (АФЗХ. 1956. Ч. 2. 37. С. 39). Предположительно между 1505 и 1507 гг. Н. и Дионисий Звенигородский покинули Иосифов мон-рь и нек-рое время пребывали в Заволжье, в окрестностях Кириллова Белозерского мон-ря ( Кузьмин. 2007. С. 289). Н. и прп. Нил Сорский совместно переписали Соловецкий список «Книги на еретиков» (РНБ. Солов. 326/346) в объеме 11 Слов и монастырский Устав прп. Иосифа Волоцкого в Краткой редакции ( Прохоров. 1988. С. 131; Клосс. 1974. С. 155). Факт совместной работы Нила Сорского и Н. по переписке рукописи устава и «Просветителя» доказывает, что именно ученики Иосифа Волоцкого доставили в Заволжье один из списков его сочинений. Лит. сотрудничество учеников прп. Иосифа и «заволжских старцев» было плодотворным. Нил Сорский собственноручно переписал Скитский устав в сборники Н. и Дионисия Звенигородского; оба бережно хранили эти списки и впосл. передали их в качестве вкладов в Иосифов мон-рь (см.: Шевченко. 2007. С. 913-919). Из Иосифова мон-ря в Кириллов Белозерский был привезен и список Студийского устава в новом переводе ( Уханова. 2005. С. 220).

http://pravenc.ru/text/2577627.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010