Лк.16:19 . Человек же некий бе богáт, и облачáшеся в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло. (Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.) Порфира, это – верхняя одежда из дорогой блестящей материи, красного цвета, называвшейся порфирою, пурпуром и багряницею. Ее носили только знатные лица, напр. цари и управители; так пред крестною смертию Иисуса Христа Пилат одевал Его в багряницу, желая посмеяться над названием Его Себя царем. Виссон – белая, тонкая, мягкая льняная ткань, из которой делалась дорогая нижняя одежда. Ее также носили только богатые и знатные люди. Богач одевался в порфиру и виссон, это значит, что он, как богатый человек, одевался очень изысканно и роскошно, был очень изнежен. Веселяся на вся дни светло (каждый день пиршествовал блистательно). Каждый день, а не по временам только, – жил, значит, очень весело, жил в полное свое удовольствие. Лк.16:20 . Нищ же бе некто, именем лáзарь, иже лежáше пред враты егó гнóен Лк.16:21 . и желáше насытитися от крупиц пáдающих от трапéзы богáтаго: но и пси приходяще облизáху гнóй егó. (Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.) Лежаше пред враты (лежал у ворот) его гноен (в струпьях) и пр. Сказано так в противоположность состоянию богача: тот жил в богатом доме, а Лазарь лежал на улице у ворот дома; богач одевался в богатые одежды, а Лазарь был покрыт болезненными струпьями; тот каждый день пировал, а этот желал хотя крошками, т. е. остатками от стола его, утолить свой голод. На востоке обилие нищих у ворот богачей, пишет один из толкователей Евангелия, – явление обыкновенное. Особенно много собирается их тут в праздничные дни, когда приготовляют пищу в большем количестве против обыкновенного и остаток ее раздается нищим. Пси облизаху гной (лизали струпья) его. Они, ища себе пищи и находя ее в том, что выбрасывалось после стола богача и чем желал вместе с ними насытиться и Лазарь, еще увеличивали страдания бедного, когда облизывали его струпья и тем причиняли ему новую боль, тогда как он не имел сил отогнать их от себя (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

[Гл.] 19. Далее Иоанн слышит сильный, единодушный голос многочисленного народа на небе, говорящего: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! [ст.1]; истинны и праведны суды Его, потому что Он осудил великую любодейцу, посмрадившую землю любодеянием своим, и отмстил кровь рабов своих, погибших от руки ее. И в другой раз народ сказал: аллилуиа, а дым от нее восходил уже во веки веков. Двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуиа! От престола вышел голос: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие [ст.4–5]. И вот это слышал, как голос многочисленного народа, как шум множества вод и как раскаты сильных громов, произносящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель [ст.6]. Будем радоваться и веселиться и дадим Ему славу, потому что пришел брак Агнца и Его жена совсем готова. Ей дано было облечься в виссон чистый и светлый, а виссон означает правду святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на вечерю брака Агнца – и опять сказал: это – истинные слова Божии. Павши в ноги, я поклонился ему, а он сказал мне: смотри, не делай этого: я клеврет твой и братий твоих, имеющих свидетельство Иисусово: Богу поклонись. И я видел небо отверсто, и вот, белый конь и Сидящий на нем Верен и Истинен, правосудный и воинственный. Очи у Него как пламень огненный, а на голове у Него много венцов; на Нем написано было имя, которого никто не знал, кроме Его; одет Он в ризу, выкрашенную кровию; имя Его – Слово Божие. Небесные воинства шли за Ним на конях белых, одетые в белый и чистый виссон. Из уст Его выходило оружие острое, которым Он должен был избить народы. На ризе и на стегне Его написано было: «Царь царей и Господь господствующих» [ст.16]. Опять я видел одного Ангела, стоящего на солнце; он воззвал громким голосом ко всем птицам: приидите, соберитеся на великую вечерю Божию – съешьте плоти царей, сильных и тысящников, коней и седоков их, плоти всех свободных и рабов, малых и великих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«голос как бы многочисленного народа» – то есть пребывающих на небе святых.  «аллилуия» – дословно означает призыв: «восхвалите Господа!». В канонических книгах Священного Писания это слово встречается только в псалмах 103–150 и в Апокалипсисе, в 19, 1–6. 166 166 Также оно встречается в  1 Пар. 16, 36, но там цитируется Пс. 105, 48.  Толкователи обращают внимание, что слово Аллилуия Давид первый раз употребил именно после возгласа об очищении земли от зла: «Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!» (Пс. 103, 35) «спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!» – см. комм. на 7, 10. «дым ее восходил во веки веков» – Вавилон повержен навсегда и больше никогда не восстановится. «двадцать четыре старца и четыре животных» – см. комм. на 4, 4 и 4, 6. «голос от престола» – вероятно, голос Ангельских сил. «малые и великие» – люди Божии разнятся в славе: есть просто благочестивые люди, а есть подвижники и великие святые. «как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных» – см. комм. на 14, 2. «воцарился Господь Бог Вседержитель» – ниспровержение Вавилона, царства мирового зла, предвозвещает близкое наступление Царства Божия. Это Царство и есть конечная цель земной Церкви и земной истории, предмет стремлений праведников и святых всех времен, смысл всякого благочестия и служения Богу – всего того, о чем от начала и до конца говорит Священное Писание.  7 Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. 8 И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. 9 И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии. Жена Агнца, то есть Церковь, облеченная в виссон чистый и светлый, то есть праведность и святость, противопоставляется здесь скверной жене блуднице, антицеркви-Вавилону, облеченной в порфиру греха и мерзости.  Отношения Бога с Его народом и грядущее Царство Христа в Библии многократно сравниваются с браком. 167

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Еф.2:13–14 . «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно, и разрушивший стоявшую посреди преграду». Объяснение. В противоположность прежнему состоянию язычества апостол изображает состояние данного времени Ефесян и означает его главным образом понятием близости к Богу, а далее апостол показывает, какая была вражда, взаимно питаемая язычниками и иудеями, доходившая до того, что иудеи и язычники составляли две непримиримые стороны: Мф.15:26 . Соединённые между собою в Христианстве, иудеи и язычники составляют одно здание, утверждённое на основании апостолов и пророков и на краеугольном камне Иисусе Христе, и скрепляются одним духом: Еф.2:19–20 . Отпадшие от такого Богоустроенного единения и соблазняющие к тому других люди, по Писанию, называются лжеучителями, вводящими пагубные ереси: 2Пет.2:1–2:20 . Откр.19:7–8 . «Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых». Объяснение. Жену, облечённую в виссон, представит Церковь Христова. Вечеря же Христова есть торжество спасаемых и стройная их радость, которую получат блаженные и войдут в вечный чертог вместе со святым Женихом, ибо не ложен обещавший: Откр.21:3–4 . в) Единство Церкви Ин.17:20–21 . «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их. Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино: да уверует мир, что Ты послал Меня». Объяснение. Под верующими во Христа, по слову апостолов, должно разуметь и тех, которых они будут научать своими писаниями и преданиями по своём отшествии: 2Пет.1:15 . Посему здесь должно разуметь христиан всех последующих времён: всю соборную, апостольскую Церковь . О единстве этой Церкви и молит Господь Отца Своего в трёх последующих стихах: 21–23. Еф.5:23 . «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Один старец, после размышления об этом, читал канон пятого гласа октоиха на пяток. И в шестой песни нашел необычайно утешительный стих: «Присно обещаваюся дел злых отступити, но всегда лгу и прогневляю Владыку моего. Пресвятая Владычице, Ты ми даждь исправление». Вот откуда может прийти избавление. Пресвятая Богородица всем людям присная помощница, сильна исцелить всякую греховную язву. Подвизающийся и желающий исправиться пусть заучит эту коротенькую молитву и почаще повторяет с надеждою, что, чего он сам достигнуть не может, – может совершить в нем Царица Небесная. У Церкви Христовой есть прекрасная, боготканая одежда, чистая и светлая. Одежда, сотканная из подвигов святых угодников Божиих, убелена их молитвами, омыта их слезами. В этой одежде Церковь , как невеста, предстанет на брак Агнца, когда будут новое небо и новая земля. Вот будет праздник, вот торжество! Видел торжество это и брак Агничий святой апостол Иоанн Богослов в откровении, видел он и невесту – Церковь Христову – на браке в брачных одеждах ее, слышал он и песни хвалебные, здесь воспевавшиеся; и виденное и слышанное записал в своей книге Апокалипсис. Перед тем как открыться Агничвему браку, пишет апостол, «голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие». Потом, продолжает апостол, «слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» ( Откр. 19:5–8 ). О, Господи! Хотя бы издали мне, грешному, посмотреть на брак сей таинственный, дивный, хоть издали послушать песней его сладких, гимнов, свыше вдохновенных; хотя издали мог бы созерцать я сей «виссон чистый и светлый», в который облечется Невеста Твоя – Церковь Святая! Представим путника, решившего пойти в чудный город, где ему обещано полное обеспечение и исцеление от всех болезней. Путь далекий, но так заманчиво, что ожидает! Он берет необходимое для дороги в сумку, посох в руки и идет. Вначале все благоприятствует: солнце греет, но не печет, дорога ровная, среди мягкой зелени. Но чем дальше, тем труднее: дорога становится не такой ровной, солнце печет сильнее, иссякли ручейки, и прохладные рощи не попадаются. Дальше труднее идти: то горы, то обрывы, болота, наконец, чаща непроходимая. Он употребляет все усилия, чтобы пробраться: то раздвинет сучья, то подлезет под упавшее дерево; вынимает и топорик из сумки и рубит ветки. Если болото встретится, посохом ощупывает глубину или кочку, куда ступить. Если зверь нападет, надо успеть спрятаться или отразить нападение. Приходится и раны получать, но, несмотря ни на что, идти вперед. Нападает отчаяние на путника, думает, что не дойдет, но набирается сил и идет снова. Наконец выходит из леса на поляну, откуда виден город.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Порфира и виссон ( Лк. 16:19–21 ) «Воскресное чтение», 1874 г., т. 1 Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его ( Лк. 16:19–21 ). Обилие нищих – дело обыкновенное на Востоке. В Сирии и теперь у ворот богачей часто можно встретить толпы нищих, располагающихся здесь в ожидании милостыни от входящих и выходящих из дома. Особенно много собирается их в праздничные дни, когда в Сирии приготовляют пищу в большем против обыкновенного количестве. Так как вследствие жаркого климата пища не может там долго сохраняться, то остаток ее раздается нищим. В ожидании подачи нищие толпятся у ворот в таком множестве, что запоздавшему приходится воспользоваться разве только крошками. На это-то обстоятельство и указывают приведенные слова Евангелия: «и желал напитаться крошками, падающими со стола богача», одевавшегося в порфиру и виссон. Порфирою или пурпуром называлась материя блестящего цвета и столь дорогая, что ее носили только знатные лица и управители. Цвет пурпура весьма разнообразен, он бывает бледно-розовый, или малиновый, фиолетовый или цвета запекшейся крови. Пурпуровая краска лучшего качества привозилась из Финикийского города Тира и называлась Тирскою краскою. Она добывалась из двух сортов раковин. Одни из них назывались buccinum: их находили на скалах и утесах; другие – purpura или telazia – добывались на дне морском. Тирский пурпур ценился очень дорого, так как он добывался в незначительном количестве и приготовление его соединялось с большими трудностями. В настоящее время эта краска в продаже встречается очень редко. Пурпуровая, голубая и красная краски ценились и евреями очень высоко, потому что материи других цветов у них почти не употреблялись. Евреи сами не умели приготовлять чисто и ярко окрашенных тканей, и потому яркие материи, привозимые к ним из других стран, считались признаком роскоши. Римляне добывали пурпур темно-красного цвета из особой породы моллюсков – каракатицы (octopus или sepia). Материи, окрашенные им, имели яркий цвет. Другого употребления этой краски римляне не знали. В продаже материя этого цвета известна была под именем багряницы. Об одной из продавиц багряницы упоминается в Деяниях Апостольских (16:14). Багряницу носили только цари и вельможи. Пред крестною смертию Спасителя также одели в багряницу, желая тем выставить на посмеяние народа Того, Кто называл Себя Царем Иудейским.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Престал Божий - херувимы, повелевающие воспевать Его великим и малым в добрых делах, соразмерно с силою каждого. Я думаю, что умершие младенцы, малые по возрасту и не достигшие совершенства, воскреснут великими и будут прославлять Творца нашего Бога. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу, ибо наступил брак Агнца. Глох народа и вод многих и громов - означает звучность песнопений ангельских и всех небесных сил бесчислен ных, как их некогда разумели под водами, яже превыше небес (Пс. 148,4). С ними же поет славу Богу весь собор праведных Господь Иисус Христос чрез Свое человеколюбие воцарился над всеми, которыми раньше обладал, как Творец. Он будет царствовать со властью, как Царь и Судия. Брак Агнца означает союз Церкви со Христом, которого божественные апостолы были устроителями, даровав Церкви духовное обручение, потому что некогда она получит обручение истинное. Статья пятьдесят седьмая О таинственном браке и о вечери Агнца И жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божий. Виссон указывает на светлость добродетелей, в которую одета Церковь, на тонкость в ведении и высоту размышления и созерцания Божественных оправданий. Вечеря Христова - торжество верных и радость их, которую унаследуют блаженные в вечном чертоге вместе со Святым Женихом непорочных душ: неложен 6о есть обещаеый. Благ будущего века, превосходящих всякий ум, великое множество; поэтому они называются многоразличными именами: иногда - Царствам Небесным за его славу и честность, иногда - раем за неоскудевающую трапезу наслаждений, иногда лоном Авраама за успокоение в нем почивших, иногда же чертогам брачным за бесконечное веселие и ради чистого, неизреченного и истинного соединения Бога со Своими рабами и ради союза, превосходящего телесное общение, как свет и миро отличаются от тьмы и зловония.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

Престал Божий — херувимы, повелевающие воспевать Его великим и малым в добрых делах, соразмерно с силою каждого. Я думаю, что умершие младенцы, малые по возрасту и не достигшие совершенства, воскреснут великими и будут прославлять Творца нашего Бога. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу, ибо наступил брак Агнца. Глох народа и вод многих и громов — означает звучность песнопений ангельских и всех небесных сил бесчисленных, как их некогда разумели под водами, яже превыше небес (Пс. 148,4). С ними же поет славу Богу весь собор праведных Господь Иисус Христос чрез Свое человеколюбие воцарился над всеми, которыми раньше обладал, как Творец. Он будет царствовать со властью, как Царь и Судия. Брак Агнца означает союз Церкви со Христом, которого божественные апостолы были устроителями, даровав Церкви духовное обручение, потому что некогда она получит обручение истинное. Статья пятьдесят седьмая О таинственном браке и о вечери Агнца И жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божий. Виссон указывает на светлость добродетелей, в которую одета Церковь, на тонкость в ведении и высоту размышления и созерцания Божественных оправданий. Вечеря Христова — торжество верных и радость их, которую унаследуют блаженные в вечном чертоге вместе со Святым Женихом непорочных душ: неложен 6о есть обещаеый. Благ будущего века, превосходящих всякий ум, великое множество; поэтому они называются многоразличными именами: иногда — Царствам Небесным за его славу и честность, иногда — раем за неоскудевающую трапезу наслаждений, иногда лоном Авраама за успокоение в нем почивших, иногда же чертогам брачным за бесконечное веселие и ради чистого, неизреченного и истинного соединения Бога со Своими рабами и ради союза, превосходящего телесное общение, как свет и миро отличаются от тьмы и зловония.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

«Радуимся и веселимся, и дадимъ славу Ему: яко npiuдe бракъ Arhчiй» – «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца» – предмет ликования составляет то, что наступает время празднования брака Агнца. Под «браком» или «брачным пиршеством» разумеется вообще состояние духовного веселия Церкви. Под женихом Церкви разумеется Агнец–Господь Иисус Христос, Глава таинственного Своего Тела; под невестой и женой Агнца разумеется Церковь (см.: Еф. 5:25 ). Самый брак означает тесное соединение Господа Иисуса Христа с Его Церковью, запечатленное верностью, с той и другой стороны подтвержденною заветом, как бы взаимным договором (ср.: Осии 2:18–20 ). Брачное пиршество означает наслаждение полнотой благодати Божией, которая силою искупительных заслуг Христовых обильно будет подаваться всем истинным членам Церкви Христовой, радовать и веселить их неизреченными благами. Откр. 19:8–9. И дано бысть ей облещися въ виссонъ чистъ и свтелъ: виссонъ бо onpabдahiя святыхъ есть. И глагола ми: напиши: блажени зbahhiu на вечерю брака Агнча. И глагола ми: ciя словеса истинна Бoжiя суть. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии. «Что Церковь одета в виссон, сие означает светлость ее в добродетелях, тонкость в разумении и высоту ее в размышлении и созерцании, ибо из сих состоят Божественные оправдания» (св. Андрей Кесарийский , гл.57). «Блажени зbahhiu на вечерю брака Агнча» – «блаженны званые на брачную вечерю Агнца» – «Вечеря Христова, как объясняет св. Андрей, есть торжество спасаемых и согласная их радость, которую получат блаженные, когда войдут в Вечный Чертог со Святым Женихом чистых душ: „вренъ бо есть Обещавый“ – „ибо верен Обещавший“ ( Евр. 10:23 ). Как много благ будущего века, превосходящих всякую мысль, так многоразличны и имена, которыми они называются. Называются они иногда Царством Небесным по славе его и честности, иногда – раем по неоскудению трапезы наслаждений, иногда лоном Авраамовым по успокоению в нем усопших, а иногда – чертогом и браком не только по причине бесконечного веселия, но и ради чистого, истинного и неизреченного соединения Бога с Его рабами, соединения настолько превосходящего телесное общение друг с другом, насколько свет различается от тьмы и миро от зловония» (св. Андрей, гл.57). Откр. 19:10.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Слово (Логос) пришло спасти мир, Оно же придет и судить его. Христос, всадник на белом коне, явится на суд не один, но в сопровождении целого небесного воинства. Откр.19:14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Под воинствами небесными следует разуметь сонмы ангелов. Об этом пророчествовал еще пророк Енох: «Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих» ( Иуд. 14 ). Христос грядет «во славе Своей и Отца и святых Ангелов» ( Лк. 9:26 ), как и апостол пишет, что будет «явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его» ( 2Сол. 1:7 ). Подобно своему предводителю, ангелы изображаются всадниками на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый . Небесные силы отличаются тонкостью природы, высотою разумения и светлостью добродетелей. Они – святы и совершенны. Но есть и отличие их от Христа. У Христа одежда обагрена кровью, а у ангелов нет. Это имеет двоякое значение. Во-первых, этим означено, что спасение наше совершено только Христом. Только Он пролил на Кресте за мир Свою честную кровь. Только Его тело было обагрено кровью за грехи мира. Только «Кровь Иисуса Христа Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин. 1:7 ). «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим. 2:5–6 ). Ангелы же только споспешествовали Христу в том, что совершить Он должен был Сам. Они сами, облеченные в виссон белый и чистый , безгрешны, но не могут никого очистить своею силой. Только Обагривший одежду Своей кровью может нам сказать: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю» ( Ис. 1:18 ). Во-вторых, и в кончину века весь Суд совершит Христос, ибо Отец «весь суд отдал Сыну» ( Ин. 5:22 ). Ангелы будут только слугами Его, споспешниками Его, славой Его, но Суд вершить будет Христос, и потому только Его одежда будет обагрена кровью наказуемых. Никто не скажет, что меня спас ангел, или, что меня осудил ангел. То и другое совершает только Сам Христос-Бог. Ангелы же сослужат Ему при этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010