Вот примеры того, как должно обличать за дела тьмы. Видите вы, сколько требований, великих и святых, и чистых, и праведных предъявляет нам в послании Ефесянам св. Павел, как много требует он от нас: требует, чтобы были праведны и чисты, чтобы не участвовали на в каких зловонных, мерзких делах тьмы; он требует от нас, чтобы были мы Христовым благоуханием. Запомните, запомните: отречься всех дел тьмы. Запомните, что все мы, христиане, должны быть светом, носителями света, проповедниками света и чистоты, Христовым благоуханием пред Богом. Аминь. 16 декабря 1951 г. Неделя 28. Притча о званных на вечерю Выслушайте слова св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанные им в его великом Апокалипсисе: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии» (Апок. 19, 6–9). Блаженны званные на брачную вечерю Агнца. Об этой брачной вечере сказал Господь свою великую притчу о званных на вечерю, которую слышали вы в нынешнем евангельском чтении. Евангелист Лука говорит, что некоторый человек устроил вечерю великую, а апостол Матфей иначе говорит о том же самом: «Царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего…» (Мф. 22, 2). Вот то, что говорит Матфей, чрезвычайно близко подходит к словам апостола Иоанна Богослова, которые читал я вам сейчас в Апокалипсисе. Эта вечеря была именно брачный пир Сына Божия, а Сам Бог Отец устроил эту великую вечерю. Что же дальше слышим мы? Были заколоты тельцы, овны, все было приготовлено для брачного пира Сына Божия, Которого скрыл Лука под видом некоторого человека. И когда все было готово, когда настало время ужина, послал он раба сказать званным: «Идите, ибо уже все готово».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Всем известна притча Спасителя о богаче и Лазаре, которая начинается так: Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его 311 . Конечно, в притче все утрированно. В жизни не часто случается, чтобы человек, живя в необыкновенной роскоши, каждый день пиршествовал, а под воротами у него лежал нищий. Чаще бывает, что человек хотя и не пиршествует, но хорошо обеспечен и живет в довольстве, а тот, кто беден, нуждается не до такой степени, чтобы лежать под воротами в струпьях. Поэтому не нужно думать, что если в жизни мы не увидим подобной нужды, то у нас уже нет повода для помощи ближним. Притча изображает все (хотя и на житейских примерах) несколько преувеличенно, чтобы до нас лучше дошел ее смысл. Вы помните, конечно, что Лазарь за свое терпение был перенесен на лоно Авраамово и наслаждался райским блаженством, а богач за свое жестокосердие был предан адским мукам. И может быть, он был наказан не за то, что одевался в порфиру и виссон и пиршествовал блистательно, а за то, что, имея богатство с избытком, он не заботился о человеке, который нуждался. Наверное, теперь будет уместно привести из Евангелия яркие примеры как нестяжания, бескорыстия, так и сребролюбия. Вот один из самых ярких примеров нестяжания, связанный непосредственно с деньгами. Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним 312 . Апостол Матфей, который был мытарем, то есть сборщиком податей, встал с места, где он собирал пошлину, – с мытницы, и оставил все собранные деньги. Здесь не говорится о том, что он как-то распорядился насчет них: как только Господь позвал его и голос совести велел ему следовать за Ним, он ни о чем больше не думал, бросил все свои деньги и пошел. Такой поступок говорит о необыкновенной решительности. Для того чтобы лучше понять Священное Писание, всегда полезно посмотреть на вещи, о которых оно говорит, просто. Понять, что люди, о которых там идет речь, часто такие же, как мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Едва замолкло ангельское пение, как послышался голос от Божественного престола, от Самого Иисуса Христа, который требовал, чтобы все рабы Божии воздали славу Богу. Откр.19:6 .  И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Откр.19:7 .  Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. В ответ на призыв Божественного голоса Иисуса Христа Иоанн слышит новое пение. Звуки этого пения он сравнивает с шумом говора, пения многочисленного народа. Можно думать, что оно было столько же небесным, сколько земным. В нем участвуют все прославленные люди и мученики последнего времени, находящиеся на небе, и все те, которые назначены к прославлению, но еще находились на земле. Вследствие этого звуки пения были столь сильны и столь торжественны. Основание хвалы прежде всего в том, что наступило царство Вседержителя Бога, т. е. царство будущего века. Вторым побуждением к радостному славословию служит то, что уже наступил брак Агнца и жена Его приготовила себя. Здесь говорится о единении Иисуса Христа с Его обществом, но не о совершившемся наступлении этого царства, а только о моменте самом близком к нему. Это – тот же самый момент эсхатологии, когда Господь по звуку трубы Ангела собирает всех Своих избранных, отделив их от нечестивых, поставляет по правую сторону Своего престола ( Мф 25:33 ) для произнесения окончательного приговора суда. Общество верных христиан, доживших до последнего времени, и есть эта женщина, эта невеста Агнца. Оно приготовило себя к встрече своего жениха, Иисуса Христа. Откр.19:8 .  И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. Невеста Иисуса Христа одета в льняную одежду, которая означает ее святость и которая дана была ей Самим Господом. Она есть свидетельство того, что невеста угодна Господу и может войти в Его брачный чертог. Светлость христианского одеяния названа праведностью святых. А эта праведность человека, как его право близости к Богу, может достигаться и достигается одновременно двумя путями: и собственною добродетелью, и Божественною благодатью оправдания. Чистая и совершенная невеста Агнца, т. е. христианское общество последнего времени, есть такое общество, члены которого достигли высшего возможного для человека нравственного совершенства при содействии Божественной благодати; оно есть, так сказать, плод исторического взаимодействия благодати христианства и собственных усилий человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» ( Откр. 19:8 ). Церкви дано облечься в белую, светлую, тончайшую одежду. Святость и праведность Церкви – это дар Бога Отца, подарок Своей Невестке. Многие думают, что Церковь непорочна сама по себе, а значит, она должна быть абсолютно чистой на земле, но это не совсем так: она состоит из обычных грешных людей, но главой ее является Бог Христос, через Которого Церковь и освящается. Не понимая этого, многие люди соблазняются, считая Православную Церковь не настоящей, не подлинной. Но православные знают, что Церковь на земле настоящая, хоть и состоящая из грешников: они грешат и каются, падают и встают, пачкаются и омываются, и постепенно Отец Небесный облекает их в праведность, дает им награду за терпение, стойкость, стремление удержаться в чистоте и праведности. Поэтому Церковь и одевается в сверкающую одежду, как в подарок, данный Богом Отцом. Здесь исполняются слова апостола Павла, что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф. 5:25 ), чтобы освятить ее, очистить через Крещение. И вот эта праведность, эта чистота, наконец-то, воссияла. «И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии» ( Откр. 19:9 ). Ангел говорит, что человек, входящий на брачный пир к Агнцу – Христу Спасителю, уже блажен и счастлив. Настоящее счастье – войти в Царство Бога, чтобы сидеть за Его пиршественным столом, и это воистину так – блаженство именно в этом заключается. Почему Ангел особо подчеркивает это? Потому что многие люди ищут счастье где угодно, только не там, где нужно. Люди ищут счастье в детях, в жене, муже, в работе, в здоровье, но Ангел говорит: не надо там искать – «блаженны званые на брачную вечерю Агнца». Блаженство заключается в Царстве Божием, а все земные вещи – временные, тленные, они никогда не принесут счастья. Причем, заметьте, блаженны не только избранные, а уже и званые. «Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» ( Откр. 19:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И Закон желал этого, но поскольку слушатели были несовершенны, то Он определил расторгать брак, чтобы, по крайней мере, при таком условии муж и жена щадили друг друга и не ярились один на другого. - Итак, Христос все требования Закона подтвердил; а поэтому и хорошо сказал, что невозможно пропасть ни одной черте из Закона. Ибо как бы она погибла, когда Христос исправил его (Закон) в лучшем виде? Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.  Эта речь стоит в связи с предыдущей. Поскольку выше Господь учил хорошо управлять богатством, то справедливо присовокупляет и сию притчу, которая примером случившегося с богачом указывает на ту же самую мысль. Речь эта есть именно притча, а не действительное событие, как некоторые думали без основания. Ибо не настало еще время ни праведным наследовать блага, ни грешным - противное. А Господь придал речи образность, чтобы как немилосердных вразумить, что им предлежит в будущем, так и злостраждущих научить, что они будут благополучны за то, что переносят здесь. Богача в притчу Господь взял без имени, поскольку он недостоин и именоваться пред Богом, как и чрез Пророка сказано: " не помяну имен их устами моими " (Пс. 15, 4). А о нищем упоминает по имени, ибо имена праведных записываются в книге жизни. Говорят же, по преданию евреев, что в то время был в Иерусалиме некто Лазарь, находившийся в крайней бедности и болезни, и что Господь о нем упомянул, взяв его в притчу как явного и известного. - Богач был во всех отношениях благополучен. Он одевался в порфиру и виссон и не только одевался, но и всяким другим удовольствием наслаждался. " Пиршествовал блистательно " , сказано, и не то, чтоб ныне - да, а завтра - нет, но " каждый день " , и не то, чтобы умеренно, но " блистательно " , то есть роскошно и расточительно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю. Тогда речет Царь сущим одесную Его: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от сложения мира.... И сущим ошуюю Его: идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его.... И идут сии в муку вечную: праведницы же в живот вечный 423 . Останавливаясь на смысле этих слов Господа, пред силой которых не может устоять никакое лжеумствование, представляя себе точное их исполнение во всей действительности, имеющее последовать в свое время, нельзя не чувствовать великого блаженства тех, которые освобождаются от страха быть осужденными на последнем суде, отверженными от Бога и преданными вечному пламени огня неугасимого, уготованного дьяволу и его служителям, и которые вместе с этим призываются к наследию уготованного им прежде сложения мира царства где откроется для них во всей полноте и торжественности истинная и вечная жизнь. Это вожделенное царство, которое в писании называется небесным 424 , Божиим 425 и вечным царством Господа Спасителя 426 , по внутреннему своему характеру и свойству представляется под образом брачного пира, который устрояет царь своему сыну 427 . Поскольку под именем сына царева Господь разумеет Самого Себя, то и брачное торжество иначе называется браком агнчим с наступлением которого откроется вся слава Господа Спасителя и веселие тех, которые удостоятся быть общниками такого торжества Его. «И слышал я, говорит св. тайнозритель в своем откровении, как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель». «Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу: ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя». «И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых». «И сказал мне ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю агнца» 428 . По внешнему своему виду и устройству, это небесное царство представляется под образом святого града, именуемого новым Иерусалимом, Сионом духовным и скинией Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Итак, Она одна Всесовершенная Церковь; мы все находимся в земной Церкви. Сама Церковь, не только Святая, но и освящающая, потому что мы прибегаем к ней, чтобы очиститься от своих грехов, чтобы омыться водою крещения для того, чтобы соединиться с Самим Христом Иисусом через Причастие Его Святого Тела и Крови. Церковь Святая, но мы – грешники. Земная Церковь – освещающая, но ее еще нельзя назвать всесовершенно святой, какой была Божия Матерь. Однако время идет, и нам открыто через Священное Писание – к чему оно идет. В Апокалипсисе святого Иоанна Богослова говорится: «Слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих «Алиллуя!» Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель». Эти слова показывают, какое множество объемлет Святая Церковь. И далее говорит Апостол: «Возрадуемся, и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и Жена Его приготовила себя». Опять образ Невесты, понятие о браке. Это понятие относится ко всей Святой Церкви, когда члены ее очистятся от своих грехов и возродятся к Новой жизни. поэтому Апостол Иоанн Богослов продолжает так: «И дано было Ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых». И далее: «И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии» ( Откр.19:6–9 ). Святая Церковь воспевает Христа как Жениха: «Се, Жених грядет в полунощи…» – и называет святых мучениц Невестами Христовыми; и в конце Апокалипсиса есть такие слова: «И Дух и Невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди!» Да, братья и сестры, мы хотим, чтобы скорее пришел Спаситель Господь наш Иисус Христос, но Он придет в свое время, которое никто не знает, а пока – «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» ( Откр.22:17 ). Эта Вода Жизни находится в Церкви, и желающий получит освящение, пусть приходит в Церковь и живет вместе с нею, тогда он будет со всеми святыми и с Пресвятою Владычицей Богородицею. Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

их веселье и хвала и радость примет их, удалятся печаль и воздыхание» (Ис.51:11). После брака бывает пир и веселье. Так и на браке этом будет великая вечеря, радость и веселье. Тогда есть будут, пить будут, радоваться будут, веселиться в веселии сердца будут (Ис.65:13—14). Это открылось святому апостолу Иоанну: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуия! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр.19:6—8).    Жених радуется о невесте своей, и невеста о женихе своем. Так и возрадуется Христос, Жених Небесный, о душах спасшихся и прославленных. «И как жених радуется о невесте, так возрадуется Господь о тебе» (Ис.62:5). И души возрадуются о пресладком и прекрасном Женихе своем во веки веков. «Да возрадуется душа моя о Господе; ибо Он облек меня в ризу спасения, одеждою веселия одел меня, как на жениха возложил на меня венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис.61:10). Об этом таинственном обручении и браке говорит Господь через пророка: «Обручу тебя Себе навек, и обручу тебя Себе в правде и суде, в милости и щедротах. И обручу тебя Себе в вере, и ты познаешь Господа» (Ос 2:19—20). И апостол говорит христианам: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор.11:2). Постараемся, возлюбленный христианин, очистить себя покаянием и души наши украсить одеждой добродетелей. Да угодим Небесному нашему Жениху, Иисусу Христу, и примет нас в небесный Свой и вечный чертог. 23. Брань    Видим в этом мире, что когда восстает царство на царство, то между ними бывает война. Так и христиане имеют своих врагов, восстающих на них, и бывает с ними брань. В битве этого мира люди на людей восстают. Так и в битве христианской сатана и злые его ангелы против христиан восстают. Люди, на людей восстающие, видимы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Литургия верных начинается «лобзанием мира». Этот обряд заключается в следующем. Предстоятель произносит: «Мир Господа да будет всегда с вами». Народ отвечает: «И со духом твоим». Хор поет антифон, сложенный на основе слов Спасителя из Евангелия от Иоанна ( Ин.14:27 и Ин.13:34 ). Предстоятель же целует сослужащих ему и всех помогающих в алтаре, приветствуя словами «Мир тебе и церкви». Приветствуют друг друга и священноцерковнослужители по чину: старшие – младших. Преподание мира заканчивается молитвой предстоятеля. Затем поется Символ веры . В это время диакон подходит к престолу, развертывает антиминс и, приняв благословение, идет в приалтарное помещение, где принимаются приношения верующих, чтобы совершить здесь проскомидию. Проскомидия заключается в том, что, стоя у жертвенника (mensa oblationis), диакон осеняет себя крестным знамением, произнося слова Апокалипсиса «Блаженны званые на брачную вечерю Агнца» ( Откр.19:9 ). Сделав копием знак креста над хлебом, он произносит: «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин.1:29 ). Потом, вырезав из хлеба часть кубической формы, надрезает ее крестообразно, произнося; «Агнец, Который был заклан и соделал нас царями и священниками Богу нашему» ( Откр.5:12, 10 ). Агнец полагается на дискосе. Диакон вливает в чашу вино, смешанное с водой, произнося: «Из ребра Его истекла кровь и вода. Пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца» ( Ин.19:34 ; Откр.21:9 ). Потом он ставит на дискос звездицу, а сам дискос – на чашу, и все это закрывает воздухом, говоря: «Аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнцами жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» ( Откр.19:6–8 ). По совершении проскомисания совершается перенесение приготовленных Даров на престол, соответствующее великому входу восточной православной литургии. Хор поет «Да молчит всякая плоть человеча». Диакон несет Дары к престолу, а иподиакон (или пономарь) – блюдо с хлебами, составляющими приношения верующих. Диакон ставит чашу на правой стороне антиминса, снимает воздух и, сняв с чаши дискос, поставляет его в левой части антиминса. Потом берет у иподиакона блюдо с хлебами, принесенными верующими, и поставляет его сбоку от антиминса (частицы из этих хлебов не вынимаются). Предстоятель кадит Дары и омывает руки. Далее следует чтение диптихов. Диакон, стоя на амвоне, поминает ветхозаветных праотцев и патриархов, пророков, затем – Божию Матерь, Предтечу, апостолов, учителей, святителей, мучеников, праведников и переходит к поминовению живых членов Церкви, начиная со Святейшего Патриарха и правящего епископа. Чтение диптихов заканчивается тайной молитвой предстоятеля, которую он читает, возложив руки над принесенными хлебами. (Сослужащие священники также возлагают правую руку.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Наказание за пренебрежительное отношение к приглашению на брачное торжество говорит об обязательной для всех необходимости осуществлять основную идею христианского брака, идеи раскрытия тайны царства Божия, в браке ли или в безбрачии. Плотской брак не обязателен, а духовный брак – союз со Христом обязателен для всех. В этом – цель самой жизни христианина. Насколько высоко ставил Христос брак по его значению, – об этом можно судить уже по тому, что от участников в брачном торжестве требуется особенное внимание и предусмотрительная бдительность. «Царство небесное подобно будет десяти девам, сказал Христос, которые, взяв светильники свои, вышли на встречу жениху. Из них пять было мудрых, и пять неразумных». Первые взяли со светильниками и масло, а вторые – одни только светильники не запасшись маслом. Конец известен, когда они говорили: «Господи! Господи! отвори нам», то в ответ услыхали «истинно говорю вам не знаю вас» 91 . Если в первой притче Христос изобразил тайну Своего воплощения и искупления через единение с человечеством, то в последней притче, под образом жениха, открыто выражает второе Свое пришествие на землю. Там Он, как Сын Царя Небесного, через воплощение вступает в таинственное единение с Церковью , а здесь, как жених, является Он к Своей невесте – Церкви верующих, чтобы ввести их в вечное торжество царства небесного. Этот приточный язык Христа и таинственная картина брачного пира повторяется для нас в следующей Апокалиптической картине Иоанн «слышал как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих Аллилуиа! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» 92 . Отсюда, «званные на брачную вечерю Агнца называются «блаженными» (ст. 9). Если Христос под образом брага раскрывает нам царство небесное, то с каким чистым сердцем, с каким благоговением перед тайной брака, мы должны смотреть на этот земной образ небесного!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010